ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
|
Введение 3
Глава 1. Социально-правовое положение женщин в России во второй половине
XIX - начале XX в.
§1. «Женский вопрос» и «женское движение» в России во второй половине
XIX – начале XX вв. 40
§2. Особенности положения женщин Северного Кавказа: горянки, казачки,
крестьянки, женщины кочевых народов 69
Глава 2. Женское образование на Северном Кавказе во второй половине XIX -
начале XX вв.
§1. Развитие начального образования 91
§2. Средние женские учебные заведения региона 112
§3.Специальные и профессиональные образовательные учреждения для
женщин на Северном Кавказе 128
Глава 3. Социальная активность и профессиональная деятельность женщин
Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
§1. Дамские общества и кружки на Северном Кавказе во второй половине
XIX- начале XX вв. 152
§2. Деятельность женских северокавказских монастырей и общин 172
§3. Профессиональные занятия женщин на Северном Кавказе 191
Заключение 215
Примечания 222
Список источников и литературы 258
Приложения 310
Глава 1. Социально-правовое положение женщин в России во второй половине
XIX - начале XX в.
§1. «Женский вопрос» и «женское движение» в России во второй половине
XIX – начале XX вв. 40
§2. Особенности положения женщин Северного Кавказа: горянки, казачки,
крестьянки, женщины кочевых народов 69
Глава 2. Женское образование на Северном Кавказе во второй половине XIX -
начале XX вв.
§1. Развитие начального образования 91
§2. Средние женские учебные заведения региона 112
§3.Специальные и профессиональные образовательные учреждения для
женщин на Северном Кавказе 128
Глава 3. Социальная активность и профессиональная деятельность женщин
Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
§1. Дамские общества и кружки на Северном Кавказе во второй половине
XIX- начале XX вв. 152
§2. Деятельность женских северокавказских монастырей и общин 172
§3. Профессиональные занятия женщин на Северном Кавказе 191
Заключение 215
Примечания 222
Список источников и литературы 258
Приложения 310
Актуальность. Актуальность темы исследования определяется, прежде
всего, необходимостью осмысления положения женщин в условиях социальноэкономических противоречий современного мира, весьма сходных с эпохой
становления в России буржуазного строя. Либеральные преобразования
российского общества в конце XIX – начале XX вв. вызвали волну
общественно-педагогического движения, в результате чего женщины получили
право на образование, что, в свою очередь, привело к повышению их роли в
духовной жизни страны, активизации их общественной, профессиональной и
культурной деятельности.
Характерной особенностью исторического развития России конца 80-х –
начала 90-х гг. ХХ в. является резкая интенсификация социальных
трансформаций. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и
статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и
«мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в
противоречие с новыми реалиями жизни, засвидетельствовавшими, что сильнее
всего кризис идентичности сказывается на женщине, как наименее социально и
культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации. Это
явилось одной из причин обращения российских ученых к «женской» теме,
открытия центров гендерных исследований в Москве, Санкт-Петербурге и
других городах, а также проведения научных конференций по обозначенной
тематике1.
В подобных исследованиях российских ученых рассматриваются понятия
«гендер» и «гендерные исследования». Гендерный подход к исследованию
предполагает учет многовариативного влияния фактора пола, а пол как
категория состоит как бы из двух компонентов: пола биологического (sex) и
пола социального (gender)2. Ученые пришли к выводу о том, что гендерные
исследования предполагают изучение мужчин и женщин, что само по себе не
исключает их раздельного изучения, а гендерная история – это история4
взаимоотношений и взаимодействий мужчин и женщин. За короткий срок
теоретические гендерные разработки и исследования Н.Л. Пушкаревой, Л.П.
Репиной, Е.А. Здравомысловой, С.В. Полениной, И.С. Кона, Н.М.
Римашевской, Е.Р. Ярской – Смирновой, М.Л. Бутовской и др. заняли
определенное место в российской науке. Из области научных изысканий они
перешли в учебники для высших учебных заведений и стали предметом
обучения3.
