Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Работа №28703

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы205
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
782
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ . 14
1.1. Понятийно-категориальный аппарат теории правового сознания 14
1.2. Особенности правового сознания молодежи .: 46
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ 59
2.1. Сущность и виды деформации правового сознания 59
2.2. Причины и условия деформации правового сознания молодежи 80
2.3. Деформация структурных элементов правового сознания молодежи 93
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ 104
3.1. Правовая социализация - как условие преодоления деформации
правового сознания молодежи -104
3.2. Роль права и правовых средств в преодолении деформации правового
сознания молодежи 123
3.3. Правовое воспитание - как процесс преодоления деформаций правового
сознания молодежи 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 154
ПРИЛОЖЕНИЯ 165

Актуальность темы исследования. Состояние постсоветского общества не случайно у .многих вызывает тревогу и озабоченность. Прогрессирующее снижение уровня жизни широких масс населения, рост социальной напряженности, обусловленный резкой поляризацией общества, достигшая критических объемов коррупция, рост преступности, наркомании, злоупотребление алкоголизмом населения - все это свидетельствует о глубоком всестороннем кризисе. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правового сознания молодежи.
С одной стороны, можно констатировать общее понижение уровня правового сознания молодежи даже по отношению к дореформенному периоду, что выражается в растущей криминализации и теневизации общества, все большем отчуждении населения от правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву. Но если взглянуть с другой стороны, смысловым центром проводимых реформ является ориентация на формирование в конечном счете в России гражданского общества, неотъемлемым атрибутом которого является правовое государство во всей полноте этого понятия. А это предполагает специфический тип и высокий уровень массового правового сознания, никогда не имевший места в границах России, поскольку здесь всегда, во все исторические периоды, власть доминировала над правом. Поэтому сегодня важно найти оптимальные формы модернизации правовой системы и ее взаимодействия с социумом.
Важным элементом правовой системы является правовое сознание. В современный период, отличающийся небывалым динамизмом в молодежной среде, как значительный негативный фактор в государственно-правовом строительстве, получили распространение различные виды деформации правового сознания (правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание).
Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер. Причем, первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в среде молодежи, так как именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством. В то же время именно сознание молодежи наиболее подвержено изменению при постороннем влиянии.
Тенденция умаления роли права в жизни общества должна быть преодолена, а это возможно лишь при детальном исследовании сложившейся структуры правового сознания молодежи. Только опираясь на данные научного исследования’можно выявить факторы, влияющие на формирование правового сознания у молодого человека, вовремя пересечь их негативное воздействие.
Общетеоретические проблемы анализа процесса деформации правового сознания молодежи сегодня в юридической науки разработаны недостаточно. Их исследование необходимо не только для теоретического осмысления и научной значимости, но и для педагогических целей.
Изучение феномена деформации правового сознания«и поиск путей ее преодоления является сегодня чрезвычайно важным делом, требующим своего разрешения, так как степень деформации правового сознания одного из главных действующих лиц современного исторического процесса молодежи является показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется. В связи с этим, деформация правового сознания — это не только юридическая категория, но и реально существующее социально¬психологическое явление, возникающее как результат оценки права и отдельных норм людьми, социальными группами или всем обществом, оценки, переходящей в соответствующее правовое или противоправное действие. Все это требует всестороннего научного изучения механизма процесса формирования правового сознания молодежи, исследование деформации его структурных элементов, конструирование условий, средств и способов преодоления этого негативного явления.
Указанные обстоятельства и предопределили актуальность работы и выбор темы исследования.
Объектом диссертационного исследования является правовое сознание современной российской молодежи.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности деформации правового сознания молодежи как негативного социально¬правового явления, обладающего специфическими чертами и функциональными возможностями в условиях современного общества и юридические способы ее преодоления.
Цель диссертационного исследования заключается в научном осмыслении и анализе сущности и проявлений различных видов деформации правового сознания молодежи и создании комплекса мер по ее профилактике и преодолению на современном этапе развития российского общества.
Для достижения цели исследования автором были поставлены следующие научные задачи:
- изучить и обобщить теоретические подходы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;
- на основе исследования различных подходов к анализу правового сознания изучить систему его структурных элементов, рассмотреть отличительные -черты и проанализировать факторы, влияющие на формирование правового сознания личности;
- проанализировать . состояние правового сознания молодежи в современном российском обществе и выделить его социально¬психологические" особенности, выявить причины и условия, способствующие зарождению и развитию деформации правового сознания в современной молодежной среде;
- разработать авторское определение деформации правового сознания с учетом как уже наработанного теоретического материала, так и исходя из современных социально-правовых реалий российского общества,выработать научно обоснованную классификацию видов деформации правового сознания, проанализировав механизмы функционирования каждого из них;
- выявить отрицательное воздействие деформации правового сознания на противоправное поведение и негативное отношение к праву в различных социальных слоях молодежи;
- определить условия, способы и средства, способствующие преодолению деформации правового сознания молодежи, разработать и внедрить в практическую жизнь результаты исследования, способные в определенной степени преодолеть деформацию правового сознания российской молодежи.
