АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
|
Введение 3-16
Глава 1. Теоретические основы воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагениый
жизненный опыт семьи 17
§1 Историко-логический анализ проблемы 17-40
§2 Характеристика основных понятий исследования 41-60
§3 Витагенный жизненный опыт как основа ценностного отношения к браку и семье 61-80
§4 Социолого-педагогический анализ отношений к браку старшеклассников на современном этапе развития общества 81-103
Выводы по первой главе 104-105
Глава 2. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье 106
§1 Типология отношений старшеклассников к витагенному жизненному опыту семьи 106-129
§2 Анализ уровней ценностного отношения старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт 130-147
§3 Технология воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи 148-169
§4 Персонифицированное описание процесса воспитания ценностного отношения к браку и семье на основе биографического метода 170-189
Выводы по второй главе 190-191
Заключение 192-196
Библиография
Приложения
Глава 1. Теоретические основы воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагениый
жизненный опыт семьи 17
§1 Историко-логический анализ проблемы 17-40
§2 Характеристика основных понятий исследования 41-60
§3 Витагенный жизненный опыт как основа ценностного отношения к браку и семье 61-80
§4 Социолого-педагогический анализ отношений к браку старшеклассников на современном этапе развития общества 81-103
Выводы по первой главе 104-105
Глава 2. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье 106
§1 Типология отношений старшеклассников к витагенному жизненному опыту семьи 106-129
§2 Анализ уровней ценностного отношения старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт 130-147
§3 Технология воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи 148-169
§4 Персонифицированное описание процесса воспитания ценностного отношения к браку и семье на основе биографического метода 170-189
Выводы по второй главе 190-191
Заключение 192-196
Библиография
Приложения
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, т.к. социально-экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейно-брачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.
На научно-педагогическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что, во-первых, существующие достаточно серьезные исследования проблем воспитания учащихся в области семейной педагогики, введение курса «Этика и психология семейной жизни», к сожалению, не дали положительных результатов, т.к. носили чисто формальный характер, недостаточно учитывали жизненный опыт самих учащихся и их семей; во-вторых, следует принять во внимание, что влияние школы, опирающееся на результаты научных исследований, во многом нейтрализуется из-за негативного влияния средств массовой информации; в-третьих, существующие методики в области семейных отношений направлены, в основном, на информирование, просвещение учащихся, но не затрагивают их эмоционально-волевую сферу и явно недостаточно предусматривают использование методов моделирования семейных ситуаций, формирующих у учащихся психологическую установку на оптимальные пути их решения; в-четвертых, в настоящее время появились многочисленные исследования о роли витагенного жизненного опыта в организации воспитательного процесса, которые остаются невостребованными именно в сфере семейного воспитания.
На практическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что в существующих методиках полового воспитания в учебных курсах
«Этика и психология семейной жизни» доминирует декларативный, абстрагированный характер провозглашения семейных ценностей, но не указываются пути их утверждения в повседневной жизни учащихся и их семей.
Итак, сложились противоречия между:
— тенденцией к ослаблению института семьи и брака среди молодых людей, снижению его ценности и повышением его значимости для государства и общества;
— необходимостью воспитания у старшеклассников ценности к брачно-семейным отношениям, ответственному родительству и недостаточной научно- теоретической обоснованностью этого процесса витагенным жизненным опытом их родительской семьи;
— потребностями указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся и их семей и доминированием декларативного, абстрагированного характера их провозглашения в существующих методиках полового воспитания.
Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и выбора педагогической возможности воспитания ценностного отношения к браку и семье у старшеклассников с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.
Степень разработанности темы.
Действительно, сейчас происходит снижение и размывание ценностных ориентации молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществе; ослабление ценностных ориентации на брак и семью на уровне государственной политики; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству. Всё это приводит к росту ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний.
В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением, решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: мотивы, потребности, цели, идеалы, ценности. Именно в них нужно искать резервы развития личности и её социальной активности. Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов детерминации поведения. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения. В отечественной литературе методологические, теоретические и практические аспекты вопроса о ценностях ставились в работах философов С.В. Анисимова, Ананьева Б. Г., Архангельского Л. М., Т. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова,A. А. Ручки, В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе, психологов - В.Н. Мясищева,B. А. Ядова, педагогов - М.С. Кагана и др. Абрахам Маслоу, Тугаринов В.П., Дробницкий О.Т., Ядов В.А. и др. подчёркивают ведущую роль ценностных ориентации в организации и детерминации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определённой цели.
Бесспорно, большую роль в формировании личности, как носителя социальных, культурных и этических ценностей играет семья. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, её воспитательного потенциала, специфики влияния семьи на развитие личности подростка, и влияния семьи на подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Центральным моментом такой подготовки, по нашему мнению, является раскрытие ценностного отношения к браку и семье. Таким образом, нам важно выяснить влияние семьи на ценностное отношение у молодых людей к семье и браку. Вместе с тем, наблюдается недостаточность раскрытия специфики этой проблемы.
Брачно-семейные отношения наряду с производственными являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отно-мой семьей в процессе естественной жизни. Проблемам полового воспитания молодежи большое внимание уделяли Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Однако прошло еще более ста лет до того, как этим вопросам стало уделяться некоторое внимание в теории и практике воспитания.
Вопросам полового воспитания, как одной из составляющих добрачного воспитания молодежи, посвящены труды П. П. Блонского, Е. Лозинского. Ос-новой правильного полового воспитания П. П. Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина (72).
Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я. А. Коменскому, Я. Корчаку, К. Д. Ушинскому, Л. Н. Толстому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
В советский период педагогами и психологами были написаны работы, по¬священные психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни (Л. Н. Гудкович, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Б. С. Круглов, Е. Д. Марьясис, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Ю. М. Орлов, Л. Н. Тимощенко). В них подчеркивалось, что потребность в семье не возникает сама собой, она должна воспитываться у каждого человека (В.И.Барский) (14), а формирование личности семьянина должно осуществляться на всех этапах развития ребенка соответственно его возрасту (И.В.Дубровина) (73).
В нашей стране накоплен определенный опыт работы по рассматриваемой проблеме. Впервые курс «Культура взаимоотношений в семье» был введен в 70 -е годы в практике Павлышской средней школы. В. А. Сухомлинский считал, что в этом вопросе на первом месте должна стать проблема культуры человеческих желаний, умение управлять ими (196). Анализ работ В. А. Сухомлинского «...к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца - это, по существу, решение доброй половины всех задач школы» (199).
