Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №29654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
834
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..…………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………....….......9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика особенностей
младшего школьника………………………………………...........................9
1.2. Девиантное поведение и проявление агрессии у младших
школьников………...……………………………..……...……..…..15
1.3. Проявление конфликтности у младших школьников
к сверстникам………….………..…………………………………………….20
Выводы по первой главе………………………………………...............26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО
СВЕРСТНИКАМИ……………………………………………………....…....28
2.1. Организация и методы исследования….………………………..…28
2.2. Реализация профилактических мероприятий по снижению
межличностных конфликтов младших школьников во
взаимоотношениях со сверстниками…………………………..……………35
2.3. Результаты экспериментального исследования………..……….…46
Выводы по второй главе……………………………...……...……….....48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………….………………………………...…58

Актуальность исследования связана с проблемой жестокости
школьников в младших классах по отношению друг к другу. Повышенная
враждебность и даже проявления жестокости между школьниками
вызывают тревогу как у родителей, так и у общества в целом.
Специалисты, общественность и родители заинтересованы в решении
проблемы. Исследуя первоисточник возникновения конфликтной
ситуации, можно обозначить начальную точку. Важно выяснить причины
более частых случаев. Напряженная, нестабильная социальная,
экономическая, экологическая ситуация, сложившаяся в нашей стране,
вызывает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении
детей. В последнее время дети младшего школьного возраста склонны к
агрессивным и конфликтным ситуациям. Среди них особую озабоченность
вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная
тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм,
жестокость, агрессивность. Повышенная возбудимость и негативное
отношение друг к другу препятствуют формированию здорового
школьного коллектива. В младшем школьном возрасте происходит
процесс формирования дружеских партнерских отношений. По причине
искаженного восприятия этих чувств возникают конфликтные ситуации,
которые мешают учиться и развиваться среди сверстников. Конфликт, как
социально-психологический феномен, является закономерной и
естественной характеристикой социальных отношений.
Важность семьи и школы, как института воспитания, обусловлена тем
фактом, что здесь ребенок проживает значительную часть своей жизни, но
и по длительности своего воздействия на личность ни одно из учреждений4
воспитания не может сравнить с семьей. Здесь закладываются основы
личности ребенка.
Социальное благополучие общества на разных уровнях его
организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях
всех его членов. Недостаток социальных умений и навыков способствует
обращению школьника к моделям поведения, используемым
окружающими в демонстрируемых социальных сетях и на телевидении.
Действия и поступки взрослых и инокумиров часто рассматриваются и
воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для
подражания.
В этой связи актуальна проблема освоения лучших способов
реагирования в конфликтной ситуации школьников. В сложившейся
ситуации проблема формирования опыта взаимоотношений младших
школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов
приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что конфликтные
ситуации раннего детства переживаются гораздо более резко, чем
аналогичные ситуации в отношениях взрослых. Младший школьный
возраст является переломным моментом в развитии социальной
компетентности, этот период ориентирован на изменение ведущего типа
деятельности.
В научной литературе много исследований было посвящено проблеме
конфликтов и их решений, направленных на изучение различных аспектов
этой проблемы. Наряду с социальными факторами и отсутствием
компетентности в общении, межличностные конфликты младших
школьников определяются спецификой возраста. Исследования в области
возрастной психологии таких авторов, как В.С. Мухина [31], Л.И. Божович
[9], Л.С. Выготский [15], Р.С. Немов [32] и другие представляют
характерные особенности психофизиологического развития младшего
школьного возраста.5
Д.Б. Эльконин [44], Л.А. Кулагина [28] в своих работах
рассматривают учебную деятельность и особенности развития детей человек
изучаемого возраста, оказывающие влияние на выстраивание отношений
и развития общения со сверстниками.человек
Изучение неумения выстраивать взаимоотношения со сверстниками
отражены в работах таких авторов, как Г.М. Андреева [2], И.В.
Дубровина [20] , А.Я. Анцупов [3,4], Л. Козер [25] и др.
Причины детской агрессии рассматривались в работах такихсортавторов,
как И.В. Алфимова [1], А. Басс [5] , И.И. Романова [50] и др.сорт
Способы разрешения конфликтных вопросов в детском возрасте и
профилактическая работа в образовательных учреждениях
использована из исследований Е.В. Белинской [6], Ю.ВВасильковой [13],
С.В.Крюквой [27],Л.В.Ляминой [31]. Справочный и энциклопедический
материал о терминах и определениях конфликтности и агрессивности
детей младшего школьного возраста использован из специализированного
справочника аппарата по психологии [48, 49].
