ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА НА ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
|
Введение 2
1. История развития метрополитена в годы Российской империи и СССР 6
1.1. История развития метрополитена в СССР 6
1.2. Особенности развития метрополитена в постсоветское время 19
1.3. Специфика развития метрополитена в современный период 26
2. Анализ функционирования метрополитенов в городах России и его
влияния на эффективное использование городской территории 34
2.1. Роль метрополитена в эффективном развитии городской территории .... 34
2.2. Анализ функционирования метрополитенов в городах России на основе
системы показателей: социально-экономический блок 41
2.3. Анализ функционирования метрополитенов в городах России на основе
системы показателей: технико-эксплуатационный блок 58
3. Оценка функционирования и перспективы развития метрополитенов России 71
3.1. Оценка функционирования метрополитена в российских городах 71
3.2. Перспективы развития метрополитенов России 87
Заключение 94
Список использованных источников 98
Приложения
1. История развития метрополитена в годы Российской империи и СССР 6
1.1. История развития метрополитена в СССР 6
1.2. Особенности развития метрополитена в постсоветское время 19
1.3. Специфика развития метрополитена в современный период 26
2. Анализ функционирования метрополитенов в городах России и его
влияния на эффективное использование городской территории 34
2.1. Роль метрополитена в эффективном развитии городской территории .... 34
2.2. Анализ функционирования метрополитенов в городах России на основе
системы показателей: социально-экономический блок 41
2.3. Анализ функционирования метрополитенов в городах России на основе
системы показателей: технико-эксплуатационный блок 58
3. Оценка функционирования и перспективы развития метрополитенов России 71
3.1. Оценка функционирования метрополитена в российских городах 71
3.2. Перспективы развития метрополитенов России 87
Заключение 94
Список использованных источников 98
Приложения
На сегодняшний день общественный городской пассажирский транспорт, включая метрополитен, является составной частью транспортной системы крупных городов России и мира. В настоящее время метрополитен функционирует в семи городах Российской Федерации - Москве, Санкт- Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани. Ежегодно семь действующих метрополитенов России осуществляют от 9 до более 50% всех перевозок городским общественным транспортом. Перегруженность автомобильных дорог может привести к транспортным и как следствие, социальным проблемам, поэтому чрезвычайно важно развивать системы метрополитенов в крупных городах России. Это ставит задачу перевозок населения в ряд важнейших социальных и наиболее острых проблем их жизнеобеспечения. Метрополитен - это надежный и бесперебойный вид внеуличного городского транспорта, обеспечивающий перевозку пассажиров в час пик в одном направлении от 15 до 60 тыс. человек в час. Как показывает мировой опыт, при указанных пассажиропотоках, которые образуются в городах с населением 0,8 - 1,0 млн человек и выше, метрополитен не имеет альтернативного решения [22]. Кроме того, помимо транспортной функции, метрополитен выполняет ряд других важных задач, среди которых: влияние на градостроительные решения, на образ города в глазах жителей и туристов, взаимодействие с бизнес сферой.
Исследования, проведенные по зарубежной практике, показывают, что во всём мире метрополитены имеют важную социальную значимость в жизнедеятельности городов.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• Недостаток исследований социально-экономического и экономикогеографического характера при изучении метрополитенов, особенно в городах не федерального значения. Иными словами, восполнение пробелов в науке
• дальнейшее развитие метрополитенов в современных условиях России и мира
• Авторская точка зрения и анализ существующей статистики
• обобщение накопленного опыта предыдущих исследований
• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу
При написании практической части актуальность исследовательской работы заключается в необходимости получения новых данных, а также проверки авторского метода их обработки.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить уровень развития метрополитенов России и особенности их влияния на городские территории и определить перспективы их развития на основе комплексного социально-экономического и технико-эксплуатационного анализа.
Для решения поставленной цели были предложены следующие задачи:
1. Изучить историю развития метрополитена в императорской России и предпосылки его формирования.
2. Определить особенности метростроения в годы Советского Союза и постсоветского времени.
3. Изучить влияние метрополитена на развитие города с
различных позиций и определить перспективы метрополитенов России.
4. Создать систему социально-экономических и технико
эксплуатационных показателей для оценки эффективности метрополитенов России.
5. Провести анализ выбранных показателей с помощью модифицированной методики исследования.
6. Определить возможные перспективы развития городских территорий в РФ на основе влияния метрополитена.
Объектом исследования являются функционирующая система метрополитенов на территории Российской Федерации.
Предметом исследования является оценка системы эффективности метрополитенов России на основе социально-экономических и техникоэксплуатационных показателей, а также их влияние на развитие городской среды.
