Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX -начале XX вв.

Работа №7582

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы308стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
871
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социально-правовое положение женщин в России во второй половине XIX - начале XX в.
§1. «Женский вопрос» и «женское движение» в России во второй половине XIX - начале XX вв. 40
§2. Особенности положения женщин Северного Кавказа: горянки, казачки, крестьянки, женщины кочевых народов 69
Глава 2. Женское образование на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв.
§1. Развитие начального образования 91
§2. Средние женские учебные заведения региона 112
§3. Специальные и профессиональные образовательные учреждения для женщин на Северном Кавказе 128
Глава 3. Социальная активность и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
§1. Дамские общества и кружки на Северном Кавказе во второй половине XIX- начале XX вв. 152
§2. Деятельность женских северокавказских монастырей и общин 172
§3. Профессиональные занятия женщин на Северном Кавказе 191
Заключение 215
Примечания 222
Список источников и литературы 258
Приложения 310



Актуальность. Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью осмысления положения женщин в условиях социально-экономических противоречий современного мира, весьма сходных с эпохой становления в России буржуазного строя. Либеральные преобразования российского общества в конце XIX - начале XX вв. вызвали волну общественно-педагогического движения, в результате чего женщины получили право на образование, что, в свою очередь, привело к повышению их роли в духовной жизни страны, активизации их общественной, профессиональной и культурной деятельности.
Характерной особенностью исторического развития России конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в. является резкая интенсификация социальных трансформаций. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и «мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в противоречие с новыми реалиями жизни, засвидетельствовавшими, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на женщине, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации. Это явилось одной из причин обращения российских ученых к «женской» теме, открытия центров гендерных исследований в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, а также проведения научных конференций по обозначенной тематике1.
В подобных исследованиях российских ученых рассматриваются понятия «гендер» и «гендерные исследования». Гендерный подход к исследованию предполагает учет многовариативного влияния фактора пола, а пол как категория состоит как бы из двух компонентов: пола биологического (sex) и пола социального (gender) . Ученые пришли к выводу о том, что гендерные исследования предполагают изучение мужчин и женщин, что само по себе не исключает их раздельного изучения, а гендерная история - это история

4
взаимоотношений и взаимодействий мужчин и женщин. За короткий срок теоретические гендерные разработки и исследования Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной, Е.А. Здравомысловой, С.В. Полениной, И.С. Кона, Н.М. Римашевской, Е.Р. Ярской - Смирновой, М.Л. Бутовской и др. заняли определенное место в российской науке. Из области научных изысканий они перешли в учебники для высших учебных заведений и стали предметом обучения3.
В Северо-Кавказском регионе развитие гендерных исследований находятся на стадии становления. В последнее время появились работы, посвященные различным аспектам данной проблематики или учитывающих гендерный фактор4.
Объектом исследования является история женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.
Предметом исследования выступает общественная деятельность женщин её формы и проявления, проблемы женского образования и роль женщин в общественной жизни региона в пореформенный период.
Географические рамки диссертационного исследования ограничены территорией Северного Кавказа. В 60-е г. XIX в. был осуществлен ряд административных преобразований в районах Северного Кавказа. После пленения Шамиля была упразднена Кавказская линия. Территория Левого фланга была преобразована в Терскую область, а земли Правого фланга - в Кубанскую область. Согласно указу Александра II от 1860 г. «все пространство, находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе две области: Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию именовать впредь Северным Кавказом»5. На всем протяжении изучаемого периода неоднократно проводились административные изменения: в 1866 г. г. Моздок, в 1867 г. - Кизляр, в 1868 г. г. Георгиевск, в 1874 г. Пятигорск и другие курортные города, станицы Ессентукская, Кисловодская, Горячеводская были переданы из Ставропольской губернии - в Терскую область6. Тем не менее,