Существующие противоречия во взглядах исследователей, в
предлагаемых методах разрешения, предотвращения конфликтов
создают возможность детально разобраться в причинах возникновения
конфликтных ситуаций, что делает наше исследование актуальными в
разработке профилактических мероприятий.
Несмотря на различия в подходах к содержанию начального
школьного возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого
периода оказывают значительное влияние на формирование личности и ее
социализацию.
Цель исследования - изучить способы профилактики возникновения
межличностных конфликтов младших школьников со сверстниками.
Объектом является межличностное общение между младшими
школьниками и сверстниками.6
Предметом исследования определено содержание, формы и методы
профилактики межличностных конфликтов младших школьников со
сверстниками.
Гипотеза: профилактика межличностных конфликтов младших
школьников со сверстниками будет эффективной, если:
- выявить причины возникновения конфликтных ситуаций со
сверстниками;
- провести комплекс профилактических мер по уменьшению
конфликтных ситуаций;
- использовать необходимые методики по разрешению конфликтов при
работе с детьми и их родителями.
Исходя из определенной цели и выдвинутой гипотезы, определен
ряд задач:
- определить причины агрессии и конфликтного поведения у младших
школьников.
- охарактеризовать сущность агрессии и конфликтности младших
школьников во взаимоотношениях со сверстниками.
- провести диагностику состояния конфликтности в школьном
коллективе.
- реализовать профилактические мероприятия по снижению агрессивного
поведения младших школьников.
Методологический материал практического применения
профилактических игр и упреждений по снижению агрессии
и урегулированию конфликтов в детском коллективе использованы из
работ Н.В. Самоуткиной [39], Д.Я. Райгородского [38], О.В. Хухлаевой
[41].
Методы исследования: изучение теоретических аспектов человек
исследования включает анализ литературы и классификацию человек
конфликтных ситуаций, свойственных возрастным особенностям. При человек7
проведении исследования, последствий внедрения профилактических
мер по снижению конфликтов в кругу младших школьников,
применено:
- наблюдение за поведением классного часа, при проведении
внеклассных мероприятий (учебный процесс, экскурсия, досуг),
- проективная методика «Несуществующее животное» (М.З.
Дукаревич),
- анкетирование родителей,
- профилактические упражнения по снижению агрессии
«Высвобождение гнева», «Разрывание бумаги»,человек«Отреагирование гнева»,
«Письмо гнева» ,
- тренинг на обучение приёмам человек саморегуляции «Избавление от
тревог» (В. Оклендер).
Работа состоит в том, что в процессе проведенных исследований
выявлены причины личностных конфликтов со сверстниками,
разработаны коррекционные упражнения, направленные на гармонизацию
отношений и на снижение агрессивного поведения у детей младшего
школьного возраста.
База исследования: ученики 2 класса Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя док
общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района док
(далее СОШ №8).
Этапы исследования:водив
Первый этап (сентябрь 2017 г.) – Изучение научной и
методической литературы. Составление плана работы, подготовка к док
практической работе по реализации теоретических аспектов
понятийного содержания «конфликтность», «девиантное поведение».
Произведен подбор методик по изучению основных характеристик
младшего школьного возраста. Изучены основные характеристики данного8
класса: количественный состав, отзыв классного руководителя,
психологический климат коллектива.
Второй этап (октябрь - ноябрь 2017г.) – проведение
констатирующего, формирующего этапов исследовательской работы.
Выявлены уровень агрессии и конфликтности в среде учеников 2
класса. Проведена профилактическая работа по предотвращению
конфликтных ситуаций.
Третий этап (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) – уточнение
научно-теоретических и методических основ работы. Проведен
контрольный этап исследования, в процессе которого была доказана
гипотеза, определенная в начале эксперимента. На основе анализа
данных проведена работа оформление текста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, первый из
которых показывает теоретические аспекты изучения причин агрессии и
конфликтов в детском возрасте при общении и совместной деятельности.
Вторая глава содержит исследование по изучению конфликтности при
общении младших школьников СОШ № 8, а также описание
профилактических мероприятий, которые уменьшают агрессию и
предотвращают конфликты в детской среде. В заключении
рассматриваются основные выводы и подтверждение поставленной
гипотезы и раскрытие цели исследования. Список литературы включает 51
пункт. Также в работе имеются 14 приложений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе
международной студенческой науч - практической конференции «Научное
сообщество студентов XXI столетия» Гуманитарные науки. (г.
