ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАЖДАНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В США …………………………………………………….12
1.1. Методологические основания концепций гражданского образования в
педагогике США…………………………………………..................................12
1.2. Ретроспективный анализ развития идеи гражданского образования в
американском социуме…………………………………………………….........38
1.3. Современное состояние проблемы воспитания «достойных граждан» в
США……………………………………………………………………….56
Выводы……………………………………..........................................................83
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………….87
2.1. Общее и особенное в развитии идей гражданского воспитания в
постсоветском обществе………………………………………………………..87
2.2. Анализ опыта сотрудничества российской и американской школы по
проблемам гражданского воспитания……………...........................................101
2.3. Пути, способы применения достижений американского опыта
гражданского воспитания в отечественной системе образования………….122
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………139
Выводы ………………………………………………………………………...157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….....................160
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......168
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….....................184
Прочность основ демократического государства, его
конституционного строя в немалой степени определяется наличием
гражданского общества, его способностью к выполнению функций
социального контроля, самоорганизации, подготовки новых поколений
социально активных граждан.
Интеграция отечественного образования в мировое образовательное
пространство требует изучения общих основ социального взаимодействия в
странах Западной Европы, США, накопленного ими опыта организации
гражданского воспитания, поиска путей, способов использования его в
отечественной системе образования. Обращение к зарубежному опыту важно
не для механического заимствования тех или иных общественных доктрин и
педагогических парадигм, а, прежде всего, для стимулирования естественных
процессов взаимообогащения духовных ценностей двух разных народов,
которые при всех своих различиях оказывают, и будут оказывать в будущем
огромное влияние на развитие человеческой цивилизации в целом. Это
предполагает научное обоснование педагогической целесообразности
внедрения достижений зарубежного опыта в отечественную педагогическую
практику, допустимых пределов ориентации на зарубежные социальные и
духовно-нравственные ценности; выявление соотношения общего и
особенного в интеграции зарубежного и отечественного опыта.
Для современного этапа развития общего среднего образования в
мире характерно повышение внимания к вопросам воспитания гражданина,
формирования системы его ценностей и отношений, адекватных
многонациональному обществу. «Дать образование и не внушить моральных
принципов – значит воспитать еще одну угрозу обществу», - подчеркивал
Т.Рузвельт.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х – 50-х
г.г. в трудах американских социальных психологов А.Парка, Д.Доллэрда,4
Дж.Кольмана, А.Бандуры, В.Уолтерса и других. В дальнейшем, в конце 60-х
– начале 70-х годов, интерес к этой проблеме проявили и другие западные
ученые, представители практически всех школ и течений современной
социальной психологии США – неофрейдисты, представители бихевиоризма,
необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического
интеракционизма.
Показателем того пристального внимания к проблемам социализации
стало создание в США специального Комитета. В 1956 г. понятие
«социализация» было внесено в реестр Американской социологической
ассоциации.
К крупным монографическим исследованиям в данной области можно
отнести работы А.Бандуры и В.Уолтерса «Социальное научение и развитие
личности» (1969), О.Брима, И.Уиллера «Социализация после детства» (1966),
Дж.Эронфрида «Поведение и сознание. Социализация интернализированного
контроля над поведением»(1968), М. и Р. Смарты «Развитие и взаимное
отношение подростков» (1973), коллективный труд под редакцией
Д.Гослинга «Книга по теории и исследованиям социализации» (1968) и
другие.
В отечественной педагогической науке различные стороны
гражданского воспитания учащейся молодежи рассмотрены в трудах
А.В.Беляева, А.С.Гаязова, Е.В.Известновой, В.К.Сениной, О.П.Песоцкой,
И.В.Переверзевой, С.В.Шевченко и других. Общие вопросы организации
социального воспитания и социализации личности нашли отражение в трудах
В.Г.Бочаровой, Л.Л.Буевой, Р.Г.Гуровой, В.Н.Гурова, Е.Н.Шиянова и других
ученых. Однако его зарубежный опыт изучен недостаточно. Вместе с тем,
анализ диссертационных исследований Андрейковой С.А., Балицкой И.В.,
Веселовой В.В., Кузнецовой И.А., Петрищева В.И., Фишман И.С., позволил
установить, что, несмотря на растущее в США беспокойство относительно
спада в развитии гражданского общества, значительный положительный5
опыт становления американской демократической школы, ее исторические
уроки могут быть востребованы российской педагогикой.