В Северо-Кавказском регионе развитие гендерных исследований
находятся на стадии становления. В последнее время появились работы,
посвященные различным аспектам данной проблематики или учитывающих
гендерный фактор4.
Объектом исследования является история женщин Северного Кавказа во
второй половине XIX – начале XX в.
Предметом исследования выступает общественная деятельность женщин
её формы и проявления, проблемы женского образования и роль женщин в
общественной жизни региона в пореформенный период.
Географические рамки диссертационного исследования ограничены
территорией Северного Кавказа. В 60-е г. XIX в. был осуществлен ряд
административных преобразований в районах Северного Кавказа. После
пленения Шамиля была упразднена Кавказская линия. Территория Левого
фланга была преобразована в Терскую область, а земли Правого фланга – в
Кубанскую область. Согласно указу Александра II от 1860 г. «все пространство,
находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе
две области: Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию именовать
впредь Северным Кавказом»5. На всем протяжении изучаемого периода
неоднократно проводились административные изменения: в 1866 г. г. Моздок, в
1867 г. – Кизляр, в 1868 г. г. Георгиевск, в 1874 г. Пятигорск и другие
курортные города, станицы Ессентукская, Кисловодская, Горячеводская были
переданы из Ставропольской губернии - в Терскую область6. Тем не менее,5
указанные территории все это время не выходили за рамки понятия «Северный
Кавказ», что позволяет изучить их как единое целое.
Хронологические рамки диссертации охватывают период со второй
половины XIX в. – 1917 г. XX в. XX в. Начальная точка исследования
обусловлена тем, что под влиянием буржуазных преобразований 60-х гг. XIX в.
в России наблюдается общественный подъем, возникает множество социальных
групп, борющихся за увеличение своих прав. Под влиянием такого настроя в
обществе дает о себе знать и «женское движение». Именно с 60-х гг. XIX в.
государством и обществом проводится большая работа по изменению
положения женщины, открывается множество учебных заведений, в корне
трансформируется отношение к женщине как к социальному объекту. На
протяжении изучаемого времени на высоком научном уровне ведутся
дискуссии о правомерности и целесообразности участия женщин в социальных
процессах. Научно доказываются теории женской биологической и социальной
природы. На рубеже XIX-XX вв. рассматриваемые в данной работе процессы
получили наибольшее распространение: появились специализированные
женские издания, сами женщины становились активными
преобразовательницами жизни, вторгаясь в сферы профессиональной
медицины, издательской деятельности, искусства, сферы – ранее закрытой для
них. Именно в этот период происходило коренное изменение гендерного
традиционализма в общественном сознании, о чем свидетельствуют публичные
выступления и научные труды общественных деятелей, философов, историков.
Все это в известной степени повлияло и на положение женщины на северном
Кавказе. Верхний хронологический предел исследования определяется 1917 г.,
так как после революции наступила новая историческая эпоха, создается новое
государство, коренным образом отличавшееся от существовавшей ранее
системы. Советское государство полностью реорганизовало систему народного
образования, начинались коренные преобразования во всех областях6
общественной и политической сферах, стало строится совершенно иное
общество.
Историография проблемы. Историография проблемы обширна, для
удобства рассмотрения её целесообразно систематизировать в две большие
группы: общероссийскую и региональную.
В первую группу вошли работы, опубликованные с конца XVIII- начала
XIX в. по настоящее время.
Накопление материала о положении женщины в российском обществе
было начато историками еще в конце XVIII - начале XIX в. Н. М. Карамзин
первым призвал создать «галерею портретов россиянок, знаменитых в истории
или достойных сей участи». Повесть исторического характера Н. М. Карамзина
о новгородской боярыне XV в. Марфе Борецкой, была первой работой,
пробудившей интерес к биографиям выдающихся женщин русского
средневековья.