Методологическая и теоретическая основы диссертации. Методологическую основу диссертации составляют принципы познания социально-правовых явлений в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, диалектический' подход к изучению теории и практики. В работе, наряду с общефилософским диалектическим методом научного познания объективного мира, использованы основанные на нем общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный, индукция, дедукция, исторический, классификация), частнонаучные (толкование, сравнительно-правовой) и специальные методы "исследования" (статистический, контекст-анализ). Кроме того, в работе использованы:
Конкретно-социологический метод - для выявления особенных черт и сторон структурных элементов деформации правового сознания молодежи с учетом эмпирических данных: опроса, анкетирования, интервьюирования и тестирования на протяжении определенного периода времени. Этот метод дал возможность исследовать вопросы деформации правового сознания российской молодежи и влияющих на него факторов, направленность интересов молодых людей, в частности, на познание права;
Формально-логический метод, позволивший провести анализ теоретического материала, сформулировать понятие правового нигилизма, правового инфантилизма, правового идеализма и перерожденного правового сознания;
Прогностический метод в исследовании данного явления позволил выявить и спрогнозировать возможные варианты развития деформации правового сознания российской молодежи, дать рекомендации к дальнейшему совершенствованию правовоспитательной практики в молодежной среде.
Теоретическую базу исследования составили работы ученых, занимающихся юриспруденцией, социальной психологией, правовой педагогикой, философией и социологией. Прежде всего, это работы специалистов в области общей теории права и отраслевых юридических наук по исследованию теории и методологии правового сознания: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Ю.Я. Баскина, В.М. Баранова, В.И. Бегинина, С.Н. Братуся, А.А. Вихрова, П.П. Глущенко, Ю.И. Гревцова, В.И. Гоймана, А.В. Грошева,
A. И. Долговой, А.И. Иванчак, В.П. Казимирчука, И.И. Карпеца,B. Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева,' Э.В. Кузнецова,Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой/А.В. Малько, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Г.С. Остроумова, И.Ф: Покровского, Д:А; Потопе й ко;” В.В. Пылина, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, Н.Я. Соколова, Л.И. Спиридонова, А.В. Стремоухова, В.М. Сырых, В.А. Туманова, А.К. Уледова, И.Е. Фарбера, В.А. Щегорцева, И.Л. Честнова, И.А. Чудинова, Л.С. Явича, Ф.Ш. Ямбушева, Н.Г. Янгола и др. -
Наряду с современными авторами использованы работы выдающихся дореволюционных российских ученых-юристов: И.А. Ильина, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.Л. Франка, Г.В. Шершеневича.
Для раскрытия проблем исследования изучены работы авторов по вопросам социологии, философии; правовой педагогики и социальной психологии: Н.Л. Бердяева, Д.М. Гвишиани, И.А. Громова, Е.С. Злобиной, Г.А. Ковалевой, А.А. Козлова, И.С. Кона, А.Е. Круглова В.Т. Лисовского, Б.Д. Парыгина, Е.М. Пенькова, К.И. Платонова, О.А. Прочаковского, Д.Н. Узнадзе, Е.В. Шороховой, Н.И. Элиасберг и др.
Использовались также работы, специально посвященные изучению вопросов деформации правового сознания личности • с широких аксиологических позиций, анализирующих источниковую базу ее формирования: А.В. Грошева, А.И. Долговой, Д.Э. Марченко, В.Р. Петрова, В.А. Потекина, А.Р. Ратинова, В.А. Туманова, К.Г. Федоренко и др.
Узкий круг специальных исследований по данной проблеме и социальная потребность на современном этапе в преодолении деформации правового сознания молодежи определили выбор и направление данного исследования.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ 1993г., федеральное законодательство, правовые документы по проблемам социальной защищенности и правового воспитания молодежи: Хартия прав человека, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основах государственной молодежной политики», Декларация прав ребенка, Закон г. Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике», а также фактический материал, нашедший отражение в средствах массовой информации.
Эмпирический* материал в ходе* исследования был получен путем выявления корреляций между содержанием элементов правового сознания и возрастом, а так же степенью образованности и наличие правового опыта. Для достижения данной цели ‘ был проведен" социологический анализ в форме опроса, анкетирования, интервьюирования и тестирования среди четырех различных категорий молодежи (учащихся школ, студентов колледжа, студентов вузов и рабочих). В ходе проведенного социологического анализа приняли участие 955 респондентов в возрасте от 14 до 29 лет.
Научная новизна исследования определяется с^мой постановкой проблемы, учитывая ее недостаточную,актуальность и недостаточную степень ее разработанности в юридической науки. Определенная новизна состоит в углублении представления о понятии правового сознания, его структуре, видах, уровнях и функциях и формулировании авторского понятия деформации правового сознания и путей ее преодоления.
