Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие опыта гражданского воспитания молодежи в США и России (80-е годы XX века - начало XXI века)

Работа №7283

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы201стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1012
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США 12
1.1. Методологические основания концепций гражданского образования в педагогике США 12
1.2. Ретроспективный анализ развития идеи гражданского образования в американском социуме 38
1.3. Современное состояние проблемы воспитания «достойных граждан» в США 56
Выводы 83
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 87
2.1. Общее и особенное в развитии идей гражданского воспитания в постсоветском обществе 87
2.2. Анализ опыта сотрудничества российской и американской школы по проблемам гражданского воспитания 101
2.3. Пути, способы применения достижений американского опыта гражданского воспитания в отечественной системе образования 122
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 139
Выводы 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168
ПРИЛОЖЕНИЯ 184


Прочность основ демократического государства, его конституционного строя в немалой степени определяется наличием гражданского общества, его способностью к выполнению функций социального контроля, самоорганизации, подготовки новых поколений социально активных граждан.
Интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство требует изучения общих основ социального взаимодействия в странах Западной Европы, США, накопленного ими опыта организации гражданского воспитания, поиска путей, способов использования его в отечественной системе образования. Обращение к зарубежному опыту важно не для механического заимствования тех или иных общественных доктрин и педагогических парадигм, а, прежде всего, для стимулирования естественных процессов взаимообогащения духовных ценностей двух разных народов, которые при всех своих различиях оказывают, и будут оказывать в будущем огромное влияние на развитие человеческой цивилизации в целом. Это предполагает научное обоснование педагогической целесообразности внедрения достижений зарубежного опыта в отечественную педагогическую практику, допустимых пределов ориентации на зарубежные социальные и духовно-нравственные ценности; выявление соотношения общего и особенного в интеграции зарубежного и отечественного опыта.
Для современного этапа развития общего среднего образования в мире характерно повышение внимания к вопросам воспитания гражданина, формирования системы его ценностей и отношений, адекватных многонациональному обществу. «Дать образование и не внушить моральных принципов - значит воспитать еще одну угрозу обществу», - подчеркивал Т. Рузвельт.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - 50-х г.г. в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда,

4
Дж.Кольмана, А.Бандуры, В.Уолтерса и других. В дальнейшем, в конце 60-х
- начале 70-х годов, интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.
Показателем того пристального внимания к проблемам социализации стало создание в США специального Комитета. В 1956 г. понятие «социализация» было внесено в реестр Американской социологической ассоциации.
К крупным монографическим исследованиям в данной области можно отнести работы А.Бандуры и В.Уолтерса «Социальное научение и развитие личности» (1969), О.Брима, И.Уиллера «Социализация после детства» (1966), Дж.Эронфрида «Поведение и сознание. Социализация интернализированного контроля над поведением»(1968), М. и Р. Смарты «Развитие и взаимное отношение подростков» (1973), коллективный труд под редакцией Д.Гослинга «Книга по теории и исследованиям социализации» (1968) и другие.
В отечественной педагогической науке различные стороны гражданского воспитания учащейся молодежи рассмотрены в трудах
A. В.Беляева, А.С.Гаязова, Е.В.Известновой, В.К.Сениной, О.П.Песоцкой, И.В.Переверзевой, С.В.Шевченко и других. Общие вопросы организации социального воспитания и социализации личности нашли отражение в трудах
B. Г.Бочаровой, Л.Л.Буевой, Р.Г.Гуровой, В.Н.Гурова, Е.Н.Шиянова и других ученых. Однако его зарубежный опыт изучен недостаточно. Вместе с тем, анализ диссертационных исследований Андрейковой С.А., Балицкой И.В., Веселовой В.В., Кузнецовой И.А., Петрищева В.И., Фишман И.С., позволил установить, что, несмотря на растущее в США беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества, значительный положительный

