Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа №29266

Тип работы

Диссертация

Предмет

история

Объем работы309
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социально-правовое положение женщин в России во второй половине
XIX - начале XX в.
§1. «Женский вопрос» и «женское движение» в России во второй половине
XIX – начале XX вв. 40
§2. Особенности положения женщин Северного Кавказа: горянки, казачки,
крестьянки, женщины кочевых народов 69
Глава 2. Женское образование на Северном Кавказе во второй половине XIX -
начале XX вв.
§1. Развитие начального образования 91
§2. Средние женские учебные заведения региона 112
§3.Специальные и профессиональные образовательные учреждения для
женщин на Северном Кавказе 128
Глава 3. Социальная активность и профессиональная деятельность женщин
Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
§1. Дамские общества и кружки на Северном Кавказе во второй половине
XIX- начале XX вв. 152
§2. Деятельность женских северокавказских монастырей и общин 172
§3. Профессиональные занятия женщин на Северном Кавказе 191
Заключение 215
Примечания 222
Список источников и литературы 258
Приложения 310

Актуальность. Актуальность темы исследования определяется, прежде
всего, необходимостью осмысления положения женщин в условиях социальноэкономических противоречий современного мира, весьма сходных с эпохой
становления в России буржуазного строя. Либеральные преобразования
российского общества в конце XIX – начале XX вв. вызвали волну
общественно-педагогического движения, в результате чего женщины получили
право на образование, что, в свою очередь, привело к повышению их роли в
духовной жизни страны, активизации их общественной, профессиональной и
культурной деятельности.
Характерной особенностью исторического развития России конца 80-х –
начала 90-х гг. ХХ в. является резкая интенсификация социальных
трансформаций. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и
статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и
«мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в
противоречие с новыми реалиями жизни, засвидетельствовавшими, что сильнее
всего кризис идентичности сказывается на женщине, как наименее социально и
культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации. Это
явилось одной из причин обращения российских ученых к «женской» теме,
открытия центров гендерных исследований в Москве, Санкт-Петербурге и
других городах, а также проведения научных конференций по обозначенной
тематике1.
В подобных исследованиях российских ученых рассматриваются понятия
«гендер» и «гендерные исследования». Гендерный подход к исследованию
предполагает учет многовариативного влияния фактора пола, а пол как
категория состоит как бы из двух компонентов: пола биологического (sex) и
пола социального (gender)2. Ученые пришли к выводу о том, что гендерные
исследования предполагают изучение мужчин и женщин, что само по себе не
исключает их раздельного изучения, а гендерная история – это история4
взаимоотношений и взаимодействий мужчин и женщин. За короткий срок
теоретические гендерные разработки и исследования Н.Л. Пушкаревой, Л.П.
Репиной, Е.А. Здравомысловой, С.В. Полениной, И.С. Кона, Н.М.
Римашевской, Е.Р. Ярской – Смирновой, М.Л. Бутовской и др. заняли
определенное место в российской науке. Из области научных изысканий они
перешли в учебники для высших учебных заведений и стали предметом
обучения3.
В Северо-Кавказском регионе развитие гендерных исследований
находятся на стадии становления. В последнее время появились работы,
посвященные различным аспектам данной проблематики или учитывающих
гендерный фактор4.
Объектом исследования является история женщин Северного Кавказа во
второй половине XIX – начале XX в.
Предметом исследования выступает общественная деятельность женщин
её формы и проявления, проблемы женского образования и роль женщин в
общественной жизни региона в пореформенный период.
Географические рамки диссертационного исследования ограничены
территорией Северного Кавказа. В 60-е г. XIX в. был осуществлен ряд
административных преобразований в районах Северного Кавказа. После
пленения Шамиля была упразднена Кавказская линия. Территория Левого
фланга была преобразована в Терскую область, а земли Правого фланга – в
Кубанскую область. Согласно указу Александра II от 1860 г. «все пространство,
находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе
две области: Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию именовать
впредь Северным Кавказом»5. На всем протяжении изучаемого периода
неоднократно проводились административные изменения: в 1866 г. г. Моздок, в
1867 г. – Кизляр, в 1868 г. г. Георгиевск, в 1874 г. Пятигорск и другие
курортные города, станицы Ессентукская, Кисловодская, Горячеводская были
переданы из Ставропольской губернии - в Терскую область6. Тем не менее,5
указанные территории все это время не выходили за рамки понятия «Северный
Кавказ», что позволяет изучить их как единое целое.
