СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
|
Введение 3
1. Социально-экономическое содержание инфраструктурных
институтов рыночной экономики в условиях трансформации
10
1.1. Место инфраструктурных институтов в системе
социально-экономических институтов
10
1.2. Современное состояние, развитие и иерархия
инфраструктурных институтов в РФ
39
2. Стратегия и механизм институциональных преобразований 61
2.1. Методологические подходы к институциональным
преобразованиям
61
2.2. Содержание инфраструктурных институциональных
преобразований
78
2.3. Механизм институциональных преобразований в регионе 102
3. Основные направления модернизации инфраструктурных
институтов в регионе
119
3.1. Критерии оценки институционального развития рыночных
отношений в регионе
119
3.2. Оценка эффективности функционирования
инфраструктурных институтов и их влияния на качество
жизни населения
131
3.3. Пути и методы модернизации инфраструктурных
институтов
159
Заключение 181
Список литературы 187
1. Социально-экономическое содержание инфраструктурных
институтов рыночной экономики в условиях трансформации
10
1.1. Место инфраструктурных институтов в системе
социально-экономических институтов
10
1.2. Современное состояние, развитие и иерархия
инфраструктурных институтов в РФ
39
2. Стратегия и механизм институциональных преобразований 61
2.1. Методологические подходы к институциональным
преобразованиям
61
2.2. Содержание инфраструктурных институциональных
преобразований
78
2.3. Механизм институциональных преобразований в регионе 102
3. Основные направления модернизации инфраструктурных
институтов в регионе
119
3.1. Критерии оценки институционального развития рыночных
отношений в регионе
119
3.2. Оценка эффективности функционирования
инфраструктурных институтов и их влияния на качество
жизни населения
131
3.3. Пути и методы модернизации инфраструктурных
институтов
159
Заключение 181
Список литературы 187
Актуальность темы исследования
Переходный период по определению предполагает не просто смену
модели экономической политики, но также и преобразования в широкой
совокупности сфер, составляющих основу социально-ориентированных
рыночных отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах
хозяйственной деятельности, в психологии экономических субъектов. По сути,
эти преобразования представляют собой трансформацию институциональной
среды, состоящей из совокупности формальных институтов, неформальных
ограничений и механизмов принуждения.
Институциональная система, включающая в себя различные институты,
должна упорядочивать деятельность хозяйственных субъектов посредством
норм и правил. Процесс трансформации этой системы, связанный с переходом
от одного типа хозяйствования к другому, крайне сложный, так как он связан с
возникновением ряда проблем, которые существенно влияют на поведение всех
экономических субъектов.
Процесс институциональной трансформации начался в России более 10 лет
назад и характеризовался хаотичностью проводимых реформ, их
непоследовательностью, а также экономической необоснованностью ряда
решений. Некоторые его результаты уже проявились не в самом лучше
варианте, и, тем не менее, важности этого процесса и его особенностям попрежнему уделяется достаточно мало внимания. Пожалуй, только ученые
проявляют интерес к этой проблеме, в то время как важнейшие субъекты и
непосредственные участники, реально влияющие на этот процесс –
реформаторы, представители органов власти – все еще не осознают всей его
сложности и непредсказуемости.
Исследование институтов и особенностей их развития было центральным
элементом в рамках институциональной экономической теории. Такие
выдающиеся ученые как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс утверждали,
что институты – это ключевые элементы любой экономической системы,4
которые сохраняются, обновляются и изменяются, то есть проходят
нормальный эволюционный путь развития. Процесс институциональных
изменений и его наиболее значимые особенности исследуются в рамках
неоинституциональной экономической теории. Такие известнейшие ученые как
Д. Норт, О. Уильямсон, М. Олсон анализировали в своих работах сам процесс
институциональной трансформации, его разновидности, этапы и последствия.
В настоящий момент времени при анализе условий экономического
развития и отечественные экономисты достаточно большое внимание уделяется
вопросам институциональной структуры. Ряд российских ученых активно
занимается институциональными разработками - Абалкин Л.И., Капелюшников
Р.И., Кузьминов Я.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Найшуль В.А., Олейник
А.Н., Радаев В.В., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. и другие.
По нашему мнению, это связано с тем, что экономическое развитие
определяется как технологией производства или наличием ресурсов, так и
существующими институтами.
Однако, с нашей точки зрения, по прежнему недостаточно разработанной
остается проблема развития инфраструктурных институтов – особого вида
институтов, которые, являясь посредниками между экономическими
субъектами, призваны снизить неопределенность и сделать поведение
хозяйствующих субъектов более предсказуемым.
