Уголовно- процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Основные положения ювенальной юстиции в РФ 7
1.1. Понятие, значение, принципы и функции ювенальной юстиции 7
1.2. История становления ювенальной юстиции 17
1.3. Ювенальная юстиция в нормах международного права 26
ГЛАВА II. Особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ 36
2.2. Досудебное производство по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних в РФ по УПК РФ 36
2.3. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 46
ГЛАВА III. Особенности ювенальной юстиции в РФ и зарубежных государствах 54
3.1. Сравнительно- правовой анализ моделей ювенальной юстиции романогерманской и англосаксонской систем права 54
3.2. Некоторые вопросы правового регулирования и концепция дальнейшего
развития ювенальной юстиции в РФ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. Основные положения ювенальной юстиции в РФ 7
1.1. Понятие, значение, принципы и функции ювенальной юстиции 7
1.2. История становления ювенальной юстиции 17
1.3. Ювенальная юстиция в нормах международного права 26
ГЛАВА II. Особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ 36
2.2. Досудебное производство по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних в РФ по УПК РФ 36
2.3. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 46
ГЛАВА III. Особенности ювенальной юстиции в РФ и зарубежных государствах 54
3.1. Сравнительно- правовой анализ моделей ювенальной юстиции романогерманской и англосаксонской систем права 54
3.2. Некоторые вопросы правового регулирования и концепция дальнейшего
развития ювенальной юстиции в РФ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. На современном этапе становления российского общества особую актуальность приобретает проблема в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает проблема ежегодного роста количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками, а также проблема их социальной дезадаптации. Современность темы обусловлена необходимостью исследования досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с целью выявления недостатков нормативноправового регулирования положения несовершеннолетнего по УПК РФ.
С каждым годом отмечается рост преступлений, совершенных с особой жестокостью, преступность несовершеннолетних в большинстве случаев приобретает организованный характер. Большинство подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Необходимо так же отметить, что деятельность органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России малоэффективна. Это обусловлено медленным развитием сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, отсутствием специальных профилактических учреждений для подростков с девиантным поведением, а так же отсутствием профессиональных специалистов, предназначенных для работы с такими детьми.
Во-первых, рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц не приводит к полному обеспечению прав и законных интересов. Поэтому, комплексное изучение судопроизводства в отношении несовершеннолетних имеет важное значение.
Во-вторых, отсутствие эффективного взаимодействия правоохранительных органов друг с другом, связанных с производством по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, МВД РФ, адвокатура, общественные организации, социальные службы), приводит к узковедомственному подходу в работе с несовершеннолетними.
Многогранный характер вышеуказанных проблем обусловливает необходимость совершенствования законодательства в отношении несовершеннолетних. Следовательно, особую актуальность приобретают исследования, которые позволят проанализировать российское законодательство, современные модели ювенальной юстиции зарубежных стран.
Объект исследования- уголовно-процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции.
Предметом исследования является совокупность исторических, теоретических, правовых основ и предпосылок, определяющих специфику развития современной системы ювенальной юстиции в России и зарубежных государствах.
Цель исследования- комплексное исследование особенностей правового регулирования ювенальной юстиции в соответствии с международноправовыми стандартами и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в РФ.
Достижение указанных целей обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Определить содержание понятия и значение «ювенальной юстиции», а также выделить ее основные принципы и функции.
2. Выявить исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России.
3. Проанализировать положения ювенальной юстиции с точки зрения норм международного права.
4. Провести анализ УПК РФ и изучить практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.
5. Показать особенности судебного производства по делам несовершеннолетних в РФ по УПК РФ.
6. Проанализировать опыт зарубежных стран с романо-германской и англосаксонской системой права.
7. Сформулировать теоретические выводы и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию системы ювенальной юстиции в Российской Федерации, используя результаты сравнительно- правового анализа.