5
опыт становления американской демократической школы, ее исторические уроки могут быть востребованы российской педагогикой.
Сложившаяся к настоящему времени в отечественной педагогической практике ситуация характеризуется рядом противоречий:
- между потребностью общества в сознательных гражданах, способных к укреплению государственности, демократии, и уровнем демократии развития гражданских качеств учащейся молодежи;
- между опытом гражданского воспитания, имеющимся в мировой образовательной практике и степенью осведомленности педагогического сообщества об опыте гражданского воспитания за рубежом;
- между целями воспитания гражданина, поставленными в основополагающих документах и содержанием образования;
- между потенциальными возможностями содержания социальных и гуманитарных дисциплин в воспитании гражданственности и уровнем реализации этих возможностей в образовательной практике;
- между результатами теоретического изучения социальных проблем и характером их практического решения.
Поиск путей, способов разрешения данных противоречий, недостаточность имеющихся в отечественной науке и практике ответов на возникающие при этом затруднения привели к определению проблемы исследования: какие условия необходимы для эффективного использования зарубежного опыта гражданского воспитания в отечественной практике?
Цель исследования - определить условия, факторы, обеспечивающие успешность процесса интеграции зарубежного и отечественного опыта гражданского воспитания учащейся молодежи.
Объект исследования - опыт гражданского воспитания учащейся молодежи в США и России.
Предмет исследования - социально-педагогические условия интеграции зарубежного и отечественного опыта гражданского воспитания учащейся молодежи.

6
Гипотеза исследования. В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс интеграции зарубежного и отечественного опыта гражданского воспитания будет успешным, если:
- выявлено общее и особенное в развитии идеи гражданского воспитания в отечественной и зарубежной педагогике;
- при проектировании содержания гражданского воспитания в качестве приоритетной рассматривается развитие самоактуализации личности, создание условий для ее успешной самореализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство требует изучения общих основ социального взаимодействия в странах Западной Европы, США, накопленного ими опыта организации гражданского воспитания, поиска путей, способов использования его в отечественной системе образования. Обращение к зарубежному опыту важно не для механического заимствования тех или иных общественных доктрин и педагогических парадигм, а, прежде всего, для стимулирования естественных процессов взаимообогащения духовных ценностей различных народов, которые при всех своих различиях оказывают значительное влияние на развитие человеческой цивилизации в целом.
В имеющих прагматическую направленность концепциях воспитания делается акцент на формирование индивидуалистического типа личности, которая все вокруг себя рассматривает не с позиции самоценности, а как либо способствующее, либо препятствующее достижению успеха. Для такого человека другие люди и общество ценны лишь постольку, поскольку полезны ему для достижения личностной цели. Духовные ценности, достижения культуры, социальная среда важны не сами по себе, а как инструмент для достижения ситуативного успеха.
Для отечественной педагогики такая позиция неприемлема.
Более гуманной и потому обладающей широкими возможностями для творческого применения ее в других социокультурных условиях, в педагогических системах других народов, является концепция самоактуализирующейся личности.
Самоактуализирующейся является та личность, которая обладает гармоничной и целостной индивидуальностью, такими положительными чертами, как автономия, творчество, независимость, альтруизм и разумная целенаправленность на достижение жизненного успеха.
Американскими учеными предложена концепция подготовки информированного, ответственного гражданина, способного реализовать

161
себя в демократическом обществе. К основным критериям относятся: уважение прав человека, признание индивидуальных достоинств личности, существование власти закона, добровольность исполнения людьми своих обязанностей, забота об общем благе. Разработаны национальные стандарты по гражданскому образованию, которые включают три компонента: знания, умения и гражданский характер. В то же время знания предусматривают высокий уровень критического мышления и постоянное развитие интеллекта. Познание и понимание себя выступают как важнейшие пути к самоактуализации. Именно такой подход к гражданскому образованию позволяет молодежи осознать право выбора в демократическом обществе, осуществить этот выбор, и, таким образом, проявить гражданский характер.
Большую актуальность в связи с этим приобрела идея поликультурного воспитания, нацеленного на подготовку молодежи к жизни во все более многонациональной и поликультурной среде. Философско-педагогические поиски в области поликультурного воспитания вносят изменения в педагогическую теорию и практику. Содержание образования перестраивается таким образом, чтобы молодежь могла получить широкое представление о народах мира, их культурах и осознала, что разнообразие культур составляет богатство стран.
Главная особенность американской школы заключается в интеграции школьного обучения и социального воспитания, т.е. в тесном взаимодействии школы, семьи и других социальных институтов.
Один из недостатков образовательной системы США - чрезмерная ориентация на личность, на культивирование индивидуализма. В современных условиях это нарушает прочность социальных связей, мешает гармонизации интересов индивида и общества. По этой причине в системе американской школы остро стоит задача культивирования коллективизма. Особенностью системы гражданского образования в США является также активная роль в воспитании церкви, религиозных организаций.