всего, необходимостью осмысления положения женщин в условиях социальноэкономических противоречий современного мира, весьма сходных с эпохой
становления в России буржуазного строя. Либеральные преобразования
российского общества в конце XIX – начале XX вв. вызвали волну
общественно-педагогического движения, в результате чего женщины получили
право на образование, что, в свою очередь, привело к повышению их роли в
духовной жизни страны, активизации их общественной, профессиональной и
культурной деятельности.
Характерной особенностью исторического развития России конца 80-х –
начала 90-х гг. ХХ в. является резкая интенсификация социальных
трансформаций. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и
статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и
«мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в
противоречие с новыми реалиями жизни, засвидетельствовавшими, что сильнее
всего кризис идентичности сказывается на женщине, как наименее социально и
культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации. Это
явилось одной из причин обращения российских ученых к «женской» теме,
открытия центров гендерных исследований в Москве, Санкт-Петербурге и
других городах, а также проведения научных конференций по обозначенной
тематике1.
В подобных исследованиях российских ученых рассматриваются понятия
«гендер» и «гендерные исследования». Гендерный подход к исследованию
предполагает учет многовариативного влияния фактора пола, а пол как
категория состоит как бы из двух компонентов: пола биологического (sex) и
пола социального (gender)2. Ученые пришли к выводу о том, что гендерные
исследования предполагают изучение мужчин и женщин, что само по себе не
исключает их раздельного изучения, а гендерная история – это история4
взаимоотношений и взаимодействий мужчин и женщин. За короткий срок
теоретические гендерные разработки и исследования Н.Л. Пушкаревой, Л.П.
Репиной, Е.А. Здравомысловой, С.В. Полениной, И.С. Кона, Н.М.
Римашевской, Е.Р. Ярской – Смирновой, М.Л. Бутовской и др. заняли
определенное место в российской науке. Из области научных изысканий они
перешли в учебники для высших учебных заведений и стали предметом
обучения3.
В Северо-Кавказском регионе развитие гендерных исследований
находятся на стадии становления. В последнее время появились работы,
посвященные различным аспектам данной проблематики или учитывающих
гендерный фактор4.
Объектом исследования является история женщин Северного Кавказа во
второй половине XIX – начале XX в.
Предметом исследования выступает общественная деятельность женщин
её формы и проявления, проблемы женского образования и роль женщин в
общественной жизни региона в пореформенный период.
Географические рамки диссертационного исследования ограничены
территорией Северного Кавказа. В 60-е г. XIX в. был осуществлен ряд
административных преобразований в районах Северного Кавказа. После
пленения Шамиля была упразднена Кавказская линия. Территория Левого
фланга была преобразована в Терскую область, а земли Правого фланга – в
Кубанскую область. Согласно указу Александра II от 1860 г. «все пространство,
находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе
две области: Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию именовать
впредь Северным Кавказом»5. На всем протяжении изучаемого периода
неоднократно проводились административные изменения: в 1866 г. г. Моздок, в
1867 г. – Кизляр, в 1868 г. г. Георгиевск, в 1874 г. Пятигорск и другие
курортные города, станицы Ессентукская, Кисловодская, Горячеводская были
переданы из Ставропольской губернии - в Терскую область6. Тем не менее,5
указанные территории все это время не выходили за рамки понятия «Северный
Кавказ», что позволяет изучить их как единое целое.
Хронологические рамки диссертации охватывают период со второй
половины XIX в. – 1917 г. XX в. XX в. Начальная точка исследования
обусловлена тем, что под влиянием буржуазных преобразований 60-х гг. XIX в.
в России наблюдается общественный подъем, возникает множество социальных
групп, борющихся за увеличение своих прав. Под влиянием такого настроя в
обществе дает о себе знать и «женское движение». Именно с 60-х гг. XIX в.