Очевидно, что для решения социально-экономических проблем при
формировании нового типа экономического развития следует оценить
функционирование инфраструктурных институтов и внести определенные
коррективы в процесс их трансформации и модернизации. Необходимо понять
сущность этих институтов, разобраться в их особенностях и учитывать эти
результаты при разработке экономической политики. В новых условиях
формирования и внедрения институтов необходимо рассматривать их влияние
на экономических субъектов. Бессмысленным является такое развитие
экономики, когда особенности институциональной среды не учитываются и
сама она не подвергается корректировке.5
Таким образом, мы считаем, что возникла необходимость
проанализировать социально-экономическое развитие России с точки зрения
институционального подхода и определить направления модернизации
инфраструктурных институтов рынка.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность вопросов
дальнейшего развития инфраструктурных институтов предопределили выбор
темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление сущности
и закономерностей развития инфраструктурных институтов рыночной
экономики, основных направлений модернизации и обоснование на этой основе
закономерных связей между институциональными преобразованиями и
результатами деятельности хозяйственных субъектов.
Достижение сформулированной цели предполагает решение
следующих задач:
- уточнить термин «инфраструктурный институт»;
- раскрыть условия становления, развития и выделить особенности
современного состояния инфраструктурных институтов (на примере
страховых компаний и коммерческих банков);
- выявить закономерные взаимосвязи между инфраструктурными
институтами и экономическими субъектами;
- разработать критерии оценки институционального развития и
предложить основные направления модернизации инфраструктурных
институтов в условиях трансформации экономики.
Объектом исследования являются инфраструктурные институты
рыночной экономики.
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с
формированием и развитием инфраструктурных институтов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
научные положения современной экономической теории, в том числе
системного и институционального подходов, труды отечественных и6
зарубежных ученых по вопросам институциональных преобразований и
развития инфраструктурных институтов.
При написании диссертационного исследования применялись
общенаучные методы наблюдения, анализа, сравнения, аналогии, обобщения,
исторический метод, абстрактно-логический метод и экономикоматематические методы.
Информационная база исследования включила в себя материалы
программ и докладов о социально-экономическом развитии Российской
Федерации и Курганской области, данные Государственного комитета
Российской Федерации по статистике, областного комитета статистки по
Курганской области, материалы Центрального Банка РФ и Министерства
финансов РФ, законодательные акты РФ и Курганской области, материалы
Института Экономики УрО РАН. Также в работе использовались результаты
экспертных оценок, данные статистических сборников и экономической
периодики.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и их
научная новизна
1. Уточнено содержание категории «инфраструктурный институт» на
основе подходов теоретиков – институционалистов (сторонников
«старого» институционализма и неоинституционализма).
Инфраструктурные институты определяются как совокупность
организаций различных организационно-правовых форм, которые
опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим
субъектам процессы реализации их интересов, повышают
оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных
субъектов.
2. Раскрыты условия становления, развития, выделены особенности
инфраструктурных институтов российской экономики (на примере
страховых компаний и коммерческих банков), выявлена7
целесообразность модернизации данных видов инфраструктурных
институтов.
3. На примере страховых компаний и банков выявлены закономерные
взаимосвязи между инфраструктурными институтами и
экономическими субъектами, что позволило обосновать влияние этих
связей на уровень социально-экономического развития и качество
жизни населения.
4. Разработана система критериев оценки институционального развития
рыночных отношений в регионе, позволяющая оценивать
результативность функционирования трансформируемых
инфраструктурных институтов и их влияние на социальноэкономическое развитие и качество жизни населения.
5. Сформулированы основные направления модернизации
инфраструктурных институтов на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения их эффективности и усиления
положительного влияния на экономическую и социальную
безопасность страны и региона.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное
диссертационное исследование развивает и дополняет недостаточно
разработанные в отечественной науке проблемы институциональной
трансформации в переходный период, формирует ряд важных положений,
связанных с координацией выбора в различных хозяйственных системах,
перераспределения доходов и др.
Разработанные в диссертационной работе теоретические и
методологические основы могут использоваться при преподавании курсов
«Инфраструктурные институты рыночной экономики», «Институциональная
экономика», «Экономическая теория».
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику
учебного процесса Уральского института экономики, управления и права при8
чтении курсов «Введение в экономическую теорию», «Институциональная
экономика», а также спецкурсов по проблемам проведения российских
экономических реформ.
Практическая значимость состоит в том, что принципиальные положения,
проработанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы:
- при определении направлений и методов модернизации
инфраструктурных институтов в процессе становления и развития
рыночных отношений;
- при разработке институциональных основ банковского
законодательства РФ, а также в области регулирования страховой
деятельности;
- при составлении бизнес-планов и прогнозов стратегического развития
инфраструктурных институтов;
- при разработке методологических документов в области
регулирования развития институтов рынка на федеральном и
региональном уровнях.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические
положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения:
- в научных статьях, опубликованных в сборниках статей аспирантов и
соискателей и обсуждавшихся на Ежегодных аспирантских чтениях
Института экономики УрО РАН;
- в монографии «Конкурентоспособность региона: новые тенденции и
вызовы» (Под ред. чл.-кор. РАН А.И. Татаркина).
Положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
- международной научно-практической конференции «Стратегия
приоритетного социально-экономического развития Курганской
области» (Курган, 2002);
- международной научно-практической конференции «Саморазвитие
регионов» (Уфа, 2002);9
- Второй окружной конференции «Активная государственная
инновационная политика – основа экономического возрождения
России» (Екатеринбург, 2002);
- международной научно-практической конференции «Экономическая и
энергетическая безопасность регионов России» (Пермь, 2003);
- Всероссийском симпозиуме по экономической теории (Екатеринбург,
2003).
Положения диссертационного исследования отражены в 13 научных
публикациях общим объемом 5,3 п.л.
Структура диссертационной работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы
исследования, раскрывается степень ее изученности, сформулированы цели и
задачи, определен объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна.
Показана практическая, теоретическая значимость и апробация
диссертационной работы.
В первой главе «Социально-экономическое содержание
инфраструктурных институтов рыночной экономики в условиях
трансформации» исследуются различные подходы к анализу институтов, к
определению их природы (в частности рассматриваются «старый»
институционализм и неоинституционализм). Уточняется категориальный
аппарат, применяемый в работе, выявляется качественное многообразие
институтов методом классификации, и определяются особенности
инфраструктурных институтов. В данной главе также анализируются условия
становления, особенности развития и современное состояние таких
инфраструктурных институтов, как коммерческие банки и страховые компании.
Во второй главе «Стратегия и механизм институциональных
преобразований» определяются методологические основы исследования
институциональных преобразований. Проанализированы этапы формирования
и трансформации институтов и взаимосвязь этого процесса с уровнем жизни10
населения. Выделены основные проблемы и необходимость корректировки
принципов и направлений институциональной трансформации.
В третьей главе «Основные направления модернизации
инфраструктурных институтов в регионе» выделены критерии оценки
институционального развития, произведена оценка создания и
функционирования институтов рынка и предложены основные направления
трансформации и модернизации инфраструктурных институтов.
Переходный период по определению предполагает не просто смену
модели экономической политики, но также и преобразования в широкой
совокупности сфер, составляющих основу социально-ориентированных
рыночных отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах
хозяйственной деятельности, в психологии экономических субъектов. По сути,
эти преобразования представляют собой трансформацию институциональной
среды, состоящей из совокупности формальных институтов, неформальных
ограничений и механизмов принуждения.
Институциональная система, включающая в себя различные институты,
должна упорядочивать деятельность хозяйственных субъектов посредством
норм и правил. Процесс трансформации этой системы, связанный с переходом
от одного типа хозяйствования к другому, крайне сложный, так как он связан с
возникновением ряда проблем, которые существенно влияют на поведение всех
экономических субъектов.
Процесс институциональной трансформации начался в России более 10 лет
назад и характеризовался хаотичностью проводимых реформ, их
непоследовательностью, а также экономической необоснованностью ряда
решений. Некоторые его результаты уже проявились не в самом лучше
варианте, и, тем не менее, важности этого процесса и его особенностям попрежнему уделяется достаточно мало внимания. Пожалуй, только ученые
проявляют интерес к этой проблеме, в то время как важнейшие субъекты и
непосредственные участники, реально влияющие на этот процесс –
реформаторы, представители органов власти – все еще не осознают всей его
сложности и непредсказуемости.
Исследование институтов и особенностей их развития было центральным
элементом в рамках институциональной экономической теории. Такие
выдающиеся ученые как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс утверждали,
что институты – это ключевые элементы любой экономической системы,4
которые сохраняются, обновляются и изменяются, то есть проходят
нормальный эволюционный путь развития. Процесс институциональных
изменений и его наиболее значимые особенности исследуются в рамках
неоинституциональной экономической теории. Такие известнейшие ученые как
Д. Норт, О. Уильямсон, М. Олсон анализировали в своих работах сам процесс
институциональной трансформации, его разновидности, этапы и последствия.
В настоящий момент времени при анализе условий экономического
развития и отечественные экономисты достаточно большое внимание уделяется
вопросам институциональной структуры. Ряд российских ученых активно
занимается институциональными разработками - Абалкин Л.И., Капелюшников
Р.И., Кузьминов Я.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Найшуль В.А., Олейник
А.Н., Радаев В.В., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. и другие.
По нашему мнению, это связано с тем, что экономическое развитие
определяется как технологией производства или наличием ресурсов, так и
существующими институтами.
Однако, с нашей точки зрения, по прежнему недостаточно разработанной
остается проблема развития инфраструктурных институтов – особого вида
институтов, которые, являясь посредниками между экономическими
субъектами, призваны снизить неопределенность и сделать поведение
хозяйствующих субъектов более предсказуемым.