Основное внимание в работе, уделяется современному состоянию правового сознания молодежи, как- самостоятельного социального субъекта, выявлению, с учетом происходящих в стране кризисных явлений, факторов, оказывающих негативное влияние на формирование структурных элементов правового сознания в молодежной среде. Охарактеризованы основные виды проявления деформации правового сознания молодежи. В работе предпринята попытка эмпирического исследования отношения молодежи к российскому законодательству и ценностям права, где обнаружены различия отношений у представителей разных групп молодежи и определены личностные корреляты готовности к законопослушному поведению.
Автором предложены условия, способы и средства преодоления на современном этапе деформации правового сознания российской молодежи.
На защиту выносятся:
1. Правовое сознание, его структура, уровни, виды и функции собой достаточно сложное, многоаспектное интегральное явление, отражающее результаты процессов правовой социализации граждан, состояние законности, правопорядка в - обществе и выполняющее роль важнейшего элемента в правовой культуре, правотворчестве и правоприменении. Учет своеобразия структуры, уровня, видов и функций правового сознания в законотворчестве сделает принимаемые нормативные акты гораздо более пойятнымй, их императивность свяжется напрямую с исполняемостью и законопослушанием в обществе. Одновременно, это позволит реально включить широкие круги молодежи в правотворческий процесс в условиях обновления России.
2. Основными институтами общества, влияющими на формирование и определение специфики правового сознания молодежи, как социально-демографической группы населения' в возрасте от 14 до 29 лет, имеющей специфические социальные и психологические черты, являются результаты деятельности большого круга участников социальных отношений: органы государственной власти и .местного самоуправления, образовательные учреждения и, прежде всего, средняя школа, средства массовой информации, социально-демографические и культурно-этнические группы, общественные организации, семья и индивидуальные лидеры. Все они образуют сложную . систему взаимодействия общества и личности и в настоящее время развиваются хаотично и нестабильно.
3. Деформация правового сознания может быть определена как общественное явление, характеризующееся отрицательным формированием у субъектов конкретных стереотипов идей, оценок, знаний, социально-правовых установок, чувств и эмоций, которые искаженно отражают реальную правовую картину и выражают негативное отношение к существующей системе права и режиму законности.
4. Деформация правового сознания молодежи обусловлена высокой степенью ее зависимости от социально-экономических, социально- политических и культурно-правовых традиций российского общества, влияющих опосредованно-на молодежное правовое сознание.
5. К наиболее распространенным видам деформации правового сознания молодежи следует относить: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание.
Их значимость состоит- в том, что они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правового сознания, что не исключает их - проявления на групповом и общественном уровнях.
6. Проведенное эмпирическое исследование среди различных групп молодежи, в котором приняло участие 955 респондентов на территории двух субъектов Российской - г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области - характеризует структуру элементов молодежного правового сознания как противоречивую и в значительной степени деформированную.
7. В качестве основных путей в деле преодоления деформации правового сознания молодежи выделены.следующие:
- благоприятные тенденции- в социальной среде и положительная эффективность процесса правовой социализации личности;
- совершенствование и' модернизация российской правовой системы и более четкое отражение в ней вопросов молодежной политики, что позволило бы приблизить правовое сознание молодежи к ценностям права;
- принятие комплексных законодательных актов об охране прав и гарантий молодых граждан и ужесточении наказаний в отношении должностных лиц государственных органов власти, их нарушающих;
- разработка на федеральном и региональном уровнях программы, по правовому воспитанию, включив ее составной частью общей программы по работе с молодежью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, социологии права, юридической психологии и правовой педагогики. Исследуемые в работе проблемы, связанные с деформацией правового сознания молодежи, в настоящее время определяют теоретически важный и малоизученный аспект в юридической науке. Положения исследования представляют значение для уточнения и углубления понятийно-категориального аппарата и осмысления проблем, связанных с молодежью в теоретическом и практическом планах.
Практическая значимость исследования состоит в возможностях использования его результатов:
- в вопросах выработки государственной политики в области правового воспитания и повышения правовой культуры молодежи;
- при разработке и совершенствовании принципов, целей и норм законодательства, в профилактике девиантного правового поведения в молодежной среде;
- в преподавании общей теории права, социологии права, юридической психологии, правовой педагогики и спецкурсов по молодежной тематике;
- при разработке и совершенствовании законодательства РФ;
- в процессе подготовки юридических кадров в различных юридических заведениях.