Хронологические рамки диссертации охватывают период со второй
половины XIX в. – 1917 г. XX в. XX в. Начальная точка исследования
обусловлена тем, что под влиянием буржуазных преобразований 60-х гг. XIX в.
в России наблюдается общественный подъем, возникает множество социальных
групп, борющихся за увеличение своих прав. Под влиянием такого настроя в
обществе дает о себе знать и «женское движение». Именно с 60-х гг. XIX в.
государством и обществом проводится большая работа по изменению
положения женщины, открывается множество учебных заведений, в корне
трансформируется отношение к женщине как к социальному объекту. На
протяжении изучаемого времени на высоком научном уровне ведутся
дискуссии о правомерности и целесообразности участия женщин в социальных
процессах. Научно доказываются теории женской биологической и социальной
природы. На рубеже XIX-XX вв. рассматриваемые в данной работе процессы
получили наибольшее распространение: появились специализированные
женские издания, сами женщины становились активными
преобразовательницами жизни, вторгаясь в сферы профессиональной
медицины, издательской деятельности, искусства, сферы – ранее закрытой для
них. Именно в этот период происходило коренное изменение гендерного
традиционализма в общественном сознании, о чем свидетельствуют публичные
выступления и научные труды общественных деятелей, философов, историков.
Все это в известной степени повлияло и на положение женщины на северном
Кавказе. Верхний хронологический предел исследования определяется 1917 г.,
так как после революции наступила новая историческая эпоха, создается новое
государство, коренным образом отличавшееся от существовавшей ранее
системы. Советское государство полностью реорганизовало систему народного
образования, начинались коренные преобразования во всех областях6
общественной и политической сферах, стало строится совершенно иное
общество.
Историография проблемы. Историография проблемы обширна, для
удобства рассмотрения её целесообразно систематизировать в две большие
группы: общероссийскую и региональную.
В первую группу вошли работы, опубликованные с конца XVIII- начала
XIX в. по настоящее время.
Накопление материала о положении женщины в российском обществе
было начато историками еще в конце XVIII - начале XIX в. Н. М. Карамзин
первым призвал создать «галерею портретов россиянок, знаменитых в истории
или достойных сей участи». Повесть исторического характера Н. М. Карамзина
о новгородской боярыне XV в. Марфе Борецкой, была первой работой,
пробудившей интерес к биографиям выдающихся женщин русского
средневековья.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ источников и литературы позволяет сделать
следующие выводы:
1. Реформирование российского общества во второй половине XIX в.,
подъем общественного движения, сопровождавшийся образованием различных
прогрессивных кружков и обществ, предопределил возникновение и развитие
«женского движения». Причинами, повлекшими за собой появление «женского
движения» в России явился низкий правовой и социальный статус женщин,
неразвитая система женского образования, дискриминация прав женщины в
профессиональной сфере, отсутствие возможности влиять на власть и
правительственную политику. Важным итогом «женского движения» России
второй половины XIX – начале XX вв. стало формирование нового типа
российской женщины, которую отличали стремление к полезной деятельности
и профессиональному труду, преданность выбранному делу, скромность,
жажда знаний. Необходимость отстаивать свое право на самостоятельное
поведение в условиях неготовности общества к повышению социального
статуса женщин, стимулировала их социальную активность, способствовала
раскрытию их духовного и созидательного потенциала.
2. Анализ источников и литературы показал, что женщина по
Российскому законодательству и существующей практике изучаемого периода
в правовом отношении была явно дискриминирована. Это было отражено как в
семейном праве, ставившем жену в зависимость от мужа, так и в различных
постановлениях и нормативно-правовых актах, не допускавших принятия
женщин на высокопоставленные должности, ограничивавших доступ
женщинам к занятиям интеллектуальным трудом (по сути, долгое время из всех
интеллигентных профессий женщина могла занимать только должность
учителя)641.
