Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
|
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты системы управления
инновационным развитием 7
1.1 Сущность и интерпретация понятия «инновационное развитие» 7
1.2 Теоретические аспекты и подходы организации управления
инновационным развитием 12
1.3 Особенности организации управления инновационным развитием на
предприятиях деревообратабывающей отрасли 21
2. Исследование системы управления инновационным развитием ООО
«Панорама» 28
2.1 Экономико-финансовая характеристика организации 28
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельности организации 34
2.3 Проблемные аспекты в системе управления инновационной деятельностью
предприятия 40
3. Развитие системы управления инновационным развитием
ООО «Панорама» 46
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления
инновационным развитием 46
3.2 Оценка экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 52
3.3 Пути дальнейшего совершенствования системы управления
инновационного развития 55
Заключение 66
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические и методологические аспекты системы управления
инновационным развитием 7
1.1 Сущность и интерпретация понятия «инновационное развитие» 7
1.2 Теоретические аспекты и подходы организации управления
инновационным развитием 12
1.3 Особенности организации управления инновационным развитием на
предприятиях деревообратабывающей отрасли 21
2. Исследование системы управления инновационным развитием ООО
«Панорама» 28
2.1 Экономико-финансовая характеристика организации 28
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельности организации 34
2.3 Проблемные аспекты в системе управления инновационной деятельностью
предприятия 40
3. Развитие системы управления инновационным развитием
ООО «Панорама» 46
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления
инновационным развитием 46
3.2 Оценка экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 52
3.3 Пути дальнейшего совершенствования системы управления
инновационного развития 55
Заключение 66
Список использованных источников
Приложения
Неустойчивость мировой экономики, стремительное развитие научнотехнической сферы, обострение рыночной конкуренции и неоднозначные политические трансформации - эти процессы реформируют привычные конфигурации хозяйственных отношений, образовывают иной инструментарий предпринимательской деятельности, меняют образ жизни общества. Применение прогрессивных технологий, генерирование знаний и интеллектуального капитала, как и их модификация в результативное производство становятся предпосылками для образования другого технологического уклада,создающего условия для приобретения конкурентных преимуществ национальной экономики, а также ее переход на инновационный путь развития.
В настоящее время предметом особого внимания ученых-исследователей, органов государственной власти и бизнеса являются вопросы осуществления интенсивного экономического роста и роста качества жизни населения в экономике постиндустриального типа. Актуальность работы и общая характеристика проблемы обуславливаются тем, что потребность в создании научно обоснованной методологии управления инновационным развитием социально-экономических систем является явной и даст возможность обеспечить их стабильную жизнедеятельность в рамках неопределенности факторов внешней и внутренней среды, а также умножение знаний в нынешней теории управления и экономической науке.
Деревообрабатывающая промышленность располагает значительными ресурсами саморазвития, которые в настоящее время не реализуются в полном объеме (наличие незамерзающих портов, близость рынков стран АТР). Однако отсутствие логичной и продуманной политики в области дереобработки со стороны государства в целом, а также несоответствие правового регулирования реальным потребностям экономики значительно осложняют и тормозят развитее глубокой переработки на предприятиях.
Сложившееся положение в деревообрабатывающем комплексе, в частности в мебельной отрасли, обуславливает необходимость формирования процесса управления и механизмов высокотехнологичного инновационного развития, способствующих повышению эффективности функционирования деревообрабатывающих и мебельных предприятий до уровня высокоразвитых стран (Финляндии, Канада, Япония и т.д.).
Важно отметить, что имеющиеся подходы к организации и управлению инновационным развитием мебельных компаний подвергают анализу только некоторые аспекты и направления, в то время как интегральная концепция, которая включала бы системное управление инновационной деятельностью мебельных компаний, на сегодняшний день отсутствует. Следовательно, при проблемах организации и управления инновационным развитием мебельных компаний возникает потребность систематического исследования, обобщения и пересмотр существующих форм и методов управления предприятиями изучаемой отрасли.
Степень разработанности темы. Возрастающее число публикаций и научных дискуссий по проблеме инновационного развития
макроэкономических промышленных систем подтверждает актуальность поставленной в работе проблемы. Так проблемы инновационного развития предприятий исследуются в работах таких российских ученых, как А. В. Бузгалин, А. И. Колганов, М. И. Воейков, С. Ю. Глазьев, Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец, Л. Р. Батуковой и многих других. Недостаточная теоретическая и инструментарно-методическая разработанность проблем управления
инновационным развитием предприятий мебельной отрасли в современных условиях обусловила актуальность исследования, остановку его цели и задач [26, с. 117].
