НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА КАК ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
|
Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРИ¬ЗНАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ИСТОЧНИКАМИ УГОЛОВНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ИСТОЧНИКОМ УГОЛОВНОГО ПРАВА
§ 1. Социально- правовая обусловленность при¬знания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права
§ 2. Понятие нормативного акта иной отрасли права, являющегося источником уголовного права
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, ИСТОЧНИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
§ 1. Установление содержания уголовно¬правовой нормы, источниками которой являются нормативные акты иных отраслей права
§ 2. Особенности действия во времени уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права
§ 3. Особенности квалификации преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права
Заключение
Источники и литература, используемые при написании диссертации
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРИ¬ЗНАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ИСТОЧНИКАМИ УГОЛОВНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ИСТОЧНИКОМ УГОЛОВНОГО ПРАВА
§ 1. Социально- правовая обусловленность при¬знания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права
§ 2. Понятие нормативного акта иной отрасли права, являющегося источником уголовного права
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, ИСТОЧНИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
§ 1. Установление содержания уголовно¬правовой нормы, источниками которой являются нормативные акты иных отраслей права
§ 2. Особенности действия во времени уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права
§ 3. Особенности квалификации преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права
Заключение
Источники и литература, используемые при написании диссертации
Актуальность темы исследования. Длительное время в отечественной уголовно-правовой науке считалось, что уголовно-правовая норма может быть выражена только в форме уголовного закона, а сам уголовный закон объявлялся единственным источником уголовного права. Современная правовая доктрина, напротив, исходит из признания полиисточникового характера уголовного права. При¬чем, такое изменение подхода к источникам уголовного права продиктовано, в первую очередь, предписаниями самого уголовного закона: в ч. 2 ст. 1 УК РФ установлено, что Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нор¬мах международного права.
С другой стороны, действующий Уголовный закон устанавливает, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит исключительно из Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 1 УК РФ).
Таким образом, можно говорить о несовпадении понятий «источник уголовного законодательства» и «источник уголовного права». И если источником уголовного законодательства является исключительно Уголовный кодекс Российской Федерации, то источники уголовного права не ограничиваются уголовным законом.
Так, при конструировании уголовного закона зачастую употребляются ссылки на нормативные акты иной отраслевой принадлежности (например, в ст.ст. 143, 191, 215, 216-219, 263, 264 УК РФ). Кроме того, подавляющее большинство статей Уголовного кодекса содержит бланкетные признаки, где употреблены термины, заимствованные из иных отраслей права. В этой связи возникает вопрос о том, могут ли считаться источниками уголовного права нормативные акты иных отраслей права.
Необходимо отметить, что отдельные проблемы использования нормативных положений других отраслей права для конструирования уголовного закона уже становились предметом научного исследования. Анализ подобного рода взаимосвязи уголовного законодательства с нормами других отраслей права представлен в работах Б.В. Волженки- на, Л.Д. Гаухмана, Н.Д. Дурманова, В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова, Н.И. Пикурова, С.С. Пирвагидова, Ю.Е. Пу- довочкина и других авторов. Тем не менее, специальных исследований монографического уровня, посвященных анализу нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права, не проводилось.
В этой связи тема настоящей работы представляется весьма актуальной и необходимой для проведения диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования явились теоретическое обоснование необходимости признания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права, а также выработка категориального определения нормативного акта иной отрасли права, используемого в качестве источника уголовного права. Кроме того, целью работы стало изучение особенностей применения уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иной отраслевой принадлежности.
Достижению указанных целей способствует решение следующих основных задач:
1. изучение понятия «источник уголовного права» для обоснования позиции о возможности признания таковым нормативных актов иных отраслей права;
2. исследование обусловленности признания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права;
3. анализ юридических признаков нормативного акта иной отраслевой принадлежности, являющегося источником уголовного права;
4. установление содержания уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
5. исследование особенностей действия во времени уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
6. анализ особенностей квалификации преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
7. изучение имеющейся судебной практики и позиции сотрудников правоохранительных органов, касающихся существа проблемы.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права.
Предметом исследования выступили юридические при¬знаки нормативных актов иных отраслей права, являющихся источниками уголовного права.
Методологической основой исследования явились диалектический, логический, сравнительно-правовой, систем¬но-структурный, социологический (анкетирование) и некоторые другие методы.
