ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ
|
Введение
1.1. Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-
преподавателей 13-28
1.2. Современные взгляды на реформу военного образования в России
начала XXI века 28-37
1.3. Формы организации учебного процесса и контроля знаний
студентов на военной кафедре 37-59
Выводы по первой главе 59-60
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА
ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ 61-135
2.1. Разработка информационной модели планирования учебного
процесса 61-91
2.2. Методика подготовки и программа становления преподавателя
военной кафедры 91-122
2.3. Методика военно-патриотического воспитания студентов на
военных кафедрах 122-134
Выводы по второй главе 134-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 140-150
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.1. Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-
преподавателей 13-28
1.2. Современные взгляды на реформу военного образования в России
начала XXI века 28-37
1.3. Формы организации учебного процесса и контроля знаний
студентов на военной кафедре 37-59
Выводы по первой главе 59-60
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА
ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ 61-135
2.1. Разработка информационной модели планирования учебного
процесса 61-91
2.2. Методика подготовки и программа становления преподавателя
военной кафедры 91-122
2.3. Методика военно-патриотического воспитания студентов на
военных кафедрах 122-134
Выводы по второй главе 134-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 140-150
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время мобилизационная потребность в офицерах запаса составляет 57,6% численности Вооруженных Сил военного времени. Более 450 тысяч офицерских должностей на военное время укомплектованы офицерами запаса. Этим объясняется то значение, которое придается Министерством обороны России работе по накоплению мобилизационных ресурсов офицеров запаса.
В течение последних двух лет в запас уволено 83 тысячи офицеров, в том числе 26 тысяч младших офицеров. Анализ показывает, что, несмотря на возросшую общую численность офицеров запаса, количество офицеров, со-стоящих в запасе 1 разряда, продолжает сокращаться. С 1997 года их количество уменьшилось на 141 тысячу человек. Естественная убыль офицеров за¬паса 1 разряда уже не покрывается ни их подготовкой на военных кафедрах гражданских вузов, ни увольнением офицеров из Вооруженных Сил. Продолжается старение ресурсов офицеров запаса. Это в ближайшее время станет основной причиной увеличения естественной убыли. Таким образом, военные кафедры продолжают оставаться основным источником пополнения ресурсов офицеров запаса.
Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Решить эту задачу можно только при условии эффективного использования потенциала военных кафедр и органов военного управления.
Требования к качеству подготовки офицеров запаса в современных условиях постоянно возрастают.
При этом необходима реализация следующих требований:
- соответствие содержания обучения требованиям Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, которые конкретизируются в директивных документах, программах, квалификационных характеристиках военных специалистов;
- научная организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в полном объёме реализацию содержания военного обучения;
- глубоко продуманная система отбора и подготовки преподавателей военных кафедр, повышение профессионального педагогического мастерства преподавательского состава;
- установление «обратных связей», которые, с одной стороны, вооружают информацией о соответствии промежуточных и конечных результатов учебного процесса поставленным целям, с другой - дают возможность корректировать процесс военной подготовки.
Здесь требуется жёсткая увязка подготовки студента как военного специалиста и как гражданского специалиста - выпускника вуза. В обоих случаях необходима комплексная подготовка по всем предметам обучения.
Возрастающий объём научной информации при сохранении сроков обучения требует внедрения в учебный процесс более совершенных способов и средств обучения. Как показывает практика, внедрение в учебный процесс новых, более прогрессивных методик не только повышает качество, эффективность подготовки студентов, но и обеспечивает более глубокое воспитательное воздействие на студентов.
Эффективность учебного процесса напрямую зависит от качества средств обучения. Они должны быть научно и методологически обоснованными. Определённая часть средств обучения требует применения технических устройств. Технические устройства должны отвечать содержанию и характеру учебного процесса, способствовать специфике труда преподавателей и студентов.
Но какими бы совершенными ни были средства обучения, научный уровень военной подготовки определяется, и будет определяться преподавательским составом. Офицер-преподаватель был и остаётся главной фигурой учебно-воспитательного процесса. Он призван не только дать студентам глубокие идейно-теоретические, военные и специальные знания, но и сформировать у них морально-боевые и физические качества, психологическую готовность к боевым действиям.
