ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1. Сущность коммерческого бюджетирования 10
1.2. Сравнительная характеристика бюджета и плана 28
1.3. Роль и проблемы бюджетирования 44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 57
2.1. Классификация бюджетов 57
2.2. Методика формирования исходной информационной базы 73
2.3. Моделирование бюджетных связей с использованием теории
графов 91
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ, АНАЛИЗА И РЕГУЛИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ 105
3.1. Алгоритмы контроля, анализа и регулирования исполнения
бюджетов 105
3.2. Алгоритмы расчета нормативов переменных расходов 118
3.3. Особенности оценки финансовых результатов и финансового
состояния субъектов бюджетирования 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 156
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
Актуальность темы исследования
Отличительной чертой рыночных отношений, достаточно сложно формирующихся в нашей стране, является финансовая самостоятельность хозяйствующих субъектов, что обуславливает необходимость нового взгляда на управление финансами, поиска новых инструментов финансового менеджмента.
В условиях возрастающей роли планирования, учета, контроля, анализа, регулирования корпоративных финансов переосмысливаются задачи этих функций управления, возрастает их интеграция, взаимосвязь и взаимообусловленность, что также требует применения инструментария, адекватного новым задачам и требованиям к их решению.
Опыт развитых стран свидетельствует, что динамичность рыночных процессов ведет не только к возрастанию роли управления предприятием, в том числе и его финансами, но и качественным изменениям в структуре и методах управления, интеграции методов в единую систему сбора, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
Система управления финансами должна быть ориентирована на достижение не только текущих, но и стратегических корпоративных целей, а отсюда преобладающим должно стать не узкое конкретное мышление отдельных менеджеров, а системное, комплексное решение проблем планирования, учета, контроля, анализа и регулирования финансов предприятия.
4 финансами является бюджетирование, в настоящее время внедряющееся, хотя и недостаточно быстрыми темпами, и на отечественных предприятиях.
Возникает необходимость в выработке общих принципов и методов формирования и исполнения бюджетов в системе управления финансами предприятия и его структурных подразделений, отражающих рыночные условия их деятельности и отвечающих потребностям совершенствования методологии финансового менеджмента хозяйствующих субъектов.
Разработанность темы исследования
Вопросы коммерческого (корпоративного) бюджетирования начали рассматриваться в рамках управленческого учета и финансового менеджмента зарубежными учеными немногим более 10 лет назад. Виды и форматы бюджетов, технология бюджетирования как последовательность определенных шагов в разработке бюджетов описаны английским профессором К. Друри, американскими профессорами Джай К. Шимом и Джойлом Г.Сигелом.
В отечественной литературе вопросы коммерческого бюджетирования в той или иной мере рассматриваются такими ведущими учеными в области управленческого учета, финансового менеджмента, финансового анализа, как проф. И.Т. Балабанов, проф. И.А. Бланк, проф. В.В. Ковалев, проф. Е.С. Стоянова, проф. А.Д. Шеремет.
Практические аспекты бюджетирования на российских предприятиях отражены в книгах В.Е. Хруцкого, Т.В. Сизовой, В.В. Гамаюнова, а также К.В. Щиборща, в статьях П.А. Фомина, В.В. Бурцева, О.Г. Крюковой, Г.Р. Хамидуллиной, С.А. Бороненковой и других авторов.
В рамках контроллинга как гибкого инструмента управления предприятием, роль и принципы коммерческого бюджетирования исследуются В.Н. Самочкиным, Ю.Б. Прониным, А.М. Карминским, С.В. Данилочкиным, Е.А. Ананькиной.
Внимание к внутрифирменному бюджетированию специалистов различных областей (финансов, учета, управления, анализа) свидетельствует
5 о значимости бюджетирования, но в то же время порождает различные подходы к формулировке сущности и принципов бюджетирования, определению его места в системе управления хозяйствующим субъектом.
Работы зарубежных авторов, хотя и представляют безусловный интерес, требуют адаптации к специфике деятельности отечественных предприятий.
В специальной литературе и публикациях в периодических изданиях по финансам, анализу, учету, рассматриваются в основном организационные и практические вопросы постановки бюджетирования на предприятии, методологические проблемы по сути не исследуются.
