ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность транспортной инфраструктуры региона 8
1.2 Элементы транспортной инфраструктуры региона 14
1.3 Факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона 19
2. АНАЛИЗ О ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры регионов Южного
федерального округа Российской Федерации 27
2.2 Организационно-правовые основы управления развитием транспортной
инфраструктуры регионов Южного федерального округа Российской Федерации 57
2.3 Оценка показателей текущего состояния транспортной инфраструктуры
регионов Южного федерального округа 72
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры и возможность
его применения в регионах России 115
3.2 Перспективы развития транспортной инфраструктуры в регионах России 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 149
Приложение 158
1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность транспортной инфраструктуры региона 8
1.2 Элементы транспортной инфраструктуры региона 14
1.3 Факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры региона 19
2. АНАЛИЗ О ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры регионов Южного
федерального округа Российской Федерации 27
2.2 Организационно-правовые основы управления развитием транспортной
инфраструктуры регионов Южного федерального округа Российской Федерации 57
2.3 Оценка показателей текущего состояния транспортной инфраструктуры
регионов Южного федерального округа 72
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры и возможность
его применения в регионах России 115
3.2 Перспективы развития транспортной инфраструктуры в регионах России 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 149
Приложение 158
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день эффективное функционирование инфраструктуры в регионе является одним из основных факторов удовлетворенности населения качеством жизни в регионе и основным элементом для нормальной жизнедеятельности. Стоит заметить, что для ведения экономической и других видов деятельности необходимо постоянное увеличение результативности инфраструктурного комплекса. Одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование региональной экономики, занимает транспортная инфраструктура, так как статистические данные показывают, что регионы, которые имеют высокую транспортную доступность и транспортное обеспечение, как правило, имеют более высокие социально-экономические показатели. Транспортная инфраструктура способствует связности экономического и социального пространства региона. Формирование транспортной инфраструктуры является ключевым направлением повышения эффективности общественного производства.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года. В данной стратегии обеспечение доступности транспортных услуг для населения и грузовладельцев является одним из основных приоритетов развития транспорта в целом. В региональных программах, посвященных развитию транспорта, также отмечается значимость развития транспорта, а именно необходимость улучшения состояния, а не результативность использования транспортной инфраструктуры.
Важным элементом развития транспортной инфраструктуры является сбалансированное развитие всех видов транспорта, которое на данный момент обеспечивается в малом количестве регионов. Данный элемент важен в условиях низкой доступности и высокой стоимости ресурсов как элемент развития конкурентной среды и мультимодальности транспортного комплекса.
Транспортная инфраструктура оказывает существенное влияние на развитие регионов и страны в целом, так как является системообразующим фактором территориальной целостности и единства регионов, а также их экономического развития. Особыми элементами для анализа транспортной инфраструктуры выступают обеспечение экономики и населения транспортными услугами, удовлетворяющими постоянно растущие потребности в мобильности различного вида ресурсов. Также, важной функцией транспортной инфраструктуры является осуществление региональных и межрегиональных транспортных и экономических связей, что определяется регионообразующей задачей транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, что важность эффективного и рационального функционирования транспортной инфраструктуры в Российской Федерации обусловлена также масштабностью территории страны и необходимостью создания единого экономического пространства на территории всей страны. Доля транспорта в ВВП составляет 7,6%. При эффективном функционировании транспортной структуры имеет место привлечение населения к производству, уменьшение затрат времени на перемещения населения и грузов, а также мобильность ресурсов и капиталов. Это позволяет увеличить производительность транспортной сферы, а, следовательно, увеличить долю транспорта в валовом внутреннем продукте и увеличить его значение в целом.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения современного состояния транспортной инфраструктуры и анализе проблем ее развития в качестве одного из главных показателей улучшения социальноэкономического положения регионов.
Разработанность темы исследования. Характер работы, осуществляемой на стыке различных научных направлений, обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы. Исследованию теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры посвящены труды следующих авторов: Л.Б. Миротиной, И.В. Гилязутдиновой и Н.Н.
Даяново, А.В. Поначугина, Г.В. Абакумова, Е.Г. Ефимовой, Р.В. Горбанева, В.Н. Лившица и других.
Так, особенность транспорта, как сферы экономики, рассмотрена В.В. Агроскиным. Факторы, способствующие развитию транспортной инфраструктуры, подробно изучены в работах Л.Н. Рудневой. Отдельные элементы транспортной инфраструктуры рассмотрены в трудах А.С. Бакулина, В.Ф. Бабкова.
