Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно- процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции

Работа №29121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
934
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Основные положения ювенальной юстиции в РФ 7
1.1. Понятие, значение, принципы и функции ювенальной юстиции 7
1.2. История становления ювенальной юстиции 17
1.3. Ювенальная юстиция в нормах международного права 26
ГЛАВА II. Особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ 36
2.2. Досудебное производство по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних в РФ по УПК РФ 36
2.3. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 46
ГЛАВА III. Особенности ювенальной юстиции в РФ и зарубежных государствах 54
3.1. Сравнительно- правовой анализ моделей ювенальной юстиции романогерманской и англосаксонской систем права 54
3.2. Некоторые вопросы правового регулирования и концепция дальнейшего
развития ювенальной юстиции в РФ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 


Актуальность исследования. На современном этапе становления российского общества особую актуальность приобретает проблема в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает проблема ежегодного роста количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками, а также проблема их социальной дезадаптации. Современность темы обусловлена необходимостью исследования досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с целью выявления недостатков нормативноправового регулирования положения несовершеннолетнего по УПК РФ.
С каждым годом отмечается рост преступлений, совершенных с особой жестокостью, преступность несовершеннолетних в большинстве случаев приобретает организованный характер. Большинство подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Необходимо так же отметить, что деятельность органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России малоэффективна. Это обусловлено медленным развитием сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, отсутствием специальных профилактических учреждений для подростков с девиантным поведением, а так же отсутствием профессиональных специалистов, предназначенных для работы с такими детьми.
Во-первых, рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц не приводит к полному обеспечению прав и законных интересов. Поэтому, комплексное изучение судопроизводства в отношении несовершеннолетних имеет важное значение.
Во-вторых, отсутствие эффективного взаимодействия правоохранительных органов друг с другом, связанных с производством по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, МВД РФ, адвокатура, общественные организации, социальные службы), приводит к узковедомственному подходу в работе с несовершеннолетними.
Многогранный характер вышеуказанных проблем обусловливает необходимость совершенствования законодательства в отношении несовершеннолетних. Следовательно, особую актуальность приобретают исследования, которые позволят проанализировать российское законодательство, современные модели ювенальной юстиции зарубежных стран.
Объект исследования- уголовно-процессуальный аспект современных моделей ювенальной юстиции.
Предметом исследования является совокупность исторических, теоретических, правовых основ и предпосылок, определяющих специфику развития современной системы ювенальной юстиции в России и зарубежных государствах.
Цель исследования- комплексное исследование особенностей правового регулирования ювенальной юстиции в соответствии с международноправовыми стандартами и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в РФ.
Достижение указанных целей обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Определить содержание понятия и значение «ювенальной юстиции», а также выделить ее основные принципы и функции.
2. Выявить исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России.
3. Проанализировать положения ювенальной юстиции с точки зрения норм международного права.
4. Провести анализ УПК РФ и изучить практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.
5. Показать особенности судебного производства по делам несовершеннолетних в РФ по УПК РФ.
6. Проанализировать опыт зарубежных стран с романо-германской и англосаксонской системой права.
7. Сформулировать теоретические выводы и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию системы ювенальной юстиции в Российской Федерации, используя результаты сравнительно- правового анализа.
Проблематикой ювенальной юстиции, в частности созданием и функционированием ювенальных судов, еще в дореволюционной России занимались П.И. Люблинский, М.Н. Гернет, М.М. Гродзинский, А.М. Рубашев и др. Советские ученые особое внимание уделяли выяснению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних в СССР. Данными проблемами занимались В.В. Верин, Н.А. Горшенева, Г.М. Миньковский, Ю.М. Антонян, К.М. Бейсебаев и др. Изучением судебного рассмотрения дел несовершеннолетних в советских судах занимались Д. Горвиц, В.В. Верин, М.А. Карманов, А.И. Лубенский.
На современном этапе с особым интересом вопросами ювенальной юстиции в России стали заниматься представители правоохранительных органов, преподаватели и психологи образовательных организаций. Среди них можно выделить научные труды В.Д. Ермакова, Н.П. Мелешко, Н.Е. Борисовой, Л.И. Беляевой, О.Н. Ведерниковой, В.В. Золотых, С.А. Луговцовой, С.В. Матвеева, К.Ф. Гуценко, Л.Р. Головко, Б. А. Филимонова, а также исследования доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, труды которого в этой области содержатся в монографиях и учебных пособиях.