162
Одним из достижений американской школы является изучение «граждановедения», акцентирование внимания не на основы социальных дисциплин, а на анализ социальных проблем, имеющих личностный смысл. Иными словами в американской школе идут не от знаний к проблеме, а, наоборот, от проблемы к знаниям.
Различия в сравниваемых образовательных парадигмах создают необходимые основания для углубленного изучения и оценки «чужих достижений», выявления наиболее интересных и привлекательных идей, их адаптации к собственным образовательным парадигмам, концепциям и доктринам, а также к практической образовательной деятельности.
На сегодняшний день именно система образования выступает главным средством воспитания новых поколений россиян с высоким уровнем развития гражданского сознания, гражданских качеств. Будучи творчески адаптированы к особенностям российской жизни, к особенностям российской системы образования, некоторые достижения американской школы и социума должны быть востребованы отечественной педагогикой.
Это, прежде всего, опыт правового воспитания, воспитание законопослушности, толерантности, организация воспитания в поликультурной среде.
В содержание понятия «гражданственность» наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, входят такие элементы, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отношение к власти, политике, идеологии.
Сравнительное исследование показало, что эффективность гражданского воспитания в США можно оценить по двум социально¬педагогическим показателям: - социально-политической, морально¬психологической стабильности общества, устойчивость существования которого определяется главным образом патриотизмом среднего класса,

163
составляющего основу гражданского общества; - ответственному отношению граждан, государства к образованию.
Наиболее значимыми для интеграции ценностно-целевых приоритетов российского и американского образования являются проблемы не столько оценки, сколько понимания смысла жизни, формирования ментальности индивида и общества. В таком случае опыт готовности к самоактуализации, гражданскому самоопределению является системообразующим фактором для интеграции достижений зарубежного и отечественного опыта организации системы гражданского образования.
Как и другие страны мира, Россия и США пытаются найти ответ на требования глобализации, новых экономических, социальных, политических и социокультурных реалий, выработать новейшую образовательную философию и политику, в центре которой находится человек. Наши системы ориентированы на личность, на обучение и воспитание человека в течение жизни. Различия в образовательных системах обусловлены разными типами культурно-исторических традиций, стилем жизни, ментальностью и т. п. Американская система образования направлена на практическую подготовку человека, она децентрализована и более демократична, студенты и преподаватели более мобильны, финансирование более прозрачное. Американское образование не имеет единых определенных государственных стандартов, которые есть в нашей стране. В США более заметную роль в организации обучения играют общественные организации, разнообразные ассоциации, опекунские советы и т.д. Принимая участие в совместных американо-российских образовательных проектах, мы становимся участниками эволюционной, ненасильственной конвергенции и постепенной духовной интеграции этических и ментальных приоритетов, участвуем в поиске конструктивных механизмов толерантного единения. Наиболее общими проблемами интеграции ценностно-целевых приоритетов российского и американского образования являются проблемы понимания жизни, формирования индивида и общества.

164
Задача формирования в России гражданской культуры не может быть решена посредством искусственного синтеза элементов традиционной российской культуры и культуры демократической, доминирующей в странах Западной Европы и Америки. Для развития политической культуры, способствующей поддержанию демократии имеются, как минимум, два пути. Первый - формирование социополитической, экономической и общекультурной среды, благоприятствующей вызреванию демократических принципов. Второй путь - политическая социализация подрастающих поколений, обучение граждан.
Проектирование содержания гражданского воспитания в отечественных образовательных системах должно быть направлено на то, чтобы обеспечить становление индивидуальности человека, раскрыть его потенциал, создать необходимые условия для накопления и проживания уникального опыта, которые в конечном итоге ведут к самоактуализации и самореализации.
Формирующий эксперимент был связан с применением авторской технологии ориентации студентов на изучение опыта гражданской деятельности в других странах, применения комплекса мер по созданию условий для активизации процесса самоактуализации личности молодых граждан.



1. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии. - М.: НИИВО, 2001. - 56 с.
2. Актуальные проблемы и историография истории и зарубежной педагогики: Сб. науч. трудов. - М., 1987. - 144 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: СМЫСЛ: АКАДЕМИЯ, 2002. - 414 с.
4. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен // Вестник Московского университета. - 1991 - Сер.12, №5 - С. 5-10.
5. Белоцерковец Н.И. К вопросу о развитии социального воспитания в отечественной педагогике // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Сб. статей. -М., 2003. - С. 28-32.
6. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. - Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997. - 204 с.
7. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики - М.; Воронеж, 1996. -Ч.1. - 317 с.
8. Бодалев А.А. Эмоции и стресс // Мир психологии. - 2002. - №4.- С. 128¬135.
9. Бойер Э. Школы Америки: в чем их призвание, их предназначение? // Суд над системой образования: стратегия на будущее / Пер.с англ.; Под ред. У. Д. Джонстона. - М., 1991. - С. 221-255.
10. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
11. Бунин С.И. Амер. характер. Очерки культуры США: Традиция в культуре // Вопросы философии. - 2000. - №1. - С. 178-181.
12. Бурстин Д. Американцы: Колониальный опыт / Пер. с англ. - М.,1993. - С. 204-205.

