Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт нотариата в условиях развития электронных технологий (Московский городской педагогический университет)

Работа №94115

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

нотариат

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость2800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере города Москва.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА: ИСТОРИЯ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 13
1.1 История становления и развития института нотариата в России 13
1.2 Понятие, сущность, задачи и принципы нотариата 26
1.3 Правовое регулирование института нотариата в современной России 37
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ г. МОСКВЫ) 47
2.1 Формы осуществления нотариальной деятельности и значение электронных технологий 47
2.2 Проблемы и перспективы института нотариата в условиях развития электронных технологий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 83

Актуальность темы исследования. Становление и развитие института нотариата в жизни общества и государства олицетворяет собой реализацию обязанности государства по обеспечению защиты прав участников гражданского оборота. Также стоит отметить, что институт нотариата на всех этапах развития общества занимал особое место в правовой науке и практике.
Нотариат представляется необходимой составной частью правовой системы любого государства, в том числе и Российской Федерации, обладающего развитой экономикой и опирающегося на принципы правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве работа нотариусов объективно необходима и актуальна, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.
Нотариат выполняет обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при помощи совершения нотариальных действий от имени государства. В отличие от суда, где в основном разрешаются споры о гражданском праве, предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, что предопределило особый метод решения нотариусами отнесенных к их компетенции вопросов.
Процесс реализации нотариальных действий нотариусом осуществляется единолично, где устанавливаются юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств при участии тех лиц, либо их представителей, в отношении которых совершается нотариальное действие. Сформировавшийся порядок рассмотрения нотариусом бесспорных дел отчасти оправдан и отвечает интересам граждан, чьи права и интересы подлежат немедленной защите. В то же время, требуется дальнейшая модернизация нотариального процессуального законодательства.
Обеспечение граждан правовой помощью представляет собой одну из важнейших задач российского государства. Отметим, что в нотариальной защите прав важное значение приобретают стадии нотариальных производств, однако в правовой литературе этот вопрос еще недостаточно разработан, а с учётом популяризации электронного нотариата вопрос соблюдения соответствующих стадий нотариального производства ставится довольно остро. Так, в связи с тем, что роль нотариата в принципе неоднозначна, необходимость установления механизма правового регулирования электронного нотариата в России становится вполне логичным этапом развития данного института, иначе же информационное сотрудничество нотариата с органами исполнительной власти будет оказывать отрицательное воздействие на эффективность правового регулирования этого правового института. В указанных условиях перспективы развития электронного нотариата в современной России в настоящее время не будут способствовать совершенствованию этой сферы, а наоборот может привести к тому, что институт нотариата останется на тех же позициях, на которых находится сейчас.
В эпоху внедрения электронных технологий в разные сферы жизни общества все чаще возникает вопрос в каком направлении должны двигаться современные государства для обеспечения безопасности граждан.
В свою очередь исключительность института нотариата определена его специфичной частно-публичной природой. Во-первых, частнопрактикующий нотариус является безусловно автономным субъектом права, сам организует и содержит нотариальную контору, отвечает собственным имуществом за причиненный ущерб. Во-вторых, нотариус осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации, взыскивает нотариальный тариф, определенный государственной пошлиной за их совершение, и контроль за его деятельностью выполняют, в том числе государственные органы юстиции. Именно смешанная природа определяет институт нотариата особенным и универсальным.
На данный момент организация и деятельность российского нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
В РФ как правовом государстве права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отличительной чертой института прав и свобод человека и гражданина является возможность их исполнения на практике.
Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит общественный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность в сфере гражданско-правовых отношений.
Отдельно стоит упомянуть об актуальности данного вопроса на региональном уровне, в частности в городе Москве. Так вот ориентируясь на тот факт, что апробация нововведений в различных сферах жизни общества производится чаще всего в крупных городах, то смеем предположить, что распространение и введение принятых реформ нотариальной деятельности будут производиться с крупных городов, таких как Москва. Особенно актуальный вопрос реформирования института нотариата, а также постепенного внедрения электронного нотариата значим для Москвы, так как уровень и темп жизни в таком городе, способствуют тому, чтобы нотариальные вопросы граждан решались гораздо быстрее, чем это делается в данный момент. С другой стороны, в Москве имеется подходящая электронная база и необходимые компьютерные системы, которые наиболее эффективно смогут отразить преимущества электронного нотариата, а также отразить положительные стороны данной реформы.