Целью диссертационного исследования является разработка методологии формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами в единстве функций планирования, учете, контроля, анализа и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Задачи исследования. В соответствии с целью диссертации поставлены и решены следующие задачи:
исследование сущности, логики и принципов бюджетирования;
выявление и определение элементов системы бюджетирования: целей объектов и субъектов, функций в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
определение соотношения понятий «бюджет» и «план», их сравнительная характеристика; формулировка требований к бюджетным форматам;
выявление и дифференциация проблем бюджетирования на отечественных предприятиях;
разработка единой классификации бюджетов, отвечающей принципам бюджетирования;
разработка методики формирования исходной для бюджетирования информационной базы, выявление ее структуры;
разработка методики моделирования бюджетных связей с использованием теории графов на этапе формирования бюджетов;
разработка алгоритма контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета и дифференциации затрат на переменные и постоянные;
построение информационной модели операционного анализа финансовых результатов;
задание алгоритма CVP (Costs - Volume - Profit) - анализа бюджетов;
выработка предложений по использованию методики аналитических финансовых коэффициентов для прогнозирования финансового состояния предприятия и центров ответственности на основе финансовых бюджетов.
Предметом исследования в работе является бюджетирование как инструмент управления корпоративными финансами, его принципы и методы на этапе формирования и исполнения бюджетов.
Объектом исследования являются коммерческие предприятия разных отраслей и организационно-правовых форм.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых в области финансов, финансового менеджмента, финансового анализа, управленческого и бухгалтерского учета, статистики, управления и контроллинга, экономико¬математических методов. В процессе исследования были использованы результаты аналитических научных исследований и обзоров, опубликованных в периодической печати, данные бюджетов и финансовой отчетности предприятий, внедривших системы бюджетирования, результаты опроса специалистов и руководителей хозяйствующих субъектов, использующих бюджетирование как инструмент управления финансами, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
В качестве методологической базы диссертационной работы использованы экономико-математические методы и модели, методы финансового анализа и менеджмента, статистики, позволяющие реализовать
7 системный подход к бюджетированию как инструменту управления доходами и расходами, а также финансовыми результатами деятельности предприятия и центров ответственности.
Научная новизна исследования заключается в разработке методологии коммерческого бюджетирования как совокупности методов, позволяющих реализовать планирование, учет, контроль, анализ и регулирование доходов и расходов и финансовых результатов предприятия и элементов его финансовой структуры на этапе формирования и исполнения бюджетов.
К наиболее важным результатам, характеризующим новизну исследования, относятся:
1 .Дано авторское определение бюджетирования как инструмента управления доходами, расходами, а также финансовыми результатами, основанного на процессе формирования и исполнения бюджетов предприятия и элементов его финансовой структуры;
2. Принципы функционирования бюджетной системы, сформулированные в теории государственных и муниципальных финансов, адаптированы и дополнены применительно к корпоративному бюджетированию;
3. Разработана классификация бюджетов, отвечающая принципам бюджетирования, определяющая генеральные и соподчиненные группировочные признаки, однозначно идентифицирующая виды и разновидности бюджетов как на уровне предприятия, так и подразделений его финансовой структуры;
4. Разработана универсальная методика формирования
5. Для моделирования бюджетных связей применена теория графов, позволяющая для предприятия в целом и подразделений финансовой структуры выявить исходную и результатную информацию, установить информационные, а следовательно, и логические связи между бюджетами, выявить последовательность формирования бюджетов, для каждого бюджета выявить входные и исходящие бюджеты;
6. Определены предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, введенной зарубежными специалистами, разработан алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов на основе выделения и корректировки переменных затрат в соответствии с уровнями производства или сбыта; дифференциации регулируемых (контролируемых) и нерегулируемых (неконтролируемых) затрат, методов факторного анализа.
7. Метод анализа «Издержки - объем - прибыль» адаптирован к бюджетам: разработаны информационная модель и алгоритм реализации метода в условиях бюджетирования;
8. Определен состав показателей мониторинга финансового состояния субъектов бюджетирования, заданы формулы расчета аналитических финансовых коэффициентов с привязкой к бюджетным формам, заданы ориентировочные значения коэффициентов, которые могут быть использованы в практике бюджетирования.
Изучение специальной литературы по бюджетированию на предприятиях позволило выявить различные его толкования:
процесса принятия решений относительно вложения средств;
технологии финансового управления;
составной части финансового планирования;
системы согласованного управления подразделениями предприятия .