Кроме того, изучение в ходе эмпирического исследования изменений отношения молодежи к российскому законодательству и ценностям права позволит выявить закономерности их формирования и выработать, рекомендации для субъектов правовой политики и сферы образования, направленные на коррекцию отрицательного отношения личности к законам и ценностям права для обеспечения ее законопослушности, преодоления различных видов деформации правового сознания и улучшения морально? психологического климата в обществе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация -выполнена и обсуждена-на кафедре теории и истории государства и "права Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Результаты изысканий автора получили отражение в одиннадцати опубликованных научных работах, а также использовались при преподавании курса теории государства и права и правовой педагогики. Они апробированы • на четырех научных, научно-теоретических- -конференциях:. Всероссийской научно- практической конференции «Информационная культура и информационная безопасность» (17 - 19 октября 2002 г. г. Санкт-Петербург); Научно-практической конференции юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов «Правозащитная деятельность:
теория, практика, перспективы» (22 ноября 2002 г. г. Санкт-Петербург); Зих Международных Лихачевских научных чтениях «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (22 — 23 мая 2003 г. г. Санкт-Петербург); 8ой Всероссийской научно-методической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (23 - 24 октября 2003 г. г. Санкт-Петербург); 9ой Всероссийской научно-практической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (28-29 октября 2004 г. г. Санкт-Петербург).
Кроме того, выводы и предложения настоящего исследования апробированы в ходе личного участия автора в правовоспитательной и консультативной деятельности.
Структура и .объем диссертации. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования .можно сформулировать следующие основные выводы диссертации:
1. Правовое сознание, его структура, уровни, виды и функции представляют собой достаточно сложное, многоаспектное интегральное явление, отражающее результаты процессов правовой социализации граждан, состояние законности, правопорядка в обществе и выполняют роль важнейшего элемента в правовой культуре, правотворчестве и правоприменении. Учет своеобразия структуры, уровней, видов и функций правового сознания в законотворчестве сделает принимаемые нормативные акты гораздо более понятными, их императивность свяжется напрямую с исполняемостью и законопослушанием в обществе. Одновременно, это позволит реально включить широкие круги молодежи в правотворческий процесс в условиях обновления России. И, наконец, ключевым пунктом правового сознания, его главной целью в обществе, является осознание людьми ценностей и представлений о действующей системе права.
2. Одним из значимых субъектов - носителей правового сознания всегда является в любом обществе молодежь, под которой следует понимать большую социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 29 лет, имеющую специфические социальные и психологические черты.
Сегодня молодежь является в правовом плане одной из самых незащищенных групп населения. Оказавшись в сложных жизненных ситуациях, она порой становится объектом, легко вовлекаемым в криминальную среду, наркоманию и алкоголизм. Причины этого многообразны. Определенная доля вины за такое положение лежит на государстве, прежде всего из-за отсутствия в стране целостной и последовательной политики в отношении молодежи.
Несмотря на то, что еще 11.11.1999 г. был принят Закон «Об основах государственной молодежной политике в Российской Федерации», в стране до сих пор так и не сложилось единого мнения по поводу тех или иных направлений государственной молодежной политике.
Основными институтами общества, влияющими на формирование и определение специфики правового сознания молодежи, как социально-демографической группы населения в возрасте от 14 до 29 лет, имеющей специфические социальные и психологические черты, являются результатом деятельности большого круга участников социальных отношений: органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные учреждения и, прежде всего, средняя школа, средства массовой информации, социально-демографические и культурно-этнические группы, коллектив, семья, общественные организации и индивидуальные лидеры. На основе анализа содержания и форм выражения вышеизложенных фактов, детерминирующих процесс формирования правового сознания в молодежной среде, автор приходит к выводу, что все они - социальные, экономические, правовые, политические, психологические, педагогические - образуют сложную систему взаимодействия общества и личности и в настоящее время развиваются в Российской Федерации хаотично и нестабильно.
Именно целенаправленная политика в отношении молодежи должна являться главным фактором в формировании должного уровня правового сознания молодых граждан страны, эффективной их подготовкой к самостоятельной жизни в обществе.
На наш взгляд, приоритетное участие государства в деле формирования правового сознания молодой личности должно идти по следующим направлениям:
- усиление роли государственных и муниципальных органов всех уровней в выработке и утверждении политико-правовых ценностей и норм, общенациональных приоритетов. А также духовных и нравственных установок;
- эффективная и социально-правовая адресная защита;
- целенаправленная политика занятости населения;
- действенная политика в деле правового и патриотического воспитания молодежи.
3. Проблема негативных проявлений правового сознания молодежи в современной России обусловлена многими причинами: ростом уровня нарушений закона, снижением правовой активности, правовой безответственностью населения и должностных лиц ит.д. В этой связи в число первоочередных задач юридической науки выносится проблема преодоления несоответствия между ценностями общественного сознания.
В настоящее время правовое сознание молодежи активно деформируется, и этот процесс затрагивает все его стороны, все структурные компоненты, в частности познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В то же время расхождение между ценностями права и ценностями общественного сознания наблюдается на фоне повышения востребованности права в жизни общества. Способности молодежи на сознательном уровне соблюдать законы, уважать права и свободы других граждан не всегда находят адекватное отражение на практике и-нередко проявляется в распространении различных видов деформации правового сознания.