Очевидно, что для решения социально-экономических проблем при
формировании нового типа экономического развития следует оценить
функционирование инфраструктурных институтов и внести определенные
коррективы в процесс их трансформации и модернизации. Необходимо понять
сущность этих институтов, разобраться в их особенностях и учитывать эти
результаты при разработке экономической политики. В новых условиях
формирования и внедрения институтов необходимо рассматривать их влияние
на экономических субъектов. Бессмысленным является такое развитие
экономики, когда особенности институциональной среды не учитываются и
сама она не подвергается корректировке.5
Таким образом, мы считаем, что возникла необходимость
проанализировать социально-экономическое развитие России с точки зрения
институционального подхода и определить направления модернизации
инфраструктурных институтов рынка.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность вопросов
дальнейшего развития инфраструктурных институтов предопределили выбор
темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление сущности
и закономерностей развития инфраструктурных институтов рыночной
экономики, основных направлений модернизации и обоснование на этой основе
закономерных связей между институциональными преобразованиями и
результатами деятельности хозяйственных субъектов.
Достижение сформулированной цели предполагает решение
следующих задач:
- уточнить термин «инфраструктурный институт»;
- раскрыть условия становления, развития и выделить особенности
современного состояния инфраструктурных институтов (на примере
страховых компаний и коммерческих банков);
- выявить закономерные взаимосвязи между инфраструктурными
институтами и экономическими субъектами;
- разработать критерии оценки институционального развития и
предложить основные направления модернизации инфраструктурных
институтов в условиях трансформации экономики.
Объектом исследования являются инфраструктурные институты
рыночной экономики.
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с
формированием и развитием инфраструктурных институтов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
научные положения современной экономической теории, в том числе
системного и институционального подходов, труды отечественных и6
зарубежных ученых по вопросам институциональных преобразований и
развития инфраструктурных институтов.
При написании диссертационного исследования применялись
общенаучные методы наблюдения, анализа, сравнения, аналогии, обобщения,
исторический метод, абстрактно-логический метод и экономикоматематические методы.
Информационная база исследования включила в себя материалы
программ и докладов о социально-экономическом развитии Российской
Федерации и Курганской области, данные Государственного комитета
Российской Федерации по статистике, областного комитета статистки по
Курганской области, материалы Центрального Банка РФ и Министерства
финансов РФ, законодательные акты РФ и Курганской области, материалы
Института Экономики УрО РАН. Также в работе использовались результаты
экспертных оценок, данные статистических сборников и экономической
периодики.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и их
научная новизна
1. Уточнено содержание категории «инфраструктурный институт» на
основе подходов теоретиков – институционалистов (сторонников
«старого» институционализма и неоинституционализма).
Инфраструктурные институты определяются как совокупность
организаций различных организационно-правовых форм, которые
опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим
субъектам процессы реализации их интересов, повышают
оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных
субъектов.
2. Раскрыты условия становления, развития, выделены особенности
инфраструктурных институтов российской экономики (на примере
страховых компаний и коммерческих банков), выявлена7
целесообразность модернизации данных видов инфраструктурных
институтов.
3. На примере страховых компаний и банков выявлены закономерные
взаимосвязи между инфраструктурными институтами и
экономическими субъектами, что позволило обосновать влияние этих
связей на уровень социально-экономического развития и качество
жизни населения.
4. Разработана система критериев оценки институционального развития
рыночных отношений в регионе, позволяющая оценивать
результативность функционирования трансформируемых
инфраструктурных институтов и их влияние на социальноэкономическое развитие и качество жизни населения.
5. Сформулированы основные направления модернизации
инфраструктурных институтов на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения их эффективности и усиления
положительного влияния на экономическую и социальную
безопасность страны и региона.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное
диссертационное исследование развивает и дополняет недостаточно
разработанные в отечественной науке проблемы институциональной
трансформации в переходный период, формирует ряд важных положений,
связанных с координацией выбора в различных хозяйственных системах,
перераспределения доходов и др.
Разработанные в диссертационной работе теоретические и
методологические основы могут использоваться при преподавании курсов
«Инфраструктурные институты рыночной экономики», «Институциональная
экономика», «Экономическая теория».
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику
учебного процесса Уральского института экономики, управления и права при8
чтении курсов «Введение в экономическую теорию», «Институциональная
экономика», а также спецкурсов по проблемам проведения российских
экономических реформ.
Практическая значимость состоит в том, что принципиальные положения,
проработанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы:
- при определении направлений и методов модернизации
инфраструктурных институтов в процессе становления и развития
рыночных отношений;
- при разработке институциональных основ банковского
законодательства РФ, а также в области регулирования страховой
деятельности;
- при составлении бизнес-планов и прогнозов стратегического развития
инфраструктурных институтов;
- при разработке методологических документов в области
регулирования развития институтов рынка на федеральном и
региональном уровнях.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические
положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения:
- в научных статьях, опубликованных в сборниках статей аспирантов и
соискателей и обсуждавшихся на Ежегодных аспирантских чтениях
Института экономики УрО РАН;
- в монографии «Конкурентоспособность региона: новые тенденции и
вызовы» (Под ред. чл.-кор. РАН А.И. Татаркина).
Положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
- международной научно-практической конференции «Стратегия
приоритетного социально-экономического развития Курганской
области» (Курган, 2002);
- международной научно-практической конференции «Саморазвитие
регионов» (Уфа, 2002);9
- Второй окружной конференции «Активная государственная
инновационная политика – основа экономического возрождения
России» (Екатеринбург, 2002);
- международной научно-практической конференции «Экономическая и
энергетическая безопасность регионов России» (Пермь, 2003);
- Всероссийском симпозиуме по экономической теории (Екатеринбург,
2003).
Положения диссертационного исследования отражены в 13 научных
публикациях общим объемом 5,3 п.л.
Структура диссертационной работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы
исследования, раскрывается степень ее изученности, сформулированы цели и
задачи, определен объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна.
Показана практическая, теоретическая значимость и апробация
диссертационной работы.
В первой главе «Социально-экономическое содержание
инфраструктурных институтов рыночной экономики в условиях
трансформации» исследуются различные подходы к анализу институтов, к
определению их природы (в частности рассматриваются «старый»
институционализм и неоинституционализм). Уточняется категориальный
аппарат, применяемый в работе, выявляется качественное многообразие
институтов методом классификации, и определяются особенности
инфраструктурных институтов. В данной главе также анализируются условия
становления, особенности развития и современное состояние таких
инфраструктурных институтов, как коммерческие банки и страховые компании.
Во второй главе «Стратегия и механизм институциональных
преобразований» определяются методологические основы исследования
институциональных преобразований. Проанализированы этапы формирования
и трансформации институтов и взаимосвязь этого процесса с уровнем жизни10
населения. Выделены основные проблемы и необходимость корректировки
принципов и направлений институциональной трансформации.
В третьей главе «Основные направления модернизации
инфраструктурных институтов в регионе» выделены критерии оценки
институционального развития, произведена оценка создания и
функционирования институтов рынка и предложены основные направления
трансформации и модернизации инфраструктурных институтов.
Проанализированы различные аспекты экономической категории
«институт» и определены отличительные особенности, которые позволили
определить их сущность. Выделены наиболее важные сущностные характеристики
социально-экономических институтов:
- Двойственность (поскольку с одной стороны, они создают возможности, а
с другой – ограничивают деятельность субъектов);
- Распределительное и координационное воздействие институтов
(достигаемое посредством повышения предсказуемости взаимодействия и
снижения трансакционных издержек) в процессе хозяйственноэкономической деятельности;
- Обладание свойствами общественных благ (в частности,
неконкурентность в потреблении и неисключаемость из потребления);
- Неоднородность институтов.
2. В диссертации уточнено понятие «инфраструктурные институты». В
работе оно определяется как совокупность организаций различных
организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и
услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их
интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы
рыночных субъектов.
Также в работе определено место инфраструктурных институтов в
системе социально-экономических институтов, исследованы виды и функции
инфраструктурных институтов, что позволило выявить их определенную
структуру и иерархию.
3. Анализ процесса становления и первоначального развития
инфраструктурных институтов, проведенный в диссертационной работе, дал
возможность раскрыть условия, в которых этот процесс протекал.
Под условиями развития и становления в диссертационном исследовании
понимаются обстоятельства, оказывающие влияние, на процесс формирования182
определенных институтов. Наиболее важными условиями являются: социальноэкономические, организационные, институциональные.
4. Анализ современного состояния и развития инфраструктурных
институтов российской экономики (таких как страховые компании и банки),
проведенный в первой главе диссертационной работы, показал, что эти
инфраструктурными институтами, призванные координировать деятельность
экономических субъектов, снижать степень неопределенности в их
взаимоотношениях, тем самым, давая возможность сокращать трансакционные
издержки, характеризуются недостаточным уровнем развития. Помимо этого в
процессе своего функционирования они по-прежнему сталкиваются с рядом
препятствий и проблем, которые мешают их деятельности, а также выполнению
выделенных в работе функций.
Автор обосновывает тот факт, что назрела необходимость проведения
институциональных преобразований, которые должны быть не спонтанными, а
управляемыми, регулируемыми, так как выделенные два вида институтов:
- во-первых, имеют важнейшее экономическое значение (поскольку
позволяют повысить определенность, предсказуемость взаимодействия
экономических субъектов, а также существенно влияют на их финансовые
возможности);
- во-вторых, являются наиболее социально значимыми среди прочих,
так как оказывают влияние на уровень благосостояния общества, воздействуя
на денежные активы экономических субъектов и повышая степень их
защищенности.