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И. В. Бестужев-Лада) (27), в которой традиционно начиналось воспитание будущих супругов и родителей. В СССР на общегосударственном уровне пытались решить эту проблему дважды. Первый раз - путем введения «родительского всеобуча», второй раз - введением в 1982 году школьного курса «Этика и психология семейной жизни», который не получил широкого распространения по многим объективным причинам. Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной.
Анализируя курс «Этики психологии семейной жизни» И.В. Дорно отмечает, что его материал юношами воспринимается отвлеченно, так как они не связывают его со своей судьбой. Он считает, что молодой человек начинает думать о браке только лишь тогда, когда решает жениться. И опять-таки, не семья, как таковая, владеет его помыслами, а избранница, с которой он хочет быть вместе. Девушки же чувствуют, что их счастье зависит от того, какая у них будет семья. Для юношей же такое чувство не характерно. (70)
В качестве характерной ошибки школьного предмета «Этика психологии семейной жизни» И.С. Кон выделяет тот факт, что при чтении его излагаются рекомендации по формированию личности вообще - личности, не имеющей пола (рассказы о бесполой любви). Чаще всего в литературе встречается термин «юношеская любовь», в то время как чувства юноши и девушки имеют различную эмоциональную окраску. В ходе занятий не формируются ни знания по биологии пола, ни представления о социальных и психологических аспектах проблемы (95).
жизни, формирование готовности к браку и семейной жизни должны были стать важнейшими задачами образовательного процесса. Но нет, пожалуй, ни одного аспекта воспитания, реализация которого в науке и практике так отставала бы от требований жизни, решалась бы так медленно и робко.
Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Растет число разводов, упала рождаемость, утрачена престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные от¬ношения в семьях. Приходится констатировать, что из-за морального вакуума постсоветского периода, взгляды о должном в брачно-семейном поведении формируются под воздействием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. Многие из этих проблем обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами. Поэтому в настоящее время особенно актуально звучит вопрос о воспитании семьянина, о формировании у подрастающего поколения готовности к браку и семейной жизни. Среди основных направлений в этом плане: развитие мотивационно-ценностного отношения к семье и браку, овладение учащимися специальными знаниями в области психологии семьи и семейных взаимоотношений, воспитание у старшеклассников нравственных, эмоционально-волевых качеств, различных умений, необходимых в семейной жизни, психологическая подготовка к браку.
К настоящему времени создан общетеоретический фонд по вопросу формирования у личности потребности в браке и семейной жизни. Его составляют труды, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, Э. К. Васильева Э.К., В. й Б. Голофаст, П. А. Гурко, М. С. Мацковский, В. А. Рясенцев, Ю. И. Семенов, в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (В. И. Барский, В. А. Сухомлинский, И. В. Бестужев-Лада, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, А. С. Макаренко, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Л. Рубинштейн Н. Н. Толстых, А. М. Чудновский, Т. И. Юферёва и др.), общие аспекты добрачного полового воспитания (Р. Борман, И. С. Кон, Д. В. Колосов, В.С. Круглов, В. А. Крутецкий, Т. А. Куликова, Е. Лозинский, А. С. Макаренко, Е. Д. Марьясис, Н. В. Сельверова и др.); особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (А. М. Прихожан, Т. И. Юферева, Л. Ф. Бурлачук, Л.A. Коростылева, Т. Ю. Чистякова и др.); обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка раскрыто в трудах А. А. Бодалева, И. С. Кона, А.B. Мудрика, Л. И. Новиковой, С. Т. Шацкого и др.; педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в работах В. И. Барского, Н. С. Верещагиной и др.; распознавание причин неблагополучия в семейных отношениях и рекомендации по устранению этих причин дают такие передовые зарубежные терапевты как Р. Бендлер, Д. Гриндер, В. Сатир.
Для преодоления кризиса семьи, современным родителям необходимо задуматься о том, какие семьи создадут в будущем их дети. Что хорошего и что плохого они усвоили воспитываясь в их семье, и какой отпечаток это наложит на их собственный брак и семью. Т.е. как жизненный опыт родительской семьи или семей, с которыми сталкивается по жизни подросток, может сказаться на его ценностном отношении к браку и семье.
Историко-логический анализ проблемы показывает, что идея обращения к жизненному опыту учащихся в педагогическом процессе не нова, она имеет глубокие исторические корни (работы Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка, Дж. Дьюи). Роль жизненного опыта учащихся в процессе обучения рассматривалась в работах В. Богина, Л. И. Божович, Л. С. Выготско¬го, М. К. Гумматовой, А. В. Зеленцовой, Л. Б. Ительсона, Л. С. Кохановской, И. Д. Лушникова, Н. А. Менчинской, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткина, Г. П. Пред¬вечного, Г. И. Щукиной, И. С. Якиманской и других.
В работах А. С. Белкина, Д. В. Качалова жизненный опыт (или витагенный опыт) рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретаемым в процессе обучения знаниям.
Однако, отмечая достаточную разработанность вопросов опоры в образовательном процессе на жизненный опыт учащихся в теоретических исследованиях, необходимо констатировать недостаточную изученность средств, путей и методов использования витагенного жизненного опыта учащихся и их семей в практическом процессе воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: «Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье».
Объект нашего исследования - воспитание ценностного отношения к браку и семье.
Предмет исследования - актуализация витагенного жизненного опыта старшеклассников и их семьи в воспитании ценностного отношения к браку и семье.
Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические условия актуализации витагенного жизненного опыта семьи учащихся, результативность и эффективность воспитания у старшеклассников ценностного от-ношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
— первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи может показать наличие как позитивного, так и негативного характера: тенденций к ослаблению института брака и семьи, снижению его ценности;
— воспитание ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье
наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьи;
— воспитание ценностного отношения к браку и семье может быть связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений на позитивный, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное отношение к ответственному родительству;
— моделирование положительного отношения к ответственному родительству скорее всего будет предусматривать такую организацию работы со старшеклассниками, которая включала бы в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни старшеклассников, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Определить соотношение негативного и положительного опыта учащихся, приобретенного в родительской семье.
2. Переориентировать старших школьников, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение к браку и семье средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное от¬ношение к ответственному родительству, а также изменяют их жизненную позицию в отношении с членами семьи.
3. Выявить педагогические условия, актуализирующие витагенный жизненный опыт семей учащихся.
