Введение 3
1. Теоретические основы методов розничной продажи товаров 6
1.1 Понятие и сущность розничной торговли 6
1.2 Формы и методы розничной продажи товаров 10
1.3 Подходы к оценке эффективности методов продажи товаров 19
2. Анализ методов продажи товаров в магазине ИКЕА 33
2.1 Общая характеристика магазина ИКЕА 33
2.2 Методы продажи товаров в магазине ИКЕА 60
2.3 Оценка эффективности методов продажи товаров в магазине ИКЕА 69
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности продажи
товаров в магазине ИКЕА 77
3.1 Рекомендации по повышению эффективности продажи товаров в
магазине ИКЕА 77
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 82
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения
Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России насчитывается 1,2 млн. розничных торговцев, совокупный годовой объем продаж, которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. Стоит, однако, отметить, что за последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% [44].
Усиление социально-экономической роли торговли, увеличение ее вклада в осуществлении социальной миссии потребительской кооперации требуют решения множества проблем, связанных с дальнейшим развитием отрасли и повышением качества торгового обслуживания.
В современных условиях торговля товарами и услугами является неотъемлемой частью российской экономики, происходит формирование и развитие самых разных методов продажи: от традиционных до самых инновационных.
Методы и формы продажи являются главными факторами, определяющими содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торговотехнологическом оборудовании. Внедрение прогрессивных форм и методов розничной продажи увеличивает пропускную способность магазинов, снижает затраты времени на обслуживание потребителей, увеличивает производительности труда торгового персонала, улучшает использования материально-технической базы, снижает издержки обращения.
Методы продажи товаров и услуг требуют комплексного анализа и изучения, так как затрагивают интересы каждого человека и каждого хозяйствующего субъекта. Некоторые методы продаж находятся на стадии становления. Правильный выбор метод продаж позволяет повысить прибыль и эффективность хозяйственного процесса.
В связи с этим становится актуальной необходимость исследования различных методов продаж, их особенностей, эффективности применения и перспектив развития в России.
Целью дипломной работы является изучить методы продажи товаров и подходы к оценке их эффективности, и разработать рекомендации по повышению эффективности методов продажи товаров.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
а) изучить сущность процесса организации продаж товаров в магазине;
б) рассмотреть понятие форм и методов продажи товаров;
в) проанализировать подходы к оценке эффективности продажи товаров;
г) провести анализ основных методов продаж товаров и оценить их эффективность в магазине ИКЕА;
д) дать рекомендации по повышению эффективности используемых методов продажи товаров в магазине ИКЕА;
е) рассчитать эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования дипломной работы - магазин ИКЕА. Предмет исследования - методы продажи товаров в магазине ИКЕА.
В ходе написания работы были использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, так же было проведено анкетирование посетителей магазина. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения рекомендованных мероприятий на практике.
В данной работе были использованы работы Виноградовой, Дальвига, Панкратова, Пигуновой, Половцева, пресс-релизы ИКЕА, а так же данные ООО «ИКЕА ДОМ».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и 4 приложений. Во введение обозначены актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические основы методов розничной продажи товара, приведена классификация существующих форм и методов продажи товаров, изучены подходы к оценке эффективности применяемых методов продаж. Во второй главе дается характеристика магазина ИКЕА, проводится анализ экономической деятельности, рассмотрены методы продажи товаров, применяемые в магазине ИКЕА, представлены результаты анкетирования и представлены расчеты эффективности применяемых методов продажи товаров. В третьей главе перечислены главные выявленные проблемы, даны рекомендации по их устранению и рассчитана эффективность предложенных мероприятий. В заключение содержаться основные выводы, полученные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы тема «Методы розничной продажи товаров и их эффективность» была раскрыта на примере магазина ИКЕА в городе Казань. Был проведен анализ финансовой деятельности ООО «ИКЕА ДОМ». В балансе данного общества аккумулируются финансовые показатели 14 магазинов ИКЕА в России.
Основным видом деятельности является розничная торговля мебелью и товарами для дома.
Рассмотрев динамику основных финансовых показателей за последние годы, отметили, что объем продаж не значительно увеличился, всего на 0, 25 %, но, несмотря на это, прибыль в 2017 году выросла на 64, 13 %, это связано со снижением себестоимости проданных товаров. Основные средства выросли на 52 399 тысяч рублей, что составляет 2,81 % прироста. Внеоборотные активы увеличились на 1,31%, оборотные активы уменьшились на 7,32%. Кредиторская и дебиторская задолженности уменьшились на 25,45 % и 12,35 % соответственно. Суммарные активы в компании уменьшились на 6,01% и составили 11 879 678 тысяч рублей. Собственный капитал в 2017 году составил 4 204 670 тысяч рублей, это на 74,02 % больше чем в 2016 году. Рентабельность продаж за 2017 год составила 7,5%, что говорит нам о том, что предприятие эффективно использует свои ресурсы. Реализация товаров приносит компании хорошую прибыль, которая с каждым годом растет. Делаем вывод о стабильном росте основных финансовых показателей в ООО «ИКЕА ДОМ».
