Психологическая структура социальной идентичности
|
Введение
1 Проблема самоидентификации в психоанализе 20
1.1.2. Исследование идентичности в традициях символического
интеракционизма 26
1.1.3. Представления о групповой идентичности в бихевиоризме 37
1.1.4. Когнитивный подход. Теория социальной идентичности 43
1.1.5. Конструкционистская модель анализа идентичности 59
1.2. Современные тенденции в исследовании социальной идентичности 69
Глава 2. Феноменология и структура социальной идентичности 85
2.1. Понятие социальной идентичности 86
2.2. Виды и функции социальной идентичности 107
2.3. Мотивационная и ценностно-смысловая основы идентификационных
процессов 118
2.4. Проблема анализа структуры социальной идентичности 128
Глава 3. Трансформация идентификационных структур 144
3.1. Роль социокультурной среды в трансформации социальной
идентичности 147
3.2. Возрастные и социально-психологические закономерности развития и
формирования социальной идентичности 155
3.3. Проблема кризиса социальной идентичности идентичности 214
4.1. Организация исследования 214
4.2. Система социальных конструктов 217
4.3. Когнитивные компоненты 227
4.4. Мотивационные и ценностно-смысловые компоненты 236
Глава 5. Эмпирическое исследование трансформации идентификационных структур в различных социокультурных условиях 261
5.1. Влияние ситуации кризиса социальной идентичности
на особенности идентификационных структур 261
5.2. Особенности социальной идентичности в различных
социокультурных условиях 287
Глава 6. Эмпирическое исследование трансформации социальной идентичности в процессе обучения 300
6.1. Становление социальной идентичности в студенческий
период 300
6.2. Проблемы и направления подготовки студентов педагогических
вузов в условиях кризиса социальной идентичности 334
Выводы 355
Литература 360
Приложения
1 Проблема самоидентификации в психоанализе 20
1.1.2. Исследование идентичности в традициях символического
интеракционизма 26
1.1.3. Представления о групповой идентичности в бихевиоризме 37
1.1.4. Когнитивный подход. Теория социальной идентичности 43
1.1.5. Конструкционистская модель анализа идентичности 59
1.2. Современные тенденции в исследовании социальной идентичности 69
Глава 2. Феноменология и структура социальной идентичности 85
2.1. Понятие социальной идентичности 86
2.2. Виды и функции социальной идентичности 107
2.3. Мотивационная и ценностно-смысловая основы идентификационных
процессов 118
2.4. Проблема анализа структуры социальной идентичности 128
Глава 3. Трансформация идентификационных структур 144
3.1. Роль социокультурной среды в трансформации социальной
идентичности 147
3.2. Возрастные и социально-психологические закономерности развития и
формирования социальной идентичности 155
3.3. Проблема кризиса социальной идентичности идентичности 214
4.1. Организация исследования 214
4.2. Система социальных конструктов 217
4.3. Когнитивные компоненты 227
4.4. Мотивационные и ценностно-смысловые компоненты 236
Глава 5. Эмпирическое исследование трансформации идентификационных структур в различных социокультурных условиях 261
5.1. Влияние ситуации кризиса социальной идентичности
на особенности идентификационных структур 261
5.2. Особенности социальной идентичности в различных
социокультурных условиях 287
Глава 6. Эмпирическое исследование трансформации социальной идентичности в процессе обучения 300
6.1. Становление социальной идентичности в студенческий
период 300
6.2. Проблемы и направления подготовки студентов педагогических
вузов в условиях кризиса социальной идентичности 334
Выводы 355
Литература 360
Приложения
В современных условиях идентичность становится одним из центральных понятий в социальной психологии, поскольку оно связано с наболевшими областями социальной теории и практики (Г. М. Андреева, Н. М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, J.C. Deschamps, J.C. Turner). Проблематика социальная идентичности является междисциплинарной, затрагивающей интересы социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако, долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела свое место в социальной психологии благодаря многочисленным исследованиям в этой области отечественными и зарубежными учеными (Агеев В.С., Андреева Г.М., Антонова И.В., Барабанова Т.С., Белинская Е.П., Бергер П., Буякас Т.М., Ермолаева Е.П., Заковоротная М.В., Качанов Ю.Л., Лебедева Н.М., Лукман Т., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Соколова В.Ф., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю. Цуциев А.А., Шнейдер Л.Б., Ядов В.А., D. Abrams, M. Augustinos, M. B. Brewer, L. Chante, S. Condor, J.C. Deschamps, N. Ellemers, S. Hall, M. Hogg, S. Moscovici, A. Kwiatkowska, H. R. Markus, D. Oysterman, J. M. Salazar, S. Stryker, H. Tajfel, J. Turner, K. Yandley, I. Walker и другие).