4. Обосновать педагогическую результативность и эффективность практической реализации модели воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт старшеклассников и их семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— основные положения современной теории семьи (А. Адлер, А. И. Антонов, В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, В. Б. Голофаст, И. С. Кон, А. И. Кузьмин, К. Роджерс, В. Сатир, А. Б. Синельников);
— ценностный подход к половому воспитанию (А. С. Макаренко, Д. В. Колосов и др.);
— психологические особенности семьи и психология семейных отношений (Т. М. Афанасьева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, Э. Г. Эйдемиллер);
— обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка (А. A. Бодалев, И. С. Кон, А. В. Мудрик);
— педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни (В. И. Барский, Н. С. Верещагина, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Т. Шацкий, Т. И. Юферёва);
— исследования педагогов-гуманистов (Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский);
— положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, B. Франкл, Э. Фромм);
— основы педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова);
— возрастная психология (педагогика) (А.С. Белкин, А.В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Д. В. Качалов);
— концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин);
— теория развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев);
— трансакциональный анализ и психотерапия (Э. Берн).
В процессе работы был использован следующий комплекс методов: теоретические методы - анализ социологической, исторической, философской, психолого-педагогической литературы и материалов печати по данной проблеме на основе теоретического анализа и синтеза; классификация; историко-логический метод; эмпирические методы - комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, опроса, включенного наблюдения, тестирования, групповых и индивидуальных бесед, свободных сочинений, раз¬личных ценностно-нормативных методик анализа мотивационно-ценностных установок.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (1998—2000 гг.) проводились изучение философской, юридической, психолого-педагогической литературы по проблеме, разработка и обоснование витагенного жизненного опыта семьи, исследование ценностных ориентаций старшеклассников, сбор и анализ статистических данных, разработка программ и методик опытно-поисковой работы, определение базы исследования.
На втором этапе (2000—2001 гг.) — опытно-поисковая работа, в процессе которой был разработан ее диагностический инструментарий, которая сопровождались уточнением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом и апробацией результатов исследования.
Третий этап (2002—2004 гг.) — заключительно-обобщающий, который был посвящен обработке и анализу результатов опытно-поисковой работы, их систематизации и обобщению, формулировке выводов, выработке методических рекомендаций, оформлению исследования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в группах Московского государственного колледжа информационных технологий (МГКИТ) г. Москвы, со старшими школьниками гимназии № 91, гимназии №3, лицея № 96 г. Уфы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— выявлено преобладание негативного опыта старшеклассников, приобретенного в родительской семье, ослабляющего ценность семьи и брака среди учащихся;
— показана необходимость опоры в процессе воспитания ценностного от-ношения к браку и семье на витагенный жизненный опыт семьи;
— разработана технология актуализации витагенного жизненного опыта учащихся и их семьи, предусматривающая опору на основные структуры личности: сознание и поведение;
— организована работа со старшеклассниками, которая включает в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся;
— учащиеся, имеющие негативный опыт отношений переориентированы
на позитивное отношение, средствами моделирования таких условии жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному родительству;
— разработана авторская структурно-компонентная модель ценностного отношения к семье и браку, включающая в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано авторское определение и показано значение понятий:
— «ценностное отношение к браку» заключается в следующем представлении, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни: скрепленный отношениями родительства и родства, брак может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей;
— «ценностное отношение к семье» у старших школьников заключается в системе нижеследующих представлений о семье, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни:
семья - личностное пространство, в котором происходит персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;
в семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и меж-личностных отношений; связанные также с самоутверждением личности среди ближайшего окружения;
в ней могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;
именно в семье закладываются нравственные основы воспитания личности;
в семье реализуется потребность в продолжении рода и наследования семейных традиций и норм;
там реализуется потребность в родительстве, в отцовстве и материнстве;
в семье удовлетворяется потребность в любви и признании; также, это место, удовлетворяющее физиологические потребности; (только в семье допустимы сексуально-интимные отношения супругов);
семья позволяет чувствовать относительную стабильность и защищенность;
в семье реализуются потребности в общении и расширяется его круг;
семья - наиболее оптимальное место для удовлетворения прагматических потребностей;
она создает возможности для личностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазона социальных ролей и функций»;
— «витагенный жизненный опыт семьи» - это интеграция витагенных жизненных опытов членов семьи, плюс витагенного жизненного опыта предшествующих поколений, плюс исторический социальный витагенный жизненный опыт общества.
Практическую ценность имеют:
— разработка и внедрение диссертантом педагогической модели воспитания ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи в практику подготовки старшеклассников к будущему браку в школах г. Уфы и г. Москвы;
— внедрение педагогической диагностики ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье в систему воспитания школьников в школах г. Уфы и г. Москвы;
— разработка автором методических рекомендаций для студентов, учителей и родителей по созданию педагогических условий в семье и школе, в кото-рых наиболее эффективно протекает процесс подготовки молодежи к созданию брака и семьи.
положения соотносились с имеющимися в педагогической и социологической науке данными и результатами передовой социально-педагогической практики.
Апробация работы. Данные материалы включались в научно-методические семинары для педагогов и психологов г. Уфы, результаты исследования обсуждались на научных международных и республиканских конференциях (Уфа, 2002; Москва, 2004), международных конференциях в г. Бриджпорт (США, 2000), а также на IV Международной образовательной конференции в июле 2004 в Корее (г. Чонан). По теме исследования опубликовано 8 научных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи показывает наличие как позитивного, так и негативного характера, тенденцию к ослаблению института брака и семьи, снижение его ценности.
2. В отличие от традиционной точки зрения, воспитание ценностного от-ношения у старшеклассников к браку и семье наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьи, а не на общепринятые социальные установки.
3. Воспитание ценностного отношения к браку и семье связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному родительству.
4. Моделирование положительного отношения к ответственному родительству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
На научно-педагогическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что, во-первых, существующие достаточно серьезные исследования проблем воспитания учащихся в области семейной педагогики, введение курса «Этика и психология семейной жизни», к сожалению, не дали положительных результатов, т.к. носили чисто формальный характер, недостаточно учитывали жизненный опыт самих учащихся и их семей; во-вторых, следует принять во внимание, что влияние школы, опирающееся на результаты научных исследований, во многом нейтрализуется из-за негативного влияния средств массовой информации; в-третьих, существующие методики в области семейных отношений направлены, в основном, на информирование, просвещение учащихся, но не затрагивают их эмоционально-волевую сферу и явно недостаточно предусматривают использование методов моделирования семейных ситуаций, формирующих у учащихся психологическую установку на оптимальные пути их решения; в-четвертых, в настоящее время появились многочисленные исследования о роли витагенного жизненного опыта в организации воспитательного процесса, которые остаются невостребованными именно в сфере семейного воспитания.
На практическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что в существующих методиках полового воспитания в учебных курсах
«Этика и психология семейной жизни» доминирует декларативный, абстрагированный характер провозглашения семейных ценностей, но не указываются пути их утверждения в повседневной жизни учащихся и их семей.
Итак, сложились противоречия между:
— тенденцией к ослаблению института семьи и брака среди молодых людей, снижению его ценности и повышением его значимости для государства и общества;
— необходимостью воспитания у старшеклассников ценности к брачно-семейным отношениям, ответственному родительству и недостаточной научно- теоретической обоснованностью этого процесса витагенным жизненным опытом их родительской семьи;
— потребностями указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся и их семей и доминированием декларативного, абстрагированного характера их провозглашения в существующих методиках полового воспитания.
Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и выбора педагогической возможности воспитания ценностного отношения к браку и семье у старшеклассников с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.
Степень разработанности темы.
Действительно, сейчас происходит снижение и размывание ценностных ориентации молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществе; ослабление ценностных ориентации на брак и семью на уровне государственной политики; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству. Всё это приводит к росту ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний.
В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением, решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: мотивы, потребности, цели, идеалы, ценности. Именно в них нужно искать резервы развития личности и её социальной активности. Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов детерминации поведения. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения. В отечественной литературе методологические, теоретические и практические аспекты вопроса о ценностях ставились в работах философов С.В. Анисимова, Ананьева Б. Г., Архангельского Л. М., Т. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова,A. А. Ручки, В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе, психологов - В.Н. Мясищева,B. А. Ядова, педагогов - М.С. Кагана и др. Абрахам Маслоу, Тугаринов В.П., Дробницкий О.Т., Ядов В.А. и др. подчёркивают ведущую роль ценностных ориентации в организации и детерминации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определённой цели.
Бесспорно, большую роль в формировании личности, как носителя социальных, культурных и этических ценностей играет семья. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, её воспитательного потенциала, специфики влияния семьи на развитие личности подростка, и влияния семьи на подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Центральным моментом такой подготовки, по нашему мнению, является раскрытие ценностного отношения к браку и семье. Таким образом, нам важно выяснить влияние семьи на ценностное отношение у молодых людей к семье и браку. Вместе с тем, наблюдается недостаточность раскрытия специфики этой проблемы.
Брачно-семейные отношения наряду с производственными являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отно-мой семьей в процессе естественной жизни. Проблемам полового воспитания молодежи большое внимание уделяли Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Однако прошло еще более ста лет до того, как этим вопросам стало уделяться некоторое внимание в теории и практике воспитания.
Вопросам полового воспитания, как одной из составляющих добрачного воспитания молодежи, посвящены труды П. П. Блонского, Е. Лозинского. Ос-новой правильного полового воспитания П. П. Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина (72).
Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я. А. Коменскому, Я. Корчаку, К. Д. Ушинскому, Л. Н. Толстому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
В советский период педагогами и психологами были написаны работы, по¬священные психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни (Л. Н. Гудкович, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Б. С. Круглов, Е. Д. Марьясис, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Ю. М. Орлов, Л. Н. Тимощенко). В них подчеркивалось, что потребность в семье не возникает сама собой, она должна воспитываться у каждого человека (В.И.Барский) (14), а формирование личности семьянина должно осуществляться на всех этапах развития ребенка соответственно его возрасту (И.В.Дубровина) (73).
В нашей стране накоплен определенный опыт работы по рассматриваемой проблеме. Впервые курс «Культура взаимоотношений в семье» был введен в 70 -е годы в практике Павлышской средней школы. В. А. Сухомлинский считал, что в этом вопросе на первом месте должна стать проблема культуры человеческих желаний, умение управлять ими (196). Анализ работ В. А. Сухомлинского «...к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца - это, по существу, решение доброй половины всех задач школы» (199).
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И. В. Бестужев-Лада) (27), в которой традиционно начиналось воспитание будущих супругов и родителей. В СССР на общегосударственном уровне пытались решить эту проблему дважды. Первый раз - путем введения «родительского всеобуча», второй раз - введением в 1982 году школьного курса «Этика и психология семейной жизни», который не получил широкого распространения по многим объективным причинам. Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной.
Анализируя курс «Этики психологии семейной жизни» И.В. Дорно отмечает, что его материал юношами воспринимается отвлеченно, так как они не связывают его со своей судьбой. Он считает, что молодой человек начинает думать о браке только лишь тогда, когда решает жениться. И опять-таки, не семья, как таковая, владеет его помыслами, а избранница, с которой он хочет быть вместе. Девушки же чувствуют, что их счастье зависит от того, какая у них будет семья. Для юношей же такое чувство не характерно. (70)
В качестве характерной ошибки школьного предмета «Этика психологии семейной жизни» И.С. Кон выделяет тот факт, что при чтении его излагаются рекомендации по формированию личности вообще - личности, не имеющей пола (рассказы о бесполой любви). Чаще всего в литературе встречается термин «юношеская любовь», в то время как чувства юноши и девушки имеют различную эмоциональную окраску. В ходе занятий не формируются ни знания по биологии пола, ни представления о социальных и психологических аспектах проблемы (95).
жизни, формирование готовности к браку и семейной жизни должны были стать важнейшими задачами образовательного процесса. Но нет, пожалуй, ни одного аспекта воспитания, реализация которого в науке и практике так отставала бы от требований жизни, решалась бы так медленно и робко.
Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Растет число разводов, упала рождаемость, утрачена престижность женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные от¬ношения в семьях. Приходится констатировать, что из-за морального вакуума постсоветского периода, взгляды о должном в брачно-семейном поведении формируются под воздействием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. Многие из этих проблем обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами. Поэтому в настоящее время особенно актуально звучит вопрос о воспитании семьянина, о формировании у подрастающего поколения готовности к браку и семейной жизни. Среди основных направлений в этом плане: развитие мотивационно-ценностного отношения к семье и браку, овладение учащимися специальными знаниями в области психологии семьи и семейных взаимоотношений, воспитание у старшеклассников нравственных, эмоционально-волевых качеств, различных умений, необходимых в семейной жизни, психологическая подготовка к браку.
