ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ,
ВИДЫ ..................................................................................................................... 10
§ 1. Понятие, признаки, функции и виды правовой пропаганды .............. 10
§ 2. Отграничение правовой пропаганды от смежных категорий ............ 27
Глава 2. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ ............... 39
§ 1. Понятие механизма действия правовой пропаганды, его элементы и
уровни .............................................................................................................. 39
§ 2. Функционирование механизма правовой пропаганды ....................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 60
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ,
ВИДЫ ..................................................................................................................... 10
§ 1. Понятие, признаки, функции и виды правовой пропаганды .............. 10
§ 2. Отграничение правовой пропаганды от смежных категорий ............ 27
Глава 2. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ ............... 39
§ 1. Понятие механизма действия правовой пропаганды, его элементы и
уровни .............................................................................................................. 39
§ 2. Функционирование механизма правовой пропаганды ....................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 60
Актуальность темы исследования определяется как теоретической, так
и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием
механизма правовой пропаганды. В современной России уровень правовой
культуры граждан в среднем остается достаточно невысоким. Наличие
различных форм деформации правосознания среди рядовых граждан, а также
лиц, наделенных властными полномочиями, не является редкостью в
российском обществе. На сегодняшний день правовая пропаганда является
одним из наиболее эффективных средств повышения уровня правовой
культуры и правовой грамотности граждан. В теоретическом плане тема
представляется актуальной в связи с тем, что вопреки высокой степени
значимости исследуемого явления, вопросы, затрагивающие механизм его
функционирования остаются не достаточно полно изученными. В связи с
этим возникает необходимость в углублении знаний о правовой пропаганде
как явлении государственно-правовой действительности, формулировании
положений о механизме ее распространения, его уровнях и
функционировании. В практическом плане определение структуры, а также
выявление закономерностей и особенностей функционирования механизма
правовой пропаганды позволяет оптимизировать процесс массового и
целенаправленного распространения правовых установок, идеалов и
ценностей среди населения для выработки наиболее эффективных методик
повышения уровня правовой грамотности и правовой культуры населения, и,
как следствие, повысить уровень правовой культуры в стране.
Объектом исследования в рамках данной работы следует считать
пропаганду как один из наиболее эффективных инструментов воздействия на
общественное мнение, обеспечивающих формирование и укоренение среди
широких масс определенных взглядов, идей, принципов, заложенных
пропагандистом, в связи с чем, предметом исследования станет правовая
пропаганда как особый правовой феномен, обеспечивающий10
распространение правовых принципов и идей, а также формирование у
объекта воздействия моделей правомерного поведения и, как следствие,
повышение уровня правовой культуры в обществе.
Целью исследования является выявление структуры и механизма
функционирования правовой пропаганды как системного целенаправленного
явления.
Поставленная цель связана с решением следующих задач:
- формулировка понятия правовой пропаганды как особого феномена и,
соответственно, определение ее сущностных признаков.
- выявление и характеристика видов и уровней правовой пропаганды;
- определение функций правовой пропаганды как особого явления;
- проведение отграничения правовой пропаганды от смежных явлений
(правовой идеологии, правового воспитания, правовой культуры);
- определение понятия механизма действия правовой пропаганды;
- в результате проведения структурно-функционального анализа
исследуемого феномена выявление элементного состава, закономерностей и
специфики функционирования правовой пропаганды как особой
идеологической системы.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы,
такие как: анализ, системный и функциональный подходы, сравнение – при
исследовании сущности правовой пропаганды как явления, а также
рассмотрении функционирования ее механизма действия, а также
частнонаучные методы теории государства и права – исторический,
структурный, формально-юридический – при определении правовых
категорий, а также выявлении структурных составляющих механизма
правовой пропаганды.
Теоретическая база представлена трудами ученых, занимавшихся
исследованием как пропаганды в общем, так и правовой пропаганды, в
частности: Бернейс Э., Гойман В.И., Гуревич П.С., Почепцов Г.Г., Реуф11
В.М., Тихомиров Ю.А., Бондарев А.С., Прокопенко Д.Ю., Михайлов А.М.,
Лившин А.Я., Орлов И.Б., Лассвелл Г. Д.и др.