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед человечеством серьезный выбор: либо обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие либо скатиться к противостоянию, самоуничтожению. Разрушение "социалистического лагеря", создание объединенной Европы, усиление межнациональных конфликтов и терроризма проверяют постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления о себе.
В связи с этим в общественных и социально-психологических науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности становится одной из главных тем в обществе конца ХХ - начала XXI веков.
Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию науки на изменение социальных условий. Тема самоопределения проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в социального ученого. Осмысление СИ помогает преодолеть фрагментацию сознания, потерю ценностей и жизненных ориентиров, сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта личности в нашем сложном, динамичном, наполненном информацией мире [86]. В проблеме идентичности наиболее остро видна общественная сущность человеческого рода, который, по справедливому замечанию В.В. Новикова, " объединен и одновременно разделен тысячами общностей и сообществ. Каждый индивид этого рода несет в себе общие, особенные и единичные характеристики, свойственные людям " [183, с. 20].
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Стремительные общественные изменения охватывают сразу все поколения и социальные слои. В самосознании людей отражаются социокультурные противоречия, тенденции глобализации и локального консерватизма, языковые и концепуальные аспекты взаимовлияния западной и отечественной мысли. Все это сопровождается когнитивной неясностью, экзистенциональной противоречивостью, проявляется в потере жизненных
Ситуацию кризиса идентичности предсказывал еще в начале 70-х годов К. Леви-Строс, который утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века, и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического в междисциплинарный [148]. Современные психологи отмечают наличие кризиса на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках целых поколений. (Г. М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.). Особую остроту проблема кризиса идентичности приобретает в странах, где происходят резкие социальные перемены. Социальная идентичность является существенным психологическим основанием для определения новых ориентиров в социальном пространстве, поэтому ее исследования могут помочь преодолеть разрыв между практикой социальных трансформаций и общественной готовностью их принять.
Среди психологов нет единства взглядов на феноменологию, виды, функции, мотивацию социальной идентичности. К этой проблеме часто обращаются, подразумевая социологический смысл этого понятия, а именно, выраженность у респондентов гражданских, политических самоидентификаций, без учета психологических причин и последствий самоидентификации [70, 84, 296, 297]. Также сложным является вопрос о механизмах, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире [297]. Социальная идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и профессионального становления человека.
В то же время проблема целостного анализа и структуры социальной идентичности остается слабо разработанной. Попытки показать целостность социальной идентичности были сделаны в конце 70-х годов ХХ века А. Тэшфелом и Д. Тернером, затем продолжены в работах других ученых (C. Alexsander, M. Brewer, J.C. Deschamps, G. McCall, M. Jarumovicz, P.J. Oakes, J. Simmons, S. Stryker и др.). Но существующие подходы к исследованию феномена и структуры социальной идентичности не позволяют выйти за пределы устоявшегося деления идентичности на личностную и социальную, отойти от парциальности рассмотрения видов социальной идентичности и перейти к анализу ее общей структуры как целостного и сложно организованного психологического образования; отойти от выделения видов социальной идентичности только по принципу их соответствия реальным группам (профессиональным, этническим, семейным и др.), операционализировать предложенную Тернером иерархическую модель идентичности; продвинуться в понимании мотивации идентификации.
Для развития исследований в этой области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний, разработать концептуальную модель социальной идентичности, в которой раскрывается психологическая структура социальной идентичности, ее субъективный и динамический характер. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы выделили структуру социальной идентичности в качестве предмета специального анализа.
1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.
2. Обозначить основные методологические и инструментальные подходы к изучению социальной идентичности.
3. Выявить основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.
4. Выявить особенности социальной идентичности в различных социокультурных условиях.
5. .Выявить основные тенденции и детерминанты трансформации идентификационных структур на разных этапах подготовки педагогов.
Объект исследования - самосознание личности в условиях общественных изменений.
Предмет исследования - структура, функции, общие закономерности трансформации социальной идентичности.
Гипотезы исследования
1. Социальная идентичность является целостным образованием, определяющимся единством когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов.
2. Социальная идентичность конструируется субъектом под влиянием необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве.
3. Основные функции социальной идентичности связаны с ориентировкой в социальной среде, структурированием социального опыта, последствий социального членства.
Методологические основания и концептуальные подходы исследования.
При разработке проблематики данного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения или отдельные результаты исследований:
• общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.С. Роговин, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.);
• теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А. И. Донцов, В.В. Новиков, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, П.Н. Шихирев и др.);
• общая теория системных исследований и ее применение в психологии (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.);
• этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:
а) теория социальной идентичности (А. Тэшфел, D. Abrams, M. Hogg и др.) и теория социальной самокатегоризации (Дж. Тернер и др.);
б) концепция социального конструкционизма в психологии и социологии (Ф. Барт, П. Бергер, К. Герген, Т. Лукман и др.);
в) теория личностных конструктов (Д. Баннистер, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, В.И. Похилько, Ф. Франселла);
г) теоретические концепции профессионализации (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Клюева, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.).