К настоящему времени создан общетеоретический фонд по вопросу формирования у личности потребности в браке и семейной жизни. Его составляют труды, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, Э. К. Васильева Э.К., В. й Б. Голофаст, П. А. Гурко, М. С. Мацковский, В. А. Рясенцев, Ю. И. Семенов, в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (В. И. Барский, В. А. Сухомлинский, И. В. Бестужев-Лада, И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, С. В. Ковалев, А. С. Макаренко, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Л. Рубинштейн Н. Н. Толстых, А. М. Чудновский, Т. И. Юферёва и др.), общие аспекты добрачного полового воспитания (Р. Борман, И. С. Кон, Д. В. Колосов, В.С. Круглов, В. А. Крутецкий, Т. А. Куликова, Е. Лозинский, А. С. Макаренко, Е. Д. Марьясис, Н. В. Сельверова и др.); особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (А. М. Прихожан, Т. И. Юферева, Л. Ф. Бурлачук, Л.A. Коростылева, Т. Ю. Чистякова и др.); обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка раскрыто в трудах А. А. Бодалева, И. С. Кона, А.B. Мудрика, Л. И. Новиковой, С. Т. Шацкого и др.; педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни раскрываются в работах В. И. Барского, Н. С. Верещагиной и др.; распознавание причин неблагополучия в семейных отношениях и рекомендации по устранению этих причин дают такие передовые зарубежные терапевты как Р. Бендлер, Д. Гриндер, В. Сатир.
Для преодоления кризиса семьи, современным родителям необходимо задуматься о том, какие семьи создадут в будущем их дети. Что хорошего и что плохого они усвоили воспитываясь в их семье, и какой отпечаток это наложит на их собственный брак и семью. Т.е. как жизненный опыт родительской семьи или семей, с которыми сталкивается по жизни подросток, может сказаться на его ценностном отношении к браку и семье.
Историко-логический анализ проблемы показывает, что идея обращения к жизненному опыту учащихся в педагогическом процессе не нова, она имеет глубокие исторические корни (работы Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка, Дж. Дьюи). Роль жизненного опыта учащихся в процессе обучения рассматривалась в работах В. Богина, Л. И. Божович, Л. С. Выготско¬го, М. К. Гумматовой, А. В. Зеленцовой, Л. Б. Ительсона, Л. С. Кохановской, И. Д. Лушникова, Н. А. Менчинской, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткина, Г. П. Пред¬вечного, Г. И. Щукиной, И. С. Якиманской и других.
В работах А. С. Белкина, Д. В. Качалова жизненный опыт (или витагенный опыт) рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретаемым в процессе обучения знаниям.
Однако, отмечая достаточную разработанность вопросов опоры в образовательном процессе на жизненный опыт учащихся в теоретических исследованиях, необходимо констатировать недостаточную изученность средств, путей и методов использования витагенного жизненного опыта учащихся и их семей в практическом процессе воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: «Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье».
Объект нашего исследования - воспитание ценностного отношения к браку и семье.
Предмет исследования - актуализация витагенного жизненного опыта старшеклассников и их семьи в воспитании ценностного отношения к браку и семье.
Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические условия актуализации витагенного жизненного опыта семьи учащихся, результативность и эффективность воспитания у старшеклассников ценностного от-ношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
— первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи может показать наличие как позитивного, так и негативного характера: тенденций к ослаблению института брака и семьи, снижению его ценности;
— воспитание ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье
наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьи;
— воспитание ценностного отношения к браку и семье может быть связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений на позитивный, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное отношение к ответственному родительству;
— моделирование положительного отношения к ответственному родительству скорее всего будет предусматривать такую организацию работы со старшеклассниками, которая включала бы в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни старшеклассников, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Определить соотношение негативного и положительного опыта учащихся, приобретенного в родительской семье.
2. Переориентировать старших школьников, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение к браку и семье средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у молодежи положительное от¬ношение к ответственному родительству, а также изменяют их жизненную позицию в отношении с членами семьи.
3. Выявить педагогические условия, актуализирующие витагенный жизненный опыт семей учащихся.
4. Обосновать педагогическую результативность и эффективность практической реализации модели воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт старшеклассников и их семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— основные положения современной теории семьи (А. Адлер, А. И. Антонов, В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, В. Б. Голофаст, И. С. Кон, А. И. Кузьмин, К. Роджерс, В. Сатир, А. Б. Синельников);
— ценностный подход к половому воспитанию (А. С. Макаренко, Д. В. Колосов и др.);
— психологические особенности семьи и психология семейных отношений (Т. М. Афанасьева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, Э. Г. Эйдемиллер);
— обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка (А. A. Бодалев, И. С. Кон, А. В. Мудрик);
— педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни (В. И. Барский, Н. С. Верещагина, В. Э. Пахальян, А. М. Прихожан, С. Т. Шацкий, Т. И. Юферёва);
— исследования педагогов-гуманистов (Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский);
— положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, B. Франкл, Э. Фромм);
— основы педагогической аксиологии (В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова);
— возрастная психология (педагогика) (А.С. Белкин, А.В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Д. В. Качалов);
— концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин);
— теория развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев);
— трансакциональный анализ и психотерапия (Э. Берн).
В процессе работы был использован следующий комплекс методов: теоретические методы - анализ социологической, исторической, философской, психолого-педагогической литературы и материалов печати по данной проблеме на основе теоретического анализа и синтеза; классификация; историко-логический метод; эмпирические методы - комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, опроса, включенного наблюдения, тестирования, групповых и индивидуальных бесед, свободных сочинений, раз¬личных ценностно-нормативных методик анализа мотивационно-ценностных установок.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (1998—2000 гг.) проводились изучение философской, юридической, психолого-педагогической литературы по проблеме, разработка и обоснование витагенного жизненного опыта семьи, исследование ценностных ориентаций старшеклассников, сбор и анализ статистических данных, разработка программ и методик опытно-поисковой работы, определение базы исследования.
На втором этапе (2000—2001 гг.) — опытно-поисковая работа, в процессе которой был разработан ее диагностический инструментарий, которая сопровождались уточнением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом и апробацией результатов исследования.