5
указанные территории все это время не выходили за рамки понятия «Северный Кавказ», что позволяет изучить их как единое целое.
Хронологические рамки диссертации охватывают период со второй половины XIX в. - 1917 г. XX в. XX в. Начальная точка исследования обусловлена тем, что под влиянием буржуазных преобразований 60-х гг. XIX в. в России наблюдается общественный подъем, возникает множество социальных групп, борющихся за увеличение своих прав. Под влиянием такого настроя в обществе дает о себе знать и «женское движение». Именно с 60-х гг. XIX в. государством и обществом проводится большая работа по изменению положения женщины, открывается множество учебных заведений, в корне трансформируется отношение к женщине как к социальному объекту. На протяжении изучаемого времени на высоком научном уровне ведутся дискуссии о правомерности и целесообразности участия женщин в социальных процессах. Научно доказываются теории женской биологической и социальной природы. На рубеже XIX-XX вв. рассматриваемые в данной работе процессы получили наибольшее распространение: появились специализированные женские издания, сами женщины становились активными преобразовательницами жизни, вторгаясь в сферы профессиональной медицины, издательской деятельности, искусства, сферы - ранее закрытой для них. Именно в этот период происходило коренное изменение гендерного традиционализма в общественном сознании, о чем свидетельствуют публичные выступления и научные труды общественных деятелей, философов, историков. Все это в известной степени повлияло и на положение женщины на северном Кавказе. Верхний хронологический предел исследования определяется 1917 г., так как после революции наступила новая историческая эпоха, создается новое государство, коренным образом отличавшееся от существовавшей ранее системы. Советское государство полностью реорганизовало систему народного образования, начинались коренные преобразования во всех областях

6
общественной и политической сферах, стало строится совершенно иное общество.
Историография проблемы. Историография проблемы обширна, для удобства рассмотрения её целесообразно систематизировать в две большие группы: общероссийскую и региональную.
В первую группу вошли работы, опубликованные с конца XVIII- начала XIX в. по настоящее время.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ источников и литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Реформирование российского общества во второй половине XIX в., подъем общественного движения, сопровождавшийся образованием различных прогрессивных кружков и обществ, предопределил возникновение и развитие «женского движения». Причинами, повлекшими за собой появление «женского движения» в России явился низкий правовой и социальный статус женщин, неразвитая система женского образования, дискриминация прав женщины в профессиональной сфере, отсутствие возможности влиять на власть и правительственную политику. Важным итогом «женского движения» России второй половины XIX - начале XX вв. стало формирование нового типа российской женщины, которую отличали стремление к полезной деятельности и профессиональному труду, преданность выбранному делу, скромность, жажда знаний. Необходимость отстаивать свое право на самостоятельное поведение в условиях неготовности общества к повышению социального статуса женщин, стимулировала их социальную активность, способствовала раскрытию их духовного и созидательного потенциала.
2. Анализ источников и литературы показал, что женщина по Российскому законодательству и существующей практике изучаемого периода в правовом отношении была явно дискриминирована. Это было отражено как в семейном праве, ставившем жену в зависимость от мужа, так и в различных постановлениях и нормативно-правовых актах, не допускавших принятия женщин на высокопоставленные должности, ограничивавших доступ женщинам к занятиям интеллектуальным трудом (по сути, долгое время из всех интеллигентных профессий женщина могла занимать только должность учителя)641.
Наиболее ярко дискриминация женщин проявлялась в наследственном и в семейном праве. Женщина могла получить наследство, только по прямой

