Введение
1 Теоретические и методические основы инвестиционной
деятельности на рынке транспортных услуг 8
1.1 Экономическая сущность и содержание категории «рынок транспортных услуг» 8
1.2 Источники и методы финансирования инвестиционных проектов
в транспортном комплексе 22
1.3 Региональная инвестиционная политика и роль государства в ее
регулировании 36
2 Современное состояние и динамика инвестиционных
процессов на рынке транспортных услуг 53
2.1 Оценка инвестиционной деятельности в транспортном
комплексе России и Ставропольского края 53
2.2 Условия становления инвестиционного процесса в субъектах
Российской Федерации 72
3 Перспективы расширения номенклатуры источников
инвестирования транспортного комплекса региона 105
3.1 Использование амортизационного цикла в качестве
экономического критерия возмещения капитала 105
3.2 Долгосрочное кредитование автотранспортных предприятий 117
3.3 Привлечение инвестиционных ресурсов с помощью механизмов
льготного налогообложения 134
Выводы и предложения 149
Список использованной литературы 152
Приложения 162
Актуальность темы. Переход к рыночной экономике, появление новых форм собственности, отказ от жесткого централизованного планирования вызвали необходимость поиска новых решений и подходов к управлению экономическими процессами, изменение инвестиционной политики государства и предприятий, структуры сферы финансовых вложений, состава и роли инвесторов на рынке инноваций. При различных состояниях экономики возникают особые механизмы функционирования процесса инвестирования. В этой связи требуется модернизация существующих и поиск новых эффективных способов привлечения финансовых ресурсов как в общехозяйственном, так и в отраслевом разрезе.
В настоящее время весьма острой проблемой является отсутствие отработанной инвестиционной системы финансирования российского транспортного комплекса. Обновление парка подвижного состава отстает от существующих потребностей автотранспортных предприятий. Данная проблема требует пересмотра механизмов финансирования отрасли (в частности при реализации инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава), создания и привлечения в схемы вложения капитала новых структур поддержки инвестиционной деятельности в транспортном комплексе на территории субъектов РФ.
Недостаточная изученность отдельных теоретических и практических аспектов формирования благоприятной инвестиционной среды в транспортной отрасли обуславливают актуальность и выбор направления проведения исследований.
Состояние изученности проблемы. Теоретическим и практическим аспектам функционирования транспортного комплекса уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. В работах В. И. Аксенова, Б. Л. Геронимуса, Н. М. Васильева, В. Н. Лившица, Л.Б. Миротина и др. даются конкретные рекомендации по выявлению приоритетных направлений распределения и мобилизации ресурсов на транспорте. В области реальных и финансовых инвестиций, управления и регулирования инвестиционными процессами следует отметить научные труды Н.А. Бланка, В.В. Бочарова, А.Б. Идрисова, С.И. Шумилина и др. По достоинству оценивая их вклад в решение исследуемой проблемы и не отрицая правомерности полученных результатов, следует отметить, что отдельные аспекты формирования региональной инвестиционной политики в транспортном комплексе недостаточно изучены и требуют дальнейшего научного обоснования. Необходимость развития теории инвестирования в транспортной отрасли экономики, а также практическая значимость получения ожидаемых результативных показателей определили выбор темы диссертации, цель и задачи исследования.
Тема диссертации соответствует п. 4.23 Паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка научно-методических и практических предложений по совершенствованию инвестиционной политики на мезо- и микроуровнях в транспортном комплексе.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие основные задачи:
- проведение анализа состояния предприятий транспортного комплекса и рынка транспортных услуг и определение причин низкой инвестиционной активности в данной отрасли;
- исследование существующих источников и методов инвестирования, оценка перспектив использования каждого из них в транспортной отрасли при реализации программ и проектов обновления парка автотранспортных средств;
- разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности транспортного комплекса в современных условиях;
- определение основных форм и рационализация государственного регулирования инвестиционной деятельностью в регионе;
- разработка методических положений по формированию системы инвестирования транспортного комплекса через создание краевого комитета по инвестициям и займам;
- разработка основных направлений совершенствования амортизационной политики автотранспортных предприятий как одного из основных источников самофинансирования;
- выявление альтернативных форм и методов привлечения инвестиций в транспортный комплекс, в том числе с использованием средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений между субъектами рынка транспортных услуг при реализации инвестиционных процессов.