5. Проведен структурно-функциональный анализ банковского и
страхового сектора, показаны взаимосвязи и взаимодействие
инфраструктурных институтов с экономическими субъектами и установлена
необходимость сбалансированного развития различных секторов в рамках
существующей российской экономической системы, с учетом различных
методологических подходов к процессу институциональной трансформации.
6. Исследованы основные методы институциональной трансформации:183
- Эволюция институтов (инкрементальные, непрерывные
институциональные изменения);
- Революционная трансформация;
- Импорт (или трансплантация) институтов.
Обоснована необходимость внимательного и тщательного отбора метода
институциональных преобразований с обязательным учетом особенностей и
последствий, возникающих в связи с применением конкретного метода.
7. В качестве важнейшего фактора позитивных институциональных
изменений выделено комплексное развитие институтов, которое должно
включать в себя, по крайней мере, три аспекта:
- одновременное воздействие на неоднородные институты и
институциональные единицы;
- комплексное участие в процессе преобразования органов
государственной власти и органов власти субъектов федерации;
- решение проблем, имеющих место в настоящий момент в их
совокупности.
Не менее важно, по мнению автора, уделять существенно большее
внимание, чем в нынешний момент, неформальным институтам. С этой целью
необходимо поддерживать начавшиеся позитивные изменения в системе
ценностей и иных неформальных институтах и работать в направлении
повышениях их продуктивности.
8. В диссертации сформулирован вывод о том, что стратегия
институциональных преобразований должна базироваться на следующих
принципах: принцип этапной полноты, принцип компонентной полноты,
принцип достаточного разнообразия стимулов, принцип максимальной
защищенности от девиантного (оппортунистического) поведения, принцип
соучастия.
9. В рамках проведенного исследования доказано, что назрела
необходимость вовлекать в процесс разработки направлений и методов
дальнейших институциональных преобразований большее число специалистов184
и экспертов в сферах, подверженных преобразованиям (в частности, при
трансформации кредитных организаций и страховых компаний – требуется
участие специалистов и консультантов в этой области). Не менее важно
проводить обсуждение, консультирование и пояснение планируемых
преобразований с различными экономическими субъектами с целью
повышению их понимания необходимости этих институциональных изменений.
По мнению автора, чем выше информационная прозрачность и
«понятность» проводимых преобразований, тем выше вероятность успешного
внедрения или преобразования существующих институтов.
10. Разработана система критериев оценки институционального
развития, включающая три группы критериев, позволяющих оценить
функционирование трансформируемых инфраструктурных институтов и их
взаимодействия с экономическими субъектами, трансформацию и
перераспределение финансовых ресурсов в экономике через инфраструктурные
институты (банки и страховые компании), а также изменения, влияющие на
социально-экономическое развитие и качество жизни населения.
11. В соответствии с выделенными критериями проведена оценка
создания и функционирования инфраструктурных институтов в регионе (на
примере Курганской области).
Доказано, что осуществление институциональной модернизации, как в
регионе, так и в России в целом – проблема не только законодательная и
технологическая, но и психологическая, поскольку правовой фундамент
должен строиться с учетом особенностей менталитета.
12. Проанализированы различные виды издержек институциональных
преобразований (в том числе и трансакционные издержки) и обосновано то, что
в силу инерции развития институтов переход от одной конфигурации к другой
осуществляется медленно и может сопровождаться периодом относительной
деинституциализации и соответствующим ростом трансакционных издержек
для субъектов экономики.185
13. В качестве важнейших целей дальнейшего институционального
развития в диссертационной работе предложены:
- повышение качества жизни и благосостояния населения;
- увеличение эффективности функционирования инфраструктурных
институтов и их взаимодействия с другими хозяйственноэкономическими субъектами;
- повышение экономической и социальной безопасности в процессе
взаимодействия экономических субъектов.
14. Для реализации выделенных основных целей определены пути и
методы дальнейших институциональных преобразований.
В частности, для модернизации банковского сектора предложены:
1) Меры, направленные на повышение капитализации банков
(стимулирование укрупнение форм ведения банковского бизнеса, а также
проведение корректировки системы налогообложения коммерческих банков, с
целью установления режима наибольшего благоприятствования для тех, кто
инвестирует средства в банковский сектор).
2) Меры, направленные на улучшение взаимодействия банков и
хозяйствующих субъектов (в частности, повышение эффективности института
залога и оптимизация механизмов, позволяющих обеспечивать возвратность
кредитов).
Серьезнейшей проблемой в сфере страхования является низкий уровень
доверия к деятельности страховых компаний, поэтому необходимо
способствовать повышению доверия потенциальных потребителей страховых
услуг, по средствам обеспечения информационной прозрачности о
деятельности страховых компаний. Для этой цели необходимо внести
дополнение в статью 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в
Российской Федерации», предусматривающее размещение перечисленной
выше информации в доступной для большинства экономических субъектов
форме (например, в электронном виде на официальном сайте Федеральной
службы страхового надзора).186
15. В контексте проведенного исследования и последних российских
событий автор подчеркивает возросшую необходимость совершенствования
работы региональной правоохранительной и судебной системы.