Наиболее ярко дискриминация женщин проявлялась в наследственном и в
семейном праве. Женщина могла получить наследство, только по прямой216
линии, если не было претендентов – мужчин или по завещанию. При разводе
женщина законодательно и по сложившейся норме того времени, вовсе не была
защищена, что выражалось в том, что дети, за редким исключением, оставались
с отцом. Это нашло отражение в ряде литературных произведений («Анна
Каренина» Л.Н. Толстого и др.). Любая социальная деятельность женщины
могла реализоваться с разрешения мужа. Муж должен был дать письменное
разрешение для поступления женщины в Высшие учебные заведения, приёме её
на работу и тд.
3. Несмотря на распространение российского законодательства на всех
жителей, проживавших на территории Северного Кавказа в 60-е гг. XIX в., вся
вторая половина XIX в. проходила в сосуществовании двух тенденций –
обычного права и официального российского законодательства. В результате
население Северного Кавказа формально подчиняясь общегражданскому
законодательству, в своем микросоциуме они сохранили свои прежние
правовые институты.
Обычноправовые нормы жителей Северного Кавказа имели свои давние
корни и основывались на патриархальности общественного и семейного быта.
Многие традиции перекликались и переходили из одних обществ, в другие (от
горцев к казакам, от крестьянства к казачеству). На положение женщин горских
народов к концу изучаемого периода все большее влияние оказывал ислам, тем
не менее, неправомерно говорить, что горские женщины изучаемого периода
были «забитыми» и «бесправными». На семейный уклад горцев также влияли
многочисленные общественные факторы, послужившие причиной выступления
горских женщин в начале ХХ в. против многих традиций уничижающих, по их
мнению, достоинство женщины (например, против калыма). Трансформация
семейных отношений у казаков и крестьян в конце изучаемого периода, связана
как с усилением товарно-денежных отношений, включением Северного Кавказа
в общероссийский рынок, приведшего к распаду больших семей, а также с
влиянием городской культуры. Распад традиционных патриархальных семей217
привел к образованию малых семей, где распределение труда и
главенствующих ролей в большей степени зависело уже не от традиций и воли
старшего, а от личностных качеств женщины и мужчины. В малых семьях
женщина, независимо от возраста и статуса играла более значимую роль и
имела больший вес в семье.
4. Отражением реальной степени прогресса в обществе и постепенного
утверждения женщины в правах стало развитие женского образования. Система
женского образования на протяжении всего изучаемого периода постоянно
реформировалась. Женское образование развивалось по трем направлениям:
начальное, среднее, высшее. При чем женские начальные школы не получили
широкого распространения. Начальные школы большей частью были
смешанного типа. Среднее женское образование было как сословным так и
бессословным.
Становление высшего женского образования шло очень медленно. Долгое
время среди ученых мужей шли бурные дискуссии о том, способна ли женщина
к науке и к образованию вообще. В итоге в России высших учебных заведений
для женщин в 60 – начале 70-х г. XIX в. не было вовсе, женщины могли
обучаться только за пределами России. Проблема женского высшего
образования решалась очень сложно и непоследовательно. Все основывалось на
частной инициативе и не всегда поддерживалось правительством.
Итак, с середины XIX до начала XX вв. под влиянием демократических
реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и
реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось
число учащихся женщин. Получение образования постепенно входило в
повседневную норму. Это теперь рассматривалось не как из ряда вон
выходящее событие, а как простая необходимость.


Карпов Ю.Ю. Кавказская женщина: мировоззренческие предпосылки. //
Этнографическое обозрение. 2000 № 4.
190. Карпович Е. П. Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX
столетий. Л., 1990.
191. Катков М.И. О женском образовании. М. Изд. Мин-ва нар. Просв, 1897.
