ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
|
Введение
Глава I. Теоретические основания анализа концепта как феномена культуры
1.1. Теория концепта в контексте культур философской парадигмы 11
1.2. Основные факторы формирования культурного концепта 27
1.3. Роль исторических преобразований в трансформации концепта культуры 47
Глава II. Особенности формирования и трансформации концепта
«семья» в контексте анализа культуры России
2.1. Генезис и эволюция учений о семье в европейской и российской науке, философии, культуре 65
2.2. Влияние культурных традиций Древней Руси на формирование концепта «семья» 90
2.3. Трансформация концепта «семья» в XVII-XIX вв.: традиции и новации 109
2.4. Модернизация традиционных представлений о семье в культуре России XX столетия 130
Заключение 154
Список использованных источников 159
Глава I. Теоретические основания анализа концепта как феномена культуры
1.1. Теория концепта в контексте культур философской парадигмы 11
1.2. Основные факторы формирования культурного концепта 27
1.3. Роль исторических преобразований в трансформации концепта культуры 47
Глава II. Особенности формирования и трансформации концепта
«семья» в контексте анализа культуры России
2.1. Генезис и эволюция учений о семье в европейской и российской науке, философии, культуре 65
2.2. Влияние культурных традиций Древней Руси на формирование концепта «семья» 90
2.3. Трансформация концепта «семья» в XVII-XIX вв.: традиции и новации 109
2.4. Модернизация традиционных представлений о семье в культуре России XX столетия 130
Заключение 154
Список использованных источников 159
Актуальность темы исследования обусловливается логикой развития представлений о семье в современной культуре, изменением образа семьи в массовом сознании. Особое значение приобретает процесс культурных трансформаций, в ходе которого одной из первоочередных задач становится поиск основания для дальнейшего развития культуры и общества. В условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор гендерных и фамильных стереотипов поведения. Исследование происходящих изменений затруднено отсутствием четкого определения терминов «образ», «понятие», «концепт». Изучение семьи как концепта позволяет понять взаимосвязь между сознанием и реальностью.
Понятие «концепт» приобретает особое значение в рамках современной парадигмы гуманитарного знания, осуществляет взаимодействие между человеком и культурой, выступает в виде представлений о культурных конструктах. Концепты обладают большой обобщающей силой и представляют собой преломление объективной действительности через призму культуры, сознания человека. Данное понятие приобретает в настоящее время философский статус, являясь универсалией. Концепт выступает в качестве фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, лингвистический, культурологический, логико¬семантический.
трансформация семейных ценностей является составляющей трансформации общенациональных ценностей.
Актуальность обращения к изучению концепта «семья» в отечественной культуре продиктована необходимостью поиска новых ценностных ориентиров. Таким образом, исследование концепта «семья» в контексте культуры России позволяет выявить специфику образа семьи на различных этапах развития, переосмыслить соотношение традиционного иновационного в представлениях о семье в рамках современной социокультурной ситуации.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, социологии, социальной философии, лингвокультурологии.
Культурфилософский анализ концепта осуществлен в работах А.П. Бабушкина, А. Вежбицкой, В.Г. Воркачева, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, В.В. Красных, Г. Лейбница, Д.С. Лихачева, Н.К. Рябцевой, Ю.С. Степанова, Е.Н. Сороченко, В.Н. Телии, Г. Фреге, Р.М. Фрумкиной, Л.О. Чернейко.
Исследование факторов, оказавших влияние на формирование концептов отечественной культуры, осуществлено в работах следующих авторов:
- Н. А. Бердяева, А.Я. Гуревича, Г. Гачева, И.В. Кондакова, В.В. Лысенко, рассматривающих сущность и особенности этнокультурного менталитета;
- С. А. Арутюнова, Б. М. Бернштейна, А. К. Байбурина, Я. Э. Голосовкера, Л.Г. Ионина, С. Лангер, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, К.М. Хоруженко, Д. Фрэзера, исследующих роль мифа и ритуала в традиционной культуре;
- А.Н. Афанасьева, Н.А. Бердяева, И.В. Кондакова, А. Кузьмина, Л . Уайта, А.В. Юдина, выявляющих роль культурно-исторических модернизаций в трансформации образов культуры.
