Введение 4
Глава 1. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования 19
1.1. Теоретический анализ состояния современного обучения
безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования: тенденции, противоречия, перспективы 22
1.2. Теоретико-методологические основания проектирования
учебного процесса как компоненты профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности 65
1.3. Теоретическая модель обучения безопасности
жизнедеятельности в педагогическом вузе 87
Глава 2. Проектирование организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете 108
2.1. Личность учителя безопасности жизнедеятельности как
интегральная цель обучения специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе 108
2.2. Теоретические основы диагностики личностных и
профессиональных качеств учителя безопасности жизнедеятельности 135
2.3. Нормативно-теоретические регуляторы проектирования
обучения безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе 162
2.4. Учебно-профессиональные педагогические задачи в
< обучении безопасности жизнедеятельности 183
Глава 3. Ситуативно-имитационное моделирование
профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе 200
3.1. Основные свойства личности безопасного типа,
формируемые в процессе обучения безопасности
жизнедеятельности 200
3.2. Теоретическая модель личности безопасного типа 224
3.3. Теоретические аспекты определения качества образования
личности безопасного типа 237
Глава 4. Опытно-экспериментальная реализация концепции организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности 250
4.1. Направления подготовки учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности на
базе факультета безопасности жизнедеятельности 250
4.2. Варианты научно-методического и организационного взаимодействия по развитию направлений обучения
специалистов безопасности жизнедеятельности 288
Заключение 303
Литература 309
Приложение
В настоящее время система общего образования отстает от требований времени и национальной безопасности России в постиндустриальной эпохе. Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление небывалых ранее глобальных проблем. Эти проблемы связаны с угрозами экологической катастрофы, возможность^ применения ядерного и другого оружия массового поражения и выживанием в условиях достижения цивилизацией «пределов роста».
Современная гуманистическая педагогика уточняет существующие концепции по подготовке учащихся к жизни в постиндустриальной
• цивилизации, которая породила многие опасности для жизни человека. С 1
сентября 1991 года в России в общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В центом курс предназначен для воспитания личности безопасного типа , хорошо
знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Объяснение необходимости курса «Основы безопасности
• жизнедеятельности» еще недавно проходило на основе эксплицитной информации, дающей краткое объяснение сущности безопасности и защиты жизни человека.
В настоящее время с целью развития гуманистического образования появилась необходимость изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе имплицитной информации, которая объясняет преподавание, опирающееся на внутреннюю логику и структуру курса
• «Основы безопасности жизнедеятельности». Существующий школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» уже служит делу подготовки
молодежи к безопасному индивидуальному поведению. Этот курс может являться основанием новой школьной образовательной области, которая предусматривает обучение детей правилам личной и национальной безопасности.
Такое направление действий пропагандируется Общественным Фондом национальной и международной безопасности, активно поддерживается Министерством образования РФ, МЧС, Министерством обороны РФ, МВД России.
Однако этот подход может быть реализован только при условии подготовки педагогических кадров к деятельности в данной области знаний на новых, формирующихся сегодня в образовании инновационных положениях Но вместе с тем разработанных, научно обоснованных и эффективных моделей организации подготовки учителей, решающих эту задачу, явно не-достаточно. Анализируя возможности существующего сейчас профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности и сопоставляя их с реальной организацией профессионального образования в педагогических учреждениях высшего образования, мы пришли к выводу, что существующая система остро нуждается в создании концепции организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.
Очевидны следующие противоречия между:
• потребностью системы образования в учителях данного профиля, подготовленных к организации обучения безопасности жизнедеятельности, их недостаточном количеством в системе обучения личности безопасного типа и реальностью подготовки учительских кадров;
• наличием новых концепций, документов международного и государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности безопасного типа, и отсутствием вариантов разработанных и апробированных в практике образования педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный педагогических процесс, прежде всего,
в процесс педагогического образования.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему ♦
исследования, заключающуюся в разработке новой практико-ориентированной концептуальной модели организации профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в системе высшего профессионального педагогического образования.
Актуальность исследования, выявление противоречий и проблемы исследования позволили сформулировать тему диссертации «Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете»^
Объект исследования - профессиональная подготовка учителей
♦ безопасности жизнедеятельности в педагогическом образований.
Предмет — организация подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования.
