ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: РЕТРОСПЕКТИВА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТС ЕАЭС 11
§ 1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного регулирования 11
§ 2. Таможенный союз ЕАЭС: понятие и этапы формирования 19
§ 3. Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 25
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32
§ 1. Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 32
§ 2. Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до интеграции в Таможенный союз ЕАЭС 42
§ 3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2016-2018 года 49
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС 57
§ 1. Институциональные условия модернизации таможенного регулирования ЕАЭС 57
§ 2. Возможности адаптации зарубежного опыта таможенного регулирования ВЭД в рамках ЕАЭС 63
§ 3. Направления и методы совершенствования таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТС ЕАЭС 11
§ 1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного регулирования 11
§ 2. Таможенный союз ЕАЭС: понятие и этапы формирования 19
§ 3. Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 25
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 32
§ 1. Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования 32
§ 2. Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до интеграции в Таможенный союз ЕАЭС 42
§ 3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2016-2018 года 49
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС 57
§ 1. Институциональные условия модернизации таможенного регулирования ЕАЭС 57
§ 2. Возможности адаптации зарубежного опыта таможенного регулирования ВЭД в рамках ЕАЭС 63
§ 3. Направления и методы совершенствования таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Таможенное регулирование ВЭД осуществляется в сложной поликомпонентной системе, существование которой в каждом конкретном государстве и интеграционном объединении определяется специфическим набором элементов. На их состав влияют исторические, геополитические, внешнеэкономические, национальные, глобальные факторы, совокупность которых определяет уникальность таможенных институтов. Из анализа концепций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, воздействия глобализации на внешнеэкономическую политику стран, активно вовлеченных в мировую торговлю, вытекает тезис о том, что глобальная экономика требует от каждой страны формирования соответствующего ее стратегическим интересам механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Границы, принципы, методы и инструменты механизма таможенного регулирования ВЭД находятся в зависимости от уровня развития конкретных отраслей экономики, динамики структурных преобразований в стране, целей государственной внешнеэкономической политики, характера участия государства в международном разделении труда, степени взаимозависимости с мировым рынком и положением дел на нем. Вследствие этого формирование стратегических партнерств в рамках мировой экономики должно сопровождаться четким осмыслением необходимости и масштабов вовлечения национальной экономики в процессы глобализации.
Обеспечение приемлемых условий деятельности участников ВЭД государств - членов ЕАЭС на мировом рынке возможно лишь при продвижении позитивного образа ЕАЭС, увеличении его потенциала на основе реализации научно обоснованных мер по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов регулирования ВЭД, повышения эффективности таможенного контроля и конкурентоспособности таможенных услуг, снижения издержек и рисков для добросовестных участников ВЭД, реализации имеющегося транзитного потенциала Евразийского экономического союза.
Степень разработанности проблемы. Вопрос таможенного регулирования является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие таможенного регулирования в России описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Более поздний период таможенного регулирования и анализ его изменения в условиях членства России в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ВТО, рассмотрели в своих работах С.А. Дроздова, М.Н. Кобзарь-Фролова, А.Ю. Саличкина и другие. Становление и развитие таможенного регулирования на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
На сегодняшний день широко освещены все аспекты таможенно¬тарифного регулирования в рамках ранее действующего Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако есть пробелы в исследовании таможенного регулирования ЕАЭС, которые объясняются сравнительно недавным образованием последнего.
Объектом исследования являются таможенные отношения в рамках ЕАЭС.
Предмет исследования это таможенное регулирование в ЕАЭС.
Цель исследования - проанализировать механизм таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность таможенного регулирования;
- проанализировать нормативную базу таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- провести сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования России до и после вступления в ЕАЭС (Таможенный союз);
- выявить слабые стороны действующего механизма таможенно¬тарифного регулирования в ЕАЭС.
Нормативно -правовой основой исследования являются Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции», Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17), Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации N 311- ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики и правоприменительной практики. Особое значение для исследования приобрели публикации Евразийской экономической комиссии, иллюстрирующие итоги и основные направления деятельности ЕАЭС в сфере таможенного регулирования. В качестве правоприменительной практики использовалось Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728».