Методологической основой работы стали также представления о неклассической парадигме исследования, в которой органично соединяются возможности идеографического и номотетического подходов [85, 98, 150].
Методы исследования
Для решения поставленных задач используется комплекс разнообразных методологических подходов, процедур, техник исследования и обработки полученных данных. Методы эмпирического исследования включали в себя наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Основные психодиагностические методики исследования: идентичности (тест "Двадцать утверждений" М. Куна и Т. Макпартленда; ценностных ориентаций (М. Рокич, Н.В. Клюева, В.И. Чирков); иррациональных убеждений (Must -тест А. Эллиса); мотивационной сферы личности (В.Э. Мильман) самоактуализации (Э. Шострома); личностных конструктов (тест Дж. Келли), самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) и др. Для статистической обработки данных использованы корреляционный, кластерный и факторный анализ, сопоставление выборок проводилось по критерию Фишера и др. Проводился качественный и количественный анализ полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальная идентичность является целостным динамичным образованием, выступающим как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом, оказавшимся в ситуации пересмотра своего места в социальной среде
2. Социальная идентичность как целостное образование выполняет ряд жизненно важных функций: а) адаптационная - приспособление к новым социальным условиям; б) ориентировочная - поиск своего места в социальном пространстве; в) структурная - придание определенности, упорядоченности Я; целевая - целеполагание, построение модели поведения; д) экстенциальная - осмысление своей сущности, прогнозирование.
3. Социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки:
• " базисный" - узко локализованная самоидентификация; обеспечивает истолкование социальной реальности на уровне этнической, региональной, семейной общности и подобных общностей; мотивация самозащиты; ценности личной жизни, здоровья, безопасности и защищенности.
• " индивидуально-личностный" - проявляется в самоидентификации по отношению к требованиям культуры различных сообществ; обеспечивает истолкование сложившихся нравственных критериев оценки социальных общностей; связан с мотивацией самоуважения, ценностями общения, культуры.
• " профессионально-деловой" - обеспечивает истолкование
4. Показателями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности, такие как увеличение веса "индивидуально-личностных" и "базисных" блоков идентичностей; изменение характера групп, имеющих значимость для человека; повышение роли мотивации самозащиты.
5. В процессе профессиональной подготовки в студенческий период происходит усиление "профессионально-делового" функционального блока, а также в переходе от нестабильной, диффузной, узко локализованной идентичности к более стабильной, осознанной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств. Этот процесс
детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, таких как: направленность на саморазвитие, профессиональный рост; осознание требований социальной среды; самооценка профессиональных и личностных качеств; самопринятие.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые в отечественной психологии была предпринята попытка специального анализа структуры социальной идентичности как некоторой самостоятельной феноменологической и концептуальной области, предмета специального анализа.
В диссертации реализован авторский теоретико-методологический подход к исследованию социальной идентичности, имеющий интегративную направленность и позволяющий исследовать сложившиеся идентификационные характеристики субъекта, а также прогнозировать их трансформации при изменении социальных условий.
мотивационных компонента в структуре идентичности, что позволяет по-новому рассмотреть вопрос о механизмах и социальной идентичности.
данные об обусловленности формирования социальной идентичности в студенческий период компонентами социального контекста, а также учебно-профессиональной деятельности. Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, образовании, бизнесе, управлении. В частности, могут быть полезны для построения социально¬психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов для работы в новых социально-экономических условиях.
Данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.
Знание и учет качественных характеристик социальной идентичности может использоваться в деятельности государственных структур и средств
Описанные закономерности трансформирования социальной идентичности могут помочь в организации эффективного межкультурного взаимодействия, а также полноценного обмена опытом профессионалами на международном уровне, при подготовке специалистов к работе в новых социо-культурных условиях, а также в оптимизации процесса адаптации визитеров, т.к. позволяют органично сочетать разные ракурсы субъективного отражения мира и своего места в нем.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, сочетанием количественных и качественных методов исследования. Валидность использованных процедур в эмпирическом исследовании проверялась в ходе пилотажного исследования.
Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась основными методами математической статистики (критерий согласия Пирсона, критерий Фишера), корреляционным, факторным и кластерным методами анализа. Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS, STATISTIKA for Windows для персонального компьютера.
Материалы исследования прошли апробацию в конкурсе международных грантов при поддержке программы ДААД (Кассель, Германия, 1997), программы Фулбрайт (Беркли, США, 1999-2000), программы RSS фонда Сороса (Ярославль, 1998-1999).
Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на более, чем 20 научных конференциях, в том числе: "Main Boundaries in international collaboration of Russia and Western education"(Барселона, 1997); "International education: interaction with the wider community"(Стокгольм, 1998); “Стресс и Социальное закаливание” (Белосток, 1998); "International education: realising human potential"(Тампере, Финляндия, 2001); "Общество, образование, человек" (Ярославль, 1999); на конференции МАПН (Ярославль, 1999, 2001, 2002); "Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности" (Ярославль, 2001); "Университетский преподаватель в мультиверсуме культуры" (Москва- Ярославль, 2002); "Dealing with Diversity: Tools and resources for human development in social practice (Амстердам, 2002); "Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия" (Новгород, 2002); "Строительство сообщества и обучения" (Москва, 2001); "Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества" (Волгоград, 2001); "Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России" (Ярославль, 2001) и др.
По теме диссертации опубликовано 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По теме диссертации опубликовано более 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По различным аспектам данной темы под руководством диссертанта готовятся к защите 3 кандидатских диссертации.
Экспериментальная база исследования
Комплексное исследование проводилось на мигрантах, школьниках, российских и зарубежных студентах, учителях, менеджерах и др. Общий объем выборки составил 1156 человек (с учетом пилотажных исследований - более 2000).
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка (515 источников, из которых 212 иностранных), 8 приложений. Текст содержит 24 таблицы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед человечеством серьезный выбор: либо обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие либо скатиться к противостоянию, самоуничтожению. Разрушение "социалистического лагеря", создание объединенной Европы, усиление межнациональных конфликтов и терроризма проверяют постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления о себе.
В связи с этим в общественных и социально-психологических науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности становится одной из главных тем в обществе конца ХХ - начала XXI веков.
Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию науки на изменение социальных условий. Тема самоопределения проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в социального ученого. Осмысление СИ помогает преодолеть фрагментацию сознания, потерю ценностей и жизненных ориентиров, сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта личности в нашем сложном, динамичном, наполненном информацией мире [86]. В проблеме идентичности наиболее остро видна общественная сущность человеческого рода, который, по справедливому замечанию В.В. Новикова, " объединен и одновременно разделен тысячами общностей и сообществ. Каждый индивид этого рода несет в себе общие, особенные и единичные характеристики, свойственные людям " [183, с. 20].
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Стремительные общественные изменения охватывают сразу все поколения и социальные слои. В самосознании людей отражаются социокультурные противоречия, тенденции глобализации и локального консерватизма, языковые и концепуальные аспекты взаимовлияния западной и отечественной мысли. Все это сопровождается когнитивной неясностью, экзистенциональной противоречивостью, проявляется в потере жизненных
Ситуацию кризиса идентичности предсказывал еще в начале 70-х годов К. Леви-Строс, который утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века, и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического в междисциплинарный [148]. Современные психологи отмечают наличие кризиса на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках целых поколений. (Г. М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.). Особую остроту проблема кризиса идентичности приобретает в странах, где происходят резкие социальные перемены. Социальная идентичность является существенным психологическим основанием для определения новых ориентиров в социальном пространстве, поэтому ее исследования могут помочь преодолеть разрыв между практикой социальных трансформаций и общественной готовностью их принять.
Среди психологов нет единства взглядов на феноменологию, виды, функции, мотивацию социальной идентичности. К этой проблеме часто обращаются, подразумевая социологический смысл этого понятия, а именно, выраженность у респондентов гражданских, политических самоидентификаций, без учета психологических причин и последствий самоидентификации [70, 84, 296, 297]. Также сложным является вопрос о механизмах, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире [297]. Социальная идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и профессионального становления человека.
В то же время проблема целостного анализа и структуры социальной идентичности остается слабо разработанной. Попытки показать целостность социальной идентичности были сделаны в конце 70-х годов ХХ века А. Тэшфелом и Д. Тернером, затем продолжены в работах других ученых (C. Alexsander, M. Brewer, J.C. Deschamps, G. McCall, M. Jarumovicz, P.J. Oakes, J. Simmons, S. Stryker и др.). Но существующие подходы к исследованию феномена и структуры социальной идентичности не позволяют выйти за пределы устоявшегося деления идентичности на личностную и социальную, отойти от парциальности рассмотрения видов социальной идентичности и перейти к анализу ее общей структуры как целостного и сложно организованного психологического образования; отойти от выделения видов социальной идентичности только по принципу их соответствия реальным группам (профессиональным, этническим, семейным и др.), операционализировать предложенную Тернером иерархическую модель идентичности; продвинуться в понимании мотивации идентификации.
Для развития исследований в этой области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний, разработать концептуальную модель социальной идентичности, в которой раскрывается психологическая структура социальной идентичности, ее субъективный и динамический характер. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы выделили структуру социальной идентичности в качестве предмета специального анализа.