Так же был проведен анализ конкурентных сил М.Портера, с помощью которого мы выявили угрозу с высокой степенью опасности для магазина ИКЕА в городе Казань. Главной угрозой являются действующие и новые конкуренты в мебельной промышленности. Для определения причинноследственных связей мы построили диаграмму Исикавы, которая показала нам все возможные причины предпочтения покупателями товаров конкурентов. Как одну из ключевых проблем, мы выделили плохой сервис, который порождает за собой негативные отзывы покупателей.
Рассмотрев методы продажи товаров в ИКЕА, выделили метод продажи по образцам, самообслуживание и продажа товара через интернет-магазин. Мебель в магазине ИКЕА продается по образцам, покупатели могут самостоятельно ознакомиться с образцом, а потом забрать товар на складе самообслуживания. При необходимости они могу обратиться к сотруднику магазина, которые расскажет про ассортимент товаров и покажет выбранную
модель. Мелкие сопутствующие товары для дома реализуются методом самообслуживания. Основная их часть выставлена во второй части магазина и находятся в свободном доступе для покупателей.
Отметим, что интернет-магазин компании запустила только в 2017 году, но он уже пользуется популярностью у покупателей. Теперь у людей, в чьих городах нет магазинов ИКЕА, появилась возможность покупать товары данного магазина. Тем самым ИКЕА расширила свои территориальные масштабы и стала ближе для каждого покупателя. Проанализировав интернет-продажи, отметим, что 91% продаж приходиться на мебель. Так же пользуется популярностью сервис, который позволяет собрать онлайн заказ и забрать готовый уже в магазине. Данный сервис позволяется значительно экономить время покупателей, что немаловажно в нашем современном ритме жизни.
Для оценки эффективности используемых методов был проведен операционный анализ, по расчетам которого делаем вывод, что у компании ИКЕА 2016 и 2017 год были низкорентабельными, объём продаж с каждым годом растет всё меньше. Так же были оценены используемые площади в магазине, можно сказать, что в магазине ИКЕА большое количество выставочных интерьеров, на которых нет выкладки товаров, но они занимают много места, но в то же время всё остальное пространство максимально заполняют товарами.
Так же для оценки эффективности было проведено анкетирование покупателей с целью оценки качества обслуживания. Проанализировав ответы делаем вывод, что большинство посетителей идут в магазин ИКЕА купить конкретный товар, при выборе товара большинство обращается к помощи сотрудников магазина, но сотрудники в магазине не всегда на виду, и приходиться ждать или искать их. Так же было выяснено, что консультация сотрудника в магазине помогает покупателям определиться с покупкой.
Были собраны наиболее популярные вопросы от покупателей в магазине, оказалось больше всего вопросов связаны с навигацией в магазине и о дополнительных услугах компании.
Исходя из проведенных анализов, были выявлены следующие проблемы:
а) недостаточность сотрудников, что ведет к снижению качества обслуживания посетителей;
б) недостаток информации о дополнительных услугах;
в) проблемы с навигацией в магазине.
Для решения данных проблем были предложены следующие мероприятия:
а) облегчить прием сотрудников на работу;
б) сделать тренинги для персонала в видео формате и по желанию;
в) нанять в штат продавцов-консультантов;
г) применять техники активных продаж;
д) ежемесячно мотивировать сотрудников выполнять план;
е) информировать посетителей о наличии дополнительных услуг с помощью громкоговорителя;
ж) добавить больше указателей для улучшения навигации в магазине;
з) оборудовать дополнительную торговую площадь.
Срок окупаемости предложенных мероприятий составляет 2 месяца при экономическом эффекте 6,2 и ожидаемом приросте прибыли в 52 125 270 рублей. В результате реализации предложенных мероприятий ожидается увеличение рентабельности магазина ИКЕА Казань до 19,5%.
Таким образом, разработанные мероприятия решают актуальные проблемы организации и могут быть приняты к внедрению. Повышение уровня сервиса будет способствовать увеличению прибыли, повышению лояльности покупателей и положительно скажется на конкурентоспособности магазина ИКЕА.
1. Аддрепчук В.Г., Бланк И.А., Гамшеев М.И. Пути увеличения пропускной способности розничных торговых предприятий. -М.: Экономика, 2014. 94 с.
2. Бабичев A.B. Эффективность самообслуживания в торговле.-М.: Экономика,2016. 69 с.
3. Баканов М.И. Рентабельность торговли и резервы ее повышения. М.: Экономика, 2013. - 216 с.
4. Баканов М.И., Гофман Г.А., Капелюш С.М. Проблемы рентабельности торговли. М.: Экономика, 2014. - 207 с.
5. Барчук И.Д. Технология торговых процессов. М.: Экономика, 2017. - 288 с.