Объектом исследования являются механизм функционирования рынка транспортных услуг, определяющие его текущее состояние и перспективы развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, программные документы органов государственного управления экономикой России. При этом применялись различные теоретико-методологические подходы и инструментальные технологии научного исследования, включая экономико-статистический, расчетный, абстрактно-логический, экономико-математический и монографический методы экономических исследований.
Источниками исходной информации послужили законодательные и нормативные акты по вопросам развития и регулирования транспортного комплекса, данные годовых отчетов и первичного бухгалтерского учета пассажирских автотранспортных предприятий, материалы Госкомстата РФ и Ставропольского краевого комитета государственной статистики, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, авторские расчеты.
Научная новизна выполненной работы заключается в обосновании комплекса приоритетных направлений укрепления и активизации инвестиционного процесса в транспортной отрасли, учитывающих сложившуюся региональную специализацию. Теоретические и прикладные результаты, определяющие научную новизну, сводятся к следующему:
- теоретически обоснована определяющая роль рынка транспортных услуг в ускорении оборота финансовых ресурсов территории путем рационализации перемещения товарных масс;
- разработан механизм расширения объемов капиталообразующих инвестиций в транспортную отрасль региона, реализующий создание и функционирование краевого комитета инвестиций и займов;
- предложен способ ускорения обновления основных фондов отрасли путем использования прямой зависимости сумы начисления амортизации от фактического физического износа транспортных средств и существующих финансовых возможностей предприятий;
- обоснован механизм совмещения прямого кредитования автотранспортных предприятий и использования лизинговых технологий при погашении части выплат бюджетом края;
- с использованием экономико-математического моделирования разработана методика отбора перспективных инновационных проектов, предоставление налоговых льгот которым максимизирует эффективность функционирования транспортного комплекса в целом.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по повышению качественных показателей эффективности государственной инвестиционной политики в автотранспортной отрасли, что позволит повысить эффективность использования бюджетных инвестиций и привлечь в автотранспортный комплекс необходимый частный капитал. Непосредственное практическое
значение имеют предложения по созданию краевого комитета инвестиций и займов и определение концептуальных направлений его функционирования, модернизации сложившейся системы льготного кредитования автотранспортных предприятий, выявление новых источников финансирования транспортного комплекса среди которых особое место занимает механизм предоставления налоговых льгот; разработан новый метод по оценке эффективности инвестиционных проектов, направленных на обновление подвижного состава автотранспортных предприятий.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и одобрены на:
- Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» (г. Пенза, 2004 г.);
- II Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративное управление в условиях переходной экономики: теория и практика» (г. Кисловодск, 2004 г.);
- V региональной научно-практической конференции «Вузовская наука: из настоящего в будущее» (г. Кисловодск, 2004 г.).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 3,35 п.л.
В результате выполнения работы были получены следующие выводы и сформулированы предложения:
1. Возникновение рыночных отношений на региональном рынке транспортных услуг выдвинуло на первый план экономические факторы организации отраслевого управления, поэтому транспортный комплекс необходимо рассматривать как большую открытую самоорганизующуюся систему, в которой экономические отношения между покупателями, продавцами транспортных услуг и другими участниками рынка формируются свободно и самостоятельно, определяются потребности государства и общества в этих услугах, выделена сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг, влияние государства ограничено государственным регулированием.