1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.
2. Обозначить основные методологические и инструментальные подходы к изучению социальной идентичности.
3. Выявить основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.
4. Выявить особенности социальной идентичности в различных социокультурных условиях.
5. .Выявить основные тенденции и детерминанты трансформации идентификационных структур на разных этапах подготовки педагогов.
Объект исследования - самосознание личности в условиях общественных изменений.
Предмет исследования - структура, функции, общие закономерности трансформации социальной идентичности.
Гипотезы исследования
1. Социальная идентичность является целостным образованием, определяющимся единством когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов.
2. Социальная идентичность конструируется субъектом под влиянием необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве.
3. Основные функции социальной идентичности связаны с ориентировкой в социальной среде, структурированием социального опыта, последствий социального членства.
Методологические основания и концептуальные подходы исследования.
При разработке проблематики данного исследования использовались следующие концепции, теоретические положения или отдельные результаты исследований:
• общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.С. Роговин, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.);
• теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А. И. Донцов, В.В. Новиков, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, П.Н. Шихирев и др.);
• общая теория системных исследований и ее применение в психологии (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.);
• этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Особое значение для разработки теоретико-методологической основы диссертации имели:
а) теория социальной идентичности (А. Тэшфел, D. Abrams, M. Hogg и др.) и теория социальной самокатегоризации (Дж. Тернер и др.);
б) концепция социального конструкционизма в психологии и социологии (Ф. Барт, П. Бергер, К. Герген, Т. Лукман и др.);
в) теория личностных конструктов (Д. Баннистер, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, В.И. Похилько, Ф. Франселла);
г) теоретические концепции профессионализации (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Клюева, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.А. Якунин и др.).
Методологической основой работы стали также представления о неклассической парадигме исследования, в которой органично соединяются возможности идеографического и номотетического подходов [85, 98, 150].
Методы исследования
Для решения поставленных задач используется комплекс разнообразных методологических подходов, процедур, техник исследования и обработки полученных данных. Методы эмпирического исследования включали в себя наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка. Основные психодиагностические методики исследования: идентичности (тест "Двадцать утверждений" М. Куна и Т. Макпартленда; ценностных ориентаций (М. Рокич, Н.В. Клюева, В.И. Чирков); иррациональных убеждений (Must -тест А. Эллиса); мотивационной сферы личности (В.Э. Мильман) самоактуализации (Э. Шострома); личностных конструктов (тест Дж. Келли), самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) и др. Для статистической обработки данных использованы корреляционный, кластерный и факторный анализ, сопоставление выборок проводилось по критерию Фишера и др. Проводился качественный и количественный анализ полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальная идентичность является целостным динамичным образованием, выступающим как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом, оказавшимся в ситуации пересмотра своего места в социальной среде
2. Социальная идентичность как целостное образование выполняет ряд жизненно важных функций: а) адаптационная - приспособление к новым социальным условиям; б) ориентировочная - поиск своего места в социальном пространстве; в) структурная - придание определенности, упорядоченности Я; целевая - целеполагание, построение модели поведения; д) экстенциальная - осмысление своей сущности, прогнозирование.
3. Социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки:
• " базисный" - узко локализованная самоидентификация; обеспечивает истолкование социальной реальности на уровне этнической, региональной, семейной общности и подобных общностей; мотивация самозащиты; ценности личной жизни, здоровья, безопасности и защищенности.
• " индивидуально-личностный" - проявляется в самоидентификации по отношению к требованиям культуры различных сообществ; обеспечивает истолкование сложившихся нравственных критериев оценки социальных общностей; связан с мотивацией самоуважения, ценностями общения, культуры.
• " профессионально-деловой" - обеспечивает истолкование
4. Показателями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности, такие как увеличение веса "индивидуально-личностных" и "базисных" блоков идентичностей; изменение характера групп, имеющих значимость для человека; повышение роли мотивации самозащиты.
5. В процессе профессиональной подготовки в студенческий период происходит усиление "профессионально-делового" функционального блока, а также в переходе от нестабильной, диффузной, узко локализованной идентичности к более стабильной, осознанной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств. Этот процесс
детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, таких как: направленность на саморазвитие, профессиональный рост; осознание требований социальной среды; самооценка профессиональных и личностных качеств; самопринятие.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Впервые в отечественной психологии была предпринята попытка специального анализа структуры социальной идентичности как некоторой самостоятельной феноменологической и концептуальной области, предмета специального анализа.
В диссертации реализован авторский теоретико-методологический подход к исследованию социальной идентичности, имеющий интегративную направленность и позволяющий исследовать сложившиеся идентификационные характеристики субъекта, а также прогнозировать их трансформации при изменении социальных условий.