Практическая значимость данной работы заключается в создании принципиально нового метода обработки статистических данных, в том числе социально-экономического характера. В ходе исследования были выявлены важнейшие факторы, влияющие на эффективность метрополитена в рамках городской среды, а также приведены рекомендации по улучшению его функционирования на основе российского и мирового опыта.
При написании теоретической и практической частей работы были использованы материалы статей данной тематики российских и зарубежных изданий, официальные сайты метрополитенов России, интервью с исследователями и властями городов и субъектов федерации, законодательные акты касающиеся метрополитенов или системы транспорта, материалы газет, журналов, информационных порталов, словари и учебные издания различной направленности, доклады об итогах работы комитетов по транспорту и государственных программ, а также сборник статистической информации "Регионы России. Социально-экономические показатели" за 2017 г [7]. Помимо этого, в ходе работы были изучены исследования специалистов, а также произведены авторские расчеты корреляционной зависимости между показателями и создан иллюстративный и графический материал. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, двух приложений.
Исследования, проведенные по зарубежной практике, показывают, что во всём мире метрополитены имеют важную социальную значимость в жизнедеятельности городов.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• Недостаток исследований социально-экономического и экономикогеографического характера при изучении метрополитенов, особенно в городах не федерального значения. Иными словами, восполнение пробелов в науке
• дальнейшее развитие метрополитенов в современных условиях России и мира
• Авторская точка зрения и анализ существующей статистики
• обобщение накопленного опыта предыдущих исследований
• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу
При написании практической части актуальность исследовательской работы заключается в необходимости получения новых данных, а также проверки авторского метода их обработки.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить уровень развития метрополитенов России и особенности их влияния на городские территории и определить перспективы их развития на основе комплексного социально-экономического и технико-эксплуатационного анализа.
Для решения поставленной цели были предложены следующие задачи:
1. Изучить историю развития метрополитена в императорской России и предпосылки его формирования.
2. Определить особенности метростроения в годы Советского Союза и постсоветского времени.
3. Изучить влияние метрополитена на развитие города с
различных позиций и определить перспективы метрополитенов России.
4. Создать систему социально-экономических и технико
эксплуатационных показателей для оценки эффективности метрополитенов России.
5. Провести анализ выбранных показателей с помощью модифицированной методики исследования.
6. Определить возможные перспективы развития городских территорий в РФ на основе влияния метрополитена.
Объектом исследования являются функционирующая система метрополитенов на территории Российской Федерации.
Предметом исследования является оценка системы эффективности метрополитенов России на основе социально-экономических и техникоэксплуатационных показателей, а также их влияние на развитие городской среды.
Практическая значимость данной работы заключается в создании принципиально нового метода обработки статистических данных, в том числе социально-экономического характера. В ходе исследования были выявлены важнейшие факторы, влияющие на эффективность метрополитена в рамках городской среды, а также приведены рекомендации по улучшению его функционирования на основе российского и мирового опыта.
При написании теоретической и практической частей работы были использованы материалы статей данной тематики российских и зарубежных изданий, официальные сайты метрополитенов России, интервью с исследователями и властями городов и субъектов федерации, законодательные акты касающиеся метрополитенов или системы транспорта, материалы газет, журналов, информационных порталов, словари и учебные издания различной направленности, доклады об итогах работы комитетов по транспорту и государственных программ, а также сборник статистической информации "Регионы России. Социально-экономические показатели" за 2017 г [7]. Помимо этого, в ходе работы были изучены исследования специалистов, а также произведены авторские расчеты корреляционной зависимости между показателями и создан иллюстративный и графический материал. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, двух приложений.
Метрополитен - один из самых удобных видов современного общественного городского транспорта, обладающий постоянным бесперебойным движением, не зависящий от трафика и от погодных условий. Более того, метрополитен является одним из атрибутов модернизации современных мегаполисов России и мира. С самого своего появления в мировой практике сеть метрополитена по праву заняла своё место в городском пространстве. Важность метростроения наблюдается и в настоящее время как на примере появления всё новых сетей и линий, так и модернизации уже существующих систем. К сожалению, в современной России изучение метрополитенов основано в основном лишь на неких технических показателях, при этом роль метрополитена в социальной жизни горожан, в градостроительстве, в рамках бизнес сферы зачастую не рассматривается тщательным образом, а статистические данные и показатели метрополитенов городов России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга не анализируются в полной мере. В результате недостатка комплексного изучения сети метрополитен теряются данные по ряду важнейших показателей, которые в свою очередь могли бы способствовать улучшению как функционирования метрополитена, так и существования города в целом.