Однако следует отметить, что многие теоретические, методологические и методические вопросы исследований региональной транспортной инфраструктуры не достаточно изучены и требуют дальнейшего научного осмысления и развития.
Объектом исследования является транспортная инфраструктура регионов Южного федерального округа.
Предметом исследования - текущие показатели и основные направления развития транспортной инфраструктуры регионов Южного федерального округа.
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа и определение перспектив ее развития.
Задачи исследования:
- изучить основные понятия и сущность транспортной инфраструктуры;
- определить перечень основным элементов транспортной инфраструктуры региона;
- выявить факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть характеристику и тенденции развития транспортной инфраструктуры в регионах ЮФО;
- проанализировать организационно-правовую обеспеченность транспортной инфраструктуры регионов ЮФО;
- определить текущее состояние транспортной инфраструктуры регионов и круг проблем при реализации транспортной политики регионов ЮФО;
- рассмотреть зарубежный опыт ведения транспортной политики и оценить его применимость в российских реалиях;
- определить направления решения основных проблем развития транспортной инфраструктуры
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики функционирования и развития региональной транспортной инфраструктуры, законодательные и нормативные акты, регламентирующие социальноэкономическое развитие регионов.
Методы исследования: метод обобщения и систематизации, анализ нормативно-правовых актов и статистических данных, формально-логический и системный методы исследования.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована следующая нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Стратегии развития и Государственные программы Российской Федерации и регионов Южного федерального округа.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «транспортной инфраструктуры» и выявляются основные элементы и факторы развития транспортной инфраструктуры.
Во второй главе проводится анализ текущего состояния и нормативноправовой базы транспортной инфраструктуры регионов ЮФО, выявляются основные проблемы развития транспортной инфраструктуры.
В третьей главе рассматривается зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры и возможности его применения в современной России, а также содержатся рекомендации по и предложения по дальнейшему развития транспортной инфраструктуры регионов ЮФО.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года. В данной стратегии обеспечение доступности транспортных услуг для населения и грузовладельцев является одним из основных приоритетов развития транспорта в целом. В региональных программах, посвященных развитию транспорта, также отмечается значимость развития транспорта, а именно необходимость улучшения состояния, а не результативность использования транспортной инфраструктуры.
Важным элементом развития транспортной инфраструктуры является сбалансированное развитие всех видов транспорта, которое на данный момент обеспечивается в малом количестве регионов. Данный элемент важен в условиях низкой доступности и высокой стоимости ресурсов как элемент развития конкурентной среды и мультимодальности транспортного комплекса.
Транспортная инфраструктура оказывает существенное влияние на развитие регионов и страны в целом, так как является системообразующим фактором территориальной целостности и единства регионов, а также их экономического развития. Особыми элементами для анализа транспортной инфраструктуры выступают обеспечение экономики и населения транспортными услугами, удовлетворяющими постоянно растущие потребности в мобильности различного вида ресурсов. Также, важной функцией транспортной инфраструктуры является осуществление региональных и межрегиональных транспортных и экономических связей, что определяется регионообразующей задачей транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, что важность эффективного и рационального функционирования транспортной инфраструктуры в Российской Федерации обусловлена также масштабностью территории страны и необходимостью создания единого экономического пространства на территории всей страны. Доля транспорта в ВВП составляет 7,6%. При эффективном функционировании транспортной структуры имеет место привлечение населения к производству, уменьшение затрат времени на перемещения населения и грузов, а также мобильность ресурсов и капиталов. Это позволяет увеличить производительность транспортной сферы, а, следовательно, увеличить долю транспорта в валовом внутреннем продукте и увеличить его значение в целом.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения современного состояния транспортной инфраструктуры и анализе проблем ее развития в качестве одного из главных показателей улучшения социальноэкономического положения регионов.
Разработанность темы исследования. Характер работы, осуществляемой на стыке различных научных направлений, обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы. Исследованию теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры посвящены труды следующих авторов: Л.Б. Миротиной, И.В. Гилязутдиновой и Н.Н.
Даяново, А.В. Поначугина, Г.В. Абакумова, Е.Г. Ефимовой, Р.В. Горбанева, В.Н. Лившица и других.
