Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, КАК ФАКТОРА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
1.1. Подходы к определению корпоративного управления, его роли и значения в современных компаниях
1.3. Значение корпоративного управления и актуальные
эмпирические исследования его влияния на стоимость компании
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ, КАК ФАКТОРА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Обзор существующих рейтингов корпоративного управления
2.2. Корреляционно - регрессионный анализ и методы исследования
2.3. Результаты корреляционно - регрессионного исследования
3. ПРОБЛЕМАТИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
3.1. Обобщение результатов исследования влияния корпоративного управления на стоимость компании
3.2. Проблематика корпоративного управления в России
3.3. Практика совершенствования корпоративного управления в ПАО «Росгосстрах»
Заключение
Литература
Приложение
Выбор данной темы обусловлен возрастающим и укрепляющим свои позиции мнением о том, что корпоративное управление компании является важным фактором, влияющим на создание стоимости компании.
Действительно, в современной России, где нормы законодательства касательно корпоративного управления в акционерном обществе не обязывают к строгому исполнению требований, в самом деле возникает вопрос о том, насколько эффективно проводит свою деятельность. Это приводит к вопросу о инвестиционной привлекательности акционерного общества, со стороны эффективного использования финансовых средств. В связи с этим вопрос о корпоративном управлении, как о факторе стоимости компании актуален в настоящее время.
Поэтому целью данной работы является рассмотрение корпоративного управления и определение его влияния на стоимость акционерного общества.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность корпоративного управления, и его эффективность как механизм влияния на стоимость компании.
- проанализировать данные компаний и провести анализ используя модель множественной регрессии;
- обобщить результаты и определить проблематику корпоративного управления в России и пути его совершенствования.
Объектом исследования выступает корпоративное управление в компании.
Предметом исследования является непосредственное изучение влияния корпоративного управления на стоимость компании.
Теоретической и методической основой для написания работы явились следующие основные источники; работы зарубежных и отечественных авторов, как Ван Хорн и другие, П. Этрилл, А.П. Шихвердиев, И. А. Лисовская. Исследования Black B. S., Love I., Rachinsky A, и остальных зарубежных авторов;
такие периодические издания, как Электронный журнал Корпоративные Финансы; Российский журнал менеджмента и остальные, приведенные в списке литературы. В ВКР были использованы различные методы исследования: теоретический анализ, синтез, экономико-математическое моделирование, регрессионный и корреляционный анализ.
При написании работы был изучен и проанализирован достаточно немалый объем научной литературы как зарубежной, так и отечественной, публикаций по исследуемой тематике. Детальный список использованных источников приведен в конце работы.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из трех основных частей. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты корпоративного управления. Будут отображены актуальные теории и модели корпоративного управления, в том числе особенности, которые есть Российской модели. А также будут представлены исследования, проведенные другими авторами.
Вторая глава включает в себя практические аспекты корпоративного управления, а именно: будет рассмотрено присвоение рейтингов корпоративного управления компаний, анализа компонентов, подходящих для построения модели влияния корпоративного управления на стоимость компании. И непосредственно проведение регрессионного анализа.
В третьей главе будут освещены результаты исследования. И будут рассмотрены проблемы, которые влияют на эффективность корпоративного управления и будут определены пути его совершенствования в частности, на практике внедрения системы корпоративного менеджмента в ПАО Росгосстрах.
Таким образом, в данной работе получено, что корпоративное управление — это контроль за деятельностью публичной компании, охватывающий отношения между акционерами, советом директоров и высшим органом менеджмента. Результатом таких связей является определение стратегии компании, ее целей, постановка задач для их достижений, выполнение возложенных на сотрудников обязанностей и контроль их действий в акционерном обществе.
Представленные взаимоотношения компании, на самом деле, образуют многообразие форм и видов корпоративного управления, которые находят отражение в сформированных теориях и моделях корпоративного управления компании. В приведенных теориях и моделях корпоративного управления наблюдаются свои особенности. От количества значимых (заинтересованных или влияющих) лиц на акционерное общество, до различного уровня взаимоотношений административных уровней внутри корпорации.
В рамках агентской теории разные интересы субъектов компании (собственников и управляющих), могут привести к инсайдерскому контролю, который нейтрализуется по-разному, в зависимости от конкретной модели управления публичной компанией. Существует прямой контроль за деятельностью управляющих, при котором идет непосредственный мониторинг за деятельностью корпорации через совет директоров в англо - американской, и через аффилированные банки в японо - германкой модели. Также присутствует контроль со стороны фондового рынка угрозой изъятия капитала в инсайдерской модели. Формирование общих интересов акционеров и управляющих, хорошо стимулирует действия менеджмента. Оно достигается путем, непосредственного влияния экономического результата деятельности компании на зарплату менеджеров, этот метод хорошо развит в обоих моделях.