Теоретическая основа исследования включает труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды С.А. Хапилина, А.В. Попенко, Р.С. Гринберга, А.Н. Козырина осветившие ретроспективу и современное состояние таможенного регулирования в ЕАЭС. Огромную роль сыграли труды в области анализа законодательства о таможенном регулировании в России и ЕАЭС, под авторством О.В. Грачёва, В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова, А.Б. Быченкова, С.В. Халипова, А.Ю. Саличкиной и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором таможенного регулирования до и после образования ЕАЭС, в рамках которого:
- проведён сравнительный анализ таможенного регулирования России до и после вступления в Таможенный, а после Евразийский экономический союз;
- освещен современный механизм регулирования в ЕАЭС;
- проанализирована нормативная база регулирования в рамках ЕАЭС;
оценены условия для модернизации регулирования;
- проанализирована возможность имплементации положительного зарубежного опыта таможенного регулирования в деятельность ЕАЭС;
- выявлены слабые стороны таможенного регулирования в ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) Проанализирован действующий механизм таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС, в результате чего выявлена масса недостатков, снижающих его эффективность. В числе основных из них недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС и жесткая увязка перечня стран- пользователей преференций со страновыми оценками международных организаций;
2) Проведен анализ возможности имплементации положительного зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования в деятельность ЕАЭС. Основным направлением этой деятельности следует признать адаптацию лучших практик таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД путем формирования в Евразийском экономическом союзе аналога Европейского интегрированного таможенного тарифа;
3) Предложено несколько направлений совершенствования таможенного регулирования в рамках ЕАЭС:
- унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС;
- корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций;
- повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
- совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Таким образом, было бы целесообразно расширить сферу применения зарубежного опыта таможенного регулирования. Это позволило бы в значительной степени упростить механизм таможенного регулирования, и посредствам этого повысить эффективность внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Обеспечение приемлемых условий деятельности участников ВЭД государств - членов ЕАЭС на мировом рынке возможно лишь при продвижении позитивного образа ЕАЭС, увеличении его потенциала на основе реализации научно обоснованных мер по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов регулирования ВЭД, повышения эффективности таможенного контроля и конкурентоспособности таможенных услуг, снижения издержек и рисков для добросовестных участников ВЭД, реализации имеющегося транзитного потенциала Евразийского экономического союза.
Степень разработанности проблемы. Вопрос таможенного регулирования является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие таможенного регулирования в России описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Более поздний период таможенного регулирования и анализ его изменения в условиях членства России в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ВТО, рассмотрели в своих работах С.А. Дроздова, М.Н. Кобзарь-Фролова, А.Ю. Саличкина и другие. Становление и развитие таможенного регулирования на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
На сегодняшний день широко освещены все аспекты таможенно¬тарифного регулирования в рамках ранее действующего Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако есть пробелы в исследовании таможенного регулирования ЕАЭС, которые объясняются сравнительно недавным образованием последнего.
Объектом исследования являются таможенные отношения в рамках ЕАЭС.
Предмет исследования это таможенное регулирование в ЕАЭС.
Цель исследования - проанализировать механизм таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность таможенного регулирования;
- проанализировать нормативную базу таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- провести сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования России до и после вступления в ЕАЭС (Таможенный союз);
- выявить слабые стороны действующего механизма таможенно¬тарифного регулирования в ЕАЭС.
Нормативно -правовой основой исследования являются Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции», Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17), Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации N 311- ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики и правоприменительной практики. Особое значение для исследования приобрели публикации Евразийской экономической комиссии, иллюстрирующие итоги и основные направления деятельности ЕАЭС в сфере таможенного регулирования. В качестве правоприменительной практики использовалось Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728».
