МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ, РАСХОДАМИ И ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1. Сущность коммерческого бюджетирования 10
1.2. Сравнительная характеристика бюджета и плана 28
1.3. Роль и проблемы бюджетирования 44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 57
2.1. Классификация бюджетов 57
2.2. Методика формирования исходной информационной базы 73
2.3. Моделирование бюджетных связей с использованием теории
графов 91
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ, АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ 105
3.1. Алгоритмы контроля, анализа и регулирования исполнения
бюджетов 105
3.2. Алгоритмы расчета нормативов переменных расходов 118
3.3. Особенности оценки финансовых результатов и финансового
состояния субъектов бюджетирования 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
ГЛАВА 1. МЕСТО КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1. Сущность коммерческого бюджетирования 10
1.2. Сравнительная характеристика бюджета и плана 28
1.3. Роль и проблемы бюджетирования 44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 57
2.1. Классификация бюджетов 57
2.2. Методика формирования исходной информационной базы 73
2.3. Моделирование бюджетных связей с использованием теории
графов 91
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ, АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ 105
3.1. Алгоритмы контроля, анализа и регулирования исполнения
бюджетов 105
3.2. Алгоритмы расчета нормативов переменных расходов 118
3.3. Особенности оценки финансовых результатов и финансового
состояния субъектов бюджетирования 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
Актуальность темы исследования
Отличительной чертой рыночных отношений, достаточно сложно формирующихся в нашей стране, является финансовая самостоятельность хозяйствующих субъектов, что обуславливает необходимость нового взгляда на управление финансами, поиска новых инструментов финансового менеджмента.
В условиях возрастающей роли планирования, учета, контроля, анализа, регулирования корпоративных финансов переосмысливаются задачи этих функций управления, возрастает их интеграция, взаимосвязь и взаимообусловленность, что также требует применения инструментария, адекватного новым задачам и требованиям к их решению.
Опыт развитых стран свидетельствует, что динамичность рыночных процессов ведет не только к возрастанию роли управления предприятием, в том числе и его финансами, но и качественным изменениям в структуре и методах управления, интеграции методов в единую систему сбора, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
Система управления финансами должна быть ориентирована на достижение не только текущих, но и стратегических корпоративных целей, а отсюда преобладающим должно стать не узкое конкретное мышление отдельных менеджеров, а системное, комплексное решение проблем планирования, учета, контроля, анализа и регулирования финансов предприятия.
4 финансами является бюджетирование, в настоящее время внедряющееся, хотя и недостаточно быстрыми темпами, и на отечественных предприятиях.
Возникает необходимость в выработке общих принципов и методов формирования и исполнения бюджетов в системе управления финансами предприятия и его структурных подразделений, отражающих рыночные условия их деятельности и отвечающих потребностям совершенствования методологии финансового менеджмента хозяйствующих субъектов.
Разработанность темы исследования
Вопросы коммерческого (корпоративного) бюджетирования начали рассматриваться в рамках управленческого учета и финансового менеджмента зарубежными учеными немногим более 10 лет назад. Виды и форматы бюджетов, технология бюджетирования как последовательность определенных шагов в разработке бюджетов описаны английским профессором К. Друри, американскими профессорами Джай К. Шимом и Джойлом Г.Сигелом.
В отечественной литературе вопросы коммерческого бюджетирования в той или иной мере рассматриваются такими ведущими учеными в области управленческого учета, финансового менеджмента, финансового анализа, как проф. И.Т. Балабанов, проф. И.А. Бланк, проф. В.В. Ковалев, проф. Е.С. Стоянова, проф. А.Д. Шеремет.
Практические аспекты бюджетирования на российских предприятиях отражены в книгах В.Е. Хруцкого, Т.В. Сизовой, В.В. Гамаюнова, а также К.В. Щиборща, в статьях П.А. Фомина, В.В. Бурцева, О.Г. Крюковой, Г.Р. Хамидуллиной, С.А. Бороненковой и других авторов.