Степень изученности темы: В отечественной и зарубежной научной
литературе вопросам, связанным с изучением пропаганды посвящено немало
работ. Как правило, данные исследования проводились в таких отраслях
знания, как социология, политология, социальная психология,
юриспруденция. В основу исследования легли научные труды по теории
пропаганды Э. Бернейса, Э. Феллоуза, Г. Почепцова. Однако на сегодняшний
день остается недостаточно исследованным такое государственно-правовое
явление, как правовая пропаганда, представляющая собой разновидность
пропаганды в общем смысле слова, в частности, отсутствуют четкие
формулировки понятия указанного явления, его признаки, а также
недостаточно изучен механизм ее функционирования, в связи с чем, тема
исследования сохраняет свою актуальность. Отдельные вопросы, связанные
с исследованием правовой пропаганды, затрагивали в своих работах А.С.
Бондарев, В.С. Основин, С.М. Ходыревский, А.И. Петров.
Научная новизна состоит в комплексном исследовании правовой
пропаганды как явления путем формулирования ее понятия и признаков, а
также рассмотрении механизма ее действия. В работе проводится анализ
механизма действия правовой пропаганды, его уровней и элементов, а также
средств выражения и механизма воздействия на объект.
Положения, выносимые на защиту:
1. Правовая пропаганда – целенаправленный идеологический процесс
донесения и распространения определенных субъектом правовых ценностей
и правовой политики через отдельные каналы, выработки у объекта
воздействия моделей правомерного поведения, осуществляемый в отношении
неопределенного круга лиц, реализуемый в общей системе правового
воспитания.
2. Признаки правовой пропаганды: целенаправленность,
информационность, систематичность проведения, нацеленность на широкую12
аудиторию, доступность формы, связь с правовыми явлениями и
категориями, связь с иными видами пропаганды.
3. Функции правовой пропаганды: информационная, идеологическая,
мировоззренческая, коммуникативная, воспитательная.
4. Механизм правовой пропаганды представляет собой систему
средств, инструментов, институтов, посредством которых обеспечивается
реализация целей и задач, заложенных субъектом пропаганды, связанных с
правом, существующую в общей системе механизма действия права.
5. Элементами механизма правовой пропаганды являются средства,
инструменты, институты, которые можно подразделить на устные, печатные,
виртуальные; на визуальные и аудиальные; на текстовые, числовые,
графические, звуковые, комбинированные.
6. В структуре механизма правовой пропаганды можно условно
выделить три уровня (элементарный - рассчитан на минимальную аудиторию,
в рамках которой происходит распространение идей правовой пропаганды в
пределах небольших социальных групп; системный - предполагает более
высокую степень организации при распространении правовых установок в
рамках более крупных общественных образований; массовый -
обеспечивающий существование правовой пропаганды в рамках государства
или групп государств, широко использующий средства массовой
коммуникации и взаимообусловленный иными видами пропаганды,
проводимой в государстве).
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования нашли отражение:
в публикациях автора:
1. Абрамов А.Е., Прохорова С.И. Правовая пропаганда: к проблеме
определения понятия / А.Е. Абрамов, С.И. Прохорова // Новая наука:
теоретический и практический взгляд. Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно-практической
конференции. Ч. 2 – Стерлитамак: РИЦ АМИ. 2015. С. 220-223.13
2. Прохорова С.И. Обычное право в системе источников права
традиционных обществ / С.И. Прохорова // Дни науки студентов
Владимирского государственного университета имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: Сборник материалов
научно-практических конференций 25 марта – 18 апреля 2015 года. –
Владимир: Изд-во ВлГУ [Электронный ресурс], 2015. – С. 545-548.
в докладах и сообщениях:
1. На региональной студенческой научно-практической конференции
“Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых” (г.
Владимир, 16 апреля 2015 г.).
2. На всероссийской научно-практической конференции “Права
человека в непрерывном взаимодействии истории и современности: от
Великой Хартии Вольностей до Всеобщей Декларации Прав Человека” (г.
Владимир, 24-26 ноября 2015 г.).
3. На международной научно-практической конференции «Новая наука:
теоретический и практический взгляд». г. Стерлитамак,14 декабря 2015 г.)
4. На региональной студенческой научно-практической конференции
“Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых” (г.
Владимир, 8 апреля 2016 г.).
Структура работы определяется целью и задачами исследования и
включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, разбитых
на параграфы, заключения и библиографического списка.