169
13. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. Вып.4. М., - 1996. - С. 15-19.
14. Вейсс Р. Индивидуум и «Э» - теория образования. Предварительные наметки новой науки // Новые ценности образования. Вып.2. - М., 1995.
- С.46-66.
15. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. - М.: Политиздат, 1994. - 238 с.
16. Вендеровская Р.Б .Американская школа глазами американцев. // Педагогика. - 2000. - №6. - С. 85-90.
17. Вендеровская Р.Б. Некоторые проблемы современной американской школы: взгляд со стороны // Магистр.- 1998. - №6. - С.81-86.
18. Веселова В.В. Педагогические и социальные функции службы «Гайденс» в средней школе США: Дис....канд.пед.наук. - М.,1982. - 158с.
19. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: - 118 с.
20. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.; 1999. - 85 с.
21. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота- поддержка-консультирование. Вып.6. - М., 1996. - С. 51-53.
22. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993. Ч.1. С.18-22.
23. Гершунский Б.С. Россия и США на порогое третьего тысячелетия. - М.: Флинта, 1999. - 599 с.
24. Гершунский Б.С. Сравнительная педагогика: Россия - США навстречу друг другу. // Педагогика. - 2003. - №4. - С.83-93.
25. Георгиева Т.С. Высшая школа на современном этапе. - М., 1989. С.42-
55.

170
26. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М., 1972. - С.234-241.
27. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 1998. - С.110-118.
28. Гурвич И. Американская школа, глазами американцев // Новое русское слово. 7-8 сентября.
29. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. - 2000. - №8. - С.32-36.
30. Джефферсон Т. Заметки о штате Вирджиния // Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона / Пер.с англ. - М.,1996. С.230-233.
31. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.- 254с.
32. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987. - 116 с.
33. Докторов Г. Знакомьтесь: АЙРЕКС // Международное сотрудничество.
- 1998 .- №1. - С.18-22.
34. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. - М., 1997. - 95 с.
35. Дж.Дьюи. Школа и общество. - М., 1924. - 168 с.
36. Еляков А. О ценностной ориентации студентов и основных противоречиях в области воспитания // Высшее образование в России.
- 2000. - №4. - С.100-104.
37. Еляков А. Современное информационное общество // Высшее образование в России. - 2001.- №4. -С.84-86.
38. Иванов Д.И. Развитие международного сотрудничества российских вузов: Дисс...канд.пед.наук. - М.; 1996. - 175 с.
39. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. - М., 1992. - 268 с.
40. История педагогики. / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1998. - 230 с.

171
41. История педагогики и образования. / Под ред. А.И.Пискунова. - М.,
2001. - 512 с.
42. Жаворонков Б.Н. Дальтон-план или студийная система // Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. - М.,1925. - С.14-
60.
43.Зеликман А.Я. Английский для юристов. - Ростов н/Д, 2002. - 416 с.
44. Казакина М.Г. О чем мечтают сегодня американские подростки // Педагогика. - 1995. - №5. - С.97-101.
45. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / Пер. с англ. - М., 1997. - 450 с.
46. Кнорре А. Академические программы АЙРЕКС в развитии международного сотрудничества университетов США, СНГ и Восточной Европы // Международное сотрудничество. - 1998. - №1. - С.29-31.
47. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - 206 с.
48. Конституция РФ, ч.4.
49. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1992. - № 3. - С.58-61; № 4. - С.24-28.
50. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. // Народное образование. - 2002. - №4. - С.254-263.
51. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. -
2002. -№1.- С.18-20.
52. Коршикова И. Известия.1998. 24 октября.
53. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России // Вопросы философии. - 2000. - №2. - С.32-42.
54. Коэн С. Провал крестового похода США и трагедия посткоммунистической России. - М.: АИРО - XX, 2001. - 304 с.

172
55. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика.- 2003. - №2. - С.12-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