Исследования многоаспектного понятия «семья» в русле историко-социологического и культурфилософского подходов осуществлены в работах А.И. Антонова, Н.И. Андреевой, С.И. Голода, М.М. Ковалевского, А.А. Магомедова, В.М. Медкова, П.А. Сорокина, Л. Уайта, А.Г. Харчева, Л.Я. Штернберга.
Проблемы генезиса, эволюции учений о семье в европейской и российской науке, философии и культуре, находят свое решение в трудах античных и средневековых мыслителей (Фалеса, Эзопа, Аристотеля, Платона, Ф. Аквинского, Я. Шпренгера); философов Нового времени (Ф. Бэкона, Г. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Энгельса); представителей отечественной культуры (Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского); мыслителей XX столетия (Д. Бернарда, С. де Бовуар, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Тернера, З. Фрейда, Б. Фридан).
Особенности формирования и трансформации концепта «семья» в кон-тексте социокультурной динамики России находят отражение в фольклорных, летописных, эпистолярных, литературных источниках, произведениях древнерусской литературы, произведениях классической русской литературы (И.А. Бунина, И.А. Гончарова Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова), произведениях советской литературы (А.С. Макаренко, В.Г. Распутина), произведениях современной литературы (А. Варламова, О. Пав-лова, Л. Улицкой).
Объектом исследования является концепт «семья» как элемент культурной концептосферы.
Предметом диссертационного исследования являются основные тенденции формирования и изменения концепта «семья» в культуре.
Цель исследования состоит в выявлении сущности и особенностей процесса трансформации концепта «семья» в контексте культурного развития России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть исходные принципы анализа концепта в контексте культур- философской парадигмы;
- выявить факторы формирования культурного концепта;
- исследовать основные подходы к изучению понятия «семья»;
- определить сущность трансформации концепта «семья» в древнерусской культуре;
- проследить особенности трансформации концепта «семья» в XVII-XIX столетиях;
- определить специфику модернизации традиционных представлений о семье в культуре России XX- XXI столетия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу особенностей культуры России, ее исторической динамики.
Теоретико-методологической основой диссертации выступает системный подход, способствующий осуществлению многоаспектного анализа явления, позволяющий представить предмет исследования во всей полноте. В ходе проведения научного исследования были использованы возможности социокультурного подхода, на основе которого формируется представление о культуре как главной сфере формирования и функционирования концепта.
В качестве основополагающего в диссертационном исследовании вы-ступает принцип исторической последовательности, так как определение концепта складывается из исторически различных пластов, отличных по своему происхождению и семантике. Принцип плюрализма позволяет осуществить исследование концепта «семья» с точки зрения многообразия социо-культурных проявлений.
мы историко-этнологического метода реконструкции и социологического метода. Использование данного метода позволяет выявить сущность и особенности трансформации концепта «семья» в контексте культурного развития России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• осуществлен культурфилософский анализ концепта и выявлено его значение для современного гуманитарного знания;
• выявлены основные факторы, оказавшие влияние на формирование устойчивых концептов культуры: этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, исторические модернизации;
• определены основные подходы к изучению понятия «семья» и отмечена смысловая нечеткость данного понятия;
• выявлено влияние культурных традиций Древней Руси на формирование концепта «семья», показан синкретичный характер представлений о семье;
• исследован процесс формирования традиционного образа семьи в культуре XVII- XIX столетий;
• проанализированы особенности трансформации концепта «семья» в русле современной социокультурной ситуации в России, выявлено соотношение традиционных и новационных представлений о семье. Сферой существования культурных концептов является массовое сознание; большинство культурных концептов именуются константами.
2. Основными факторами, способствующими формированию концептов культуры, являются этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, исторические преобразования. Этно-культурный менталитет оказывает влияние на формирование концептосферы национальной культуры. В рамках мифологического мировосприятия формируются архаические представления о семье, определенные стереотипы поведения. Исторические преобразования обусловливают трансформацию традиционных представлений о семье. Все вышеперечисленные факторы на протяжении развития культуры оказывали влияние на формирование культурных концептов.
3. В качестве основных подходов к исследованию понятия «семья» рассматриваются историко-социологический и культурфилософский. Представители культурфилософского подхода определяют человека и семью как часть культуры. Национальная культура в процессе развития формирует при¬сущий ей образ семьи и собственное понимание семейных отношений. Изменения представлений о семье связаны с историческими трансформациями гендерных отношений, которые, в свою очередь, являются частным проявлением социальных, культурных, мировоззренческих изменений.