В рамках контроллинга как гибкого инструмента управления предприятием, роль и принципы коммерческого бюджетирования исследуются В.Н. Самочкиным, Ю.Б. Прониным, А.М. Карминским, С.В. Данилочкиным, Е.А. Ананькиной.
Внимание к внутрифирменному бюджетированию специалистов различных областей (финансов, учета, управления, анализа) свидетельствует
5 о значимости бюджетирования, но в то же время порождает различные подходы к формулировке сущности и принципов бюджетирования, определению его места в системе управления хозяйствующим субъектом.
Работы зарубежных авторов, хотя и представляют безусловный интерес, требуют адаптации к специфике деятельности отечественных предприятий.
В специальной литературе и публикациях в периодических изданиях по финансам, анализу, учету, рассматриваются в основном организационные и практические вопросы постановки бюджетирования на предприятии, методологические проблемы по сути не исследуются.
Целью диссертационного исследования является разработка методологии формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами в единстве функций планирования, учете, контроля, анализа и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертации поставлены и решены следующие задачи:
исследование сущности, логики и принципов бюджетирования;
выявление и определение элементов системы бюджетирования: целей объектов и субъектов, функций в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
определение соотношения понятий «бюджет» и «план», их сравнительная характеристика; формулировка требований к бюджетным форматам;
выявление и дифференциация проблем бюджетирования на отечественных предприятиях;
разработка единой классификации бюджетов, отвечающей принципам бюджетирования;
разработка методики формирования исходной для бюджетирования информационной базы, выявление ее структуры;
разработка методики моделирования бюджетных связей с использованием теории графов на этапе формирования бюджетов;
разработка алгоритма контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета и дифференциации затрат на переменные и постоянные;
построение информационной модели операционного анализа финансовых результатов;
задание алгоритма CVP (Costs - Volume - Profit) - анализа бюджетов;
выработка предложений по использованию методики аналитических финансовых коэффициентов для прогнозирования финансового состояния предприятия и центров ответственности на основе финансовых бюджетов.
Предметом исследования в работе является бюджетирование как инструмент управления корпоративными финансами, его принципы и методы на этапе формирования и исполнения бюджетов.
Объектом исследования являются коммерческие предприятия разных отраслей и организационно-правовых форм.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых в области финансов, финансового менеджмента, финансового анализа, управленческого и бухгалтерского учета, статистики, управления и контроллинга, экономико¬математических методов. В процессе исследования были использованы результаты аналитических научных исследований и обзоров, опубликованных в периодической печати, данные бюджетов и финансовой отчетности предприятий, внедривших системы бюджетирования, результаты опроса специалистов и руководителей хозяйствующих субъектов, использующих бюджетирование как инструмент управления финансами, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
В качестве методологической базы диссертационной работы использованы экономико-математические методы и модели, методы финансового анализа и менеджмента, статистики, позволяющие реализовать
7 системный подход к бюджетированию как инструменту управления доходами и расходами, а также финансовыми результатами деятельности предприятия и центров ответственности.
Научная новизна исследования заключается в разработке методологии коммерческого бюджетирования как совокупности методов, позволяющих реализовать планирование, учет, контроль, анализ и регулирование доходов и расходов и финансовых результатов предприятия и элементов его финансовой структуры на этапе формирования и исполнения бюджетов.
К наиболее важным результатам, характеризующим новизну исследования, относятся:
1 .Дано авторское определение бюджетирования как инструмента управления доходами, расходами, а также финансовыми результатами, основанного на процессе формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры;
2. Принципы функционирования бюджетной системы, сформулированные в теории государственных и муниципальных финансов, адаптированы и дополнены применительно к корпоративному бюджетированию;
3. Разработана классификация бюджетов, отвечающая принципам бюджетирования, определяющая генеральные и соподчиненные группировочные признаки, однозначно идентифицирующая виды и разновидности бюджетов как на уровне предприятия, так и подразделений его финансовой структуры;
4. Разработана универсальная методика формирования
5. Для моделирования бюджетных связей применена теория графов, позволяющая для предприятия в целом и подразделений финансовой структуры выявить исходную и результатную информацию, установить информационные, а следовательно, и логические связи между бюджетами, выявить последовательность формирования бюджетов, для каждого бюджета выявить входные и исходящие бюджеты;
6. Определены предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, введенной зарубежными специалистами, разработан алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе выделения и корректировки переменных затрат в соответствии с уровнями производства или сбыта; дифференциации регулируемых (контролируемых) и нерегулируемых (неконтролируемых) затрат, методов факторного анализа.