Для реализации этой цели в диссертационной работе предложено:
1) Способствовать созданию более совершенной системы органов,
выявляющих и рассматривающих нарушения (в частности, ввести институт
специализированных административных судов).
2) Разработать эффективный механизм досудебного рассмотрения
гражданских споров (например, институт посредничества.
3) Создать единую электронную правовую информационную базу
посредством открытия сети терминалов, позволяющих получить каждому
желающему правовую информацию по интересующей тематике.
Эти меры, по мнению автора, будут способствовать повышению
экономической и социальной безопасности в процессе взаимодействия
экономических субъектов.
16. В диссертационной работе утверждается, что модернизация
институтов (в том числе и инфраструктурных) не должна быть самоцелью.
Важно, чтобы ее основной целью стало устойчивое социально-эконом
«институт» и определены отличительные особенности, которые позволили
определить их сущность. Выделены наиболее важные сущностные характеристики
социально-экономических институтов:
- Двойственность (поскольку с одной стороны, они создают возможности, а
с другой – ограничивают деятельность субъектов);
- Распределительное и координационное воздействие институтов
(достигаемое посредством повышения предсказуемости взаимодействия и
снижения трансакционных издержек) в процессе хозяйственноэкономической деятельности;
- Обладание свойствами общественных благ (в частности,
неконкурентность в потреблении и неисключаемость из потребления);
- Неоднородность институтов.
2. В диссертации уточнено понятие «инфраструктурные институты». В
работе оно определяется как совокупность организаций различных
организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и
услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их
интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы
рыночных субъектов.
Также в работе определено место инфраструктурных институтов в
системе социально-экономических институтов, исследованы виды и функции
инфраструктурных институтов, что позволило выявить их определенную
структуру и иерархию.
3. Анализ процесса становления и первоначального развития
инфраструктурных институтов, проведенный в диссертационной работе, дал
возможность раскрыть условия, в которых этот процесс протекал.
Под условиями развития и становления в диссертационном исследовании
понимаются обстоятельства, оказывающие влияние, на процесс формирования182
определенных институтов. Наиболее важными условиями являются: социальноэкономические, организационные, институциональные.
4. Анализ современного состояния и развития инфраструктурных
институтов российской экономики (таких как страховые компании и банки),
проведенный в первой главе диссертационной работы, показал, что эти
инфраструктурными институтами, призванные координировать деятельность
экономических субъектов, снижать степень неопределенности в их
взаимоотношениях, тем самым, давая возможность сокращать трансакционные
издержки, характеризуются недостаточным уровнем развития. Помимо этого в
процессе своего функционирования они по-прежнему сталкиваются с рядом
препятствий и проблем, которые мешают их деятельности, а также выполнению
выделенных в работе функций.
Автор обосновывает тот факт, что назрела необходимость проведения
институциональных преобразований, которые должны быть не спонтанными, а
управляемыми, регулируемыми, так как выделенные два вида институтов:
- во-первых, имеют важнейшее экономическое значение (поскольку
позволяют повысить определенность, предсказуемость взаимодействия
экономических субъектов, а также существенно влияют на их финансовые
возможности);
- во-вторых, являются наиболее социально значимыми среди прочих,
так как оказывают влияние на уровень благосостояния общества, воздействуя
на денежные активы экономических субъектов и повышая степень их
защищенности.
5. Проведен структурно-функциональный анализ банковского и
страхового сектора, показаны взаимосвязи и взаимодействие
инфраструктурных институтов с экономическими субъектами и установлена
необходимость сбалансированного развития различных секторов в рамках
существующей российской экономической системы, с учетом различных
методологических подходов к процессу институциональной трансформации.
6. Исследованы основные методы институциональной трансформации:183
- Эволюция институтов (инкрементальные, непрерывные
институциональные изменения);
- Революционная трансформация;
- Импорт (или трансплантация) институтов.
Обоснована необходимость внимательного и тщательного отбора метода
институциональных преобразований с обязательным учетом особенностей и
последствий, возникающих в связи с применением конкретного метода.
7. В качестве важнейшего фактора позитивных институциональных
изменений выделено комплексное развитие институтов, которое должно
включать в себя, по крайней мере, три аспекта:
- одновременное воздействие на неоднородные институты и
институциональные единицы;
- комплексное участие в процессе преобразования органов
государственной власти и органов власти субъектов федерации;
- решение проблем, имеющих место в настоящий момент в их
совокупности.
Не менее важно, по мнению автора, уделять существенно большее
внимание, чем в нынешний момент, неформальным институтам. С этой целью
необходимо поддерживать начавшиеся позитивные изменения в системе
ценностей и иных неформальных институтах и работать в направлении
повышениях их продуктивности.