4. В условиях культурной ситуации двоеверия, характерной для периода средневековья, понятия о христианских нормах сочетались с мифологическими представлениями. Первичный исторический пласт культурного концепта «семья» представляет собой синкретичное целое, в составе которого можно выделить семантические элементы «род»; «первопредок»; «родство», восходящие по происхождению к языческой эпохе, а также компоненты «домострой / государство», сформировавшиеся в русле традиций христианской Руси.
5. Социально-исторические, политические, культурные модернизации в России XVII-XIX вв. сопровождались трансформациями в сфере мировоззрения. Данные изменения способствовали образованию нового пласта концепта «семья», сформировавшегося в рамках дворянской культуры и ставшего впоследствии основой традиционных представлений о семье. К началу XX века в условиях культурных перемен концепт «семья» приобретает специфический смысл, связанный с культурной универсализацией, когда традиционные представления утрачивают свою самоценность, растворяясь в общепринятых нормах.
6. Для современного социокультурного процесса, отличающегося мировоззренческой противоречивостью, характерно противодействие двух тенденций: возрождение традиционных представлений и формирование новой системы ценностей. В постперестроечные десятилетия происходит формирование нового пласта концепта «семья» в российской культуре, семантическими доминантами которого являются: «дисгармония», «обособленность», «отчужденность». В то же время в национальной культуре концепт «семья» сохраняет традиционные константные компоненты: «место, где родные люди», «тепло», «поддержка», «дом». В русле обращения к традиционным ценностям национальной культуры актуализация исконного значения концепта «семья» является закономерным процессом.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации и полученные результаты могут быть использованы:
- при исследовании социокультурных трансформаций современного обще-ства;
- для дальнейшего изучения проблемы трансформации концепта «семья» в культуре России;
- при разработке методологии познания современной культуры.
Теоретические обобщения и выводы могут использоваться для подготовки специальных курсов по философии культуры, культурной антропологии, например: «Образ семьи в российской и западноевропейской культуре», «Гендерные стереотипы поведения в контексте эволюции культуры».
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях общим объемом 2,1 п.л. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на 48, 49, 50 научных конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (2003, 2004, 2005 гг., г. Ставрополь); научной конференции «Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России» (2003 г., г. Ставрополь); научно¬методическом семинаре «TEXTUS» Ставропольского государственного университета (2004г., г. Ставрополь).
Понятие «концепт» приобретает особое значение в рамках современной парадигмы гуманитарного знания, осуществляет взаимодействие между человеком и культурой, выступает в виде представлений о культурных конструктах. Концепты обладают большой обобщающей силой и представляют собой преломление объективной действительности через призму культуры, сознания человека. Данное понятие приобретает в настоящее время философский статус, являясь универсалией. Концепт выступает в качестве фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, лингвистический, культурологический, логико¬семантический.
трансформация семейных ценностей является составляющей трансформации общенациональных ценностей.
Актуальность обращения к изучению концепта «семья» в отечественной культуре продиктована необходимостью поиска новых ценностных ориентиров. Таким образом, исследование концепта «семья» в контексте культуры России позволяет выявить специфику образа семьи на различных этапах развития, переосмыслить соотношение традиционного иновационного в представлениях о семье в рамках современной социокультурной ситуации.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, социологии, социальной философии, лингвокультурологии.
Культурфилософский анализ концепта осуществлен в работах А.П. Бабушкина, А. Вежбицкой, В.Г. Воркачева, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, В.В. Красных, Г. Лейбница, Д.С. Лихачева, Н.К. Рябцевой, Ю.С. Степанова, Е.Н. Сороченко, В.Н. Телии, Г. Фреге, Р.М. Фрумкиной, Л.О. Чернейко.