6. Бергер И.Н., Огородник М.А. Культура торговли. Киев: Вища школа, 2017. - 39 с.
7. Буденный В.Д. Комплексная рационализация торговли. М,: Экономика,2016. - 56 с.
8. Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами. М.: Экономика, 2014. - 351 с.
9. Бербер В.Л. Методы оценки эффективности деятельности торговых предприятий: Обзорная информация ЦНИИНТЭЙ торговли, серия Торговля, вып.5. И.: ЦНИИНТЭЙ торговли, 2015. - 56 с.
10. Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П., Кольцова Р.Н. Организация и технология торговли. - М.: Высшая школа. 2014. - 460 с.
11. Гоголь Б,И. Совершенствование хозяйственного механизма торговли. М.: Знания, 2017. - 62 с.
12. Горин М.А. Самообслуживание в торговле. М.: ЗИСТ, 2015,- 31с.
13. Дальвиг А. - «ИКЕА: собери свою мечту. Как совместить ответственность и прибыль в одной компании» - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
14. Данилов Е.И. Обращение и закон экономии времени. М.: Мысль, 2016. - 223 с.
15. Данилов Е.И. Повышение эффективности труда в розничной торговле. М.: Знание, 2017. - 62 с.
16. Данилов Е.И. Социально-экономическая эффективность в торговле. М.: Знание, 2013. - 64 с.
17. Дарбинян М.М. Формирование ассортимента и товарные запасы в торговле. М.: Экономика, 2014. - 244 с.
18. Демченкова Т.В. Правила продажи товаров: последние изменения // Эпиграф. - 2013. - Май (№19). - С.6.
19. Задорожный В.К. Повышать эффективность затрат в торговле. -М.: Экономика, 2017. 166 с.
20. Зернов А.К., Синельников М.В. Самообслуживание
в продовольственной торговле. Л.: Лениздат, 2014. - 192 с.533.
21. Иваницкий В.И., Бланк И.Л. Резервы повышения эффективности торговли. Киев: Техника, 2013. - 160 с.
22. Каганов Е.Д., Соболев А.И. Прогрессивные формы торговли.- М.: Знание, 2015, № 9. 64 с.
23. Кардашин И.П. Развитие материально-технической базы торговли. М.: Экономика, 2013. - 63 с.
24. Кондратов П.Д., Таривердиев JI.A. Совершенствование организации торговли. М: Экономика, 2012. - 231 с.
25. Корчагин В.П., Сбытова Л.С. Сфера услуг и занятость населения. М.: Экономика, 2017. - 172 с.
26. Криксунов В.А., Якович A.A. Самообслуживание в торговле за рубежом.
М.: Экономика, 2017. - 128 с.
27. Криксунов В.А., Якович А.Д. Магазины самообслуживания за рубежом. М.: Экономика,2015. - 96 с.
28. Кряжев В.Г. Внерабочее время и сфера обслуживания. М.: Экономика, 2016. - 144 с.
29. Лихтшилеин A.A. Самообслуживание в торговле.- М.: Экономика, 2017. 64 с.
30. Лихтиншейн A.A. Новое в управлении торговлей города. М.: Экономика, 2015. - 150 с.
31. Локшин P.A. О повышении экономической эффективности торговли. М.: Экономика, 2013. - 80 с.
32. Льюис Э. - «Великая ИКЕА. Бренд для всех.» - М.: Олимп-бизнес, 2012.
33. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. - М.: Издат.книготоровый центр "Маркетинг", 2017. - 283 с.
34. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. - М., 2013. - 327с.
35. Платонов В.Н. Организация розничной торговли: Учеб. пособие. Мн.:
БГЭУ, 2014. 127 с.
36. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность :Учеб.-М.: Инфра-М, 2016. - 246 с.
37. Радаев В. Классификация современных форм розничной торговли // Экон. политика. - 2016. - № 4. - С.122-138.
38. Торекуль Б. - «Сага об IKEA» - М.: Премьера, Астрель, 2016.- 288
39. Торекуль Б., Кампрад И. - «Есть идея! История ИКЕА» - М.: Альпина Паблишер, 2018.- 221
Электронные ресурсы
40. Ежегодный отчет ИКЕА за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ikea.com/ms/ru_RU/this-is-ikea/reports (Дата обращения: 3.05.2018)
41. Кредитный профиль ООО «ИКЕА ДОМ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://creditnet.ru/reports/?code=rep_credit_profile&example=true&id=1904438 (Дата обращения: 8.05.2018)
42. Официальный сайт ИКЕА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ikea.com/ru/ru (Дата обращения: 15.05.2018)
43. Пресс-релизы ИКЕА [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.ikea.com/ms/ru_RU/about_ikea/press/press_releases/index.html (Дата обращения: 1.05.2018)
44. Розничная торговля, услуги населению, туризм/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/r etail/# (Дата обращения: 1.11.2017)