Теоретическая основа исследования включает труды политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды С.А. Хапилина, А.В. Попенко, Р.С. Гринберга, А.Н. Козырина осветившие ретроспективу и современное состояние таможенного регулирования в ЕАЭС. Огромную роль сыграли труды в области анализа законодательства о таможенном регулировании в России и ЕАЭС, под авторством О.В. Грачёва, В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова, А.Б. Быченкова, С.В. Халипова, А.Ю. Саличкиной и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании автором таможенного регулирования до и после образования ЕАЭС, в рамках которого:
- проведён сравнительный анализ таможенного регулирования России до и после вступления в Таможенный, а после Евразийский экономический союз;
- освещен современный механизм регулирования в ЕАЭС;
- проанализирована нормативная база регулирования в рамках ЕАЭС;
оценены условия для модернизации регулирования;
- проанализирована возможность имплементации положительного зарубежного опыта таможенного регулирования в деятельность ЕАЭС;
- выявлены слабые стороны таможенного регулирования в ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) Проанализирован действующий механизм таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС, в результате чего выявлена масса недостатков, снижающих его эффективность. В числе основных из них недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС и жесткая увязка перечня стран- пользователей преференций со страновыми оценками международных организаций;
2) Проведен анализ возможности имплементации положительного зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования в деятельность ЕАЭС. Основным направлением этой деятельности следует признать адаптацию лучших практик таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД путем формирования в Евразийском экономическом союзе аналога Европейского интегрированного таможенного тарифа;
3) Предложено несколько направлений совершенствования таможенного регулирования в рамках ЕАЭС:
- унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС;
- совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС;
- корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций;
- повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
- совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Таким образом, было бы целесообразно расширить сферу применения зарубежного опыта таможенного регулирования. Это позволило бы в значительной степени упростить механизм таможенного регулирования, и посредствам этого повысить эффективность внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В выпускной квалификационной работе автором проведено исследование механизма таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС и сделаны следующие основные выводы:
1) В связи с образованием ЕАЭС, таможенно-тарифное регулирование переместилось преимущественно с национального уровня на международный. Если раньше в своей таможенно-тарифной деятельности Россия руководствовалась национальным законодательством (в том числе национальным таможенным тарифом), то сейчас основная система нормативного регулирования находится на международном уровне, а национальное законодательство лишь обеспечивает исполнение международных договоров. По своей сути, таможенно-тарифное регулирование не потерпело значительных изменений. Был несколько изменён льготный режим, таможенный тариф и совершенно измена правовая основа таможенно-тарифного регулирования (в частности, в связи с образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в нашей стране был упразднён ряд законов и иных нормативных актов и основой национального таможенного регулирования стал 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
2) Модернизация в экономическом, организационном и правовом аспектах торгово-экономических инструментов таможенного регулирования ВЭД, ключевыми из которых являются таможенно-тарифные инструменты, выступает одним из ключевых условий активизации научно¬производственного потенциала стран ЕАЭС, восстановления и развития воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. В ходе проведенного автором анализа установлено, что инструменты таможенного регулирования ВЭД в ЕАЭС, соответствуя в целом международным требованиям, имеют ряд трансформационных особенностей:
- недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС, что особенно негативно отзывается в условиях необходимости реализации стратегии неоиндустриализации и импортозамещения, а также низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа;
- жесткая увязка преференциальной системы с международными страновыми оценками при определении перечней развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции.
Таким образом, в рамках совершенствования системы таможенного регулирования рационально реализовать следующие мероприятия:
1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС (определение перечня стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования, порядок действия режима свободной торговли, порядок предоставления тарифных льгот и преференций, проведение единой таможенно-тарифной политики на основе определения императивов промышленной политики в рамках формируемого единого экономического пространства, направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли, стимулирование процессов импортозамещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран ЕАЭС);
2) совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС, формирование в рамках ЕАЭС единой библиотеки решений по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, направленные на углубление промышленной кооперации, создание общих технологических платформ и промышленных кластеров, стимулирование развития импортозамещающего производства, повышение эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в ЕАЭС;
3) корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций странам с динамично развивающейся экономикой и формирование стратегического двух- или многостороннего сотрудничества с развивающимися государствами, включающего, помимо взаимного предоставления тарифных преференций, вопросы торгово-экономического сотрудничества, доступа на рынки, взаимного соблюдения прав участников ВЭД;
4) повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
5) совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Реализация данных положений будет способствовать устранению дисбалансов и асимметрии внешнеторгового баланса государств - членов ЕАЭС, сокращению масштабов занижения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных платежей, созданию равных условий конкуренции иностранных и российских участников ВЭД и обеспечению эффективной защиты торгово-экономических интересов государств - членов ЕАЭС в процессе интеграции в систему мирового хозяйства.