Нормативной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно¬процессуальный кодекс РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне», Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. «Об оружии», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 18 ноября 1994 г. «О пожарной безопасности»), а также подзаконные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок», Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. «Об утверждении Правил дорожного движения Российской Федерации», Постановление Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. «Об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», Приказ МВФ России от 14 декабря 1993 г. «Об утверждении Правил пожар¬ной безопасности в Российской Федерации»).
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования применялись достижения наук уголовного права, общей теории права, истории государства и права, филологии.
Среди использованных работ в области уголовного права, надо особо выделить труды таких ученых, как Я.М. Брайнин, А.И. Бойцов, С.В. Бородин, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.С. Горелик, Н.Д. Дурманов, С.Г. Келина, А.Г. Кибальник, М.И. Ковалев, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Мальцев, А.В. Наумов, Н.И. Пикуров, А.А. Пионтковский, С.С. Пирвагидов, Ю.Е. Пудовочкин, А.И. Рарог, И.Г. Соломоненко, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин, М.Д. Шаргородский, Б.В. Яцеленко.
Эмпирическую базу исследования составили результаты выборочного исследования (социологического опроса), проведенного в г.г. Ставрополе, Краснодаре. По специально разработанной анкете опрошено 100 сотрудников правоохранительных органов.
Изучена практика Верховных Судов СССР и РФ, касающаяся темы исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой одно из первых в отечественной уголовно-правовой науке комплексных монографических исследований, посвященных проблеме признания нормативных актов иных отраслей права в качестве источников российского уголовного права.
В работе обоснована необходимость доктринального и легального признания нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права. Сформулировано понятие нормативного акта иной отрасли права, используемого в качестве источника уголовного права. Выработаны правила применения уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Признание нормативных актов иных отраслей права источником уголовного права обусловлено бланкетной формой конструирования уголовного закона. При ее использовании содержание уголовно-правовой нормы складывается как из положений уголовного закона, так и положений нормативных актов иных отраслей права, которые должны рассматриваться в качестве источников уголовного права.
2. При бланкетной форме конструирования уголовного закона нормативные акты иных отраслей права не устанавливают признаков состава преступления. В то же время, наполняя своими положениями бланкетные признаки состава преступления, нормативные акты иных отраслей права не-посредственным образом влияют на содержание уголовно¬правового запрета.
3. Использование нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права обеспечивает стабильность уголовного закона и, при необходимости, позволяет изменять фактическое содержание уголовно-правовой нормы без трансформации текста Уголовного кодекса.
4. В целях единообразного понимания и применения уголовно-правовых норм в Российской Федерации, а также реализации уголовно-правового принципа равенства, источниками уголовного права следует признавать нормативные акты иных отраслей права только федерального уровня.
5. Нормативный акт иной отрасли права, являющийся источником уголовного права, можно определить как закон или подзаконный акт федерального уровня, положения которого влияют на содержание уголовно-правовой нормы.
6. При бланкетной конструкции статьи Особенной части Уголовного кодекса квалификация преступлений предполагает совместное применение положений уголовного закона и нормативных актов иной отраслевой принадлежности.
7. Квалификация преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, предполагает использование нормативных положений иной отраслевой принадлежности, действующих на момент совершения деяния.
8. Изменение нормативных актов иных отраслей права зачастую приводит к фактической декриминализации деяния или иному улучшению положения лица, совершившего преступление, а, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, такое улучшение должно иметь обратную силу. Ухудшение положения лица, совершившего преступление, вследствие изменения нормативных актов иных отраслей права, обратной силы не имеет.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях, связанных с проблемами источников российского уголовно¬го права.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации отражены в 4-х научных публикациях. Теоретические выводы и положения докладывались на меж¬вузовских конференциях и семинарах в г.г. Ростов-на- Дону, Краснодаре, Ставрополе, а также на Ученом совете и на заседаниях кафедры уголовного права Ставропольского государственного университета.
Результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс юридического факультета Ставропольского государственного университета и Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД России при преподавании кур¬сов «Уголовное право» и «Теоретические основы квалификации преступлений».
Структура диссертации, состоящей из двух глав, объединяющих пять параграфов, предопределена целями и задачами исследования. Завершает работу заключение и список использованных источников и литературы.
Диссертация оформлена в соответствии с требования¬ми ВАК.