Проблематикой ювенальной юстиции, в частности созданием и функционированием ювенальных судов, еще в дореволюционной России занимались П.И. Люблинский, М.Н. Гернет, М.М. Гродзинский, А.М. Рубашев и др. Советские ученые особое внимание уделяли выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР. Данными проблемами занимались В.В. Верин, Н.А. Горшенева, Г.М. Миньковский, Ю.М. Антонян, К.М. Бейсебаев и др. Изучением судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах занимались Д. Горвиц, В.В. Верин, М.А. Карманов, А.И. Лубенский.
На современном этапе с особым интересом вопросами ювенальной юстиции в России стали заниматься представители правоохранительных органов, преподаватели и психологи образовательных организаций. Среди них можно выделить научные труды В.Д. Ермакова, Н.П. Мелешко, Н.Е. Борисовой, Л.И. Беляевой, О.Н. Ведерниковой, В.В. Золотых, С.А. Луговцовой, С.В. Матвеева, К.Ф. Гуценко, Л.Р. Головко, Б. А. Филимонова, а также исследования доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, труды которого в этой области содержатся в монографиях и учебных пособиях.
Следует отметить, что в научной литературе и на сегодняшний день отсутствует единое понимание к определению термина «ювенальная юстиция». Концепция дальнейшего развития ювенальной юстиции в РФ носит бессистемный характер. В связи с этим особую остроту приобретает необходимость комплексного анализа современной модели ювенальной юстиции РФ и зарубежных странах и попытки выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по международному частному праву, конституционному праву, уголовному процессу и праву, юридической психологии, педагогике и др.
Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, международные нормативно- правовые акты: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Так же в работе анализируется действующее российское законодательство: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, семейное законодательство и ряд других нормативно- правовых актов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования и анализа новые предложения могут в значительной степени усовершенствовать УПК РФ, а также законодательство в области ювенальной юстиции в целом.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы
С каждым годом отмечается рост преступлений, совершенных с особой жестокостью, преступность несовершеннолетних в большинстве случаев приобретает организованный характер. Большинство подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Необходимо так же отметить, что деятельность органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России малоэффективна. Это обусловлено медленным развитием сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, отсутствием специальных профилактических учреждений для подростков с девиантным поведением, а так же отсутствием профессиональных специалистов, предназначенных для работы с такими детьми.
Во-первых, рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц не приводит к полному обеспечению прав и законных интересов. Поэтому, комплексное изучение судопроизводства в отношении несовершеннолетних имеет важное значение.
Во-вторых, отсутствие эффективного взаимодействия правоохранительных органов друг с другом, связанных с производством по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, МВД РФ, адвокатура, общественные организации, социальные службы), приводит к узковедомственному подходу в работе с несовершеннолетними.
Многогранный характер вышеуказанных проблем обусловливает необходимость совершенствования законодательства в отношении несовершеннолетних. Следовательно, особую актуальность приобретают исследования, которые позволят проанализировать российское законодательство, современные модели ювенальной юстиции зарубежных стран.
Объект исследования- уголовно-процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции.
Предметом исследования является совокупность исторических, теоретических, правовых основ и предпосылок, определяющих специфику развития современной системы ювенальной юстиции в России и зарубежных государствах.
Цель исследования- комплексное исследование особенностей правового регулирования ювенальной юстиции в соответствии с международноправовыми стандартами и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в РФ.
Достижение указанных целей обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Определить содержание понятия и значение «ювенальной юстиции», а также выделить ее основные принципы и функции.
2. Выявить исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России.
3. Проанализировать положения ювенальной юстиции с точки зрения норм международного права.
4. Провести анализ УПК РФ и изучить практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.
5. Показать особенности судебного производства по делам несовершеннолетних в РФ по УПК РФ.
6. Проанализировать опыт зарубежных стран с романо-германской и англосаксонской системой права.
7. Сформулировать теоретические выводы и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию системы ювенальной юстиции в Российской Федерации, используя результаты сравнительно- правового анализа.
