ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
|
Введение 3
Глава 1. Методологические основы взаимосвязи
права и языка в механизме обеспечения прав человека 8
§ 1. Права человека в системе взаимосвязей права и языка 8
§ 2. Социально-правовые функции языка в механизме обеспечения прав человека 19
§ 3. Юридические и лингвистические элементы в структуре механизма обеспечения прав человека 28
Глава 2. Право и язык в конституционном обеспечении отдельных видов прав человека 34
§ 1. Право и язык в обеспечении права на жизнь 34
§2. Право и язык в обеспечении права на достоинство личности 45
§ 3. Право и язык в обеспечении права на неприкосновенность частной жизни 55
Заключение 64
Библиографический список 70
Глава 1. Методологические основы взаимосвязи
права и языка в механизме обеспечения прав человека 8
§ 1. Права человека в системе взаимосвязей права и языка 8
§ 2. Социально-правовые функции языка в механизме обеспечения прав человека 19
§ 3. Юридические и лингвистические элементы в структуре механизма обеспечения прав человека 28
Глава 2. Право и язык в конституционном обеспечении отдельных видов прав человека 34
§ 1. Право и язык в обеспечении права на жизнь 34
§2. Право и язык в обеспечении права на достоинство личности 45
§ 3. Право и язык в обеспечении права на неприкосновенность частной жизни 55
Заключение 64
Библиографический список 70
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена обстоятельствами практического и теоретического характера. В современном обществе права человека неотделимы от людей, их общественных отношений, способов бытия индивида. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как права на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию частной жизни и другие, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством. Обеспеченность и стабильность прав человека в значительной степени зависят от упорядоченности и устойчивости права, объективация которого возможна только через язык. В силу этого, реализуя одну из своих главных функций - коммуникативную, - язык помогает праву осуществлять его основную функцию - регулятивную. И эта регулирующая, императивная функция позитивного права детерминирует не только права человека, но и функции языка, поскольку язык в праве «является единственным материалом, первоэлементом, из которого создаются и оформляются все правовые категории».
Выступая в качестве средства обеспечения прав человека, язык сам выступает элементом, входящим в права человека, следовательно, так же, как и все права, подлежит государственно-правовой охране и защите. И если в отдельных случаях в содержании того или иного права прямо закрепляется правомочие, несущее охранительную лингвистическую составляющую, например, право на пользование родным языком , то в большинстве случаев наличие языка воспринимается априорно и не подразумевает его охрану и защиту. На практике данная ситуация означает полисемию содержания прав человека и дисбаланс в правоотношениях.
Актуальность темы связана и с некоторыми технико-юридическими обстоятельствами. Процесс развития законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения прав человека в последние годы обусловил возникновение многих проблем в сфере юридической техники, прежде всего - в достижении точности изложения норм права. Для данного процесса характерны и значительные изменения в состоянии русского литературного языка под влиянием сложившихся в 90-х годах XX века общественно-политических, экономических, социальных условий, расширения состава активных участников коммуникации (общения).
Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации стало приниматься больше законов, а расширение масштабов правового регулирования, естественно, ведет к увеличению числа нормативно-правовых актов и, соответственно, количества правоприменителей. Все это повышает возможности языковой погрешности, увеличивает процент ошибок в юридических текстах и вероятность различных толкований одинаковых явлений нормативно-правового характера. Данная ситуация означает, что появилось множество новелл в механизме правового регулирования и механизме обеспечения прав человека, следовательно, требуется дополнительный юрлигвистический анализ данных явлений.
Таким образом, изложенные обстоятельства придают особую актуальность проблеме изучения роли и места языка в системе реализации прав человека в условиях современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. Работы, в той или иной степени касающиеся обозначенной выше темы, можно условно подразделить на два направления: первое - отечественные и зарубежные исследования, касающиеся прав человека, второе - работы в области юрлингвистики, касающиеся языка нормативно-правовых актов.