Сложившаяся к настоящему времени в отечественной педагогической
практике ситуация характеризуется рядом противоречий:
- между потребностью общества в сознательных гражданах, способных
к укреплению государственности, демократии, и уровнем демократии
развития гражданских качеств учащейся молодежи;
- между опытом гражданского воспитания, имеющимся в мировой
образовательной практике и степенью осведомленности педагогического
сообщества об опыте гражданского воспитания за рубежом;
- между целями воспитания гражданина, поставленными в
основополагающих документах и содержанием образования;
- между потенциальными возможностями содержания социальных и
гуманитарных дисциплин в воспитании гражданственности и уровнем
реализации этих возможностей в образовательной практике;
- между результатами теоретического изучения социальных проблем и
характером их практического решения.
Поиск путей, способов разрешения данных противоречий,
недостаточность имеющихся в отечественной науке и практике ответов на
возникающие при этом затруднения привели к определению проблемы
исследования: какие условия необходимы для эффективного использования
зарубежного опыта гражданского воспитания в отечественной практике?
Цель исследования – определить условия, факторы, обеспечивающие
успешность процесса интеграции зарубежного и отечественного опыта
гражданского воспитания учащейся молодежи.
Объект исследования – опыт гражданского воспитания учащейся
молодежи в США и России.
Предмет исследования – социально-педагогические условия
интеграции зарубежного и отечественного опыта гражданского воспитания
учащейся молодежи.6
Гипотеза исследования. В основу исследования положена следующая
гипотеза. Процесс интеграции зарубежного и отечественного опыта
гражданского воспитания будет успешным, если:
- выявлено общее и особенное в развитии идеи гражданского
воспитания в отечественной и зарубежной педагогике;
- при проектировании содержания гражданского воспитания в качестве
приоритетной рассматривается развитие самоактуализации личности,
создание условий для ее успешной самореализации.
Задачи исследования.
1. Систематизировать научные представления в зарубежной педагогике
по проблемам организации опыта гражданского воспитания.
2. Выявить общее и особенное в развитии идеи гражданского
воспитания в зарубежной и отечественной педагогике.
3. Обосновать педагогическую целесообразность использования
достижений зарубежного опыта в отечественной практике гражданского
воспитания.
4. В системном виде представить основные условия, факторы
интеграции зарубежного и российского опыта гражданского воспитания в
свете концепции модернизации отечественного образования.
Методологическую основу исследования составляют аксиологический
подход, в рамках которого человек рассматривается как высшая ценность и
цель общественного развития; философская трактовка всеобщей связи и
взаимообусловленности, а также целостности явлений реального мира;
положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и
многофакторном характере ее развития; принципы единства общественного и
индивидуального, биологического и социального; принципы взаимосвязи
теории и практики, общего и особенного.
Теоретическую основу исследования составили концепции, идеи,
раскрывающие:7
-основные положения гуманистической психологии и педагогики
(Дж.Дьюи, Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу, Р.Миллер, Г.Олпорт, К.Роджерс,
Э.Фромм);
- особенности социокультурной ситуации и задачи обновления
системы образования и воспитания (О.С.Газман, Б.С.Гершунский,
Н.Б.Крылова, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Е.А.Шиянов);
- основные положения теории ценностей (Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова,
Д.С.Лихачев, В.П.Тугаринов и др.);
- философский аспект формирования гражданственности и роли
воспитания (А.В.Беляев, С.И.Бунин, Р.Г.Гурова, И.А.Ильин, К.Н.Костюк,
И.В.Суколенов, Г.Н.Филонов);
- вопросы осознания личностью целесообразности нормативной
регуляции поведения как условия формирования гражданственности
(Д.А.Белухин, О.Н.Козлова, И.А.Кузнецова, Н.Л.Селиванова, И.Р.Сорокина,
Н.И.Элиасберг);
- теоретические положения сравнительной педагогики
(Р.Б.Вендеровская, В.В.Веселова, Н.М.Воскресенская, Б.Л.Вульфсон,
Л.Н.Гончаров, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев М.В.Кларин, З.А.Малькова,
Н.Д.Никандров, В.Я.Пилиповский, Л.Л.Супрунова).
Методы исследования: анализ философской, психологопедагогической и методической литературы, сравнительный анализ
нормативно-законодательных документов, моделирование, анализ продуктов
деятельности, обобщение опыта, сопоставительное и контрастирующее
сравнение, констатирующий и формирующий эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования представлена
студентами юридического и исторического факультетов Ставропольского
государственного университета. Исследованием было охвачено более 280
студентов.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа
проводилась в несколько этапов.8
1. (2001-2002 гг.). В ходе данного этапа осуществлялся
теоретический анализ философской, социологической, исторической,
психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций
диссертационных исследований последних лет. Это позволило определить
проблему исследования и сформулировать цель, задачи, гипотезу,
методологическую базу.