государством и обществом проводится большая работа по изменению
положения женщины, открывается множество учебных заведений, в корне
трансформируется отношение к женщине как к социальному объекту. На
протяжении изучаемого времени на высоком научном уровне ведутся
дискуссии о правомерности и целесообразности участия женщин в социальных
процессах. Научно доказываются теории женской биологической и социальной
природы. На рубеже XIX-XX вв. рассматриваемые в данной работе процессы
получили наибольшее распространение: появились специализированные
женские издания, сами женщины становились активными
преобразовательницами жизни, вторгаясь в сферы профессиональной
медицины, издательской деятельности, искусства, сферы – ранее закрытой для
них. Именно в этот период происходило коренное изменение гендерного
традиционализма в общественном сознании, о чем свидетельствуют публичные
выступления и научные труды общественных деятелей, философов, историков.
Все это в известной степени повлияло и на положение женщины на северном
Кавказе. Верхний хронологический предел исследования определяется 1917 г.,
так как после революции наступила новая историческая эпоха, создается новое
государство, коренным образом отличавшееся от существовавшей ранее
системы. Советское государство полностью реорганизовало систему народного
образования, начинались коренные преобразования во всех областях6
общественной и политической сферах, стало строится совершенно иное
общество.
Историография проблемы. Историография проблемы обширна, для
удобства рассмотрения её целесообразно систематизировать в две большие
группы: общероссийскую и региональную.
В первую группу вошли работы, опубликованные с конца XVIII- начала
XIX в. по настоящее время.
Накопление материала о положении женщины в российском обществе
было начато историками еще в конце XVIII - начале XIX в. Н. М. Карамзин
первым призвал создать «галерею портретов россиянок, знаменитых в истории
или достойных сей участи». Повесть исторического характера Н. М. Карамзина
о новгородской боярыне XV в. Марфе Борецкой, была первой работой,
пробудившей интерес к биографиям выдающихся женщин русского
средневековья.
Проведенный анализ источников и литературы позволяет сделать
следующие выводы:
1. Реформирование российского общества во второй половине XIX в.,
подъем общественного движения, сопровождавшийся образованием различных
прогрессивных кружков и обществ, предопределил возникновение и развитие
«женского движения». Причинами, повлекшими за собой появление «женского
движения» в России явился низкий правовой и социальный статус женщин,
неразвитая система женского образования, дискриминация прав женщины в
профессиональной сфере, отсутствие возможности влиять на власть и
правительственную политику. Важным итогом «женского движения» России
второй половины XIX – начале XX вв. стало формирование нового типа
российской женщины, которую отличали стремление к полезной деятельности
и профессиональному труду, преданность выбранному делу, скромность,
жажда знаний. Необходимость отстаивать свое право на самостоятельное
поведение в условиях неготовности общества к повышению социального
статуса женщин, стимулировала их социальную активность, способствовала
раскрытию их духовного и созидательного потенциала.
2. Анализ источников и литературы показал, что женщина по
Российскому законодательству и существующей практике изучаемого периода
в правовом отношении была явно дискриминирована. Это было отражено как в
семейном праве, ставившем жену в зависимость от мужа, так и в различных
постановлениях и нормативно-правовых актах, не допускавших принятия
женщин на высокопоставленные должности, ограничивавших доступ
женщинам к занятиям интеллектуальным трудом (по сути, долгое время из всех
интеллигентных профессий женщина могла занимать только должность
учителя)641.
Наиболее ярко дискриминация женщин проявлялась в наследственном и в
семейном праве. Женщина могла получить наследство, только по прямой216
линии, если не было претендентов – мужчин или по завещанию. При разводе
женщина законодательно и по сложившейся норме того времени, вовсе не была
защищена, что выражалось в том, что дети, за редким исключением, оставались
с отцом. Это нашло отражение в ряде литературных произведений («Анна
Каренина» Л.Н. Толстого и др.). Любая социальная деятельность женщины
могла реализоваться с разрешения мужа. Муж должен был дать письменное
разрешение для поступления женщины в Высшие учебные заведения, приёме её
на работу и тд.
