Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье

Работа №7377

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы227стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
802
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-16
Глава 1. Теоретические основы воспитания у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье с опорой на витагенный жизненный опыт семьи 17
§1 Историко-логический анализ проблемы 17-40
§2 Характеристика основных понятий исследования 41-60
§3 Витагенный жизненный опыт как основа ценностного отношения к браку и
семье 61-80
§4 Социолого-педагогический анализ отношений к браку старшеклассников на
современном этапе развития общества 81 -103
Выводы по первой главе 104-105
Глава 2. Результаты опытно-поисковой работы по воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье 106
§1 Типология отношений старшеклассников к витагенному жизненному опыту
семьи 106-129
§2 Анализ уровней ценностного отношения старшеклассников к браку и семье
с опорой на витагенный жизненный опыт 130-147
§3 Технология воспитания ценностного отношения к браку и семье с опорой
на витагенный жизненный опыт семьи 148-169
§4 Персонифицированное описание процесса воспитания ценностного
отношения к браку и семье на основе биографического метода 170-189
Выводы по второй главе 190-191
Заключение 192-196
Библиография 197-207
Приложения 208-224



На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется необходимостью укрепления института семьи в нашем обществе, как основной государственно-общественной ячейки. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, т.к. социально-экономическое, идеологическое развитие общества, формирование рыночных отношений негативно сказываются в большинстве случаев на устойчивости, прочности семейно¬брачных отношений. Особенно это касается представления современной молодежи о ценности семьи и брака, о серьезном отношении к вопросу создания семьи и заключения брака.
На научно-педагогическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что, во-первых, существующие достаточно серьезные исследования проблем воспитания учащихся в области семейной педагогики, введение курса «Этика и психология семейной жизни», к сожалению, не дали положительных результатов, т.к. носили чисто формальный характер, недостаточно учитывали жизненный опыт самих учащихся и их семей; во-вторых, следует принять во внимание, что влияние школы, опирающееся на результаты научных исследований, во многом нейтрализуется из-за негативного влияния средств массовой информации; в-третьих, существующие методики в области семейных отношений направлены, в основном, на информирование, просвещение учащихся, но не затрагивают их эмоционально-волевую сферу и явно недостаточно предусматривают использование методов моделирования семейных ситуаций, формирующих у учащихся психологическую установку на оптимальные пути их решения; в-четвертых, в настоящее время появились многочисленные исследования о роли витагенного жизненного опыта в организации воспитательного процесса, которые остаются невостребованными именно в сфере семейного воспитания.
На практическом уровне актуальность нашего исследования определяется тем, что в существующих методиках полового воспитания в учебных курсах «Этика и психология семейной жизни» доминирует декларативный, абстрагированный характер провозглашения семейных ценностей, но не указываются пути их утверждения в повседневной жизни учащихся и их семей.
Итак, сложились противоречия между:
— тенденцией к ослаблению института семьи и брака среди молодых людей, снижению его ценности и повышением его значимости для государства и общества;
— необходимостью воспитания у старшеклассников ценности к брачно¬семейным отношениям, ответственному родительству и недостаточной научно- теоретической обоснованностью этого процесса витагенным жизненным опытом их родительской семьи;
— потребностями указания реальных путей утверждения семейных ценностей в повседневной жизни учащихся и их семей и доминированием декларативного, абстрагированного характера их провозглашения в существующих методиках полового воспитания.
Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и выбора педагогической возможности воспитания ценностного отношения к браку и семье у старшеклассников с опорой на витагенный жизненный опыт семьи.
Степень разработанности темы.
Действительно, сейчас происходит снижение и размывание ценностных ориентации молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществе; ослабление ценностных ориентации на брак и семью на уровне государственной политики; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству. Всё это приводит к росту ран¬них и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний.
В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением, решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: мотивы, потребности, цели, идеалы, ценности. Именно в них нужно искать резервы развития личности и её социальной активности. Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов детерминации поведения. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения. В отечественной литературе методологические, теоретические и практические аспекты вопроса о ценностях ставились в работах философов С.В. Анисимова, Ананьева Б. Г., Архангельского JI. М., Т. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, A.А.Ручки, В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе, психологов - В.Н. Мясищева, B.А.Ядова, педагогов - М.С. Кагана и др.
Абрахам Маслоу, Тугаринов В.П., Дробницкий О.Т., Ядов В.А. и др. подчёркивают ведущую роль ценностных ориентации в организации и детерминации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определённой цели.
Бесспорно, большую роль в формировании личности, как носителя социальных, культурных и этических ценностей играет семья. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования со¬временной семьи, её воспитательного потенциала, специфики влияния семьи на развитие личности подростка, и влияния семьи на подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Центральным моментом такой подготовки, по нашему мнению, является раскрытие ценностного отношения к браку и семье. Таким образом, нам важно выяснить влияние семьи на ценностное отношение у молодых людей к семье и браку. Вместе с тем, наблюдается недостаточность раскрытия специфики этой проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Современное состояние семьи современными исследователями рассматривается как кризисное. Многими исследователями подтверждается, что причиной проблем в семье и браке, разводов является неподготовленность супругов к семейной жизни. Проблемы семьи, связанные с воспитанием, осложняются еще и тем обстоятельством, что у большинства родителей, особенно у молодых, отсутствуют специальные знания по воспитанию детей, какие-либо навыки. Отсутствие у родителей педагогических знаний наносит семейному воспитанию большой вред. Но основной причиной является низкое ценностное отношение молодых людей к семейно-брачным узам и нежелание сталкиваться с аналогичными, как и их родители, проблемами и конфликтами в семье. Поэтому, ценность семьи, брака, семейного образа жизни, детей и ребенка в приоритетах со¬временного жителя России, в частности молодежи, уступает по значимости личному благополучию, личному счастью.
2. По нашему мнению, ценностным отношением к семье и браку является следующее представление о том, что семью создают отношения родителей и детей, а брак становится законным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением и воспитанием детей. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства. Семья - это место, где осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация членов семьи. Лишь наличие триединного отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. По отдельности все те, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом браке, но без детей, относятся к фрагментарным, «осколочным» формам семьи. Семьей они не являются, поскольку не выполняют самых главных ее функций (семейная социализация, преемственность традиций и ценностей). Только в контексте отношений родительства и родства супружество может быть только «один раз и на всю жизнь», потому что такими являются отношения родителей и детей.
3. Семья является значимым фактором социализации и индивидуализации личности. Являясь институтом социализации, семья способствует освоению человеком социального опыта предшествующих поколений (принадлежность к группе, усвоение половых ролей, восприятие норм и ценностей, культуры и традиций и др.), получению первых навыков в сфере общения (формы взаимо¬действий, образцы поведения и т.п.), а также созданию необходимых предпосылок для личностного и профессионального роста. Семья одновременно выступает и как фактор индивидуализации личности, обеспечивая ценностное отношение к каждому ее члену, ее индивидуальным и самобытным проявлениям, создание условий для формирования личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.
Родительская семья (тип отношений, стили общения, оказание поддержки, внимания, заботы и т.п.) является одной из детерминант формируемых в сознании старшего школьника моделей, используемых при построении собственной семьи. Выбор моделей зависит от социально-демографических характеристик семьи (в частности, от структуры родительской семьи), так и от «преломления» этого параметра в сознании человека, его воплощении в установках, ценностных ориентациях личности. Неблагоприятные семейные ситуации, складывающиеся в родительской семье, приводят к утрате своего позитивного влияния. Усвоенные ценности и смыслы начинают определять онтологическое бытие старшего школьника, так как к концу этого возраста ценностные ориентации приобретают четкую иерархическую структуру. Стабильность ценностных ориентаций старшеклассников определяет вектор их жизненного пути, уровень притязаний, возможность самоосуществления, самопрезентации и самоактуализации.