С другой стороны, действующий Уголовный закон устанавливает, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит исключительно из Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 1 УК РФ).
Таким образом, можно говорить о несовпадении понятий «источник уголовного законодательства» и «источник уголовного права». И если источником уголовного законодательства является исключительно Уголовный кодекс Российской Федерации, то источники уголовного права не ограничиваются уголовным законом.
Так, при конструировании уголовного закона зачастую употребляются ссылки на нормативные акты иной отраслевой принадлежности (например, в ст.ст. 143, 191, 215, 216-219, 263, 264 УК РФ). Кроме того, подавляющее большинство статей Уголовного кодекса содержит бланкетные признаки, где употреблены термины, заимствованные из иных отраслей права. В этой связи возникает вопрос о том, могут ли считаться источниками уголовного права нормативные акты иных отраслей права.
Необходимо отметить, что отдельные проблемы использования нормативных положений других отраслей права для конструирования уголовного закона уже становились предметом научного исследования. Анализ подобного рода взаимосвязи уголовного законодательства с нормами других отраслей права представлен в работах Б.В. Волженки- на, Л.Д. Гаухмана, Н.Д. Дурманова, В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова, Н.И. Пикурова, С.С. Пирвагидова, Ю.Е. Пу- довочкина и других авторов. Тем не менее, специальных исследований монографического уровня, посвященных анализу нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права, не проводилось.
В этой связи тема настоящей работы представляется весьма актуальной и необходимой для проведения диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования явились теоретическое обоснование необходимости признания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права, а также выработка категориального определения нормативного акта иной отрасли права, используемого в качестве источника уголовного права. Кроме того, целью работы стало изучение особенностей применения уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иной отраслевой принадлежности.
Достижению указанных целей способствует решение следующих основных задач:
1. изучение понятия «источник уголовного права» для обоснования позиции о возможности признания таковым нормативных актов иных отраслей права;
2. исследование обусловленности признания нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права;
3. анализ юридических признаков нормативного акта иной отраслевой принадлежности, являющегося источником уголовного права;
4. установление содержания уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
5. исследование особенностей действия во времени уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
6. анализ особенностей квалификации преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права;
7. изучение имеющейся судебной практики и позиции сотрудников правоохранительных органов, касающихся существа проблемы.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права.
Предметом исследования выступили юридические при¬знаки нормативных актов иных отраслей права, являющихся источниками уголовного права.
Методологической основой исследования явились диалектический, логический, сравнительно-правовой, систем¬но-структурный, социологический (анкетирование) и некоторые другие методы.
Нормативной базой исследования явились: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы (например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно¬процессуальный кодекс РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне», Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. «Об оружии», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 18 ноября 1994 г. «О пожарной безопасности»), а также подзаконные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок», Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. «Об утверждении Правил дорожного движения Российской Федерации», Постановление Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. «Об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», Приказ МВФ России от 14 декабря 1993 г. «Об утверждении Правил пожар¬ной безопасности в Российской Федерации»).
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования применялись достижения наук уголовного права, общей теории права, истории государства и права, филологии.
Среди использованных работ в области уголовного права, надо особо выделить труды таких ученых, как Я.М. Брайнин, А.И. Бойцов, С.В. Бородин, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.С. Горелик, Н.Д. Дурманов, С.Г. Келина, А.Г. Кибальник, М.И. Ковалев, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Мальцев, А.В. Наумов, Н.И. Пикуров, А.А. Пионтковский, С.С. Пирвагидов, Ю.Е. Пудовочкин, А.И. Рарог, И.Г. Соломоненко, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин, М.Д. Шаргородский, Б.В. Яцеленко.
Эмпирическую базу исследования составили результаты выборочного исследования (социологического опроса), проведенного в г.г. Ставрополе, Краснодаре. По специально разработанной анкете опрошено 100 сотрудников правоохранительных органов.
Изучена практика Верховных Судов СССР и РФ, касающаяся темы исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой одно из первых в отечественной уголовно-правовой науке комплексных монографических исследований, посвященных проблеме признания нормативных актов иных отраслей права в качестве источников российского уголовного права.
В работе обоснована необходимость доктринального и легального признания нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права. Сформулировано понятие нормативного акта иной отрасли права, используемого в качестве источника уголовного права. Выработаны правила применения уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Признание нормативных актов иных отраслей права источником уголовного права обусловлено бланкетной формой конструирования уголовного закона. При ее использовании содержание уголовно-правовой нормы складывается как из положений уголовного закона, так и положений нормативных актов иных отраслей права, которые должны рассматриваться в качестве источников уголовного права.