По мнению диссертанта, деформация правового сознания - это общественное явление, характеризующееся отрицательным формированием у субъектов конкретных стереотипов идей, оценок, знаний, социально-правовых установок, чувств и эмоций, которое искаженно отражает реальную правовую картину и выражает негативное отношение к существующей системе права и режиму законности в социуме.
Под видами (формами) деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые в отражении правовой действительности отличаются различной степенью искаженности структурных элементов правового сознания и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого феномена.
К наиболее распространенным видам деформации правового сознания молодежи следует относить: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание. Их значимость состоит в том, что они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правового сознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях. Данные дефекты правового сознания ведут к негативным последствиям для права и выступают в качестве форм сознания несоответствующих правовым. Это не может сегодня не тревожить российское общество со стороны государственных и муниципальных органов и отечественной науки.
4. Результаты эмпирического исследования правового сознания различных групп молодежи (учащиеся школ, студентов колледжа и вузов, рабочих) на территории двух субъектов Российской Федерации - г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, в котором приняло участие 955 респондентов в возрасте от 14 до 29 лет, с целью выявления степени деформации структурных элементов правового сознания позволили автору сделать следующие выводы:
- правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетается стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон ради личной выгоды;
среди молодых российских граждан растет недовольство существующим в области права порядком и неверие в торжество закона;
- в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Выявлены личностные корреляции правовой зрелости с чертами волевого профиля личности и приоритетными способами регулирования его конфликтов. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону. Та часть молодежи, которая ориентируется на сотрудничество, напротив, демонстрирует большее уважение к закону и осознает опасность противоправного поведения и на уровне личности, и на уровне государства;
- выявлены высокозначимые различия в отношении к российскому законодательству студентов колледжа и вузов с одной стороны и старшеклассников и рабочих с другой. Первые, будучи более компетентными в области права, продемонстрировали более зрелое и менее противоречивое правовое сознание, чем вторые, у которых заметен большой процент деформирования, особенно это касается правового инфантилизма и правового нигилизма, проявляющихся в готовности симметрично ответить государству, нарушающему интересы граждан, и в неверие торжества и справедливости закона. Часть респондентов из категории рабочих и школьников вообще считает, что право не занимает в сфере их жизнедеятельности значимого места, и как бы отстраняются от всех правовых проблем. Очевидно, что молодые люди с более высоким уровнем интеллекта имеют большую готовность к законопослушному поведению;
- независимо от категории молодежи представление у них о патриотизме, престиже государства, чувстве национальной гордости, гражданственности, ценности права в целом не различаются. Уровень их представлений не является высоким;
- у всех групп респондентов правовое сознание обладает определенным скептицизмом в оценке правовой действительности, работы правоохранительных органов, качества и силы нормативно-правовых актов, ценности права и торжества закона, в неверии в защиту государством прав молодежи.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования следует характеризовать структуру элементов молодежного правового сознания в целом как противоречивую и в значительной степени деформированную.
5. Необходимыми и главными условиями для преодоления деформации правового сознания российской молодежи должны являться благоприятные тенденции в социальной среде и положительная эффективность процесса правовой социализации личности. Процесс правовой социализации личности - это чрезвычайно значимый и сложный процесс, в котором приобретаются качества, необходимые человеку для успешной жизнедеятельности в обществе, овладение социально-правовой деятельностью, социально-правовым общением и поведением. Процесс правовой социализации личности не может протекать вне связей с конкретной социально-правовой средой, и, таким образом, его особенности, характерные для современной России, несут на себе печать тех изменений, которые происходят в стране в настоящее время.
Назначение правовой социализации в процессе преодоления деформации правового сознания молодежи должно состоять:
- в умении оперировать правовыми понятиями и категориями;
- в подготовке к занятию определенной социально-общественной позиции в правовом пространстве;
- в передаче достижений и ценностей правовой культуры общества;
- в развитии юридического мировоззрения;
- в способности адекватно определять основные задачи и ценности права;
- в определении правомерного способа действия сторон, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.
6. Эффективными способами в деле преодоления деформации правового сознания в молодежной среде является право и правовые средства. При этом необходимо:
- создать систему эффективно действующего «живого» права, нацеленного на преодоление всех видов деформации правового сознания молодежи. При этом под это необходимо сконструировать соответствующую научную теорию, способную выступить методом социально-правовых преобразований в стране. Она должна носить властный характер с использованием механизмов принуждения, поощрения и авторитета;
- следует совершенствовать и модернизировать российскую правовую систему и более четкое отражение в ней вопросов молодежной политики, что позволило бы приблизить правовое сознание молодежи к ценностям права;
необходимо: повысить эффективность системы правового регулирования в вопросах, связанных с правовой защитой молодежи, сокращение ненужной множественности нормативных актов. Вместе с тем назрела необходимость в разработке и принятии комплексных законодательных актов об охране прав и гарантий молодых людей и ужесточении наказаний в отношении должностных лиц государственных органов власти, их нарушающих;
- следует обратить особое внимание на обеспечение процесса правопреемственности. К сожалению, в России исторически утвердился радикалистский тип политического и правового действия, ориентированный на проведение экстренных и кардинальных мер, на революцию, а не на реформу. Отечественный тип правового радикализма — это обращение к ценностям изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Но, как показывает мировая практика, стремление к формированию событий рано или поздно приводит к разрыву средств и целей правового и политического действия, к просчетам и ошибкам.