2. (2002-2003 гг.). Проведение сравнительного анализа развития
опыта гражданского воспитания в США и в России. Определение
целесообразности и возможности интеграции педагогического опыта США и
России, обоснование условий, обеспечивающих эффективность интеграции
опыта.
3. (2003-2004 гг.). Проведение опытно-экспериментальной работы в
условиях аудиторных и внеаудиторных занятий исторического и
юридического факультетов Ставропольского государственного университета.
На этом этапе апробировалась авторская методика реализации модели
самоактуализации и самореализации личности студента.
4. (2004-2005 гг.). Анализ, систематизация результатов исследования,
полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, оформление
диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены современными методологическими подходами, использованием
различных методов исследования, целостным подходом к решению
проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью
исходных теоретических положений.
Научная новизна исследования состоит в обосновании идеи о
педагогической целесообразности и возможности интеграции опыта
гражданского воспитания в педагогике США и России; в ретроспективном
анализе развития идеи гражданского воспитания в философскопедагогической мысли США; в выявлении сходства и различий в характере
взаимодействия американского и отечественного опыта социализации9
личности; в создании условий для успешной самоактуализации и
самореализации индивида; в обосновании сходства и различий в содержании,
формах гражданского и патриотического воспитания; в типологизации
особенностей американской и российской ментальности.
Теоретическая значимость заключается в систематизации научных
подходов к пониманию сущности, компонентов процесса гражданского
воспитания; в выявлении общего и особенного в содержании гражданского
воспитания как необходимого условия для определения системообразующего
фактора в процессе интеграции педагогических опытов разных стран; в
установлении закономерной зависимости между самоактуализацией
личности и уровнем сформированности ее гражданского сознания; в
обосновании условий, факторов, способствующих успешной социализации
индивида; в выявлении и обосновании уровней и этапов развития
личностно-смысловой сферы студентов.
Практическая значимость исследования состоит в описании опыта
социально-педагогического взаимодействия общественных организаций,
установления корпоративных связей между педагогами двух стран, в
проектировании содержания и апробации методики проведения курсов по
выбору, методического обеспечения процесса их изучения, в усилении
практической направленности содержания курса «Английский язык для
гуманитарных факультетов»; в использовании информационных технологий
для расширения представлений преподавателей и студентов об опыте
гражданского воспитания в России и в США; в комплексе рекомендаций по
организации внеаудиторной работы со студентами.
Положения, выносимые на защиту.
1. Социально-исторические и социально-психологические различия
оказывают значительное влияние на характер взаимодействия
педагогического опыта США и России, однако не исключают возможность
для конвергенции и интеграции. Интеграция опыта гражданского
воспитания учащихся в педагогике США и России целесообразна и10
возможна не только на теоретико-концептуальном, но и практическом
уровнях: (выявление общего и особенного в целях и задачах, в содержании,
в технологиях формирования гражданского сознания, поведения).
2. Наибольшие возможности для интеграции опыта предоставляет
технология организации процесса развития готовности к самоактуализации и
самореализации личности, использование различных форм и методов
включения растущего человека в социально значимые виды деятельности:
ролевые игры, диспуты, конференции, самоуправление, метод проектов,
демонстрация образцов поведения, производительный труд,
телеконференции.
3. Значительные трудности, препятствующие эффективному
применению достижений американского опыта гражданского воспитания в
отечественной педагогике, связаны с социально-историческими
особенностями российской ментальности: преобладание коллективного
начала над индивидуальным, социальная пассивность, низкий уровень
сформированности мотивационно-потребностной сферы, социальный
инфантилизм, преувеличение роли равенства в сравнении со свободой,
конформизм, идеализм, недооценка значимости законопослушности.
Основные условия преодоления трудностей следующие: усиление
воспитательного потенциала социально-педагогической среды; включение
учащихся в производительный труд, в активную общественную
деятельность, самоуправление; организация социального и межличностного
взаимодействия с педагогами, молодежью других стран.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях
кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского
государственного университета, научных региональных конференциях
«Эвристическое образование» (Ставрополь, 2002-2005); научнометодических конференциях «Университетская наука – региону»
(Ставрополь, 2000-2005), II научно-практической конференции «Культура11
мира, толерантность в стратегии открытого образования» (Ставрополь, 2002).