Выше представленные аспекты объясняют актуальность темы выпускной квалификационной работы «Институт нотариата в условиях развития электронных технологий (на примере города Москвы)».
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области организации и осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации на современном этапе.
Предмет исследования составляют совокупность норм российского законодательства, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе нотариальной деятельности в Российской Федерации, в частности, связанные с развитием электронного нотариата.
Целью исследования является выявление перспектив развития института нотариата в условиях появления новых электронных технологий и выработка предложений по совершенствованию института нотариата на основе анализа опыта работы нотариусов города Москвы.
Для реализации данной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1) раскрыть основные этапы становления института нотариата в России;
2) охарактеризовать основы правового регулирования института нотариата в современной России;
3) раскрыть понятие, сущность, задачи и принципы нотариата;
4) выявить особенности современного этапа развития нотариата и значение использования в деятельности нотариусов электронных технологий (на примере опыта города Москвы);
5) на основе анализа правоприменительной практики сформулировать ключевые проблемы института нотариата.
Степень научной разработанности. Актуальность и многогранность исследуемой темы указывает на необходимость использования теоретической базы, основанной на трудах ученых-правоведов, которые затрагивают проблему института нотариата в российском правовом поле, в том числе проблематику внедрения электронного нотариата в современные условия жизни общества. К ним, в частности, относятся научные работы
И.С. Андреечева, Д.А. Антрушина, А.В. Бегичева, Р.Ф. Галиевой,
В.Н. Галузова, П.В. Герасимова, Е.А. Дроздовой, Д.Ф. Жаркова, В.М. Жуйкова, И.Г. Медведева, Моисеевой, И.В. Москаленко, О.В. Невской, В.В. Ралько,
О.В. Романовской, А.Ф. Сохновского, О.М. Сычева, В.В. Яркова и другие.
Несмотря на изучение видными научными деятелями вопросов, связанных со сферой развития российского нотариата, и в том числе электронного нотариата, исследование совершенствования российского нотариата редко подвергаются многостороннему анализу и до сих пор вызывает дискуссии и новые проблемы, требующие решения. Особенно актуальный вопрос реформирования института нотариата, а также постепенного внедрения электронного нотариата значим для Москвы, так как уровень и темп жизни в таком городе, способствуют тому, чтобы нотариальные вопросы граждан решались гораздо быстрее, чем это делается в данный момент.
Методологическую основу исследования для решения поставленных задач и достижения цели образуют общенаучные методы познания: системно-структурный, комплексный, диалектический, а также функциональный и логический приемы: анализ, синтез, обобщение.
Используются частнонаучные методы познания, такие как: метод сравнительного правоведения, историко-правовой и формально-юридический методы.
Нормативную основу исследования составляют нормы международных договоров, федеральные и региональные законы Российской Федерации и иные подзаконные акты, регулирующие нотариальную деятельность, в частности, внедрение электронного нотариата в современные условия жизни общества.
Теоретической основой исследования послужили научные положения, которые представлены в трудах теоретиков и исследователей-практиков, получивших научное признание в исследовании института нотариата, в том числе затрагивающие проблематику внедрения электронного нотариата, в частности, работы таких отечественных ученых, как В.Н. Аргунов,
Ю.Н. Власов, Г.К. Герасимова, Е.Э. Денисова, М.А. Долгов, А.В. Дударев,
Е.А. Дроздов, В.М. Жуйков, А.В. Жукова, С.А. Зацепина, В.В. Калинин,
Т.Г. Калиниченко, А.К. Кац, Е.Н. Клячин, Т.Р. Козуб,
И.В. Москаленко, М.Ю. Плетнев, И.А. Полтавская, О.В. Романовская,
Г.Б. Романовский, М.И. Сазонова, С.В. Степашин, Л.А. Стешенко,
А.Я. Сухарев, Е.Б. Табагаева, A.M. Фемелиди, И.Г. Черемных, Т.М. Шамба, К.С. Юдельсон, В.В. Ярков и других авторов.