и практической значимостью вопросов, связанных с функционированием
механизма правовой пропаганды. В современной России уровень правовой
культуры граждан в среднем остается достаточно невысоким. Наличие
различных форм деформации правосознания среди рядовых граждан, а также
лиц, наделенных властными полномочиями, не является редкостью в
российском обществе. На сегодняшний день правовая пропаганда является
одним из наиболее эффективных средств повышения уровня правовой
культуры и правовой грамотности граждан. В теоретическом плане тема
представляется актуальной в связи с тем, что вопреки высокой степени
значимости исследуемого явления, вопросы, затрагивающие механизм его
функционирования остаются не достаточно полно изученными. В связи с
этим возникает необходимость в углублении знаний о правовой пропаганде
как явлении государственно-правовой действительности, формулировании
положений о механизме ее распространения, его уровнях и
функционировании. В практическом плане определение структуры, а также
выявление закономерностей и особенностей функционирования механизма
правовой пропаганды позволяет оптимизировать процесс массового и
целенаправленного распространения правовых установок, идеалов и
ценностей среди населения для выработки наиболее эффективных методик
повышения уровня правовой грамотности и правовой культуры населения, и,
как следствие, повысить уровень правовой культуры в стране.
Объектом исследования в рамках данной работы следует считать
пропаганду как один из наиболее эффективных инструментов воздействия на
общественное мнение, обеспечивающих формирование и укоренение среди
широких масс определенных взглядов, идей, принципов, заложенных
пропагандистом, в связи с чем, предметом исследования станет правовая
пропаганда как особый правовой феномен, обеспечивающий10
распространение правовых принципов и идей, а также формирование у
объекта воздействия моделей правомерного поведения и, как следствие,
повышение уровня правовой культуры в обществе.
Целью исследования является выявление структуры и механизма
функционирования правовой пропаганды как системного целенаправленного
явления.
Поставленная цель связана с решением следующих задач:
- формулировка понятия правовой пропаганды как особого феномена и,
соответственно, определение ее сущностных признаков.
- выявление и характеристика видов и уровней правовой пропаганды;
- определение функций правовой пропаганды как особого явления;
- проведение отграничения правовой пропаганды от смежных явлений
(правовой идеологии, правового воспитания, правовой культуры);
- определение понятия механизма действия правовой пропаганды;
- в результате проведения структурно-функционального анализа
исследуемого феномена выявление элементного состава, закономерностей и
специфики функционирования правовой пропаганды как особой
идеологической системы.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы,
такие как: анализ, системный и функциональный подходы, сравнение – при
исследовании сущности правовой пропаганды как явления, а также
рассмотрении функционирования ее механизма действия, а также
частнонаучные методы теории государства и права – исторический,
структурный, формально-юридический – при определении правовых
категорий, а также выявлении структурных составляющих механизма
правовой пропаганды.
Теоретическая база представлена трудами ученых, занимавшихся
исследованием как пропаганды в общем, так и правовой пропаганды, в
частности: Бернейс Э., Гойман В.И., Гуревич П.С., Почепцов Г.Г., Реуф11
В.М., Тихомиров Ю.А., Бондарев А.С., Прокопенко Д.Ю., Михайлов А.М.,
Лившин А.Я., Орлов И.Б., Лассвелл Г. Д.и др.
Степень изученности темы: В отечественной и зарубежной научной
литературе вопросам, связанным с изучением пропаганды посвящено немало
работ. Как правило, данные исследования проводились в таких отраслях
знания, как социология, политология, социальная психология,
юриспруденция. В основу исследования легли научные труды по теории
пропаганды Э. Бернейса, Э. Феллоуза, Г. Почепцова. Однако на сегодняшний
день остается недостаточно исследованным такое государственно-правовое
явление, как правовая пропаганда, представляющая собой разновидность
пропаганды в общем смысле слова, в частности, отсутствуют четкие
формулировки понятия указанного явления, его признаки, а также
недостаточно изучен механизм ее функционирования, в связи с чем, тема
исследования сохраняет свою актуальность. Отдельные вопросы, связанные
с исследованием правовой пропаганды, затрагивали в своих работах А.С.
Бондарев, В.С. Основин, С.М. Ходыревский, А.И. Петров.
Научная новизна состоит в комплексном исследовании правовой
пропаганды как явления путем формулирования ее понятия и признаков, а
также рассмотрении механизма ее действия. В работе проводится анализ
механизма действия правовой пропаганды, его уровней и элементов, а также
средств выражения и механизма воздействия на объект.
