Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования пространственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Сущность технологии моделирования в образовательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. 26
Выводы по Главе 1 31
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования 33
2.1. Методика и результаты констатирующего этапа исследования 33
2.2. Формирование пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста с применением моделирования 42
2.3. Динамика сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста как оценка эффективности разработанной технологии 55
Выводы по Главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы Приложение
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется рядом особенностей, обусловленных усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию. Сегодняшним обществом детство воспринимается как самобытный, уникальный периода жизни личности (В. Андрущенко, Л.Артемова, И.Бех, А.Богуш, Бондарь, Н.Гавриш, О.Кононко, Кудрявцев, И.Рогальская, Е.Субботский и др.). Изучая детство с различных точек зрения, ученые обратили внимание на проблему познания ребенком пространства, взаимодействие с ним и особенности его пространственных самоощущений.
Современный ребенок дошкольного возраста существует в мощной информационной среде. Предпосылки овладения средствами восприятия различной информации закладываются в процессе развития ориентировки в окружающей среде. Познавая различные предметы, манипулируя ими в процессе деятельности, используя их в различных видах деятельности, в частности в игре, исследуя их характеристики, ребенок создает собственное пространство жизнедеятельности. Новейшие исследования в области психологии показывают, что познавая, контролируя и преобразуя предметнопространственную среду, человек реализует свои индивидуальные способности, утверждает себя как субъект деятельности (М.Семаго, Н.Семаго, М.Безруких и др.).
Умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и усваивать наиболее существенные моменты действительности является необходимым условием овладения различными видами деятельности.
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентирования в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А. Н Леонтьева, Н.Ф. Талызина, Е.А. Стреблевой, Б. Ананьева, Ж. И Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.
Проблемы пространственных представлений широко представлены в работах отечественных исследователей. Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей с нормой (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, СИ. Шабалин, Ф.М. Шемякин, И.С. Якиманская и др.).
Модель - средство научного познания, система, способная, отражая и воспроизводя объект, изменять его так, чтобы в итоге мы получили о нем новую информацию. Моделировать возможно различные учебные ситуации, явления, действия, отношения, свойства предмета и тому подобное. В качестве модели выступает схема, график, таблица, формула, рисунок, правило, алгоритм, диаграмма.
Работа над овладением способом моделирования для детей начинается с обучения наблюдать за предметом, определять его признаки, свойства, особенности. Дети проявляют цвет, форму, размеры, объем, вес хорошо известных им предметов. Затем сравнивают эти признаки и делают вывод, что у некоторых предметов они равны (одинаковы), в других неравны.
Как мы видим, моделирование - это оригинальный метод обучения детей старшего дошкольного возраста, способ познания и осмысления. Вышеуказанное свидетельствует, что одним из приоритетных направлений работы ДОУ должно стать целенаправленное развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста как базовой основы для развития интеллектуальной, социальной и других сфер личности ребенка, причем моделирование является одним из наиболее интересных средств его реализации.
Цель работы: рассмотреть особенности технологии моделирования для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Объект: развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование моделирования как средства развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать сущность технологии моделирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Пространственное моделирование как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методику формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением моделирования.
5. Исследовать динамику сформированности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста для того, чтоб оценить эффективность разработанной технологии.
Гипотеза:
Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии использование моделирование пространственных представлений
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования МБДОУ «Детский сад № 254 комбинированного вида».
Практическая значимость исследования:
Работа содержит рекомендации по использованию метода моделирования в развитии пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, в ней приведены ряд заданий по использованию моделирования в качестве средства для развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста, также, подтверждена эффективность разработанной методики и оценена ее применимость в условиях детского сада.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и изложена на 65 страницах.
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно - временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.
В разные временные периоды проблему формирования пространственных представлений исследовали психологи, дидакты и методисты. Изучая умственную деятельность учащихся, они предлагали различные пути развития их графической грамотности, формирования теоретических понятий, целесообразность использования средств обучения, наглядности и тому подобное.
Развитие пространственных представлений ребёнка идёт поэтапно при использовании непредметного моделирования, математических моделей и конструирования, начиная с первичных приёмов моделирования на нагляднодейственном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков. Понимание сущности построенных моделей, умение их применять в своей деятельности помогает детям старшего дошкольного возраста достичь высокой степени развития пространственных представлений.
