ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Межкультурная адаптация как предмет психологического
исследования 16
1.1 Основные подходы к исследованию адаптации в психологии 16
1.2 Социально-психологическая адаптация: сущность и функции 25
1.3 Проблема анализа межкультурной адаптации 41
Глава 2. Основные феномены межкультурной адаптации 56
2.1. Межкультурное взаимодействие и общение как
корреляты адаптации 56
2.2. Проблема анализа социальной идентичности личности 60
2.3. Трансформация идентичности в процессе адаптации 69
2.4. Психологические аспекты проявления толерантности
к новым культурным и этническим группам 87
2.5. Атрибутивные барьеры межэтнических отношений 92
Глава III. Изучение особенностей межкультурной
адаптации визитеров 96
3.1. Процедура и методы эмпирического исследования 96
3.1.1. Организация исследования 96
3.1.2. Методы исследования 103
3.2. Результаты исследования. Анализ результатов 114
3.2.1. Идентификационные характеристики визитеров 114
3.2.2.Особенности адаптации стажеров с
различной выраженностью культурного шока 136
3.3. Проблемы подготовки учащихся к
межкультурному взаимодействию 148
ВЫВОДЫ 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
ЛИТЕРАТУРА 165
ПРИЛОЖЕНИЯ 185
Актуальность проблемы изучения межкультурной
адаптации связана с динамическими социально-психологическими
процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в
нашей стране и во многих других странах в последнее время и
обусловливают изменение самосознания граждан [2, 10, 30, 63, 70
и др.]. Характерным признаком новой этнополитической и
социально-психологической реальности является рост
профессиональных и образовательных контактов, этнических
миграций, развитие туризма и других видов активности,
связанных с межкультурным взаимодействием и общением.
Надо отметить, что ситуация перехода, нестабильности
продуцирует определенные процессы в массовом сознании, такие
как глобальная ломка социальных стереотипов; изменение
системы ценностей; кризис идентичности. По данным
психологических и социологических исследований все больше и
больше людей позитивно воспринимают направление развития
общества в сторону демократии и новых экономических
отношений [38, 43, 66]. Вследствие глубоких перемен общества
происходят изменения в массовом сознании, в отнесении себя к
определенным социальным категориям, что получило название
"кризис идентичности" [10, 121 и др.]. Социальные изменения
создают противоречия в самосознании как у каждого конкретного
человека, так и между поколениями [10, 32].
Сегодня проблема адаптации к новой культурной и
этнической среде, кризис и трансформация идентичности,
различные виды социально-психологической адаптации находятся
в центре внимания психологов многих стран. Среди
3отечественных психологов можно отметить подходы к изучению
социально-психологической адаптации в условиях
межкультурного взаимодействия (В.В. Гриценко, Л.М. Дробижева,
Л.В. Ключникова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), а также
в условиях кризиса идентичности (Н.Л. Иванова, И.А. Климов,
Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, А.Н. Татарко и др.)
В то же время важно отметить, что в современной
психологической науке процессы межкультурной адаптации слабо
исследованы. Особенно это касается отечественной науки.
Остаются слабо изученными вопросы влияния различных
элементов культуры на процесс адаптации, изменения в структуре
идентичности и ценностей под влиянием адаптационных
процессов, возможности формирования толерантного отношения к
представителям иных культур средствами языкового обучения,
психологические аспекты развития международных контактов в
условиях многоязычной среды. Эти проблемы обусловливают
важность изучения процессов межкультурной адаптации и
трансформации социальной идентичности в ходе изучения
иностранных языков и в продуманной, научно обоснованной
государственной образовательной политике.
Интерес к межкультурной адаптации мигрантов и визитеров
появился в психологии около полувека тому назад, что было
связанно с послевоенным бумом в обмене студентами и
специалистами и миграционными процессами. Потребность в этих
исследованиях значительно возросла в последние годы, поскольку
миграционные процессы затронули еще большее количество
людей [182]. Современная политика открытого бизнеса и
образования в мировом образовательном пространстве дает
4возможность многим гражданам учиться и работать в зарубежных
странах, а также принимать иностранных визитеров.
