ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 6
1.1. Понятие и сущность рынка инноваций в современной экономике 6
1.2. Задачи и цели государственного регулирования рынка инноваций 1S
1.3. Теоретические подходы к построению понятия инновационного
кластера 27
ГЛАВА П. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ 35
2.1. Значение кластеров как эффективной формы инновационного и социально-
экономического развития региона 35
2.2. Анализ «Стратегии-2030» Республики Татарстан и эффективность ее
реализации 47
2.3. Оценка эффективности зарубежного опыта инновационных кластеров 64
ГЛАВА Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 80
3.1. Роль и место кластера «Иннокам» в региональном развитии в части
создания ВРП 80
3.2. Оценка влияния «Иннокам» на развитие экономики Российской Федерации 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Экономический рост любой страны основывается на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивным фактором понимается увеличение ресурсов, используемых в производстве Под интенсивным же фактором понимается повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современном мире возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены, поэтому решающее значение играют интенсивные факторы Таким образом, показатели инноваций, в том числе инновационного кластера оказывают влияние на макроэкономические показатели. Кроме того, они влияют на окружающую среду, социальную стабильность, конкурентоспособность национальной экономики. интенсивность международного технического сотрудничества
Необходимость регионального регулирования государством инновационного кластера вызвана, прежде всего, их возрастающим значением, как для общества, так и для экономики в дедом. Государство должно регулировать рынок инноваций, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны в целом.
Следовательно, тема магистерской диссертации является актуальной, так как инновационный кластер как фактор пространственного развития региона характеризуется сложностью и высоким риском Для мотивации развития инновационного кластера, как правило, недостаточно наличия потенциала и внутренних стимулов. Здесь основной решающей силой могут стать внешние стимулы и, в частности, государственная поддержка
Актуальность проблемы инновационного кластера в Российской Федерации, в частности в Республике Татарстана, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационной работы, постановку целей и задач.
Целью магистерской диссертации является анализ формирования инновационного кластера за рубежом и в Российской Федерации и разработка рекомендаций но совершенствованию кластерного развития в Республике Татарстан.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретическое изучение понятия н сущности рынка инноваций;
изучение необходимости государственного регулирования инновационного кластера;
- анализ кластера как формы инновационного и социально- экономического развития региона;
- анализ «Стратегии 2030» Республики Татарстан и эффективность ее реализации;
- определение роли и места кластера «Иннокам» в региональном развитии;
- разработка рекомендаций по улучшению состояния инновационного кластера «Иннокам».
Для достижения поставленных задач использованы статьи отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы, монографии, диссертации, учебные пособия, статистические сборники, а также электронные ресурсы. В работе рассмотрены работы Йозеф Алоис Шумпетера «Теория экономического развития», Бориса Санто «Инновация как средство экономического развития», Николая Берзона и Тамары Тепловой «Инновация на финансовых рынках», Раиса Ахметовича Фагхутдинова «Инновационный менеджмент». Теоретические основы исследования инновационного кластера были заложены зарубежными экономистами: Дж Бернал, ДБелл, С.Вивтер, М.Блауг, ЭТоффлер и др Исследованиями проблем инновационного кластера и научно-технического развития в РФ занимались многие отечественные экономисты: С Ю Глазьев. Н Д Кондратьев, А Е Варшавский, А Е Когут, Ю В. Лковец. В И Кушлин, А И Татаркин, Ю А. Лебедев и др.
Объектом исследования магистерской диссертации является инновационный кластер Субъектом - Республика Татарстан. Предметом исследования - инновационный кластер как фактор пространственного развития региона.
Основными методологиями исследования, использованными в магистерской диссертации, являются анализ, синтез, дедукция, сравнение, обобщение, классификация.
Основными методами исследования являются: сравнение, описание, измерение, формализация и анализ
Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы, разработке концепции и конкретных предложений для повышения конкурентоспособности региона путем формирования и развития инновационных кластеров.
Для более наглядного представления о том, как правительства различных стран мира осуществляют государственное регулирование необходимо рассмотреть механизмы и инструменты, которые весьма масштабны. Их непросто создавать, а воплотить их в реальность до высокой степени эффективности еще сложнее. Однако такие шаги уже предприняты многими странами, и они делают их в правильном направлении.