2. При бланкетной форме конструирования уголовного закона нормативные акты иных отраслей права не устанавливают признаков состава преступления. В то же время, наполняя своими положениями бланкетные признаки состава преступления, нормативные акты иных отраслей права не-посредственным образом влияют на содержание уголовно¬правового запрета.
3. Использование нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права обеспечивает стабильность уголовного закона и, при необходимости, позволяет изменять фактическое содержание уголовно-правовой нормы без трансформации текста Уголовного кодекса.
4. В целях единообразного понимания и применения уголовно-правовых норм в Российской Федерации, а также реализации уголовно-правового принципа равенства, источниками уголовного права следует признавать нормативные акты иных отраслей права только федерального уровня.
5. Нормативный акт иной отрасли права, являющийся источником уголовного права, можно определить как закон или подзаконный акт федерального уровня, положения которого влияют на содержание уголовно-правовой нормы.
6. При бланкетной конструкции статьи Особенной части Уголовного кодекса квалификация преступлений предполагает совместное применение положений уголовного закона и нормативных актов иной отраслевой принадлежности.
7. Квалификация преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, предполагает использование нормативных положений иной отраслевой принадлежности, действующих на момент совершения деяния.
8. Изменение нормативных актов иных отраслей права зачастую приводит к фактической декриминализации деяния или иному улучшению положения лица, совершившего преступление, а, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, такое улучшение должно иметь обратную силу. Ухудшение положения лица, совершившего преступление, вследствие изменения нормативных актов иных отраслей права, обратной силы не имеет.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях, связанных с проблемами источников российского уголовно¬го права.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации отражены в 4-х научных публикациях. Теоретические выводы и положения докладывались на меж¬вузовских конференциях и семинарах в г.г. Ростов-на- Дону, Краснодаре, Ставрополе, а также на Ученом совете и на заседаниях кафедры уголовного права Ставропольского государственного университета.
Результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс юридического факультета Ставропольского государственного университета и Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД России при преподавании кур¬сов «Уголовное право» и «Теоретические основы квалификации преступлений».
Структура диссертации, состоящей из двух глав, объединяющих пять параграфов, предопределена целями и задачами исследования. Завершает работу заключение и список использованных источников и литературы.
Диссертация оформлена в соответствии с требования¬ми ВАК.
1. Длительное время в отечественной уголовно-правовой науке считалось, что уголовно-правовая норма может быть выражена только в форме уголовного закона, а сам уголовный закон объявлялся единственным источником уголовного права. Современная уголовно-правовая доктрина, напротив, исходит из признания полиисточникового характера уголовного права, что продиктовано, в первую очередь, предписаниями самого уголовного закона (ч. 2 ст. 1 УК РФ).
2. Источник уголовного права представляет собой форму выражения уголовно-правовых норм. Как правило, уголовно-правовая норма выражена в одном нормативном акте и этот нормативный акт следует считать источником уголовно-правовой нормы, а, следовательно, и источником уголовного права. В то же время, уголовно-правовая норма содержательно может включать положения и других нормативных актов, причем среди них могут быть нормативные акты, не относящиеся непосредственно к сфере уголовно-правового регулирования. Исходя из формально¬юридического понимания источника уголовного права как формы выражения уголовно-правовых норм, следует при¬знать, что если уголовно-правовая норма выражена в нескольких нормативных актах, то каждый из них является источником такой нормы.
3. Признание нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права обусловлено бланкетным характером уголовного закона.
4. Бланкетность представляет собой особую форму конструирования уголовного закона, при которой содержание уголовно-правовой нормы складывается как из положений уголовного закона, так и положений нормативных актов иных отраслей права. В любом варианте проявления бланкетности (бланкетная диспозиция, бланкетные признаки) нормативные положения другой отраслевой принадлежности становятся неотъемлемой частью уголовно-правовой нормы. Наполняя своими положениями уголовно-правовую норму, нормативные акты иной отраслевой принадлежности должны рассматриваться в качестве источников уголовного права.