Таким образом, целью работы стоит комплексный анализ системы организации управления инновационным развитием предприятия и разработка практических мер по ее совершенствованию.
Для реализации обозначенной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить сущность понятия «инновационное развитие»;
- рассмотреть теоретические аспекты и подходы организации
управления инновационным развитием;
- определить характерные черты организации управления
инновационным развитием на предприятиях мебельной отрасли;
- дать экономико-финансовую характеристику организации ООО «Панорама»;
- провести анализ системы управления инновационной деятельности организации;
- выявить проблемные аспекты в системе управления инновационной развитием предприятия;
- сформулировать практические предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления инновационным развитием организации;
- оценить экономический эффект предлагаемых мероприятий;
- сформулировать направления дальнейшего совершенствования системы управления инновационного развития
Объектом исследования выступает инновационное развитие как ключевой элемент современного эффективного предприятия ООО «Панорама»; предметом - организационные основы управления инновационным развитием.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационным развитием, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.
При проведении исследования использованы методы системного анализа, сравнительного анализа, финансово-экономического анализа,
статистические методы.
Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, включающих девять параграфов, заключение, список использованных источников, приложения
В настоящее время предметом особого внимания ученых-исследователей, органов государственной власти и бизнеса являются вопросы осуществления интенсивного экономического роста и роста качества жизни населения в экономике постиндустриального типа. Актуальность работы и общая характеристика проблемы обуславливаются тем, что потребность в создании научно обоснованной методологии управления инновационным развитием социально-экономических систем является явной и даст возможность обеспечить их стабильную жизнедеятельность в рамках неопределенности факторов внешней и внутренней среды, а также умножение знаний в нынешней теории управления и экономической науке.
Деревообрабатывающая промышленность располагает значительными ресурсами саморазвития, которые в настоящее время не реализуются в полном объеме (наличие незамерзающих портов, близость рынков стран АТР). Однако отсутствие логичной и продуманной политики в области дереобработки со стороны государства в целом, а также несоответствие правового регулирования реальным потребностям экономики значительно осложняют и тормозят развитее глубокой переработки на предприятиях.
Сложившееся положение в деревообрабатывающем комплексе, в частности в мебельной отрасли, обуславливает необходимость формирования процесса управления и механизмов высокотехнологичного инновационного развития, способствующих повышению эффективности функционирования деревообрабатывающих и мебельных предприятий до уровня высокоразвитых стран (Финляндии, Канада, Япония и т.д.).
Важно отметить, что имеющиеся подходы к организации и управлению инновационным развитием мебельных компаний подвергают анализу только некоторые аспекты и направления, в то время как интегральная концепция, которая включала бы системное управление инновационной деятельностью мебельных компаний, на сегодняшний день отсутствует. Следовательно, при проблемах организации и управления инновационным развитием мебельных компаний возникает потребность систематического исследования, обобщения и пересмотр существующих форм и методов управления предприятиями изучаемой отрасли.
Степень разработанности темы. Возрастающее число публикаций и научных дискуссий по проблеме инновационного развития
макроэкономических промышленных систем подтверждает актуальность поставленной в работе проблемы. Так проблемы инновационного развития предприятий исследуются в работах таких российских ученых, как А. В. Бузгалин, А. И. Колганов, М. И. Воейков, С. Ю. Глазьев, Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец, Л. Р. Батуковой и многих других. Недостаточная теоретическая и инструментарно-методическая разработанность проблем управления
инновационным развитием предприятий мебельной отрасли в современных условиях обусловила актуальность исследования, остановку его цели и задач [26, с. 117].
Таким образом, целью работы стоит комплексный анализ системы организации управления инновационным развитием предприятия и разработка практических мер по ее совершенствованию.
Для реализации обозначенной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить сущность понятия «инновационное развитие»;
- рассмотреть теоретические аспекты и подходы организации
управления инновационным развитием;
- определить характерные черты организации управления
инновационным развитием на предприятиях мебельной отрасли;
- дать экономико-финансовую характеристику организации ООО «Панорама»;
- провести анализ системы управления инновационной деятельности организации;
- выявить проблемные аспекты в системе управления инновационной развитием предприятия;
- сформулировать практические предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления инновационным развитием организации;
- оценить экономический эффект предлагаемых мероприятий;
- сформулировать направления дальнейшего совершенствования системы управления инновационного развития
Объектом исследования выступает инновационное развитие как ключевой элемент современного эффективного предприятия ООО «Панорама»; предметом - организационные основы управления инновационным развитием.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационным развитием, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.