Проблематикой ювенальной юстиции, в частности созданием и функционированием ювенальных судов, еще в дореволюционной России занимались П.И. Люблинский, М.Н. Гернет, М.М. Гродзинский, А.М. Рубашев и др. Советские ученые особое внимание уделяли выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР. Данными проблемами занимались В.В. Верин, Н.А. Горшенева, Г.М. Миньковский, Ю.М. Антонян, К.М. Бейсебаев и др. Изучением судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах занимались Д. Горвиц, В.В. Верин, М.А. Карманов, А.И. Лубенский.
На современном этапе с особым интересом вопросами ювенальной юстиции в России стали заниматься представители правоохранительных органов, преподаватели и психологи образовательных организаций. Среди них можно выделить научные труды В.Д. Ермакова, Н.П. Мелешко, Н.Е. Борисовой, Л.И. Беляевой, О.Н. Ведерниковой, В.В. Золотых, С.А. Луговцовой, С.В. Матвеева, К.Ф. Гуценко, Л.Р. Головко, Б. А. Филимонова, а также исследования доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, труды которого в этой области содержатся в монографиях и учебных пособиях.
Следует отметить, что в научной литературе и на сегодняшний день отсутствует единое понимание к определению термина «ювенальная юстиция». Концепция дальнейшего развития ювенальной юстиции в РФ носит бессистемный характер. В связи с этим особую остроту приобретает необходимость комплексного анализа современной модели ювенальной юстиции РФ и зарубежных странах и попытки выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по международному частному праву, конституционному праву, уголовному процессу и праву, юридической психологии, педагогике и др.
Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, международные нормативно- правовые акты: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Так же в работе анализируется действующее российское законодательство: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, семейное законодательство и ряд других нормативно- правовых актов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования и анализа новые предложения могут в значительной степени усовершенствовать УПК РФ, а также законодательство в области ювенальной юстиции в целом.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обладает специфичными особенностями не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах. На несовершеннолетних правонарушителей распространяет свое значение принцип повышенной защиты, который основывается на неполной процессуальной дееспособности данной категории лиц, ограниченных возможностях осознания ими процессуальных следственных действий в ходе разбирательства.
Специфичность судопроизводства в отношении несовершеннолетнего по уголовным делам проявляется в особенностях предмета доказывания, необходимости обеспечения подростку права на защиту, в специфике проведения процессуальных и следственных действий, задержания несовершеннолетнего и избрании меры пресечения в отношении него.
Нами было рассмотрено содержание понятия «ювенальной юстиции», были выделены ее основные принципы и функции, мы выявили исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России, провели анализ УПК РФ и изучили практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних, отразили особенности досудебного и судебного производства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ, а также произвели сравнительно-правовой анализ стран с романо-германской и англосаксонской систем права.
В целях совершенствования уголовно-процессуального аспекта ювенальной юстиции в области досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предлагается:
1. Для решения дискуссионных вопросов, связанных с участием педагога, психолога, а так же в целях их эффективного участия в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, законодателю необходимо закрепить в действующем УПК РФ процессуальный статус указанных лиц. Нами предлагается дополнить главу 8 УПК РФ статьей
60.1, где будут изложены права и обязанности педагога как полноценного участника уголовного судопроизводства.
2. Деятельность педагога при участии в следственных действиях должна быть компетентной и квалифицированной. В виду этого, предлагается ввести курсы по переподготовке педагогов к участию в процессе досудебного и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних.
3. Предлагается в целях эффективного участия в процессе педагога и психолога создать на базе органов внутренних дел реестр таких лиц, которые могли бы профессионально оказывать квалифицированную помощь в ходе уголовного судопроизводства.
4. Введение в допрос аудио-, видеозаписи с целью точной фиксации диалога несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого со следователем, дознавателем. Мы предлагаем включить в статью 191 УПК РФ дополнительную ч. 6 «Применение аудио-, видеозаписи обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого...».
