ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
§1. Понятие государственности 8
§2. Исторические этапы формирования российской государственности 11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
§1. Историко-правовые условия формирования российской государственности в период 1991-2001 года 26
§2. Проблемы правового характера российского федерализма (период 2001¬2014 года) 33
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
§1. Перспективы договорного регулирования отношений между субъектами
Федерации 43
§2. Основные направления развития российской государственности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
В последние годы в России произошли большие изменения, касающиеся всех сторон общественной жизни, в том числе сферы государственной организации: сущности, форм, механизма государства, направлений и принципов его деятельности. Перед обществом и государством стоит задача определения новых путей и перспектив развития. Оппозиция многократно заявляла об ошибочности современного политического курса и субъективизме происходящих изменений, однако мы полагаем, что последние имеют объективные предпосылки и научное объяснение. Государственно¬политические реалии требуют глубокого теоретического анализа, без него невозможно установление правильного направления развития общества и государства. Полагаем, что для определения пути России, формирования нового Российского государства важно не просто изучить его историю, а провести комплексное, целостное исследование России, анализируя не Российское государство, а российскую государственность. Теоретический анализ российской государственности в ее многочисленных связях, аспектах, функциях дает возможность сформировать целостный взгляд на российскую действительность, с более широких позиций подойти к определению места России в мировой истории и в современном мировом сообществе.
Актуальность исследования. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия. Сегодня важно дать объективный анализ процессу становления и развития федерализма в России во всей его противоречивости, характеризующегося борьбой отжившего и нарождающегося в российской государственности.
Объектом исследования являются государственные отношения, складывающиеся в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие федеративные отношения и практика их реализации.
Целью исследования является осмысление процессов становления и тенденций развития современной российской государственности.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. определить значение термина «государственность»;
2. определить специфику российской государственности;
3. выявить особенности и проблемы российской государственности;
4. раскрыть перспективы развития государственности в РФ.
Степень изученности проблемы. Методологическую и теоретическую базу работы составили труды исследователей в области теории и истории государства и права. Следует отметить наибольший вклад следующих ученых теоретиков, таких как Анисимов А.Д., Чиркин В.Е., Храмцов А.Ф., Родионова О.В. и другие.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ.
Цель и задачи данной работы определили выбор методов и приемов работы: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, логические приемы анализа и синтеза. В выпускной квалификационной работе сформулированы и обоснованы следующие теоретические положения, которые выносятся на защиту:
1. С учетом концепций отечественных авторов полагаем возможным дать следующее определение государственности: это качественное состояние государственно-организованного общества, характеризуемое устойчивостью и преемственностью присущих ему исторических, национальных, религиозных и других факторов. Государственность - качественная характеристика общества.
2. Государственность не идентична государству и не сводится к нему. Государство - это основной компонент государственности, отражающий ее внешнее состояние.
3. Государственность определяется стабильностью, неизменностью, традиционным сохранением и развитием отдельных качеств. Она выражается в конкретных государственно-правовых формах, в которых проявляются традиции и особенности, влияющие на различные стороны государственности.
4. Перспективы развития российской государственности связаны в первую очередь с совершенствованием федеративных отношений.
Структура работы. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
На развитие национальной государственности влияют множество факторов. Российская история показала, что в полиэтническом обществе (каким является Российская Федерация) противоречия, этнические, социальные, экономические и политические, тесно переплетены.
Для российской практики федеративного строительства гораздо важнее поиск формулы полиэтнического согражданства, создание государственных и политических институтов, гарантирующих полноценное соразвитие и этнических культур, и социального организма, и государства, и личности.
Но последовательное претворение в жизнь национально-территориальных принципов организации Российского государства может привести к созданию на территории страны более 100 этнических государств. Это не означает, что декретом нужно отменить национально-территориальные образования. С тем чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов вместе с национальной и территориальной автономией в Российской Федерации, более широкое распространение может получить культурно-национальная автономия.
В многонациональном государстве ни одна из национальностей не может, не должна чувствовать себя ущемленной в каком-либо отношении, так как философия и практика приоритета прав титульных этносов в национально-территориальных образованиях неизбежно будет приводить к дискриминации, ущемлению прав нетитульных народов, порождать межнациональные противоречия и конфликты.
Государственность субъекта Федерации есть форма не исключительно этноса, давшего название республике или автономному образованию, а всего полиэтнического населения, живущего на данной территории. Надо осознать, что не этносы создают данное территориальное образование, а сограждане, необходим бережный учет и согласование интересов наций, а также обеспечение их демократического сожительства в рамках Федерации.
К усугублению национального и этнического нигилизма, противопоставляющего этнические и социальные интересы, может привести перенесение на российскую почву зарубежных концепций, в которых нация трактуется как согражданство. Ведь в России, в отличие от большинства западных стран, понятие "нация" в гораздо большей степени переплетено с этнической компонентой, нежели в западных традициях, науке, культуре, менталитете.
Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства. Законодатель исходит из того, что свобода личности, объективированная в системе неотъемлемых прав и свобод, - главный определяющий элемент правового государства. Права человека внетерриториальны и вненациональны. Именно права человека являются мощным консолидирующим фактором интеграционных процессов. Права и свободы человека и гражданина должны быть абсолютным приоритетом по отношению к любой другой цели или интересам отдельных системоцентричных этнических и территориальных групп населения.
Главным критерием благополучия в федеративных отношениях является учет интересов различных народов. Любое ущемление этих интересов или пренебрежение ими отталкивает народы от федерации. Нарушение равновесия интересов субъектов федерации ведет к кризису федеративной системы.