В Российской Федерации в крупных и средних компаниях происходит отождествление фигуры менеджера и контролирующего акционера. В условиях сохраняющейся низкой степени защищенности прав инвесторов, наиболее вероятным на ближайшие 10-20 лет для России представляется дальнейшее укрепление и развитие блокхолдерной модели корпоративного управления, а не публичных корпораций с неконцентрированной собственностью.
В рамках стейкхолдерской теории, к отчетности, как к основному информационному каналу, связывающему компании и их стейкхолдеров, предъявляются определенные требования. Если ранее раскрытие информации о компании подразумевало только экономические или финансовые показатели, то в настоящее время международным сообществом признается необходимость раскрытия информации экологического и социального характера. Цель такой отчетности состоит в выявлении и оценке вклада компании в устойчивое развитие социально-экономической среды, и определение и обеспечение интересов всех заинтересованных сторон к компании.
Для изучения вопроса об уровне эффективности корпоративного управления, реализуются различные рейтинги корпоративного управления, которые проводятся разными субъектами, среди них есть, как и оценка, выводимая целыми компаниями, либо методики, принадлежащие единичным исследователям.
В процессе работы по исследованию влияния корпоративного управления на стоимость компании произошли некоторые трудности. Например, не у каждой компании был в доступе рейтинг корпоративного управления, согласованный с организацией, которая его присваивает. Поэтому в качестве измерение величины эффективности корпоративного управления было взято относительно новое исследование, которая базируется на публичной информации. А для того, чтобы оценить влияние корпоративного управления на стоимость компании, был взят показатель экономической добавленной стоимости, так как он более обоснованно отображает необходимое в наблюдениях. Данные для выборки были отобраны у 40 компаний из 16 отраслей.
Используя данные о рейтинге корпоративного управления компаний и о финансовых показателях компаний были построены регрессионные модели.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что 1 % модель, которая включает корпоративное управление, значима, более того, переменная - корпоративное управление значима на 1% уровне. Из построенной модели было заключено, что корпоративное управление влияет на стоимость компании. Модель, как и сами факторы были включены обосновано и их значимость была доказана соответствующими анализами.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что корпоративное управление действительно создает стоимость, даже в странах со слабыми правовыми институтами. Эффективность тех или иных механизмов зависит от правовой среды, развития рынка, концентрации собственности в компаниях. В странах с недостаточной правовой средой, зачастую выбор качества корпоративного управления находится в руках контролирующих акционеров. У них могут быть стимулы практиковать эффективное корпоративное управление с целью привлечения капитала.
Более детальный обзор эффективности корпоративного управления и проблем на него влияющих показал, что отдельному числу ведущих российских компаний за счет совершенствования корпоративного управления и повышения прозрачности уже удалось существенным образом повысить свою рыночную капитализацию (например, ТНКВР Лукойл) и привлекательность для ведущих международных портфельных и стратегических инвесторов, продемонстрировав, таким образом, реальную экономическую отдачу от улучшения практики корпоративного управления.
Ключевой, по мнению авторов, проблемой корпоративного управления является низкая прозрачность большинства компаний, затруднённый доступ к информации о финансовом состоянии, реальных владельцах и аффилированности, об условиях существенных сделок, и задачей государства является создание условий, стимулирующих корпорации к открытости.
Одними из специфических современных проблем корпоративного управления являются достаточно большой классовый разрыв между обществом состоятельных и несостоятельных людей, их роль в процессах корпоратизации компаний и сам механизм формирования модели управления.
Отношение сотрудников к владельцам частной собственности в Российской Федерации неоднозначно, так как при проведении приватизации одни имели серьезные административные преимущества, а другие нет. Такие процессы приватизации, разгосударствление предприятий, создание новых организационно-правовых - акционерных обществ - не привели к формированию эффективных собственников в многих российских корпорациях.
Анализ системы корпоративного управления компании Росгосстрах показал, что в организации есть некоторые недостатки и преимущества. Но несмотря на это, совершенствование практики корпоративного управление имеет место быть. Были приведены основные пути улучшения системы корпоративного управления
1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ
Книги, монографии
2. Брейли Ричард, Майерс Стюарт Б89 Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2008. — 1008 с: ил
3. Кравченко Р.С. Корпоративное управление: обеспечение и защита права акционеров на информацию (российский и англо-американский опыт). - М.: Спарк, 2002. 174 с.
4. Лазарев С. В., Лазарев Н. С. Японский вариант управления мотивацией труда сотрудников //Мотивация и оплата труда. - 2007. - Т. 1
5. Лисовская И. А. Основы финансового менеджмента. - М.: ТЕИС, 2006 120 с.