192. Кечерджи-Шаповалова М. В. Женское движение в России и за
границей. СПб.: Типолитография Г.И. Шмидта, 1902.
193. Кеттлер И. Что такое женская эмансипация? Одесса: Буревестник, 1895.
194. Киселев А.А. Возникновение монастырей на Кубани в конце XVI –
начале XX в. Краснодар: Советская Кубань, 1992.
195. Кисилев А.А. Возникновение монастырей на Кубани в к XVI – начале
XX в. Краснодар: Советская Кубань, 1992.
196. Кияшко И.И. Черноморская Марии-Магдаленская женская пустынь //
Кубанский сборник. Екатеринодар: Тип. Куб. обл. правления, 1910. Т. 15.
С. 231-236.
197. Клименкова Т. А. Переход от «женских исследований» к гендерному
подходу. Возникновение научного сообщества // Материалы
конференции «Гендерные исследования в России: проблемы
взаимодействия и перспективы развития» / МЦГИ. М., 1996. С. 16-22.
198. Ковалева И. Н. Женский вопрос в России 50-60-х гг. XIX в. // Проблемы
истории русского общественного движения и исторические науки. М.,
1981.
199. Ковнатор Р. А. Женский вопрос в свете ленинизма // Коммунистка.
1925. № 1.
200. Колпачева О.Ю. Исторические корни женского гимназического
образования. // Эвристическое образование: Региональная научнопрактическая конференция. Ставрополь, 1998. С. 74-79.
201. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Наука, 1988.288
202. Коновалов В. Образ женщины в русской демократической литературе //
Уч. зап. Моск. пед. ин-та. М.: Изд-во Моск. Пед. Ин-та, 1967. № 256.
203. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и
реальные училища с конца XIX в до Февральской революции 1917 года).
М.: Изд-во Моск. Пед. Ин-та, 1956.
204. Копачев И.П. Народное образование в Кабарде. Нальчик, КБА СССР,
Кабард. – Балк. Кн. Изд-во,1957.
205. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии
(XVIII-30-е гг. XXв.). Нальчик, Кабард. – Балк. Кн. Изд-во, 1964.
206. Коробейников Ю.В. Ставропольское общество в благотворительности
рубежа XIX – начале XX веков // Ставрополь – врата Кавказа: История,
экономика, культура и политика. Мат. региональной науч. конф.,
посвященной 225-летию г. Ставрополя. (Ставрополь, 10 сентября 2002
г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С.225-231.
207. Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х
годов: женский вопрос в его первой постановке // Вестник Европы. 1914.
№ 2.
208. Кох. К. Путешествие по России и в Кавказские земли. В кн. Сукунова
Х.Х., Сукуновой И.Х. Черкешенка. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1992.
209. Кочина П. Любовь и математика: Софья Ковалевская. М.: Наука, 1985.
210. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX
– начале XX в. Баку: Кн Изд-во, 1991.
211. Кошелева О.Е. У истоков женского образования в России // Педагогика.
1993. № 2. С.88.
212. Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь, Шат-гора, 1999.
213. Краснов Г. Ставрополь на Кавказе. Ставрополь: Ставропольское кн.
Изд-тво, 1953.289
214. Краткий исторический очерк образования и развития Кубанской
общины сестер милосердия Российского общества Красного креста.
Екатеринодар: Тип. Куб. обл. правления, 1915.
215. Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Политическая литература,
1966.
216. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1917-1941 гг.) Ч.
II. Ставрополь: Ставропольское кн. Изд-во, 1996.
217. Кругов А.И. Ставропольский край в Истории России (конец XVIII – XX
век). Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.
218. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного
дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1993. №5.С.52.
219. Крупская Н. К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин:
Сборник статей, 1917-1937 гг. М.:Госиздат, 1938.
220. Крыжановский П.Н. Исторический очерк женской во имя Св. Марии
Магдалины иноческой за 50 лет ея существования пустыни. //
Ставропольские епархиальные ведомости. 1902. № 156.
