ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (обзор литературы) 13
1.1. Экологическое состояние городов Ставропольского края 13
1.2. Состояние ведущих систем адаптации при действии стрессорных факторов 17
1.3. Некоторые аспекты морфологического, функционального и
психологического развития детей в экологически неблагоприятных условиях 22
1.4. Состояние здоровья детей и подростков в учебных заведениях нового типа 31
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 41
2.2.1. Определение показателей физического развития 41
2.2.1.1. Измерение длины тела (роста) 41
2.2.1.2. Определение массы тела 41
2.2.1.3. Измерение окружности грудной клетки 42
2.2.1.4. Определение жизненной емкости легких 42
2.2.2. Методы выявления резервных возможностей адаптационных систем организма 42
2.2.2.1.Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК 42
2.2.2.2.Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения 45
2.2.3. Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы 50
2.2.3.1.Оценка центрального и периферического кровообращения 50
2.2.3.2. Методика исследования регуляторных механизмов
2.2.4. Метод определения функционального состояния
гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы 54
2.2.4.1.Определение концентрации кортизола в слюне 54
2.2.5. Методы определения функционального состояния
гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы 55
2.2.5.1. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне . 56
2.2.5.2. Определение степени полового развития 57
2.2.6. Методы исследования функционального состояния
центральной нервной системы 57
2.2.7. Определение длительности индивидуальной минуты 59
2.2.8. Методы оценки психического статуса 60
2.2.8.1. Методика определения уровня невротизации и
психопатии (УНП) 60
2.2.8.2. Определение уровня тревожности 62
2.3. Методы статистической обработки результатов 62
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ 64
3.1. Физическое развитие учащихся инновационных школ,
проживающих в разных экологических условиях 65
3.2. Состояние кардиореспираторной системы у учащихся
инновационных школ, проживающих в различных экологических условиях 73
3.3. Состояние центральной нервной системы у учащихся 86
инновационных школ
3.4. Гормональный статус учащихся инновационных школ в 91
условиях химического неблагополучия среды
3.5. Психическое здоровье учащихся инновационных школ 94
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
ВЫВОДЫ 108
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
Глава 1. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (обзор литературы) 13
1.1. Экологическое состояние городов Ставропольского края 13
1.2. Состояние ведущих систем адаптации при действии стрессорных факторов 17
1.3. Некоторые аспекты морфологического, функционального и
психологического развития детей в экологически неблагоприятных условиях 22
1.4. Состояние здоровья детей и подростков в учебных заведениях нового типа 31
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования 41
2.2.1. Определение показателей физического развития 41
2.2.1.1. Измерение длины тела (роста) 41
2.2.1.2. Определение массы тела 41
2.2.1.3. Измерение окружности грудной клетки 42
2.2.1.4. Определение жизненной емкости легких 42
2.2.2. Методы выявления резервных возможностей адаптационных систем организма 42
2.2.2.1.Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК 42
2.2.2.2.Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения 45
2.2.3. Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы 50
2.2.3.1.Оценка центрального и периферического кровообращения 50
2.2.3.2. Методика исследования регуляторных механизмов
2.2.4. Метод определения функционального состояния
гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы 54
2.2.4.1.Определение концентрации кортизола в слюне 54
2.2.5. Методы определения функционального состояния
гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы 55
2.2.5.1. Определение уровня эстрадиола и тестостерона в слюне . 56
2.2.5.2. Определение степени полового развития 57
2.2.6. Методы исследования функционального состояния
центральной нервной системы 57
2.2.7. Определение длительности индивидуальной минуты 59
2.2.8. Методы оценки психического статуса 60
2.2.8.1. Методика определения уровня невротизации и
психопатии (УНП) 60
2.2.8.2. Определение уровня тревожности 62
2.3. Методы статистической обработки результатов 62
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ 64
3.1. Физическое развитие учащихся инновационных школ,
проживающих в разных экологических условиях 65
3.2. Состояние кардиореспираторной системы у учащихся
инновационных школ, проживающих в различных экологических условиях 73
3.3. Состояние центральной нервной системы у учащихся 86
инновационных школ
3.4. Гормональный статус учащихся инновационных школ в 91
условиях химического неблагополучия среды
3.5. Психическое здоровье учащихся инновационных школ 94
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
ВЫВОДЫ 108
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
Актуальность исследования. В последние десятилетия в государстве произошли существенные политические, экономические и социальные изменения, которые оказали влияние на каждого жителя страны, особенно на состояние здоровья. В то же время трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи (Бережков Л.Ф., 1997; Агаджанян Н.А. и соавт., 1999; Кучма В.Р., 2003; Смирнов Н.К., 2003).