По материалам диссертации был разработан спецкурс «Гражданская
культура и самоактуализация личности». Внедрение результатов
осуществлялось в процессе аудиторных занятий (проведение спецкурса
«Гражданская культура и самоактуализация личности») и во внеучебное
время (беседы, диспуты, тренинги, конференции) на историческом и
юридическом факультетах Ставропольского государственного университета.
По материалам диссертации опубликовано 12 работ.
Интеграция отечественного образования в мировое образовательное
пространство требует изучения общих основ социального взаимодействия в
странах Западной Европы, США, накопленного ими опыта организации
гражданского воспитания, поиска путей, способов использования его в
отечественной системе образования. Обращение к зарубежному опыту важно
не для механического заимствования тех или иных общественных доктрин и
педагогических парадигм, а, прежде всего, для стимулирования естественных
процессов взаимообогащения духовных ценностей различных народов,
которые при всех своих различиях оказывают значительное влияние на
развитие человеческой цивилизации в целом.
В имеющих прагматическую направленность концепциях воспитания
делается акцент на формирование индивидуалистического типа личности,
которая все вокруг себя рассматривает не с позиции самоценности, а как
либо способствующее, либо препятствующее достижению успеха. Для такого
человека другие люди и общество ценны лишь постольку, поскольку
полезны ему для достижения личностной цели. Духовные ценности,
достижения культуры, социальная среда важны не сами по себе, а как
инструмент для достижения ситуативного успеха.
Для отечественной педагогики такая позиция неприемлема.
Более гуманной и потому обладающей широкими возможностями для
творческого применения ее в других социокультурных условиях, в
педагогических системах других народов, является концепция
самоактуализирующейся личности.
Самоактуализирующейся является та личность, которая обладает
гармоничной и целостной индивидуальностью, такими положительными
чертами, как автономия, творчество, независимость, альтруизм и разумная
целенаправленность на достижение жизненного успеха.
Американскими учеными предложена концепция подготовки
информированного, ответственного гражданина, способного реализовать161
себя в демократическом обществе. К основным критериям относятся:
уважение прав человека, признание индивидуальных достоинств личности,
существование власти закона, добровольность исполнения людьми своих
обязанностей, забота об общем благе. Разработаны национальные стандарты
по гражданскому образованию, которые включают три компонента: знания,
умения и гражданский характер. В то же время знания предусматривают
высокий уровень критического мышления и постоянное развитие интеллекта.
Познание и понимание себя выступают как важнейшие пути к
самоактуализации. Именно такой подход к гражданскому образованию
позволяет молодежи осознать право выбора в демократическом обществе,
осуществить этот выбор, и, таким образом, проявить гражданский характер.
Большую актуальность в связи с этим приобрела идея поликультурного
воспитания, нацеленного на подготовку молодежи к жизни во все более
многонациональной и поликультурной среде. Философско-педагогические
поиски в области поликультурного воспитания вносят изменения в
педагогическую теорию и практику. Содержание образования
перестраивается таким образом, чтобы молодежь могла получить широкое
представление о народах мира, их культурах и осознала, что разнообразие
культур составляет богатство стран.
Главная особенность американской школы заключается в интеграции
школьного обучения и социального воспитания, т.е. в тесном
взаимодействии школы, семьи и других социальных институтов.
Один из недостатков образовательной системы США - чрезмерная
ориентация на личность, на культивирование индивидуализма. В
современных условиях это нарушает прочность социальных связей, мешает
гармонизации интересов индивида и общества. По этой причине в системе
американской школы остро стоит задача культивирования коллективизма.
Особенностью системы гражданского образования в США является также
активная роль в воспитании церкви, религиозных организаций.162
Одним из достижений американской школы является изучение
«граждановедения», акцентирование внимания не на основы социальных
дисциплин, а на анализ социальных проблем, имеющих личностный смысл.
Иными словами в американской школе идут не от знаний к проблеме, а,
наоборот, от проблемы к знаниям.
Различия в сравниваемых образовательных парадигмах создают
необходимые основания для углубленного изучения и оценки «чужих
достижений», выявления наиболее интересных и привлекательных идей, их
адаптации к собственным образовательным парадигмам, концепциям и
доктринам, а также к практической образовательной деятельности.
На сегодняшний день именно система образования выступает главным
средством воспитания новых поколений россиян с высоким уровнем
развития гражданского сознания, гражданских качеств. Будучи творчески
адаптированы к особенностям российской жизни, к особенностям
российской системы образования, некоторые достижения американской
школы и социума должны быть востребованы отечественной педагогикой.