Положения, выносимые на защиту:
1. Правовая пропаганда – целенаправленный идеологический процесс
донесения и распространения определенных субъектом правовых ценностей
и правовой политики через отдельные каналы, выработки у объекта
воздействия моделей правомерного поведения, осуществляемый в отношении
неопределенного круга лиц, реализуемый в общей системе правового
воспитания.
2. Признаки правовой пропаганды: целенаправленность,
информационность, систематичность проведения, нацеленность на широкую12
аудиторию, доступность формы, связь с правовыми явлениями и
категориями, связь с иными видами пропаганды.
3. Функции правовой пропаганды: информационная, идеологическая,
мировоззренческая, коммуникативная, воспитательная.
4. Механизм правовой пропаганды представляет собой систему
средств, инструментов, институтов, посредством которых обеспечивается
реализация целей и задач, заложенных субъектом пропаганды, связанных с
правом, существующую в общей системе механизма действия права.
5. Элементами механизма правовой пропаганды являются средства,
инструменты, институты, которые можно подразделить на устные, печатные,
виртуальные; на визуальные и аудиальные; на текстовые, числовые,
графические, звуковые, комбинированные.
6. В структуре механизма правовой пропаганды можно условно
выделить три уровня (элементарный - рассчитан на минимальную аудиторию,
в рамках которой происходит распространение идей правовой пропаганды в
пределах небольших социальных групп; системный - предполагает более
высокую степень организации при распространении правовых установок в
рамках более крупных общественных образований; массовый -
обеспечивающий существование правовой пропаганды в рамках государства
или групп государств, широко использующий средства массовой
коммуникации и взаимообусловленный иными видами пропаганды,
проводимой в государстве).
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования нашли отражение:
в публикациях автора:
1. Абрамов А.Е., Прохорова С.И. Правовая пропаганда: к проблеме
определения понятия / А.Е. Абрамов, С.И. Прохорова // Новая наука:
теоретический и практический взгляд. Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно-практической
конференции. Ч. 2 – Стерлитамак: РИЦ АМИ. 2015. С. 220-223.13
2. Прохорова С.И. Обычное право в системе источников права
традиционных обществ / С.И. Прохорова // Дни науки студентов
Владимирского государственного университета имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: Сборник материалов
научно-практических конференций 25 марта – 18 апреля 2015 года. –
Владимир: Изд-во ВлГУ [Электронный ресурс], 2015. – С. 545-548.
в докладах и сообщениях:
1. На региональной студенческой научно-практической конференции
“Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых” (г.
Владимир, 16 апреля 2015 г.).
2. На всероссийской научно-практической конференции “Права
человека в непрерывном взаимодействии истории и современности: от
Великой Хартии Вольностей до Всеобщей Декларации Прав Человека” (г.
Владимир, 24-26 ноября 2015 г.).
3. На международной научно-практической конференции «Новая наука:
теоретический и практический взгляд». г. Стерлитамак,14 декабря 2015 г.)
4. На региональной студенческой научно-практической конференции
“Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых” (г.
Владимир, 8 апреля 2016 г.).
Структура работы определяется целью и задачами исследования и
включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, разбитых
на параграфы, заключения и библиографического списка.
Правовая пропаганда сегодня является одним из самых мощных и
эффективных средств, используемых для формирования у личности модели
правомерного поведения, закрепления в сознании индивида правовых
установок, идей и принципов, развития правовой культуры в целом.
Правовую пропаганду можно определить как целенаправленный
идеологический процесс донесения и распространения определенных
субъектом правовых ценностей и правовой политики через отдельные
каналы, выработки у объекта воздействия моделей правомерного поведения,
осуществляемый в отношении неопределенного круга лиц, реализуемый в
общей системе правового воспитания. При этом важно учитывать, что
правовая пропаганда осуществляется не изолированно, напротив, она тесно
связана, в первую очередь, с пропагандой политической, а также культурной,
нравственной и др. При исследовании правовой пропаганды важно учитывать
следующие ее признаки, позволяющие отграничить ее от иных смежных
категорий:
- целенаправленность (реализация пропаганды нацелена на
формирование в обществе тех установок, которые закладывает субъект
осуществления);
- информационность (содержание пропаганды предполагает наличие
той или иной информации, заложенной субъектом распространения);
- систематичность проведения (для осуществления правовой
пропаганды недостаточно разового воздействия на ту или иную социальную
общность);
- нацеленность на широкую аудиторию (правовая пропаганда
распространяет заложенные в ней идеи и установки среди большого
количества людей);60
- доступность формы (как правило, пропаганда реализуется в простых
формах для лучшего восприятия и усвоения идей, лежащих в ее основе,
среди как можно большего числа представителей той или иной общности);
- связь с правовыми явлениями и категориями (правовая пропаганда
тесно связана со сферой правового воздействия в процессе ее реализации, а
также со сферой правового восприятия, как конечного результата ее
осуществления);
- связь с иными видами пропаганды (правовая пропаганда
осуществляется не изолированно, а в системе пропаганды в целом).
