ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТС ЕАЭС 11
§ 1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного регулирования 11
§ 2. Таможенный союз ЕАЭС: понятие и этапы формирования 19
§ 3. Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 25
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32
§ 1. Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 32
§ 2. Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до интеграции в Таможенный союз ЕАЭС 42
§ 3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2016-2018 года 49
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС 57
§ 1. Институциональные условия модернизации таможенного регулирования ЕАЭС 57
§ 2. Возможности адаптации зарубежного опыта таможенного регулирования ВЭД в рамках ЕАЭС 63
§ 3. Направления и методы совершенствования таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Таможенное регулирование ВЭД осуществляется в сложной поликомпонентной системе, существование которой в каждом конкретном государстве и интеграционном объединении определяется специфическим набором элементов. На их состав влияют исторические, геополитические, внешнеэкономические, национальные, глобальные факторы, совокупность которых определяет уникальность таможенных институтов. Из анализа концепций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, воздействия глобализации на внешнеэкономическую политику стран, активно вовлеченных в мировую торговлю, вытекает тезис о том, что глобальная экономика требует от каждой страны формирования соответствующего ее стратегическим интересам механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Границы, принципы, методы и инструменты механизма таможенного регулирования ВЭД находятся в зависимости от уровня развития конкретных отраслей экономики, динамики структурных преобразований в стране, целей государственной внешнеэкономической политики, характера участия государства в международном разделении труда, степени взаимозависимости с мировым рынком и положением дел на нем. Вследствие этого формирование стратегических партнерств в рамках мировой экономики должно сопровождаться четким осмыслением необходимости и масштабов вовлечения национальной экономики в процессы глобализации.
Обеспечение приемлемых условий деятельности участников ВЭД государств - членов ЕАЭС на мировом рынке возможно лишь при продвижении позитивного образа ЕАЭС, увеличении его потенциала на основе реализации научно обоснованных мер по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов регулирования ВЭД, повышения эффективности таможенного контроля и конкурентоспособности таможенных услуг, снижения издержек и рисков для добросовестных участников ВЭД, реализации имеющегося транзитного потенциала Евразийского экономического союза.
Степень разработанности проблемы. Вопрос таможенного регулирования является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие таможенного регулирования в России описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Более поздний период таможенного регулирования и анализ его изменения в условиях членства России в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ВТО, рассмотрели в своих работах С.А. Дроздова, М.Н. Кобзарь-Фролова, А.Ю. Саличкина и другие. Становление и развитие таможенного регулирования на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
На сегодняшний день широко освещены все аспекты таможенно¬тарифного регулирования в рамках ранее действующего Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако есть пробелы в исследовании таможенного регулирования ЕАЭС, которые объясняются сравнительно недавным образованием последнего.
Объектом исследования являются таможенные отношения в рамках ЕАЭС.
Предмет исследования это таможенное регулирование в ЕАЭС.
Цель исследования - проанализировать механизм таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность таможенного регулирования;
- проанализировать нормативную базу таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- провести сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования России до и после вступления в ЕАЭС (Таможенный союз);
- выявить слабые стороны действующего механизма таможенно¬тарифного регулирования в ЕАЭС.
Нормативно -правовой основой исследования являются Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции», Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17), Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации N 311- ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики и правоприменительной практики. Особое значение для исследования приобрели публикации Евразийской экономической комиссии, иллюстрирующие итоги и основные направления деятельности ЕАЭС в сфере таможенного регулирования. В качестве правоприменительной практики использовалось Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728».