В работе обоснована авторская точка зрения, согласно которой бюджетирование рассматривается как инструмент управления доходами и расходами, финансовыми результатами деятельности предприятия и подразделений функциональной структуры, основанный на процессе формирования и исполнения бюджетов.
Бюджетирование как система имеет собственные цели, определяемые корпоративными целями, субъекты и объекты управления и функции, дифференцируемые по этапам формирования и исполнения бюджетов.
Рассмотрение сущности коммерческого бюджетирования позволило сформулировать его принципы как основные, исходные положения данного инструмента финансового менеджмента: единство системы бюджетирования, разграничение доходов и расходов между уровнями системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономность использования бюджетных средств, гласность, достоверность, адресность доходов и расходов, консолидация и интеграция бюджетов, нормирование исходных и фактических показателей бюджета, соответствие значений бюджетных статей плану счетов и субсчетов бухгалтерского и управленческого учета, компьютеризация.
Сравнительная характеристика бюджета и плана позволила выявить отличительные особенности бюджетов и сформулировать требования к форматам бюджетов, бюджетным статьям и бюджетной информации.
В результате исследования определены основные преимущества бюджетирования, заключающиеся в повышении эффективности управления финансами и деятельности предприятия, укреплении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, росте результативности регулирования отношений с внешней средой.
Опрос руководителей и специалистов г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также изучение публикаций, отражающих российскую практику бюджетирования, позволили выявить проблемы бюджетирования и дифференцировать их на организационные, методологические и программно-технические, подчеркнуть важность разработки методологии формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления финансами.
Важнейшие проблемы методологического порядка связаны с отсутствием единой классификации бюджетов, методики выявления бюджетных связей и формирования исходной информационной базы, технологии контроля, анализа и регулирования расходов на этапе исполнения бюджетов, методики оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования.
Анализ различных подходов к классификации бюджетов зарубежными и отечественными специалистами позволил установить, что существующие классификации отличаются по номенклатуре бюджетов; не выделены признаки классификации, не раскрыты их значения; не установлена соподчиненность группировочных признаков; отсутствует единая терминология в названии бюджетов; содержание одного и того же признака трактуется по-разному; не определены понятия вида и разновидности бюджета; не сформулированы принципы отнесения бюджета к тому или иному виду и разновидности.
В работе целями классификации бюджетов определены: формулировка правил отнесения бюджетов к виду или разновидности, установление группировочных признаков и их значений, а также соподчиненности
152 признаков. В соответствии с означенными целями установлена иерархия признаков классификации операционных бюджетов по видам деятельности (коммерческой, производственной, управленческой) и операциям (бюджетным статьям). Разработана модель консолидации операционных бюджетов, классификация бюджетов по признаку «предмет бюджетирования» и другим генеральным признакам (периоду, субъектам бюджетирования, характеру изменений внутренней и внешней среды).
Реализация таких принципов бюджетирования, как единство системы коммерческого бюджетирования, консолидация бюджетов и их интеграция, компьютеризация бюджетирования обуславливает необходимость разработки методики формирования исходной информационной базы, подчиненной реализации следующих целей: однозначно идентифицировать бюджеты, выявить по каждому бюджету перечень расчетных показателей; задать формулы расчета бюджетных показателей; выявить состав исходных данных и их поставщиков.
Методология формирования информационной базы задана в виде последовательности следующих шагов: выявление перечня бюджетов и разработка их форматов; задание номенклатуры расчетных показателей и формул их расчета; дифференциация исходной информации на отчетную, скорректированную отчетную, нормативную, прогнозную и сметную.
Разработанный алгоритм можно считать универсальным, не зависящим от особенностей деятельности предприятия, набора бюджетов и их форматов и применимым для создания базы данных как для бюджетов предприятия, так и для бюджетов центров финансовой ответственности, мест возникновения затрат и отдельных бюджетов.
153 последовательность формирования бюджетов, а для каждого бюджета - входные и исходящие бюджеты.
Методика моделирования бюджетных связей представлена в виде следующего алгоритма: выявление отношений вхождения бюджетов на основании расчетных формул показателей бюджетов; построение матрицы смежности исходя из отношений вхождения; установление числа исходящих и входящих дуг для каждой вершины графа (бюджета); распределение вершин графа по уровням.
