ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования пространственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность технологии моделирования в образовательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. 26
Выводы по Главе 1 31
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования 33
2.1. Методика и результаты констатирующего этапа исследования 33
2.2. Формирование пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста с применением моделирования 42
2.3. Динамика сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста как оценка эффективности разработанной технологии 55
Выводы по Главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования пространственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность технологии моделирования в образовательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. 26
Выводы по Главе 1 31
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования 33
2.1. Методика и результаты констатирующего этапа исследования 33
2.2. Формирование пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста с применением моделирования 42
2.3. Динамика сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста как оценка эффективности разработанной технологии 55
Выводы по Главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы Приложение
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется рядом особенностей, обусловленных усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию. Сегодняшним обществом детство воспринимается как самобытный, уникальный периода жизни личности (В. Андрущенко, Л.Артемова, И.Бех, А.Богуш, Бондарь, Н.Гавриш, О.Кононко, Кудрявцев, И.Рогальская, Е.Субботский и др.). Изучая детство с различных точек зрения, ученые обратили внимание на проблему познания ребенком пространства, взаимодействие с ним и особенности его пространственных самоощущений.
Современный ребенок дошкольного возраста существует в мощной информационной среде. Предпосылки овладения средствами восприятия различной информации закладываются в процессе развития ориентировки в окружающей среде. Познавая различные предметы, манипулируя ими в процессе деятельности, используя их в различных видах деятельности, в частности в игре, исследуя их характеристики, ребенок создает собственное пространство жизнедеятельности. Новейшие исследования в области психологии показывают, что познавая, контролируя и преобразуя предметнопространственную среду, человек реализует свои индивидуальные способности, утверждает себя как субъект деятельности (М.Семаго, Н.Семаго, М.Безруких и др.).
Умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и усваивать наиболее существенные моменты действительности является необходимым условием овладения различными видами деятельности.
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентирования в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А. Н Леонтьева, Н.Ф. Талызина, Е.А. Стреблевой, Б. Ананьева, Ж. И Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Проблемы пространственных представлений широко представлены в работах отечественных исследователей. Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей с нормой (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, СИ. Шабалин, Ф.М. Шемякин, И.С. Якиманская и др.).
Модель - средство научного познания, система, способная, отражая и воспроизводя объект, изменять его так, чтобы в итоге мы получили о нем новую информацию. Моделировать возможно различные учебные ситуации, явления, действия, отношения, свойства предмета и тому подобное. В качестве модели выступает схема, график, таблица, формула, рисунок, правило, алгоритм, диаграмма.
Работа над овладением способом моделирования для детей начинается с обучения наблюдать за предметом, определять его признаки, свойства, особенности. Дети проявляют цвет, форму, размеры, объем, вес хорошо известных им предметов. Затем сравнивают эти признаки и делают вывод, что у некоторых предметов они равны (одинаковы), в других неравны.
Как мы видим, моделирование - это оригинальный метод обучения детей старшего дошкольного возраста, способ познания и осмысления. Вышеуказанное свидетельствует, что одним из приоритетных направлений работы ДОУ должно стать целенаправленное развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста как базовой основы для развития интеллектуальной, социальной и других сфер личности ребенка, причем моделирование является одним из наиболее интересных средств его реализации.
Цель работы: рассмотреть особенности технологии моделирования для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Объект: развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование моделирования как средства развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать сущность технологии моделирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методику формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением моделирования.
5. Исследовать динамику сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста для того, чтоб оценить эффективность разработанной технологии.
Гипотеза:
Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии использование моделирование пространственных представлений
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования МБДОУ «Детский сад № 254 комбинированного вида».
Практическая значимость исследования:
Работа содержит рекомендации по использованию метода моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, в ней приведены ряд заданий по использованию моделирования в качестве средства для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, также, подтверждена эффективность разработанной методики и оценена ее применимость в условиях детского сада.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и изложена на 65 страницах.
Современный ребенок дошкольного возраста существует в мощной информационной среде. Предпосылки овладения средствами восприятия различной информации закладываются в процессе развития ориентировки в окружающей среде. Познавая различные предметы, манипулируя ими в процессе деятельности, используя их в различных видах деятельности, в частности в игре, исследуя их характеристики, ребенок создает собственное пространство жизнедеятельности. Новейшие исследования в области психологии показывают, что познавая, контролируя и преобразуя предметнопространственную среду, человек реализует свои индивидуальные способности, утверждает себя как субъект деятельности (М.Семаго, Н.Семаго, М.Безруких и др.).
Умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и усваивать наиболее существенные моменты действительности является необходимым условием овладения различными видами деятельности.
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентирования в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А. Н Леонтьева, Н.Ф. Талызина, Е.А. Стреблевой, Б. Ананьева, Ж. И Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Проблемы пространственных представлений широко представлены в работах отечественных исследователей. Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей с нормой (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, СИ. Шабалин, Ф.М. Шемякин, И.С. Якиманская и др.).
Модель - средство научного познания, система, способная, отражая и воспроизводя объект, изменять его так, чтобы в итоге мы получили о нем новую информацию. Моделировать возможно различные учебные ситуации, явления, действия, отношения, свойства предмета и тому подобное. В качестве модели выступает схема, график, таблица, формула, рисунок, правило, алгоритм, диаграмма.
Работа над овладением способом моделирования для детей начинается с обучения наблюдать за предметом, определять его признаки, свойства, особенности. Дети проявляют цвет, форму, размеры, объем, вес хорошо известных им предметов. Затем сравнивают эти признаки и делают вывод, что у некоторых предметов они равны (одинаковы), в других неравны.
Как мы видим, моделирование - это оригинальный метод обучения детей старшего дошкольного возраста, способ познания и осмысления. Вышеуказанное свидетельствует, что одним из приоритетных направлений работы ДОУ должно стать целенаправленное развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста как базовой основы для развития интеллектуальной, социальной и других сфер личности ребенка, причем моделирование является одним из наиболее интересных средств его реализации.
Цель работы: рассмотреть особенности технологии моделирования для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Объект: развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование моделирования как средства развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать сущность технологии моделирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методику формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением моделирования.
5. Исследовать динамику сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста для того, чтоб оценить эффективность разработанной технологии.
Гипотеза:
Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии использование моделирование пространственных представлений
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования МБДОУ «Детский сад № 254 комбинированного вида».
Практическая значимость исследования:
Работа содержит рекомендации по использованию метода моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, в ней приведены ряд заданий по использованию моделирования в качестве средства для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, также, подтверждена эффективность разработанной методики и оценена ее применимость в условиях детского сада.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и изложена на 65 страницах.
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно - временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.
В разные временные периоды проблему формирования пространственных представлений исследовали психологи, дидакты и методисты. Изучая умственную деятельность учащихся, они предлагали различные пути развития их графической грамотности, формирования теоретических понятий, целесообразность использования средств обучения, наглядности и тому подобное.
Развитие пространственных представлений ребёнка идёт поэтапно при использовании непредметного моделирования, математических моделей и конструирования, начиная с первичных приёмов моделирования на нагляднодейственном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков. Понимание сущности построенных моделей, умение их применять в своей деятельности помогает детям старшего дошкольного возраста достичь высокой степени развития пространственных представлений.
Результат моделирования становится для ребёнка привлекательным, ему хочется всё сделать самому - получить в своё распоряжение исходный материал и экспериментировать с полученной конструкцией. Так у детей формируется познавательный интерес, появляется мотивация. Этот процесс может быть положен в основу активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В разные временные периоды проблему формирования пространственных представлений исследовали психологи, дидакты и методисты. Изучая умственную деятельность учащихся, они предлагали различные пути развития их графической грамотности, формирования теоретических понятий, целесообразность использования средств обучения, наглядности и тому подобное.
Развитие пространственных представлений ребёнка идёт поэтапно при использовании непредметного моделирования, математических моделей и конструирования, начиная с первичных приёмов моделирования на нагляднодейственном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков. Понимание сущности построенных моделей, умение их применять в своей деятельности помогает детям старшего дошкольного возраста достичь высокой степени развития пространственных представлений.
Результат моделирования становится для ребёнка привлекательным, ему хочется всё сделать самому - получить в своё распоряжение исходный материал и экспериментировать с полученной конструкцией. Так у детей формируется познавательный интерес, появляется мотивация. Этот процесс может быть положен в основу активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Игра как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста (Донецкий Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Техника оригами как средство развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