мотивационных компонента в структуре идентичности, что позволяет по-новому рассмотреть вопрос о механизмах и социальной идентичности.
данные об обусловленности формирования социальной идентичности в студенческий период компонентами социального контекста, а также учебно-профессиональной деятельности. Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, образовании, бизнесе, управлении. В частности, могут быть полезны для построения социально¬психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов для работы в новых социально-экономических условиях.
Данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.
Знание и учет качественных характеристик социальной идентичности может использоваться в деятельности государственных структур и средств
Описанные закономерности трансформирования социальной идентичности могут помочь в организации эффективного межкультурного взаимодействия, а также полноценного обмена опытом профессионалами на международном уровне, при подготовке специалистов к работе в новых социо-культурных условиях, а также в оптимизации процесса адаптации визитеров, т.к. позволяют органично сочетать разные ракурсы субъективного отражения мира и своего места в нем.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, сочетанием количественных и качественных методов исследования. Валидность использованных процедур в эмпирическом исследовании проверялась в ходе пилотажного исследования.
Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась основными методами математической статистики (критерий согласия Пирсона, критерий Фишера), корреляционным, факторным и кластерным методами анализа. Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS, STATISTIKA for Windows для персонального компьютера.
Материалы исследования прошли апробацию в конкурсе международных грантов при поддержке программы ДААД (Кассель, Германия, 1997), программы Фулбрайт (Беркли, США, 1999-2000), программы RSS фонда Сороса (Ярославль, 1998-1999).
Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на более, чем 20 научных конференциях, в том числе: "Main Boundaries in international collaboration of Russia and Western education"(Барселона, 1997); "International education: interaction with the wider community"(Стокгольм, 1998); “Стресс и Социальное закаливание” (Белосток, 1998); "International education: realising human potential"(Тампере, Финляндия, 2001); "Общество, образование, человек" (Ярославль, 1999); на конференции МАПН (Ярославль, 1999, 2001, 2002); "Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности" (Ярославль, 2001); "Университетский преподаватель в мультиверсуме культуры" (Москва- Ярославль, 2002); "Dealing with Diversity: Tools and resources for human development in social practice (Амстердам, 2002); "Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия" (Новгород, 2002); "Строительство сообщества и обучения" (Москва, 2001); "Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества" (Волгоград, 2001); "Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России" (Ярославль, 2001) и др.
По теме диссертации опубликовано 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По теме диссертации опубликовано более 50 работ, в том числе 2 монографии. Общий объем работ, обобщенных в диссертации, составляет около 70 печатных листов.
По различным аспектам данной темы под руководством диссертанта готовятся к защите 3 кандидатских диссертации.
Экспериментальная база исследования
Комплексное исследование проводилось на мигрантах, школьниках, российских и зарубежных студентах, учителях, менеджерах и др. Общий объем выборки составил 1156 человек (с учетом пилотажных исследований - более 2000).
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка (515 источников, из которых 212 иностранных), 8 приложений. Текст содержит 24 таблицы.
С помощью разрабатываемого автором социально-психологического подхода достигнута основная цель диссертационного исследования: выявлены и проанализированы основные функции, структурные компоненты социальной идентичности, общие закономерности ее трансформации и этапы становления в студенческий период.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры социальной идентичности является следствием сложности изучаемой проблемы. Современные исследования социальной идентичности осуществляются на стыке нескольких научных направлений: психологии личности, социальной психологии, психологии развития, когнитивной психологии.
2. Существующие подходы к исследованию социальной идентичности не позволяют продвинуться вперед в понимании целостности и сложной психологической организации этого явления. Сочетание теории социальной идентичности и идеями конструктивистского и системного подходов создает условия для решения задачи функционального и структурного анализа социальной идентичности в контексте реальных социальных групп.
3. Благодаря применению авторского подхода, было доказано, что социальная идентичность - это целостное образование, имеющее сложную психологическую структуру, которая будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды. Результаты эмпирического исследования позволяют говорить, что социальная идентичность характеризуется сочетанием следующих компонентов: когнитивные (представления о групповой принадлежности), мотивационные (мотивация самоидентификации),
4. Сочетание выделенных компонентов социальной идентичности образует ряд взаимосвязанных функциональных блоков, которые все вместе обеспечивают реализацию основных ее функций: а) "базисный" - узко локализованный, обусловленный преимущественно ситуацией, данной человеку от рождения, который связан с мотивацией самозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне национальной, региональной и семейной общности; б) "индивидуально-личностный" - проявляется в мотивации самоуважения и направленности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более широкого сообщества; в) " профессионально -деятельностный" - проявляется в мотивации самореализации и стремлении к расширению субъективного пространства, а также анализу изменений, происходящих в обществе.