7. Становление правового сознания молодежи крайне затруднительно без должного правового воспитания, которое является надежным средством в деле преодоления деформации правового сознания в молодежной среде.
Автор рекомендует в этом плане проведение следующих мероприятий в масштабах всей страны:
- создать при правительстве РФ орган по правовому воспитанию молодежи, при этом аналогичные органы создать во всех 89 субъектах Федерации;
- разработать на федеральном и региональном уровнях программу правового воспитания молодежи, включив ее составной частью общей программы по работе с молодежью;
- возложить на Министерство юстиции РФ функцию правового просвещения молодежи, используя все средства информации: прессу, телевидение, радиовещание и т.д.
- образовать в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, включая сельские регионы, центры бесплатной юридической помощи молодежи, организовать бесплатные телефонные «линии быстрой связи», по которым молодежь смогла бы связываться, задавать вопросы и получать юридические консультации по правовым вопросам;
- включить в государственный образовательный стандарт обязательное, а не факультативное обучение учащихся средних учебных заведений по предметам «Правоведение» и «Граждановедение», с необходимым предъявлением образовательным требований к лицам, осуществляющих обучение по этим предметам. При этом необходимо привлекать к учебно- воспитательной работе ведущих специалистов правоохранительных органов и профессорско-преподавательский состав вузов. Занятие необходимо проводить с учетом практико-ориентированной и личностно-актуализированной направленности учебного материала, с акцентом на систему деловых и ролевых игр, конференций, дискуссий, круглых столов, с предоставлением бесплатного доступа к информационно-правовым базам. Работа по правовому образованию должна начинаться не со старших классов школы (8-11 классы), что происходит сегодня, а с начальной школы;
- считать целесообразным проведение олимпиад, конкурсов на лучшее знание основ права, использование опыта ряда юридических вузов. Ежегодно проводить всероссийские конкурсы школьников и студентов. При этом необходимо активно использовать средства массовой информации для освещения итогов этой работы.
Подводя окончательный итог проделанной исследовательской работы следует особо подчеркнуть, что правовое сознание молодой личности может успешно сформулироваться и не подвергнуться деформированию только при поддержке и векторном направлении государственными органами власти.
Если же такой поддержки с их стороны не будет, то все начинания в направлении повышения уровня правового сознания молодежи будут обречены на провал. Вместе с тем, следует отметить, что и само общество также должно целенаправленно формировать позитивные правовые установки каждого последующего поколения. Совместная работа в этом направлении государства и общества должна дать положительные результаты в деле формирования должного уровня правового сознания в молодежной среде.



1. Алексеев С.С. Общая теория советского права. Учебник. - Свердловск: Общественные науки, 1968. - 270 с.
2. Алексеев С.С. Теория права. Учебник. - М.: Юридическая литература,1999. -302 с.
3. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация. И Советское государство и право. 1987. № 6.
4. Бабаев В.К. Теория советского права в конспектах лекций и схемах. Учебник. - Горький: Мир, 1990. - 192 с.
5. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общие теории права: Краткая энциклопедия. - Нижний Новгород: Юрист, 1998. -401 с.
6. Баскин Ю.Я., Чудинов Н.А. Вопросы теории правового сознания. // Правоведение. 1972. №2.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Юридическая литература, 1989.-361 с.
8. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. -М.: Высшая школа, 1982. - 171 с.
9. Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. № 3.
Ю.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-98 с.
Н.Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. - Саратов: Мир, 1993. - 106 с.
12. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — Киев: Наукова думка, 1986. — 109 с.
13. Бутов С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования. - М.: Юридическая литература, 1989. — 72 с.
14. Вихров А.А., Глущенко П.П. Образование как основной социальный институт и его место и роль в повышении качества образовательного процесса. // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы VIII ежегодной всероссийской научно- практической конференции юридического факультета СПбГУП. 22 ноября 2002. - СПб., 2003.
15. Гвишиани Д.М., Лапин Н.И. Краткий словарь по социологии. — М., 1998. -506 с.
16. Wolfgang Craous. Nigilizm et idaializm. - Paris: Drapeu, 1994. - 100 p.
17. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. - Пермь: Авангард, 1993. - 162 с.
18. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. - Екатеринбург: Пламя, 1994.-260 с.
19. Гречин А.С. Социология правового сознания. - М.: Юнити, 2001. - 280 с.
20. Громов И.А., Урсу Н.С. Предмет социологии. Теория, методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1993.- 160 с.
21. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). - М.: Луч, 1992.-280 с.
22. Гревцов Ю.И. Социология. Учебник. - СПб.: Эллада, 2003. - 403 с.
23. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи. - М.: Юридическая литература, 1979. - 85 с.
24. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Прогресс, 1983. - 270 с.
25. Елсуков А.Н. История социологии. — Минск: Беларусь, 1993. - 460 с. 26.3апесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. — СПб.: Образование, 2002. - 385 с.
27.Злобина Е.С. Категория личности в системе понятий социологической теории. // Социология: теория, методика, маркетинг. - Киев, 2002.
28. Иванчак А.И. Правовая социализация личности (К вопросу об исследовании понятия). // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 1998.
29. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: Гардарика, 1993. - 120 с.
30. Ишкильдина Г.Р. Правовой менталитет молодежи. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, 1999.
31 .Казимирчук В.П. Право и социология. - М.: Наука, 1973. - 302 с.
32. Каландаришвили З.Н. Роль компонентов правовой культуры в становлении профессии юриста. // Правозащитная деятельность: теория, практика, перспективы. Материалы научно-практической конференции юридического факультета СПбГУП. 22 ноября 2002. - СПб., 2003.
33. Каландаришвили З.Н. Влияние юридического образования на процесс социализации молодежи России. // Правозащитная деятельность в условиях становления гражданского общества. - СПб., 2004.
34. Каландаришвили З.Н. Роль молодежи в осуществлении социально- экономических процессов в России. // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. 2001. Выпуск 6.
35. Каландаришвили З.Н. Генезис понятия социализации и правовой социализации в социологии права. // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 2003.
36. Каландаришвили З.Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - СПб., 2000.
37. Каландаришвили З.Н. Идейный строй и логика правосознания. И Герценовские чтения 2002. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 2002.
38. Каландаришвили З.Н. Информационная культура в правовом воспитании молодежи. // Информационная культура и информационная безопасность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 17—19 октября 2002. - СПб., 2002.
39. Каландаришвили З.Н. Проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры молодежи в условиях становления России. // Правозащитная деятельность в условиях становления гражданского общества. - СПб., 2004.
40. Каландаришвили З.Н. Современный российский вуз как агент социализации студенчества. // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы VIII Всероссийской научно-методической межвузовской конференции. 23 - 24 октября 2003. -СПб., 2003.
41. Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы ее трансформации. - Ростов-на-Дону: Дон, 2001. - 96 с.
42. Карпец И.И. Правосознание и причины преступности. // Советское государство и право. 1968. № 12.
43. Керимов Д.А. Философские основания в политико-правовых исследованиях. -М.: Наука, 1986. - 175 с.
44. Керимов Д.А. Право, правосознание, мировоззрение. // Советское государство и право. 1980. № 7.
45. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. - М.: Норма, 1972. -470 с.
46. Ковалева А.И.Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Мир, 1996.- 185 с.
47. Ковалева Г.А. Детство в начале 21 века. - СПб.: Муравей, 2003. - 75 с.
48. Кола Д. Политическая социология. - М.: Наука, 2001. - 506 с.
49. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Обзоры права в России и Франции. - М.: Наука, 1996. - 407 с.
50. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. - М.: Наука, 1986. - 480 с.
51. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М.: Наука, 1995.-280 с.
52. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб.: БЕК, 2003. - 302 с.
53. Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. - 97 с.
54. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе (опыт социально-исторического анализа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. — СПб., 2001.
55. Концепция правового образования в школе. // Воспитание школьников.
2000. № 4.
56. Кузнецов Э.В. О роли теоретико-правовых знаний в формировании профессионального правосознания. // Вопросы политической работы в органах внутренних дел в современных условиях. - Л., 1985.
57. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. - М.: БЕК, 1994.-382 с.
58. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник. - М.: Наука, 1994. - 570 с.
59. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.: Образование, 2000. - 460 с.
60. Лукашева Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма. // Советское государство и право. 1962. № 7.
61. Марченко Д.Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Волгоград, 2001.
62. Марченко Д.Э. Деаксиологическое правовое сознание. - Архангельск: Общество, 2000. - 105 с.
63. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики. // Журнал российского права. 1998. № 8.
64. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. -М.: Юрист, 2002. - 960 с.
65. Мамут Л.С. Общественное сознание и его формы. - М.Образование, 1986.- 120 с.
66. Макаренко В.П. Политика, мораль, право. - М.: Наука, 1998. - 79 с.
67. Мегрилидзе Г.Г. Основные проблемы социологии мышления. — Тбилиси: Брдзола, 1973. - 96 с.
68. Мокичев К.А. Правосознание, его специфика, структура и служебная функция. // Правоведение. 1971. № 3.
69. Маркевич В.Н. Состояние общественного сознания и факторы его определяющие. // Общественное сознание и проблемы социальной активности.-М., 1990.
70. Молодежь России. Сборник нормативных актов. - М., 2003.
71. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М., 1909. - 380 с.
72.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. -М.: Госюриздат, 1969.-204 с.
73.Остроумов Г.С. Правосознание и общественное мнение в общенародном государстве. // Советское государство и право. 1963. №11.
74.Осипов Г.В. Российский социологический словарь. - М.: Наука, 1998. -908 с.
75. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Учебник. - СПб.: Образование,1999. -408 с.
76. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории, теории. - СПб.: Образование, 1999. - 680 с.
77. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. - СПб., 1909. - 406 с.
78. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 2. - СПб., 1909. - 590 с.
79. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан в современной России. - Нижний Новгород: Сатурн, 2000. - 106 с.
80. Потякин В.А. Правовой нигилизм. И Общество и политика. - СПб., 2000.
81. Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. - Киев: Дума, 1970. - 207 с.
82. Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. - Л.: Наука, 1972.- 180 с.
83. Прочановский О.А. Жизненные ориентации и нравственные приоритеты современной молодежи. - Саратов: Титаник, 2003. - 107 с.
84. Ппатонов К.К. Психология личности. - М.: Московский рабочий, 2000. - 108 с.
85. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. - М.: Прогресс, 1972. - 170 с.
Зб.Пылин В.В. Корреляция гражданского общества Российской Федерации и его государства. // Правозащитная деятельность становления гражданского общества. - СПб., 2004.
87. Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания. // Проблемы социологии права. Выпуск 1. - Вильнюс, 1970.
88. Россия в цифрах. -М., 2004.
89. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. - Ростов-на- Дону: Красный Дон, 1969. - 188 с.
90. Сапун В.А. Социалистическое правовое сознание и реализация советского права. - Владивосток, 1979. - 182 с.
91. Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке. // Современное государство и право. Вопросы теории и истории. - Владивосток, 1992.
92. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. - СПб., 2002. - 360 с.
93. Сапун В.А. Юридическое образование и уровни правосознания. И Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева. Материалы II Международных Лихачевских чтений. - СПб., 2003.
94. Сапун В.А., Турбова Я.В. Правосознание в структуре общесоциальной ответственности. // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. Выпуск 7. - СПб., 2002.
95. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.: Наука, 1988. - 260 с.
96. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. - СПб., 1996. -360 с.
97. Семенов В.Г. Правовое воспитание молодежи. - Ставрополь: Знание труда, 2000. - 106 с.
98. Сырых В.М., Лазарев В.В. Социология права. Учебник. - М.: Юрист,2001. -471 с.
99. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. - СПб., 2003.-582 с.
100. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксисткую теорию права. - М.: Госюриздат, 1931. - 170 с.
101. Турбова Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - СПб., 2000.
102. Туманов В.А. Особенности правового нигилизма в современной России. //Государство и право. 1999. № 8.
103. ч Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М.: Наука, 1968. -420 с.
104. Фарберг И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Госюриздат, 1963.-390 с.
105. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 972 с.
106. Федоренко К.Г. Формы проявления правового нигилизма. - Нижний Новгород: Прогресс, 2001. - 172 с.
107. Франк С.А. Этика нигилизма. // Вехи. Из глубины. - М.: Гардарика, 1991.
108. Цуканов А.Н., Драмин М.А., Вохменин Д.В. Защита прав и свобод человека: теория и практика. Курс лекций. - Пермь: Звезда, 2002. - 431 с.
109. Честнов И.Л. Онтологический статус юриспруденции в современном мире. // Спиридоновские чтения. Актуальные проблемы права. Выпуск 1-2. - СПб., 2002.
ПО. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - СПб., 2000. - 136 с.
111. Шеховцева Н.А. Политико-правовая социализация молодежи в современной России. // Философские и психолого-педагогические проблемы современного высшего образования. Материалы второй Межвузовской научно-практической конференции. - Кисловодск, 2001.
112. Шорохова Е.В. Некоторые методологические вопросы психологии личности. Проблемы личности. -М.: Наука, 1969. - 170 с.
113. Штерн В. Психология раннего действа. - Петроград, 1915. - 194 с.
114. Щегорцев А.А. Социализация молодежи в условиях трансформации российского общества. - М.: Прогресс, 2002. — 171 с.
115. Щегорцев В.А. Социология правосознания. - М.: Мысль, 1981. -272 с.
- Л16. Неволин Л.А. Энциклопедия законоведения. Т. 1. — Киев, 1839. -491 - с.
117. Явич Л.С. Общая теория права. - Л., 1971.- 462 с.
118. Ярцев С.С. Теоретико-правовой аспект проблем дефектов правового сознания. // Человека и право: проблемы взаимодействия. Материалы международной научно-практической конференции ЯГУ. - Ярославль, 2002.
119. Ямбушев Ф.Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Нижний Новгород, 2002.
120. Яхонтов С.С. Социологическое изучение правового сознания молодежи. // Проблемы социологии права. Выпуск 1. - Вильнюс, 1970.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