Сегодня добиться высоких результатов на рынке инноваций в короткие сроки с высокой эффективностью можно на основе положительного зарубежного опыта и путем внедрения инжиниринга и осуществления трансферта высоких технологий. Конечно, для этого необходимы инновационные разработки, инвестиции, научный потенциал, благоприятный таможенный режим
Структура магистерской диссертации включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подводя: итоги необходимо отметить, что регулирование инновационного кластера объясняется как экономическим содержанием, так и общенациональным значением инноваций. На сегодняшний день, инновации являются основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами Однако при отсутствии регионального регулирования многие нововведения не смогли бы внедриться в практику.
Экономическая сущность инновационного кластера заключается в использовании результатов интеллектуальной деятельности человека для повышения эффективности в той или иной сфере. Основным критерием оценки инновационной деятельности является кластер, состоящий из взаимосвязанных фирм, расположенных на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга в одном регионе, работающих в одной отрасли, находящихся в одной производственной цени и объединяющих свои трудовые ресурсы и коммуникационные потоки. При этом территориальная близость является мощным фактором инновационной деятельности и источником синергетических эффектов. Такие эффекты возникают в ходе непосредственного взаимодействия работников кластерных предприятий и служат источником конкурентных преимуществ. Поэтому устойчивое инновационное развитие экономики региона тесно связано с практической реализацией теории кластерного механизма.
Эффективная стратегия кластеризации лежит в основе концепции инновационного развития России. Данная проблематика представлена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., в соответствии с которой предполагается формирование в регионах нашей страны кластеров в сфере транспорта, переработки минеральных ресурсов, сельского хозяйства, электроэнергетики. В этом же документе идет речь о высокотехнологичных кластерах в сфере биоинженерии и информационных технологий.
В России необходимо широко применять опыт развитых стран по развитию инновационных кластеров, при этом географическое рассредоточение кластеров в стране должно учитывать внешнеэкономический потенциал регионов, их близость к экспортным рынкам. В этой связи необходимо разработать Программу инновационных кластеров в Дальневосточном Федеральном округе. Эта программа будет важна не только для экспорта инновационной продукции, а для развития международной инновационной кооперации отечественных компаний с ТНК стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого в нашей стране необходимо продолжить работу по развитию законодательства в области государственного и частного партнерства, коммерциализации инноваций, трансферта технологий из-за рубежа.
На протяжении последних дет Республика Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого потенциала и низкого инвестиционного риска. Так. в Национальном рейтинге инвестиционного климата, формируемого Агентством стратегических инициатив, республика занимает 1 место.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г наиболее значимый вклад в реализацию федеральных приоритетов Республика Татарстан будет делать но таким направлениям как инновационная экономика в экосистема инноваций Формирование новой эффективной экономики, основанной на знаниях, развитие инновационной деятельности, высокотехнологичных секторов экономики, малого предпринимательства как основного проводника массовых инноваций - приоритетные направления инновационной политики Республики Татарстан Инструментом данной реализации выступает кластерный подход к инновациям
Таким образом, расширение инновационного кластера требует соблюдения тесного союза все участников инновационного процесса, и непосредственно государства и частного бизнеса, сплоченных общей целью. При условии, что инновационная политика будет отвечать этому новому, соответствующему современному уровню требований, а также будет представлять собой комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, контролю и планированию процессов инновационной деятельности, то на рынке инноваций появятся конкурентоспособные инновационные товары, необходимые для потребителя.
На взгляд автора, совершенствование регулирования инновационного кластера - один из основополагающих факторов для развития экономики страны. Инновационное развитие страны имеет долгосрочные ориентиры, так как направлено на реализацию и достижение перспективных целей. Наиболее важно для России перенять положительный опыт зарубежных стран в развитии рынка инноваций. Только таким образом, можно добить стабильного развития экономики нашей стран, довести его до уровня технологически развитых стран и занять необходимую нишу на мировом рынке.