6. Рачинский А. Корпоративное управление и рыночная стоимость российских компаний //М.: ЦЭФИР. - 2003. - Т. 11.
7. Хоминич И. П. экономический университет имени Г.В. Плеханова; под ред. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 624 с.
Печатная периодика
8. Беляева О. В., Заугольникова И. С. Известия Юго-Западного государственного университета / О. В. Беляева //Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 3 (20).
9. Ван Хорн, Джеймс, С, Вахович, мл., Джон, М. Основы финансового менеджмента, 12-е издание: Пер. с англ. — М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2008 1232 с.
Этрилл П. Финансовый менеджмент для неспециалистов: 3-е издание 2006 608 с.
Учебники, учебные пособия и материалы
11. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 240 с.
12. Бородич С.А. Эконометрика. Практикум: Учебное пособие / 2000 354 с.
13. Веснин В.Р.Корпоративное управление: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2008. 153 с.
14. Шихвердиев. А.П. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. М.: 2009 179 с.
Электронные ресурсы
15. Аглиуллина И. Р. Проблемы развития корпоративного управления в России.
16. Алексеева О.Л., М.С. Павлова Оценка результативности управления финансами страховой компании с позиции ключевых стейкхолдеров. Вестник Российского университета кооперации. 2016. №2 1(23)
17. Анализ состояния корпоративного управления. Режим доступа:http://arsagera.ru/analitika/issledovanie_korporativnogo_upravleniya_v_r ossii/analiz_sostoyaniya_korporativnogo_upravleniya/
18. Воронина С. В Экономическая добавленная стоимость как инструмент управления стоимостью компании. Вестник южно-уральского государственного университета. серия: экономика и менеджмент. № 22 2012
19. Воронцов П.Г. «Современные проблемы корпоративного
управления в российской федерации» Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» Выпуск № 11 (51) / 2015
http://cyberleninka.rU/article/n/klassicheskie-modeli-korporativnogo-upravleniya (дата обращения 19.04.2017).
20. Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в
развитых странах и России Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2008 Режим доступа:
http://dis.ru/library/detail.php?LD=26698 (дата обращения 19.04.2017).
21. Дегтярева И. В., Н . А . Петрова. Проблемы корпоративного управления в россии и пути их преодоления. Вестник УГАТУ Т. 15, № 3 (43). С. 183-189 2011. Режим доступа : ttps://cyberleninka.ru/article/n/problemy- korporativnogo-upravleniya-v-rossii-i-puti-ih-preodoleniya
22. Дуденков Д. А. Стейкхолдер-ориентированная модель
компании в теории корпоративного управления. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/steykholder-orientirovannaya-model-kompanii-v- teorii-korporativnogo-upravleniya (дата обращения 15.03.2018)
23. Исследование корпоративного управления в России УК
Арсагера. Режим доступа :
http://arsagera.ru/kuda_i_kak_investirovat/fundament_analiz1/issledovanie_korpo rativnogo_upravleniya_v_rossii/
24. Кожина Е.А., Приступова Ю.Д., Сомов В.А. Влияние
корпоративного управления на рыночную стоимость российских компаний // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL:
https://sibac.mfo/joumal/student/4/73759 (дата обращения: 25.03.2018).
25. Кузнецова И.В Корпоративное управление в России:
проблемы, подходы, практика. Вестник МГОУ. Серия: Экономика 2016 / № 3
26. Ломакина С. А. Особенности корпоративного управления как фактора, влияющего на рыночную стоимость компании // журнал: Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. №2. С. 60-64.
27. Лукашов А.В. «Сравнительные корпоративные финансы и корпоративное управление» журнал // Управление корпоративными
финансами 2005 Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/589/955/1216/1.pdf (дата обращения 19.04.2017).
28. Методология присвоения рейтингов качества управления
компании РАЕехреЛ Режим доступа:
https://raexpert.ru/ratings/corporate/method
29. Наливайский В. Ю., Цой Р. А Оценка влияние корпоративного управления на рыночную стоимость российских компаний. Вестник Санкт - Петербургского университета сер. 8 вып. 3 2006
30. Официальный сайт ПАО «Росгосстрах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rgs.ru/about/investors/index.wbp
31. Отчет компании ПАО «Росгосстрах» за 2016 год Режим доступа:https://www.rgs.ra/upload/iЫock/Годовой%20отчет%20ПАО%20СК% 20Росгосстрах%20за%202016%20год.pdf
32. Рощупкин В.Г. Особенности российской модели корпоративного управления. Журнал «Современные проблемы науки и образования» - № 2 (часть 2). Дата публикации 20.10.2015 Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22257. (дата обращения 18.04.2017).