Это, прежде всего, опыт правового воспитания, воспитание
законопослушности, толерантности, организация воспитания в
поликультурной среде.
В содержание понятия «гражданственность» наряду с социальной
мобильностью, социальной направленностью и активностью, входят такие
элементы, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная
устойчивость, автономность, критическое отношение к власти, политике,
идеологии.
Сравнительное исследование показало, что эффективность
гражданского воспитания в США можно оценить по двум социальнопедагогическим показателям: - социально-политической, моральнопсихологической стабильности общества, устойчивость существования
которого определяется главным образом патриотизмом среднего класса,163
составляющего основу гражданского общества; - ответственному отношению
граждан, государства к образованию.
Наиболее значимыми для интеграции ценностно-целевых приоритетов
российского и американского образования являются проблемы не столько
оценки, сколько понимания смысла жизни, формирования ментальности
индивида и общества. В таком случае опыт готовности к самоактуализации,
гражданскому самоопределению является системообразующим фактором для
интеграции достижений зарубежного и отечественного опыта организации
системы гражданского образования.
Как и другие страны мира, Россия и США пытаются найти ответ на
требования глобализации, новых экономических, социальных, политических
и социокультурных реалий, выработать новейшую образовательную
философию и политику, в центре которой находится человек. Наши системы
ориентированы на личность, на обучение и воспитание человека в течение
жизни. Различия в образовательных системах обусловлены разными типами
культурно-исторических традиций, стилем жизни, ментальностью и т.п.
Американская система образования направлена на практическую подготовку
человека, она децентрализована и более демократична, студенты и
преподаватели более мобильны, финансирование более прозрачное.
Американское образование не имеет единых определенных государственных
стандартов, которые есть в нашей стране. В США более заметную роль в
организации обучения играют общественные организации, разнообразные
ассоциации, опекунские советы и т.д. Принимая участие в совместных
американо-российских образовательных проектах, мы становимся
участниками эволюционной, ненасильственной конвергенции и постепенной
духовной интеграции этических и ментальных приоритетов, участвуем в
поиске конструктивных механизмов толерантного единения. Наиболее
общими проблемами интеграции ценностно-целевых приоритетов
российского и американского образования являются проблемы понимания
жизни, формирования индивида и общества.164
Задача формирования в России гражданской культуры не может быть
решена посредством искусственного синтеза элементов традиционной
российской культуры и культуры демократической, доминирующей в
странах Западной Европы и Америки. Для развития политической культуры,
способствующей поддержанию демократии имеются, как минимум, два пути.
Первый - формирование социополитической, экономической и
общекультурной среды, благоприятствующей вызреванию демократических
принципов. Второй путь - политическая социализация подрастающих
поколений, обучение граждан.
Проектирование содержания гражданского воспитания в
отечественных образовательных системах должно быть направлено на то,
чтобы обеспечить становление индивидуальности человека, раскрыть его
потенциал, создать необходимые условия для накопления и проживания
уникального опыта, которые в конечном итоге ведут к самоактуализации и
самореализации.
Формирующий эксперимент был связан с применением авторской
технологии ориентации студентов на изучение опыта гражданской
деятельности в других странах, применения комплекса мер по созданию
условий для активизации процесса самоактуализации личности молодых
граждан.
Данный комплекс мер предполагает: включение в содержание базовых
дисциплин вопросов, расширяющих представления студентов в области
правовых, страноведческих и психолого-педагогических знаний; разработку
и использование в ходе учебных занятий курса по выбору «Гражданская
культура и самоактуализация личности»; целенаправленное проведение
мероприятий во внеучебной работе (изучение зарубежной периодической
печати).
Целью предложенного спецкурса является развитие уровня
самоактуализации студентов гуманитарных факультетов в условиях
классического университета. При разработке его мы основывались на том,165
что личность, воспитанная в духе гражданственности, - это личность,
способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою
точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая внести
вклад в построение правового государства и гражданского общества. Особый
акцент в ходе спецкурса сделан на изучение участниками эксперимента
достижений общественного опыта, гражданской культуры и
демократических ценностей американского общества, на определение
отношения к этому опыту.
Спецкурс предусматривает разнообразные формы работы: лекцию,
семинар, беседу, дискуссию, круглый стол, заседание английского клуба,
просмотр художественных фильмов, написание реферата, поисковую работу
в сети Интернет и т.п.
Во внеучебной работе активно применяются следующие формы
гражданско-нравственного воспитания: дискуссии, диспуты, «беседы за
круглым столом», пресс-конференции (English Club), тематические вечера,
конкурсы творческого перевода, страноведческие викторины.