В работе выявлены основные предпосылки контроля исполнения бюджетов на основе формулы гибкого бюджета, предложенной зарубежными специалистами: деление затрат на переменные и постоянные; корректировка базового бюджета в соответствии с фактическим объемом производства (сбыта), расчет нормативов переменных затрат.
Важным шагом в контроле и анализе затрат на этапе исполнения бюджета следует считать дифференциацию затрат на регулируемые и нерегулируемые на определенном уровне ответственности, а также анализ причин отклонений фактических показателей от бюджетных и формирование управленческого воздействия, направленного на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений.
Алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов представлен в виде последовательности следующих шагов: расчет нормативов переменных затрат, формирование гибкого бюджета, расчет отклонений фактических затрат от бюджетных, дифференциация бюджетных статей на контролируемые и неконтролируемые, задание пределов отклонений по регулируемым (контролируемым) статьям, выявление проблемных статей, анализ причин отклонений, формирование и реализация управленческого воздействия, корректировка бюджетов на последующие бюджетные периоды. Алгоритм может быть реализован для любого бюджета и любого подразделения финансовой структуры предприятия, а также предприятия в целом.
Выделение переменной компоненты из совокупных накладных и коммерческих затрат необходимо по следующим причинам: именно переменные расходы подлежат контролю и регулированию; переменные затраты закладываются в бюджет по нормативу, что требует рассмотрения методики его расчета; норматив переменных затрат используется при расчете маржинальной прибыли и точки безубыточности; в формуле гибкого бюджета, позволяющего спрогнозировать затраты при разных уровнях производства и сбыта, а также скорректировать бюджеты для контроля и анализа на этапе исполнения, присутствует норматив переменных затрат.
В работе рассмотрены алгоритмы расчета норматива переменных затрат различными методами: минимаксным, графическим, наименьших квадратов.
При формировании финансовых бюджетов должны учитываться два критерия: максимизация конечных финансовых результатов и поддержание финансовой устойчивости на необходимом уровне.
Коммерческое бюджетирование как инструмент управления доходами, расходами и финансовыми результатами в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности требует применения таких методов анализа, которые позволяют отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности субъектов бюджетирования от издержек и объемов производства и продаж. Указанному требованию отвечает операционный анализ «издержки - объем - прибыль», алгоритм которого включает расчеты: темпа прироста выручки от продаж, суммы переменных затрат, маржинальной и валовой прибыли, коэффициента маржинальной прибыли, операционного рычага, запаса финансовой прочности.
155 конкретные статьи бюджетов; заданы параметры коэффициентов, в качестве которых выбраны показатели, характерные для отдельных отраслей и ведущих компаний различных отраслей развуитых зарубежных стран.
Методология формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления доходами, расходами и финансовыми результатами, рассмотренная в диссертационном исследовании, позволит предприятиям сократить время на разработку системы бюджетирования, рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с формированием, контролем и анализом исполнения бюджетов, регулированием деятельности субъектов бюджетирования по выявленным отклонениям фактических показателей от бюджетных.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 января 2004г.
2. Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая с изменениями и дополнениями на 1 января 2004г.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. №43н
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. №94н
6. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003г. №67 «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
7. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, ут. Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству 23.01.2001 №16
8. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие/ М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. - 256 с.
9. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 248 с.
10. Алферова, З.В. Математическое обеспечение экономических расчетов с использованием теории графов / З.В. Алферова. - М.: Статистика, 1974. - 209с.
И. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М: Международные отношения, 1999. - 304 с.
12. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Изд- во «Питер», 1999. - 416 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»),
13. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: Учеб, пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и Сервис»; Новосибирск: ИД «Сибирское соглашение», 1999. - 160 с.
14. Бабич, А.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.Н. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 687с.
15. Баканова, М.И., Экономический анализ / М.И. Баканова, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 656с.
16. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - М: Финансы и статистика, 1998. - 112 с.
17. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 480 с.
18. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208с.
19. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Л.А. Берстайн; Под ред. И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 624 с. (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
20. Бланк, И.А. Управление активами / И.А. Бланк. - К.: «Ника-Центр»,
2000. - 720 с. (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 6).
21. Бланк, И.А. Управление использованием капитала / И.А. Бланк. - К.: «Ника-Центр», 2000. - 656 с. - (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 5).
22. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. - К.: «Ника-Центр»,
1998. - 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып.2).