Теоретическая основа исследования включает труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды С.А. Хапилина, А.В. Попенко, Р.С. Гринберга, А.Н. Козырина осветившие ретроспективу и современное состояние таможенного регулирования в ЕАЭС. Огромную роль сыграли труды в области анализа законодательства о таможенном регулировании в России и ЕАЭС, под авторством О.В. Грачёва, В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова, А.Б. Быченкова, С.В. Халипова, А.Ю. Саличкиной и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором таможенного регулирования до и после образования ЕАЭС, в рамках которого:
- проведён сравнительный анализ таможенного регулирования России до и после вступления в Таможенный, а после Евразийский экономический союз;
- освещен современный механизм регулирования в ЕАЭС;
- проанализирована нормативная база регулирования в рамках ЕАЭС;
оценены условия для модернизации регулирования;
- проанализирована возможность имплементации положительного зарубежного опыта таможенного регулирования в деятельность ЕАЭС;
- выявлены слабые стороны таможенного регулирования в ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) Проанализирован действующий механизм таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС, в результате чего выявлена масса недостатков, снижающих его эффективность. В числе основных из них недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС и жесткая увязка перечня стран- пользователей преференций со страновыми оценками международных организаций;
2) Проведен анализ возможности имплементации положительного зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования в деятельность ЕАЭС. Основным направлением этой деятельности следует признать адаптацию лучших практик таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД путем формирования в Евразийском экономическом союзе аналога Европейского интегрированного таможенного тарифа;
3) Предложено несколько направлений совершенствования таможенного регулирования в рамках ЕАЭС:
- унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС;
- корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций;
- повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
- совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Таким образом, было бы целесообразно расширить сферу применения зарубежного опыта таможенного регулирования. Это позволило бы в значительной степени упростить механизм таможенного регулирования, и посредствам этого повысить эффективность внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В выпускной квалификационной работе автором проведено исследование механизма таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС и сделаны следующие основные выводы:
1) В связи с образованием ЕАЭС, таможенно-тарифное регулирование переместилось преимущественно с национального уровня на международный. Если раньше в своей таможенно-тарифной деятельности Россия руководствовалась национальным законодательством (в том числе национальным таможенным тарифом), то сейчас основная система нормативного регулирования находится на международном уровне, а национальное законодательство лишь обеспечивает исполнение международных договоров. По своей сути, таможенно-тарифное регулирование не потерпело значительных изменений. Был несколько изменён льготный режим, таможенный тариф и совершенно измена правовая основа таможенно-тарифного регулирования (в частности, в связи с образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в нашей стране был упразднён ряд законов и иных нормативных актов и основой национального таможенного регулирования стал 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
2) Модернизация в экономическом, организационном и правовом аспектах торгово-экономических инструментов таможенного регулирования ВЭД, ключевыми из которых являются таможенно-тарифные инструменты, выступает одним из ключевых условий активизации научно¬производственного потенциала стран ЕАЭС, восстановления и развития воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. В ходе проведенного автором анализа установлено, что инструменты таможенного регулирования ВЭД в ЕАЭС, соответствуя в целом международным требованиям, имеют ряд трансформационных особенностей:
- недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС, что особенно негативно отзывается в условиях необходимости реализации стратегии неоиндустриализации и импортозамещения, а также низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа;
- жесткая увязка преференциальной системы с международными страновыми оценками при определении перечней развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции.
Таким образом, в рамках совершенствования системы таможенного регулирования рационально реализовать следующие мероприятия:
1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС (определение перечня стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования, порядок действия режима свободной торговли, порядок предоставления тарифных льгот и преференций, проведение единой таможенно-тарифной политики на основе определения императивов промышленной политики в рамках формируемого единого экономического пространства, направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли, стимулирование процессов импортозамещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран ЕАЭС);
2) совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС, формирование в рамках ЕАЭС единой библиотеки решений по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, направленные на углубление промышленной кооперации, создание общих технологических платформ и промышленных кластеров, стимулирование развития импортозамещающего производства, повышение эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в ЕАЭС;
3) корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций странам с динамично развивающейся экономикой и формирование стратегического двух- или многостороннего сотрудничества с развивающимися государствами, включающего, помимо взаимного предоставления тарифных преференций, вопросы торгово-экономического сотрудничества, доступа на рынки, взаимного соблюдения прав участников ВЭД;
4) повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
5) совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Реализация данных положений будет способствовать устранению дисбалансов и асимметрии внешнеторгового баланса государств - членов ЕАЭС, сокращению масштабов занижения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных платежей, созданию равных условий конкуренции иностранных и российских участников ВЭД и обеспечению эффективной защиты торгово-экономических интересов государств - членов ЕАЭС в процессе интеграции в систему мирового хозяйства.
1) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года;
2) Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012. (дата обращения: 03.02.2016);
3) Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012 (дата обращения: 04.02.2016);
4) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015 (дата обращения 02.02.2016);
5) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
6) Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции». - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
7) Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.08.2015 (дата обращения 03.02.2016);
8) Договор о присоединении Республики Армения к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 03.02.2016);
9) Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Заключено в г. Москве 12.12.2008) // Бюллетень международных договоров, май, 2011. N 5;
10) Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010. N 40. ст. 4981;
11) «Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Подписан в г. Москве 08.05.2015). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015 (дата обращения 19.02.2016);
12) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
13) Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ред. от 2 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
14) Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010, N 24, ст. 2938;
15) Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
16) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130). (ред. от 14 апреля 2014г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
17) Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
18) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения 02.02.2016);
19) Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
20) Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
21) Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 28 ноября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
22) Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе Российской Федерации». - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
23) Постановление Правительства РФ от 20.12.2014 N 1427 «О
внесении изменений в методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти». - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2014 (дата обращения 02.02.2016);
24) Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. N 15. ст. 1619;
25) Закон Кыргызской Республики от 30 декабря 2014 года № 173 «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/, 31.12.2014 (дата обращения 03.02.2016);
26) Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/, 11.01.2014 (дата обращения 03.02.2016);
27) Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/, 13.04.2004 (дата обращения 03.02.2016);
28) Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: Информационная система «Параграф» http://prg.kz/, 31.06.2010 (дата обращения 03.02.2016);
Правоприменительная практика
29) Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728». - URL: Официальный сайт Суда Евразийского экономического сообщества http://sudevrazes.org, 10.07.2013 (дата обращения: 16.02.2016);
Справочная литература
30) Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева, - М: ООН РАН, 2011. - 48 с.;
31) Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 36) - М.: Институт Гайдара, 2015. - 576 с. - ISBN 978-5-93255-420-3;
32) Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. - 73 с.;
Специальная литература
33) Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- М.: ВАВТ, 2012. - 360 с. - ISBN 978-5-9547-0118-0;
34) Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ: монография / отв. ред. А.Я. Капустин. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контракт», 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-98209-129-1;
35) Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский
экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 295 с. - ISBN 978-5-5389-2488-3;
36) Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. - 233 с. - ISBN 978-5-4271-0113-7;
37) Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 349 с. - ISBN 978-5-906828-44-6;
38) Уляницкий В.А. Международное право. // Золотой фонд российской науки международного права. - М.: Российская академия правосудия, 2010. Т. III. 488 с. - ISBN 978-5-7133-1359-3;
39) Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. - 230 с. - ISBN 978-5¬4480-5378-6;
40) Ю.Н. Бобылев, Г.И. Идрисов, С.Г. Синельников-Мурылев. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. - М.: Издательство Института Гайдара, 2012.- 84 с. - ISBN 978-5-93255-346-6;
Учебники и учебная литература
41) Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 376 с. - ISBN 978-5-9916-2333-9;
42) Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 479 с. - ISBN 978-5-9916-2488-6;
43) Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-370-01584-7;
44) Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с. - ISBN 5¬466-00103-1;
45) Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;
46) Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 489 с. - ISBN 978-5-9916-4041-1;
47) Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др. - М.: Омега-Л, 2011. - 831 с. - ISBN 978-5-370-01882-4;
48) Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2012.- 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;
49) Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота. Учебное пособие / Под ред. проф.В.В. Безбаха, доц.А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. - 400 с. - ISBN5- 8078-0035-8;
50) Романова М.Е. Европейское таможенное право: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Абрамович, Т.Ф. Цеханович, X. Херрманна, С.А. Балашенко, Т.