Права человека - это фундаментальная социальная ценность и теоретико-правовая категория. Среди работ первой группы несомненный интерес представляют труды таких авторов, как М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц, Л.К Рафиева, Г.Б. Романовский Н.А. Придворов, В.В. Чепурин и др.
Основной акцент в данных работах делается на ценностную природу прав человека и способы их обеспечения, лингвистические проблемы обеспечения прав человека в данных работах практически не затрагиваются.
К второй группе исследований относятся труды В.М. Баранова, Ю.С. Ващенко, Власенко, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Е.А. Крюковой, И.П. Михальчук, А.С. Пиголкина, В.М.Савицкого, Г.И. Шаткова, А.Ф. Черданцева и др. Работы в области юрлингвистики в основном посвящены исследованию технико-юридических основ взаимодействия права и языка в законодательных текстах. Лингвистическим проблемам обеспечения прав человека в трудах этой группы исследований специального внимания не уделяется.
В целом, в результате анализа указанных работ авторы приходят к выводу, что комплексного теоретико-правового исследования места и роли языка в механизме реализации прав человека в отечественной и зарубежной литературе не проводилось.
Цель работы - определить основные пути интеграции права и языка в механизме реализации прав человека, а также выработать на этой основе технико-юридические рекомендации по совершенствованию формирования и действия правовых норм, обеспечивающих права человека. В связи с этим в данной работе решаются следующие задачи:
- проявить особенности взаимосвязи права и языка при регламентации общественных отношений;
- определить операционное понятие «механизм обеспечения прав человека»;
- раскрыть содержание и структуру механизма обеспечения прав человека;
- выявить основные направления влияния языка на механизм юридического обеспечения прав человека;
- обосновать роль языка в качестве элемента и средства механизма обеспечения прав человека;
- определить роль уровней языка как нормативного средства обеспечения прав человека.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды отечественных ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории права. Это работы следующих авторов: А.В. Аверина, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, М.И. Байтина, П.П. Баранова, Н.А. Власенко, Н.Н. Вопленко, А.Б. Венгерова, В.Б. Исакова, В.Н. Карташова, А.А. Демичева, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашовой, С.И. Кузьмина,A. В. Малько, В.В. Мамчуна, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.М. Морозова, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, С.В. Полениной, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, М.М. Рассолова, В.Б. Романовской, Р.А. Ромашова,B. П. Сальникова, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, В.Н. Синюкова, Н.Н. Тарасова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Л.Б. Тиуновой, А.Ф. Черданцева, А.И. Экимова, Б.С. Эбзеева, и других.
При исследовании современных юрлингвистических проблем механизма обеспечения прав человека авторы обращаись к значительным трудам дореволюционных российских правоведов (Е.В. Васьковского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича); кроме того использовались работы и зарубежных ученых: Г.Дж. Бермана, Р. Давида, Г. Еллинека, Ж. Карбонье, Г. Кельзена и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографического списка.
Выступая в качестве средства обеспечения прав человека, язык сам выступает элементом, входящим в права человека, следовательно, так же, как и все права, подлежит государственно-правовой охране и защите. И если в отдельных случаях в содержании того или иного права прямо закрепляется правомочие, несущее охранительную лингвистическую составляющую, например, право на пользование родным языком , то в большинстве случаев наличие языка воспринимается априорно и не подразумевает его охрану и защиту. На практике данная ситуация означает полисемию содержания прав человека и дисбаланс в правоотношениях.
Актуальность темы связана и с некоторыми технико-юридическими обстоятельствами. Процесс развития законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения прав человека в последние годы обусловил возникновение многих проблем в сфере юридической техники, прежде всего - в достижении точности изложения норм права. Для данного процесса характерны и значительные изменения в состоянии русского литературного языка под влиянием сложившихся в 90-х годах XX века общественно-политических, экономических, социальных условий, расширения состава активных участников коммуникации (общения).
Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации стало приниматься больше законов, а расширение масштабов правового регулирования, естественно, ведет к увеличению числа нормативно-правовых актов и, соответственно, количества правоприменителей. Все это повышает возможности языковой погрешности, увеличивает процент ошибок в юридических текстах и вероятность различных толкований одинаковых явлений нормативно-правового характера. Данная ситуация означает, что появилось множество новелл в механизме правового регулирования и механизме обеспечения прав человека, следовательно, требуется дополнительный юрлигвистический анализ данных явлений.
Таким образом, изложенные обстоятельства придают особую актуальность проблеме изучения роли и места языка в системе реализации прав человека в условиях современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. Работы, в той или иной степени касающиеся обозначенной выше темы, можно условно подразделить на два направления: первое - отечественные и зарубежные исследования, касающиеся прав человека, второе - работы в области юрлингвистики, касающиеся языка нормативно-правовых актов.
Права человека - это фундаментальная социальная ценность и теоретико-правовая категория. Среди работ первой группы несомненный интерес представляют труды таких авторов, как М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.А. Лукашева, В.С. Нерсесянц, Л.К Рафиева, Г.Б. Романовский Н.А. Придворов, В.В. Чепурин и др.
Основной акцент в данных работах делается на ценностную природу прав человека и способы их обеспечения, лингвистические проблемы обеспечения прав человека в данных работах практически не затрагиваются.
К второй группе исследований относятся труды В.М. Баранова, Ю.С. Ващенко, Власенко, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Е.А. Крюковой, И.П. Михальчук, А.С. Пиголкина, В.М.Савицкого, Г.И. Шаткова, А.Ф. Черданцева и др. Работы в области юрлингвистики в основном посвящены исследованию технико-юридических основ взаимодействия права и языка в законодательных текстах. Лингвистическим проблемам обеспечения прав человека в трудах этой группы исследований специального внимания не уделяется.
В целом, в результате анализа указанных работ авторы приходят к выводу, что комплексного теоретико-правового исследования места и роли языка в механизме реализации прав человека в отечественной и зарубежной литературе не проводилось.
Цель работы - определить основные пути интеграции права и языка в механизме реализации прав человека, а также выработать на этой основе технико-юридические рекомендации по совершенствованию формирования и действия правовых норм, обеспечивающих права человека. В связи с этим в данной работе решаются следующие задачи:
- проявить особенности взаимосвязи права и языка при регламентации общественных отношений;
- определить операционное понятие «механизм обеспечения прав человека»;
- раскрыть содержание и структуру механизма обеспечения прав человека;
- выявить основные направления влияния языка на механизм юридического обеспечения прав человека;
- обосновать роль языка в качестве элемента и средства механизма обеспечения прав человека;
- определить роль уровней языка как нормативного средства обеспечения прав человека.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды отечественных ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории права. Это работы следующих авторов: А.В. Аверина, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, М.И. Байтина, П.П. Баранова, Н.А. Власенко, Н.Н. Вопленко, А.Б. Венгерова, В.Б. Исакова, В.Н. Карташова, А.А. Демичева, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашовой, С.И. Кузьмина,A. В. Малько, В.В. Мамчуна, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.М. Морозова, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, С.В. Полениной, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, М.М. Рассолова, В.Б. Романовской, Р.А. Ромашова,B. П. Сальникова, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, В.Н. Синюкова, Н.Н. Тарасова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Л.Б. Тиуновой, А.Ф. Черданцева, А.И. Экимова, Б.С. Эбзеева, и других.
При исследовании современных юрлингвистических проблем механизма обеспечения прав человека авторы обращаись к значительным трудам дореволюционных российских правоведов (Е.В. Васьковского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича); кроме того использовались работы и зарубежных ученых: Г.Дж. Бермана, Р. Давида, Г. Еллинека, Ж. Карбонье, Г. Кельзена и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографического списка.
Права человека - это общесоциальное понятие. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Проблема прав человека потому и возникает, что индивид по природе - существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому он становится человеком только среди людей.