Важно находить баланс между общечеловеческими и национальными интересами.
Таким образом, федеративные отношения требуют: постоянного учета властными структурами изменяющейся обстановки в развитии национальных отношений; поиска средств и методов, упреждающих разбалансирование интересов на разных уровнях; повышенного внимания к специфическим потребностям различных народов (язык, национальные символы, историческая память); выработки объединяющих народы идей и целей, обеспечивающих сохранение союзнических отношений между субъектами Федерации .
При рассмотрении вопроса государственного устройства необходим комплексный подход, так как односторонний взгляд в конечном итоге может вместо пользы дать противоположный результат. Не может быть одностороннего решения только в политической, экономической, юридической или этнической плоскости.
В России более 80 субъектов, среди которых нет двух одинаковых. Каждый имеет свое лицо, свой уровень развития и свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с центром. Невозможно одним актом или даже принятием новой конституции одномоментно разрешить эти проблемы. Силовые решения здесь неприемлемы, а на все другие потребуются годы совместного развития и самого серьезного взаимодействия.
Для того чтобы не допустить крайностей и достичь искомой стабильности, очень важно установить оптимальное соотношение двух федеративных начал - единства и многообразия. Но надо понимать, что основные принципы государственной региональной политики формируются именно на федеральном уровне. В этой связи на федеральном уровне необходимо ускорить принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, конкретизирующих положения Конституции РФ по развитию федерализма: "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами", "О законодательной инициативе субъектов Российской Федерации".
Важность общегосударственного подхода диктуется тем, что именно на уровне Федерации в целом требуется выработать и сформулировать единую концепцию развития государства, общенациональные цели, которые будут приемлемы для всех граждан, для всех субъектов Федерации. Разумеется, как нам кажется, достичь этого результата можно лишь в процессе совместных усилий центра и регионов на основе равноправного согласования позиций между федеральными и региональными органами государственной власти.
Федерализм - это путь к согласию и справедливости, без которых невозможно построение правового демократического общества. Общественное согласие членов Федерации формируется на базе основополагающих принципов, которые не поглощают всех существующих различий, а лишь вбирают их и адаптируют к важнейшим общественным ценностям.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
2. Федеративный договор от 31.03.1992 О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // «Федеративный договор: Документы. Комментарий», М., 1994
II. Учебная и научная литература
3. . Зотова 3. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М., 2010. С. 72-73.
4. . Добрынин Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты / Добрынин. Н.М. Новосибирск: Наука, 2004. 289с.
5. Степанова А.А. Федерализм в современной России. Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. - Якутск, 2012.
6. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 2008
7. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М 2009
8. Андриченко. А, Валентей. С. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ// Федерализм. 2008. № 4. С. 31-53
9. Аринин. А.Н. Стратегия развития Российского Федерализма/ А.Н. Аринин. М., 2010.
10. Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.,2009.
11. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2009
12. Бускунов А// "Казанский федералист" / 2006 / № 4(12) 2006 / Теория федерализма / 17. Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти
13. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2011.- 595 с.
14. Ржевский В. А. Киселева А. В. субъекты РФ: типология и конституционные основы организации// Государство и право. 2011. №10. С. 28-45.
15. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2006, №8, с. 14-21.
16. Иванов В. Н., Яровой О. Я. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000. С.112-113.
17. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 2006.
18. Гельман В.Я., Рыженков С.И. Политическая регионалистика России: история и современное развитие. В кн.: Политическая наука современной России: тенденции развития. М., 2008.
19. Умнова И. А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2011. С. 65-70.
20. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. - М., 2011.
21. Искужин Р.К. Конституционно-правовые основы российского федерализма: концептуальный анализ // Политика и общество. 2012. N 10. С. 22 - 27.
22. Кадыров Р. В России должен быть только один президент. URL: http://chechnya.gov.ru/page.php?id=7961&r=126.
23. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права.2007г. № 2. С. 25-34.
24. Крылов Б.С. Российский федерализм - гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2007 г. №1. С. 7-16.
25. Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 2009.
26. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: М.: Зерцало, 2002.- 640 c.
27. Панкевич Н. Модели федеративного устройства. - Екатеринбург, 2008.
28. Ненилин К.К. Регламент как один из основных источников правового регулирования парламентского контроля на примере Республики Болгарии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения // Journal of foreighn legislation and comparative law. 2012. N 5. С. 153 - 156.
29. Валентен С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 2012. С. 73
30. Смирнов. Л.В. Федерализм: Парадоксы и противоречия.2011. №3. С 41-45
31. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив.
М., Изд-во РАГС, 2008
32. Холопов В.И. Реформирование политической системы// Общество и экономика. 2008. №8.
33. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. - М., 2009.
34. Чертков А.Н., Кистринова О.В. Договорный аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 16 - 24; СПС "КонсультантПлюс".
35. Чиркин В. Е.Модели современного федерализма //Государство и право. 2004. № 8-9 С. 151.
36. Шахрай С.М. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в становлении конституционной модели российского федерализма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения // Journal of foreighn legislation and comparative law. 2012. N 2. С. 27 - 36.
37. Швейцов. Ю.Г., Булаш. О.А. Утопизм Российского бюджетного федерализма// Федеративные отношения. 2010. №6. С 74-80.
38. Шимширт. Н.Д. Управление государственными финансами Томск, 2008. 328с.
39. Юсубов Э. С. Теория федерализма в России: - Томск: Изд-во НТЛ,2008. - 110 c.
III. Материалы судебной и иной практики
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3.