Исследование факторов, оказавших влияние на формирование концептов отечественной культуры, осуществлено в работах следующих авторов:
- Н. А. Бердяева, А.Я. Гуревича, Г. Гачева, И.В. Кондакова, В.В. Лысенко, рассматривающих сущность и особенности этнокультурного менталитета;
- С. А. Арутюнова, Б. М. Бернштейна, А. К. Байбурина, Я. Э. Голосовкера, Л.Г. Ионина, С. Лангер, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, К.М. Хоруженко, Д. Фрэзера, исследующих роль мифа и ритуала в традиционной культуре;
- А.Н. Афанасьева, Н.А. Бердяева, И.В. Кондакова, А. Кузьмина, Л . Уайта, А.В. Юдина, выявляющих роль культурно-исторических модернизаций в трансформации образов культуры.
Исследования многоаспектного понятия «семья» в русле историко-социологического и культурфилософского подходов осуществлены в работах А.И. Антонова, Н.И. Андреевой, С.И. Голода, М.М. Ковалевского, А.А. Магомедова, В.М. Медкова, П.А. Сорокина, Л. Уайта, А.Г. Харчева, Л.Я. Штернберга.
Проблемы генезиса, эволюции учений о семье в европейской и российской науке, философии и культуре, находят свое решение в трудах античных и средневековых мыслителей (Фалеса, Эзопа, Аристотеля, Платона, Ф. Аквинского, Я. Шпренгера); философов Нового времени (Ф. Бэкона, Г. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Энгельса); представителей отечественной культуры (Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского); мыслителей XX столетия (Д. Бернарда, С. де Бовуар, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Тернера, З. Фрейда, Б. Фридан).
Особенности формирования и трансформации концепта «семья» в кон-тексте социокультурной динамики России находят отражение в фольклорных, летописных, эпистолярных, литературных источниках, произведениях древнерусской литературы, произведениях классической русской литературы (И.А. Бунина, И.А. Гончарова Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова), произведениях советской литературы (А.С. Макаренко, В.Г. Распутина), произведениях современной литературы (А. Варламова, О. Пав-лова, Л. Улицкой).
Объектом исследования является концепт «семья» как элемент культурной концептосферы.
Предметом диссертационного исследования являются основные тенденции формирования и изменения концепта «семья» в культуре.
Цель исследования состоит в выявлении сущности и особенностей процесса трансформации концепта «семья» в контексте культурного развития России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть исходные принципы анализа концепта в контексте культур- философской парадигмы;
- выявить факторы формирования культурного концепта;
- исследовать основные подходы к изучению понятия «семья»;
- определить сущность трансформации концепта «семья» в древнерусской культуре;
- проследить особенности трансформации концепта «семья» в XVII-XIX столетиях;
- определить специфику модернизации традиционных представлений о семье в культуре России XX- XXI столетия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу особенностей культуры России, ее исторической динамики.
Теоретико-методологической основой диссертации выступает системный подход, способствующий осуществлению многоаспектного анализа явления, позволяющий представить предмет исследования во всей полноте. В ходе проведения научного исследования были использованы возможности социокультурного подхода, на основе которого формируется представление о культуре как главной сфере формирования и функционирования концепта.
В качестве основополагающего в диссертационном исследовании вы-ступает принцип исторической последовательности, так как определение концепта складывается из исторически различных пластов, отличных по своему происхождению и семантике. Принцип плюрализма позволяет осуществить исследование концепта «семья» с точки зрения многообразия социо-культурных проявлений.
мы историко-этнологического метода реконструкции и социологического метода. Использование данного метода позволяет выявить сущность и особенности трансформации концепта «семья» в контексте культурного развития России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• осуществлен культурфилософский анализ концепта и выявлено его значение для современного гуманитарного знания;
• выявлены основные факторы, оказавшие влияние на формирование устойчивых концептов культуры: этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, исторические модернизации;
• определены основные подходы к изучению понятия «семья» и отмечена смысловая нечеткость данного понятия;
• выявлено влияние культурных традиций Древней Руси на формирование концепта «семья», показан синкретичный характер представлений о семье;
• исследован процесс формирования традиционного образа семьи в культуре XVII- XIX столетий;
• проанализированы особенности трансформации концепта «семья» в русле современной социокультурной ситуации в России, выявлено соотношение традиционных и новационных представлений о семье. Сферой существования культурных концептов является массовое сознание; большинство культурных концептов именуются константами.