Изучая системы политического и государственного устройства в США,
Великобритании и России, систему гражданского и уголовного
судопроизводства в этих странах, работу правоохранительных органов во
время аудиторных занятий, мы получили возможность избавиться от
стереотипов, сложившихся в течение последних десятилетий по поводу
отношения к данным странам, осознать перспективу дальнейшего развития в
период сложных геополитических преобразований.
Объективные процессы строительства демократического государства и
гражданского общества осуществляются на основе принципа единства
общего, особенного и единичного. Наличие общего в содержании, формах и
методах гражданского воспитания служит объективным основанием для
конвергенции, а в последующем – и интеграции различных педагогических
систем, педагогического опыта. Для российской педагогики особенно важно
использовать опыт педагогики США в воспитании законопослушности,166
личностного достоинства, ответственности за судьбу страны, собственную
судьбу, готовности к активному участию в деятельности общественных
(неполитических) организаций. При этом важно определить границы между
общим и особенным. Особенным в педагогике США является стремление к
индивидуализму, ориентация на достижение личного успеха, что не может
быть заимствовано без критического осмысления.
Поиск возможностей для интеграции опыта гражданского воспитания
США и России не только педагогически целесообразен, но и закономерен:
несмотря на различия исторических, социально-экономических,
национально-этических условий, процесс вхождения России в
международное образовательное пространство является объективным.
Однако при этом необходим учет особенностей, которые проявляются в
социально-педагогических диспропорциях российского общества, что нашло
отражение в результатах реформ 90-х годов, в различиях менталитета,
ценностных ориентаций в российском и американском социумах.
Основными направлениями эффективного использования достижений
опыта гражданского воспитания являются:
- поддержание у студентов интереса, восприимчивости к
демократическим институтам, истории их становления и деятельности на
благо общества;
- формирование навыков аналитического мышления при сравнении
географических, исторических, политических и культурных аспектов в
развитии американского и российского социумов;
- вовлечение участников эксперимента в поисковоисследовательскую деятельность в сети Интернет;
- оказание помощи в определении смысла жизни и системы
ценностей, толерантном восприятии альтернатив и подготовке к действиям в
рамках закона;167
- формирование политической культуры, навыков противодействия к
проявлениям политического, религиозного, культурного экстремизма в
молодежной среде;
- содействие реальному диалогу культур через участие в
международных студенческих программах.
Наиболее общими принципами использования достижений
зарубежного опыта в отечественной педагогике являются:
- проектирование содержания гражданского воспитания от проблемы
к знаниям;
- применение педагогических мер, способствующих
самоактуализации, самореализации личности;
- использование эффективных форм воспитания (школьный
парламент, самоуправление, диспуты, встречи с известными политиками,
учеными, деятелями культуры, скаутизм, взаимодействие с военными
структурами, производственный труд, участие в выборных кампаниях,
работа над проектами и др.);
- тесное взаимодействие школы с семьей, церковью, общественными
организациями и другими социальными институтами.
Исследование показало, что расширение знаний и представлений
студентов об особенностях гражданской культуры в американском социуме,
обучение студентов навыкам гражданской культуры при участии в беседах,
дискуссиях и круглых столах дает возможность значительно изменить
уровень их самоактуализации.
Проведенное исследование доказывает непротиворечивость
отечественного и зарубежного опыта в формировании готовности к
самоактуализации, что является объективной основой для его интеграции.
Однако успех, эффективность интеграции предполагает критическое
отношение к иному опыту, сохранение национальных, ментальных
особенностей, сохранение собственных достижений.
Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах
высшего профессионального образования развитых стран: США,
Японии. - М.: НИИВО, 2001. – 56 с.
2. Актуальные проблемы и историография истории и зарубежной
педагогики: Сб. науч. трудов. - М., 1987. – 144 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического
анализа. – М.: СМЫСЛ: АКАДЕМИЯ, 2002. – 414 с.
4. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен //
Вестник Московского университета. - 1991 – Сер.12, №5 – С. 5-10.
5. Белоцерковец Н.И. К вопросу о развитии социального воспитания в
отечественной педагогике // Современное гуманитарное знание о
проблемах социального развития: Сб. статей. -М., 2003. - С. 28-32.
6. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования
гражданственности учащейся молодежи. – Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997. – 204 с.
7. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики - М.;
Воронеж, 1996. –Ч.1. – 317 с.
8. Бодалев А.А. Эмоции и стресс // Мир психологии. - 2002. - №4.- С. 128-
135.