В настоящее время отсутствует система подготовки офицеров- преподавателей, впервые назначенных на эти должности. Такие офицеры- преподаватели, как правило, используют свой предыдущий опыт службы.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о подготовке офицеров запаса в гражданских вузах в настоящее время стал актуальным в связи с принятием новой военной доктрины, которая предполагает содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента и резерва офицеров запаса, а также в связи с экономическим состоянием государства. A. В. Барабанщиковым, В.Ф. Переваловым, О.В. Долженко, Ф.Ф. Кривда,B. Г.Колычевым, Г.А. Кабакович, С.Д. Морозовым, М.А. Гареевым, В.В. Марьиным, В.А. Болотовым, Г.Г. Бергом, Ю.С. Васютиным, С.П. Желтоб¬рюх, А.Ю. Лухновым и др.
По данным комплексных социологических исследований, проведенных в Уфимском государственном авиационном техническом университете, на начальный период службы в армии уровень подготовленности выпускников военных инженерных вузов достигает 35%, а выпускников военных кафедр гражданских вузов - 28%, но через год-полтора эти уровни выравниваются.1
Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военной подготовки студентов вузов, совершенствования форм и методов обучения, педагогического мастерства офицеров-преподавателей. Среди современных методов подготовки военных специалистов, основанных на достижениях психолого-педагогической науки, на военных кафедрах и в военно-учебных заведениях используется методика, разработанная профессором П.Я. Гальпериным, методы программированного и проблемного обучения в современной трактовке ученых П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Никандрова и др.
Традиционные методы обучения обеспечивают выполнение далеко не всех решающих психологических условий, лежащих в основе высокоэффективных методик подготовки студентов.
Возрастающий объем информации и ее сложность не позволяют при традиционных методах управления проводить глубокие исследования и использовать их результаты при организации учебного процесса на военных кафедрах.
Разработка проблемы педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методологических предпосылок для ее решения определили выбор темы нашего исследования.
Цель диссертационной работы состоит в изучении процесса педагогического управления подготовкой офицеров запаса на военных кафедрах.
Проблема заключается в необходимости оптимизации педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Объектом исследования является педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Предметом исследования является совокупность факторов и педагогических условий, которые обеспечивают оптимизацию педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Гипотеза. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах будет оптимальным, если:
- определена сущность педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- проведен теоретико-методологический анализ основ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- реализована концепция педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
1. Проанализировать исторические аспекты подготовки офицеров- преподавателей и современные взгляды на проблемы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2. Обобщить педагогический опыт по вопросам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
3. Разработать и обосновать информационную модель планирования учебного процесса.
4. Обосновать концепцию подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на должности, и программу их подготовки.
5. Дать практические рекомендации по внедрению программного комплекса планирования учебного процесса на военной кафедре, методики подготовки офицеров-преподавателей, методики военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для разработки оптимальной модели подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов базовыми явились требования к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, изложенные в нормативно-правовых документах Российской Феде¬рации, концепции реформирования системы военного образования в Российской Федерации, военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 года № 706.
Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных за¬дач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
- анализ и обобщение нормативно-правовой базы, психолого-педагогической, методической литературы, периодических научных изданий, рабочих программ по подготовке офицеров запаса;
- педагогические наблюдения за процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов разных регионов Российской Федерации, бесе-
- экспериментальная проверка эффективности разработанной информационной модели планирования учебного процесса на военных кафедрах.
Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет с 1999 по 2004 годы.
Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001 гг.) - определение проблемы исследования и выявление его актуальности. В этот период анализировалось состояние подготовки студентов на военных кафедрах, количественные и качественные показатели по призыву их в Вооружённые Силы, изучалась психолого-педагогическая литература в целях определения методологии исследования, научного аппарата. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи исследования. На этом этапе была определена структура информационной модели планирования учебного процесса.
Второй этап - экспериментальный (2001-2002 гг.) - разрабатывалась методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры. В ходе эксперимента была подвергнута проверке гипотеза исследования, а также анализировались положения, программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, проводились беседы с офицерами запаса, окончившими военные кафедры и отслужившими, а также не служившими в Вооружённых Силах.
Третий этап - обобщающий (2002-2004 гг.) - осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы по первой и второй главам, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации.
Научная новизна исследования:
- впервые разработана информационная модель планирования учебного процесса на военной кафедре, основанная на применении автоматизирован-
- уточнены дидактические принципы по формированию педагогического мастерства преподавателя военной кафедры, разработана программа становления молодого преподавателя;
- предложена методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры;
- разработана и внедрена методика военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре, уточнены сущность и задачи военно-патриотического воспитания.