Детское население в значительной мере отличается от взрослого незавершенностью процессов биологического и психического развития. Это является причиной того, что детский организм особенно подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий различной природы и интенсивности, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития патологических изменений в организме (Губарева Л.И., 2001; Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Боев И.В., 2003; Губарева Л.И. и соавт., 2003, 2004). Причем, комплекс полимодальных воздействий, где сочетаются экологические, социальные и психоэмоциональные факторы, сказывается не только на функциональном состоянии ребенка в настоящий момент, но и значительно влияет на его дальнейшее существование. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины как науки и учреждениях (лицеях, прогимназиях, гимназиях и др., которые в определенной степени являются элитными) характеризуется значительной интенсификацией и увеличением суммарной дневной учебной нагрузки (Ковалева Е.Л., Шахраманова Р.К., 2000; Давыденко Л.А., 2004).
При этом значительно изменились учебные программы, большинство из которых не проходят гигиенической оценки (авторские программы), появились новые предметы, увеличилась недельная учебная нагрузка учащихся, весьма интенсивно происходит информатизация процесса обучения, широко используются компьютеры в различных профильных и элективных курсах. Как правило, школы данного типа являются городскими образовательными учреждениями, что может привести к суммированию или потенцированию эффектов антропогенных факторов среды, оказывающих негативное воздействие на растущий организм. Одними из неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека, в том числе на рост распространенности психических заболеваний, фиксируемый медицинской статистикой среди всех возрастных групп населения, являются урбанизация и химическое загрязнение окружающей среды (Боев И.В., 1990; Ахвердова О.А., 1994; Положий Б.С., Вернекина Н.С., Хруленко И.О. и соавт., 1994; Платонов Г.Г., 1997; Агаджанян Н.А., 1999; Голдовская Л.Ф., 2000; Губарева Л.И., 2001; Лысенко Л.В., 2003; Волоскова Н.Н., 2003; Гюлушанян К.С., Кобрянова И.В., Луковка Я.В., 2003; Милашечкина Е.А., 2005; Goldsmith E., 1980; Castilia E. et al., 2000; Boyev I.V., Achverdova O.A., 1999).
Диагностика физиологических и психологических процессов, протекающих в организме юношей и девушек 16-17 лет, являющихся учащимися школ различного типа и проживающих в районах, существенно отличающихся по степени химического загрязнения, особенно актуальна на современном этапе в связи с масштабным внедрением инновационных форм обучения. В настоящее время с особой остротой ставятся вопросы сохранения здоровья в процессе обучения, его мониторинга с целью выявления групп риска и своевременной коррекции психосоматических нарушений.
Настоящее исследование отвечает требованиям Конвенции ООН о правах ребенка (1990) и Европейской хартии «Окружающая среда и охрана здоровья» (1990), согласно которым актуальной задачей является прогнозирование отдаленных последствий антропогенного воздействия, и п. 46 Указа Президента России от 20.04.1993 №468 «Разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации»; Федеральному закону № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000); Федеральному закону «Об образовании» и совместному приказу Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».
Цель работы - изучить влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние ведущих адаптационных систем школьников в условиях экологического неблагополучия среды.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в условиях воздействия суммы факторов различной природы и модальности: информационных, экологических, психоэмоциональных.
Задачи исследования.
1. Провести сравнительный анализ психического статуса юношей и девушек, обучающихся в инновационных школах в условиях экологического благополучия и в условиях химического загрязнения окружающей среды.
2. Изучить особенности функционирования ведущих адаптационных систем: кардиореспираторной, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной, нервной систем у учащихся инновационных школ в разных экологических условиях.
3. Изучить феномен адаптации как совокупности психофизиологических функций в их взаимосвязи с окружающей средой, а также различных взаимоотношений отдельных органов и систем в процессе адаптации в критические периоды онтогенеза: пубертат и юношество.