23. Бороненкова, С.А. Управление затратами по отклонениям / С.А. Бороненкова И Аудит и финансовый анализ. - №1. - 2004. - С. 32 - 36.
24. Бочаров, В.В. Финансовое моделирование / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2000. - 208 с. - (Серия «Краткий курс»).
25. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. / Р. Брейли, С. Майерс. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 1997. - 1120 с.
26. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2 - х т.: Пер. с англ. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; Под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2000. -т. 1. XXX, 497 с.
27. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2 -х т.: Пер. с англ. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; Под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2000. -т. 2. 669 с.
28. Бригхэм, Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ./ Ю.Ф. Бригхэм; Ред. кол. А.М. Емельянов, В.В. Воронов, В.И. Кушлин и др. - 5-е изд. - М.: РАГС; ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. - 823 с. - (Гос. служба и per. упр.).
29. Бурцев, В.В. Аналитические функции бюджетирования / В.В. Бурцев // Дайджест- Финансы. №1. - 2004. - С. 2 - 6.
30. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 392 с.
31. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. К. Ван Хорн; Гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 800 с. (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
32. Варфоломеев, В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: Практикум. Учеб, пособие / В.И. Варфоломеев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.
33. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка:Учеб. пособие / Л.П. Владимирова. - М.: ИД «Дашков и К0», 2000. - 308 с.
34. Выборнова, В.Н. Финансовая диагностика: сущность, концепция, технология / В.Н. Выборнова // Финансы и кредит. - №15. - 2003. - С.18 - 24.
35. Гарнаев, А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах / А.Ю. Гарнаев. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 336 с.
36. Гарнер, Д.Р. Привлечение капитала: Пер. с англ. / Д.Р. Гарнер, Р.Р. Оуэн, Р.П. Конвей - М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. - 464с.
37. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование / Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. и др. - М.: Дело, 2000. - 352 с.
38. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии. Учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов - М.: ИИД «Филинъ»,
1999. -328 с.
39. Грачева, М.Е. Тенденции развития методик финансового анализа / М.Е. Грачева // Аудит и финансовый анализ. - №1. - 2004. - С. 16 - 20.
40. Дайле, А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / А. Дайле; Под ред. и с предисл. М.Л.Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. -М.: Финансы и статистика,
2001. -336 с.
41. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 832 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
42. Джонс, Э. Деловые финансы: Пер. с англ./ Э. Джонс; Под ред. Н.Н. Барышниковой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998. - 416 с. (Серия «Мастерство»).
43. Дибб, С. Практическое руководство по маркетинговому планированию / С. Дибб, Л. Симкин, Дж. Брэдли. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
44. Донцова, Л.В. Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. - 272 с. - (Библиотека журнала «Консультант бухгалтера»).
45. Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./ К. Друри; Под ред. С.А. Табалиной - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 560с.
46. Друри, К. Учет затрат методом стандарт-костс: Пер. с англ./ К. Друри; Под ред. Н.Д. Эриашвили - М: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 224 с.
47. Едронова, В.Н. Общая теория статистики: Учебник / В.Н. Едронова, М.В. Едронова. -М.: Юристъ, 2001. - 511с.
48. Едронова, В.Н. Учет и анализ финансовых активов: акции, облигации, векселя / В.Н. Едронова, Е.А. Мизиковский - М.: Финансы и статистика,
1995.
49. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. - 352 с. (Библиотека журнала «Бухгалтерскийучет»).
50. Замков, О.О. Математические методы в экономике: Учебник / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемных. - М: МГУ им. М.В. Ломоносова: Изд-во «ДИС», 1998. -368 с.
51. Илышева, Н.Н. Управление финансовыми потоками организации и финансовый анализ как его обеспечивающая функция / Н.Н. Илышева,
С.И. Крылов // Финансы и кредит. - №4. - 2004. -С.5-11.
52. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб, пособие / Н.Д. Ильенкова; Под ред. И.К. Беляевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.
53. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: Учеб, пособие, в 2 ч. Ч. I. Стратегическое планирование / А.И. Ильин. - Мн.: ООО «Новое знание»,
2000. -312 с.
54. Ильин, А.И., Планирование на предприятии: Учеб, пособие, в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / А.И. Ильин, Л.М. Синицина; Под общей ред. А.И. Ильина. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 416 с.