Цель исследования - на основе разработанной концепции выявить, определить и обосновать структуру модели организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности и возможности ее реализации в практике педагогического образования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты 3 группы предположений, реализация которых будет обеспечивать организацию подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете.
1. Если из имеющегося опыта организации обучения учителей безопасности жизнедеятельности вычленены ключевые идеи, которые обеспечивают организацию подготовки личности безопасного типа, то на их основе возможно создать целостную концепцию организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.
* 2. Реализация концепции подготовки учителя безопасности
жизнедеятельности возможна при следующих условиях:
• учебные программы будут спроектированы с опорой на педагогические основы концепции развития личности безопасного типа;
• построение обучения будет осуществляться на основе моделирования учебных ситуаций выбора безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях различного типа;
• технология обучения будет выстроена в логике принятия субъектом решений прогностического и оценочного характера, обеспечивающих возможность предвидения опасностей и преодоления рисков;
• обучение студентов факультета безопасности жизнедеятельности
• будет организовано как система взаимодействия с образовательными структурами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности личности и социума;
• опыт, приобретаемый студентами факультета безопасности жизнедеятельности в процессе взаимодействия со структурами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности личности и социума, будет транслироваться в педагогическую практику.
3. Если оценку профессиональной подготовки студентов педагогического университета как будущих учителей производить не только
• традиционными, но и не традиционными для педагогического образования способами (в т.ч. в условиях специализированных полигонов, на специальных тренажерах электронного и механического действия и пр.), то это позволит более полно сформулировать целостные и профессиональные качества, необходимые специалисту в области безопасности жизнедеятельности. При этом процесс сопровождения студентов педагогических университетов будет
' способствовать достижению образовательных целей каждым
студентом, в том случае, если он будет ориентирован на диагностику
их поведения в условиях чрезвычайных ситуаций и коррекцию качеств личности безопасного типа.
Цель и исходная гипотеза обусловили правомерность постановки следующих задач исследования:
1. Проанализировать имеющийся опыт организации
профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в различных образовательных структурах и вычленить очевидные положительные тенденции.
2. Провести анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования с целью уточнения понятий безопасности жизнедеятельности человека, личности безопасного
• типа и определени способов формирования ее качеств.
3. На основе анализа литературы и имеющегося опыта разработать концепцию организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.
4. Реализовать концепцию организации профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в рамках эксперимента и определить условия, при которых она может быть реализована.
5. Определить специфику оценки профессиональных качеств учителя безопасности жизнедеятельности на основе разработанной концепции.
* 6. Апробировать разработанную концепцию организации профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете, а также в среде научно-педагогической общественности и в среде специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности личности и социума.
Рассмотрение теоретических и методических подходов к профессиональной подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности вызвано необходимостью изучения тенденций, противоречий и перспектив обучения безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования.
Теоретический анализ работ по проблемам обучения специалистов безопасности жизнедеятельности позволил выявить следующие основные тенденции. Национальная безопасность представляет собой комплекс технико-экономических, общественно-политических и социокультурных мер по защите национальных интересов страны. В условиях стабилизации Российского государства и гражданского общества возрастает роль образования в обеспечении национальной безопасности страны. Такие принципы модернизации системы образования, как создание единого образовательного пространства, стандартизация содержания и результатов образования, потребность в непрерывности образования в рамках многоуровневой подготовки специалистов, входят в состав базовых национальных интересов общества и государства. Подготовка специалиста в области безопасности жизнедеятельности является элементом педагогической составляющей национальной безопасности. Система образования, являясь социальным институтом общества, реально отражает уровень развития социальной, производственной, бытовой, рекреационной, природной и других областей жизни человека. Система образования гражданского общества — это качественно более высокая ступень общественного развития. Гражданское образование сочетает функцию трансляции культуры, формируя знания, умения и навыки с функцией
В разработанном исследовании доказано, что содержание и структура организации модели подготовки учителя безопасности жизнедеятельности могут быть реализованы на практике только на основе концептуальных положений обучения личности безопасного типа и компетентностного подхода в определении качества подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Для этого необходимо систематическое уточнение понятий «безопасность», «безопасность жизнедеятельности», «личность безопасного типа», и на базе этого интеграция всех положительных тенденций в организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в направлениях: психологическая, информационная, правовая, физическая безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного, экологического, природного и социального характера. Организация подготовки учителей безопасности жизнедеятельности должна базироваться на принципах: практико- ориентированность; организация подготовки совместно со структурами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности личности и социума; системность и непрерывность в условиях максимально приближенных к условиям действия человека в чрезвычайных ситуациях; постоянный контроль результатов подготовки на тренажерах и в условиях специальных полигонов.