4. Выявить маркеры адаптации, позволяющие объективно оценить степень напряжения организма и его адаптационные резервы.
Научная новизна исследования.
Впервые на региональном уровне в условиях естественного эксперимента проведено многопараметрическое исследование состояния функциональных систем, ответственных за адаптацию к факторам среды: центральной нервной системы, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной,кардиореспираторной, у учащихся инновационных образовательных учреждений края, находящихся в различных эколого-химических условиях. Установлено, что интенсификация и увеличение суммарной дневной и недельной учебной нагрузки в инновационных школах приводит к снижению ростовых показателей, величин жизненной емкости легких, повышению частоты сердечных сокращений, артериального давления, индекса напряжения, адаптационного потенциала, свидетельствующих о нарастании симпатикотонии, а также повышению уровня катаболического гормона - кортизола, более выраженным у юношей 17 лет. При этом регистрировали незначительное повышение функциональной лабильности центральной нервной системы Сочетанное воздействие инновационных форм обучения и химического загрязнения окружающей среды приводит к ретардации физического и полового развития, выраженному напряжению центральных механизмов регуляции хронотропной функции сердца, изменению соотношения анаболических и катаболических стероидов, андро- и эстрогенов, снижению функциональных резервов ведущих адаптационных систем.
Впервые изучены особенности психического статуса личности школьников старшей ступени инновационных учебных учреждений и дана комплексная системная оценка влияния суммы антропогенных факторов на психосоматическое здоровье юношей и девушек 16-17 лет.
Выявлены маркеры адаптации, позволяющие объективно оценить степень напряжения организма и его адаптационные резервы при внедрении инновационных форм обучения: тест максимального потребления кислорода (МПК/кг), индивидуальной минуты (ИМ), частота сердечных сокращений, величина артериального давления и адаптационного потенциала (АП), уровень кортизола (К), тестостерона (Т), эстрадиола (Э) и соотношение Т/Э, длина тела и степень полового созревания, уровень тревожности, невротизации и психопатизации.
Теоретическая значимость исследования. Использование системного подхода позволяет спрогнозировать степень риска возникновения перенапряжения в работе функциональных систем. Химическое загрязнение окружающей среды потенцирует негативный эффект информационных и физических нагрузок, которым подвергаются учащиеся инновационных школ. Адаптация к многоуровневому и интенсивному процессу обучения вызывает напряжение компенсаторных механизмов, что грозит опасностью перенапряжения и срыва адаптации, а это неминуемо ведет к развитию болезни.
Практическая значимость исследования. Данное исследование позволяет проследить динамику формирования психофизиологических особенностей выпускников школ различного типа, оценить параметры морфофункционального состояния организма с точки зрения их соответствия нормативным возрастным значениям и создать базу данных для формирования паспорта здоровья индивида. На основании паспорта здоровья должна выстраиваться вся последующая работа по коррекции учебно¬воспитательного процесса и организации здорового образа жизни.
Результаты исследований представляют интерес для психофизиологов, психологов, физиологов, эндокринологов и медицинских работников, изучающих влияние различных по своей природе факторов среды на состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Практическую ценность работа представляет для педагогов образовательных учреждений, внедряющих современные формы, программы и методы в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, а также школьных врачей, психологов и социологов.
Результаты работы могут быть использованы для внесения корректив в содержание и организацию инновационных форм обучения, а также проведение профилактических и оздоровительных мероприятий с целью сохранения здоровья в условиях интенсификации образования.
2. Обучение в инновационных учебных заведениях позитивно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и психический статус учащихся.
3. Сочетанное воздействие химических факторов окружающей среды и факторов связанных с обучением в инновационных учебных заведениях негативно сказывается на психосоматическом здоровье подрастающего поколения.
4. В условиях химически неблагополучной среды обучение в инновационных учебных заведениях положительно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и психический статус учащихся.
5. Маркерами адаптации к инновационным формам обучения могут служить показатели психосоматического здоровья: уровень тревожности, невротизации и психопатизации, масса и длина тела, степень полового созревания, уровень гормонов в слюне (кортизола, тестостерона, эстрадиола) и соотношение Т/Э, частота сердечных сокращений, длительность индивидуальной минуты, величина артериального давления и адаптационного потенциала, относительная величина МПК.