1) В связи с образованием ЕАЭС, таможенно-тарифное регулирование переместилось преимущественно с национального уровня на международный. Если раньше в своей таможенно-тарифной деятельности Россия руководствовалась национальным законодательством (в том числе национальным таможенным тарифом), то сейчас основная система нормативного регулирования находится на международном уровне, а национальное законодательство лишь обеспечивает исполнение международных договоров. По своей сути, таможенно-тарифное регулирование не потерпело значительных изменений. Был несколько изменён льготный режим, таможенный тариф и совершенно измена правовая основа таможенно-тарифного регулирования (в частности, в связи с образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в нашей стране был упразднён ряд законов и иных нормативных актов и основой национального таможенного регулирования стал 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
2) Модернизация в экономическом, организационном и правовом аспектах торгово-экономических инструментов таможенного регулирования ВЭД, ключевыми из которых являются таможенно-тарифные инструменты, выступает одним из ключевых условий активизации научно¬производственного потенциала стран ЕАЭС, восстановления и развития воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. В ходе проведенного автором анализа установлено, что инструменты таможенного регулирования ВЭД в ЕАЭС, соответствуя в целом международным требованиям, имеют ряд трансформационных особенностей:
- недостаточная проработка инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС, что особенно негативно отзывается в условиях необходимости реализации стратегии неоиндустриализации и импортозамещения, а также низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа;
- жесткая увязка преференциальной системы с международными страновыми оценками при определении перечней развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции.
Таким образом, в рамках совершенствования системы таможенного регулирования рационально реализовать следующие мероприятия:
1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС (определение перечня стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования, порядок действия режима свободной торговли, порядок предоставления тарифных льгот и преференций, проведение единой таможенно-тарифной политики на основе определения императивов промышленной политики в рамках формируемого единого экономического пространства, направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли, стимулирование процессов импортозамещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран ЕАЭС);
2) совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС и повышение эффективности контроля за классификацией товаров, предполагающее детализацию кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС для выделения инновационных товаров, а также товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов ЕАЭС, формирование в рамках ЕАЭС единой библиотеки решений по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, направленные на углубление промышленной кооперации, создание общих технологических платформ и промышленных кластеров, стимулирование развития импортозамещающего производства, повышение эффективности мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в ЕАЭС;
3) корректировка перечня развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ЕАЭС, минимизация одностороннего предоставления тарифных преференций странам с динамично развивающейся экономикой и формирование стратегического двух- или многостороннего сотрудничества с развивающимися государствами, включающего, помимо взаимного предоставления тарифных преференций, вопросы торгово-экономического сотрудничества, доступа на рынки, взаимного соблюдения прав участников ВЭД;
4) повышение эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах - членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
5) совершенствование системы определения и контроля таможенной стоимости на основе уточнения методических подходов к применению процедуры отложенного определения таможенной стоимости для надежных участников ВЭД, а также внедрения алгоритма принятия таможенными органами государств - членов ЕАЭС предварительных решений по таможенной стоимости товаров.
Реализация данных положений будет способствовать устранению дисбалансов и асимметрии внешнеторгового баланса государств - членов ЕАЭС, сокращению масштабов занижения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных платежей, созданию равных условий конкуренции иностранных и российских участников ВЭД и обеспечению эффективной защиты торгово-экономических интересов государств - членов ЕАЭС в процессе интеграции в систему мирового хозяйства.
Подобные работы
- «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: РЕТРОСПЕКТИВА И
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: РЕТРОСПЕКТИВА И
ТЕНДЕНЦИЯ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы таможенного регулирования в ЕАЭС: организационные и правовые аспекты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Административные правонарушения в области таможенного дела и ответственность за
них
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Евроинтеграция Турции при президентстве Эрдогана
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