7. Метод анализа «Издержки - объем - прибыль» адаптирован к бюджетам: разработаны информационная модель и алгоритм реализации метода в условиях бюджетирования;
8. Определен состав показателей мониторинга финансового состояния субъектов бюджетирования, заданы формулы расчета аналитических финансовых коэффициентов с привязкой к бюджетным формам, заданы ориентировочные значения коэффициентов, которые могут быть использованы в практике бюджетирования.
Отличительной чертой рыночных отношений, достаточно сложно формирующихся в нашей стране, является финансовая самостоятельность хозяйствующих субъектов, что обуславливает необходимость нового взгляда на управление финансами, поиска новых инструментов финансового менеджмента.
В условиях возрастающей роли планирования, учета, контроля, анализа, регулирования корпоративных финансов переосмысливаются задачи этих функций управления, возрастает их интеграция, взаимосвязь и взаимообусловленность, что также требует применения инструментария, адекватного новым задачам и требованиям к их решению.
Опыт развитых стран свидетельствует, что динамичность рыночных процессов ведет не только к возрастанию роли управления предприятием, в том числе и его финансами, но и качественным изменениям в структуре и методах управления, интеграции методов в единую систему сбора, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
Система управления финансами должна быть ориентирована на достижение не только текущих, но и стратегических корпоративных целей, а отсюда преобладающим должно стать не узкое конкретное мышление отдельных менеджеров, а системное, комплексное решение проблем планирования, учета, контроля, анализа и регулирования финансов предприятия.
4 финансами является бюджетирование, в настоящее время внедряющееся, хотя и недостаточно быстрыми темпами, и на отечественных предприятиях.
Возникает необходимость в выработке общих принципов и методов формирования и исполнения бюджетов в системе управления финансами предприятия и его структурных подразделений, отражающих рыночные условия их деятельности и отвечающих потребностям совершенствования методологии финансового менеджмента хозяйствующих субъектов.
Разработанность темы исследования
Вопросы коммерческого (корпоративного) бюджетирования начали рассматриваться в рамках управленческого учета и финансового менеджмента зарубежными учеными немногим более 10 лет назад. Виды и форматы бюджетов, технология бюджетирования как последовательность определенных шагов в разработке бюджетов описаны английским профессором К. Друри, американскими профессорами Джай К. Шимом и Джойлом Г.Сигелом.
В отечественной литературе вопросы коммерческого бюджетирования в той или иной мере рассматриваются такими ведущими учеными в области управленческого учета, финансового менеджмента, финансового анализа, как проф. И.Т. Балабанов, проф. И.А. Бланк, проф. В.В. Ковалев, проф. Е.С. Стоянова, проф. А.Д. Шеремет.
Практические аспекты бюджетирования на российских предприятиях отражены в книгах В.Е. Хруцкого, Т.В. Сизовой, В.В. Гамаюнова, а также К.В. Щиборща, в статьях П.А. Фомина, В.В. Бурцева, О.Г. Крюковой, Г.Р. Хамидуллиной, С.А. Бороненковой и других авторов.
В рамках контроллинга как гибкого инструмента управления предприятием, роль и принципы коммерческого бюджетирования исследуются В.Н. Самочкиным, Ю.Б. Прониным, А.М. Карминским, С.В. Данилочкиным, Е.А. Ананькиной.