Внедрение результатов исследования. Результаты научных исследований внедрены в МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя, а также в курсы лекций, лабораторные и практические занятия по дисциплинам «Психофизиология», «Антропология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», спецкурсов «Экология человека», «Психонейроэндокринология», «Социальный стресс и его профилактика» в Ставропольском государственном университете. Материалы могут быть использованы специалистами, работающими в области практической педагогики и психологии, возрастной и экологической физиологии, психофизиологии, эндокринологии.
Апробация работы. Материалы работы доложены и обсуждены на региональных и внутривузовских научных конференциях (Ставрополь, 2001 - 2005), межрегиональной конференции, посвященной 80-летию И.А.Држевецкой «Физиологические проблемы адаптации» (Ставрополь, 2003), Всероссийской конференции с международным участием «Нейроэндокринология - 2003» (Санкт-Петербург, 2003), международной научной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2004), XIX съезде Физиологического общества им. И.П. Павлова (Екатеринбург, 2004).
По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах, иллюстрирована 26 таблицами, 10 рисунками. Работа включает введение, обзор литературы, главы организация и методы исследования, результаты собственных исследований, заключение, выводы, библиографический указатель, включающий 204 источника, в том числе 172 отечественных и 32 зарубежных.
Работа выполнена по заказу Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю и является частью комплексного научного исследования, проведенного в период 1995-2005 гг., в лабораториях «Нейроэндокринные механизмы адаптации» и «Экологическая психофизиология» Ставропольского государственного университета под руководством доктора биологических наук, профессора Губаревой Л.И.
Детское население в значительной мере отличается от взрослого незавершенностью процессов биологического и психического развития. Это является причиной того, что детский организм особенно подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий различной природы и интенсивности, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития патологических изменений в организме (Губарева Л.И., 2001; Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Боев И.В., 2003; Губарева Л.И. и соавт., 2003, 2004). Причем, комплекс полимодальных воздействий, где сочетаются экологические, социальные и психоэмоциональные факторы, сказывается не только на функциональном состоянии ребенка в настоящий момент, но и значительно влияет на его дальнейшее существование. Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины как науки и учреждениях (лицеях, прогимназиях, гимназиях и др., которые в определенной степени являются элитными) характеризуется значительной интенсификацией и увеличением суммарной дневной учебной нагрузки (Ковалева Е.Л., Шахраманова Р.К., 2000; Давыденко Л.А., 2004).
При этом значительно изменились учебные программы, большинство из которых не проходят гигиенической оценки (авторские программы), появились новые предметы, увеличилась недельная учебная нагрузка учащихся, весьма интенсивно происходит информатизация процесса обучения, широко используются компьютеры в различных профильных и элективных курсах. Как правило, школы данного типа являются городскими образовательными учреждениями, что может привести к суммированию или потенцированию эффектов антропогенных факторов среды, оказывающих негативное воздействие на растущий организм. Одними из неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека, в том числе на рост распространенности психических заболеваний, фиксируемый медицинской статистикой среди всех возрастных групп населения, являются урбанизация и химическое загрязнение окружающей среды (Боев И.В., 1990; Ахвердова О.А., 1994; Положий Б.С., Вернекина Н.С., Хруленко И.О. и соавт., 1994; Платонов Г.Г., 1997; Агаджанян Н.А., 1999; Голдовская Л.Ф., 2000; Губарева Л.И., 2001; Лысенко Л.В., 2003; Волоскова Н.Н., 2003; Гюлушанян К.С., Кобрянова И.В., Луковка Я.В., 2003; Милашечкина Е.А., 2005; Goldsmith E., 1980; Castilia E. et al., 2000; Boyev I.V., Achverdova O.A., 1999).
Диагностика физиологических и психологических процессов, протекающих в организме юношей и девушек 16-17 лет, являющихся учащимися школ различного типа и проживающих в районах, существенно отличающихся по степени химического загрязнения, особенно актуальна на современном этапе в связи с масштабным внедрением инновационных форм обучения. В настоящее время с особой остротой ставятся вопросы сохранения здоровья в процессе обучения, его мониторинга с целью выявления групп риска и своевременной коррекции психосоматических нарушений.