Под функциями правовой пропаганды следует понимать основные
направления воздействия правовой пропаганды, выражающие ее сущность и
конкретизирующие путь достижения цели пропаганды. С этих позиций
можно выделить следующие основные функции правовой пропаганды:
- информационная (правовая пропаганда всегда несет в себе
определенный объем информации, который доводится до объекта
воздействия и посредством которого обеспечивается реализация ее целей);
- идеологическая (правовая пропаганда служит мощным каналом
распространения правовой идеологии, формирующим уважительное
отношение к ценностям права, а также модели правомерного поведения в
сознании людей);
- мировоззренческая (в правовую пропаганду изначально заложено то
или иное отношение (позитивная или негативная оценка) к отдельным
явлениям и событиям государственно-правовой действительности, что
служит формированию в обществе необходимых установок и ориентиров,
влияющих на их отношение к праву и поведению в правовой сфере);
- коммуникативная (данная функция предполагает конечное
взаимодействие субъекта пропаганды с объектом через систему
пропагандистских мер для достижения цели пропаганды);
- воспитательная (данная функция тесно связана с
социоинтегративной и включает процесс социализации, который61
невозможен без создания социально одобряемых поведенческих установок
у объекта воздействия).
Виды правовой пропаганды можно классифицировать по различным
основаниям. По способу воздействия на объект правовая пропаганда может
быть: открытой (такой правовой пропагандой, которая распространяется из
известных источников, с известными целями и наличие которой известно
объекту воздействия) и скрытой (тайной пропагандой, реализуемой
незаметно для объекта воздействия и не определяющей для него цели и
источник распространения); по сфере реализации правовая пропаганда
разделяется на вертикальную или политическую (проводимую в рамках
политической сферы) и горизонтальную или социологическую (проводимую
через средства массовой информации, образование и прочее. По форме
выражения правовая пропаганда может осуществляться как агитация
(характеризуется активными призывами к совершению определенных
действий) и как интеграция (предполагающая постепенное внедрение в
сознание людей определенных правовых установок и идеалов); по
подверженности субъекта проводимой пропаганде: правовая пропаганда с
прямым стимулированием (предполагает приверженность субъекта идеям
проводимой пропаганды) и правовую пропаганду с непрямым
стимулированием (когда субъект не привержен тем ценностям, которые он
распространяет, он изолирован от пропагандистских мер, которые реализует).
Правовая пропаганда, являясь отдельным явлением государственноправовой действительности, тем не менее, не существует обособленно; она
тесно взаимодействует с такими правовыми явлениями, как правовая
идеология, правовое воспитание и правовая культура. Реализуясь в общей
системе правового воспитания, правовая пропаганда связана с
распространением правовой идеологии и случит инструментом повышения
уровня правовой культуры в обществе, являясь в то же время ее частью.
Правовая пропаганда в современном обществе является наиболее
эффективным средством распространения тех или иных правовых ценностей,62
идеалов, формирования общественного мнения в отношении событий и
фактов, развития гражданского общества и правового государства. Позволяя в
максимально короткие по сравнению с иными формами правового
воспитания сроки донести до широкой аудитории те или иные позиции, точки
зрения, мнения, правовая пропаганда обеспечивает развитие правосознания
членов общества и повышение общего уровня правовой культуры в
государстве.
Для обеспечения реализации целей и задач, заложенных субъектом
пропаганды, используется система средств, инструментов, институтов,
связанных с правом, существующая в общей системе механизма действия
права, то есть механизм действия правовой пропаганды. Средства,
инструменты, институты, составляющие механизм правовой пропаганды, по
способам распространения правовых знаний и формированию правовых
убеждений у объекта воздействия можно подразделить на устные, печатные,
виртуальные; по способу восприятия информации адресатом средства
правовой пропаганды можно разделить на визуальные и аудиальные; по
форме представления – текстовые, числовые, графические, звуковые,
комбинированные. Кроме того, в структуре механизма правовой пропаганды
можно условно выделить три уровня (элементарный, системный, массовый).