55. Ирвин, Д. Финансовый контроль: Пер. с англ. / Д. Ирвин; Под ред. И.И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
56. Карлберг, К. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000.: Пер. с англ.: Учеб, пос./ К. Карлберг. - М.: ИД «Вильяме», 2000. - 480 с.
57. Карлин, Т.П. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник / Т.П. Карлин. - М.:ИНФРА-М, 1998. - 448 с.
58. Карлин, Т.П. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Т.П. Карлин, А.П. МакМин; Под ред. Ю.Д. Данилова. - М: Комитет по печати РФ, 1998. - 413 с.
59. Ковалев, А.И. Анализ хозяйственного состояния предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп./ А.И. Ковалев, В.П. Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 216 с.
60. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 768 с.
61. Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 144 с.
62. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
63. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы /
B. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 720с.
64. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. - 424с.
65. Ковалев, В.В. Финансы предприятий: Учеб./ В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 352с.
66. Козловский, В.А. Производственный и операционный менеджмент: Учебник / В.А. Козловский, Т.В. Маркина, В.М. Макаров. - СПб.: «Специальная литература», 1998. - 366 с.
67. Коласс, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб, пособие: Пер. с франц. / Б. Коласс; Под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.
68. Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. / Под ред.
C. Дж. Брауна и М.П. Крицмена. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 336 с.
69. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник / Под ред. О.А. Новикова и В.В. Щербакова. - СПб.: Изд-во СПбГУ ЭФ, 1999.-416 с.
70. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
71. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 279 с.
72. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 279 с.
73. Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле / М.Н. Крейнина. - М.: АО «ДИС», «МВ - Центр»,
1994. -256с.
74. Крушвиц, Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов: Пер. с нем. / Л. Крушвиц; Под ред. В.В. Ковалева и З.А. Сабова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 400 с.
75. Крюкова, О.Г. Производственная программа - основа конкурентоспособности, финансовой устойчивости и безопасности предприятия / О.Г. Крюкова // Финансы и кредит. - №19. - 2003. - С.53 - 56.
76. Майер, Э. Контроллинг как система мышления и управления: / Э. Майер. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 95с.
77. МакДональд, М. Стратегическое планирование маркетинга / М. МакДональд. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с. (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
78. Маршалл, Дж. Ф. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с англ./ Дж. Ф. Маршалл, В. К. Бансал. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 784 с.
79. Международные стандарты бухгалтерского учета. - Лондон: КМСБУ, 1994.-480 с.
80. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.:Дело, 1993. - 702 с.
81. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.: ОАО НПО «Изд-во «Экономика»,
2000. -421 с.
82. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб, пособие / А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев; Под ред. Б.А. Лагоши. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 176 с.
83. Модильяни, Ф. Сколько стоит фирма? Теорема ММ: Пер. с англ./ Ф. Модильяни, М. Миллер. - М.: Дело, 1999. - 272 с.
84. Николаева, О.Е. Управленческий учет: Учеб, пособие / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. - М: УРСС, 1997. - 368 с.
85. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., Стереотип. -М.: Рус.яз., 1984. - 816с.
86. Оценка бизнеса: Учебник / Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др.; Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М: Финансы и статистика, 1999. -512 с.
87. Палий, В.Ф. Финансовый учет: Учеб, пособие: в 2 ч./ В.Ф. Палий,
В.В.Палий. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - Ч. 1. - 304 с. (Серия «Академия
бухгалтера и менеджера»).
88. Палий, В.Ф. Финансовый учет: Учеб, пособие: в 2 ч./ В.Ф. Палий,
В.В.Палий. - М: ФБК-ПРЕСС, 1998. - Ч. 2. - 352 с. (Серия «Академия
бухгалтера и менеджера»).
89. Поспелов, Д. А. Ситуационное управление. Теория и практика / Д.А. Поспелов. - М.: Наука, 1986. - 216с.
90. Перар, Ж. Управление финансами: с упражнениями: Пер. с фр. / Ж. Перар. - М.;Финансы и статистика, 1999. - 360 с.
91. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб, пособие для вузов / Морозова Т.Г., Пикулькин А.В., Тихонов В.Ф. и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 318 с.
92. Радионов, А.Р. Нормирование производственных запасов и вложенных в них оборотных средств / А.Р. Радионов, Р.А. Радионов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. -248 с.