Так, особенность транспорта, как сферы экономики, рассмотрена В.В. Агроскиным. Факторы, способствующие развитию транспортной инфраструктуры, подробно изучены в работах Л.Н. Рудневой. Отдельные элементы транспортной инфраструктуры рассмотрены в трудах А.С. Бакулина, В.Ф. Бабкова.
Однако следует отметить, что многие теоретические, методологические и методические вопросы исследований региональной транспортной инфраструктуры не достаточно изучены и требуют дальнейшего научного осмысления и развития.
Объектом исследования является транспортная инфраструктура регионов Южного федерального округа.
Предметом исследования - текущие показатели и основные направления развития транспортной инфраструктуры регионов Южного федерального округа.
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа и определение перспектив ее развития.
Задачи исследования:
- изучить основные понятия и сущность транспортной инфраструктуры;
- определить перечень основным элементов транспортной инфраструктуры региона;
- выявить факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры;
- рассмотреть характеристику и тенденции развития транспортной инфраструктуры в регионах ЮФО;
- проанализировать организационно-правовую обеспеченность транспортной инфраструктуры регионов ЮФО;
- определить текущее состояние транспортной инфраструктуры регионов и круг проблем при реализации транспортной политики регионов ЮФО;
- рассмотреть зарубежный опыт ведения транспортной политики и оценить его применимость в российских реалиях;
- определить направления решения основных проблем развития транспортной инфраструктуры
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики функционирования и развития региональной транспортной инфраструктуры, законодательные и нормативные акты, регламентирующие социальноэкономическое развитие регионов.
Методы исследования: метод обобщения и систематизации, анализ нормативно-правовых актов и статистических данных, формально-логический и системный методы исследования.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована следующая нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Стратегии развития и Государственные программы Российской Федерации и регионов Южного федерального округа.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «транспортной инфраструктуры» и выявляются основные элементы и факторы развития транспортной инфраструктуры.
Во второй главе проводится анализ текущего состояния и нормативноправовой базы транспортной инфраструктуры регионов ЮФО, выявляются основные проблемы развития транспортной инфраструктуры.
В третьей главе рассматривается зарубежный опыт развития транспортной инфраструктуры и возможности его применения в современной России, а также содержатся рекомендации по и предложения по дальнейшему развития транспортной инфраструктуры регионов ЮФО.
В заключении содержатся основные выводы по теме исследования.
Особенности географического положения Российской Федерации обуславливают важность и необходимость развития и эффективного функционирования транспортной инфраструктуры во всех регионах страны. Степень развития транспортной инфраструктуры влияет на социальноэкономическое положение субъектов России, что способствует развитию единого экономического пространства и улучшению качества жизни населения. Развитие транспортной инфраструктуры включает в себя экономический и социальный характер. Так, экономический характер заключается в эффективном функционировании производства, обеспечении связей между производителями и потребителя, а также между несколькими производителями и производителями - поставщиками ресурсов. Развитие транспортных систем позволяет более быстрому и экономичному перемещению факторов производства. Социальная роль заключается в обеспечении комфортности и безопасности пассажирских перевозок, а также мобильности населения. Также развитие транспортной инфраструктуры способствует расселению людей на определенной территории.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены материалы научных статей, диссертаций, различных методик расчета показателей, монографий, нормативной базы, официальных сайтов органов государственной власти и прочее. Объектом анализа стала транспортная инфраструктура регионов Южного федерального округа.
Для изучения объекта исследования были использованы такие методы как обобщение и систематизация, формально-логические, а также методы анализа нормативно-правовой базы и статистических данных транспортной инфраструктуры. Данные методы были использованы для изучения теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа и определения перспектив ее развития.