5. В структуре идентичности человека присутствуют все три выделенных функциональных блока. Они находятся в динамичном и уравновешенном соотношении друг с другом, но под влиянием определенных социальных условий происходит изменение соотношения компонентов, что приводит к изменению веса каждого блока в структуре идентичности.
6. В качестве основного стимула трансформации идентичности выступает кризис идентичности, который стимулирует необходимость выбора новой системы координат в социальном мире. Под влиянием кризиса происходит актуализация индивидуально-личностного потенциала человека, благодаря чему включаются механизмы, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные
7. Психологическими проявлениями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности: увеличивается вес индивидуально-личностных компонентов идентичности; социальная идентичность фокусируется на узких, близких субъекту группах (родные, друзья); усиливается коллективизм, но меняется характер групп, имеющих значимость для человека (вместо профессиональных и широких групп - семейные, узкие группы); усиливается роль мотивации самозащиты; снижается толерантность к "не таким как я". Кризис социальной идентичности проявляется в "базисных" и "индивидуально¬личностных" блоков в структуре социальной идентичности.
8. Люди с различной структурой социальной идентичности по-разному воспринимают социальные изменения: с позиции новых возможностей для своего профессионального роста или с позиции новых проблемы, препятствующих эффективной профессионализации. Кризис более успешно преодолевается теми людьми, у которых более выражен "профессионально-деловой" блок в структуре социальной идентичности.
9. Отношение человека к окружающему миру
10. На примере формирования профессиональной идентичности выявлено, что показателями успешного преодоления кризиса социальной идентичности являются: реализация потребностей в самоуважении и саморазвитии; идентификация с профессиональной группой, позитивное отношение к себе как члену этой группы и другим представителям своей группы, уважительное отношение к представителям других профессиональных общностей, стремление реализовать себя в широком профессиональном сообществе.
11. Получен ряд эмпирических данных, проясняющих специфику
формирования профессиональной идентичности в ходе подготовки студентов педагогического вуза. Этот процесс завершается построением реализованной идентичности и включает в себя ряд этапов, которые выделяются в соответствии со следующими критериями: стабильный - нестабильный, реальный - перспективный, узко - широко локализованный; отличаются выраженностью различных идентификационных характеристик, а также их соотношением с мотивационными и ценностно-смысловыми компонентами личности. Кризис более отчетливо проявляется на первом курсе, когда после поступления в вуз происходит смена основной социальной группы (из бывшего ученика в студента и будущего педагога), и затем на четвертом и пятом курсах, когда после прохождения педагогической практики происходит новая смена основной социальной группы (из студента в педагога-практика), проверяющая "на прочность" сложившиеся представления о себе и групповом членстве.
12. В исследовании показано, что специальная деятельность по формированию социальной идентичности помогает студентам профессиональному становлению, адекватному новым социально¬экономическим условиям. Важными факторами трансформации идентичности на индивидуальном уровне являются: а) восприятие социальной ситуации и ее возможных (как положительных, так и отрицательных) последствий для человека; б) осознание требований, которые предъявляет эта ситуация к человеку; в) анализ собственных возможностей в соответствии с этими требованиями; г) учебно-профессиональная деятельность студентов, которая будучи связанной с мотивацией самоуважения и саморазвития, способствует поддержанию позитивного образа своей профессиональной группы и стремлению к овладению новыми ценностями образования; д) социальная ситуация, которая отражается в самосознании студентов и проявляется в специфических противоречиях и барьерах в отношении к зарубежному опыту и современным ценностям образования.
Таким образом, в исследовании предложен концептуальный подход к анализу психологической структуры социальной идентичности, а также получены новые эмпирические данные, проясняющие и углубляющие представление о сущности этого явления, мотивации идентификации, факторах трансформации социальной идентичности.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры социальной идентичности является следствием сложности изучаемой проблемы. Современные исследования социальной идентичности осуществляются на стыке нескольких научных направлений: психологии личности, социальной психологии, психологии развития, когнитивной психологии.
2. Существующие подходы к исследованию социальной идентичности не позволяют продвинуться вперед в понимании целостности и сложной психологической организации этого явления. Сочетание теории социальной идентичности и идеями конструктивистского и системного подходов создает условия для решения задачи функционального и структурного анализа социальной идентичности в контексте реальных социальных групп.
3. Благодаря применению авторского подхода, было доказано, что социальная идентичность - это целостное образование, имеющее сложную психологическую структуру, которая будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды. Результаты эмпирического исследования позволяют говорить, что социальная идентичность характеризуется сочетанием следующих компонентов: когнитивные (представления о групповой принадлежности), мотивационные (мотивация самоидентификации),
4. Сочетание выделенных компонентов социальной идентичности образует ряд взаимосвязанных функциональных блоков, которые все вместе обеспечивают реализацию основных ее функций: а) "базисный" - узко локализованный, обусловленный преимущественно ситуацией, данной человеку от рождения, который связан с мотивацией самозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне национальной, региональной и семейной общности; б) "индивидуально-личностный" - проявляется в мотивации самоуважения и направленности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более широкого сообщества; в) " профессионально -деятельностный" - проявляется в мотивации самореализации и стремлении к расширению субъективного пространства, а также анализу изменений, происходящих в обществе.