5. При бланкетном способе конструирования уголовного закона нормативные акты иной отраслевой принадлежности не устанавливают новых признаков состава преступления. Другое дело, что установленные уголовным законом бланкетной конструкции признаки состава преступления конкретизируются, наполняются нормативными предписания¬ми иных отраслей права. В то же время, наполняя своими нормативными положениями признаки состава преступления, нормативные акты иных отраслей права непосредственным образом влияют на содержание уголовно-правового запрета.
6. Использование нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права обеспечивает стабильность уголовного закона и, при необходимости, позволяет изменять фактическое содержание уголовно-правовой нормы без трансформации текста Уголовного кодекса. Именно в этом видится функциональное предназначение нормативных актов иных отраслей права, являющихся источниками уголовного права.
7. При бланкетном способе конструирования уголовного закона содержание соответствующих уголовно¬правовых норм напрямую зависит от нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности. Следовательно, использование региональных нормативных актов в качестве источников уголовного права, по сути дела, означает возможность варьирования круга уголовно-наказуемых деяний в различных субъектах Российской Федерации, что противоречит принципу равенства перед уголовным законом (в зависимости от места жительства). Более того, при-знание источниками уголовного права региональных нормативных актов противоречит конституционному предписанию о единообразном понимании и применении уголовно¬правовых норм в Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции России). Таким образом, при бланкетном способе конструирования уголовного закона источниками уголовного права следует признавать только федеральные нормативные акты иных отраслей права.
8. Регламентация различного рода специальных правил безопасности (к которым отсылает уголовный закон) на уровне подзаконных нормативных актов социально обусловлена. Использование подзаконных актов федерального уровня в качестве источников уголовного права позволяет сочетать стабильность уголовного закона с оперативностью подзаконных нормативных предписаний органов исполнительной власти.
9. Установление самостоятельных уголовно-правовых норм в нормативных актах иных отраслей права противоречит принципам уголовного права, а соответствующие нормативные акты не могут расцениваться в качестве источников уголовного права. Нормативные акты иных отраслей права могут выступать в качестве источников уголовного права лишь посредством взаимосвязи с предписаниями уголовного закона, причем лишь при наличии прямой или подразумеваемой ссылки.
10. Нормативный акт иной отрасли права, являющийся источником уголовного права, можно определить как закон или подзаконный акт федерального уровня, предписания которого влияют на содержание уголовно-правовой нормы.
11. В силу бланкетной формы конструирования уголовного закона, применение уголовно-правовых норм пред-полагает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, детализирующего предписания уголовного законодательства. Установление отрасли права, нормативные предписаниями которой детализируют уголовно-правовую норму, следует начинать с определения объекта уголовно-правовой охраны.
12. Устанавливая нормативные акты, являющиеся источниками уголовно-правовой нормы, следует принимать во внимание то обстоятельство, что правовые отрасли, с предписаниями которых связан уголовный закон, зачастую состоят из системы различных нормативных актов, различающихся по юридической силе. В качестве источника уголовно-правовой нормы, сформулированной бланкетным способом, предпочтительнее использовать нормативный акт, обладающий наибольшей юридической силой. В то же время, источником уголовно-правовой нормы, сформулированной бланкетным способом, может являться и нормативный акт меньшей юридической силы, если он конкретизирует предписания «неуголовного» нормативного акта большей юридической силы.
13. Установление содержания уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иной отраслевой принадлежности, предполагает необходимость толкования не только уголовного закона, но и «не-уголовных» нормативных предписаний. При этом содержание нормативного материала иной отраслевой принадлежности уясняется в контексте нормативных предписаний уголовно¬го закона. И если в процессе толкования будет установлено, что содержание нормативных актов иных отраслей права противоречит уголовному закону, они не могут служить источником уголовного права.
14. При квалификации преступления по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, следует исходить из нормативных предписаний иных отраслей права, действующих на момент совершения деяния.
15. Необходимой предпосылкой применения нормативных актов иной отраслевой принадлежности в качестве источников уголовного права является установление временных границ их действия. Только вступивший в силу и не утративший ее на момент совершения соответствующего деяния нормативный акт иной отрасли права может использоваться в качестве источника уголовного права.
16. Признанный противоречащим Конституции РФ федеральный закон, являющийся источником уголовного права, необходимо рассматривать как изначально нелигитимный, а значит, недействительными следует признавать основанные на нем правоприменительные решения, в том числе, и акты уголовного правоприменения. Аналогичным образом следует решать вопрос о юридических последствиях решения суда общей юрисдикции о недействительности подзаконного нормативного акта, являющегося источником уголовного права.