Эмпирическую основу исследования составляют основополагающие документы, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Особое внимание в диссертационном исследовании обращается на итоговые решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ, посвященные различным аспектам нотариальной деятельности, других судов общей юрисдикции и арбитражных судов, опубликованные в различных сборниках и специальных изданиях, а также официальные данных, размещенные на сайтах Федеральной нотариальной палаты (www.notariat.ru), региональных нотариальных палат (www.mgnp.notariat.ru/ru-ru), Центра инноваций и информационных технологий в системе нотариата (www fciit.ru).
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено комплексное исследование регулирования нотариальной деятельности в Российской Федерации, в частности, включающие проблематику внедрения электронного нотариата в современные условия жизни общества и определены перспективы совершенствования законодательства в данной сфере. Особенно актуален вопрос реформирования института нотариата, а также постепенного внедрения электронного нотариата значим для Москвы, так как уровень и темп жизни в таком городе, способствуют тому, чтобы нотариальные вопросы граждан решались гораздо быстрее, чем это делается в данный момент. В Москве имеется подходящая электронная база и необходимые компьютерные системы, которые наиболее эффективно смогут отразить преимущества электронного нотариата, а также отразить положительные стороны данной реформы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История нотариата представляет собой постоянный поиск баланса между государственным и частным, между юридической безопасностью и интересами экономики, закрытостью и открытостью сообщества нотариусов. Современный российский нотариат обладает классическими чертами латинского нотариата. Тем не менее, он постоянно меняется, совершенствуется, развивается.
Наиболее инновационным и многообещающим направлением развития нотариата, которое требует детализированного рассмотрения, представляет применение и внедрение цифровых технологий в работу нотариусов, включающие проблематику внедрения электронного нотариата в современные условия жизни общества и необходимость выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию института нотариата на федеральном и региональном уровнях.
При рассмотрении столь важной проблемы, как развитие института нотариата в условиях развития электронных технологий для продуктивного и поэтапного анализа сначала требуется установить четкий терминологический аппарат, который бы позволил выстраивать все дальнейшее исследование минимизируя шанс появления нестыковок и разночтений. Многие ученые и правоведы в своих работах давали собственные трактовки определения нотариальной деятельности, которые в итоге находили отражение в теоретических трудах и даже в практике некоторых органов правосудия.
По результатам исследования было предложено авторское определение: нотариальная деятельность – это урегулированная нормами законодательства деятельность уполномоченного государством физического лица, осуществляющаяся в государственной нотариальной или частной нотариальной конторе, а также в определенных законодательством случаях деятельность других уполномоченных государством субъектов, по удостоверению прав, фактов, имеющих юридическое значение, а также осуществление других нотариальных действий, с целью придания им юридической достоверности, официальной силы и предупреждения правонарушений.
Нотариальная деятельность основывается на положениях Конституции РФ, конституций республик и уставов других субъектов в составе РФ, Основ законодательства о нотариате, нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их компетенции, а также международных договоров.
Следует отметить, что концепция электронного нотариата в России является одним из проявлений тенденции к цифровизации и расширению применения инструментов электронного документооборота. Так, переход к электронному формату осуществления внешних и внутренних операций нотариат начал еще с 1 июля 2014 года. С нашей точки зрения, этим создана основа, позволяющая совершенствовать и вводить новые электронные функции в соответствии с практической необходимостью. К основным элементам электронного нотариата относят электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) нотариуса и единую информационную систему нотариата (далее – ЕИС). Главные формы электронного нотариата включают: обслуживание реестров нотариальных операций и общей базы, проведение нотариальных процедур, реализацию внешнего коммуницирования.