Россия долгое время была во многом закрыта для
международных контактов, что отражалось на образе жизни
людей. После перестройки создались условия для общения и
деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс
сопровождается изменением социальной идентичности, прежде
всего этнической [14, 15, 16, 45, 46, 49 и др.]. Обучение и работа в
других странах способствует лучшему пониманию новой
культуры и новой этничности. В процессе обучения за рубежом
происходит постепенное "вхождение" индивида в
социокультурную среду, осознание существования различных
социальных структур и собственной принадлежности к какой-либо
группе, которая может быть узкой, например, референтная группа,
или широкой, например, народ. В связи с этим формируется
система характеристик, имеющими смысл объединения человека с
другими людьми, определяющими его позицию в обществе,
отношение к ценностям, нормам группы, социальную перспективу
и деятельность [10].
Проблема межкультурной адаптации, как разновидности
адаптации социальной, связана, прежде всего, с поиском
механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и
будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти
свое место в сложном динамичном мире [30, 54]. В нашей работе в
качестве элемента культуры, оказывающего влияние на
адаптационные процессы, рассматривается образование.
Образование является феноменом культуры, который оказывает
5серьезное влияние на становление личности. В то же время оно
само зависит от того, кто будет его реализовывать и развивать.
Изучение проблемы межкультурной адаптации проводится в
контексте задач совершенствования подготовки специалистов в
соответствии с приоритетами образования в демократическом,
гражданском обществе, которые соответствуют современным
общественным условиям. Эти условия постепенно создаются в
нашей стране и требуют осознания и адаптации к ним. В свое
время Э. Фромм дал достаточно полное описание целей и задач
личностного развития человека в условиях демократического
общества. Он считал, что демократия создает экономические,
культурные, политические условия, необходимые для
полноценного развития индивида как личности. В этих условиях
каждый человек имеет возможность реализации своих уникальных
возможностей, которые есть у каждого человека [199]. Поэтому
важнейшей задачей образования в демократических условиях
является уважение самобытности человека, развитие его
уникальности сообразно его природе и высшим нравственным и
духовным ценностям.
Тема межкультурной адаптации и трансформации
социальной идентичности в последнее время становится
актуальной не только в психологической науке, но и в
образовании. Важным аспектом исследования адаптационных
процессов визитеров является усвоение иностранных языков в
ходе обучения [164]. Психологи отмечают тесную связь
адаптационных процессов и языка, как элемента духовной
культуры народов [65, 164]. Язык - это элемент духовной
культуры общества, поэтому изучение языка приводит к
6пониманию норм и ценностей определенной культурной среды.
Развитие образовательного туризма, совместного бизнеса,
миграционные процессы стимулируют обучение за рубежом и
изучение различных иностранных языков, прежде всего
европейских.
В то же время растет необходимость изучения русского как
иностранного для многих мигрантов из стран ближнего и дальнего
зарубежья, которые не владеют русским языком в необходимой
для работы или обучения мере. В российские учебные заведения
стремятся мигранты разных национальностей, среди которых
часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык.
Многие школы не готовы к тому, чтобы проводить регулярную
работу с этими учащимися, помочь им адаптироваться к новой
социальной среде, стать полноценными членами общества.
Поэтому актуальной задачей является создание условий, в
которых люди, изучающие новый язык, смогли бы полнее
познакомиться с новой культурой, быстрее преодолеть барьеры
аккультурации и стать более толерантными к новой культурной
среде. Это, в свою очередь, необходимо не только для реализации
учебных, но и воспитательных задач образования.
Процесс приспособления к новой социальной и культурной
среде может сопровождаться невротическими и
психосоматическими расстройствами, отклоняющимся
поведением, ностальгией и другими проблемами. Подобные
явления в ходе адаптации получили название "культурного шока"
и нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных
психологов [8, 15, 62, 83, 161, 180, 207, 235 и др.]. Эти
исследования касаются в основном мигрантов и переселенцев, т.е.