17. Изменение нормативного акта иной отраслевой принадлежности, в ряде случаев, по правовым последствиям сопоставимо с изменением уголовного закона. А, следовательно, если изменение нормативных актов иных отраслей права приводит к улучшению положения лица, со-вершившего преступление, это улучшение должно иметь об-ратную силу. Однако такое улучшение положения лица, совершившего преступление, осуществляется без изменения самого уголовного закона, а, значит, непосредственное применение положений ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона невозможно. Представляется, что в этом случае прямое действие должно иметь конституционное предписание о том, что если после совершения правонарушения ответственность устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).
18. Исходя из того, что при бланкетной конструкции уголовного закона содержание признаков состава преступления дополняется «неуголовными» нормативными предписаниями, квалификация преступлений предполагает совместное применение уголовного закона и нормативных актов иной отраслевой принадлежности. Только в этом случае возможно установить полное содержание уголовно-правовой нормы, признаков состава преступления определенного вида, и на этом основании квалифицировать совершенное общественно-опасное деяние.
19. Если в уголовном законе имеется прямая ссылка на нормативные акты иной отраслевой принадлежности, правоприменитель в описательно-мотивировочной части правоприменительного акта обязан указать не только статью (статьи) Уголовного кодекса, но и соответствующее «неуголовное» нормативное предписание. В том же случае, когда ссылка на нормативные акты иной отраслевой принадлежности лишь подразумевается, указание их в описательно-мотивировочной части правоприменительного акта возможно, но не обязательно. При этом нормативный акт иной отрасли права не утрачивает качество источника уголовного права, даже если будучи использованным для установления отдельного бланкетного признака, в обвинительном заключении (акте) или приговоре не указан.
20. Квалификация преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, зачастую возлагает на правоприменителя дополнительную обязанность устанавливать не только признаки состава преступления, но и признаки иного правонарушения. Такие ситуации имеют место в случае, когда признаки состава преступления формулируются путем ссылки на нарушение лицом определенных правил (ст.ст. 215-219, 263, 264 УК РФ и др.). Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев, нарушение специальных правил образует самостоятельное правонарушение, необходимым составным элементом уголовно-правовой квалификации является квалификация иного правонарушения (например, административного).
21. Для привлечения к уголовной ответственности за преступление, объективная сторона которого заключаются в нарушении каких-либо специальных правил, требуется установить, что лицо знало соответствующие правила, то есть осознавало противоправность содеянного.
22. Квалификацию преступлений, объективная сторона которых состоит в нарушении специальных правил, при юридической ошибке в противоправности содеянного, следует осуществлять на основании следующих правил:
а) если лицо не знает специальных правил, нарушение которых входит в объективную сторону преступления, совершенное им деяние не может быть признано умышленным;
б) если при юридической ошибке, выразившейся в не-знании объективно нарушенных специальных правил, лицо должно было и могло знать соответствующие правила, имеет место небрежность - разновидность неосторожной вины;
в) если лицо не знало специальные правила, за нарушение которых установлена уголовная ответственность, не должно было и не могло знать такие правила, то содеянное следует расценивать как невиновное причинение вреда.
2. Источник уголовного права представляет собой форму выражения уголовно-правовых норм. Как правило, уголовно-правовая норма выражена в одном нормативном акте и этот нормативный акт следует считать источником уголовно-правовой нормы, а, следовательно, и источником уголовного права. В то же время, уголовно-правовая норма содержательно может включать положения и других нормативных актов, причем среди них могут быть нормативные акты, не относящиеся непосредственно к сфере уголовно-правового регулирования. Исходя из формально¬юридического понимания источника уголовного права как формы выражения уголовно-правовых норм, следует при¬знать, что если уголовно-правовая норма выражена в нескольких нормативных актах, то каждый из них является источником такой нормы.
3. Признание нормативных актов иных отраслей права источниками уголовного права обусловлено бланкетным характером уголовного закона.
4. Бланкетность представляет собой особую форму конструирования уголовного закона, при которой содержание уголовно-правовой нормы складывается как из положений уголовного закона, так и положений нормативных актов иных отраслей права. В любом варианте проявления бланкетности (бланкетная диспозиция, бланкетные признаки) нормативные положения другой отраслевой принадлежности становятся неотъемлемой частью уголовно-правовой нормы. Наполняя своими положениями уголовно-правовую норму, нормативные акты иной отраслевой принадлежности должны рассматриваться в качестве источников уголовного права.