Организация деятельности нотариата и использование в деятельности электронных технологий города Москвы соответствует требованиям федерального законодательства. Однако, реализация концепции использования информационных технологий в сфере нотариата осложнена многими факторами. На сегодняшний день отсутствует единообразный подход в понимании и толковании термина «электронный нотариат», что приводит к ряду проблем, в сфере электронного нотариата характеризуется рядом проблемных аспектов (в том числе и наличием правовых пробелов), решение которых позволит повысить эффективность применения информационных технологий в нотариальной деятельности. Так, определено, что в практической деятельности нотариусов определенную неясность вносит отсутствие четких законодательно-правовых норм, регламентирующих правила оборота и оформления электронных документов.
Также существует необходимость разработки в законодательстве о нотариате содержание понятия и пределы действия нотариальной тайны, поскольку в настоящее время действующие законодательные нормы не позволяют однозначно установить, что именно подразумевается под нотариальной тайной, и какие именно сведения следует относить к числу информации, в отношении которой действует соответствующий правовой режим. В числе мер, способствующих решению второй из названных проблем, представляется необходимым указать, в частности, дополнение и конкретизацию положений действующего Закона о нотариате в части регламентации Единой информационной системы, а также Положения Единой информационной системе о с учетом положений действующего законодательства об обработке персональных данных.
Отдельно стоит упомянуть об актуальности данного вопроса на региональном уровне, в частности в городе Москве. В Москве имеется подходящая электронная база и необходимые компьютерные системы, которые наиболее эффективно смогут отразить преимущества электронного нотариата, а также отразить положительные стороны данной реформы.
Развитие электронного документооборота в нотариате имеет значительный потенциал для обеспечения доступности тех средств защиты прав и интересов участников общественных отношений, которые непосредственно связаны с совершением нотариальных действий. Так, в рамках нашей страны и российского нотариата, переход к безбумажному документообороту может быть связан с введением специальной обособленной системы в виде мобильного приложения на смартфоне («Мобильный нотариус РФ») для проверки и идентификации личности при совершении нотариальных действий без вовлечения непосредственного участия нотариусов на автоматизированных началах.
В свою очередь, создание обособленной системы позволит хранить на сервере всю собранную информацию в виде блока данных, которые будут получены через загружаемое приложение на смартфоне в ходе идентификации ряда пользователей. Данные технологии могут дополнительно упростить процесс совершения нотариальных действий при помощи смартфонов. Так станет возможным увеличить в разы скорость обмена информацией о совершении нотариальных действий и соответственно удостоверения каких-либо документов.
Дополнительным шагом в этом направлении станет принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих такие правовые отношения в сфере нотариальной деятельности в интернете между гражданами и юридическими лицами с одной стороны и нотариусами с другой.
Нотариусам важно создать удобные и надежные электронные сервисы работы с клиентами, к которым люди и компании привыкнут и будут продолжать пользоваться ими в связи с удобством и прогрессивностью. Нотариус в Интернете может стать связующим звеном между гражданами и юридическими лицами с одной стороны и государством с другой стороны, предлагая более удобный и надежный подход к оформлению документов и регистрации прав, чем государственные порталы.
Следует полагать, что создание единого нотариального архива в цифровом формате обеспечит сохранность документации и ее защиту от фальсификации. Эти мероприятия нуждаются в правительственной поддержке, государственном финансировании и четкой законодательной регламентации. Многочисленные документы на бумажных носителях со временем истлевают, теряют читабельность и выцветают, в связи с чем, вопросы цифровизации нотариальных операций требуют скорейшего разрешения. Наиболее перспективным направлением развития нотариата, которое требует детального рассмотрения, является применение и внедрение цифровых технологий в деятельность нотариусов.
Новации значительно облегчают процедуру регистрации действий с недвижимым имуществом, снижают уровень угрозы мошенничества и стоимость процесса нотариального удостоверения сделок и документов. Также требуется разработать надёжные методы, обеспечивающие защиту от изготовления фальшивых электронных подписей. Одним из таких приемов может стать идентификация личности по биометрическим показателям.
Резюмируя вышесказанные доводы, можно сделать вывод, что модернизация, связанная с введением дополнительной обособленной системы идентификации личности при совершении нотариальных действий, позволит ускорить неизбежное внедрение интернет-технологий и даст новый ход нотаризации дистанционного характера в отечественном законодательстве.



1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с изм. от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ) // Российская газета от 4 июля 2020 года, №144.
2) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: (дата обращения: 18.05.2022).
3) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
4) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (ред. от 28.03.1997) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
5) Устав Международного Союза Латинского Нотариата (принят Ассамблеей Нотариатов - членов Союза 23 и 25 мая 1989 г.) (Россия входит в состав МСН с 1995 года) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
6) Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
7) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994
8) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Российская газета", N 233, 28.11.2001.
9) "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства, № 6, 2022. Ст. 4532.
10) «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993. Ст. 357.
11) Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", N 172, 08.08.2018.
12) Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", N 296, 31.12.2019.
13) Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", N 297, 31.12.2019.
14) Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 г. «О нотариате» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
15) Закон города Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
16) Закон Санкт-Петербурга от 17 декабря 2008 г. «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
17) Указ Президента РФ от 22.07.2002 года № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» // Собрание законодательства РФ. № 30, 2022. Ст. 3036.
18) Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 18.03.2021) // Собрание законодательства РФ. № 33, 18.08.1997. Ст. 3895.
19) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 31.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // "Собрание законодательства РФ". N 18 (часть II), 05.05.2014. Ст. 2159.
20) Постановление Правительства РФ от 19.06.1996 года № 710 «О внесении изменений в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный Постановление Совета Министров от 11 марта 1976 года № 171» // Собрание законодательства РФ. № 26, 24.06.1996. Ст. 3140.
21) Постановление Правительства РФ от16.02.2005 года № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» // Собрание законодательства РФ. № 8, 21.02.2005. Ст. 659.
22) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 225 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок" // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
23) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 226 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
24) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 227 "Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого Приказ Минюста России от 07.02.2020 N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57475) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
25) Приказ Минюста России от 16.04.2014 N 78 (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с «Правилами нотариального делопроизводства», утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32095) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
26) Приказ Минюста России от 28.12.2016 N 324 "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
27) Приказ Минюста России от 30.08.2017 N 156 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования" (вместе с "Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования", утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 N 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2017 N 48092) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
28) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 222 "Об утверждении Порядка взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
29) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 223 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении формы заявления о совершении нотариального действия удаленно, а также требований к формату такого заявления и форматам прилагаемых к нему документов в электронной форме» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
30) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 224 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
31) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации" // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
32) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 229 "Об утверждении Порядка представления информации о нотариальном документе и формата ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки" // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
33) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 230 "О внесении изменений в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 N 156" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60213) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
34) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 231 "О внесении изменений в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 N 78" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60212) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
35) Приказ Минюста России от 30.09.2020 N 232 "Об утверждении Порядка направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, совершения оплаты нотариального действия, в том числе с использованием электронных средств платежа, возврата заявителю суммы платежа за совершение нотариального действия удаленно, а также взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса» // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
36) Приказ Минюста России от 07.02.2020 N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57475) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
37) "Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
38) Положение о единой информационной системе нотариата (утв. правлением ФНП от 23.07.2018, Протокол N 09/18) // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022)
39) «Устав Федеральной нотариальной палаты» (утв. ФНП 22.09.1993) (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).

Материалы судебной практики
40) Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // "Российская газета", N 101, 28.05.1998.
41) Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2021 г. № 2123-О [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
42) Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 31-КГ18-3 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
43) Постановление Арбитражного суда апелляционной инстанции от 29 января 2020 г. по делу № А53-35963/2019 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
44) Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2019 г. по делу N 33-28789/2019 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
45) Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2018 по делу N 33-38642/2018 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
46) Апелляционное определение Московского городского суда от 8 февраля 2018 г. №33-2402 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 1999-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
47) Решение Серпуховского городского суда Московской области от 8 февраля 2019 г. по делу № 2-356/2019 / / [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru (дата обращения: 18.05.2022).

Монографии и научные статьи
48) Андреечев И.С. Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий // И.С. Андреечев // Гражданин и право. – 2016. – № 6. – C. 23-27.
49) Антрушина Д.А. Электронный документооборот в нотариате: правовое регулирование и проблемы практики / Д.А. Антрушина // Вопросы российской юстиции. – 2020. – №. 5. – C. 44-46.