Для комплексного изучения транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа был поставлен ряд задач, совокупность исполнения которых способствует достижению поставленной цели исследования. В ходе изучения теоретических аспектов транспортной инфраструктуры были проанализированы различные подходы к определению понятия и элементов транспортной инфраструктуры, а также выявлены основные факторы, имеющие большое значение для развития транспортной системы регионов и страны в целом. Так, под «транспортной инфраструктурой» при выполнении выпускной квалификационной работы подразумевалось следующее ее значение: совокупность государственных и частных институтов, которые обладают определенным имуществом и осуществляют эффективную взаимосвязь социальных и экономических процессов посредством рациональной организации транспортно-распределительных функций, как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Также отмечены элементы транспортной инфраструктуры, оказывающие наиболее сильное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Наиболее важные элементы, определяемые в выпускной квалификационной работе: пути сообщения, транспортные единицы, объекты инфраструктуры, коммуникации организации/предприятия. Для изучения практических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры была выявлена значимость изучения такого теоретического аспекта как факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры. Изучение наиболее значимых факторов способствует более эффективной транспортной политике государственных органов власти и устранению проблем, вызывающих стагнацию в процессах развития транспортной инфраструктуры регионов. Таким образом, определение основных элементов развития транспортной инфраструктуры позволяет выявить показатели функционирования транспортной инфраструктуры для их дальнейшего анализа. А выделение основных факторов, влияющих на развитие транспортной системы, способствует расстановке приоритетов при осуществлении транспортной политики в регионах Южного федерального округа.
В ходе изучения практических аспектов развития транспортной инфраструктуры было рассмотрено состояние транспортной инфраструктуры регионов ЮФО на период 2010-2016 годов, а также определены тенденции развития транспортной инфраструктуры в целом. Анализ характеристик и тенденций транспортной инфраструктуры в ЮФО был проведен в соответствии рассмотренным факторам влияния на транспортную инфраструктуру. Таким образом, наиболее развиты факторы формирования транспортной инфраструктуры в таких регионах как Краснодарский край и Ростовская области. Одним из основных факторов, влияющих на развитие и функционирование транспортной инфраструктуры, является развитие нормативно-правовой базы. В соответствии с данным фактором была выявлена нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование транспортной инфраструктуры в каждом из регионов Южного федерального округа, а также нормативно-правовая база транспортной инфраструктуры Российской Федерации в целом. При анализе нормативного фактора, был выявлен не менее важный фактор, имеющий большое значение для транспортной инфраструктуры в целом. Данным фактором является организационная база, которая заключается в разветвленной системе управления транспортной инфраструктурой. При анализе данного аспекта рассмотрены органы управления транспортной инфраструктурой, профильность данных структур, подведомственные организации и предприятия. По результатам анализа организационно-правовой системы управления транспортной инфраструктурой в регионах Южного федерального органа составлена таблица, которая отражает отдельные пункты развития данного фактора. При этом сделаны следующие выводы: отмечена необходимость создания единого законодательного акта для всех видов транспорта, разработки программ взаимодействия государства и предпринимательства, повышения социальной значимости проводимой политики.
Для более подробного анализа текущего состояния транспортной инфраструктуры был изучен ряд методик, позволяющих оценить транспортную доступность, обеспеченность региона различными видами транспорта. При этом использованы различные индексы и методы расчета. В ходе анализа данного практического аспекта функционирования транспортной инфраструктуры был составлен рейтинг взаимосвязанных показателей уровня развития транспортной инфраструктуры и уровня социально экономического развития региона. Таким образом, были выявлены три уровня развития транспортной инфраструктуры: развитая, развивающаяся и отстающая.
Регионы Южного федерального округа имеют следующие уровни развития: регионы с развитой транспортной инфраструктурой - Краснодарский край; к регионам, переходящим к категории «развитых» можем отнести Ростовскую и Волгоградскую области, к категории регионов с развивающейся транспортной инфраструктурой - Астраханскую область, к регионам, переходящим в категорию «развивающихся» относится республика Адыгея и к категории регионов с отсталым развитием транспортной инфраструктуры относится республика Калмыкия. В ходе анализа показателей текущего состояния транспортной инфраструктуры выявлены проблемы ограниченности практического применения методик расчета уровня развития транспортной инфраструктуры, а также выявлены факторы, сдерживающие развитие транспортной инфраструктуры в каждом регионе Южного федерального округа.
На основании выявленных проблем развития транспортной инфраструктуры в следующей главе выпускной квалификационной работы проведена оценка зарубежного опыта ведения транспортной политики, а также возможность применения зарубежного опыта в регионах нашей страны. При изучении опыта зарубежных стран в сравнении с основными положениями транспортной политики в Российской Федерации было выявлено существенное различие в уровне развития транспортной инфраструктуры, что ограничивает возможность использования зарубежного опыта в российских реалиях. При этом стоит отметить, что в ходе изучения были рассмотрены некоторые проекты транспортной инфраструктуры, которые были бы интересны для реализации в регионах России. Для ликвидации или смягчения проблем, выявленных при изучении практического аспекта развития транспортной инфраструктуры, в заключительном параграфе предложен ряд рекомендации. Отмечена необходимость разработки комплексных мер, затрагивающих основные элементы и факторы развития транспортной инфраструктуры.