Настоящее исследование отвечает требованиям Конвенции ООН о правах ребенка (1990) и Европейской хартии «Окружающая среда и охрана здоровья» (1990), согласно которым актуальной задачей является прогнозирование отдаленных последствий антропогенного воздействия, и п. 46 Указа Президента России от 20.04.1993 №468 «Разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации»; Федеральному закону № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000); Федеральному закону «Об образовании» и совместному приказу Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».
Цель работы - изучить влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние ведущих адаптационных систем школьников в условиях экологического неблагополучия среды.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в условиях воздействия суммы факторов различной природы и модальности: информационных, экологических, психоэмоциональных.
Задачи исследования.
1. Провести сравнительный анализ психического статуса юношей и девушек, обучающихся в инновационных школах в условиях экологического благополучия и в условиях химического загрязнения окружающей среды.
2. Изучить особенности функционирования ведущих адаптационных систем: кардиореспираторной, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной, нервной систем у учащихся инновационных школ в разных экологических условиях.
3. Изучить феномен адаптации как совокупности психофизиологических функций в их взаимосвязи с окружающей средой, а также различных взаимоотношений отдельных органов и систем в процессе адаптации в критические периоды онтогенеза: пубертат и юношество.
4. Выявить маркеры адаптации, позволяющие объективно оценить степень напряжения организма и его адаптационные резервы.
Научная новизна исследования.
Впервые на региональном уровне в условиях естественного эксперимента проведено многопараметрическое исследование состояния функциональных систем, ответственных за адаптацию к факторам среды: центральной нервной системы, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной,кардиореспираторной, у учащихся инновационных образовательных учреждений края, находящихся в различных эколого-химических условиях. Установлено, что интенсификация и увеличение суммарной дневной и недельной учебной нагрузки в инновационных школах приводит к снижению ростовых показателей, величин жизненной емкости легких, повышению частоты сердечных сокращений, артериального давления, индекса напряжения, адаптационного потенциала, свидетельствующих о нарастании симпатикотонии, а также повышению уровня катаболического гормона - кортизола, более выраженным у юношей 17 лет. При этом регистрировали незначительное повышение функциональной лабильности центральной нервной системы Сочетанное воздействие инновационных форм обучения и химического загрязнения окружающей среды приводит к ретардации физического и полового развития, выраженному напряжению центральных механизмов регуляции хронотропной функции сердца, изменению соотношения анаболических и катаболических стероидов, андро- и эстрогенов, снижению функциональных резервов ведущих адаптационных систем.
Впервые изучены особенности психического статуса личности школьников старшей ступени инновационных учебных учреждений и дана комплексная системная оценка влияния суммы антропогенных факторов на психосоматическое здоровье юношей и девушек 16-17 лет.
Выявлены маркеры адаптации, позволяющие объективно оценить степень напряжения организма и его адаптационные резервы при внедрении инновационных форм обучения: тест максимального потребления кислорода (МПК/кг), индивидуальной минуты (ИМ), частота сердечных сокращений, величина артериального давления и адаптационного потенциала (АП), уровень кортизола (К), тестостерона (Т), эстрадиола (Э) и соотношение Т/Э, длина тела и степень полового созревания, уровень тревожности, невротизации и психопатизации.
Теоретическая значимость исследования. Использование системного подхода позволяет спрогнозировать степень риска возникновения перенапряжения в работе функциональных систем. Химическое загрязнение окружающей среды потенцирует негативный эффект информационных и физических нагрузок, которым подвергаются учащиеся инновационных школ. Адаптация к многоуровневому и интенсивному процессу обучения вызывает напряжение компенсаторных механизмов, что грозит опасностью перенапряжения и срыва адаптации, а это неминуемо ведет к развитию болезни.
Практическая значимость исследования. Данное исследование позволяет проследить динамику формирования психофизиологических особенностей выпускников школ различного типа, оценить параметры морфофункционального состояния организма с точки зрения их соответствия нормативным возрастным значениям и создать базу данных для формирования паспорта здоровья индивида. На основании паспорта здоровья должна выстраиваться вся последующая работа по коррекции учебно¬воспитательного процесса и организации здорового образа жизни.