Механизм правовой пропаганды представляет собой довольно сложное
явление, которое, с одной стороны имеет своей базой инструменты, средства
и способы распространения правовой информации, правовых установок,
принципов, с другой же, – в основе него остаются психологические и
интеллектуальные механизмы, посредством которых происходит воздействие
на сознание адресата и формируется его отношение к тем или иным явлениям
государственно-правовой действительности, а также стандарты поведения в
определенных ситуациях. В каждом конкретном случае пропагандист должен
учитывать специфические особенности адресата, его восприятие, а также
избирать наиболее оптимальный способ воздействия для того, чтобы63
эффективно реализовывать правовую пропаганду в рамках той или иной
социальной общности.
Таким образом, правовая пропаганда сегодня является не просто
действенным инструментом, обеспечивающим формирование определенного
отношения к праву в обществе, она представляет собой самостоятельное
явление государственно-правовой действительности, имеющее собственный
механизм воздействия на объект, реализующееся в общей системе правового
воспитания и выступающее одним из наиболее эффективных с точки зрения
массового распространения способом повышения уровня правовой культуры
в стране.
эффективных средств, используемых для формирования у личности модели
правомерного поведения, закрепления в сознании индивида правовых
установок, идей и принципов, развития правовой культуры в целом.
Правовую пропаганду можно определить как целенаправленный
идеологический процесс донесения и распространения определенных
субъектом правовых ценностей и правовой политики через отдельные
каналы, выработки у объекта воздействия моделей правомерного поведения,
осуществляемый в отношении неопределенного круга лиц, реализуемый в
общей системе правового воспитания. При этом важно учитывать, что
правовая пропаганда осуществляется не изолированно, напротив, она тесно
связана, в первую очередь, с пропагандой политической, а также культурной,
нравственной и др. При исследовании правовой пропаганды важно учитывать
следующие ее признаки, позволяющие отграничить ее от иных смежных
категорий:
- целенаправленность (реализация пропаганды нацелена на
формирование в обществе тех установок, которые закладывает субъект
осуществления);
- информационность (содержание пропаганды предполагает наличие
той или иной информации, заложенной субъектом распространения);
- систематичность проведения (для осуществления правовой
пропаганды недостаточно разового воздействия на ту или иную социальную
общность);
- нацеленность на широкую аудиторию (правовая пропаганда
распространяет заложенные в ней идеи и установки среди большого
количества людей);60
- доступность формы (как правило, пропаганда реализуется в простых
формах для лучшего восприятия и усвоения идей, лежащих в ее основе,
среди как можно большего числа представителей той или иной общности);
- связь с правовыми явлениями и категориями (правовая пропаганда
тесно связана со сферой правового воздействия в процессе ее реализации, а
также со сферой правового восприятия, как конечного результата ее
осуществления);
- связь с иными видами пропаганды (правовая пропаганда
осуществляется не изолированно, а в системе пропаганды в целом).
Под функциями правовой пропаганды следует понимать основные
направления воздействия правовой пропаганды, выражающие ее сущность и
конкретизирующие путь достижения цели пропаганды. С этих позиций
можно выделить следующие основные функции правовой пропаганды:
- информационная (правовая пропаганда всегда несет в себе
определенный объем информации, который доводится до объекта
воздействия и посредством которого обеспечивается реализация ее целей);
- идеологическая (правовая пропаганда служит мощным каналом
распространения правовой идеологии, формирующим уважительное
отношение к ценностям права, а также модели правомерного поведения в
сознании людей);
- мировоззренческая (в правовую пропаганду изначально заложено то
или иное отношение (позитивная или негативная оценка) к отдельным
явлениям и событиям государственно-правовой действительности, что
служит формированию в обществе необходимых установок и ориентиров,
влияющих на их отношение к праву и поведению в правовой сфере);
- коммуникативная (данная функция предполагает конечное
взаимодействие субъекта пропаганды с объектом через систему
пропагандистских мер для достижения цели пропаганды);
- воспитательная (данная функция тесно связана с
социоинтегративной и включает процесс социализации, который61
невозможен без создания социально одобряемых поведенческих установок
у объекта воздействия).