Внимание к внутрифирменному бюджетированию специалистов различных областей (финансов, учета, управления, анализа) свидетельствует
5 о значимости бюджетирования, но в то же время порождает различные подходы к формулировке сущности и принципов бюджетирования, определению его места в системе управления хозяйствующим субъектом.
Работы зарубежных авторов, хотя и представляют безусловный интерес, требуют адаптации к специфике деятельности отечественных предприятий.
В специальной литературе и публикациях в периодических изданиях по финансам, анализу, учету, рассматриваются в основном организационные и практические вопросы постановки бюджетирования на предприятии, методологические проблемы по сути не исследуются.
Целью диссертационного исследования является разработка методологии формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами в единстве функций планирования, учете, контроля, анализа и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертации поставлены и решены следующие задачи:
исследование сущности, логики и принципов бюджетирования;
выявление и определение элементов системы бюджетирования: целей объектов и субъектов, функций в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
определение соотношения понятий «бюджет» и «план», их сравнительная характеристика; формулировка требований к бюджетным форматам;
выявление и дифференциация проблем бюджетирования на отечественных предприятиях;
разработка единой классификации бюджетов, отвечающей принципам бюджетирования;
разработка методики формирования исходной для бюджетирования информационной базы, выявление ее структуры;
разработка методики моделирования бюджетных связей с использованием теории графов на этапе формирования бюджетов;
разработка алгоритма контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета и дифференциации затрат на переменные и постоянные;
построение информационной модели операционного анализа финансовых результатов;
задание алгоритма CVP (Costs - Volume - Profit) - анализа бюджетов;
выработка предложений по использованию методики аналитических финансовых коэффициентов для прогнозирования финансового состояния предприятия и центров ответственности на основе финансовых бюджетов.
Предметом исследования в работе является бюджетирование как инструмент управления корпоративными финансами, его принципы и методы на этапе формирования и исполнения бюджетов.
Объектом исследования являются коммерческие предприятия разных отраслей и организационно-правовых форм.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых в области финансов, финансового менеджмента, финансового анализа, управленческого и бухгалтерского учета, статистики, управления и контроллинга, экономико¬математических методов. В процессе исследования были использованы результаты аналитических научных исследований и обзоров, опубликованных в периодической печати, данные бюджетов и финансовой отчетности предприятий, внедривших системы бюджетирования, результаты опроса специалистов и руководителей хозяйствующих субъектов, использующих бюджетирование как инструмент управления финансами, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
В качестве методологической базы диссертационной работы использованы экономико-математические методы и модели, методы финансового анализа и менеджмента, статистики, позволяющие реализовать
7 системный подход к бюджетированию как инструменту управления доходами и расходами, а также финансовыми результатами деятельности предприятия и центров ответственности.
Научная новизна исследования заключается в разработке методологии коммерческого бюджетирования как совокупности методов, позволяющих реализовать планирование, учет, контроль, анализ и регулирование доходов и расходов и финансовых результатов предприятия и элементов его финансовой структуры на этапе формирования и исполнения бюджетов.
К наиболее важным результатам, характеризующим новизну исследования, относятся:
1 .Дано авторское определение бюджетирования как инструмента управления доходами, расходами, а также финансовыми результатами, основанного на процессе формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры;
2. Принципы функционирования бюджетной системы, сформулированные в теории государственных и муниципальных финансов, адаптированы и дополнены применительно к корпоративному бюджетированию;
3. Разработана классификация бюджетов, отвечающая принципам бюджетирования, определяющая генеральные и соподчиненные группировочные признаки, однозначно идентифицирующая виды и разновидности бюджетов как на уровне предприятия, так и подразделений его финансовой структуры;
4. Разработана универсальная методика формирования
5. Для моделирования бюджетных связей применена теория графов, позволяющая для предприятия в целом и подразделений финансовой структуры выявить исходную и результатную информацию, установить информационные, а следовательно, и логические связи между бюджетами, выявить последовательность формирования бюджетов, для каждого бюджета выявить входные и исходящие бюджеты;
6. Определены предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, введенной зарубежными специалистами, разработан алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе выделения и корректировки переменных затрат в соответствии с уровнями производства или сбыта; дифференциации регулируемых (контролируемых) и нерегулируемых (неконтролируемых) затрат, методов факторного анализа.