Третий этап (2002—2004 гг.) — заключительно-обобщающий, который был посвящен обработке и анализу результатов опытно-поисковой работы, их систематизации и обобщению, формулировке выводов, выработке методических рекомендаций, оформлению исследования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в группах Московского государственного колледжа информационных технологий (МГКИТ) г. Москвы, со старшими школьниками гимназии № 91, гимназии №3, лицея № 96 г. Уфы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— выявлено преобладание негативного опыта старшеклассников, приобретенного в родительской семье, ослабляющего ценность семьи и брака среди учащихся;
— показана необходимость опоры в процессе воспитания ценностного от-ношения к браку и семье на витагенный жизненный опыт семьи;
— разработана технология актуализации витагенного жизненного опыта учащихся и их семьи, предусматривающая опору на основные структуры личности: сознание и поведение;
— организована работа со старшеклассниками, которая включает в себя указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся;
— учащиеся, имеющие негативный опыт отношений переориентированы
на позитивное отношение, средствами моделирования таких условии жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному родительству;
— разработана авторская структурно-компонентная модель ценностного отношения к семье и браку, включающая в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано авторское определение и показано значение понятий:
— «ценностное отношение к браку» заключается в следующем представлении, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни: скрепленный отношениями родительства и родства, брак может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей;
— «ценностное отношение к семье» у старших школьников заключается в системе нижеследующих представлений о семье, в желании, готовности и реальном применении этого в своей жизни:
семья - личностное пространство, в котором происходит персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;
в семье реально проявляется многообразие видов и форм личных и меж-личностных отношений; связанные также с самоутверждением личности среди ближайшего окружения;
в ней могут быть созданы условия для различных проявлений эмоциональной сферы человека;
именно в семье закладываются нравственные основы воспитания личности;
в семье реализуется потребность в продолжении рода и наследования семейных традиций и норм;
там реализуется потребность в родительстве, в отцовстве и материнстве;
в семье удовлетворяется потребность в любви и признании; также, это место, удовлетворяющее физиологические потребности; (только в семье допустимы сексуально-интимные отношения супругов);
семья позволяет чувствовать относительную стабильность и защищенность;
в семье реализуются потребности в общении и расширяется его круг;
семья - наиболее оптимальное место для удовлетворения прагматических потребностей;
она создает возможности для личностного и профессионального роста; для проявления широкого диапазона социальных ролей и функций»;
— «витагенный жизненный опыт семьи» - это интеграция витагенных жизненных опытов членов семьи, плюс витагенного жизненного опыта предшествующих поколений, плюс исторический социальный витагенный жизненный опыт общества.
Практическую ценность имеют:
— разработка и внедрение диссертантом педагогической модели воспитания ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи в практику подготовки старшеклассников к будущему браку в школах г. Уфы и г. Москвы;
— внедрение педагогической диагностики ценностного отношения у старшеклассников к браку и семье в систему воспитания школьников в школах г. Уфы и г. Москвы;
— разработка автором методических рекомендаций для студентов, учителей и родителей по созданию педагогических условий в семье и школе, в кото-рых наиболее эффективно протекает процесс подготовки молодежи к созданию брака и семьи.
положения соотносились с имеющимися в педагогической и социологической науке данными и результатами передовой социально-педагогической практики.
Апробация работы. Данные материалы включались в научно-методические семинары для педагогов и психологов г. Уфы, результаты исследования обсуждались на научных международных и республиканских конференциях (Уфа, 2002; Москва, 2004), международных конференциях в г. Бриджпорт (США, 2000), а также на IV Международной образовательной конференции в июле 2004 в Корее (г. Чонан). По теме исследования опубликовано 8 научных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Первоначальный анализ витагенного жизненного опыта учащихся в сфере семьи показывает наличие как позитивного, так и негативного характера, тенденцию к ослаблению института брака и семьи, снижение его ценности.
2. В отличие от традиционной точки зрения, воспитание ценностного от-ношения у старшеклассников к браку и семье наиболее эффективно при опоре на витагенный жизненный опыт семьи, а не на общепринятые социальные установки.
3. Воспитание ценностного отношения к браку и семье связано с переориентацией социальных установок учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивное отношение, средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них положительное отношение к ответственному родительству.
4. Моделирование положительного отношения к ответственному родительству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
1. Современное состояние семьи современными исследователями рассматривается как кризисное. Многими исследователями подтверждается, что причиной проблем в семье и браке, разводов является неподготовленность супругов к семейной жизни. Проблемы семьи, связанные с воспитанием, осложняются еще и тем обстоятельством, что у большинства родителей, особенно у молодых, отсутствуют специальные знания по воспитанию детей, какие-либо навыки. Отсутствие у родителей педагогических знаний наносит семейному воспитанию большой вред. Но основной причиной является низкое ценностное отношение молодых людей к семейно-брачным узам и нежелание сталкиваться с аналогичными, как и их родители, проблемами и конфликтами в семье. Поэтому, ценность семьи, брака, семейного образа жизни, детей и ребенка в приоритетах со-временного жителя России, в частности молодежи, уступает по значимости личному благополучию, личному счастью.
2. По нашему мнению, ценностным отношением к семье и браку является следующее представление о том, что семью создают отношения родителей и детей, а брак становится законным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением и воспитанием детей. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства. Семья - это место, где осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация членов семьи. Лишь наличие триединного отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. По отдельности все те, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом браке, но без детей, относятся к фрагментарным, «осколочным» формам семьи. Семьей они не являются, поскольку не выполняют самых главных ее функций (семейная социализация, преемственность традиций и ценностей). Только в контексте отношений родительства и родства супружество может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей.
3. Семья является значимым фактором социализации и индивидуализации личности. Являясь институтом социализации, семья способствует освоению человеком социального опыта предшествующих поколений (принадлежность к группе, усвоение половых ролей, восприятие норм и ценностей, культуры и традиций и др.), получению первых навыков в сфере общения (формы взаимодействий, образцы поведения и т.п.), а также созданию необходимых предпосылок для личностного и профессионального роста. Семья одновременно выступает и как фактор индивидуализации личности, обеспечивая ценностное отношение к каждому ее члену, ее индивидуальным и самобытным проявлениям, создание условий для формирования личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.
Родительская семья (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания, заботы и т.п.) является одной из детерминант формируемых в сознании старшего школьника моделей, используемых при построении собственной семьи. Выбор моделей зависит от социально-демографических характеристик семьи (в частности, от структуры родительской семьи), так и от «преломления» этого параметра в сознании человека, его воплощении в установках, ценностных ориентациях личности. Неблагоприятные семейные ситуации, складывающиеся в родительской семье, приводят к утрате своего позитивного влияния.