3. Несмотря на распространение российского законодательства на всех
жителей, проживавших на территории Северного Кавказа в 60-е гг. XIX в., вся
вторая половина XIX в. проходила в сосуществовании двух тенденций –
обычного права и официального российского законодательства. В результате
население Северного Кавказа формально подчиняясь общегражданскому
законодательству, в своем микросоциуме они сохранили свои прежние
правовые институты.
Обычноправовые нормы жителей Северного Кавказа имели свои давние
корни и основывались на патриархальности общественного и семейного быта.
Многие традиции перекликались и переходили из одних обществ, в другие (от
горцев к казакам, от крестьянства к казачеству). На положение женщин горских
народов к концу изучаемого периода все большее влияние оказывал ислам, тем
не менее, неправомерно говорить, что горские женщины изучаемого периода
были «забитыми» и «бесправными». На семейный уклад горцев также влияли
многочисленные общественные факторы, послужившие причиной выступления
горских женщин в начале ХХ в. против многих традиций уничижающих, по их
мнению, достоинство женщины (например, против калыма). Трансформация
семейных отношений у казаков и крестьян в конце изучаемого периода, связана
как с усилением товарно-денежных отношений, включением Северного Кавказа
в общероссийский рынок, приведшего к распаду больших семей, а также с
влиянием городской культуры. Распад традиционных патриархальных семей217
привел к образованию малых семей, где распределение труда и
главенствующих ролей в большей степени зависело уже не от традиций и воли
старшего, а от личностных качеств женщины и мужчины. В малых семьях
женщина, независимо от возраста и статуса играла более значимую роль и
имела больший вес в семье.
4. Отражением реальной степени прогресса в обществе и постепенного
утверждения женщины в правах стало развитие женского образования. Система
женского образования на протяжении всего изучаемого периода постоянно
реформировалась. Женское образование развивалось по трем направлениям:
начальное, среднее, высшее. При чем женские начальные школы не получили
широкого распространения. Начальные школы большей частью были
смешанного типа. Среднее женское образование было как сословным так и
бессословным.
Становление высшего женского образования шло очень медленно. Долгое
время среди ученых мужей шли бурные дискуссии о том, способна ли женщина
к науке и к образованию вообще. В итоге в России высших учебных заведений
для женщин в 60 – начале 70-х г. XIX в. не было вовсе, женщины могли
обучаться только за пределами России. Проблема женского высшего
образования решалась очень сложно и непоследовательно. Все основывалось на
частной инициативе и не всегда поддерживалось правительством.
Итак, с середины XIX до начала XX вв. под влиянием демократических
реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и
реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось
число учащихся женщин. Получение образования постепенно входило в
повседневную норму. Это теперь рассматривалось не как из ряда вон
выходящее событие, а как простая необходимость.
следующие выводы:
1. Реформирование российского общества во второй половине XIX в.,
подъем общественного движения, сопровождавшийся образованием различных
прогрессивных кружков и обществ, предопределил возникновение и развитие
«женского движения». Причинами, повлекшими за собой появление «женского
движения» в России явился низкий правовой и социальный статус женщин,
неразвитая система женского образования, дискриминация прав женщины в
профессиональной сфере, отсутствие возможности влиять на власть и
правительственную политику. Важным итогом «женского движения» России
второй половины XIX – начале XX вв. стало формирование нового типа
российской женщины, которую отличали стремление к полезной деятельности
и профессиональному труду, преданность выбранному делу, скромность,
жажда знаний. Необходимость отстаивать свое право на самостоятельное
поведение в условиях неготовности общества к повышению социального
статуса женщин, стимулировала их социальную активность, способствовала
раскрытию их духовного и созидательного потенциала.
2. Анализ источников и литературы показал, что женщина по
Российскому законодательству и существующей практике изучаемого периода
в правовом отношении была явно дискриминирована. Это было отражено как в
семейном праве, ставившем жену в зависимость от мужа, так и в различных
постановлениях и нормативно-правовых актах, не допускавших принятия
женщин на высокопоставленные должности, ограничивавших доступ
женщинам к занятиям интеллектуальным трудом (по сути, долгое время из всех
интеллигентных профессий женщина могла занимать только должность
учителя)641.