Теоретическая значимость заключается в обобщении новых, современных методов и форм учебного процесса на военных кафедрах, определении оптимальных путей повышения качества обучения студентов, выработке методологии становления офицера-преподавателя, вновь назначенного на эту должность, разработке единой концепции военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Практическая значимость работы заключается в содержащихся в ней предложениях и рекомендациях по использованию информационной модели планирования учебного процесса на военной кафедре.
Предложенные в диссертационной работе система и программа подготовки преподавателей, методика военно-патриотического воспитания студен¬тов на военной кафедре позволяют повысить эффективность процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в соответствии с современными требованиями. Данная модель подготовки офицеров запаса, программы и методики могут быть использованы на военных кафедрах вузов Российской Федерации.
2. Информационная модель планирования учебного процесса, как составная часть всей системы подготовки на военной кафедре.
3. Система и программа подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на эти должности.
4. Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплексных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов, достаточной репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на совещании в отделе военного образования СКВО, на заседании Учёного совета Пятигорского государственного технологического университета, докладывались на второй научно-практической конференции «Взгляд молодёжи на современные информационные технологии» (Пятигорск, 2003), на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в методических рекомендациях для офицеров-преподавателей военных кафедр высших учебных заведений: «Методические рекомендации по формированию педагогического мастерства молодого преподавателя военной кафедры», «Современные формы учебного процесса и контроля знаний студентов на военной кафедре». На основе исследования реализуется методика становления офицера-преподавателя военной кафедры, методика военно-патриотического воспитания студентов Пятигорского государственного технологического университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем непосредственной организации учебной работы на военной кафедре.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,4 печатных листа.
В течение последних двух лет в запас уволено 83 тысячи офицеров, в том числе 26 тысяч младших офицеров. Анализ показывает, что, несмотря на возросшую общую численность офицеров запаса, количество офицеров, со-стоящих в запасе 1 разряда, продолжает сокращаться. С 1997 года их количество уменьшилось на 141 тысячу человек. Естественная убыль офицеров за¬паса 1 разряда уже не покрывается ни их подготовкой на военных кафедрах гражданских вузов, ни увольнением офицеров из Вооруженных Сил. Продолжается старение ресурсов офицеров запаса. Это в ближайшее время станет основной причиной увеличения естественной убыли. Таким образом, военные кафедры продолжают оставаться основным источником пополнения ресурсов офицеров запаса.
Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Решить эту задачу можно только при условии эффективного использования потенциала военных кафедр и органов военного управления.
Требования к качеству подготовки офицеров запаса в современных условиях постоянно возрастают.
При этом необходима реализация следующих требований:
- соответствие содержания обучения требованиям Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, которые конкретизируются в директивных документах, программах, квалификационных характеристиках военных специалистов;
- научная организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в полном объёме реализацию содержания военного обучения;
- глубоко продуманная система отбора и подготовки преподавателей военных кафедр, повышение профессионального педагогического мастерства преподавательского состава;
- установление «обратных связей», которые, с одной стороны, вооружают информацией о соответствии промежуточных и конечных результатов учебного процесса поставленным целям, с другой - дают возможность корректировать процесс военной подготовки.
Здесь требуется жёсткая увязка подготовки студента как военного специалиста и как гражданского специалиста - выпускника вуза. В обоих случаях необходима комплексная подготовка по всем предметам обучения.
Возрастающий объём научной информации при сохранении сроков обучения требует внедрения в учебный процесс более совершенных способов и средств обучения. Как показывает практика, внедрение в учебный процесс новых, более прогрессивных методик не только повышает качество, эффективность подготовки студентов, но и обеспечивает более глубокое воспитательное воздействие на студентов.
Эффективность учебного процесса напрямую зависит от качества средств обучения. Они должны быть научно и методологически обоснованными. Определённая часть средств обучения требует применения технических устройств. Технические устройства должны отвечать содержанию и характеру учебного процесса, способствовать специфике труда преподавателей и студентов.
Но какими бы совершенными ни были средства обучения, научный уровень военной подготовки определяется, и будет определяться преподавательским составом. Офицер-преподаватель был и остаётся главной фигурой учебно-воспитательного процесса. Он призван не только дать студентам глубокие идейно-теоретические, военные и специальные знания, но и сформировать у них морально-боевые и физические качества, психологическую готовность к боевым действиям.