Чтобы понять суть проблемы, обратимся к классическому примеру - робинзонады. Все отношения между Робинзоном и вещами, находящимися на острове, где он оказался, и представляющими его самодельное богатство, просты и прозрачны. Но в них уже заключены все существенные определения стоимости. Но вот вопрос о правах человека Робинзона был бы, наверное, некорректным. У него есть, разумеется, право выжить на необитаемом острове, как у растений и животных, населяющих эту территорию. Это право можно было бы назвать органическим. Но никакого социального смысла оно не имеет. В реальной жизни, в отличие от робинзонады, каждый человек - член какого-нибудь сообщества: рода, семьи, племени, страны. И только в обществе человек может определиться как личность, индивид.
Возьмем, к примеру, первобытное общество. Оно еще примитивно, однако отличается от животного стада определенной степенью нормативности: здесь мы видим разделение труда по полу и возрасту, определенные обязанности каждого члена первобытного (общества), коллектива. Мы наблюдаем в первобытном коллективе, хотя и хрупкую, первичную социальность. И в родовом строе были люди с отклоняющимся (девиантным) поведением. И это требовало установленных социальных норм, с тем, чтобы упорядочивать поведение и взаимные отношения людей.
В результате проведенного исследования роли взаимосвязи права и языка в механизме обеспечения прав человека установлено следующее:
1. Язык не инструмент, с помощью которого право обретает свое наличное бытие, - это материальная опора законодательного мышления, способ структурирования и оформления правовой нормы.
2. Права человека - это система обусловленных самой природой человека, выраженных с помощью языка, текстуально (устно или письменно) закрепленных в праве возможностей и степеней свободы индивида, обеспечиваемых государством.
3. Наиболее значимыми для юридического обеспечения прав человека являются лексический, морфологический и синтаксический языковые уровни.
4. С точки зрения юрлингвистического анализа, права человека - это условная категория, применяемая для характеристики степени демократичности государства и места занимаемого в нем личностью. По своему существу это языковая и юридическая программа, формулирующая те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
5. Лексика, морфология и синтаксис основных прав и свобод позволяет заключить, что «право на жизнь», «право на достоинство», «право на неприкосновенность частной жизни» по отношению к другим основным правам выступают в качестве системообразующих гиперправ.
6. Гиперправа - это комплексные права человека, включающие в себя иные основополагающие или конструируемые права в виде соответствующих правомочий, либо обосновывающие функционирование других прав.
7. Язык сам выступает в качестве основного естественного и неотъемлемого права, так как «встроен» в любое право человека, но при этом он может существовать как в виде отдельных прав: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26 Конституции РФ); право на пользование национальным языком в процессе уголовного судопроизводства (ст. 18УПК РФ), - так и виде отдельных правомочий (например, право на равенство прав с учетом языковой принадлежности (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).
8. Теория функционирования механизма правового регулирования обусловливает концепцию действия механизма обеспечения прав человека.
9. Языковый и нормативно-правовой уровень средств является базовым для всего механизма обеспечения прав человека.
10. Функционирование языка в одной из важнейших областей общественной жизни - в сфере обеспечения реализации прав и свобод- позволяет говорить о социально-правовых функциях языка.
11. Целесообразно создание отдельного нормативного акта, регламентирующего проведение лингвистических экспертиз при защите прав человека.
С возникновением государства проблема прав человека стала развиваться на основе противостояния "человек - государство". Связи государства и человека в истории человечества зависели от личностных факторов. Изучение этих связей позволило выявить два типа взаимоотношений между человеком и государством - персоноцентристский и системоцентристский.
Персоноцентристский подход зародился в Древнем Риме, Афинах, где получили развитие демократия и культура. Политико-правовая мысль именно того времени объявила человека "мерилом всех вещей". Она дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме. Эта парадигма формулируется так: "от человека к государству". Персоноцентризм исходит из идеи ценности отдельного человека. В настоящее время к обществам персоноцентристского направления относятся главным образом европейские страны. В обществах данного типа ведущую роль в жизни общества играет принцип индивидуализма. Главным субъектом прав человека здесь рассматривается отдельный человек, индивидуум. Разумеется, в данном случае речь идет о доминирующей тенденции. И в таких обществах всегда были и будут такие индивиды, группы и слои людей, которые превыше всего ценят коллективистские начала жизни.