8. В диссертации сформулирован вывод о том, что стратегия
институциональных преобразований должна базироваться на следующих
принципах: принцип этапной полноты, принцип компонентной полноты,
принцип достаточного разнообразия стимулов, принцип максимальной
защищенности от девиантного (оппортунистического) поведения, принцип
соучастия.
9. В рамках проведенного исследования доказано, что назрела
необходимость вовлекать в процесс разработки направлений и методов
дальнейших институциональных преобразований большее число специалистов184
и экспертов в сферах, подверженных преобразованиям (в частности, при
трансформации кредитных организаций и страховых компаний – требуется
участие специалистов и консультантов в этой области). Не менее важно
проводить обсуждение, консультирование и пояснение планируемых
преобразований с различными экономическими субъектами с целью
повышению их понимания необходимости этих институциональных изменений.
По мнению автора, чем выше информационная прозрачность и
«понятность» проводимых преобразований, тем выше вероятность успешного
внедрения или преобразования существующих институтов.
10. Разработана система критериев оценки институционального
развития, включающая три группы критериев, позволяющих оценить
функционирование трансформируемых инфраструктурных институтов и их
взаимодействия с экономическими субъектами, трансформацию и
перераспределение финансовых ресурсов в экономике через инфраструктурные
институты (банки и страховые компании), а также изменения, влияющие на
социально-экономическое развитие и качество жизни населения.
11. В соответствии с выделенными критериями проведена оценка
создания и функционирования инфраструктурных институтов в регионе (на
примере Курганской области).
Доказано, что осуществление институциональной модернизации, как в
регионе, так и в России в целом – проблема не только законодательная и
технологическая, но и психологическая, поскольку правовой фундамент
должен строиться с учетом особенностей менталитета.
12. Проанализированы различные виды издержек институциональных
преобразований (в том числе и трансакционные издержки) и обосновано то, что
в силу инерции развития институтов переход от одной конфигурации к другой
осуществляется медленно и может сопровождаться периодом относительной
деинституциализации и соответствующим ростом трансакционных издержек
для субъектов экономики.185
13. В качестве важнейших целей дальнейшего институционального
развития в диссертационной работе предложены:
- повышение качества жизни и благосостояния населения;
- увеличение эффективности функционирования инфраструктурных
институтов и их взаимодействия с другими хозяйственноэкономическими субъектами;
- повышение экономической и социальной безопасности в процессе
взаимодействия экономических субъектов.
14. Для реализации выделенных основных целей определены пути и
методы дальнейших институциональных преобразований.
В частности, для модернизации банковского сектора предложены:
1) Меры, направленные на повышение капитализации банков
(стимулирование укрупнение форм ведения банковского бизнеса, а также
проведение корректировки системы налогообложения коммерческих банков, с
целью установления режима наибольшего благоприятствования для тех, кто
инвестирует средства в банковский сектор).
2) Меры, направленные на улучшение взаимодействия банков и
хозяйствующих субъектов (в частности, повышение эффективности института
залога и оптимизация механизмов, позволяющих обеспечивать возвратность
кредитов).
Серьезнейшей проблемой в сфере страхования является низкий уровень
доверия к деятельности страховых компаний, поэтому необходимо
способствовать повышению доверия потенциальных потребителей страховых
услуг, по средствам обеспечения информационной прозрачности о
деятельности страховых компаний. Для этой цели необходимо внести
дополнение в статью 29 Закона РФ «Об организации страхового дела в
Российской Федерации», предусматривающее размещение перечисленной
выше информации в доступной для большинства экономических субъектов
форме (например, в электронном виде на официальном сайте Федеральной
службы страхового надзора).186
15. В контексте проведенного исследования и последних российских
событий автор подчеркивает возросшую необходимость совершенствования
работы региональной правоохранительной и судебной системы.
Для реализации этой цели в диссертационной работе предложено:
1) Способствовать созданию более совершенной системы органов,
выявляющих и рассматривающих нарушения (в частности, ввести институт
специализированных административных судов).
2) Разработать эффективный механизм досудебного рассмотрения
гражданских споров (например, институт посредничества.
3) Создать единую электронную правовую информационную базу
посредством открытия сети терминалов, позволяющих получить каждому
желающему правовую информацию по интересующей тематике.
Эти меры, по мнению автора, будут способствовать повышению
экономической и социальной безопасности в процессе взаимодействия
экономических субъектов.
16. В диссертационной работе утверждается, что модернизация
институтов (в том числе и инфраструктурных) не должна быть самоцелью.
Важно, чтобы ее основной целью стало устойчивое социально-эконом
Подобные работы
- Социально-экономические условия развития инфраструктурных институтов рыночной экономики
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - Социальное партнерство как инструмент региональной социально-экономической политики
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