50) Бегичев А.В. Обеспечение доказательств нотариусами в электронной среде // Нотариальный вестник. – 2018. – № 9. – С. 4-12.
51) Галиева Р.Ф. Нотариальное право – охранительное право // Нотариус. – 2019. – № 2. – С. 33-34.
52) Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 5. – С. 119-123.
53) Герасимов П.В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2016. – № 1. – С. 25-29.
54) Гончарова Н.В., Иншакова А.О., Казаченок О.П., Остапенко И.А., Тымчук Ю.А. Нотариат в гражданском обороте: в России и за рубежом: монография / Под ред. А.О. Иншаковой – М.: Юстицинформ, 2017 – 176 с.
55) Долгов М.А. Институт российского нотариата: история и современность: монография / М.А. Долгов. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2018. – 148 с.
56) Дроздова Е. А. IT-технологии в работе нотариата // Нотариус. –2020. – № 2. – С. 35-38.
57) Жарков Д.Ф. Об имущественной ответственности лиц, совершающих нотариальные действия // Государство и право. – 2014. – № 3. –С. 8-9.
58) Жуйков В.М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 2012. – № 6. – С. 19-21.
59) Калиниченко Т.Г. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. – 2016. – № 7. – С.37-39.
60) Клейн В.А. Составляющая превентивного правосудия // Нотариальный вестник. – 2018. – № 27. – С. 16-21.
61) Корсик К.А. Новые правовые механизмы нотариата в цифровом пространстве // Нотариальный вестник. – №2. – 2020. – С. 2-3.
62) Кулакова В.Ю. К вопросу о специальных основаниях обращения в суд в защиту чужих интересов государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций // Законы России: Опыт, анализ, практика. – № 9. – 2019. – С. 8-11.
63) Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность // Центр нотариальных исследований: материалы и статьи. Вып. 2. – 2016. – С. 15-18.
64) Моисеева О.В. Нотариат вчера, сегодня, завтра (опыт, проблемы, перспектива) / О.В. Моисеева // Нотариус. – 2013. – № 2. – С. 25-27.
65) Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Превентивный правоохранительный механизм реализации гражданского (частного) права: монография / И.В. Москаленко. – М.: ФРПК, 2017. – 128 с.
66) Москаленко И.В. Роль нотариальных действий в наследственных правоотношениях и активное внедрение новых информационных технологий / И. В. Москаленко // Нотариус. – 2019. – № 3. – С. 2-5.
67) Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. – 2013. – № 11. – С. 4-6.
68) Погосян Е.В. Особый характер нотариальных функций // Нотариус. – 2018. – № 1. – С. 11–13.
69) Ралько В.В. Будущее нотариата // Нотариус. – 2016. – №. 8. –
С. 8-11.
70) Рассказова Н.Ю. Доверительное управление наследственным имуществом, учреждаемое нотариусом // Закон. – 2019. – № 2. – С. 56-60.
71) Романовская О.В. Структура нотариальной палаты // Нотариус. –2014. – № 4. – С. 5-7.
72) Смиренская Е.В. Институт государственной регистрации недвижимости и нотариальное удостоверение сделок как единый элемент стабильности гражданского оборота: новеллы законодательства // Правовая парадигма. – 2019. – № 1. – С. 30-39.
73) Соменков С.А. Общие положения о наследовании // Законы России: Опыт, анализ, практика. – 2017. – № 4. – С. 20-22.
74) Сохновский А.Ф. Безусловное право завещателя на тайну завещания / А.Ф. Сохновский, О.М. Сычев // Российская юстиция. – 2016. – № 8. – С. 3-17.
75) Сычев О.М. Гражданско-правовой аспект проекта нотариального документа // Российская юстиция. – 2016. – № 7. – С. 123-124.
76) Тарасова Е.А. Современный нотариат = электронный нотариат? (цифровизации нотариальной деятельности) / Е.А. Тарасова // Пермский юридический альманах. – 2019. – № 2. – С. 337-344.
77) Углицких Д.В. К вопросу «электронного нотариата»: правовые аспекты регулирования и проблемы практики // Нотариус. – 2020. – №3. –
С. 40-44.