9. Бойер Э. Школы Америки: в чем их призвание, их предназначение? //
Суд над системой образования: стратегия на будущее / Пер.с англ.; Под
ред. У.Д.Джонстона. - М., 1991. - С. 221-255.
10.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
11.Бунин С.И. Амер. характер. Очерки культуры США: Традиция в
культуре // Вопросы философии. – 2000. - №1. - С. 178-181.
12.Бурстин Д. Американцы: Колониальный опыт / Пер. с англ. - М.,1993. -
С. 204-205.169
13.Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые
ценности образования. Вып.4. М., - 1996. - С. 15-19.
14.Вейсс Р. Индивидуум и «Э» - теория образования. Предварительные
наметки новой науки // Новые ценности образования. Вып.2. - М., 1995.
- С.46-66.
15.Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. – М.: Политиздат,
1994. – 238 с.
16.Вендеровская Р.Б.Американская школа глазами американцев. //
Педагогика. - 2000. - №6. - С. 85-90.
17.Вендеровская Р.Б. Некоторые проблемы современной американской
школы: взгляд со стороны // Магистр.- 1998. - №6. - С.81-86.
18.Веселова В.В. Педагогические и социальные функции службы
«Гайденс» в средней школе США: Дис….канд.пед.наук. – М.,1982. –
158с.
19.Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М.: - 118 с.
20.Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге
XXI века. - М.; 1999. – 85 с.
21.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую
цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: заботаподдержка-консультирование. Вып.6. - М., 1996. – С. 51-53.
22.Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //
Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей,
учащихся и родителей. М., 1993. Ч.1. С.18-22.
23.Гершунский Б.С. Россия и США на порогое третьего тысячелетия. - М.:
Флинта, 1999. – 599 с.
24.Гершунский Б.С. Сравнительная педагогика: Россия - США навстречу
друг другу. // Педагогика. - 2003. - №4. – С.83-93.
25.Георгиева Т.С. Высшая школа на современном этапе. - М., 1989. С.42-
55.170
26.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. -
М., 1972. - С.234-241.
27.Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ.
ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 1998. - С.110-118.
28.Гурвич И. Американская школа глазами американцев // Новое русское
слово. 7-8 сентября.
29.Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и
нравственные ориентации // Педагогика. – 2000. - №8. – С.32-36.
30.Джефферсон Т. Заметки о штате Вирджиния // Шелдон Г.
Политическая философия Томаса Джефферсона / Пер.с англ. - М.,1996.
С.230-233.
31.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.- 254с.
32.Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. –
М.: Педагогика, 1987. – 116 с.
33.Докторов Г. Знакомьтесь: АЙРЕКС // Международное сотрудничество.
– 1998 .- №1. – С.18-22.
34.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. - М., 1997. –
95 с.
35.Дж.Дьюи. Школа и общество. - М., 1924. – 168 с.
36.Еляков А. О ценностной ориентации студентов и основных
противоречиях в области воспитания // Высшее образование в России.
– 2000. - №4. – С.100-104.
37.Еляков А. Современное информационное общество // Высшее
образование в России. – 2001.- №4. –С.84-86.
38.Иванов Д.И. Развитие международного сотрудничества российских
вузов: Дисс…канд.пед.наук. – М.; 1996. – 175 с.
39.Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.
Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. - М., 1992. – 268 с.
40.История педагогики. / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1998. – 230 с.171
41.История педагогики и образования. / Под ред. А.И.Пискунова. - М.,
2001. – 512 с.
42.Жаворонков Б.Н. Дальтон-план или студийная система // Дальтон-план
и новейшие течения русской педагогической мысли. – М.,1925. – С.14-
60.
43.Зеликман А.Я. Английский для юристов. - Ростов н/Д, 2002. – 416 с.
44.Казакина М.Г. О чем мечтают сегодня американские подростки //
Педагогика. - 1995. - №5. - С.97-101.
45.Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / Пер. с англ. - М., 1997. –
450 с.
46.Кнорре А. Академические программы АЙРЕКС в развитии
международного сотрудничества университетов США, СНГ и
Восточной Европы // Международное сотрудничество. – 1998. - №1. –
С.29-31.
47.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для
преподавателей. - М., 1994. – 206 с.
48.Конституция РФ, ч.4.
49.Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. – 1992. – №
3. - С.58-61; № 4. – С.24-28.
50.Концепция модернизации российского образования на период до
2010г. // Народное образование. - 2002. - №4. - С.254-263.
51.Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое
мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. –
2002.-№1.- С.18-20.
52.Коршикова И. Известия.1998. 24 октября.