2. Организация инвестиционного процесса в транспортном комплексе в ходе проведения реформ значительно изменилась. Появились новые каналы привлечения инвестиций, трансформировалась нормативно-правовая база. Результаты проведенных исследований показали, что наиболее вероятными источники финансирования инвестиционной деятельности в транспортном комплексе и в том числе социальном его секторе могут быть следующими: кредиты коммерческих банков; основные средства,
получаемые по лизингу; бюджетные средства (государственные инвестиции) и предоставление налоговых льгот.
3. Проведенный на материалах Российской Федерации и Ставропольского края анализ показал, что современная инвестиционная ситуация характеризуется недостаточным финансированием с одной стороны и значительным ослаблением государственного регулирования транспортного комплекса с другой, следствием чего является снижение качества оказываемых услуг. При этом в стране наблюдается повышение инвестиционной активности, что требует разработки ряда конкретных мер по
4. Для улучшения экономического положения на транспорте важное значение имеет выработка единой финансовой инвестиционной политики региона и координация финансовой и инвестиционной деятельности в административно-хозяйственном управлении на транспортном комплексе. Для этого предложено создание нового типа института инвестиционно¬финансовой деятельности - Краевого Комитета инвестиций и займов, что позволит эффективно аккумулировать и распределять имеющиеся инвестиционные ресурсы у регионального бюджета, а также стать гарантом для частных инвесторов, что также позволит привлечь дополнительные финансовые средства в транспортный комплекс.
5. Низкий уровень обновления материально-технической базы транспортного комплекса тесно связан с проводимой амортизационной политикой, несовершенством методов и критериев оценки основных производственных фондов, что снижает скорость возврата авансированной в основные фонды стоимости и амортизации имущества. Предложенный комплекс мер по выбору соответствующих методов расчета амортизации, осуществлению целевого использования средств амортизационного фонда и оценки эффективности амортизационной политики позволит автотранспортным предприятиям в полной мере реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции амортизационной политики.
6. Наиболее приемлемой формой привлечения крупных финансовых средств в транспортный комплекс следует считать сегодня долгосрочное кредитование. Рассмотренные определенные государством лизинговые схемы, а также действующие схемы прямого кредитования предприятий автотранспорта, показали, что существенным недостатком лизинга в России следует считать достаточно высокие размеры платежей в первый и второй годы действия лизингового договора. Также установлено, что преимущество лизинга перед прямым кредитом возможно в том случае, если среднегодовой лизинговый платеж не превышает 1/6 стоимости приобретенного имущества, поэтому предлагается на начальном этапе лизинговой сделки погашать часть платежей из бюджетов края или муниципалитетов для социально-значимых пассажирских автотранспортных предприятий.
7. Одним из рычагов государственного регулирования инвестиционной деятельности является: предоставление налоговых льгот. В результате такой государственной поддержки социально значимые проекты и мероприятия могут из разряда экономически неэффективных перейти в разряд экономически эффективных и конкурентоспособных. Предложенный механизм предоставления налоговых льгот позволяет получить зависимость значения критерия эффективности от размера имеющегося у центра ресурса: сначала центр принимает решения о поддержке, после этого строится механизм самофинансирования, а затем рассматривается задача льготного налогообложения при этом одновременно анализируется целесообразность поддержки определенных инвестиционных проектов с учетом возможности самофинансирования и предоставления налоговых льгот.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. - М.: Юридическая литература, 1995. - 140 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. - М.: Юридическая литература, 1995. - 140 с.
3. Федеральный закон от 09.07.99 г. № 60-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».
5. Регионы России // Стат. сборник в 2 т. - Т.2 - М., 2003. - с. 718, 730.
6. Регионы России // Стат. сборник в 2 т. / Госкомстат России. М.: Р 322000. - 879 с.
7. Промышленность Ставропольского края. - Ставрополь:
Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2003.
8. Социально-экономическое положение Ставропольского края. Январь- декабрь 2002 г., ч. 1; январь-декабрь 2002 г., ч. II. - Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2003.