33. Cайт “Conomy”, занимающийся анализом экономической деятельности компаний. Режим доступа: https://www.conomy.ru
34. Шипилова А.О. Качество корпоративного управления: коммерческие и исследовательские рейтинги. Журнал " Корпоративные финансы" № 2(14) 2010 Выпуск #2(14).
Материалы на иностранных языках
35. Agrawal Anup and Charles R. Knoeber . Firm Performance and Mechanisms to Control Agency Problems between Managers and Shareholders The Journal of Financial and Quantitative Analysis Vol. 31, No. 3 (Sep., 1996), pp. 377397
36. Black B. S., Love I., Rachinsky A. Corporate governance indices and firms' market values: Time series evidence from Russia //Emerging Markets Review. - 2006. - Т. 7. - №. 4. - С. 361-379
37. Black B. The corporate governance behavior and market value of Russian firms //Emerging Markets Review. - 2001. - Т. 2. - №. 2. - С. 89-108.
38. Bowie S.N. The Moral Obligations of Multinational Corporations // Luper-Foy S. (ed.) Problems of International Justice. Westview Press, Boulder, CO, 1988.
39. Brown Lawrence D., Caylor Marcus L.Corporate Governance and
Firm Performance 2004 Режим доступа:
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=586423
40. Checkland P. Systems Thinking, Systems Practice: a 30-year Retrospective. Chicester: John Wiley & Sons Ltd., 1999.
41. Clarkson M. A Risk Based Model of Stakeholder Theory. Proceedings of the Second Toronto Conference on Stakeholder Theory. Toronto: Centre for Corporate Social Performance & Ethics, University of Toronto, 1994.
42. Corporate Governance and Expected Stock Returns: Evidence from
Germany Article in European Financial Management 10(2):267-293 January 2004. Режим доступа https://www.research
gate.net/publication/227373182_Corporate_Governance_and_Expected_Stock_Re turns_Evidence_from_Germany.
43. Corporate Governance: Improving competitiveness and access to capital in global markets, ECD Report by Business Sector Advisory Group on Corporate Governance, Organization for Economic Co-operation and Development, 1998.
44. David F. Larcker Scott A. Richardson irem Tuna. «How Important is Corporate Governance? » Revised May 16, 2005 Режим доступа: https://poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=63701312509112411111200100810 109310104904604004104303906811907611007012600008412311003705705302 705603409700408007212509402906202203200806006600506808910207710906
503803606510909708908612507210212311906507501706500608211909806407
0108005096081025116&EXT=pdf
45. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston: Pitman, 1984.
46. Gompers P., Ishii J., Metrick A. Corporate Governance and Equity
Prices [Электронный ресурс] // Quarterly Journal of Economics. - 2003. - Vol. 118. - № 1. - P. 107-155. - Режим доступа:
http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=278920
47. Hermalin B. and M. Weisbach. Boards of directors as an endogenously determined institution: a survey of the economic literature, Federal Reserve Bank of New York Economic Policy Review, April 2003, pp. Режим доступа:https://pdfs.semanticscholar.org/d9ab/5bc4b58b7030ade4b0f2b925bdc08 9578e21.pdf (дата обращения 20.04.2017).
48. Hermalin E. and Michael S. Weisbach. The Effects of Board Composition and Direct Incentives on Firm Performance Financial Management Vol. 20, No. 4 (Winter, 1991), pp. 101-112
49. Koehn Daryl and Joe Ueng. Evaluating the Evaluators: Should Investors Trust Corporate Governance Metrics Ratings? Режим доступа: https://link.springer.com/article/10.1007/s10997-005-4027-8
50. Shleifer Andrei and Robert W. Vishny. A survey of corporative governance. The journal of finance. Vol. LII, NO. 2. June 1997. Режим доступа https://scholar.harvard.edu/files/shleifer/files/surveycorpgov.pdf7mM360042346
51. Spanos et al., 2004 Strategy and Industry Effects on Profitability:
Evidence from Greece Article in Strategic Management
Journal 25(2) Febmary2004Режим доступа:https://www.researchgate.net/public ation/40966846_Strategy_and_Industry_Effects_on_Profitability_Evidence_from _Greece
52. Uzun Board Composition and Corporate Fraud. Financial Analysts Journal, Vol. 60, No. 3, pp. 33-43, May/June 2004 Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/228225842_Board_Composition_and_C
orporate_Fraud
53. Zimmermann Heinz, Wolfgang Drobetz, Andreas Schillhofer Corporate Governance and Expected Stock Returns: Evidence from Germany Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract id=369100