На сегодняшний день, государство РФ активно предпринимает различные действия по созданию центров инновационной активности, которые в будущем могут стать генераторами роста экономики страны
Таким образом, несмотря на объективные сложности, можно предположить, что у инновационной экономики России есть определенные перспективы Они во многом определены с инновационным потенциалом РФ Активно содействуя его реализации, можно найти дополнительные источники для увеличения и развития конкурентоспособности инноваций на российском и международном рынках
Целесообразно сделать следующий вывод: каждому государству необходимо уделять больше внимания на инновационный кластер, ведь роль инноваций в экономике велика. Их разработка и внедрение позволяет не только повысить конкурентоспособность отечественных товаров, но и имидж государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе - высокий уровень жизни граждан. Инновации - это оружие конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший им в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных.
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года», Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996г. // Российская газета- 1996, 9 апреля
2. Об общих принципах организации местного самоунравдекия в Российской Федерации. Федеральный закон № 154-ФЗ- 28 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Сг. 3506.
3. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети»
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662 -рО
Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.gaiaut.ni/194365/#ixzz47mRK9D31 (дата обращения:
04.01.2018) .
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p
6. Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. N 563 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства»
7. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике"
8. Часть дополнительно включена с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ
Монографии, диссертации
9. Аванесян, МГ Поддержка инновационной деятельности российских корпораций с помощью международных инновационных кластеров / МГ Аванесян, МН Черкасов И Управление инновациями: теория, методология, практика- - 2014. - № 8. - С 135.
10. Афанасьев, М Мировая конкуренция и кластеризация экономики: монография / М Афанасьев, Л. Мясникова // Вопросы экономики,2015. - Jfe4. -С. 75-86.
11. Баев, И-А. Сущность, структура и функции рынка инноваций / И.А. Баев, ДА. Горшенина // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. -Т. 9, № 1. - С 54-61.
12. Березин, В.В. «Инновационный менеджмент». - М.: КНОРУС,2005. -С. 205-207.
13. Гохберг, JIM. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике / ЛМ. Гохберг, А Н. Клепач, П.Б. Рудник,
О-В. Фомичев, А Е Шадрин Я Национальный исследовательский университет «Высшая сокола экономики». - Санкт-Петербург, 2016. - С. 88.
14. Гохберг, ЛМ Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под ред. Л М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - М.: НИУ «ВШЭ», 2015. - С. 29.
15. Грабовой, ПГ Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография / П.Г. Грабовой. - Пенза: АСТО,2016. -208 с-
16. Дрозд, ОВ Кластерная политика как фактор пространственной организации национальной экономики: автореф. дис капд эк. наук :08.00.05 / О-В. Дрозд. - Астрахань, 2015.-26 с.
17. Звягина. Е М. Типология кластеров и особенности кластернзации экономики регионов России / Е М Звягина // Современные проблемы науки и образования. 2014. - Jfe 2. - 83 с-
18. Иваненко. А.А. Разработка инновационного проекта создания кластеров / А А. Иваненко, Л В Иваненко // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-дракх. конф. - Чебоксары,
2016. -39 с
19. Инновация как средство экономического развития / Б. Санго; Пер. с венг. с изм. и доп. аэт.; Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова, 295, с. ил. 20 ш,М Прогресс 1990 С. 162-164
20. Кириллов, АВ Международный опыт развития малого и среднего инновационного предпринимательства, и возможности его применения в российской экономике: дисс канд экон наук: 08.00.14 / Кириллов Александр Викторович. - М., 2015. - С. 96.
21. Кодосницына МГ., Киселева В.В. «Государственное регулирование инновационной сферы» - йзд дом ГУ-ВШЭ, 2008 - С. 320
22. Куклев П А Инновационный продукт как объект купли- продажи в условиях рынка // Креативная экономика. — 2011. — №7(55). — с. 68-72. — Официальный сайт -URL:http://vww.creativeconomy.ni/articles/4127/ (дата обращения: 12.01.2017)
23. Мингалева, Ж. А Формирование комплексной системы
государственных мер стимулирования инновационной деятельности в России / Ж А Мингалева /У Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Экономические науки. - 2010.-Т. 3.-J&99.-C. 12-19.