Результаты исследований представляют интерес для психофизиологов, психологов, физиологов, эндокринологов и медицинских работников, изучающих влияние различных по своей природе факторов среды на состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Практическую ценность работа представляет для педагогов образовательных учреждений, внедряющих современные формы, программы и методы в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, а также школьных врачей, психологов и социологов.
Результаты работы могут быть использованы для внесения корректив в содержание и организацию инновационных форм обучения, а также проведение профилактических и оздоровительных мероприятий с целью сохранения здоровья в условиях интенсификации образования.
2. Обучение в инновационных учебных заведениях позитивно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и психический статус учащихся.
3. Сочетанное воздействие химических факторов окружающей среды и факторов связанных с обучением в инновационных учебных заведениях негативно сказывается на психосоматическом здоровье подрастающего поколения.
4. В условиях химически неблагополучной среды обучение в инновационных учебных заведениях положительно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы и психический статус учащихся.
5. Маркерами адаптации к инновационным формам обучения могут служить показатели психосоматического здоровья: уровень тревожности, невротизации и психопатизации, масса и длина тела, степень полового созревания, уровень гормонов в слюне (кортизола, тестостерона, эстрадиола) и соотношение Т/Э, частота сердечных сокращений, длительность индивидуальной минуты, величина артериального давления и адаптационного потенциала, относительная величина МПК.
Внедрение результатов исследования. Результаты научных исследований внедрены в МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя, а также в курсы лекций, лабораторные и практические занятия по дисциплинам «Психофизиология», «Антропология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», спецкурсов «Экология человека», «Психонейроэндокринология», «Социальный стресс и его профилактика» в Ставропольском государственном университете. Материалы могут быть использованы специалистами, работающими в области практической педагогики и психологии, возрастной и экологической физиологии, психофизиологии, эндокринологии.
Апробация работы. Материалы работы доложены и обсуждены на региональных и внутривузовских научных конференциях (Ставрополь, 2001 - 2005), межрегиональной конференции, посвященной 80-летию И.А.Држевецкой «Физиологические проблемы адаптации» (Ставрополь, 2003), Всероссийской конференции с международным участием «Нейроэндокринология - 2003» (Санкт-Петербург, 2003), международной научной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2004), XIX съезде Физиологического общества им. И.П. Павлова (Екатеринбург, 2004).
По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах, иллюстрирована 26 таблицами, 10 рисунками. Работа включает введение, обзор литературы, главы организация и методы исследования, результаты собственных исследований, заключение, выводы, библиографический указатель, включающий 204 источника, в том числе 172 отечественных и 32 зарубежных.
Работа выполнена по заказу Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю и является частью комплексного научного исследования, проведенного в период 1995-2005 гг., в лабораториях «Нейроэндокринные механизмы адаптации» и «Экологическая психофизиология» Ставропольского государственного университета под руководством доктора биологических наук, профессора Губаревой Л.И.
Таким образом, результаты исследования показали, что инновационные формы обучения в условиях химического загрязнения окружающей среды детерминируют ретардацию физического и снижение темпов полового созревания, изменяют динамику хронотропной функции сердца и реактивность системы кровообращения, вызывая напряжение центральных звеньев нервной и гуморальной регуляции. Это обусловливает снижение резервных возможностей организма, что негативно сказывается на адаптации к физическим и информационным нагрузкам и приводит к повышению уровня общей, школьной, самооценочной и межличностной тревожности.
Выявленные в ходе исследования отклонения функции гипоталамо- гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной,
центральной нервной систем доказывают необходимость пересмотра режима учебно-воспитательного процесса, поиска средств и методов коррекции состояния психики и ведущих адаптационных систем организма юношей и девушек, обучающихся в инновационных школах.
Выявленные в ходе исследования отклонения функции гипоталамо- гипофизарно-адренокортикальной, гипоталамо-гипофизарно-гонадной,
центральной нервной систем доказывают необходимость пересмотра режима учебно-воспитательного процесса, поиска средств и методов коррекции состояния психики и ведущих адаптационных систем организма юношей и девушек, обучающихся в инновационных школах.
Подобные работы
- Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье и состояние адаптационных школьников
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