В настоящее время отсутствует система подготовки офицеров- преподавателей, впервые назначенных на эти должности. Такие офицеры- преподаватели, как правило, используют свой предыдущий опыт службы.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о подготовке офицеров запаса в гражданских вузах в настоящее время стал актуальным в связи с принятием новой военной доктрины, которая предполагает содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента и резерва офицеров запаса, а также в связи с экономическим состоянием государства. A. В. Барабанщиковым, В.Ф. Переваловым, О.В. Долженко, Ф.Ф. Кривда,B. Г.Колычевым, Г.А. Кабакович, С.Д. Морозовым, М.А. Гареевым, В.В. Марьиным, В.А. Болотовым, Г.Г. Бергом, Ю.С. Васютиным, С.П. Желтоб¬рюх, А.Ю. Лухновым и др.
По данным комплексных социологических исследований, проведенных в Уфимском государственном авиационном техническом университете, на начальный период службы в армии уровень подготовленности выпускников военных инженерных вузов достигает 35%, а выпускников военных кафедр гражданских вузов - 28%, но через год-полтора эти уровни выравниваются.1
Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военной подготовки студентов вузов, совершенствования форм и методов обучения, педагогического мастерства офицеров-преподавателей. Среди современных методов подготовки военных специалистов, основанных на достижениях психолого-педагогической науки, на военных кафедрах и в военно-учебных заведениях используется методика, разработанная профессором П.Я. Гальпериным, методы программированного и проблемного обучения в современной трактовке ученых П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Никандрова и др.
Традиционные методы обучения обеспечивают выполнение далеко не всех решающих психологических условий, лежащих в основе высокоэффективных методик подготовки студентов.
Возрастающий объем информации и ее сложность не позволяют при традиционных методах управления проводить глубокие исследования и использовать их результаты при организации учебного процесса на военных кафедрах.
Разработка проблемы педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методологических предпосылок для ее решения определили выбор темы нашего исследования.
Цель диссертационной работы состоит в изучении процесса педагогического управления подготовкой офицеров запаса на военных кафедрах.
Проблема заключается в необходимости оптимизации педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Объектом исследования является педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Предметом исследования является совокупность факторов и педагогических условий, которые обеспечивают оптимизацию педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Гипотеза. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах будет оптимальным, если:
- определена сущность педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- проведен теоретико-методологический анализ основ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- реализована концепция педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
1. Проанализировать исторические аспекты подготовки офицеров- преподавателей и современные взгляды на проблемы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2. Обобщить педагогический опыт по вопросам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
3. Разработать и обосновать информационную модель планирования учебного процесса.
4. Обосновать концепцию подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на должности, и программу их подготовки.
5. Дать практические рекомендации по внедрению программного комплекса планирования учебного процесса на военной кафедре, методики подготовки офицеров-преподавателей, методики военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для разработки оптимальной модели подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов базовыми явились требования к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, изложенные в нормативно-правовых документах Российской Феде¬рации, концепции реформирования системы военного образования в Российской Федерации, военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 года № 706.
Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных за¬дач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
- анализ и обобщение нормативно-правовой базы, психолого-педагогической, методической литературы, периодических научных изданий, рабочих программ по подготовке офицеров запаса;
- педагогические наблюдения за процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов разных регионов Российской Федерации, бесе-
- экспериментальная проверка эффективности разработанной информационной модели планирования учебного процесса на военных кафедрах.
Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет с 1999 по 2004 годы.
Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001 гг.) - определение проблемы исследования и выявление его актуальности. В этот период анализировалось состояние подготовки студентов на военных кафедрах, количественные и качественные показатели по призыву их в Вооружённые Силы, изучалась психолого-педагогическая литература в целях определения методологии исследования, научного аппарата. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи исследования. На этом этапе была определена структура информационной модели планирования учебного процесса.
Второй этап - экспериментальный (2001-2002 гг.) - разрабатывалась методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры. В ходе эксперимента была подвергнута проверке гипотеза исследования, а также анализировались положения, программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, проводились беседы с офицерами запаса, окончившими военные кафедры и отслужившими, а также не служившими в Вооружённых Силах.
Третий этап - обобщающий (2002-2004 гг.) - осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы по первой и второй главам, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации.