Одновременно с Древним Римом и Афинами в азиатских, древнекитайской, индусской цивилизациях господствовал системоцентристский подход к человеку. Суть его состоит в том, что государство подчиняло своей воле всех своих подданных. Оно поглощало общество, а человека превращало в послушного исполнителя. Человек рассматривался как всеобщность, он был неотделим от общества. "Человек не остров", - говорят в Африке. Права и обязанности индивида являются одновременно правами и обязанностями общества. Главными субъектами общественных отношений здесь являются естественные общества людей - семья, род, община, этнос. Разумеется, отдельный индивидуум в этих обществах также играет важную роль, но как член семьи, рода, общины, племени, этноса, общества, т.е. как часть единого целого. Нормы жизни и взаимоотношений людей в таких обществах изначально пронизаны принципами коллективизма. Семья, род, этнос ответственны за каждого из своих членов. А последние, в свою очередь, - за судьбу всей семьи, рода, племени, общества.
В современном мире в качестве примера таких общностей можно назвать страны Африки, Китай, Индию, арабские страны и т.д. Для них характерны высокая степень социализации общественных отношений, наличие сложившихся на протяжении тысячелетий систем ценностей, доминирование социального над физиологическим, духовного над материальным. Каждая из стран, относящихся к той или иной цивилизации, идеализирует все, что присуще им самим, и критически относится к обычаям и традициям (ценностям) других стран и народов.Таким образом, исследование, проведенное в рамках юрлингвистического направления, выявившее ряд пробелов и недостатков в нормативном обеспечении прав и свобод человека, доказывает необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в названном направлении. Это обусловлено прежде всего тем, что права человека по своему существу формируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
Чтобы понять суть проблемы, обратимся к классическому примеру - робинзонады. Все отношения между Робинзоном и вещами, находящимися на острове, где он оказался, и представляющими его самодельное богатство, просты и прозрачны. Но в них уже заключены все существенные определения стоимости. Но вот вопрос о правах человека Робинзона был бы, наверное, некорректным. У него есть, разумеется, право выжить на необитаемом острове, как у растений и животных, населяющих эту территорию. Это право можно было бы назвать органическим. Но никакого социального смысла оно не имеет. В реальной жизни, в отличие от робинзонады, каждый человек - член какого-нибудь сообщества: рода, семьи, племени, страны. И только в обществе человек может определиться как личность, индивид.
Возьмем, к примеру, первобытное общество. Оно еще примитивно, однако отличается от животного стада определенной степенью нормативности: здесь мы видим разделение труда по полу и возрасту, определенные обязанности каждого члена первобытного (общества), коллектива. Мы наблюдаем в первобытном коллективе, хотя и хрупкую, первичную социальность. И в родовом строе были люди с отклоняющимся (девиантным) поведением. И это требовало установленных социальных норм, с тем, чтобы упорядочивать поведение и взаимные отношения людей.
В результате проведенного исследования роли взаимосвязи права и языка в механизме обеспечения прав человека установлено следующее:
1. Язык не инструмент, с помощью которого право обретает свое наличное бытие, - это материальная опора законодательного мышления, способ структурирования и оформления правовой нормы.
2. Права человека - это система обусловленных самой природой человека, выраженных с помощью языка, текстуально (устно или письменно) закрепленных в праве возможностей и степеней свободы индивида, обеспечиваемых государством.
3. Наиболее значимыми для юридического обеспечения прав человека являются лексический, морфологический и синтаксический языковые уровни.
4. С точки зрения юрлингвистического анализа, права человека - это условная категория, применяемая для характеристики степени демократичности государства и места занимаемого в нем личностью. По своему существу это языковая и юридическая программа, формулирующая те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
5. Лексика, морфология и синтаксис основных прав и свобод позволяет заключить, что «право на жизнь», «право на достоинство», «право на неприкосновенность частной жизни» по отношению к другим основным правам выступают в качестве системообразующих гиперправ.
