Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №29228

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
813
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты развития воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
1.1 Понятие и сущность, истоки формирования воображения, механизмы его формирования и функции на ранних стадиях онтогенеза
1.2 Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
1.3 Подходы к развитию воображения детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры, ее характеристика и особенности
2. Экспериментальное исследование сюжетно-ролевых игр как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап эксперимента по определению уровня сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации программы использования сюжетно-ролевой игры
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности сюжетно-ролевой игры на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы Приложения 


Актуальность исследования. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.
Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.
На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Глубоко подметил это К.Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не может знать всех приемов продуктивной деятельности, поэтому способ показа действия необходим. Но как это сделать, не навязывая ребенку свой опыт, свой образ?
Здесь выручает технология показа способа действия без образца. Это позволяет ребенку приобрести свой собственный опыт эмоциональных, тактильных, двигательных и прочих ощущений, испытать восторг от процесса и результата своей деятельности, почувствовать себя на волне успеха.
Особое место в формировании и развитии воображения всегда занимала игровая деятельность. Теоретические вопросы активизации воображения освещаются в психолого-педагогических научных работах Д.Б. Богоявленской [4], Л.С. Выготского [6]. Эти ученые отмечают, что игровые виды деятельности являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира.
Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного, системного подхода к развитию творческих способностей дошкольников.
Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений - все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно- манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).
Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.
Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.
В этой связи можно зафиксировать ряд противоречий между объективной потребностью общества в развитии у личности творческого отношения к действительности, умения творчески решать различные задачи в области труда, быта, досуга; высоким потенциалом игровой деятельности в развитии этих качеств и недостаточной разработанностью содержания и методов организации игровой деятельности как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: каковы содержание и методы организации игровой деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста?
Объектом исследования является воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель настоящего исследования - изучить роль сюжетно-ролевой игры как средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования основывается на том, что развитие воображения будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности формирования воображения дошкольников; системно использовать сюжетно-ролевые игры, как средство игрового обучения.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа исследований по изучаемой проблеме определить методологические подходы к ее решению.
2. Оценить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать и охарактеризовать сюжетно-ролевые игры, используемые для выявления и развития воображения старших дошкольников.
4. Проверить результативность использования сюжетно-ролевых игр в развитии воображения у детей.
Методы исследования в работе - анализ литературы; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный.
Опытно - экспериментальной базой стали дети старшего дошкольного возраста детского сада «Березка» № 1, г. Кукмор.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений; достигнута положительная динамика в сформированности воображения у детей.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Осуществляя теоретический анализ литературы, мы выявили понятие творчества и детского творчества. Было установлено, что понятие творчества обязательно нужно связывать с понятием способностей, что делается далеко не всегда.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание нового. Отличительной чертой творчества является уникальность результатов. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. А так же творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В процессе творчества так же не последнюю роль играют такие факторы, как воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации, раскрытие и созидание своих возможностей.
Творческие способности - способности создавать новое, способность порождать необычные идеи, умение мыслить не традиционно. Основными средствам развития творческих способностей является стимуляция познавательной активности детей, их знакомства с различными сферами предметного и социального мира, формирования адекватной возрасту ведущей деятельности, устойчивых интересов, настойчивости, инициативности, самостоятельности.
Основным средством развития детей является игра. Она позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, и тем самым расширять опыт ребенка.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Общепринятым представлением о траектории развития игры считается путь от исследовательской активности и манипулирования с предметами в младенчестве и раннем возрасте к социальной игре-драматизации и конструированию у дошкольников, а затем - к играм по правилам, спортивным играм и досуговой деятельности подростков и взрослых.
На сегодняшний день педагогами применяются различные игровые методы для развития детей.
Метод игровых ситуаций выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Учитывая их высокую эффективность для развития творческих способностей была выбрана именно эта форма организации занятий.
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста требует специальной работы со стороны педагогов и психологов и, как показало исследование, работа, проведенная в этом направлении дает значительные результаты.
Использование при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста тренинго-игровых методик позволяет создать на занятии условия дающие возможности для свободы действий ребенка, раскрытия перед дошкольником возможностей раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепления веры в свои силы, развития творческой активности, таланта к общению, этических и нравственных основ поведения. Эти условия позволяют создать возможности для более полного самораскрытия ребенка, а соответственно для развития нестандартности и оригинальности мышления, более свободного создания образов, и вообще творческой свободе.
В результате проведенной работы показатели уровня развития творческого воображения у детей значительно увеличились.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что развитие воображения будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности формирования воображения дошкольников; системно использовать сюжетно-ролевые игры,
подтвердилась.



1. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет)./ Е. В. Алфеева. - М.,Владос, 2000. - 116 с.
2. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности. / Б. Г. Ананьев.
//Склонности и способности. - М., Наука. 1962. - С. 67 - 72.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого
саморазвития. - 2-e изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 608 с.
4. Барышникова, Е.Л. Особенности эмоциональных состояний
креативных детей. / Е. Л. Барышникова. - М., Академия, 2000. - 112 с.
5. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять,
поддержать./Е. С. Белова. - М.: Педагогика, 1998. - 231 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. -Академия, М., 2007. - 460 с.
7. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного
развития детей дошкольного возраста./ Н. Е. Веракса. - М.: Академия, 2003.
8. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. - М.: Издательство: Сфера, 2015. - 128 с.
9. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления./ Р. Вудвортс
//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /О.М. Дьяченко, А.И. Булычеваи др. - М., Педагогика, 1981. - 344 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 1997.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
12. Газитуллин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка под
использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 2010. - С. 2-18.
13. Гальперин, П.Я. Введение в психологию./ П. Я. Гальперин. - М., Наука, 1976. - 150с.
14. Грановская, Р.М. Творчество и преодоление стереотипов./ Р. М. Грановская, Ю. С. Крижановская. - СПб.: Питер, 1994. - 235 с.
15. Григорьев, С.В. Игровая психолого-педагогическая диагностика развития./ С. В. Григорьев. - М.: Академия, 2004. - 264 с.
16. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. - М:. Мозаика- Синтез, 2010. - 185 с.
17. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева. // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 15 - 23.
18. Дружинин В. Н., Усмапов В., Чуриков М., Попов В., Евстратова А.,Резников Н., Королева В., Рошаль М., Комарова Л., Рапопорт А.,
Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 2009. —368 с.
19. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 278 с.
20. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей. / В. Н. Дружнин. - М.: Академия, 1996. - 134 с.
21. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского/ О. М. Дьяченко. // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - с. 98104.
22. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. / Е. Е. Кравцова. - М.: Академия, 1996. - 124 с.
23. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. / Е. Е. Кравцова, А. А. Тышенбаева. - Смоленск, 1992. - 134 с.
24. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие. / В. Т. Кудрявцев. // Психол. журн. - 2001.- № 5-6.- С. 26 - 38.
25. Кудрявцев, В.Т., Синельников В.Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. / В. Т. Кудрявцев, В. Б. Синельников. // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9-10.- с 36 - 42.
26. Кудрявцев, В.Т., Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. / В. Т. Кудрявцев, Б. Г. Урмурзина. - М.: Владос, 2002.
27. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А. М. Матюшкин. - М.: Академия, 2003. - 342 с.
28. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности. / А. М. Матюшкин. // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 34 - 41.
29. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 187 с.
30. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Знание, 2008. С- 385 с.
31. Николаева С.Н. Методика творческого воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр Академия, 2011.- 184 с.
32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 270 с.
33. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии // Современная зарубежная психология. - 2012. - №1. - С.53-64.
34. Спенсер А. Образование умственное, моральное и физическое / А. Спенсер. - СПБ.: ВЕИП, 2009. - 270 с.
35. Стеффен Сэйфер Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении // Московский городской психолого-педагогический университет, Портал психологических изданий PsyJoumals.ru, 2010. - С. 184-189.
36. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. М, 1979 год. - 420 с.
37. Томашпольская И.Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. - М.: Смарт, 2012. - 245 с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология./ Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1960.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