Борича, В. А. Гошина. - Минск: Тезаурус, 2010. - 104 с. - ISBN 978-985-6957¬21-8;
51) Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-9916¬4379-5;
Статьи
52) Chatelus R. Global security: the dilemma posed by dual-use goods in the Customs tariff // WCO news. - 2012. - №10. - P. 42-47;
53) Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышленности // Экономист. - 2012. - №. 9. - С. 3-15;
54) Аубакирова И.У. От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: некоторые правовые вопросы региональной интеграции // Финансовое право. - 2015. - № 9. - С. 10 - 17;
55) Байнев В.Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития // Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35;
56) Балковая В.Г. Таможенная служба Российской империи в XVIII в. // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 29 - 36;
57) Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и современность // Законодательство и экономика. - 2015. - № 8. - С. 64 - 73;
58) Брыкин А. Важность обратных связей государственного управления // Экономист. - 2010. - № 11. - С. 1 - 11;
59) Быков А.Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и зарубежные оценки // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 4. - С. 10-18;
60) Винслав Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. - 2012. - № 4. - С. 3-26;
61) Волков Д.В. Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 53. - С. 62 - 71;
62) Воронин Ю. Нефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы // Экономист. - 2007. - №8. - С. 60-62;
63) Горегляд В.П. Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, оценка влияния норм и правил ВТО на отрасли экономики // Бюллетень Счетной палаты РФ.- 2013. - № 4(184). - С. 9 - 16;
64) Гринберг Р.С. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. - 2013. - № 1 . - С. 83-93;
65) Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски // Белорусский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-9;
66) Гурова И., Ефремова М. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации // Вопросы экономики.
- 2012. - № 6. - С. 115-121;
67) Гутарина О.В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно-тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 3 - 11;
68) Дмитриева О. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. - 2013. - № 3. - С. 20-25;
69) Дроздова С.А. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз: историко-правовой аспект этапов интеграции // Таможенное дело. - 2013. - № 1. - С. 1 - 9;
70) Евсюков В.А. Таможенное дело при преемниках Петра I (1725-1731 гг.) // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2012. - № 8. - С. 168 - 176;
71) Енадарова М.Г. Правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 44 - 51;
72) Захаров А.Н. Проблемы присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 12. - С. 26 - 34;
73) Зуйков Р. Внешнеэкономические связи России: от торговой к производственно-инвестиционной модели // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 8. - С. 43-53;
74) Идрисов, Г., Синельников-Мурылев С. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. - 2012. - № 3. - С. 5-19;
75) Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 1- 9;
76) Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. - 2014. - № 12. - С. 99 - 108;
77) Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние // Финансовое право. - 2015. - № 5. - С. 21 - 26;
78) Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенное регулирование и таможенное законодательство в Евразийском экономическом союзе // Люберцы. Вестник РТА. - 2014. - № 4. - С. 97 - 105;
79) Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 2 - 14;
80) Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 223 - 321;
81) Новокшонов И.Б. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика. - 1999. - № 6. - С. 10 - 19;
82) Пащенко А.В. Международно-правовая база таможенно-тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 38 - 46;
83) Петров Ю. Экспортные пошлины на углеводородные носители: отменить или усовершенствовать использование // Российский экономический журнал. - 2011. - № 2. - С. 54-57;
84) Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации // Таможенное дело. - 2012. - № 1. - С. 5 - 7;
85) Сенюк Г. Таможенная пошлина: первое слово дороже второго // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 8. - С. 12 - 18;
86) Халипов С.В. Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации // Таможенное дело. - 2014. - № 1. - С. 11 - 16;
87) Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. - 2007. - № 2. - С. 50 - 62;
88) Ялбулганов А.А. Пошлины в инструментарии внешнеторгового регулирования // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2014. - № 2. - С. 5 - 12;
Диссертации и авторефераты диссертаций
89) Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. дис. ... канд. эк. наук.: 08.00.14 / С.А. Хапилин. - Ростов-на-Дону, 2015. - 510 с.
Электронные ресурсы
90) Аналитический отчет ЕЭК «Финансовая политика в рамках евразийской интеграции» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf(дата обращения 29.02.2016);
91) Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.02.2016);
92) Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты
[Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion.org/en/Documents/
broshura26_ENGL_2014.pdf (дата обращения 19.02.2016);
93) Невский А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс, 2015. (дата обращения: 20.01.2016);
94) Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http:// www.brokert.ru//(дата обращения 03.02.2016);
95) Проект Основных направлений таможенно-тарифной политики на
2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=64713(дата обращения 02.02.2016);
96) Промышленная политика ЕАЭС: от создания к первым результатам
[Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/Documents/
npoMbmneHHOCTb%20pycck.pdf (дата обращения 19.02.2016);
97) Совместный семинар по упрощению процедур торговли и «единому окну» ЕЭК ООН и ЕЭК, Москва, 4 сентября 2014г. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets /1%20MApostolov%204Sept14%20v5.pdf (дата обращения 29.02.2016);
98) Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategy2020.rian.ru(дата обращения 29.02.2016);