221. Кубанское Казачье войско 1696-1888 г. Сборник кратких сведений о
войске. Изданный под редакцией Действительного члена Кубанского
областного статистического комитета. Е.Д. Фелицына. Воронеж:
Типография В.И. Исаева, 1888.
222. Кузьменко Д.П. Народное образование в России в царствование Дома
Романовых (1613 – 1913) // Трехсотлетие царствования Дома Романовых:
Россия в её прошлом и настоящем (1613 – 1913). М., 1914.
223. Кулиш Ж. В. Племянница декабриста Мария Константиновна
Цебрикова // Наука и религия. 1984. № 3. С. 32-35.
224. Курская А. Участие женотделов в проведении кампании по ликвидации
неграмотности // Коммунистка. М., 1923. № 8. С. 10-11.
225. Кутергин В. Ф. Женщины древнего мира на троне и в семье:
художественно-исторические портреты. Саранск, 1994.290
226. Кушнир В. Женщины-миссионерки. СПб.: Знание, 1994.
227. Лабуиэ Э. Народное образование. Спб.: Ламанский, 1867.
228. Латкин В.Ф. и Осадчий И.П. Дорогой борьбы. Краснодар: Советская
Кубань, 1990.
229. Латышева М. Женщины-террористки. М.: Яуза, 2003.
230. Латышина Д.И. История педагогики. М: Гардарики, 2002.
231. Лебединский П.М. Современное положение замужней женщины.
Тифлис: Тип. Иванова, 1896.
232. Легувье Э. История нравственного положения женщины. М., 1862.
233. Ленин В.И Гонители земства и Аннибалы либерализма // Ленин В.И.
ПСС. Т.5.
234. Ленин В.И К вопросу о политике Министерства народного просвещения
// Ленин В.И. ПСС. Т. 23.
235. Ленин В.И Нищета народных учителей // Ленин В.И. ПСС. Т. 24.
236. Ленин В.И Речь на II Всероссийском съезде учителей -
интернационалистов 18 января 1919 г.// Ленин В.И. ПСС. Т.37.
237. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.
«О задачах женского рабочего движения в Советской республике». М.:
Изд-во политической литературы, 1987.
238. Ленин В.И. Речь на II Всероссийском совещании ответственных
организаторов по работе в деревне 12 июня 1920 г. // Ленин В.И. ПСС. Т.
41.
239. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному
праву Северного и восточного Кавказа. Вып. 1, 2. Нальчик: изд. центр
«Эль-Фа», 2002.
240. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России
(1086 - 1796). Спб., 1890.
241. Лихачева Е.И. Материалы для истории женского образования в России
(1828-1856 гг). СПб., 1895.291
242. Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1978.
243. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.:Наука, 1991.
244. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре XVIII — начала XIX в. СПб.,
1994.
245. Лунинский Э. Княжна Тараканова. М.: Мысль, 1991.
246. Любушкина Е.Ю. К вопросу об общественных организациях в
губернском городе Ставрополе во второй половине XIX – начале XX вв. //
Ставрополь – врата Кавказа: История, экономика, культура и политика.
Материалы региональной научной конференции, посвященной 225 –
летию г. Ставрополя (Ставрополь, 10 сентября 2002 г.) Ставропроль: Издво СГУ, 2002. С.225-231.
247. Лях В.И. Просвещение и культура в истории Кубанской станицы.
Краснодар: Советская Кубань, 1997.
248. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, изд-во СГУ,
1999.
249. Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Махачкала, 1979.
250. Малиновский Н.А. Народный учитель в революционном движении. М.,
1926.
251. Малявкин Г. Станица Червленная // Этнографическое обозрение. 1891.
№.1.
252. Мамсик Т. С. Из истории развития грамотности в западносибирской
деревне // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII —
начала XX в. Новосибирск, 1985.
253. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе: Госиздат
Сев-Осет АССР, 1942.
254. Медынцева АЛ. Грамотность женщин на Руси XI—XIII вв. по данным
эпиграфики // Слово о полку Игореве и его время. Л., 1985.
255. Меньшикова Е.А. Чему и как учили в народной начальной школе. //
Начальная школа. 1993. №3.С.197.292

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