В заключении хотелось бы выделить основные аспекты реализации транспортной политики, необходимые для эффективного функционирования транспортной инфраструктуры:
а) Разработка унифицированного нормативно-правового акта, способствующего развитию интермодальности перевозок и обеспечивающего взаимодействие всех видов путей сообщения на территории всей страны;
б) Развитие проектов на основе государственно-частного партнерства для привлечения предприятий и организации для создания общественных и общественно-частных благ, а также для снижения нагрузки на государственный бюджет и бюджеты субъектов РФ;
в) Проведение анализа существующих методик оценки развития транспортной инфраструктуры в регионах и разработка практически применимой методики расчета;
г) Организация крупных мероприятий мирового масштаба и дальнейшая поддержка содержания объектов транспортной инфраструктуры;
д) Проведение мероприятий для каждого из видов путей сообщения.
Таким образом, развитие и функционирование транспортной
инфраструктуры является одним из главных показателей социальноэкономического положения регионов. Проведение эффективной транспортной политики способствует улучшению экономических, политических, социальных, экологических и многих других показателей уровня качества жизни в регионах Российской Федерации и во всей стране в целом. Развитие транспортной инфраструктуры влияет на развитие единого экономического и социального
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены материалы научных статей, диссертаций, различных методик расчета показателей, монографий, нормативной базы, официальных сайтов органов государственной власти и прочее. Объектом анализа стала транспортная инфраструктура регионов Южного федерального округа.
Для изучения объекта исследования были использованы такие методы как обобщение и систематизация, формально-логические, а также методы анализа нормативно-правовой базы и статистических данных транспортной инфраструктуры. Данные методы были использованы для изучения теоретических и практических аспектов развития транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа и определения перспектив ее развития.
Для комплексного изучения транспортной инфраструктуры в регионах Южного федерального округа был поставлен ряд задач, совокупность исполнения которых способствует достижению поставленной цели исследования. В ходе изучения теоретических аспектов транспортной инфраструктуры были проанализированы различные подходы к определению понятия и элементов транспортной инфраструктуры, а также выявлены основные факторы, имеющие большое значение для развития транспортной системы регионов и страны в целом. Так, под «транспортной инфраструктурой» при выполнении выпускной квалификационной работы подразумевалось следующее ее значение: совокупность государственных и частных институтов, которые обладают определенным имуществом и осуществляют эффективную взаимосвязь социальных и экономических процессов посредством рациональной организации транспортно-распределительных функций, как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Также отмечены элементы транспортной инфраструктуры, оказывающие наиболее сильное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Наиболее важные элементы, определяемые в выпускной квалификационной работе: пути сообщения, транспортные единицы, объекты инфраструктуры, коммуникации организации/предприятия. Для изучения практических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры была выявлена значимость изучения такого теоретического аспекта как факторы формирования и развития транспортной инфраструктуры. Изучение наиболее значимых факторов способствует более эффективной транспортной политике государственных органов власти и устранению проблем, вызывающих стагнацию в процессах развития транспортной инфраструктуры регионов. Таким образом, определение основных элементов развития транспортной инфраструктуры позволяет выявить показатели функционирования транспортной инфраструктуры для их дальнейшего анализа. А выделение основных факторов, влияющих на развитие транспортной системы, способствует расстановке приоритетов при осуществлении транспортной политики в регионах Южного федерального округа.
В ходе изучения практических аспектов развития транспортной инфраструктуры было рассмотрено состояние транспортной инфраструктуры регионов ЮФО на период 2010-2016 годов, а также определены тенденции развития транспортной инфраструктуры в целом. Анализ характеристик и тенденций транспортной инфраструктуры в ЮФО был проведен в соответствии рассмотренным факторам влияния на транспортную инфраструктуру. Таким образом, наиболее развиты факторы формирования транспортной инфраструктуры в таких регионах как Краснодарский край и Ростовская области. Одним из основных факторов, влияющих на развитие и функционирование транспортной инфраструктуры, является развитие нормативно-правовой базы. В соответствии с данным фактором была выявлена нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование транспортной инфраструктуры в каждом из регионов Южного федерального округа, а также нормативно-правовая база транспортной инфраструктуры Российской Федерации в целом. При анализе нормативного фактора, был выявлен не менее важный фактор, имеющий большое значение для транспортной инфраструктуры в целом. Данным фактором является организационная база, которая заключается в разветвленной системе управления транспортной инфраструктурой. При анализе данного аспекта рассмотрены органы управления транспортной инфраструктурой, профильность данных структур, подведомственные организации и предприятия. По результатам анализа организационно-правовой системы управления транспортной инфраструктурой в регионах Южного федерального органа составлена таблица, которая отражает отдельные пункты развития данного фактора. При этом сделаны следующие выводы: отмечена необходимость создания единого законодательного акта для всех видов транспорта, разработки программ взаимодействия государства и предпринимательства, повышения социальной значимости проводимой политики.