24. Николаев М.В. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности// Проблемы современной экономики, N 1(13), 2005
25. ПортерМ. Конкуренция.: Пер. с англ - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
26. Портер, М. Международная конкуренция: учебник / М. Портер. - Москва, 1993. - 337 с.
27. Портер, Майкл, Э. Конкуренция / Пер. с англ.: Уч. шс - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 495 с.
28. Пригожин А И «Нововведения, стимулы и препятствия». М.,1989. С.85-89
29. Принципы и инструменты финансирования инноваций в Российской Федерации: Монография / B E Леонтьев, А Ю Баранова - М.: НИЦИНФРА-М, 2015.-С. 10
30. Пьянова А П Объединения промьшшешшков в кластеры - от теории к практическим шагам// Альманах «Наука. Инновации. Образование», Выпуск 7 «Кластеризация предприятий: состояние к перспективы», ноябрь, 2008г.
31. Региональная экономика. Теория, модели и методы [Электронный
ресурс]: Электронный портал Studme.org. - Режим доступа:
http://studme.org/1059042824491/ekonomika/teoriya_klasterov_poitera
32. Савченко Т В Развитие аграрного потенциала сельских территорий / Т В. Савченко, Ю А. Просяннихова. А.В. Улезько. - Воронеж: Научная книга,2015. - 175 с.
33. Савченко ТВ Управление производством масличных культур на основе кластерного подхода / Т-В. Савченко, А.В. Улезько, Н.Н. Кравченко. - Воронеж: ВГАУ, 2013. - 160 с.
34. Семина ЛА Инновационный кластер - основа развития инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве / Л А. Семина. И С Санду // Вестник Алтайского государственного аграрною университета. - 2013. - №6 (104). - С. 137-140.
35. Статистический сборник № 1.34.057 «Индикаторы науки Красноярского края», 2016. - 188 с
36. Суходолов, ЯА. Российско-китайское внешнеторговое сотрудничество как фактор развития экономики России / Суходолов Яков Александрович. - Автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.14 - Р-н/Д, 2016. - С 18-19
37. Удезько А. Обеспечение конкурентоспособности малых форм хозяйствования / АВ. Удезько, НВ Алексеева. - Воронеж: Научная книга,2015. - 179 с.
38. Удезько А.В. Земельные ресурсы сельскою хозяйства: управление воспроизводством и экономическая оценка потенциала / А В Удезько, В.Э. Юшкова. А. А. Тютюнихов. - Воронеж: Научная книга, 2014. - 176 с.
39. УсковаТ. В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография/Т. В. Ускова - Вологда: ИСЭРТРАН, 2009.
40. Фатхутданов Р А. «Инновационный менеждмент». 6-е изд. - СПб.. Пвггер, 2008, С 115-120
41. Филатов ВВ., Карасев МВ «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕШОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Московский государственный университет технологий и управления им. КГ. Разумовского, г. Москва
42. Хард Д. А. Инновационные кластеры: основные идеи. URL: http:/Avww iimosys.spb.ni.
43. Цихан Т В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления 2003. № 5. С. 16-25.
44. Цихан, Т В Кластерная теория экономического развития / ТВ. Цихан // Теория и практика управления. 2015. -№ 5. -113 с.
45. Шерешеза М Ю. Проблемы создания инновационных кластеров в регионах России // Альманах «Наука. Инновации. Образование», выл 7. М.: РИЭПП, 2008. С. 213-230.
46. Щувап-Сергеева, НС Моделирование: рынок инновационного продукта. / Н С. Шувал-Сергеева; Известия СП6УЭФ, - СПб. : - 2012. - № 3. - С. 136- 140
47. Юсупова Ирина Валерьевна. Разработка мер государственного регулирования регионального рынка труда с использованием балансовой модели: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Юсупова
Ирина Валерьевна; [Место защита: Казанский государственный технический университетимАНТуполева].- Казань, 2014.- 253 с.
Статьи и материалы периодической печати
48. Аванесян, М Г Поддержка инновационной деятельности
российских корпораций с помощью международных инновационных кластеров
49. Адамакова, КЗ Кластерный проект как направление национальной кластерной политики / К З Адамакова // Актуальные вопросы экономических наук, 2016. № 3-1. - С 78.