1. Агафонова А.С. Специфика процесса адаптации студентов младших курсов и выпускников педклассов к условиям начального этапа обучения в педвузе. // Интегративные процессы психолого-педагогической, культурологической и предметно методической подготовки учителя: Тезисы доклада научно-практической конференции. / - Тула, 1996. — С. 71.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов нД., 1998. С. 19-38.
3. Аза Л. А., Поддубный В. А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. - Киев: Наукова думка, 1978.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение. 1986. - 176с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
6. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. -М: Просвещение, 1988 - 144 с.
7. Анисимов С. В. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль, 1970.
8. Аннекен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе / Пер. и ред. В. Ромек. 1997.
9. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 1997 С. 110.
10. Антонов А.И. Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд- во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»),
1996. -304 с. С. 66.
11. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. -М., 1984. С. 377-379.
12. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978.
13. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. - 367 с.
14. Барский В.И. Воспитание «потребности человека в семье» Есак необходимое условие подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. - Тбилиси. 21 -24 июня 1971.- 1005с.
15. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 107.
16. Белкин А.С. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). - Екатеринбург, 1995. - 22 с.
17. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1993.
18. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций. (Материалы лекций) -Нижний Тагил,
1997. -18с. С.7-8.
19. Белкин А.С., Жукова. Н.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екатеринбург, УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования, центр образовательных технологий, 1999, - 136с.
20. Белкин А.С., Жукова. Н.К. Витагенное образование: многомерно¬голографический подход: Технология XXI века. - Екатеринбург, 2001. - 108 с. С.12.
21. Беляева Г. Ф., Гаспарашвили А. Т. Социальные аспекты аборта // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 122