7людей, которые переехали на постоянное место жительство в
другую страну. Но надо отметить, что, несмотря на разную цель
пребывания в новой стране у мигрантов и визитеров,
исследователи отмечают много общего в адаптационных
процессах той и другой групп. В частности, наблюдаются стрессы
и переживания культурного шока в ходе адаптации [38, 39, 180].
Поэтому необходимо проводить психологические исследования не
только мигрантов, которые приезжают на длительный срок в
новую страну, но и визитеров, т.е. стажеров, учащихся, которые
прибыли на обучение.
Проведенное исследование показало, что изучение
особенностей межкультурной адаптации визитеров актуально в
современных социально-экономических условиях. В последние
десятилетия во многих странах отмечается усиление мобильности
молодежи для получения образования и работы за рубежом.
Любое пребывание в новой стране может сопровождаться
проблемами в адаптации, связанными с трудностями
взаимодействия и поведения в новой культурной среде. Это
требует понимания психологических закономерностей адаптации,
а также факторов, которые могут положительно или отрицательно
повлиять на результаты этого процесса.
В исследовании выявлено, что независимо от культурной
принадлежности у визитеров в ходе адаптации происходит
повышение значимости одних характеристик и понижение других.
Происходит расширение границ своего Я и отнесение себя к более
широкой общности, что, видимо, позволяет сохранить то, что уже
сформировано в ходе социализации, и найти новые перспективы
для развития. Полученные данные показывают, что процесс
адаптации проходит по-разному у юношей и у девушек, они поразному переживают кризис идентичности и культурный шок.
Феномен культурного шока имеет сложную природу, он связан со
163многими особенностями личности и проявляется по-разному у
людей в зависимости от многих факторов. Было выявлено, что
успешное вхождение в новую культурную и профессиональную
среду связано с обретением профессионально-деловой
идентичности, осознанием своих способностей в деятельности и
общении, обретением профессиональных, социальных и
материальных перспектив, нейтральными и позитивными
стереотипами, автономностью, самоуважением и опытом
межкультурного взаимодействия.
Выявленные особенности адаптации в нашей работе имеют
научную и теоретическую значимость и могут служить основой
для дальнейших социально-психологических исследований в этом
направлении. Кроме того, настоящее исследование имеет большое
практическое значение, поскольку оно может оказать большую
помощь специалистам по работе с молодежью, педагогам,
руководителям учебных заведений в решении новых для них
проблем приема иностранных стажеров и подготовки
отечественной молодежи для поездок за рубеж.
В заключение отметим, что проведенное нами исследование
является начальным этапом в изучении специфики адаптации к
новой культурной среде. В дальнейшем мы намерены провести
анализ влияния межкультурного взаимодействия на процесс
приспособления визитеров к новой культурной среде.
Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика
общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, №
2, с. 15-35.
2. Абульханова–Славская К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский
менталитет. М., 1997. С. 7-38.
3. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
4. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и
ее эмпирические верификации / Психология самосознания.
Самара, 2000. С. 624-641.
5. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы
использования понятия "адаптация". Ереван, 1984.
6. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992.
7. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или
«этническая идентичность» // Этнографическое обозрение.
1996, № 3, с. 13-23.
8. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.А., Бергельсон Л.А. Социальнопсихологическая адаптация личности и профилактика суицида
// Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 91-102.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000.
11. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.
Современная социальная психология на Западе. М., 2001.
12. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко
Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и
особенности социализации в старшем школьном возрасте //
Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, с. 31-41.
13. Андреева Г.М., Шевелева А.Ю. К вопросу о проблеме
группы в социальной психологии // Вестник Московского
университета. Серия 14 Психология. №1. 1998. С. 41 – 47.
14. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социальнопсихологический феномен в условиях социоэтнических
изменений // Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата психологических наук. М., 1998.
16515. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая
защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3-18.
16. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.
Этносоциология: учебное пособие для вузов. М., 1998.
17. Асмолов А.Г. Век толерантности. М., 2000.
18. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и
конструирование миров. М-Воронеж, 1996.
19. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы
и патологии. М., 1979.
20. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии
личности // Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17-24.
21. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных
структур личности в ситуации неопределенности //
Трансформации идентификационных структур в современной
России. М., 2001. С. 30 – 54.
22. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация
подростка. М-Воронеж, 2000.
23. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная
психология личности. М., 2001.
24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. М., 1995.
25. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. Л., 1988.
26. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
27. Бороноев Ю.В. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
29. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,
современность. М., 1987.
30. Брушлинский А.В. Ментальность российская и региональная
(провинциальная) // Российский менталитет: вопросы
психологической теории и практики. М., 1997. С.38 – 44.
31. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся
обществе // Психологический журнал, 1996, № 6, с. 30-38.
32. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального
изменения. М., 1998.
16633. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства
самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ.
Серия 14. Психология. 2000. №1. С.56-62.
34. Быструшкина Н.Г. Психологические аспекты ситуаций
межнационального взаимодействия. Дисс. ... канд. психол.
наук. Ярославль, 1999.
35. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных
критических ситуаций // Психологический журнал, 1995, т.16,
№ 5, с. 104-115.
36. Введение в этническую психологию // Под ред. Платонова
Ю.П. СПб., 1995.
37. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со
старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым
социальным условиям // Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 54-
61.
38. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и
культурным условиям в России. СПб., 1994.
39. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы
адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.,
1994.
40. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного
Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический
сборник, IX. М., 1989.
41. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях внешней
среды. М., 1992.
42. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
43. Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские
этничности // Конструирование этничности. СПб.,1998.С.6 – 36.
44. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1-4. М., 1981-1984.
45. Вынужденные мигранты и государство // Отв. ред. Тишков
В.А. М., 1998.
46. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как
фактор развития индивидуальности // Психологический
журнал, 1996. №5. С. 69-75.
47. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности //
Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 – 89.
16748. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в
процессе обучения // Социологические исследования, 1994, №
3, с. 131-135.
49. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации
// Социологические исследования, 1995, № 11, с. 63-67.
50. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историкометодологическое исследование. Л., 1989.
51. Герген К. Движение социального конструкционизма в
современной психологии // Социальная психология:
саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995.
52. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: Философский
и психологический анализ. Киев, 1999.
53. Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции
психологии//Психологический журнал. 1989. Т.10. №6. С.24-33.
54. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях
// Социологические исследования, 1995, № 8, с. 13-16.
55. Гриценко В.В. Стремление к самоактуализации как
важнейший фактор успешности адаптации вынужденных
переселенцев. М., 2002.
56. Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских
вынужденных мигрантов // Психологический журнал, т.21, № 4,
2000.
57. Гузенкова Т.С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и
ориентации в республиках Российской Федерации: сходства и
различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеологи я
и практика. М., 1995, с. 143-171
58. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
59. Дашдамиров А.Ф. Социально - психологические проблемы
национальной определенности личности // Советская
этнография, 1977, № 3. с. 3-13.
60. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние
старшеклассников при изменении социального окружения //
Вопросы психологии, 1995, №5, с. 18-25.
61. Джемс У. Психология. М., 1991.
62. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к
неблагоприятным жизненным событиям и факторы их
формирования // Психологический журнал, № 3, 1996, с. 137-
149.
16863. Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология //
Журнал Власть, 1998, №5. С.8 – 17.
64. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье
человека. М., 1976.
65. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как
фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997.
№4. С. 75-86.
66. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова
Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской
Федерации. М., 1996.
67. Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Межэтнические
отношения и культурные процессы (по материалам
этносоциологических исследований в СССР) // Советская
этнография, 1981, №3, с.11-12.
68. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и
адаптация личности // Социологические исследования, 1995,
№6, с. 110-120.
69. Ерасов Б.С. Этническое, национальное, цивилизованное в
пространстве Евразии // Цивилизации и культуры. 1995, Вып.2,
с. 81-104.
70. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в
изменяющихся экономических условиях // Психологический
журнал. Том 19. №3, 1998 С. 3 –17.
71. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону,
1999.