При проведении исследования использованы методы системного анализа, сравнительного анализа, финансово-экономического анализа,
статистические методы.
Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, включающих девять параграфов, заключение, список использованных источников, приложения
Инновации - результат общественного, технико-экономического процесса, направленный на изменение в первоначальной структуре производственного механизма, то есть переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы,организации; с целью получения как экономического, так и экологического эффекта.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Обзор литературных источников показывает, что в российской экономической науке под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, имеющий различные воплощения. Кроме того, инновация включает в себя такие понятия как нововведение и новшество. Деятельность, представляющая собой процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний, является инновационной деятельностью.
Процесс управления инновационным развитием предприятия включает в себя процедуры выбора и принятия управленческих решений, направленных на повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособности.
На сегодняшний день в России производством мебели занимаются, по различным оценкам, от 5100 до 5800 предприятий, из которых примерно 500 — крупные и средние. Мебельная промышленность относится к секторам экономики, активно внедряющим инновационные технологии и продукты. Более того, в последнее время произошла серьезная модернизация мебельного производства за счет обновления парка мебельного оборудования. Однако, мебельная промышленность создает мало инновационных продуктов и хитов продаж, в связи с этим предложение отстает от спроса.
В рамках анализа управления инновационным развитием на практике было исследовано ООО «Панорама». Собственное производство компании находится в г. Ижевск. Сегодня фабрика - это современный производственный комплекс общей площадью более 10000 кв.м. производственных, складских и офисных помещений. Фабрика оснащена высокотехнологичным европейским оборудованием "HOMAG", "IMV, "BIESSE". На предприятии в настоящее время трудится 105 человек, что на 12 человек больше чем в 2014 году.
Реализацией инновационного развития компании непосредственно занимаются арт-директор, отдел разработки и конструкторский отдел.
Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели проходит в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:
1. Разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели.
2. Разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели.
3. Внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.
Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности, инновационное развитие компании сдерживается рядом ограничений. К факторам, препятствующим эффективному управлению инновационной деятельностью в ООО «Панорама», относятся следующие:
- ресурсные: ограничение финансирования инновационной деятельности ; финансирование преимущественно радикальных инноваций, потенциально обеспечивающих высокий доход;
- мотивационные: отсутствие комплексной системы мотивации инновационной деятельности; столкновение корпоративных культур инновационного подразделения и других структурных подразделений;
- низкий уровень компетентности сотрудников низшей иерархии управления в вопросах осуществления инновационной деятельности;
- структурные: фрагментарный характер функциональных связей между инновационным и другими структурными подразделениями; доминирование рутинных процессов; отсутствие организационных структур, поддерживающих реализацию инноваций.
- производственные: устаревающие производственные мощности и высокая необходимость в их замене на более новые и современные средства производства.
В настоящее время «Панорама» владеет не совсем достаточным и необходимым научно-техническим потенциалом и возможностями для проведения собственных разработок, которые позволяют приумножить конкурентные позиции на основе инновационного фактора. Важное условие в данном случае заключается в процессе и реализации системы управления инновационным развитием предприятия и воплощении в жизнь научнотехнического управления.
Также проведенный во второй главе анализ инновационной деятельности предприятия, позволил обосновать необходимость разработки модели управления инновационной деятельностью. С целью построения модели были сформулированы следующие рекомендации:
1. Предложен процесс управления инновационной деятельностью на основе стратегического подхода.
2. Предложена методика оптимизации инновационных проектов в рамках инновационной программы предприятия. Важную роль в процессе стратегического управления предприятием играет повышение эффективности инновационной программы, которое осуществляется с целью уменьшения инвестиционных затрат по каждому из выбранных инновационных проектов и отвечает на вопросы о том, каким самым эффективным способом можно приблизить достижение поставленных целей развития.
По нашему мнению, предложенные проект и модель управления инновационной деятельностью, разработанная методика оптимизации инновационных проектов в рамках инновационной программы предприятия, разработанный метод контроля целесообразности реализации инновационной программы предприятия будут способствовать более эффективному использованию ресурсов предприятия, рациональному развитию системы управления инновационной деятельностью ООО «Панорама».