7. Метод анализа «Издержки - объем - прибыль» адаптирован к бюджетам: разработаны информационная модель и алгоритм реализации метода в условиях бюджетирования;
8. Определен состав показателей мониторинга финансового состояния субъектов бюджетирования, заданы формулы расчета аналитических финансовых коэффициентов с привязкой к бюджетным формам, заданы ориентировочные значения коэффициентов, которые могут быть использованы в практике бюджетирования.
Изучение специальной литературы по бюджетированию на предприятиях позволило выявить различные его толкования:
процесса принятия решений относительно вложения средств;
технологии финансового управления;
составной части финансового планирования;
системы согласованного управления подразделениями предприятия .
В работе обоснована авторская точка зрения, согласно которой бюджетирование рассматривается как инструмент управления доходами и расходами, финансовыми результатами деятельности предприятия и подразделений функциональной структуры, основанный на процессе формирования и исполнения бюджетов.
Бюджетирование как система имеет собственные цели, определяемые корпоративными целями, субъекты и объекты управления и функции, дифференцируемые по этапам формирования и исполнения бюджетов.
Рассмотрение сущности коммерческого бюджетирования позволило сформулировать его принципы как основные, исходные положения данного инструмента финансового менеджмента: единство системы бюджетирования, разграничение доходов и расходов между уровнями системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономность использования бюджетных средств, гласность, достоверность, адресность доходов и расходов, консолидация и интеграция бюджетов, нормирование исходных и фактических показателей бюджета, соответствие значений бюджетных статей плану счетов и субсчетов бухгалтерского и управленческого учета, компьютеризация.
Сравнительная характеристика бюджета и плана позволила выявить отличительные особенности бюджетов и сформулировать требования к форматам бюджетов, бюджетным статьям и бюджетной информации.
В результате исследования определены основные преимущества бюджетирования, заключающиеся в повышении эффективности управления финансами и деятельности предприятия, укреплении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, росте результативности регулирования отношений с внешней средой.
Опрос руководителей и специалистов г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также изучение публикаций, отражающих российскую практику бюджетирования, позволили выявить проблемы бюджетирования и дифференцировать их на организационные, методологические и программно-технические, подчеркнуть важность разработки методологии формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления финансами.
Важнейшие проблемы методологического порядка связаны с отсутствием единой классификации бюджетов, методики выявления бюджетных связей и формирования исходной информационной базы, технологии контроля, анализа и регулирования расходов на этапе исполнения бюджетов, методики оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования.
Анализ различных подходов к классификации бюджетов зарубежными и отечественными специалистами позволил установить, что существующие классификации отличаются по номенклатуре бюджетов; не выделены признаки классификации, не раскрыты их значения; не установлена соподчиненность группировочных признаков; отсутствует единая терминология в названии бюджетов; содержание одного и того же признака трактуется по-разному; не определены понятия вида и разновидности бюджета; не сформулированы принципы отнесения бюджета к тому или иному виду и разновидности.
В работе целями классификации бюджетов определены: формулировка правил отнесения бюджетов к виду или разновидности, установление группировочных признаков и их значений, а также соподчиненности
152 признаков. В соответствии с означенными целями установлена иерархия признаков классификации операционных бюджетов по видам деятельности (коммерческой, производственной, управленческой) и операциям (бюджетным статьям). Разработана модель консолидации операционных бюджетов, классификация бюджетов по признаку «предмет бюджетирования» и другим генеральным признакам (периоду, субъектам бюджетирования, характеру изменений внутренней и внешней среды).
Реализация таких принципов бюджетирования, как единство системы коммерческого бюджетирования, консолидация бюджетов и их интеграция, компьютеризация бюджетирования обуславливает необходимость разработки методики формирования исходной информационной базы, подчиненной реализации следующих целей: однозначно идентифицировать бюджеты, выявить по каждому бюджету перечень расчетных показателей; задать формулы расчета бюджетных показателей; выявить состав исходных данных и их поставщиков.