Следует отметить, что в научной литературе и на сегодняшний день отсутствует единое понимание к определению термина «ювенальная юстиция». Концепция дальнейшего развития ювенальной юстиции в РФ носит бессистемный характер. В связи с этим особую остроту приобретает необходимость комплексного анализа современной модели ювенальной юстиции РФ и зарубежных странах и попытки выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по международному частному праву, конституционному праву, уголовному процессу и праву, юридической психологии, педагогике и др.
Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, международные нормативно- правовые акты: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Так же в работе анализируется действующее российское законодательство: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, семейное законодательство и ряд других нормативно- правовых актов.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования и анализа новые предложения могут в значительной степени усовершенствовать УПК РФ, а также законодательство в области ювенальной юстиции в целом.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обладает специфичными особенностями не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах. На несовершеннолетних правонарушителей распространяет свое значение принцип повышенной защиты, который основывается на неполной процессуальной дееспособности данной категории лиц, ограниченных возможностях осознания ими процессуальных следственных действий в ходе разбирательства.
Специфичность судопроизводства в отношении несовершеннолетнего по уголовным делам проявляется в особенностях предмета доказывания, необходимости обеспечения подростку права на защиту, в специфике проведения процессуальных и следственных действий, задержания несовершеннолетнего и избрании меры пресечения в отношении него.
Нами было рассмотрено содержание понятия «ювенальной юстиции», были выделены ее основные принципы и функции, мы выявили исторические предпосылки становления ювенальной юстиции в России, провели анализ УПК РФ и изучили практику по вопросам осуществления правосудия по делам несовершеннолетних, отразили особенности досудебного и судебного производства в отношении несовершеннолетних по УПК РФ, а также произвели сравнительно-правовой анализ стран с романо-германской и англосаксонской систем права.
В целях совершенствования уголовно-процессуального аспекта ювенальной юстиции в области досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних предлагается:
1. Для решения дискуссионных вопросов, связанных с участием педагога, психолога, а так же в целях их эффективного участия в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, законодателю необходимо закрепить в действующем УПК РФ процессуальный статус указанных лиц. Нами предлагается дополнить главу 8 УПК РФ статьей
60.1, где будут изложены права и обязанности педагога как полноценного участника уголовного судопроизводства.
2. Деятельность педагога при участии в следственных действиях должна быть компетентной и квалифицированной. В виду этого, предлагается ввести курсы по переподготовке педагогов к участию в процессе досудебного и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних.
3. Предлагается в целях эффективного участия в процессе педагога и психолога создать на базе органов внутренних дел реестр таких лиц, которые могли бы профессионально оказывать квалифицированную помощь в ходе уголовного судопроизводства.
4. Введение в допрос аудио-, видеозаписи с целью точной фиксации диалога несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого со следователем, дознавателем. Мы предлагаем включить в статью 191 УПК РФ дополнительную ч. 6 «Применение аудио-, видеозаписи обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого...».
5. Реализация примирительных процедур, т.е. введение медиации как способ разрешения конфликта сторон по ряду уголовных дел.
Анализ пробелов в сфере реализации прав несовершеннолетних и противодействия их правонарушениям позволил сформировать некоторые предложения по оптимизации и улучшению функционирования системы ювенальной юстиции, большинство из которых, на наш взгляд, должны найти воплощение в отраслевом законодательстве, а так же в едином нормативноправовом акте, который будет выполнять координационную роль в функционировании ювенальной юстиции в РФ.
Проблематика функционирования не только отечественной системы ювенальной юстиции, но и зарубежных стран, позволила выявить значительные пробелы и противоречия в теоретическом аспекте, правовом закреплении и практике реализации на государственном уровне. Это обусловлено противоречиями, в первую очередь, национального законодательства и 
уголовно-правового, недостаточны вниманием к проблеме преступности.



1. Конституция Российской Федерации от 12. дек. 1993г.: (с учетом поправок от 30. дек. 2008 № 6-ФКЗ, от 30. дек. 2008 N 7-ФКЗ, от 5. фев. 2014 №2- ФКЗ, от 21 июля 2014 №11 - ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г. // Сборник международных договоров. - 1985.
3. Международный Пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. //Сборник договоров организации Объединенных Наций. - 1966. - № 999, С. 225- 240.
4. Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989г. // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - № XL VI.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001г. № 174 - ФЗ (ред. от 07.03.2018, с изм. от 23. 04. 2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52, ч. 1, ст.4921.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25, ст. 2954.
7. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27.07.2010 № 193 - ФЗ (последняя ред.) //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010.- № 31, ст.4162
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24.06.1999 № 120 - ФЗ (ред. 07.06.2017) //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 26.
9. О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 // Российская газета. - 2013. - № 294.
10. О судебной практике применения законодательства, регламентирующие особенности уголовного наказания и ответственности несовершеннолетних: постановление Пленума ВС РФ от 01.02. 2011 г. №1 // Российская газета. - 2011. - № 29.
2. Специальная литература
11. Автономов, А.С. Ювенальная юстиция: Учебное пособие. - М.:
Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. - С.186.
12. Бабаев, М.М. Общественно - психологические компоненты детерминации криминального поведения молодежи // Русский криминологический взор. -2012. - №1. - С. 62 - 75.
13. Багаутдинов, Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. - 2017. - № 9. - С. 33 - 38.
14. Беребин, М. А., Рязанова А.Ю. Судебно - экспертная психологическая оценка способности понимать значение своих действий и руководить ими и ее особенности при психологической диагностики несовершеннолетних с органическим расстройством личности / М.А. Беребин, А.Ю. Рязанова //Вестник Южно - Уральского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 55 - 58.
15. Бойцова, В., Головань А., Шамсутдинов Н. Ювенальная юстиция - защита для сирот // Российская юстиция. - 2015. - №8. - С. 42.
16. Вдовенков, В., Широков В. Несоблюдение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Представление, криминологический обзор, задачи ответственности / В. Вдовенков, В. Широков // Российская юстиция. - 2013. - № 3. - С. 42 - 43.
17. Ведерникова, О. П. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. - 2014. - № 7. - С. 50-52.
18. Голова, С.И. Процессуальная деятельность следователя по уведомлению участников уголовного судопроизводства об окончании предварительного расследования с обвинительным заключением // Общество и право. - 2013. - №3.- С. 166 - 169.
19. Гринев, В.А., Амиралиева Э.А. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым): теоретико-правовой анализ / В.А. Гринев, Э.А. Амиралиева // Символ науки. - 2017. - № 2. - С. 185 - 186.
20. Данилова, Н.Ю., Головизнина М.В., Лихтенштейн А.В. История эксперимента и опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт Петербурге // Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции. - СПб., 2013. - С. 11-28.
21. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2009. - С. 456.
22. Ефремова, М.А. К вопросу об уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования // Вестн. Казанского юридического университета. - 2015. - № 4. - С. 34 - 38.
23. Карнозова, Л.М., Максудов P.P. Практические инициативы по созданию
элементов ювенальной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия. - М.: Судебно-правовая реформа, 2016.
24. Коновалов, С.И, Плюгина И.О. Некоторые организационно - тактические особенности производства допроса несовершеннолетнего лица // Известия Тульского государственного университета. 2014. № 1-2. С. 33 - 46.
25. Корневский, Ю.В. Участие защитника в доказывании по новому уголовно-процессуальному законодательству. М., 2016. С. 23.
26. Козырин, М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - №7. - С. 47-50.
27. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. -2-е изд., испр. - М.: Статут, 2017. С. 1225.
28. Кустова, М.В. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних // Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 76-82.
29. Лебедев, В.М. Уголовный процесс. М., 2012. С. 146.
30. Лупинская, П.А., Воскобитова Л.А. Уголовно-процессуальное право
Российской Федерации: Учебник принципы: - URL:
http: //znanium.com/bookread2 .php?book=953333
31. Макаренко, И.А. Криминалистика / И.А. Макаренко. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 520 с.
32. Марковичева, Е.В. Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции, принципы: - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=396418
33. Матвеев, С.В. К вопросу о процессуальном оформлении (фиксации) показаний несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве// Научные труды МГЮА. - 2016.- №3.- С. 13.
34. Матвеев, С. В. Спорные вопросы участие третьих лиц в получении показаний несовершеннолетних в уголовном процессе // Lex Russica. 2009. Т. LXVI, № 6. С. 334-338.
35. Машинская, Н.В. Проблемы реализации права несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на защиту в стадии предварительного расследования // Вестн. Омского ун-та. Сер. «Право». 2014. № 4. С. 206 - 209.
36. Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие.— 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело. — 2011. - 15 с.
37. Методическое руководство по использованию метода «Оценки рисков и возможностей» в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей // НАН, Москва, 2010.
38. Механизмы судебной и внесудебной защиты права на судопроизводство
в разумный срок: Монография / Белякова А.В.: - URL:
http: //znanium.com/bookread2 .php?book=558676
39. Нагаев, В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=557836
40. Николюк, В.В. Суды для несовершеннолетних: история и опыт их организации // Советское государство и право. - 1991. - №5. - С. 77-83.
41. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. Исмаилов Б.И. (Ташкент) - 2012. С. 34
42. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России. М.: Научный эксперт, 2012. С. 32.
43. Процюк, О.Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы // Государственный советник. - №1. - 2014. - С. 12 - 18.
44. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность: монография / Л. А. Колпакова, А. М. Рудаков; Федер. служба исполнения наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. - С. 12.
45. Слуцкий, Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики: история становления, проблемы, перспективы. СПб.: ИРЭ РАН, 2010. С. 299.
46. Смирнов, А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под ред. А. В. Смирнова. 6-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - С. 736.
47. Соколов, А. Б. Организация и процедура применения видеосъемки в ходе допроса несовершеннолетнего // Уголовное право. 2016. № 2. С. 128.
48. Сулакшин, С.С., Деева М.В., Бачурина Д.В., Бобров Е.В., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Репин И.В., Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России. М.: Научный эксперт, 2012. — С.16.
49. Трашкова, С.М. Участие законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, как гарантия правового статуса несовершеннолетних по Конвенции о правах ребенка // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. - С. 101 - 104.
50. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учебное пособие/ Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2014. - С. 470.
51. Уголовный процесс западных государств и России: сравнительное теоретико- правовое исследование англо-американской и романо-германской правовых систем. Монография. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. унта, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2006. — С. 34.
52. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для
студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Под ред. Ендольцева А.В.: - URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=891288
53. Ульянова, Л.Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России. М., 2012. С. 47-50.
54. Холодионова, Ю.В. О роли медиатора (посредника) при урегулировании споров // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
55. Цветкова, Е.В. Особенности и порядок применения меры пресечения в
виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых // Российский следователь. 2012. № 15. С. 55 - 59.
56. Чернецова, А.С. Содержание вызова несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого // Символ науки. - 2016. - № 3-3. - С. 204 - 207.
57. Шипунова, Т.В. Ювенальная юстиция в социологической перспективе // Правоведение. - 2007. - №3. - С. 178-184.
58. Ювеналогия и ювенальная политика в XXI веке / Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014. С. 666.
59. Ювенальная криминология: Учебник / Лелеков В.А.: - URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=894639
3. Авторефераты, диссертации
60. Веред, Е.Б. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Веред Елена Борисовна. - Ростов- на-Дону, 2015. - 11 с.
61. Глизнуца, С.И. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. канд. юрид. наук. / Глизнуца Сергей Иванович. - Тюмень, 2011. - 87 с.
62. Дмитриенко, С.А. Обеспечение прав несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Дмитриенко Светлана Анатольевна. - Волгоград, 2012. - 9 с.
63. Косова, С.А. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. / Косова Светлана Александровна. - Омск, 2012. - 232 с.
64. Николаев, Р.К. Показания несовершеннолетнего обвиняемого в
уголовном процессе: автореф. дис. . канд. юрид. наук. / Николаев Родион Константинович. - М., 2012. - 184 с.
65. Сурменева, С.В. Участие педагога в стадии предварительного
расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Сурменева Светлана Владимировна. - Челябинск, 2011. - 8 с.
66. Тройнина, И.С. Задержание по подозрению в совершении преступления и применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: вопросы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук./ Тройнина Ирина Сергеевна. - Воронеж, 2013. - 55 с.
68. Министерство внутренних дел РФ: база данных содержит сведения о
состоянии преступности в РФ. - URL:
http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ (дата обращения: 07.03.2018).
69. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 17.02.2018 г.).
70. Официальный сайт Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. - URL: http://komitet2-6.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 01.3. 2018 г.).
71. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в республике Татарстан. - URL: http://rtdety.tatarstan.ru/ (дата обращения: 05. 02. 2018 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