Усвоенные ценности и смыслы начинают определять онтологическое бытие старшего школьника, так как к концу этого возраста ценностные ориентации приобретают четкую иерархическую структуру. Стабильность ценностных ориентаций старшеклассников определяет вектор их жизненного пути, уровень притязаний, возможность самоосуществления, самопрезентации и самоактуализа¬ции.
4. Ценностному отношению старшеклассников к браку и семье препятствует перенос негативного опыта, приобретенного в неблагополучной, конфликтной, или асоциальной родительской семье на образ предполагаемой будущей семьи, или потребительское отношение к даже, в целом благополучной родительской семье, и несформированность такой стороны брачно-семейных отношений как направленность на другого человека, что подтверждает нашу гипотезу.
5. Отсюда возникает необходимость целенаправленного воспитания у молодежи ценностного отношения к браку и семье. Воспитание связано с переориентацией учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивный средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них комфортную обстановку.
6. Моделирование положительного отношения к ответственному родительству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
7. Это представляется вполне возможным, если проводить воспитание с опорой на богатый витагенный жизненный опыт семей вообще, и в особенности семьи их собственных родителей. Поскольку витагенный жизненный опыт служит основой для конструирования будущего, то переосмысление опыта влечет за собой переосмысление представлений о будущем. Тогда вопросы семьи и брака автоматически попадают в поле зрения учащихся.
8. Инновационные изыскания обращают жизненный опыт в понятие витагенного обучения, где личный опыт рассматривается как совокупность знаний,чувств, поступков, отражающих мироощущение личности на определенных стадиях ее развития. Витагенный жизненный опыт рассматривается как личностно-значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, составляющая жизненно активное единство его эгоцентрического мироотношения. Отсюда появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе воспитания на витагенный опыт учащихся их семей как на базовый, личностно значимый. С другой стороны - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта, на корректировку ошибочных представлений и на расширение границ витагенного опыта. Т.е. опора на витагенный жизненный опыт есть главный путь превращения имеющихся знаний в фактор преобразующий действительность, в ценность, в способ актуализации знаний в образовательном и жизненном пространстве.
9. Эффективность использования витагенного опыта как средства воспитания ценностного отношения к браку и семье достигается с помощью ряда педагогических условий. К ним относятся: обеспечение учащихся широким спектром сведений о значимости брака и семьи; перевод ценностных понятий в «личностный смысл» жизнедеятельности учащегося; внедрение витагенного опыта (витагенной информации) в композиционную структуру образовательных ситуаций; возрастной подход; голографический подход в обучении; создание ситуации успеха, корректировку ошибочных представлений.
10. Также, специфика организации учебного процесса в рамках проводи- мой опытно-поисковой работы состояла в том, что учащиеся выступали в качестве субъекта не только учебной, но и исследовательской деятельности. Наполнение содержания работы элементами психодиагностики создавало предпосылки для последующего осознания и преобразования учащихся себя и своего от-ношения к другим, что в свою очередь являлось фактором уменьшения количества негативных представлений о семье и выбора конструктивных стратегий взаимодействия со значимыми другими. Это помогало рассмотреть способы формирования ценностного отношения к семье также и через:
-введение специального курса, где ключевые понятия, раскрывающие личную и социальную значимость семьи в аспекте жизненного пути приобретали личностный смысл для учащихся, разрушали стереотипы о любви, семье и взаимоотношениях полов и формировали предпосылки для нового ценностного отношения к семье и браку;
-раскрытие специфики личных отношений;
-привитие старшим школьникам культуры личных отношений, которые являются основой культуры семьи (вооружение старшеклассников знаниями, позволяющими выстраивать психологически зрелые отношения, т.е. реализовывать конструктивные способы взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогами; способствовать снижению тревожности, агрессивности, конфликтности в поведении и т.п.);
-применение ассертивного тренинга («тренинг повышения чувства уверенности», «тренинг самоутверждения» и т.п.), ролевых игр;
- решение проблемных ситуаций и нравственных дилемм;
-приобретение опыта изменения семейной ситуации с негативной на позитивную, используя метод моделирования (построение экспериментальных ситуаций, воспроизводящих некоторые семейные коллизии, и совместно с испытуемыми обсуждение возможных выходов из них, которые позволили бы строить семейные отношения на позитивной основе);
-просвещение членов семьи старшеклассников;
-организация самостоятельной работы старшеклассников. Для ее реализации использовался метод моделирования самостоятельного развития социально-психологической компетентности в построении личных отношений старшеклассниками, погружение в практику конструирования различных моделей ценностного отношения к семье.
11. Сравнительный анализ показателей качественных и количественных проявлений отношений к браку и семейной жизни у старшеклассников позволил нам констатировать, что у учащихся старших классов, действительно, имеет место значительное повышение уровня сформированности всех компонентов ценностного отношения к браку и семье. Возрос уровень понимания учащимися нравственных понятий, относящихся к сфере брачно-семейных отношений; важности семьи для личного счастья и для общества в целом; суждения о взаимоотношениях полов, о нравственных качествах будущего избранника (избранницы) стали более зрелыми, осознанными; повысилась психологическая готовность к воспитанию детей; наметилась тенденция к осознанному овладению хозяйственно-трудовыми умениями и навыками.
12. Однако следует заметить, что позитивные изменения в сфере ценностных ориентаций учащихся произошли не в ста процентах случаев, что было бы сложно ожидать за период проведения спецкурса. Это позволяет наметить пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать выводы о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
Это позволило нам рекомендовать разработанные содержание и технологии формирования ценностного отношения старшеклассников к браку и семей-ной жизни в образовательный процесс школ г. Москвы.
2. По нашему мнению, ценностным отношением к семье и браку является следующее представление о том, что семью создают отношения родителей и детей, а брак становится законным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением и воспитанием детей. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства. Семья - это место, где осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация членов семьи. Лишь наличие триединного отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. По отдельности все те, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом браке, но без детей, относятся к фрагментарным, «осколочным» формам семьи. Семьей они не являются, поскольку не выполняют самых главных ее функций (семейная социализация, преемственность традиций и ценностей). Только в контексте отношений родительства и родства супружество может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей.
3. Семья является значимым фактором социализации и индивидуализации личности. Являясь институтом социализации, семья способствует освоению человеком социального опыта предшествующих поколений (принадлежность к группе, усвоение половых ролей, восприятие норм и ценностей, культуры и традиций и др.), получению первых навыков в сфере общения (формы взаимодействий, образцы поведения и т.п.), а также созданию необходимых предпосылок для личностного и профессионального роста. Семья одновременно выступает и как фактор индивидуализации личности, обеспечивая ценностное отношение к каждому ее члену, ее индивидуальным и самобытным проявлениям, создание условий для формирования личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.