Методология формирования информационной базы задана в виде последовательности следующих шагов: выявление перечня бюджетов и разработка их форматов; задание номенклатуры расчетных показателей и формул их расчета; дифференциация исходной информации на отчетную, скорректированную отчетную, нормативную, прогнозную и сметную.
Разработанный алгоритм можно считать универсальным, не зависящим от особенностей деятельности предприятия, набора бюджетов и их форматов и применимым для создания базы данных как для бюджетов предприятия, так и для бюджетов центров финансовой ответственности, мест возникновения затрат и отдельных бюджетов.
153 последовательность формирования бюджетов, а для каждого бюджета - входные и исходящие бюджеты.
Методика моделирования бюджетных связей представлена в виде следующего алгоритма: выявление отношений вхождения бюджетов на основании расчетных формул показателей бюджетов; построение матрицы смежности исходя из отношений вхождения; установление числа исходящих и входящих дуг для каждой вершины графа (бюджета); распределение вершин графа по уровням.
В работе выявлены основные предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, предложенной зарубежными специалистами: деление затрат на переменные и постоянные; корректировка базового бюджета в соответствии с фактическим объемом производства (сбыта), расчет нормативов переменных затрат.
Важным шагом в контроле и анализе затрат на этапе исполнения бюджета следует считать дифференциацию затрат на регулируемые и нерегулируемые на определенном уровне ответственности, а также анализ причин отклонений фактических показателей от бюджетных и формирование управленческого воздействия, направленного на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений.
Алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов представлен в виде последовательности следующих шагов: расчет нормативов переменных затрат, формирование гибкого бюджета, расчет отклонений фактических затрат от бюджетных, дифференциация бюджетных статей на контролируемые и неконтролируемые, задание пределов отклонений по регулируемым (контролируемым) статьям, выявление проблемных статей, анализ причин отклонений, формирование и реализация управленческого воздействия, корректировка бюджетов на последующие бюджетные периоды. Алгоритм может быть реализован для любого бюджета и любого подразделения финансовой структуры предприятия, а также предприятия в целом.
Выделение переменной компоненты из совокупных накладных и коммерческих затрат необходимо по следующим причинам: именно переменные расходы подлежат контролю и регулированию; переменные затраты закладываются в бюджет по нормативу, что требует рассмотрения методики его расчета; норматив переменных затрат используется при расчете маржинальной прибыли и точки безубыточности; в формуле гибкого бюджета, позволяющего спрогнозировать затраты при разных уровнях производства и сбыта, а также скорректировать бюджеты для контроля и анализа на этапе исполнения, присутствует норматив переменных затрат.
В работе рассмотрены алгоритмы расчета норматива переменных затрат различными методами: минимаксным, графическим, наименьших квадратов.
При формировании финансовых бюджетов должны учитываться два критерия: максимизация конечных финансовых результатов и поддержание финансовой устойчивости на необходимом уровне.
Коммерческое бюджетирование как инструмент управления доходами, расходами и финансовыми результатами в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности требует применения таких методов анализа, которые позволяют отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности субъектов бюджетирования от издержек и объемов производства и продаж. Указанному требованию отвечает операционный анализ «издержки - объем - прибыль», алгоритм которого включает расчеты: темпа прироста выручки от продаж, суммы переменных затрат, маржинальной и валовой прибыли, коэффициента маржинальной прибыли, операционного рычага, запаса финансовой прочности.
155 конкретные статьи бюджетов; заданы параметры коэффициентов, в качестве которых выбраны показатели, характерные для отдельных отраслей и ведущих компаний различных отраслей развуитых зарубежных стран.
Методология формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами, рассмотренная в диссертационном исследовании, позволит предприятиям сократить время на разработку системы бюджетирования, рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с формированием, контролем и анализом исполнения бюджетов, регулированием деятельности субъектов бюджетирования по выявленным отклонениям фактических показателей от бюджетных.