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Обзор литературных источников показывает, что в российской экономической науке под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, имеющий различные воплощения. Кроме того, инновация включает в себя такие понятия как нововведение и новшество. Деятельность, представляющая собой процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний, является инновационной деятельностью.
Процесс управления инновационным развитием предприятия включает в себя процедуры выбора и принятия управленческих решений, направленных на повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособности.
На сегодняшний день в России производством мебели занимаются, по различным оценкам, от 5100 до 5800 предприятий, из которых примерно 500 — крупные и средние. Мебельная промышленность относится к секторам экономики, активно внедряющим инновационные технологии и продукты. Более того, в последнее время произошла серьезная модернизация мебельного производства за счет обновления парка мебельного оборудования. Однако, мебельная промышленность создает мало инновационных продуктов и хитов продаж, в связи с этим предложение отстает от спроса.
В рамках анализа управления инновационным развитием на практике было исследовано ООО «Панорама». Собственное производство компании находится в г. Ижевск. Сегодня фабрика - это современный производственный комплекс общей площадью более 10000 кв.м. производственных, складских и офисных помещений. Фабрика оснащена высокотехнологичным европейским оборудованием "HOMAG", "IMV, "BIESSE". На предприятии в настоящее время трудится 105 человек, что на 12 человек больше чем в 2014 году.
Реализацией инновационного развития компании непосредственно занимаются арт-директор, отдел разработки и конструкторский отдел.
Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей мебели проходит в трёх направлениях, которые также подразумевают возможность их включения в проект инновационного развития предприятия:
1. Разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели.
2. Разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели.
3. Внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.
Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности, инновационное развитие компании сдерживается рядом ограничений. К факторам, препятствующим эффективному управлению инновационной деятельностью в ООО «Панорама», относятся следующие:
- ресурсные: ограничение финансирования инновационной деятельности ; финансирование преимущественно радикальных инноваций, потенциально обеспечивающих высокий доход;
- мотивационные: отсутствие комплексной системы мотивации инновационной деятельности; столкновение корпоративных культур инновационного подразделения и других структурных подразделений;
- низкий уровень компетентности сотрудников низшей иерархии управления в вопросах осуществления инновационной деятельности;
- структурные: фрагментарный характер функциональных связей между инновационным и другими структурными подразделениями; доминирование рутинных процессов; отсутствие организационных структур, поддерживающих реализацию инноваций.
- производственные: устаревающие производственные мощности и высокая необходимость в их замене на более новые и современные средства производства.
В настоящее время «Панорама» владеет не совсем достаточным и необходимым научно-техническим потенциалом и возможностями для проведения собственных разработок, которые позволяют приумножить конкурентные позиции на основе инновационного фактора. Важное условие в данном случае заключается в процессе и реализации системы управления инновационным развитием предприятия и воплощении в жизнь научнотехнического управления.
Также проведенный во второй главе анализ инновационной деятельности предприятия, позволил обосновать необходимость разработки модели управления инновационной деятельностью. С целью построения модели были сформулированы следующие рекомендации:
1. Предложен процесс управления инновационной деятельностью на основе стратегического подхода.
2. Предложена методика оптимизации инновационных проектов в рамках инновационной программы предприятия. Важную роль в процессе стратегического управления предприятием играет повышение эффективности инновационной программы, которое осуществляется с целью уменьшения инвестиционных затрат по каждому из выбранных инновационных проектов и отвечает на вопросы о том, каким самым эффективным способом можно приблизить достижение поставленных целей развития.
По нашему мнению, предложенные проект и модель управления инновационной деятельностью, разработанная методика оптимизации инновационных проектов в рамках инновационной программы предприятия, разработанный метод контроля целесообразности реализации инновационной программы предприятия будут способствовать более эффективному использованию ресурсов предприятия, рациональному развитию системы управления инновационной деятельностью ООО «Панорама».
Подобные работы
- Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы управления инновационным развитием организации в сфере производства
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ системы управления инновационным развитием (на примере ЗАО «РТК»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления устойчивым развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Методы управления инновационным развитием предприятия сферы услуг
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и внедрение организационного механизма инновационного развития предприятия сферы услуг.На материалах: ООО «Край Спорт Ресурс»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АВП-ГРУПП»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