В ходе проведённого теоретического исследования в качестве основной концепции развития мирового сообщества и градостроительной политики была выбрана концепция компактного города Джорджа Данцига и Томаса Саати, предложенная в 1973 году [20]. Согласно этой концепции города будущего остаются в пределах уже существующей застройки, не расширяя административно-территориальные границы в рамках эффективного использования городской территории. Очевидно, что метрополитен как один из видов общественного транспорта как нельзя лучше вписывается в эту теорию, позволяя разгрузить наземный транспорт, а также обеспечивая создание многоуровневого города и как следствие, способствуют повышению эффективного использования уже имеющейся городской территории. Поэтому так важно дать адекватную оценку функционирования метрополитенов России, а также предложить пути решения имеющихся проблем.
В результате проведённого практического исследования, в основу которого легли данные показателей социально-экономических и техникоэксплуатационных характеристик, были составлены таблицы SWOT-анализа для каждого метрополитена России. Исследование заключалось в выборе и обосновании важнейших показателей для правильной комплексной оценки функционирования метрополитенов согласно 2-м вышеупомянутым блокам.
Важная роль каждого из показателей подтверждена как исследованиями специалистов, так и авторскими расчётами на основе имеющихся данных.
Очевидно, что каждый метрополитен России уникален, поэтому и полученные данные SWOT-анализа также отличались между собой. На основе проведённого анализа каждого метрополитена РФ в дальнейшем были предложены матрицы мероприятий, которые также разнились. Однако, все они имели общие черты:
• обновление и пополнение инвентарного парка
• налаживание диалога между региональными властями и центром в области метростроения
• проведение мероприятий по интеграции метрополитена с наземными видами транспорта
• создание единых проездных и перехватывающих парковок для привлечение потенциальных пассажиров из отдалённых районов городов
• привлечение частных капиталов в строительство новых линий и станций.
Предложенные мероприятия возможно найдут применение в любом из российских городов, особенно учитывая наличие прецедентов в других городах и странах мира.
Более того, стоит обратить внимание на затянувшийся кризис в области метростроения, особенно в городах не федерального значения. На сегодняшний день в России лишь событийные мероприятия (ЧМ-2018) стимулируют развитие сети метрополитен в некоторых городах. Однако, после проведения вышеупомянутых мероприятий, вероятнее всего, строительство и разработка новых проектов не получит продолжения.
Что касается степени влияния метрополитена на эффективное использование городских пространств, очевидно и подтверждено российскими реалиями, что чем больше город, тем больше он нуждается в метрополитене и соответственно, чем крупнее и более развита сеть подземки, тем в большей степени выражается и заметно её влияние на городскую среду. Выявленная взаимосвязь "метрополитен-город" требует правильного регулирования всеми сферами жизни общества, будь то политика градостроительства, общественная и культурная жизнь, генпланы, законные и подзаконные акты, бизнес сфера, транспортная инфраструктура и т.д. Степень влияния метрополитена на городскую территорию с каждым годом растёт в геометрической прогрессии по мере роста численности населения, увеличения автопарка и роста городской среды и в будущем эта тенденция сохранится. Крайне важно учитывать взаимодействие метрополитена с городской территорией и на современном этапе развития городов.
Как показывают результаты исследования, на сегодняшний день ни один из метрополитенов России не развит в полной мере для полноценного функционирования в рамках города. Основная проблема - недостаток охвата сетью метрополитен городской среды и как следствие, небольшой пассажиропоток, что делает метрополитены убыточным для города предприятием. Иными словами, если мы хотим чтобы метрополитен эффективно влиял на город, в первую очередь нужно обеспечить развитие метрополитена до состояния полноценной и самостоятельной транспортной единицы. На сегодняшний день лишь города федерального значения приблизились к эффективному взаимодействию между метрополитеном и городской средой, однако, постоянно растущая численность населения и финансирование метрополитенов по остаточному принципу ставят под угрозу уже достигнутые результаты.
Полученный в ходе работы принципиально новый метод анализа результатов возможно будет иметь ценность при оценке состояния метрополитенов, его месте в различных сферах жизни общества, а также при разработке и строительстве потенциально новых линий и станций. По мнению автора исследования, именно оценка метрополитена с позиции экономической географии, комплексный анализ его важнейших характеристик в будущем может стать одним из способов эффективного использования не только транспортной сети города, но и городских территорий в целом.