процесса принятия решений относительно вложения средств;
технологии финансового управления;
составной части финансового планирования;
системы согласованного управления подразделениями предприятия .
В работе обоснована авторская точка зрения, согласно которой бюджетирование рассматривается как инструмент управления доходами и расходами, финансовыми результатами деятельности предприятия и подразделений функциональной структуры, основанный на процессе формирования и исполнения бюджетов.
Бюджетирование как система имеет собственные цели, определяемые корпоративными целями, субъекты и объекты управления и функции, дифференцируемые по этапам формирования и исполнения бюджетов.
Рассмотрение сущности коммерческого бюджетирования позволило сформулировать его принципы как основные, исходные положения данного инструмента финансового менеджмента: единство системы бюджетирования, разграничение доходов и расходов между уровнями системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономность использования бюджетных средств, гласность, достоверность, адресность доходов и расходов, консолидация и интеграция бюджетов, нормирование исходных и фактических показателей бюджета, соответствие значений бюджетных статей плану счетов и субсчетов бухгалтерского и управленческого учета, компьютеризация.
Сравнительная характеристика бюджета и плана позволила выявить отличительные особенности бюджетов и сформулировать требования к форматам бюджетов, бюджетным статьям и бюджетной информации.
В результате исследования определены основные преимущества бюджетирования, заключающиеся в повышении эффективности управления финансами и деятельности предприятия, укреплении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, росте результативности регулирования отношений с внешней средой.
Опрос руководителей и специалистов г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также изучение публикаций, отражающих российскую практику бюджетирования, позволили выявить проблемы бюджетирования и дифференцировать их на организационные, методологические и программно-технические, подчеркнуть важность разработки методологии формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления финансами.
Важнейшие проблемы методологического порядка связаны с отсутствием единой классификации бюджетов, методики выявления бюджетных связей и формирования исходной информационной базы, технологии контроля, анализа и регулирования расходов на этапе исполнения бюджетов, методики оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования.
Анализ различных подходов к классификации бюджетов зарубежными и отечественными специалистами позволил установить, что существующие классификации отличаются по номенклатуре бюджетов; не выделены признаки классификации, не раскрыты их значения; не установлена соподчиненность группировочных признаков; отсутствует единая терминология в названии бюджетов; содержание одного и того же признака трактуется по-разному; не определены понятия вида и разновидности бюджета; не сформулированы принципы отнесения бюджета к тому или иному виду и разновидности.
В работе целями классификации бюджетов определены: формулировка правил отнесения бюджетов к виду или разновидности, установление группировочных признаков и их значений, а также соподчиненности
152 признаков. В соответствии с означенными целями установлена иерархия признаков классификации операционных бюджетов по видам деятельности (коммерческой, производственной, управленческой) и операциям (бюджетным статьям). Разработана модель консолидации операционных бюджетов, классификация бюджетов по признаку «предмет бюджетирования» и другим генеральным признакам (периоду, субъектам бюджетирования, характеру изменений внутренней и внешней среды).
Реализация таких принципов бюджетирования, как единство системы коммерческого бюджетирования, консолидация бюджетов и их интеграция, компьютеризация бюджетирования обуславливает необходимость разработки методики формирования исходной информационной базы, подчиненной реализации следующих целей: однозначно идентифицировать бюджеты, выявить по каждому бюджету перечень расчетных показателей; задать формулы расчета бюджетных показателей; выявить состав исходных данных и их поставщиков.
Методология формирования информационной базы задана в виде последовательности следующих шагов: выявление перечня бюджетов и разработка их форматов; задание номенклатуры расчетных показателей и формул их расчета; дифференциация исходной информации на отчетную, скорректированную отчетную, нормативную, прогнозную и сметную.