22. Белякова A.M. Вопросы советского семейного права в судебной практике. М., 1989. С. 8.
23. Бердяев Н.А. Размышление об Эросе. Эрос и личность. - М., 1989. С.
134.
24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. С. 207-208.
25. Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 1998. С. 12-17.
26. Берн Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. С.-Петербург, 1992.
27. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. - М.: Педагогика, 1988. - 148 с.
28. Богин В. У знания - лицо его владельца. // Нар. образование №2. - 1989. -С.126.
29. Богозов Н.З. Психология. Словарь. - Магадан, 1965.
30. Божович Л.И. Особенности усвоения учебного материала школьниками. // Советская педагогика. - 1988. - №10. - С. 41-46.
31. Божович Л.И. Отношение к учению как психологическая проблема. Известия. АПН РСФСР вып. 36. 1960. - С. 18.
32. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР.- 1955.- №73. - С.12.
33. Большая советская энциклопедия (БСЭ) : 3-е изд.: в 30 т. - М.: Сов. Энциклопедия, 1970-1978 г. - т.6. - С.634.
34. Борисов В.А. // Всесоюзная научная конференция. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости // Социологические исследования. 1999. №6.
35. Бочкарева Г.Г. Семья и личность. 1981.
36. Брачность, рождаемость, смертность в России //Сборник под ред. Вишневского А.Г. - М.: Статистика, 1977. - 246 с.
37. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999. С. 107.
38. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. К.И. Бабицкого / Под ред. А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1991 - 405 с. С.93.
39. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №3.-С. 137-145.
40. Бэкон. Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. Соч. Т. 2.-М., 1972. С.365-366.
41. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Вестник МГУ, 1997, №3, С. 121-125.
42. Васильева М.С. О формировании начал коммунистического мировоззрения младших школьников в процессе обучения. // Советская педагогика. -1981. - №5. - С. 43-47.

43. Вербицкая Н.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта. Дисс. докт. пед. наук., Екатерибург, 2002, С. 307-308.
44. Вишневский А.Г. Современная семья: идеология и политика. // Свободная мысль. 1993, №11, С. 113.
45. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М., «Социум», 2000.С. 235.
46. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: «Просвещение», 1973. - 288 с., С. 173.
47. Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.
48. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Автореф. канд. дисс. Л., 1979.
49. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист // Педагогика. - 1996. - №3. С. 91-98.
50. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс,
1996. -536с.
51. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. С.268.
52. Гватуа Г.В. Формирование жизненных планов у старшеклассников. Тбилиси, 1975.
53. Гегель Г.В.Ф. Философия права-М., 1990. С. 210.
54. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976;
55. Герцен А.И. Из дневника 1844. Соч. Т. 1. - М., 1985. С. 466-468.
56. Герцен А.И. Капризы и раздумье. Соч. Т. 1 - М., 1985. С. 171-172.
57. Гоббс Т. Левиафан. Избр. Произв. Т. 2. - М., 1964. С. 227.
58. Гозман Л.Я., Гилягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985. №2. С. 186.
59. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - С-Пб.,
1998. С. 11.
60. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
61. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник /Под ред. ВасильеваЕ.А. М., 1993. С. 515—531.
62. Гукова Е.Г. Социологический анализ устойчивости семьи в современной России Домохозяйство, семья и семейная политика. - М.,
1997.
63. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. / Соц. Исс- ия 1995, № 10, С. 95-99.
64. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972. С.92-95.
65. Дарский Л.Е. Формирование семьи. - М., 1972.
66. Денисова Г.С., Уразгильдиева Н.К. Семья в процессе модернизации современного общества //Проблемы современного общества. Ростов н/Д,
1996. С. 152-166.
67. Дистервег Ф. Избр. педагогич. соч. - М.: Учпедиз, 1956. - 371с.
199

68. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников, Дисс. канд. псих. наук. Ростов н.Дону, 1999. С. 47-
48.
69. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
70. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия - М.: Политиздат, 1967.
71. Дубинин И. П., Караец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение ответственность. М., 1982.
72. Дубровина И.В. Проблема психологической подготовки к семейной жизни. - Вопросы психологии, 1981. №4. С. 146-151.
73. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 1987. - 182 с.
74. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1990. С. 195-199.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