78) Федотова О.В. Проблемы применения электронной подписи в нотариате // Наука и практика. – 2019. – № 3 (60). – С. 107-110.
79) Холкина М. Г., Кравченко А. Г. Правовое регулирование нотариальных действий в условиях становления цифровой экономики // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2021. – №. 1. – С. 104-114.
80) Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Современное право. – 2017. – № 11. – С.8-11.
81) Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее // Нотариус. – 2018. – № 3. – С. 23-24.
82) Швахтген А. Деятельность нотариуса на благо гражданского общества // Нотариальный вестник. – 2019. – № 9. – С. 32-35.
83) Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблемы соответствия // Законодательство. – 2017. – № 11. – С. 22-24.
84) Ярков В.В. Блокчейн и нотариат: опыт первой оценки // Нотариальный вестник. – 2017. – №. 8. – С. 36-41.
85) Ярошенко Т.В. Применение информационных (электронных) технологий в нотариальной деятельности // Нотариус. – 2020. – № 1. – С. 38-41.

Учебная литература
86) Борисова Е.А., Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Е.А. Борисовой – М.: Юстицинформ, 2016. – 480 с.
87) Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учеб. Пособие / Р.И. Вергасова – М.: Юристъ, 2017. – 448 с.
88) Ляпидевский Н.П., История нотариата: Учеб. / Н.П. Ляпидевский – М.: Старая книга, 2015. – 328 с.
89) Седлова Е.В., Нотариат: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Е.А. Чефрановой. – М.: Юрайт, 2015. – 427 с.
90) Ралько В.В., Нотариат: Учеб. / В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин / Под общ. ред. В.В. Ралько – М.: Юстиция, 2016. – 214 с.
91) Цечоев В.К., История органов и учреждений юстиции России: Учеб. / Под ред. В. К. Цечоева – М.: Юрайт, 2014. – 421 с.
92) Черемных Г.Г., Нотариат в Российской Федерации: Учеб. / / Под ред. Г.Г. Черемных – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
93) Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т., Нотариат в Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Г.Г. Черемных – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
94) Ярков В.В., Нотариальное право России: Учеб. / Под ред. В.В. Яркова – М.: ВолтерсКлувер, 2017. – 576 с.

Интернет - ресурсы
95) Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты [Электронный ресурс] / Федеральная нотариальная палата - 2006-2022. –Электрон. дан. – Режим доступа: https://notariat.ru
96) Официальный сайт Московской городской нотариальной палаты [Электронный ресурс] / Московская городская нотариальная палата - 2008-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://mgnp.ru
97) Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Российской Федерации - 2009-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minjust.gov.ru
98) Официальный сайт Центра инноваций и информационных технологий [Электронный ресурс] / Центр инноваций и информационных технологий - 2019-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fciit.ru
99) Официальный сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» - 1997-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru

Статистические данные
100) «Нотариальная телепортация» и передача документов с помощью нотариуса: новые рекорды». Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты / Федеральная нотариальная палата – 2006-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/notarialnaya-teleportaciya-i-peredacha-dokumentov-s-pomoshyu-notariusa-novye-rekordy (дата обращения 18.04.2022)
101) «Сделки на коленке: почему в России растет число афер с жильем» // Официальный сайт Финансового университета при правительстве России / Финансовый университет при правительстве России – 1998-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.fa.ru/org/div/cos/press/News/2020-09-21-111. (дата обращения 18.04.2022)
102) «Растет популярность обеспечения доказательств в сети», статистическая информация с официального сайта ФНП РФ. Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты / Федеральная нотариальная палата – 2006-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/rastet-populyarnost-obespecheniya-dokazatelstv-v-seti (дата обращения: 18.05.2022).
103) Международный семинар в Баку: «Электронный нотариат, нюансы вещного права, оформление сделок с недвижимость». Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты / Федеральная нотариальная палата – 2006-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/elektronnyj-notariat-nyuansy-veshnogo-prava-oformlenie-sdelok-s nedvizhimost-osnovnye-voprosy-mezhdunarodnogo-seminara-v-baku (Дата обращения: 17.04.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