50. Дазпько, ТП Основные подходы к выявлению кластеров в экономике региона / Т П Данько, Е С Куценко // Проблемы современной экономики. - Пермь, 2014. - 35 с
51. Идентификация ядер региональных экономических кластеров на основе анализа структурных сдвигов в условиях циклично развивающейся экономики / ТВ Карлина // Экономика Раздел 2. Региональная экономика,
2013. -Ш С 22-29.
52. Киселев, АН Определение перспективных направлений для формирования кластеров малых и средних предприятий в городе Москве / А Н Киселев, Е С. Куценко, А П Карнаух // Проблемы современной экономики - Пермь, 2015. Jfel. - 24 с Карлина, ТВ.
53. Куцдиус В.А. Кластерный подход в реализации стратегии инновационного развития АПК региона / В А. Кукдиус // Экономика региона -2011.-164. - С. 117-133.
54. Юсупова И В Определение стратегических ориентиров при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан /7 Казанский экономический вестник. -
2017. -Лй2 (34). - С. 142-147.
Электронные ресурсы
55. Community Research and Development Information Service, Individual
European Technology Platforms. URL: http://cordis.europa.eii/technology-
p latfonn s/individu al_en.htm 1.
56. Жизненный цикл и процессы разработки ПО [Электронный ресурс]: ИНТУЙТ // Национальный открытый университет Режим доступа: http://www.iiihiit.ni/studies/courses/64/64/Iecture/1868
57. Инновации Документы // Министерство экономического развития
Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ni/minec/acti
vity/sections/innovations/indexdocs.
58. Каленская «Маркетинг инноваций» Учебное пособие - Официальный сайт URL: http://kpfu.ni/docs/F1117615969/KaJ_Upos_l.pdf НЕ- (дата обращения 10.09.2017)
59. Ланских, Н А Проблема формирования региональных кластеров и пути ее решения [Электронный ресурс] : Научная библиотека КиберЛенинка - Режим доступа: littp://cyberleninka.ni
60. Лозинский С. В. Важнейшие направления и перспективы развития предпринимательства в промышленности // [Электронный ресурс] Портал информационной поддержки малого н среднего производственного бизнеса, URL: http://www.subcoutract.ni
61. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в
субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] утв
Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: littp://www.consultant.ni
62. Министерство образования и науки РФ - Официальный свлт- URL:http://xn—80abucjiibliv9axn—piai/ (дата обращения: 18.01.18)
63. Министерство экономического развития РФ - Официальный сайт - URL: http://economy.gov.iu/ (датаобращения: 18.01.18)
64. Михеева, А.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / А А Михеева // Проблемы современной экономики, 2016.- N 3 (27). — С. 22-27.
65. Несмачных, ОВ Теория Проектного Управления кластером: Методологические положения / О В Несмачных // Экономические науки. - Санкт-Петербург, 2016. -№3(197). - С 34-35.
66. О федеральной целевой программе «Национальная технологическая
база» на 2007-2011 года: Постановление Правительства РФ от 29.01.2007 № 54 (ред. от 06.10.2011) // КовсудьтантПлюС. URL:
http://www.consultant.ni/document/cons_doc_LAW_120627/?frame=l
67. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 г №244-ФЗ // Гарант. URL: http://www.gai*ant.ni/products/ipo /prim e/do с/12079043/.
68. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ni/wps/wcm/coimect/economylib4/m er/about/stmcture/dep svo d/doc201105 31 _04.
69. Региональная экономика. Теория, модели и метода [Электронный
ресурс]: Электронный портал Shidme.org. - Режим доступа:
http://studme.org/1059042824491/ekonomika/teoriya_klasterov_portera
70 Салабаев. Д И. Жизненный цикл экономического кластера и проблемы идентификации его стадий / Д й Салабаев // Вопросы экономики и управления. 2016. -№5.1.-С- 22-24.
71. Семенов М. А., КозьминА П Кластеры в Иркутской области,
проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс],URL:
http://www.twiipx.com/file/476555/
72. Электронная энциклопедия АКАДЕМИК [Электронный ресурс] :
Энциклопедия инвестора - Режим доступа: http://investmeiits.academic.ni