Вышеперечисленные принципы реализуются в модели организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, в которой интегрируются усилия различных структур, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности личности и социума на современной учебно¬методической и материально-технической базе. Психолого-педагогическое
В исследовании определены механизмы реализации концепции подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете, а также методы, способы, виды и структуры ее реализации, в частности - педагогическая практика, созданная преподавателями и студентами факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в процессе взаимодействия со структурами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности личности и социума.
Результатом теоретического анализа явилось раскрытие сущности модели обучения безопасности жизнедеятельности.
К основным элементам модели обучения безопасности жизнедеятельности относятся содержательные и организационные составляющие.
В состав содержательных элементов обучения безопасности жизнедеятельности входят: целеполагание процесса обучения,
педагогическая система обучения, принципы организации процесса обучения, методическая система обучения, четкая иерархия функций каждого звена методической системы обучения.
В состав организационных элементов обучения безопасности жизнедеятельности входят: создание опытной базы для моделирования и осуществления проектировочной деятельности обучения, целеобразование методической системы обучающего (учителя), действующая методическая системы обучающего (учителя) с конкретизацией элементов взаимодействия
ее компонентов, систематически развивающаяся система подготовки обучающего (учителя).
Содержательная и организационная составляющие обусловливают создание в школе системы обучения безопасности жизнедеятельности, реализующей:
• стандартизованность модельного описания инварианта образовательного пространства, обеспечивающего обучение специальности;
• соразмерность содержания проекта учебного процесса психолого-педагогическим и физиолого-гигиеническим нормам обучения специальности;
• продуктивность организационно-методических и научно- методических мероприятий обучения специальности;
• целостность системы непрерывного педагогического образования в области обучения безопасности жизнедеятельности;
• обеспеченность комфортного функционирования проекта обучения специальности в реальном образовательном пространстве;
• преемственность обучения специальности на различных ступенях, этапах обучения в образовательных заведениях;
• саморазвитие, децентрализацию и демократизацию процесса обучения;
• качество образовательных программ обучения;
• разнообразие типов обучения безопасности жизнедеятельности по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;
• единство и необходимую степень интеграции ступеней обучения специалистов.
В исследовании определено, что при решении учебно¬профессиональных задач в основу обучения безопасности
жизнедеятельности закладываются следующие педагогические принципы:
воспроизводство кадров и научно-педагогической среды обучения; общественно-политическая, социально-экономическая, природно-экологическая и психолого-педагогическая направленность обучения;
синергетическая самоорганизация системы
адаптировать систему подготовки специалистов к разным условиям;
интегративность учебной, научной, производственной методики обучения, обеспечивающая возможность включения на разных этапах системы
безопасности жизнедеятельности; региональная детерминированность и самоценность обучения; информатизация обучения с одновременным развитием информационной безопасности во всех звеньях обучения.
Профессиональное обучение учителя безопасности жизнедеятельности рассматривается как рефлексивный процесс, в котором будущий специалист безопасности жизнедеятельности овладевает процессом своего образования как базой своей будущей профессии. Рефлексия педагогического различия
I
обучения безопасности жизнедеятельности составляет сущностную черту процесса обучения учителя безопасности жизнедеятельности. На всех этапах своего профессионального становления учитель сознательно формируется и как специалист безопасности жизнедеятельности, и как носитель идей личности безопасного типа в системе личностно-развивающей образовательной технологии.
Абдуллина О. А. Демократизация образования и подготовка
специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. 1996. № 1.С. 73-78.
2. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.
5. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.
6. Акинфиева Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. 1998. № 4. С. 30-35.
7. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования: Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного совета по проблемам истории образования, педагогической науки (17-18 мая 1994) / Ин-т теор. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО; Под ред. 3. И. Равкина. М., 1994.
8. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып. 2. СПб.: Образование, 1995.
9. Алексашина И. Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1983.
10. Алексашина И. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. СПб., 1997.
11. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Китаева. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
12. Алытиуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
13. Американские перспективы. М., 1991.
14. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
16. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
17. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
18. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981.