5. В структуре идентичности человека присутствуют все три выделенных функциональных блока. Они находятся в динамичном и уравновешенном соотношении друг с другом, но под влиянием определенных социальных условий происходит изменение соотношения компонентов, что приводит к изменению веса каждого блока в структуре идентичности.
6. В качестве основного стимула трансформации идентичности выступает кризис идентичности, который стимулирует необходимость выбора новой системы координат в социальном мире. Под влиянием кризиса происходит актуализация индивидуально-личностного потенциала человека, благодаря чему включаются механизмы, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные
7. Психологическими проявлениями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности: увеличивается вес индивидуально-личностных компонентов идентичности; социальная идентичность фокусируется на узких, близких субъекту группах (родные, друзья); усиливается коллективизм, но меняется характер групп, имеющих значимость для человека (вместо профессиональных и широких групп - семейные, узкие группы); усиливается роль мотивации самозащиты; снижается толерантность к "не таким как я". Кризис социальной идентичности проявляется в "базисных" и "индивидуально¬личностных" блоков в структуре социальной идентичности.
8. Люди с различной структурой социальной идентичности по-разному воспринимают социальные изменения: с позиции новых возможностей для своего профессионального роста или с позиции новых проблемы, препятствующих эффективной профессионализации. Кризис более успешно преодолевается теми людьми, у которых более выражен "профессионально-деловой" блок в структуре социальной идентичности.
9. Отношение человека к окружающему миру
10. На примере формирования профессиональной идентичности выявлено, что показателями успешного преодоления кризиса социальной идентичности являются: реализация потребностей в самоуважении и саморазвитии; идентификация с профессиональной группой, позитивное отношение к себе как члену этой группы и другим представителям своей группы, уважительное отношение к представителям других профессиональных общностей, стремление реализовать себя в широком профессиональном сообществе.
11. Получен ряд эмпирических данных, проясняющих специфику
формирования профессиональной идентичности в ходе подготовки студентов педагогического вуза. Этот процесс завершается построением реализованной идентичности и включает в себя ряд этапов, которые выделяются в соответствии со следующими критериями: стабильный - нестабильный, реальный - перспективный, узко - широко локализованный; отличаются выраженностью различных идентификационных характеристик, а также их соотношением с мотивационными и ценностно-смысловыми компонентами личности. Кризис более отчетливо проявляется на первом курсе, когда после поступления в вуз происходит смена основной социальной группы (из бывшего ученика в студента и будущего педагога), и затем на четвертом и пятом курсах, когда после прохождения педагогической практики происходит новая смена основной социальной группы (из студента в педагога-практика), проверяющая "на прочность" сложившиеся представления о себе и групповом членстве.
12. В исследовании показано, что специальная деятельность по формированию социальной идентичности помогает студентам профессиональному становлению, адекватному новым социально¬экономическим условиям. Важными факторами трансформации идентичности на индивидуальном уровне являются: а) восприятие социальной ситуации и ее возможных (как положительных, так и отрицательных) последствий для человека; б) осознание требований, которые предъявляет эта ситуация к человеку; в) анализ собственных возможностей в соответствии с этими требованиями; г) учебно-профессиональная деятельность студентов, которая будучи связанной с мотивацией самоуважения и саморазвития, способствует поддержанию позитивного образа своей профессиональной группы и стремлению к овладению новыми ценностями образования; д) социальная ситуация, которая отражается в самосознании студентов и проявляется в специфических противоречиях и барьерах в отношении к зарубежному опыту и современным ценностям образования.
Таким образом, в исследовании предложен концептуальный подход к анализу психологической структуры социальной идентичности, а также получены новые эмпирические данные, проясняющие и углубляющие представление о сущности этого явления, мотивации идентификации, факторах трансформации социальной идентичности.
Подобные работы
- Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психологическая структура социальной идентичности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Структура социальной идентичности и особенности её влияния на уровень толерантности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Социальная идентичность подростков, оставшихся без попечения
родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Трансформация социальной идентичности в контексте смены религиозной принадлежности (на примере конвертитов мусульманского вероисповедания)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Методика исследования социальной идентичности
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1125 р. Год сдачи: 2012 - Методика исследования социальной идентичности
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 975 р. Год сдачи: 2012 - СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НОРМЕ И ПРИ НАРУШЕНИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР (23.00.02)
Диссертации (РГБ), этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