216
линии, если не было претендентов - мужчин или по завещанию. При разводе женщина законодательно и по сложившейся норме того времени, вовсе не была защищена, что выражалось в том, что дети, за редким исключением, оставались с отцом. Это нашло отражение в ряде литературных произведений («Анна Каренина» Л.Н. Толстого и др.). Любая социальная деятельность женщины могла реализоваться с разрешения мужа. Муж должен был дать письменное разрешение для поступления женщины в Высшие учебные заведения, приёме её на работу и тд.
3. Несмотря на распространение российского законодательства на всех жителей, проживавших на территории Северного Кавказа в 60-е гг. XIX в., вся вторая половина XIX в. проходила в сосуществовании двух тенденций - обычного права и официального российского законодательства. В результате население Северного Кавказа формально подчиняясь общегражданскому законодательству, в своем микросоциуме они сохранили свои прежние правовые институты.
Обычноправовые нормы жителей Северного Кавказа имели свои давние корни и основывались на патриархальности общественного и семейного быта. Многие традиции перекликались и переходили из одних обществ, в другие (от горцев к казакам, от крестьянства к казачеству). На положение женщин горских народов к концу изучаемого периода все большее влияние оказывал ислам, тем не менее, неправомерно говорить, что горские женщины изучаемого периода были «забитыми» и «бесправными». На семейный уклад горцев также влияли многочисленные общественные факторы, послужившие причиной выступления горских женщин в начале ХХ в. против многих традиций уничижающих, по их мнению, достоинство женщины (например, против калыма). Трансформация семейных отношений у казаков и крестьян в конце изучаемого периода, связана как с усилением товарно-денежных отношений, включением Северного Кавказа в общероссийский рынок, приведшего к распаду больших семей, а также с влиянием городской культуры. Распад традиционных патриархальных семей

217
привел к образованию малых семей, где распределение труда и главенствующих ролей в большей степени зависело уже не от традиций и воли старшего, а от личностных качеств женщины и мужчины. В малых семьях женщина, независимо от возраста и статуса играла более значимую роль и имела больший вес в семье.
4. Отражением реальной степени прогресса в обществе и постепенного утверждения женщины в правах стало развитие женского образования. Система женского образования на протяжении всего изучаемого периода постоянно реформировалась. Женское образование развивалось по трем направлениям: начальное, среднее, высшее. При чем женские начальные школы не получили широкого распространения. Начальные школы большей частью были смешанного типа. Среднее женское образование было как сословным так и бессословным.
Становление высшего женского образования шло очень медленно. Долгое время среди ученых мужей шли бурные дискуссии о том, способна ли женщина к науке и к образованию вообще. В итоге в России высших учебных заведений для женщин в 60 - начале 70-х г. XIX в. не было вовсе, женщины могли обучаться только за пределами России. Проблема женского высшего образования решалась очень сложно и непоследовательно. Все основывалось на частной инициативе и не всегда поддерживалось правительством.
Итак, с середины XIX до начала XX вв. под влиянием демократических реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось число учащихся женщин. Получение образования постепенно входило в повседневную норму. Это теперь рассматривалось не как из ряда вон выходящее событие, а как простая необходимость.



Ф. 516 Союз равноправия женщин
Российский государственный исторический архив социально-политической истории (РГИАСПИ)
Ф. 134 Личный фонд А.М. Колонтай
Государственный архив Ставропольского края
(ГАСК)
Ф.15 Дирекция народных училищ
Ф. 62 Ставропольское местное управление Российского общества Красного креста
Ф. 76 Ольгинская женская гимназия Ф. 77 Ставропольское Епархиальное женское училище Ф. 96 Ставропольская Городская Управа (1837-1920)
Ф. 101 Канцелярия Ставропольского губернатора Ф. 125 Ставропольская 3-я женская гимназия Ф. 126 Ставропольский учительский институт Ф. 135 Духовная консистория
Ф. 249. Главный пристав магометанских народов кочующих в Ставропольской губернии.
Ф. 306 Ставропольский училищный совет.
Ф. 309 Ставропольская женская гимназия св. Александры Ф. 311. Ставропольская губернская земская управа
Ф. 788. Попечительный Совет Ставропольской гимназии Св. Александры. г. Ставрополь н/К.