В ходе проведённого теоретического исследования в качестве основной концепции развития мирового сообщества и градостроительной политики была выбрана концепция компактного города Джорджа Данцига и Томаса Саати, предложенная в 1973 году [20]. Согласно этой концепции города будущего остаются в пределах уже существующей застройки, не расширяя административно-территориальные границы в рамках эффективного использования городской территории. Очевидно, что метрополитен как один из видов общественного транспорта как нельзя лучше вписывается в эту теорию, позволяя разгрузить наземный транспорт, а также обеспечивая создание многоуровневого города и как следствие, способствуют повышению эффективного использования уже имеющейся городской территории. Поэтому так важно дать адекватную оценку функционирования метрополитенов России, а также предложить пути решения имеющихся проблем.
В результате проведённого практического исследования, в основу которого легли данные показателей социально-экономических и техникоэксплуатационных характеристик, были составлены таблицы SWOT-анализа для каждого метрополитена России. Исследование заключалось в выборе и обосновании важнейших показателей для правильной комплексной оценки функционирования метрополитенов согласно 2-м вышеупомянутым блокам.
Важная роль каждого из показателей подтверждена как исследованиями специалистов, так и авторскими расчётами на основе имеющихся данных.
Очевидно, что каждый метрополитен России уникален, поэтому и полученные данные SWOT-анализа также отличались между собой. На основе проведённого анализа каждого метрополитена РФ в дальнейшем были предложены матрицы мероприятий, которые также разнились. Однако, все они имели общие черты:
• обновление и пополнение инвентарного парка
• налаживание диалога между региональными властями и центром в области метростроения
• проведение мероприятий по интеграции метрополитена с наземными видами транспорта
• создание единых проездных и перехватывающих парковок для привлечение потенциальных пассажиров из отдалённых районов городов
• привлечение частных капиталов в строительство новых линий и станций.
Предложенные мероприятия возможно найдут применение в любом из российских городов, особенно учитывая наличие прецедентов в других городах и странах мира.
Более того, стоит обратить внимание на затянувшийся кризис в области метростроения, особенно в городах не федерального значения. На сегодняшний день в России лишь событийные мероприятия (ЧМ-2018) стимулируют развитие сети метрополитен в некоторых городах. Однако, после проведения вышеупомянутых мероприятий, вероятнее всего, строительство и разработка новых проектов не получит продолжения.
Что касается степени влияния метрополитена на эффективное использование городских пространств, очевидно и подтверждено российскими реалиями, что чем больше город, тем больше он нуждается в метрополитене и соответственно, чем крупнее и более развита сеть подземки, тем в большей степени выражается и заметно её влияние на городскую среду. Выявленная взаимосвязь "метрополитен-город" требует правильного регулирования всеми сферами жизни общества, будь то политика градостроительства, общественная и культурная жизнь, генпланы, законные и подзаконные акты, бизнес сфера, транспортная инфраструктура и т.д. Степень влияния метрополитена на городскую территорию с каждым годом растёт в геометрической прогрессии по мере роста численности населения, увеличения автопарка и роста городской среды и в будущем эта тенденция сохранится. Крайне важно учитывать взаимодействие метрополитена с городской территорией и на современном этапе развития городов.
Как показывают результаты исследования, на сегодняшний день ни один из метрополитенов России не развит в полной мере для полноценного функционирования в рамках города. Основная проблема - недостаток охвата сетью метрополитен городской среды и как следствие, небольшой пассажиропоток, что делает метрополитены убыточным для города предприятием. Иными словами, если мы хотим чтобы метрополитен эффективно влиял на город, в первую очередь нужно обеспечить развитие метрополитена до состояния полноценной и самостоятельной транспортной единицы. На сегодняшний день лишь города федерального значения приблизились к эффективному взаимодействию между метрополитеном и городской средой, однако, постоянно растущая численность населения и финансирование метрополитенов по остаточному принципу ставят под угрозу уже достигнутые результаты.
Полученный в ходе работы принципиально новый метод анализа результатов возможно будет иметь ценность при оценке состояния метрополитенов, его месте в различных сферах жизни общества, а также при разработке и строительстве потенциально новых линий и станций. По мнению автора исследования, именно оценка метрополитена с позиции экономической географии, комплексный анализ его важнейших характеристик в будущем может стать одним из способов эффективного использования не только транспортной сети города, но и городских территорий в целом.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ НА РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Судебный квартал и архитектурно-градостроительные концепции
пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века
Дипломные работы, ВКР, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Акустическое загрязнение городской среды
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Ревитализация как фактор повышения туристической привлекательности городской среды Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Ревитализация как фактор повышения туристической привлекательности городской среды Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Географические особенности использования подземного пространства в городах
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Комфортное пространство как стратегический ресурс развития г. Казани
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПОДДЕРЖКУ ТРАНСПОРТА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