9. Социально-экономическое положение Ставропольского края. Январь- декабрь 2003 г., ч. 1; январь-декабрь 2003 г., ч. II. - Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2003 - 2004.
10. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов и их отбору для инвестирования. 2
Официальное издание. - М.: МЭ РФ, МФ РФ, Госкомпром России,1999.
11. Советский энциклопедический словарь. - М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1981.
12. Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции. Экономика и коммерция. 1994. № 3.
13. Акинин П.В., Арискина А.В., Кузьмин Д.С. Социально-экономическое развитие региона в условиях глобализации и современного регионогенеза. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2004. - 292 с.
14. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика
Ставропольского края. Под общей редакцией Зубенко И.М. -
Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2000.
15. Алисов Н.А., Воронцов В.Е. Управление региона. - Казань, 1986.
16. Анохин А.А. Региональные проблемы социального развития. - М: Издательство ЛГУ, 1989.
17. Ансофф И.Х. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
18. Атабиев Х.С. «Формирование и поддержка пакетов инвестиционных проектов и программ в субъекте Российской Федерации». - Диссертация канд. экон. наук. - Кисловодск: КИЭП. 2002.
19. Атабиев Х.С. Принципы совершенствования методов оценки инвестиционных проектов в субъекте РФ. - Приложение к журналу «Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки». - Кисловодск, 2000. № 4.
20. Барашьян В.Ю. Местные бюджеты и организация межбюджетных отношений: Учебное пособ. - Ростов - на - Дону: РГЭА, 1997. - 167 с.
21. Борисов А.Н. Методическое обеспечение технологии принятия решений // Системы обработки знаний в автоматизированном проектировании // Рига: Изд. РТУ, 1992.
22. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие. - С-Пб.: «Питер», 2004. - 152 с.
23. Бильчан В.С. Региональное развитие в условиях рыночных структур. - С-Пб: Изд. СПб УЭФ, 1993.
24. Бурков В.Н., Данев Б., Еналеев А.К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989.
25. Бурков В.Н., Джавахадзе Г.С. Экономико-математические
модели управления развитием отраслевого производства. - М.: ИПУРАН, 1998.
26. Бутов В.И., Игнатов В.Т., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Уч. пособие для ВУЗов. Серия: Экономика и управление,2002. - 448 с.
27. Валиев А.Г., Сатиров И.С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 1. с. 8-12.
28. Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. - М.: Экономика, 1990.
29. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. - С-Пб, 2000 г.
30. Виленский П.Л., Смоляк С.А. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта. Расчет с комментариями. - М.: Институт промышленного развития (Информэлектро), 1996. - 148 с.
31. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
32. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Альянс, 1995.
33. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.
34. Гафт М.Г. Принятие решений при многих критериях. - М.: Сов. радио, 1979. - 64с.
35. Глобальные и стратегические исследования (Научное издание) / Под. Ред. Л.Л. Фитуни. - М., 2002. - 252с.
36. Гонтарь Ю.А. Асиметрия экономического развития регионов. Современные проблемы, стратегия регулирования. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2001. - 211 с.
37. Горохов Н.Ю., Малеев В.В. Бизнес - планирование и инвестиционный анализ. - М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1998. - 208 с.
38. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для ВУЗов - ГУ ВШЭ, 2004. - 496 с.
39. Гранберг А.Г. Региональная политика в России: трудный путь становления // Минск Белорусский экономический журнал. 2002. № 1.
40. Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных и внутренних коммерческих операциях. - М., 1996 г.
41. Громов Н.Н. Управление на транспорте. - М.: Транспорт 1990.
42. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. М.: Синтез, 2002.
43. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики - Альпари С-ПБ, 2003.
44. Гурмак В.Н. Транспортный комплекс региона. - М.: Знание, 1985.
45. Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. -
М.: «Экспериментальное бюро М», 1997. - 214 с.
46. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. - М.: «Дело ЛТД.», 1995. - 288 с.
47. Евсеев А.С., Бельский А.В. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации // Управление-98. Вып. 1. - М.: ГУУ, 1998. - с. 257-261.
48. Единые нормы амортизационных отчислений. М.: ИНФРА-М., 2000.
49. Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства. - М.: Наука, 1990.
50. Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент - Феникс, 2004. - 320 с.
51. Игонина Л.Л. Инвестиции - Юрист, 2004.
52. Игошин Н.В. Инвестиции. Учебник. - М.: «Финансы», 1999. - 413 с.
53. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1997. - 272 с.
54. Изряднова О. Инвестиции в реальный сектор экономики // Ежемесячный Бюллетень «Российская экономика: тенденции и перспективы». - М.: Институт экономики переходного периода, 1999.
55. Ириков В.А., Тренев В.Н. Распределенные системы принятия решений. - М.: Наука, 1999.
56. Инвестиции и инновации Словарь-справочник от А до Я // Под ред. Бора М.З., Денисова А.Ю. - М.: «ДИС», 1998. - 208 с.
57. Ирниязов Б.С. Финансовая оценка инвестиций на расширение производства и замену оборудования в условиях рынка // Бизнес и банки. - 1995. - Вып. 169 (234). - с. 41-59.
58. Ишаев В. основные принципы стратегии социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. с. 21-26.
59. Кардаш В.А. К вопросу о критериях экономической эффективности современных инвестиционных проектов. - Приложение к журналу «Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион (общественные науки)». - Кисловодск: 1999, № 1.
60. Карташов В.П. Развитие производственно-технической базы АТП. - М.: Транспорт, 1991.
61. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика. Учебник - Финансы и статистика, 2004. - 496 с.
62. Клейнер Г.Б. и др. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. - 288 с.
63. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. радио, 1974. - 297с.
64. Клюшников Г.М. Методика системно-целевой комплексной оценки проектов развития региональных промышленных комплексов // Вестник СевКавГТУ - Ставрополь 2005.
65. Коломина М.Е. Сущность и измерение инвестиционных рисков // Финансы. 1994. № 4. с. 19-20.
66. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы. Учебник. - СПб.: Изд. Михайлова, 2000. - 431 с.
67. Комплексная оценка эффективности систем городского пассажирского транспорта. М.: МГЦНТИ, 1990.
68. Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 3. с. 8-13.
69. Курс переходной экономики. Под ред. акад. Абалкина Л.И. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. - 270 с.
70. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М.: Финансы и статистика, 1991.
71. Лексин В. Н. , Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 1997.
72. Леонтьев М.С. Государственное управление инвестиционными проектами как инструмент регулирования инвестиционной деятельности (на примере Ставропольского края) // Дисс. канд. наук. - Кисловодск: КИЭП, 2004.
73. Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. - М.: Транспорт, 1986.
74. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. Методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. - М.: Изд. БЕК,1996. - 304 с.
75. Макаров М.И. и др. Теория выбора и принятия решений. - М.: Наука,1982.
76. Мартынов А. С. и др. Россия: Стратегия инвестирования и кризисный период. - М.: ПАИМС, 1994.
77. Маршалл Д.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия. - М.: Инфра-М., 1998.
78. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное
предпринимательство. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М., 1997. - 240 с.
79. Методы оптимизации в транспортном комплексе. - М.: 1991.
80. Механизм регионального хозяйствования // Вопросы экономики. 1989. № 12.
81. Механизмы управления развитием региона / Под. Ред. В.Ф. Укогова - М.: 2001. - 331 с.
82. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика. Учебник для ВУЗов. - Юнити-Дана, 2003. - 448 с.
83. Новиков Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999.
84. Носов Н.П. Анализ состояния ТК «Мосгортранс». Вестник Академии промышленности и менеджмента: Выпуск 1. - М.: АПМ, 1999.