Новосибирск, апрель 2018 г.). По проблеме исследования опубликована
статья на тему «Профилактика межличностных конфликтов младших
школьников во взаимоотношениях со сверстниками».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения специальной литературы по характерным
особенностям развития младших школьников, изучены причины
возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в
школьной практике. В нашем исследовании мы определили
теоретические основы проблемы агрессивности, дали
сущностную характеристику следующим понятиям: агрессия, агрессивное
поведение, причины и факторы возникновения агрессивности,
рассмотрели психологические особенности младшего школьника,
формы и особенности проявления агрессии у младших школьников,
обозначили половозрастные особенности проявления агрессивности в
поведении детей младшего школьного возраста.
Социальная ситуация развития данного возраста характеризуется
тем, что ребенок включается в новый для него вид деятельности -
учебную, он приобретает социально значимые обязанности, выполнение
которых получает общественную оценку. Определено, что в младшем
школьном возрасте можно отследить такие новообразования как
рефлексия, внутренний план действий, качественно новый
уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности. Для
ученика начальной школы становится важным общение
со сверстниками, формируются задатки умения строить отношения.
Закладывается понятие «коллектив». Причинами возникновения
конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка
в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими
эмоциональных устремлений, различные умения и возможности.
В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и
сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении51
конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение
общаться.
По результатам изучения темы и при проведении опытноэкспериментальной работы подтверждена гипотеза исследования, что
доказывает тему нашего исследования актуальной, которая заключается
в том, что младшие школьники наряду с подростками нуждаются в
профилактике конфликтов. Отметим, что конфликты в образовательном
учреждении представляют собой социально - педагогическую проблему,
которая влечет за собой отрицательные последствия, влияющие на
личность учащегося и отражающиеся не только на его учебной
деятельности, но и на взаимоотношениях со сверстниками и
психологический климат в целом в группе.
Родители учеников начальной школы и учителя играют
важную роль в формировании опыта разрешения конфликтных
ситуаций. Младшие школьники не владеют информацией о
конфликтах, у них отсутствуют навыки по конструктивному
разрешению конфликтов, они ориентированы на разрешение возможного
конфликта по сценарию предложенного поведением родителей.
Определено, что профилактика конфликтов - работа с еще не
начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их
прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом
сопровождении.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у
мальчиков и девочек на разных стадиях младшего школьного
возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую
ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под
воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно
строить воспитательный процесс.52
Так же, на базе СОШ №8 была проанализирована деятельность по
разрешению конфликтов во 2 классе и было установлено, в данном
школьном коллективе возможна работа по профилактике
межличностных конфликтов. Для профилактики межличностных
конфликтов у детей в младшем школьном возрасте в школе нами
предложен комплекс мероприятий, который может осуществляться в
форме классных часов или тренингов. Классный час на тему «Жизнь
без конфликтов» позволил им научиться правильно оценивать
конфликтную ситуацию, научиться правильно принимать решение при
конфликте. В профилактических упражнениях по снижению агрессии
«Высвобождение гнева», «Разрывание бумаги», «Освобождение от гнева»,
«Письмо гнева» дети научились правильно выражать эмоции, при этом
понимать друг друга. Во время тренинга «Избавление от тревог» дети
научились расслабляться, доверять друг другу. Используя данную
методику профилактики межличностных конфликтов в младшем
школьном возрасте можно снизить уровень агрессии школьников, научить
их взаимодействовать друг с другом. Что и произошло во время квестигры «Дворец Снежной королевы». Во время сюжетно-ролевой игры дети
повышали свою самооценку, понимая окружающих, что помогло
сплотить коллектив и тем самым предотвратить появление конфликтов.
При этом педагогу отводилась ненавязчивая роль наблюдателяпосредника.
Таким образом, задачи решены, цель работы раскрыта - изучены
способы профилактики возникновения межличностных конфликтов
младших школьников с ровесниками.
Гипотеза в ходе исследования доказана. Ознакомившись в ходе
изучения темы с психолого-педагогической литературой по
разрешению конфликтов в данном возрасте исследованы возможные
причины возникновения конфликтных ситуаций с ровесниками во53
2 классе СОШ №8.
С целью профилактики конфликтов подготовлены и реализованы
комплекс профилактических мер с детьми и их родителями по
уменьшению конфликтных ситуаций.
В заключение отметим, что в процессе профилактических работ
по предотвращению конфликтов родителям важно помнить следующее:
агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред
окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям,
но также это еще и огромная сила, которая может служить источником
энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И
задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и
использовать ее в мирных целях.


Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы
психологии.- 2010. – № 6. –С. 12-17.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., дополн. - М.: там
Аспект Пресс, 2008. - 149 с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология. - М.: Юнити, 2011. - 551 с.
4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.
-M.: Владос, 2013. - 208 c.
5. Басс А. Агрессивное поведение. - М.: «Аст», 2008. - 190 с.
6. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 125 с.
7. Бендер П.У. Лидерство изнутри. – М., 2005. - 348 с.
8. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – СПб.,
2011, 245 с.бар
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: АСТ,
2016. - 322с.
10. Большая психологическая энциклопедия /А.Б. Альмуханова.
- М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
11. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт!. - Новосибирск: Наука, 2014. -
189 с.
12. Бэрон Р. Агрессия. – СПб., 2007. - 342 с.
13. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. -
М.: Академия, 2011. - 160 с.
14. Волков Б.З. Возрастная психология. - М.: Владос, 2009. - 343 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 2012.
- Т.1 – 487 с.
16. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. - М., 2014. - 79 с.55
17. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб. :
Речь, 2014. - 272 с.
18. Давыдов В.В. Психическое развитие младших   школьников. - М.,
1990. - 327 с.
19. Демко Е.В. Организационно педагогическая деятельность по парк
профилактике и коррекции агрессивности детей 6–7 лет : дис. ., канд.пед.
наук. – Армавир, 2005. - 355 с.
20. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология:
Хрестоматия. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
21. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья,
2008.- 186с.авалс
22. Запорожец А.В., Неверович, Я.З. О генезисе функции и структуре
эмоциональных процессов ребенка // Вопросы психологии - 2016. - №6.
– С.59-73.
23.ЗмановскаяЕ.В.Девиантология: психологияотклоняющегося поведения):
Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - 3-е издание. - М.:
Издательский центр Академия, 2009. - 412с.
24. Калинина Р.Р. Сделаем вместе / Диагностика эмоциональнонравственного развития. Ред. и сост. И.Б .Дерманова. - СПб., 2012. -
с.42-45
25. Козер Л. Основы конфликтологии. - СПб: Светлячок, 2009. - с.98. парк
26. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб: Питер, 2014. - 224 с.
27. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей сорт
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. -сорт
М.: Генезис, 2012. - 208 с.
28. Кулагина Л.А. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2011. - 464 с.56
29. Лямина Л.В. Формирование способности к разрешению конфликтов
у детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология.- 2016.
- №6. - С.39-43.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, бар
детство, отрочество. - 8-е изд. - М.: Академия, 2012. - 456 с.
31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
640 с.
32. Платонова Н.М. Агрессия детей и подростков.- СПб.: Речь, 2014. -
336с.
33. Прохоров А.О., Генинг там Г.Н. Особенности психических в
состояний младших школьников в учебной деятельности там //
Вопросы психологи. - 1998. - № 4. - С.42-53.
34. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. человек
Мещерякова. -М.: Транзиткнига, 2016. – 530 с.
35. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов - СПб:
Питер, 2000. - 512 с.
36. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм -
Еврознак, 2012. - 656 с.
37. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред.
К.М. Гуревича. - М., 2011. - 232 с.
38. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и
тесты. - Самара: БахраХ - М, 2014. - 672 с.
39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические
упражнения, коррекционные программы. - М.: Новая школа, 2015 .
- 144 с.
40. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской парк
психологии. - М., 2015. - 289 с.
41. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми57
3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2005. -авалс
176 с.
42. Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские
«почему?». - Ярославль: Академия развития, 2013.- 160 с
43. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности
младших подростков. - М.: Просвещение, 1997. - 360 с.
44. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2014. - 384 с.
45. Этапы формирования личности в онтогенезе  //
Возрастная и педагогическая   психология. Тексты.  - М.:   Изд-во МГУ,  
1992. - С. 190- 210.
46.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -
М.: ВЛАДОС, 2011. - 512 с.
47. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н.   Дифференцировка психических
состояний и других психологических   феноменов. - Казань,   2008.
– С. 526-528.
48. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.: Элайда,
2011. - 704 с.
49. Глоссарий: терминологический словарь [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.glossary.ru (дата обращения: 20.10.2017).
50. Романова И.И. Агрессия как одна из форм девиантного поведения
младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 857-860
[Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/88/17339/ (дата
обращения: 23.01.2018).
51. Симптомокомплексы агрессивности теста «Несуществующее
животное» (по Фурманову И.А.) [Электронный ресурс]. URL: http://
about:blank.ru (дата обращения: 20.10.2017).58

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