6. Гиперправа - это комплексные права человека, включающие в себя иные основополагающие или конструируемые права в виде соответствующих правомочий, либо обосновывающие функционирование других прав.
7. Язык сам выступает в качестве основного естественного и неотъемлемого права, так как «встроен» в любое право человека, но при этом он может существовать как в виде отдельных прав: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26 Конституции РФ); право на пользование национальным языком в процессе уголовного судопроизводства (ст. 18УПК РФ), - так и виде отдельных правомочий (например, право на равенство прав с учетом языковой принадлежности (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).
8. Теория функционирования механизма правового регулирования обусловливает концепцию действия механизма обеспечения прав человека.
9. Языковый и нормативно-правовой уровень средств является базовым для всего механизма обеспечения прав человека.
10. Функционирование языка в одной из важнейших областей общественной жизни - в сфере обеспечения реализации прав и свобод- позволяет говорить о социально-правовых функциях языка.
11. Целесообразно создание отдельного нормативного акта, регламентирующего проведение лингвистических экспертиз при защите прав человека.
С возникновением государства проблема прав человека стала развиваться на основе противостояния "человек - государство". Связи государства и человека в истории человечества зависели от личностных факторов. Изучение этих связей позволило выявить два типа взаимоотношений между человеком и государством - персоноцентристский и системоцентристский.
Персоноцентристский подход зародился в Древнем Риме, Афинах, где получили развитие демократия и культура. Политико-правовая мысль именно того времени объявила человека "мерилом всех вещей". Она дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме. Эта парадигма формулируется так: "от человека к государству". Персоноцентризм исходит из идеи ценности отдельного человека. В настоящее время к обществам персоноцентристского направления относятся главным образом европейские страны. В обществах данного типа ведущую роль в жизни общества играет принцип индивидуализма. Главным субъектом прав человека здесь рассматривается отдельный человек, индивидуум. Разумеется, в данном случае речь идет о доминирующей тенденции. И в таких обществах всегда были и будут такие индивиды, группы и слои людей, которые превыше всего ценят коллективистские начала жизни.
Одновременно с Древним Римом и Афинами в азиатских, древнекитайской, индусской цивилизациях господствовал системоцентристский подход к человеку. Суть его состоит в том, что государство подчиняло своей воле всех своих подданных. Оно поглощало общество, а человека превращало в послушного исполнителя. Человек рассматривался как всеобщность, он был неотделим от общества. "Человек не остров", - говорят в Африке. Права и обязанности индивида являются одновременно правами и обязанностями общества. Главными субъектами общественных отношений здесь являются естественные общества людей - семья, род, община, этнос. Разумеется, отдельный индивидуум в этих обществах также играет важную роль, но как член семьи, рода, общины, племени, этноса, общества, т.е. как часть единого целого. Нормы жизни и взаимоотношений людей в таких обществах изначально пронизаны принципами коллективизма. Семья, род, этнос ответственны за каждого из своих членов. А последние, в свою очередь, - за судьбу всей семьи, рода, племени, общества.
В современном мире в качестве примера таких общностей можно назвать страны Африки, Китай, Индию, арабские страны и т.д. Для них характерны высокая степень социализации общественных отношений, наличие сложившихся на протяжении тысячелетий систем ценностей, доминирование социального над физиологическим, духовного над материальным. Каждая из стран, относящихся к той или иной цивилизации, идеализирует все, что присуще им самим, и критически относится к обычаям и традициям (ценностям) других стран и народов.Таким образом, исследование, проведенное в рамках юрлингвистического направления, выявившее ряд пробелов и недостатков в нормативном обеспечении прав и свобод человека, доказывает необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в названном направлении. Это обусловлено прежде всего тем, что права человека по своему существу формируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
Подобные работы
- Международная защита права человека на здоровье (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Право человека на безопасность: теория, история, практика
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА КАЖДОГО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Международная защита прав человека на постсоветском пространстве:
опыт СНГ, ЕАЭС и Совета Европы
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Права человека на продовольственную безопасность
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав ребенка органами внутренних дел Российской федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