85. Носов Н.П., Ульянов С.А., Методологические аспекты рассмотрения системы управления муниципальным транспортом: Труды Академии промышленности и менеджмента. - М.: МГИУ, 1998.
86. Носов Н.П. Управление техническим перевооружением объединения. - М.: Экономика, 1989.
87. Олейник А.Н., Институциональная экономика: Уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 416 с.
88.Определение эффективности капитальных вложений на транспорте / Под ред. Л.В. Канторовича. - М.: ВНИИСИ, 1982.
89.Оптимизация планирования и управления транспортными системами / Под ред. В.Н. Лившица - М.: Транспорт, 1987.
90.Оптнер С.Д. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969. - 215 с.
91. Персианов В.А. Глобализация экономики и транспорт // Бюллетень транспортной информации. 2001. № 2.
92. Планирование экономического и социального развития региона // Под ред. Махлова В.И., Матвеевой Е.Н. - М: Высшая школа, 1987.
93. Проблемы управления развитием региональных социально¬
экономических систем // Сб. научных трудов. - Новосибирск, 1986.
94. Проблемы эффективного использования и развития транспорта / Под. ред. Лившица В.Н. - М.: Наука 1989.
95. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 496 с.
96. Региональные проблемы развития инфраструктуры. - М.: Наука, 1987.
97. Рисин И.И. Экологизация экономики: методы рационального управления. - М.: 1990. - 200 с.
98. Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в России. 1998. № 10. с. 13-20.
99. Рохлин В.Е., Чекалин В.С. Региональное и муниципальное планирование. Учебное пособие // ИСЭПРАН - СПб, 1995, ч 1.
100. Саболин В.А. Распределение пассажирских перевозок по видам транспорта и их районирование. - М.: Транспорт, 1989.
101. Савчук В.П., Прилипко С.И., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. Учебное пособие. - Киев: Абсолют-В,1999. - 304 с.
102. Садвакасов К., Сагдиев А. Долгосрочные инвестиции банков. Анализ. Структура. Практика. - М.: «Ось-89», 1998. 112 с.
103. Самаргородская М.И. Цели, задачи и принципы формирования региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 3.
104. Сивоградов О.В. Региональные пассажирские транспортные системы. - М.: Наука и техника, 1988.
105. Спирин И.В. Транспортное право: Уч. пособие. 2-е изд. М.: Транспорт, 2001.
106. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1994.
107. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ,1996. - 469 с.
108. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М.: Экономика, 1989.
109. Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. с. 55-61.
110. Тренев Н.Н. Транспортное предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Уч. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2000.
111. Филатов В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного периода // Вопросы экономики. 1994. № 7. с. 412.
112. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1996. - 405 с.
113. Цогоев В.Г. Организационно-экономические основы региональной научно-инновационной политики. - Владикавказ: ИР, 2000. с. 3-10.
114. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 1975. - 191 с.
115. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: «Дело», 1992. - 320 с.
116. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: Буквица. 1999. - 186 с.
117. Шабунина Н.М. и др. Теория и практика региональной экономики. Учебное пособие для ВУЗов. - Волгоград: Изд. ВолГУ, 1996. - 184 с.
118. Шамов А. А. Территориальное управление народным хозяйством. - М.: Экономика, 1994.
119. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бейли Д.В. Инвестиции. Перев. с английского. - М.: «ИНФРА-М», 2003.
120. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс,1982.
121. Штольте П. Инвестиционные фонды.- М.: «Финстатинформ», 1996. - 165 с.
122. Collins J.M., Ruefli T.W. Strategic Risk: An Ordinal Approach // Management Science. - Providence, 1992. Vol. 38 - № 12, р.р.1707-1731.
123. Lev Makarevich. Foreign investors in the emerging Russian market - ASMO-Press, 2002, 352 p.
124. Richardson H. Regional Economics. - № 4, 1969.