19. Анисимов Н. М. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59-62.
20. Анцибор Н. Н. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Монография. М.: Прометей, 1989.
21. Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990. С. 7-17.
22. Апштейн В. О принципах создания вузовских учебников // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 122-126.
23. Архангельский С. Н. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Уч.-метод, пособие. М.: Высш, школа, 1980.
24. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
25. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.
26. Ахмедзянова Л. М. Актуализация педагогических знаний на основе выполнения педагогических дисциплин в вузе. М., 1978. С. 91-103.
27. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
28. Бабанский Ю. К. Проблемы сближения педагогической теории и практики: опыт модернизации методов исследования // Перспективы: вопросы образования. Орган ЮНЕСКО. 1988. № 1. С. 13-17.
29. Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучать и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М.: Учебная литература, 1997.
30. Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику: Материалы к учебной программе / Автор-сост. Е. И. Казакова. СПб., 1994.
31. Базовое педагогическое образование: (Пед. аспект): Материалы к
*
учеб, прогр. / Рос. гос. пед. ун-т. СПб.: Образование, 1993.
32. Байдак В. А. Система изучения свойств функций в школе. Омск,
j 1990.
, 33. Байдак В. А., Лучко О. Н. Построение оптимальной дидактической
системы. Омск, 1991.
34. Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.
35. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М., 1987.
36. Батракова И. С., Тряпицына А. П. Педагогика: Программа для педагогических институтов. Л.: ЛГ11И, 1990.
37. Батракова С., Соломатина Т. Проблемы учебного текста // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 70—74.
38. Бахтин М. М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. С. 122-151.
39. Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
40. Беднарчик Хенрик. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.
41. Безопасность жизнедеятельности / Под. ред. С. В. Белова. М.: Высшая школа, 2000.
42. Безопасность жизнедеятельности / Под. ред. С. В. Белова. М.: Высшая школа, 1999.
43. Безопасность жизнедеятельности. Чита: Изд-во Читинского гос. ун¬та, 1997. С. 184.
44. Безопасность жизнедеятельности. Владивосток: Изд-во
Дальневосточного гос. ун-та, 1998. С. 210.
45. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 1991. С. 205.
46. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 1991. С. 205.
47. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во Гос. академии управления, 1999. С. 210.
48. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во Дашкова и К, 1991. С. 205.
49. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 164.
50. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во «Экономика», 1999. С. 230.
51. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Изд-во Горного института, 1998. С. 162.
52. Безопасность жизнедеятельности. Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1997. С. 194.
53. Безопасность России. М.: Наука, 1999. С. 360.
54. Безопасность России. М.: Наука, 2001. С. 378.
55. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
56. Бейлисон В. Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных книг. М.: Просвещение, 1986.
57. Белозерцев Е. П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дис .... д-ра пед. наук. Л., 1990.
58. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.
59. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996.
60. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991. С. 42-57.
61. Беляева А. П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков // Сб. науч. тр. Вып. 33. Л., 1976. С. 7-28.
62. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1996.
63. Березин Ю. Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе как компонент профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.
64. Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Красноярск, 1990.
65. Бернс Р. Развитие «Я-концепций» и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
66. Беспаленко В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970. С. 210.
67. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. М., 1995.
68. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
69. Беспалько В. П., Шабур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
70. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во
• Российского открытого ун-та, 1994.
71. Битинас Б. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической технологии. Вильнюс: НИИ школ Лит. ССР, 1971.
72. Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
73. Блонский П. П. Трудовая школа. М.: Мир, 1919.
74. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
75. Бодалев А. А. Психология личности. М.: МГУ, 1988.
76. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 210.
77. Болотов В. А. Гуманистическая ориентация высшего
I педагогического образования в Германии // Высшее образование в России.
1996. №2. С. 119-129.
78. Болотов В. А., Костикова М. Н. Педагогическое образование — страницы реформирования. Волгоград: Перемена, 1998.
79. Большая советская энциклопедия. М., 1975.
80. Бордовский В. А. Организационно-управленческие инновации в
> системе высшего педагогического образования: Монография. СПб.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
81. Бордовский Г. А., Горбунова И. Б. Учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки специалиста образования // Региональная информатика. 1998. № 1. С. 3-8.
82. Борисенко В. П., Кутъев В. О. Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом» // Педагогика. 1995. № 6. С. 52-54.