5. При бланкетном способе конструирования уголовного закона нормативные акты иной отраслевой принадлежности не устанавливают новых признаков состава преступления. Другое дело, что установленные уголовным законом бланкетной конструкции признаки состава преступления конкретизируются, наполняются нормативными предписания¬ми иных отраслей права. В то же время, наполняя своими нормативными положениями признаки состава преступления, нормативные акты иных отраслей права непосредственным образом влияют на содержание уголовно-правового запрета.
6. Использование нормативных актов иных отраслей права в качестве источников уголовного права обеспечивает стабильность уголовного закона и, при необходимости, позволяет изменять фактическое содержание уголовно-правовой нормы без трансформации текста Уголовного кодекса. Именно в этом видится функциональное предназначение нормативных актов иных отраслей права, являющихся источниками уголовного права.
7. При бланкетном способе конструирования уголовного закона содержание соответствующих уголовно¬правовых норм напрямую зависит от нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности. Следовательно, использование региональных нормативных актов в качестве источников уголовного права, по сути дела, означает возможность варьирования круга уголовно-наказуемых деяний в различных субъектах Российской Федерации, что противоречит принципу равенства перед уголовным законом (в зависимости от места жительства). Более того, при-знание источниками уголовного права региональных нормативных актов противоречит конституционному предписанию о единообразном понимании и применении уголовно¬правовых норм в Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции России). Таким образом, при бланкетном способе конструирования уголовного закона источниками уголовного права следует признавать только федеральные нормативные акты иных отраслей права.
8. Регламентация различного рода специальных правил безопасности (к которым отсылает уголовный закон) на уровне подзаконных нормативных актов социально обусловлена. Использование подзаконных актов федерального уровня в качестве источников уголовного права позволяет сочетать стабильность уголовного закона с оперативностью подзаконных нормативных предписаний органов исполнительной власти.
9. Установление самостоятельных уголовно-правовых норм в нормативных актах иных отраслей права противоречит принципам уголовного права, а соответствующие нормативные акты не могут расцениваться в качестве источников уголовного права. Нормативные акты иных отраслей права могут выступать в качестве источников уголовного права лишь посредством взаимосвязи с предписаниями уголовного закона, причем лишь при наличии прямой или подразумеваемой ссылки.
10. Нормативный акт иной отрасли права, являющийся источником уголовного права, можно определить как закон или подзаконный акт федерального уровня, предписания которого влияют на содержание уголовно-правовой нормы.
11. В силу бланкетной формы конструирования уголовного закона, применение уголовно-правовых норм пред-полагает необходимость установления конкретного нормативного акта (актов) иной отрасли права, детализирующего предписания уголовного законодательства. Установление отрасли права, нормативные предписаниями которой детализируют уголовно-правовую норму, следует начинать с определения объекта уголовно-правовой охраны.
12. Устанавливая нормативные акты, являющиеся источниками уголовно-правовой нормы, следует принимать во внимание то обстоятельство, что правовые отрасли, с предписаниями которых связан уголовный закон, зачастую состоят из системы различных нормативных актов, различающихся по юридической силе. В качестве источника уголовно-правовой нормы, сформулированной бланкетным способом, предпочтительнее использовать нормативный акт, обладающий наибольшей юридической силой. В то же время, источником уголовно-правовой нормы, сформулированной бланкетным способом, может являться и нормативный акт меньшей юридической силы, если он конкретизирует предписания «неуголовного» нормативного акта большей юридической силы.
13. Установление содержания уголовно-правовых норм, источниками которых являются нормативные акты иной отраслевой принадлежности, предполагает необходимость толкования не только уголовного закона, но и «не-уголовных» нормативных предписаний. При этом содержание нормативного материала иной отраслевой принадлежности уясняется в контексте нормативных предписаний уголовно¬го закона. И если в процессе толкования будет установлено, что содержание нормативных актов иных отраслей права противоречит уголовному закону, они не могут служить источником уголовного права.
14. При квалификации преступления по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, следует исходить из нормативных предписаний иных отраслей права, действующих на момент совершения деяния.