2. Основными факторами, способствующими формированию концептов культуры, являются этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, исторические преобразования. Этно-культурный менталитет оказывает влияние на формирование концептосферы национальной культуры. В рамках мифологического мировосприятия формируются архаические представления о семье, определенные стереотипы поведения. Исторические преобразования обусловливают трансформацию традиционных представлений о семье. Все вышеперечисленные факторы на протяжении развития культуры оказывали влияние на формирование культурных концептов.
3. В качестве основных подходов к исследованию понятия «семья» рассматриваются историко-социологический и культурфилософский. Представители культурфилософского подхода определяют человека и семью как часть культуры. Национальная культура в процессе развития формирует при¬сущий ей образ семьи и собственное понимание семейных отношений. Изменения представлений о семье связаны с историческими трансформациями гендерных отношений, которые, в свою очередь, являются частным проявлением социальных, культурных, мировоззренческих изменений.
4. В условиях культурной ситуации двоеверия, характерной для периода средневековья, понятия о христианских нормах сочетались с мифологическими представлениями. Первичный исторический пласт культурного концепта «семья» представляет собой синкретичное целое, в составе которого можно выделить семантические элементы «род»; «первопредок»; «родство», восходящие по происхождению к языческой эпохе, а также компоненты «домострой / государство», сформировавшиеся в русле традиций христианской Руси.
5. Социально-исторические, политические, культурные модернизации в России XVII-XIX вв. сопровождались трансформациями в сфере мировоззрения. Данные изменения способствовали образованию нового пласта концепта «семья», сформировавшегося в рамках дворянской культуры и ставшего впоследствии основой традиционных представлений о семье. К началу XX века в условиях культурных перемен концепт «семья» приобретает специфический смысл, связанный с культурной универсализацией, когда традиционные представления утрачивают свою самоценность, растворяясь в общепринятых нормах.
6. Для современного социокультурного процесса, отличающегося мировоззренческой противоречивостью, характерно противодействие двух тенденций: возрождение традиционных представлений и формирование новой системы ценностей. В постперестроечные десятилетия происходит формирование нового пласта концепта «семья» в российской культуре, семантическими доминантами которого являются: «дисгармония», «обособленность», «отчужденность». В то же время в национальной культуре концепт «семья» сохраняет традиционные константные компоненты: «место, где родные люди», «тепло», «поддержка», «дом». В русле обращения к традиционным ценностям национальной культуры актуализация исконного значения концепта «семья» является закономерным процессом.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации и полученные результаты могут быть использованы:
- при исследовании социокультурных трансформаций современного обще-ства;
- для дальнейшего изучения проблемы трансформации концепта «семья» в культуре России;
- при разработке методологии познания современной культуры.
Теоретические обобщения и выводы могут использоваться для подготовки специальных курсов по философии культуры, культурной антропологии, например: «Образ семьи в российской и западноевропейской культуре», «Гендерные стереотипы поведения в контексте эволюции культуры».
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях общим объемом 2,1 п.л. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на 48, 49, 50 научных конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (2003, 2004, 2005 гг., г. Ставрополь); научной конференции «Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России» (2003 г., г. Ставрополь); научно¬методическом семинаре «TEXTUS» Ставропольского государственного университета (2004г., г. Ставрополь).
Характер философских, культурологических, лингвистических исследований последнего десятилетия позволяет констатировать возрастающее внимание ученых к понятию «концепт». Данное понятие приобретает сегодня философский статус, становится универсалией. Концепт выполняет интеграционную функцию, выступая в качестве своеобразного фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, культурологический, лингвистический, логико¬
семантический. В ходе анализа современных научных теорий можно выделить следующие типы концептов: концепты культуры; концепты мировоззрения; эмоциональные концепты; концепты текста. Особую значимость имеют концепты культуры, которые предстают как посредники, осуществляющие взаимодействие между человеком и культурой. Они обладают двойственной природой, соединяя в себе рациональное и иррациональное начало; выступают как единство индивидуального и коллективного, устойчивого и изменчивого. Концепты культуры имеют сложную «слоистую», «мозаичную» структуру. Они существуют в виде совокупности представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Рассматривая концепты как коллективное достояние русской духовной жизни, необходимо отметить, что сферой их существования является массовое сознание.