Результат моделирования становится для ребёнка привлекательным, ему хочется всё сделать самому - получить в своё распоряжение исходный материал и экспериментировать с полученной конструкцией. Так у детей формируется познавательный интерес, появляется мотивация. Этот процесс может быть положен в основу активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: «Просвещение», 2001. - 214 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М., 1969. - 607 с.
3. Белоуско Л. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью средств наглядности (моделей) / Л. Билоуско // Начальная школа. - 2002. - №7. - С. 45 - 48.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 399 с.
5. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и
развитие математических способностей/ А.В. Белошистая //Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - с.69.
6. Бим-Бад Б.М. Моделирование / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002. - 528 с.
7. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: «Академия развития» 1997. - 208 с.
8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. - М.: «Просвещение», 1989. - 127 с.
9. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986. - 174с.
10. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно
пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. - С. 46-52
11. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. -1983. - №2 С.7-8.
12. Вершинина Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Н.Б. Вершинина. - Волгоград.: Учитель, 2011. - 47с.
13. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различия в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 1986. - С.78-83.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: «АСТ/Астрель», 2008. - 671 с.
15. Гончарова Н.В. План-программа педагогического процесса в
детском саду: методическое пособие для воспитателей детского
сада / Н.В. Гончарова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 255с.
16. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов. - Ереван, 1981. - 220 с.
17. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 1998. -158 с.
18. Жуйкова Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 41-44.
19. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи Методические пособие / А.В. Калинченко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224с.
20. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении / Карпенко А.В.// Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 4. - с.32-36.
21. Козлова С.А., Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
22. Кочергин А.Н. Моделирование мышления/ А.Н. Кочергин. - М.: Политиздат, 1969. - 224 с.
23. Краевский В.В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
24. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности
дошкольника на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.-1997. - №5. - с. 20-28.
25. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение , 1984. - 368с.
26. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / В.И. Логинова. - Л.: Просвещение,1990. - 97с.
27. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
28. Маркова Д. А. Объемное моделирование как средство развития ориентировки в пространстве у слабовидящих дошкольников/ Д. А. Маркова, А. Э. Атикова, А. А. Андреева // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2014. - №40 - С.15-17.
29. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.:Просвещение , 1994. - 256 с.
30. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1985. - 104 с.
31. Мусейибова Т.А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Т. А. Мусейибова. - Москва «Просвещение» 1987. - 176 с.
32. Мухина В.С. Психология дошкольника/ Под редакцией Л.А. Венгера. - М., Просвещение, 1975. - 335 с.
33. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой. // Дошкольное воспитание. 1982. № 4. С. 34 - 38.
34. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
35. Основы дошкольной педагогики / под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980. - 272 с.
36. Плетеницкая Л. С. Логико-математическое развитие дошкольников / Л.С. Плетеницкая, К. Л. Крутий. - Запорожье: ЛИПС, 2002. - 156 с.
37. Поддъяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохин. - М.: Академия, 1998. - 289 с.
38. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб., 1999. - 244 с.
39. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления [Текст] / Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
40. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаковосимволической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. - Тула.: Приокское кн. Издание,1993. - 246с.
41. Селезнёва Е.Л. Мамина книга: наст. кн. родителей и воспитателей / Е.В. Селезнёва. - М. : Изд. дом МПС, 1997. - 318 с.
42. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. - М. «Айрис ПРЕСС» 2007. - 112 с.
43. Семаго Н.Я. Пространственные представления ребенка [Текст] : диагностика пространсв. представлений ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Школ. психолог: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 2000. - N34 (00.09). - С. 8-9
44. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: «Генезис», 2015. - 474 с.
45. Тимофеева Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 131с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип/ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
47. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2001. - 240 с.
48. Фидлер М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / М.А. Фидлер. - М.: Просвещение, 1981. - 156с.
49. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ Л.М. Фридман - М.: Знание, 1984. - 80 с.
50. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.; Л., - 1966. - 304 с.
51. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. -392 с.
52. Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели/Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дотттк. воспитание. - 1986 - №7 - С. 43-46
53. Яковлева Н.А. Теоретико-методологические педагогического проектирования: монография / Н.А. Яковлева. Информ. изд. центр «АТиСО», 2002. - 239 с.