Родительская семья (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания, заботы и т.п.) является одной из детерминант формируемых в сознании старшего школьника моделей, используемых при построении собственной семьи. Выбор моделей зависит от социально-демографических характеристик семьи (в частности, от структуры родительской семьи), так и от «преломления» этого параметра в сознании человека, его воплощении в установках, ценностных ориентациях личности. Неблагоприятные семейные ситуации, складывающиеся в родительской семье, приводят к утрате своего позитивного влияния.
Усвоенные ценности и смыслы начинают определять онтологическое бытие старшего школьника, так как к концу этого возраста ценностные ориентации приобретают четкую иерархическую структуру. Стабильность ценностных ориентаций старшеклассников определяет вектор их жизненного пути, уровень притязаний, возможность самоосуществления, самопрезентации и самоактуализа¬ции.
4. Ценностному отношению старшеклассников к браку и семье препятствует перенос негативного опыта, приобретенного в неблагополучной, конфликтной, или асоциальной родительской семье на образ предполагаемой будущей семьи, или потребительское отношение к даже, в целом благополучной родительской семье, и несформированность такой стороны брачно-семейных отношений как направленность на другого человека, что подтверждает нашу гипотезу.
5. Отсюда возникает необходимость целенаправленного воспитания у молодежи ценностного отношения к браку и семье. Воспитание связано с переориентацией учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивный средствами моделирования таких условий жизни семьи, которые создают у них комфортную обстановку.
6. Моделирование положительного отношения к ответственному родительству предусматривает такую организацию работы с молодежью, которая включает указание реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся, изменение их жизненной позиции в отношениях с членами семьи.
7. Это представляется вполне возможным, если проводить воспитание с опорой на богатый витагенный жизненный опыт семей вообще, и в особенности семьи их собственных родителей. Поскольку витагенный жизненный опыт служит основой для конструирования будущего, то переосмысление опыта влечет за собой переосмысление представлений о будущем. Тогда вопросы семьи и брака автоматически попадают в поле зрения учащихся.
8. Инновационные изыскания обращают жизненный опыт в понятие витагенного обучения, где личный опыт рассматривается как совокупность знаний,чувств, поступков, отражающих мироощущение личности на определенных стадиях ее развития. Витагенный жизненный опыт рассматривается как личностно-значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, составляющая жизненно активное единство его эгоцентрического мироотношения. Отсюда появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе воспитания на витагенный опыт учащихся их семей как на базовый, личностно значимый. С другой стороны - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта, на корректировку ошибочных представлений и на расширение границ витагенного опыта. Т.е. опора на витагенный жизненный опыт есть главный путь превращения имеющихся знаний в фактор преобразующий действительность, в ценность, в способ актуализации знаний в образовательном и жизненном пространстве.
9. Эффективность использования витагенного опыта как средства воспитания ценностного отношения к браку и семье достигается с помощью ряда педагогических условий. К ним относятся: обеспечение учащихся широким спектром сведений о значимости брака и семьи; перевод ценностных понятий в «личностный смысл» жизнедеятельности учащегося; внедрение витагенного опыта (витагенной информации) в композиционную структуру образовательных ситуаций; возрастной подход; голографический подход в обучении; создание ситуации успеха, корректировку ошибочных представлений.
10. Также, специфика организации учебного процесса в рамках проводи- мой опытно-поисковой работы состояла в том, что учащиеся выступали в качестве субъекта не только учебной, но и исследовательской деятельности. Наполнение содержания работы элементами психодиагностики создавало предпосылки для последующего осознания и преобразования учащихся себя и своего от-ношения к другим, что в свою очередь являлось фактором уменьшения количества негативных представлений о семье и выбора конструктивных стратегий взаимодействия со значимыми другими. Это помогало рассмотреть способы формирования ценностного отношения к семье также и через:
-введение специального курса, где ключевые понятия, раскрывающие личную и социальную значимость семьи в аспекте жизненного пути приобретали личностный смысл для учащихся, разрушали стереотипы о любви, семье и взаимоотношениях полов и формировали предпосылки для нового ценностного отношения к семье и браку;
-раскрытие специфики личных отношений;
-привитие старшим школьникам культуры личных отношений, которые являются основой культуры семьи (вооружение старшеклассников знаниями, позволяющими выстраивать психологически зрелые отношения, т.е. реализовывать конструктивные способы взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогами; способствовать снижению тревожности, агрессивности, конфликтности в поведении и т.п.);
-применение ассертивного тренинга («тренинг повышения чувства уверенности», «тренинг самоутверждения» и т.п.), ролевых игр;
- решение проблемных ситуаций и нравственных дилемм;
-приобретение опыта изменения семейной ситуации с негативной на позитивную, используя метод моделирования (построение экспериментальных ситуаций, воспроизводящих некоторые семейные коллизии, и совместно с испытуемыми обсуждение возможных выходов из них, которые позволили бы строить семейные отношения на позитивной основе);
-просвещение членов семьи старшеклассников;
-организация самостоятельной работы старшеклассников. Для ее реализации использовался метод моделирования самостоятельного развития социально-психологической компетентности в построении личных отношений старшеклассниками, погружение в практику конструирования различных моделей ценностного отношения к семье.
11. Сравнительный анализ показателей качественных и количественных проявлений отношений к браку и семейной жизни у старшеклассников позволил нам констатировать, что у учащихся старших классов, действительно, имеет место значительное повышение уровня сформированности всех компонентов ценностного отношения к браку и семье. Возрос уровень понимания учащимися нравственных понятий, относящихся к сфере брачно-семейных отношений; важности семьи для личного счастья и для общества в целом; суждения о взаимоотношениях полов, о нравственных качествах будущего избранника (избранницы) стали более зрелыми, осознанными; повысилась психологическая готовность к воспитанию детей; наметилась тенденция к осознанному овладению хозяйственно-трудовыми умениями и навыками.
12. Однако следует заметить, что позитивные изменения в сфере ценностных ориентаций учащихся произошли не в ста процентах случаев, что было бы сложно ожидать за период проведения спецкурса. Это позволяет наметить пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать выводы о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
Это позволило нам рекомендовать разработанные содержание и технологии формирования ценностного отношения старшеклассников к браку и семей-ной жизни в образовательный процесс школ г. Москвы.
Подобные работы
- Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