Концепты культуры имеют двойственную природу: в их структуре со-существуют устойчивые элементы (константы) и элементы, образовавшиеся в результате различного рода трансформаций. Обращаясь к эпохе формирования концепта «семья», необходимо отметить значение социокультурных факторов, оказавших влияние на становление семантических констант в структуре концепта. По нашему мнению, к таковым факторам можно отнести: этнокультурный менталитет, мифологическое сознание и ритуальные поведенческие установки.
Этнокультурный менталитет формируется в течение столетий, обладает слабой изменчивостью и устойчивостью структур. На основании этно-культурного менталитета, формирующего глубинную структуру культуры, под влиянием разнообразных социально-исторических факторов складывается смысловое ядро древнерусской культуры, в основании которой лежат три доминанты: мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, христианская идеология. Миф и ритуал обладают внутренним единством, общей функцией, миф придает архетипический смысл ритуалу, внутренне обусловливает его, а ритуал дает возможность мифу воплотиться в человеческой реальности.
Этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки оказывают влияние на формирование устойчивых семантических элементов, составляющих первичный пласт концепта «семья».
Исторические преобразования являются важнейшим фактором, обусловливающим трансформации культурного концепта. В рамках данного исследования особое значение приобретают Крещение Руси, реформы XVII¬XVIII столетий, модернизации начала XX века, перестройка 1985 года. Крещение Руси можно рассматривать как разновидность культурно¬исторических модернизаций. Сложное взаимодействие существовавшего в течение тысячелетий язычества и принесенного извне христианства позволило исследователям говорить о феномене двоеверия, которое стало одной из доминант российской духовной культуры. Сущность его заключается в за-креплении за язычеством и христианством самостоятельных, обособленных сфер. Петровские реформы XVIII повлекли за собой осуществление качественного исторического скачка, способствующего переходу древнерусской средневековой культуры в новую парадигму. Социокультурный раскол, начавшийся с раскола религиозного становится характерной особенностью русской культуры на протяжении всего ее развития. Резкая смена культурно-исторической парадигмы породила многочисленные антиномии во всех сферах культуры и общества, самой глобальной из которых стало сосуществование двух противоположных систем ценностей: традиционной древнерусской и привнесенной извне европейской.
Необходимо отметить факт преемственности развития российской культуры: Октябрьский переворот 1917 года был следствием трансформаций, происходящих в социокультурной сфере начиная с XVII столетия. По определению Н.А. Бердяева, религиозная энергия русской души обладает способностью переключаться на цели, отличные от религиозных, например, на социальные идеи. Главной особенностью постоктябрьской эпохи было посте-пенное формирование нового типа человека - homo sovetikus, последовательная трансформация системы ценностей. Последнее десятилетие XX века многие исследователи называют «смутным», переходным. Политический, экономический кризис конца XX века сопровождался кризисом мировоззренческим: в области коллективного сознания осуществлялся болезненный перелом мировоззренческих доминант, сопровождающийся обрывом части культурного опыта, традиций. Особое значение в современной социокультурной ситуации приобретает поиск ценностных ориентиров, новых оснований для развития культуры.
Исторические преобразования, зачастую связанные с социальными модернизациями, способствовали расширению концептосферы русской куль¬туры. Кроме того, культурно-исторические преобразования оказывали опосредованное влияние на формирование культурных концептов и в частности - на трансформации концепта «семья», сущность которых выявлена в следующей главе исследования.
В настоящее время при исследовании любого аспекта понятия «семья» невозможно не учитывать его сложной и многогранной сущности. Обобщая концепции разных авторов, можно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурфилософский. Особое значение для данного исследования имеет культурфилософский подход, представители которого рассматривают человека и семью как часть культуры. Отдельная национальная культура на определенном этапе своего развития формирует присущий ей образ семьи и собственное понимание семейных отношений. Изменения представлений о семье связаны с историческими трансформациями гендерных отношений, которые в свою очередь есть частное проявление социальных, культурных, мировоззренческих изменений.
Возникновению парной семьи и повсеместному распространению од¬ной из ее разновидностей - патриархальной семьи - предшествовали более древние формы брака и семьи. Крещение Руси, рассматриваемое как разно¬видность социально-исторических модернизаций, повлекло за собой реформы в различных областях социальной и культурной жизни страны, оно способствовало трансформации мировоззрения средневекового русича. В условиях культурной ситуации двоеверия, характерной для периода средневековья, понятия о христианских нормах сочетались с мифологическими представлениями. Таким образом, первичный исторический пласт культурного концепта «семья» представляет собой синкретичное целое, в составе которого можно выделить смысловые компоненты «род»; «первопредок»; «родство», восходящие по происхождению к языческой эпохе, а также компоненты «домострой»; «государство», сформировавшиеся в русле традиций христианской Руси.