Для более подробного анализа текущего состояния транспортной инфраструктуры был изучен ряд методик, позволяющих оценить транспортную доступность, обеспеченность региона различными видами транспорта. При этом использованы различные индексы и методы расчета. В ходе анализа данного практического аспекта функционирования транспортной инфраструктуры был составлен рейтинг взаимосвязанных показателей уровня развития транспортной инфраструктуры и уровня социально экономического развития региона. Таким образом, были выявлены три уровня развития транспортной инфраструктуры: развитая, развивающаяся и отстающая.
Регионы Южного федерального округа имеют следующие уровни развития: регионы с развитой транспортной инфраструктурой - Краснодарский край; к регионам, переходящим к категории «развитых» можем отнести Ростовскую и Волгоградскую области, к категории регионов с развивающейся транспортной инфраструктурой - Астраханскую область, к регионам, переходящим в категорию «развивающихся» относится республика Адыгея и к категории регионов с отсталым развитием транспортной инфраструктуры относится республика Калмыкия. В ходе анализа показателей текущего состояния транспортной инфраструктуры выявлены проблемы ограниченности практического применения методик расчета уровня развития транспортной инфраструктуры, а также выявлены факторы, сдерживающие развитие транспортной инфраструктуры в каждом регионе Южного федерального округа.
На основании выявленных проблем развития транспортной инфраструктуры в следующей главе выпускной квалификационной работы проведена оценка зарубежного опыта ведения транспортной политики, а также возможность применения зарубежного опыта в регионах нашей страны. При изучении опыта зарубежных стран в сравнении с основными положениями транспортной политики в Российской Федерации было выявлено существенное различие в уровне развития транспортной инфраструктуры, что ограничивает возможность использования зарубежного опыта в российских реалиях. При этом стоит отметить, что в ходе изучения были рассмотрены некоторые проекты транспортной инфраструктуры, которые были бы интересны для реализации в регионах России. Для ликвидации или смягчения проблем, выявленных при изучении практического аспекта развития транспортной инфраструктуры, в заключительном параграфе предложен ряд рекомендации. Отмечена необходимость разработки комплексных мер, затрагивающих основные элементы и факторы развития транспортной инфраструктуры.
В заключении хотелось бы выделить основные аспекты реализации транспортной политики, необходимые для эффективного функционирования транспортной инфраструктуры:
а) Разработка унифицированного нормативно-правового акта, способствующего развитию интермодальности перевозок и обеспечивающего взаимодействие всех видов путей сообщения на территории всей страны;
б) Развитие проектов на основе государственно-частного партнерства для привлечения предприятий и организации для создания общественных и общественно-частных благ, а также для снижения нагрузки на государственный бюджет и бюджеты субъектов РФ;
в) Проведение анализа существующих методик оценки развития транспортной инфраструктуры в регионах и разработка практически применимой методики расчета;
г) Организация крупных мероприятий мирового масштаба и дальнейшая поддержка содержания объектов транспортной инфраструктуры;
д) Проведение мероприятий для каждого из видов путей сообщения.
Таким образом, развитие и функционирование транспортной
инфраструктуры является одним из главных показателей социальноэкономического положения регионов. Проведение эффективной транспортной политики способствует улучшению экономических, политических, социальных, экологических и многих других показателей уровня качества жизни в регионах Российской Федерации и во всей стране в целом. Развитие транспортной инфраструктуры влияет на развитие единого экономического и социального
Подобные работы
- ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ТРАСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Разработка модели финансирования транспортной инфраструктуры региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - Управление транспортной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Развитие транспортной инфраструктуры
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2019