5. Реализация примирительных процедур, т.е. введение медиации как способ разрешения конфликта сторон по ряду уголовных дел.
Анализ пробелов в сфере реализации прав несовершеннолетних и противодействия их правонарушениям позволил сформировать некоторые предложения по оптимизации и улучшению функционирования системы ювенальной юстиции, большинство из которых, на наш взгляд, должны найти воплощение в отраслевом законодательстве, а так же в едином нормативноправовом акте, который будет выполнять координационную роль в функционировании ювенальной юстиции в РФ.
Проблематика функционирования не только отечественной системы ювенальной юстиции, но и зарубежных стран, позволила выявить значительные пробелы и противоречия в теоретическом аспекте, правовом закреплении и практике реализации на государственном уровне. Это обусловлено противоречиями, в первую очередь, национального законодательства и
уголовно-правового, недостаточны вниманием к проблеме преступности.
Специфичность судопроизводства в отношении несовершеннолетнего по уголовным делам проявляется в особенностях предмета доказывания, необходимости обеспечения подростку права на защиту, в специфике проведения процессуальных и следственных действий, задержания несовершеннолетнего и избрании меры пресечения в отношении него.
Нами было рассмотрено содержание понятия «ювенальной юстиции», были выделены ее основные принципы и функции, мы выявили исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России, провели анализ УПК РФ и изучили практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних, отразили особенности досудебного и судебного производства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ, а также произвели сравнительно-правовой анализ стран с романо-германской и англосаксонской систем права.
В целях совершенствования уголовно-процессуального аспекта ювенальной юстиции в области досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предлагается:
1. Для решения дискуссионных вопросов, связанных с участием педагога, психолога, а так же в целях их эффективного участия в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, законодателю необходимо закрепить в действующем УПК РФ процессуальный статус указанных лиц. Нами предлагается дополнить главу 8 УПК РФ статьей
60.1, где будут изложены права и обязанности педагога как полноценного участника уголовного судопроизводства.
2. Деятельность педагога при участии в следственных действиях должна быть компетентной и квалифицированной. В виду этого, предлагается ввести курсы по переподготовке педагогов к участию в процессе досудебного и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних.
3. Предлагается в целях эффективного участия в процессе педагога и психолога создать на базе органов внутренних дел реестр таких лиц, которые могли бы профессионально оказывать квалифицированную помощь в ходе уголовного судопроизводства.
4. Введение в допрос аудио-, видеозаписи с целью точной фиксации диалога несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого со следователем, дознавателем. Мы предлагаем включить в статью 191 УПК РФ дополнительную ч. 6 «Применение аудио-, видеозаписи обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого...».
5. Реализация примирительных процедур, т.е. введение медиации как способ разрешения конфликта сторон по ряду уголовных дел.
Анализ пробелов в сфере реализации прав несовершеннолетних и противодействия их правонарушениям позволил сформировать некоторые предложения по оптимизации и улучшению функционирования системы ювенальной юстиции, большинство из которых, на наш взгляд, должны найти воплощение в отраслевом законодательстве, а так же в едином нормативноправовом акте, который будет выполнять координационную роль в функционировании ювенальной юстиции в РФ.
Проблематика функционирования не только отечественной системы ювенальной юстиции, но и зарубежных стран, позволила выявить значительные пробелы и противоречия в теоретическом аспекте, правовом закреплении и практике реализации на государственном уровне. Это обусловлено противоречиями, в первую очередь, национального законодательства и
уголовно-правового, недостаточны вниманием к проблеме преступности.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних на современном этапе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Осуществление правосудия по делам несовершеннолетних в США, Англии и России: сравнительный историко-правовой анализ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Ювенальное правосудие по уголовным делам: история и современность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Уголовная ответственность несовершеннолетних по Российскому уголовному праву
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Особенности производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Заключение под стражу в уголовном процессе Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Перспективы медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