Социально-исторические, политические, культурные модернизации в России XVII-XIX вв. сопровождались трансформациями в сфере мировоззрения. Можно утверждать факт образования нового пласта в структуре концепта «семья», сформировавшегося в рамках дворянской культуры и ставшего впоследствии основой традиционных представлений о семье. К началу XX века в условиях культурных перемен концепт «семья» приобретает специфический смысл, связанный с культурной универсализацией, когда традиционные представления утрачивают свою самоценность, растворяясь в общепринятых нормах.
В русле современного социокультурного процесса, отличающегося мировоззренческой противоречивостью, можно отметить процесс противодействия двух тенденций: возрождение традиционных представлений и формирование новой системы ценностей. В постперестроечные десятилетия можно говорить об образовании нового пласта концепта «семья» в российской культуре, семантическими доминантами которого являются «дисгармония», «обособленность», «отчужденность». В то же время в национальной культуре концепт «семья» сохраняет традиционные константные элементы «родные люди», «тепло», «поддержка», «дом». Необходимо отметить, что в русле обращения к традиционным ценностям национальной культуры актуализация исконного значения концепта «семья» является закономерным процессом.
семантический. В ходе анализа современных научных теорий можно выделить следующие типы концептов: концепты культуры; концепты мировоззрения; эмоциональные концепты; концепты текста. Особую значимость имеют концепты культуры, которые предстают как посредники, осуществляющие взаимодействие между человеком и культурой. Они обладают двойственной природой, соединяя в себе рациональное и иррациональное начало; выступают как единство индивидуального и коллективного, устойчивого и изменчивого. Концепты культуры имеют сложную «слоистую», «мозаичную» структуру. Они существуют в виде совокупности представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Рассматривая концепты как коллективное достояние русской духовной жизни, необходимо отметить, что сферой их существования является массовое сознание.
Концепты культуры имеют двойственную природу: в их структуре со-существуют устойчивые элементы (константы) и элементы, образовавшиеся в результате различного рода трансформаций. Обращаясь к эпохе формирования концепта «семья», необходимо отметить значение социокультурных факторов, оказавших влияние на становление семантических констант в структуре концепта. По нашему мнению, к таковым факторам можно отнести: этнокультурный менталитет, мифологическое сознание и ритуальные поведенческие установки.
Этнокультурный менталитет формируется в течение столетий, обладает слабой изменчивостью и устойчивостью структур. На основании этно-культурного менталитета, формирующего глубинную структуру культуры, под влиянием разнообразных социально-исторических факторов складывается смысловое ядро древнерусской культуры, в основании которой лежат три доминанты: мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, христианская идеология. Миф и ритуал обладают внутренним единством, общей функцией, миф придает архетипический смысл ритуалу, внутренне обусловливает его, а ритуал дает возможность мифу воплотиться в человеческой реальности.
Этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки оказывают влияние на формирование устойчивых семантических элементов, составляющих первичный пласт концепта «семья».
Исторические преобразования являются важнейшим фактором, обусловливающим трансформации культурного концепта. В рамках данного исследования особое значение приобретают Крещение Руси, реформы XVII¬XVIII столетий, модернизации начала XX века, перестройка 1985 года. Крещение Руси можно рассматривать как разновидность культурно¬исторических модернизаций. Сложное взаимодействие существовавшего в течение тысячелетий язычества и принесенного извне христианства позволило исследователям говорить о феномене двоеверия, которое стало одной из доминант российской духовной культуры. Сущность его заключается в за-креплении за язычеством и христианством самостоятельных, обособленных сфер. Петровские реформы XVIII повлекли за собой осуществление качественного исторического скачка, способствующего переходу древнерусской средневековой культуры в новую парадигму. Социокультурный раскол, начавшийся с раскола религиозного становится характерной особенностью русской культуры на протяжении всего ее развития. Резкая смена культурно-исторической парадигмы породила многочисленные антиномии во всех сферах культуры и общества, самой глобальной из которых стало сосуществование двух противоположных систем ценностей: традиционной древнерусской и привнесенной извне европейской.