Научная новизна исследования:
- впервые разработана информационная модель планирования учебного процесса на военной кафедре, основанная на применении автоматизирован-
- уточнены дидактические принципы по формированию педагогического мастерства преподавателя военной кафедры, разработана программа становления молодого преподавателя;
- предложена методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры;
- разработана и внедрена методика военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре, уточнены сущность и задачи военно-патриотического воспитания.
Теоретическая значимость заключается в обобщении новых, современных методов и форм учебного процесса на военных кафедрах, определении оптимальных путей повышения качества обучения студентов, выработке методологии становления офицера-преподавателя, вновь назначенного на эту должность, разработке единой концепции военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Практическая значимость работы заключается в содержащихся в ней предложениях и рекомендациях по использованию информационной модели планирования учебного процесса на военной кафедре.
Предложенные в диссертационной работе система и программа подготовки преподавателей, методика военно-патриотического воспитания студен¬тов на военной кафедре позволяют повысить эффективность процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в соответствии с современными требованиями. Данная модель подготовки офицеров запаса, программы и методики могут быть использованы на военных кафедрах вузов Российской Федерации.
2. Информационная модель планирования учебного процесса, как составная часть всей системы подготовки на военной кафедре.
3. Система и программа подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на эти должности.
4. Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплексных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов, достаточной репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на совещании в отделе военного образования СКВО, на заседании Учёного совета Пятигорского государственного технологического университета, докладывались на второй научно-практической конференции «Взгляд молодёжи на современные информационные технологии» (Пятигорск, 2003), на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в методических рекомендациях для офицеров-преподавателей военных кафедр высших учебных заведений: «Методические рекомендации по формированию педагогического мастерства молодого преподавателя военной кафедры», «Современные формы учебного процесса и контроля знаний студентов на военной кафедре». На основе исследования реализуется методика становления офицера-преподавателя военной кафедры, методика военно-патриотического воспитания студентов Пятигорского государственного технологического университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем непосредственной организации учебной работы на военной кафедре.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,4 печатных листа.
Военное обучение студентов на военных кафедрах является неотъемлемой частью вузовского курса образования и проводится в органическом единстве с их военно-патриотическим воспитанием и профессиональной подготовкой в высших учебных заведениях. Это обеспечивает подготовку на базе гражданских вузов офицеров запаса, отвечающих современным требованиям военного искусства и военной науки.
Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента, как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, включает в себя морально-политические, профессионально-боевые, психологические и физические качества.
Опыт Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, результаты службы офицеров, призванных в Вооруженные Силы из запаса, свидетельствуют о целесообразности и экономической эффективности системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
На основе современных достижений науки, технологии производства идет непрерывное обновление вооружения и военной техники, совершенствование ядерного и обычного оружия. В связи с этим усложняются задачи, стоящие перед военными кафедрами.
Поэтому вопросам подготовки офицеров запаса в гражданских вузах придается государственное значение.
Достижение целей учебно-воспитательного процесса на военной кафедре в значительной степени определяется тем, насколько полно преподаватели учитывают социально-психологические характеристики каждого студента и студенческой группы в целом.
Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями, необходимыми для будущей работы и военной службы. Активное стремление к общему со сверстниками участию в различных видах общественно-полезной деятельности - характерная особенность социально-психологического облика студента.
Особенностью студенческой культуры является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Преподавательскому составу военных кафедр необходимо иметь в виду еще одну особенность современных студентов. За послевоенные годы выросло три поколения людей, не знающих по личному опыту, что такое война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для них является привычным состоянием. Маршал Советского Союза Н.В. Огарков по этому поводу писал «.недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность - опасное явление, чреватое тяжелыми последствиями».
Характер вооруженной борьбы и войны в целом во многом зависит не только от логики развития военного дела, военной мощи государства, но и от духовного фактора, под которым следует понимать состояние общественного сознания, морального самочувствия и готовности народа и личного состава Вооруженных Сил стойко переносить лишения, не утратив при этом воли к победе. Поэтому военно-патриотическое воспитание студентов на военной кафедре, как составная часть патриотического воспитания в масштабе государства является одним из основных элементов работы преподавательского состава военных кафедр.
1. Совершенствование системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах по нашему мнению должно вестись по следующим направлениям:
- формирование единой концепции подготовки, основанной на изучении и применении передовых форм и методов с широким использованием возможностей персональных ЭВМ, других технических средств обучения, приведённых в работе;
- применение автоматизированной системы управления на военной кафедре, которая позволяет при минимуме затрат обеспечить контроль за учебно-воспитательным процессом, своевременно реагировать на все происходящие изменения, формировать учебные планы кафедры, расписания занятий, проводить учёт и списание материальных средств с минимальной затратой времени на подготовку, корректировку и распечатку этих документов.