259
Государственный архив Краснодарского края
(ГАКК)
Ф. 249 Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска
Ф. 427 Коллекция документов по истории просвещения в Черноморском и
Кубанском Казачьем войске 1806-1919 гг.
Ф. 454 Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска.
Ф. 449 Кубанское областное правление Военного Министерства 1870-1919 гг.
Ф. 470 Дирекция народных училищ Кубанской области.
Ф. 495 1-я Екатеринодарская городская женская гимназия.
Ф. 485 2-я Екатеринодарская городская женская гимназия.
Ф. 560 3-я Екатеринодарская городская женская гимназия Ф. 486 5-я Екатеринодарская женская гимназия
Ф. 469 Войсковая женская гимназия Кубанского казачьего войска 1864 - 1920. Ф. 498 Екатеринодарская городская управа
Ф. 584 Канцелярия помощника начальника Кубанского областного жандармского управления
Ф. 719 Покровская женская община
Ф. 662 Акушерские курсы при Екатеринодарской городской больнице.
Ф.774 Канцелярия помощника Начальника Кубанской области по управлению горцами.
Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО-А)
Ф. 8. Картографические документы Ф. 11. Терское областное правление.
Ф. 12 Канцелярия начальника Терской области
Ф. 17. Терское областное по городским делам присутствие
Ф. 123 Дирекция Народных училищ Терской области

260
Ф. 124 Дирекция народных училищ Терской области Ф. 127 Владикавказская Ольгинская женская гимназия Ф. 128 Владикавказская 2-я женская гимназия Ф. 137 Владикавказский учительский институт Ф. 143 Вдаикавказская духовная консистория
Ф. 147 Владикаказское окружное отделение епархиального училищного совета Ф. 263 Владикавказская второклассная женская школа Ф. 199 Терское областное присутствие об обществах и союзах Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (ОРФ СОИГСИ)
Ф.1. История Осетии (до 1917)
Ф. 11. Материалы о женщинах-горянках
Ф. 22. Оп.1. Д. 14, 19. Алборов В.А. Жизнь и творчество первой осетинской писательницы Розы Кочисовой.
Ф. 22. Оп.1 Д. 12. Дзагуров Г. А. Об одной пьесе Кочисовой Розы.
Ф. 19. Оп.1. Д. 6. Валиева-Бегиева Саса - сказательница.
Ф. 1. Оп.1. Д. 194-207. Осетины в Америке об эмиграции 1911.
Североосетинский государственный объединенный музей истории,
архитектуры и литературы
Фотофонд
II. Нормативно-правовые акты
1. Денисов К. Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Вып. 1. 1907-1913. 2 доп. Спб., 1914.
Лаурсон А.И. Частные учебные заведения ведомства Министерства Народного просвещения. Сборник распоряжений и узаконений. СПб., 1912.
3. Мещерский И.И. Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение. П.г., 1916.

261
4. Нормальный Устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста. СПб.: Гос. Типография, 1913.
5. О союзе брачном. Свод законов Российской империи. Т.10. Ч.1. СПб., 1896.
6. Положения о начальных народных училищах. Отдел первый. Цель, различные виды начальных народных училищ и ученье в оных./В кн. История педагогики в России. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Радевич М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СПб, 1884.
о
Роговин Л.М. Законы об обществах, союзах и собраниях. СПб., 1912.
9. Сборник главнейших, касающихся деятельности Российского общества Красного Креста законоположений и главнейших действующих циркуляров Главного Управления названного общества. СПб.: Государственная типография, 1914.
10. Сборник архивных документов относящихся к истории Кубанского казачьего войска и Кубанской области собранные Е.Д. Фелицыным. Т.1. Екатеринодар, 1904.
11. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870 - 1909 г. / Изд. Д.П. Кузьменко. Смоленск, 1904.
12. Сборник распоряжений, напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. Т.1. Тифлис, 1867.
13. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1874¬1876 гг. С-П., 1877.
14. Свод законов Российской империи. Т.10.Ч.1.С-Петербург, 1896.