Виды правовой пропаганды можно классифицировать по различным
основаниям. По способу воздействия на объект правовая пропаганда может
быть: открытой (такой правовой пропагандой, которая распространяется из
известных источников, с известными целями и наличие которой известно
объекту воздействия) и скрытой (тайной пропагандой, реализуемой
незаметно для объекта воздействия и не определяющей для него цели и
источник распространения); по сфере реализации правовая пропаганда
разделяется на вертикальную или политическую (проводимую в рамках
политической сферы) и горизонтальную или социологическую (проводимую
через средства массовой информации, образование и прочее. По форме
выражения правовая пропаганда может осуществляться как агитация
(характеризуется активными призывами к совершению определенных
действий) и как интеграция (предполагающая постепенное внедрение в
сознание людей определенных правовых установок и идеалов); по
подверженности субъекта проводимой пропаганде: правовая пропаганда с
прямым стимулированием (предполагает приверженность субъекта идеям
проводимой пропаганды) и правовую пропаганду с непрямым
стимулированием (когда субъект не привержен тем ценностям, которые он
распространяет, он изолирован от пропагандистских мер, которые реализует).
Правовая пропаганда, являясь отдельным явлением государственноправовой действительности, тем не менее, не существует обособленно; она
тесно взаимодействует с такими правовыми явлениями, как правовая
идеология, правовое воспитание и правовая культура. Реализуясь в общей
системе правового воспитания, правовая пропаганда связана с
распространением правовой идеологии и случит инструментом повышения
уровня правовой культуры в обществе, являясь в то же время ее частью.
Правовая пропаганда в современном обществе является наиболее
эффективным средством распространения тех или иных правовых ценностей,62
идеалов, формирования общественного мнения в отношении событий и
фактов, развития гражданского общества и правового государства. Позволяя в
максимально короткие по сравнению с иными формами правового
воспитания сроки донести до широкой аудитории те или иные позиции, точки
зрения, мнения, правовая пропаганда обеспечивает развитие правосознания
членов общества и повышение общего уровня правовой культуры в
государстве.
Для обеспечения реализации целей и задач, заложенных субъектом
пропаганды, используется система средств, инструментов, институтов,
связанных с правом, существующая в общей системе механизма действия
права, то есть механизм действия правовой пропаганды. Средства,
инструменты, институты, составляющие механизм правовой пропаганды, по
способам распространения правовых знаний и формированию правовых
убеждений у объекта воздействия можно подразделить на устные, печатные,
виртуальные; по способу восприятия информации адресатом средства
правовой пропаганды можно разделить на визуальные и аудиальные; по
форме представления – текстовые, числовые, графические, звуковые,
комбинированные. Кроме того, в структуре механизма правовой пропаганды
можно условно выделить три уровня (элементарный, системный, массовый).
Механизм правовой пропаганды представляет собой довольно сложное
явление, которое, с одной стороны имеет своей базой инструменты, средства
и способы распространения правовой информации, правовых установок,
принципов, с другой же, – в основе него остаются психологические и
интеллектуальные механизмы, посредством которых происходит воздействие
на сознание адресата и формируется его отношение к тем или иным явлениям
государственно-правовой действительности, а также стандарты поведения в
определенных ситуациях. В каждом конкретном случае пропагандист должен
учитывать специфические особенности адресата, его восприятие, а также
избирать наиболее оптимальный способ воздействия для того, чтобы63
эффективно реализовывать правовую пропаганду в рамках той или иной
социальной общности.
Таким образом, правовая пропаганда сегодня является не просто
действенным инструментом, обеспечивающим формирование определенного
отношения к праву в обществе, она представляет собой самостоятельное
явление государственно-правовой действительности, имеющее собственный
механизм воздействия на объект, реализующееся в общей системе правового
воспитания и выступающее одним из наиболее эффективных с точки зрения
массового распространения способом повышения уровня правовой культуры
в стране.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Правовое воспитание в учебном процессе образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности государственной пропаганды КНР по материалам газеты «Синьцзян жибао»
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Государственно-правовое противодействие наркотизму
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Система способов правовой защиты прав предпринимателей
Магистерская диссертация, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование установления инвалидности и порядка назначения пенсии по инвалидности (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК
ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2021