Разработанный алгоритм можно считать универсальным, не зависящим от особенностей деятельности предприятия, набора бюджетов и их форматов и применимым для создания базы данных как для бюджетов предприятия, так и для бюджетов центров финансовой ответственности, мест возникновения затрат и отдельных бюджетов.
153 последовательность формирования бюджетов, а для каждого бюджета - входные и исходящие бюджеты.
Методика моделирования бюджетных связей представлена в виде следующего алгоритма: выявление отношений вхождения бюджетов на основании расчетных формул показателей бюджетов; построение матрицы смежности исходя из отношений вхождения; установление числа исходящих и входящих дуг для каждой вершины графа (бюджета); распределение вершин графа по уровням.
В работе выявлены основные предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, предложенной зарубежными специалистами: деление затрат на переменные и постоянные; корректировка базового бюджета в соответствии с фактическим объемом производства (сбыта), расчет нормативов переменных затрат.
Важным шагом в контроле и анализе затрат на этапе исполнения бюджета следует считать дифференциацию затрат на регулируемые и нерегулируемые на определенном уровне ответственности, а также анализ причин отклонений фактических показателей от бюджетных и формирование управленческого воздействия, направленного на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений.
Алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов представлен в виде последовательности следующих шагов: расчет нормативов переменных затрат, формирование гибкого бюджета, расчет отклонений фактических затрат от бюджетных, дифференциация бюджетных статей на контролируемые и неконтролируемые, задание пределов отклонений по регулируемым (контролируемым) статьям, выявление проблемных статей, анализ причин отклонений, формирование и реализация управленческого воздействия, корректировка бюджетов на последующие бюджетные периоды. Алгоритм может быть реализован для любого бюджета и любого подразделения финансовой структуры предприятия, а также предприятия в целом.
Выделение переменной компоненты из совокупных накладных и коммерческих затрат необходимо по следующим причинам: именно переменные расходы подлежат контролю и регулированию; переменные затраты закладываются в бюджет по нормативу, что требует рассмотрения методики его расчета; норматив переменных затрат используется при расчете маржинальной прибыли и точки безубыточности; в формуле гибкого бюджета, позволяющего спрогнозировать затраты при разных уровнях производства и сбыта, а также скорректировать бюджеты для контроля и анализа на этапе исполнения, присутствует норматив переменных затрат.
В работе рассмотрены алгоритмы расчета норматива переменных затрат различными методами: минимаксным, графическим, наименьших квадратов.
При формировании финансовых бюджетов должны учитываться два критерия: максимизация конечных финансовых результатов и поддержание финансовой устойчивости на необходимом уровне.
Коммерческое бюджетирование как инструмент управления доходами, расходами и финансовыми результатами в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности требует применения таких методов анализа, которые позволяют отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности субъектов бюджетирования от издержек и объемов производства и продаж. Указанному требованию отвечает операционный анализ «издержки - объем - прибыль», алгоритм которого включает расчеты: темпа прироста выручки от продаж, суммы переменных затрат, маржинальной и валовой прибыли, коэффициента маржинальной прибыли, операционного рычага, запаса финансовой прочности.
155 конкретные статьи бюджетов; заданы параметры коэффициентов, в качестве которых выбраны показатели, характерные для отдельных отраслей и ведущих компаний различных отраслей развуитых зарубежных стран.
Методология формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами, рассмотренная в диссертационном исследовании, позволит предприятиям сократить время на разработку системы бюджетирования, рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с формированием, контролем и анализом исполнения бюджетов, регулированием деятельности субъектов бюджетирования по выявленным отклонениям фактических показателей от бюджетных.
Подобные работы
- Методология формирования и исполнения Бюджетов как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами деятельности предприятия
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Анализ системы финансового планирования на предприятии
Бакалаврская работа, корпоративные финансы и корпоративное управление . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Управление доходами и расходами предприятия
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Управление доходами и расходами предприятия (на примере АО «Сарапульский радиозавод»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика финансовой структуры предприятия (на примере филиала Ставропольского дорожно-эксплуатационного управления ГКП Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2016