262
15. Устав общества вспомоществования недостаточным ученицам Ставропольских женских гимназий Ольгинской и Св.Александры. Ставрополь: Типография Т. Тимофеева, 1891.
16. Устав Дамского общества помощи бедным евреям в г. Ставрополе. Ставрополь-губернский: Типография М. Вайнблат, 1906.
17. Устав Екатеринодарского первоначального женского училища войскового старшины Александра Посполитаки. Екатеринодар, 1866.
18. Устав женского благотворительного общества Св. Александры, утвержденный 13.11.1869 г. Ставрополь, 1892.
19. Устав монастыря русской православной церкви. Александров, 1994.
20. Устав общества вспомоществования недостаточным ученицам 3-й Ставропольской женской гимназии. Ставрополь: Типография- литография Т. Тимофеева, 1910.
21. Устав общества для содействия распространению народного образования. Б.м., Б.г.
22. Устав женских гимназий Ведомства Императрицы Марии. С-П., 1906.
23. Положение о Мариинском женском училище Кубанского казачьего войска. СПб.: Типография Управления Иррегулярных войск, 1861.
24. Устав Екатеринодарского первоначального женского училища войскового старшины Александра Посполитаки. Екатеринодар, 1866.
25. Фальбок Г, Чернолусский В. Учительские общества, классы, курсы и съезды. Систематический свод законов, распоряжений правил, инструкций и справочные сведения. Спб.: Знание, 1901.

263
III . Опубликованные статистические и справочно-информационные
материалы
1. Альбицкий В. Высшие учебные заведения России. Справочная книга. СПб., 1884.
2. Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год 5. (Сведения за 1908). Ч-2. Вып. 2. СПб.: Знание, 1913.
3. Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда: 10 т. СПб, 1908.
4. Все высшие женские учебные заведения. О правах окончивших курс. М., 1916.
5. Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т.4.
6. Елисеев В. Программы и правила испытаний при поступлении учениц в женские гимназии. Одесса: Тип. Распопова, 1908.
7. Краткий исторический очерк Кубанской общины сестер милосердия Российского общества красного креста. Екатеринодар: Тип. Кубанского обл. правления, 1915.
8. Маврицкий В.А. Сборник правил и подробных программ для поступления во все учебные заведения мужские и женские 1899-1900. М., 1899.
9. Марголин Д. Программы и правила высших начальных училищ с приложением закона о высшем начальном училище 25 июня 1912 г. и программ и правил для испытаний на звание учителя и учительницы. Изд. 2-е. Киев: Тип. Самоненко, 1914.
10. Машновский А. Правила и полные программы для испытаний на звание учителя и учительницы высшего начального училища. СПб, 1917.
11. Начальное народное образование в России. Под. Ред. Г. Фальбока и В. Чернолусского. Т. 1-4. Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям империи. СПб., 1900-1905.
12. Обзор Ставропольской губернии за 1878 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1879.

264
13. Обзор Ставропольской губернии за 1880 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1881.
14. Обзор Ставропольской губернии за 1881 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1882.
15. Обзор Ставропольской губернии за 1882 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1883.
16. Обзор Ставропольской губернии за 1883 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1884.
17. Обзор Ставропольской губернии за 1884 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1885.
18. Обзор Ставропольской губернии за 1885 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1886.
19.Обзор Ставропольской губернии за 1886 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1887.
20. Обзор Ставропольской губернии за 1887 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1888.
21. Обзор Ставропольской губернии за 1888 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1889.
22. Обзор Ставропольской губернии за 1890 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1891.
23. Обзор Ставропольской губернии за 1891 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1892.
24. Обзор Ставропольской губернии за 1892 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1893.
25. Обзор Ставропольской губернии за 1893 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1894.
26. Обзор Ставропольской губернии за 1894 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1895.

265
27. Обзор Ставропольской губернии за 1895 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1896.
28. Обзор Ставропольской губернии за 1896 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1897.
29. Обзор Ставропольской губернии за 1897 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1898.
30. Обзор Ставропольской губернии за 1899 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1900.
31. Обзор Ставропольской губернии за 1905 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1906.
32. Обзор Ставропольской губернии за 1907 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1908.
33. Обзор Ставропольской губернии за 1912 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1913.
34. Обзор Ставропольской губернии за 1914 год по данным Ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1915.
35. Обозрение ХХVII-летней деятельности Ставропольского женского благотворительного общества по учебному заведению Св .Александры, составленное членом-секретарем Ставропольского губернского статистического комитета И.В. Бентковским. Изд. ставропольского губернского статистического комитета. Ставрополь, 1877.
36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987.
37. Отчет правления Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защите детей за 1911 г. Ставрополь, 1912.
38. Отчет правления Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защите детей за 1912 г. Ставрополь, 1913.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