Наиболее ярко дискриминация женщин проявлялась в наследственном и в
семейном праве. Женщина могла получить наследство, только по прямой216
линии, если не было претендентов – мужчин или по завещанию. При разводе
женщина законодательно и по сложившейся норме того времени, вовсе не была
защищена, что выражалось в том, что дети, за редким исключением, оставались
с отцом. Это нашло отражение в ряде литературных произведений («Анна
Каренина» Л.Н. Толстого и др.). Любая социальная деятельность женщины
могла реализоваться с разрешения мужа. Муж должен был дать письменное
разрешение для поступления женщины в Высшие учебные заведения, приёме её
на работу и тд.
3. Несмотря на распространение российского законодательства на всех
жителей, проживавших на территории Северного Кавказа в 60-е гг. XIX в., вся
вторая половина XIX в. проходила в сосуществовании двух тенденций –
обычного права и официального российского законодательства. В результате
население Северного Кавказа формально подчиняясь общегражданскому
законодательству, в своем микросоциуме они сохранили свои прежние
правовые институты.
Обычноправовые нормы жителей Северного Кавказа имели свои давние
корни и основывались на патриархальности общественного и семейного быта.
Многие традиции перекликались и переходили из одних обществ, в другие (от
горцев к казакам, от крестьянства к казачеству). На положение женщин горских
народов к концу изучаемого периода все большее влияние оказывал ислам, тем
не менее, неправомерно говорить, что горские женщины изучаемого периода
были «забитыми» и «бесправными». На семейный уклад горцев также влияли
многочисленные общественные факторы, послужившие причиной выступления
горских женщин в начале ХХ в. против многих традиций уничижающих, по их
мнению, достоинство женщины (например, против калыма). Трансформация
семейных отношений у казаков и крестьян в конце изучаемого периода, связана
как с усилением товарно-денежных отношений, включением Северного Кавказа
в общероссийский рынок, приведшего к распаду больших семей, а также с
влиянием городской культуры. Распад традиционных патриархальных семей217
привел к образованию малых семей, где распределение труда и
главенствующих ролей в большей степени зависело уже не от традиций и воли
старшего, а от личностных качеств женщины и мужчины. В малых семьях
женщина, независимо от возраста и статуса играла более значимую роль и
имела больший вес в семье.
4. Отражением реальной степени прогресса в обществе и постепенного
утверждения женщины в правах стало развитие женского образования. Система
женского образования на протяжении всего изучаемого периода постоянно
реформировалась. Женское образование развивалось по трем направлениям:
начальное, среднее, высшее. При чем женские начальные школы не получили
широкого распространения. Начальные школы большей частью были
смешанного типа. Среднее женское образование было как сословным так и
бессословным.
Становление высшего женского образования шло очень медленно. Долгое
время среди ученых мужей шли бурные дискуссии о том, способна ли женщина
к науке и к образованию вообще. В итоге в России высших учебных заведений
для женщин в 60 – начале 70-х г. XIX в. не было вовсе, женщины могли
обучаться только за пределами России. Проблема женского высшего
образования решалась очень сложно и непоследовательно. Все основывалось на
частной инициативе и не всегда поддерживалось правительством.
Итак, с середины XIX до начала XX вв. под влиянием демократических
реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и
реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось
число учащихся женщин. Получение образования постепенно входило в
повседневную норму. Это теперь рассматривалось не как из ряда вон
выходящее событие, а как простая необходимость.
Подобные работы
- Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX -начале XX вв.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ И КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В ПЕРИОД С 1860-Х гг. ПО ОКТЯБРЬ 1917 г.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-Х гг. по октябрь 1917 г.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ «БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН» В ЕГИПТЕ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