53.Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России //
Вопросы философии. – 2000. - №2. – С.32-42.
54.Коэн С. Провал крестового похода США и трагедия
посткоммунистической России. - М.: АИРО – XX, 2001. – 304 с.172
55.Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной
педагогике // Педагогика.- 2003. - №2. – С.12-17.
56.Кузнецова И.А. Социально-педагогическая профилактика
делинквентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике:
Дис….канд.пед.наук. – М.,1983. - 154с.
57.Лазарев В.Я.Американский характер. Очерки культуры США. - М.,
1991. – 416 с.
58.Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или
гражданское // Педагогика. - 2003.- №9. - С.79-82.
59.Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания //
Педагогика. – 1995. - №1. – С.40-44.
60.Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994. - №8.
- С.3-8.
61.Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Из истории русской
гуманистической мысли / Общ.ред. А.Ф.Малышевского. - М., 1993. -
300.
62.Лапкин В.В. Изменение ценностных ориентаций россиян // Полис. –
2000. - №1. – С.84.
63.Малоокая Ж.Ю. О некоторых тенденциях интеграционного обучения в
США // Современное гуманитарное знание о проблемах социального
развития. - М., 2002. - С.330-333.
64.Малькова З.А. Современная школа США. - М., 1971. – 367с.
65.Малькова З.А. 30 лет спустя: американская школа – 96 // Педагогика. -
1996.- №5.- С.102-110.
66.Малькова З.А. Исторический урок американской школы // Педагогика.-
1998.-№4. - С.100-103.
67.Малькова З.А. США: поиски, решения, стратегические задачи школы //
Педагогика. - 2000.- №1. – С.85-86.
68.Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США //
Педагогика.- 2000. - №7.- С.79-98.173
69.Маслоу А. Мотивация и личность. - М.:Евразия, 1999.- 478с.
70.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999. -423с.
71.Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. – 304с.
72.Мейхен М. Американские советы по международному образованию:
АСПРЯЛ / АКСКЛЕС // Международное сотрудничество. – 1999. -
№2-3. – С.5-11.
73.Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина:
демократические школы / Пер. с англ.; Под общ.ред. Т.Э.Балуян. – М., -
167с.
74.Миньяр-Белоручева А.П., Фукс Г.Н., Шейнина Л.В. Civilizations.
History. State: Учебное пособие по английскому языку для
гуманитарных факультетов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,
2001.-160с.
75.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.- 200с.
76.Мясников В.А. Развитие интеграционных тенденций в образовании на
постсоветском пространстве // Высшее образование в России. – 2000. -
№3. - С.3-11.
77.Национальная доктрина образования. // Народное образование. - 2000. -
№2. - С.14-20.
78.Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в
американской педагогике // Педагогика. – 1993.- №1. – С.104-110.
79.Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.
– 1998. - №3. - С.45-48.
80.Николаева А.В. Английский для юристов. - Ростов н/Дону:
Издательский центр «МарТ», 2002.-112с.
81.Образовательные культурные программы // Международное
сотрудничество. - 1996. - №4. – С.30-36.
82.Образовательные культурные программы для Российской Федкрации в
1999-2000 академическом году // Международное сотрудничество. –
1998.- №3.- С.1-8.174
83.Патрик Дж. Гражданское общество в период третьей волны
демократии: его значение для гражданского образования //
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. -
М.,1997. - С.15-19.
84.Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. -
М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.
85.Петрищев В.И. Критический анализ проблемы взаимодействия общины
со школой в США: Дис…канд.пед.наук. – М.,1983. – 180с.
86.Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в
США // Прогностические модели систем образования в зарубежных
странах: Сб. статей - М., 1994. - С.43-61.
87.Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале
американской педагогики // Педагогика. – 1997. -№1. – С.104-111.
88.Попкевиц Т. Политическая социология образовательных реформ: Пер.
с англ; / Под ред. В.С.Собкина. - М., 1998. – 350с.
89.Проблемы правового образования в общеобразовательных
учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет,
2001. – 248с.
90.Путин В.В. Особая ответственность // Высшее образование в России. –
2000. - №1. – С.4-7.
91.Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты современной
педагогики: Мир – экология – сотрудничество / Под ред.
Э.С.Соколовой. - М.,1993. - С.44-53.
92.Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур //
Педагогика. – 2003. - №8. – С.88-95.
93.Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные
требования // Педагогика. -2002. - №4. - С.40-51.
94.Саймон Д. Партнерство в области социальных дисциплин в российской
высшей школе // Международное сотрудничество. – 1998. - №1. – С.24-
30.