15. Необходимой предпосылкой применения нормативных актов иной отраслевой принадлежности в качестве источников уголовного права является установление временных границ их действия. Только вступивший в силу и не утративший ее на момент совершения соответствующего деяния нормативный акт иной отрасли права может использоваться в качестве источника уголовного права.
16. Признанный противоречащим Конституции РФ федеральный закон, являющийся источником уголовного права, необходимо рассматривать как изначально нелигитимный, а значит, недействительными следует признавать основанные на нем правоприменительные решения, в том числе, и акты уголовного правоприменения. Аналогичным образом следует решать вопрос о юридических последствиях решения суда общей юрисдикции о недействительности подзаконного нормативного акта, являющегося источником уголовного права.
17. Изменение нормативного акта иной отраслевой принадлежности, в ряде случаев, по правовым последствиям сопоставимо с изменением уголовного закона. А, следовательно, если изменение нормативных актов иных отраслей права приводит к улучшению положения лица, со-вершившего преступление, это улучшение должно иметь об-ратную силу. Однако такое улучшение положения лица, совершившего преступление, осуществляется без изменения самого уголовного закона, а, значит, непосредственное применение положений ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона невозможно. Представляется, что в этом случае прямое действие должно иметь конституционное предписание о том, что если после совершения правонарушения ответственность устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).
18. Исходя из того, что при бланкетной конструкции уголовного закона содержание признаков состава преступления дополняется «неуголовными» нормативными предписаниями, квалификация преступлений предполагает совместное применение уголовного закона и нормативных актов иной отраслевой принадлежности. Только в этом случае возможно установить полное содержание уголовно-правовой нормы, признаков состава преступления определенного вида, и на этом основании квалифицировать совершенное общественно-опасное деяние.
19. Если в уголовном законе имеется прямая ссылка на нормативные акты иной отраслевой принадлежности, правоприменитель в описательно-мотивировочной части правоприменительного акта обязан указать не только статью (статьи) Уголовного кодекса, но и соответствующее «неуголовное» нормативное предписание. В том же случае, когда ссылка на нормативные акты иной отраслевой принадлежности лишь подразумевается, указание их в описательно-мотивировочной части правоприменительного акта возможно, но не обязательно. При этом нормативный акт иной отрасли права не утрачивает качество источника уголовного права, даже если будучи использованным для установления отдельного бланкетного признака, в обвинительном заключении (акте) или приговоре не указан.
20. Квалификация преступлений по уголовно-правовым нормам, источниками которых являются нормативные акты иных отраслей права, зачастую возлагает на правоприменителя дополнительную обязанность устанавливать не только признаки состава преступления, но и признаки иного правонарушения. Такие ситуации имеют место в случае, когда признаки состава преступления формулируются путем ссылки на нарушение лицом определенных правил (ст.ст. 215-219, 263, 264 УК РФ и др.). Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев, нарушение специальных правил образует самостоятельное правонарушение, необходимым составным элементом уголовно-правовой квалификации является квалификация иного правонарушения (например, административного).
21. Для привлечения к уголовной ответственности за преступление, объективная сторона которого заключаются в нарушении каких-либо специальных правил, требуется установить, что лицо знало соответствующие правила, то есть осознавало противоправность содеянного.
22. Квалификацию преступлений, объективная сторона которых состоит в нарушении специальных правил, при юридической ошибке в противоправности содеянного, следует осуществлять на основании следующих правил:
а) если лицо не знает специальных правил, нарушение которых входит в объективную сторону преступления, совершенное им деяние не может быть признано умышленным;
б) если при юридической ошибке, выразившейся в не-знании объективно нарушенных специальных правил, лицо должно было и могло знать соответствующие правила, имеет место небрежность - разновидность неосторожной вины;
в) если лицо не знало специальные правила, за нарушение которых установлена уголовная ответственность, не должно было и не могло знать такие правила, то содеянное следует расценивать как невиновное причинение вреда.
Подобные работы
- Нормативные акты иных отраслей права, как источника уголовного права
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Мошенничество в сфере недвижимости
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - НАЛОГ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ (12.00.14.)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Конституционное право на обжалование действий и решений должностных лиц (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовая защита права собственности на жилые помещения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние нарушений уголовно-процессуального закона и ошибок следственных органов на законность и обоснованность судебных
решений по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Судебная практика как источник российского права
Главы к дипломным работам, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