Необходимо отметить факт преемственности развития российской культуры: Октябрьский переворот 1917 года был следствием трансформаций, происходящих в социокультурной сфере начиная с XVII столетия. По определению Н.А. Бердяева, религиозная энергия русской души обладает способностью переключаться на цели, отличные от религиозных, например, на социальные идеи. Главной особенностью постоктябрьской эпохи было посте-пенное формирование нового типа человека - homo sovetikus, последовательная трансформация системы ценностей. Последнее десятилетие XX века многие исследователи называют «смутным», переходным. Политический, экономический кризис конца XX века сопровождался кризисом мировоззренческим: в области коллективного сознания осуществлялся болезненный перелом мировоззренческих доминант, сопровождающийся обрывом части культурного опыта, традиций. Особое значение в современной социокультурной ситуации приобретает поиск ценностных ориентиров, новых оснований для развития культуры.
Исторические преобразования, зачастую связанные с социальными модернизациями, способствовали расширению концептосферы русской куль¬туры. Кроме того, культурно-исторические преобразования оказывали опосредованное влияние на формирование культурных концептов и в частности - на трансформации концепта «семья», сущность которых выявлена в следующей главе исследования.
В настоящее время при исследовании любого аспекта понятия «семья» невозможно не учитывать его сложной и многогранной сущности. Обобщая концепции разных авторов, можно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурфилософский. Особое значение для данного исследования имеет культурфилософский подход, представители которого рассматривают человека и семью как часть культуры. Отдельная национальная культура на определенном этапе своего развития формирует присущий ей образ семьи и собственное понимание семейных отношений. Изменения представлений о семье связаны с историческими трансформациями гендерных отношений, которые в свою очередь есть частное проявление социальных, культурных, мировоззренческих изменений.
Возникновению парной семьи и повсеместному распространению од¬ной из ее разновидностей - патриархальной семьи - предшествовали более древние формы брака и семьи. Крещение Руси, рассматриваемое как разно¬видность социально-исторических модернизаций, повлекло за собой реформы в различных областях социальной и культурной жизни страны, оно способствовало трансформации мировоззрения средневекового русича. В условиях культурной ситуации двоеверия, характерной для периода средневековья, понятия о христианских нормах сочетались с мифологическими представлениями. Таким образом, первичный исторический пласт культурного концепта «семья» представляет собой синкретичное целое, в составе которого можно выделить смысловые компоненты «род»; «первопредок»; «родство», восходящие по происхождению к языческой эпохе, а также компоненты «домострой»; «государство», сформировавшиеся в русле традиций христианской Руси.
Социально-исторические, политические, культурные модернизации в России XVII-XIX вв. сопровождались трансформациями в сфере мировоззрения. Можно утверждать факт образования нового пласта в структуре концепта «семья», сформировавшегося в рамках дворянской культуры и ставшего впоследствии основой традиционных представлений о семье. К началу XX века в условиях культурных перемен концепт «семья» приобретает специфический смысл, связанный с культурной универсализацией, когда традиционные представления утрачивают свою самоценность, растворяясь в общепринятых нормах.
В русле современного социокультурного процесса, отличающегося мировоззренческой противоречивостью, можно отметить процесс противодействия двух тенденций: возрождение традиционных представлений и формирование новой системы ценностей. В постперестроечные десятилетия можно говорить об образовании нового пласта концепта «семья» в российской культуре, семантическими доминантами которого являются «дисгармония», «обособленность», «отчужденность». В то же время в национальной культуре концепт «семья» сохраняет традиционные константные элементы «родные люди», «тепло», «поддержка», «дом». Необходимо отметить, что в русле обращения к традиционным ценностям национальной культуры актуализация исконного значения концепта «семья» является закономерным процессом.
Подобные работы
- Трансформация концепта "Семья" в культуре России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Фразеологические единицы с компонентом «Семья» в СМИ в русском, английском и немецком языках
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-НАЧАЛА XX В. И МЕДИАТЕКСТАХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XXI В.
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Образ семьи в российских электронных СМИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Благотворительные организации как субъект социальной поддержки семьи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2025 - Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СТИЛЯМИ СУПРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАННЕМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