2. Полученная модель подготовки офицеров запаса основывается на требованиях существующих нормативно-правовых документов, но требует их корректировки в части применения современных форм и методов обучения с использованием новых информационных технологий при планировании учебного процесса, проведении всех видов занятий со студентами на военной кафедре. Также требуется более тесная координация и взаимодействие военной кафедры и других подразделений вуза.
3. Предложенные в работе формы и методы военно-патриотического воспитания могут быть использованы в практической работе офицеров кафедры.
4. При планировании всей работы на военной кафедре по нашему мнению необходимо учитывать уровень подготовки самих офицеров- преподавателей, использовать методику и программу, предложенные в диссертационном исследовании. Это позволит постоянно повышать педагогическое мастерство личного состава военной кафедры и тем самым качество подготовки студентов.
5. Использование предложенного в работе программного комплекса позволяет решать ряд задач, связанных с планированием учебного процесса, рассчитать и сохранить все необходимые данные в электронном виде, а также предусматривает получение необходимого пакета документации в виде учебных планов, расписаний занятий.
6. Приведённая в диссертационном исследовании программа позволяет создавать базу данных по личному составу военной кафедры, планировать служебную деятельность, вести контроль исполнения служебных документов, вести учёт оружия, боеприпасов и других материальных средств.
7. Результаты проведённого исследования позволяют использовать их в работе военных кафедр гражданских вузов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки офицеров запаса.
8. Выявлены направления дальнейшего исследования. Это разработка концепции и программного обеспечения всех изучаемых дисциплин на основе современных информационных технологий, дальнейшее совершенствование положений нормативно-правовой базы, а также переработка рабочих программ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента, как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, включает в себя морально-политические, профессионально-боевые, психологические и физические качества.
Опыт Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, результаты службы офицеров, призванных в Вооруженные Силы из запаса, свидетельствуют о целесообразности и экономической эффективности системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
На основе современных достижений науки, технологии производства идет непрерывное обновление вооружения и военной техники, совершенствование ядерного и обычного оружия. В связи с этим усложняются задачи, стоящие перед военными кафедрами.
Поэтому вопросам подготовки офицеров запаса в гражданских вузах придается государственное значение.
Достижение целей учебно-воспитательного процесса на военной кафедре в значительной степени определяется тем, насколько полно преподаватели учитывают социально-психологические характеристики каждого студента и студенческой группы в целом.
Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями, необходимыми для будущей работы и военной службы. Активное стремление к общему со сверстниками участию в различных видах общественно-полезной деятельности - характерная особенность социально-психологического облика студента.
Особенностью студенческой культуры является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Преподавательскому составу военных кафедр необходимо иметь в виду еще одну особенность современных студентов. За послевоенные годы выросло три поколения людей, не знающих по личному опыту, что такое война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для них является привычным состоянием. Маршал Советского Союза Н.В. Огарков по этому поводу писал «.недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность - опасное явление, чреватое тяжелыми последствиями».
Характер вооруженной борьбы и войны в целом во многом зависит не только от логики развития военного дела, военной мощи государства, но и от духовного фактора, под которым следует понимать состояние общественного сознания, морального самочувствия и готовности народа и личного состава Вооруженных Сил стойко переносить лишения, не утратив при этом воли к победе. Поэтому военно-патриотическое воспитание студентов на военной кафедре, как составная часть патриотического воспитания в масштабе государства является одним из основных элементов работы преподавательского состава военных кафедр.
1. Совершенствование системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах по нашему мнению должно вестись по следующим направлениям:
- формирование единой концепции подготовки, основанной на изучении и применении передовых форм и методов с широким использованием возможностей персональных ЭВМ, других технических средств обучения, приведённых в работе;
- применение автоматизированной системы управления на военной кафедре, которая позволяет при минимуме затрат обеспечить контроль за учебно-воспитательным процессом, своевременно реагировать на все происходящие изменения, формировать учебные планы кафедры, расписания занятий, проводить учёт и списание материальных средств с минимальной затратой времени на подготовку, корректировку и распечатку этих документов.
2. Полученная модель подготовки офицеров запаса основывается на требованиях существующих нормативно-правовых документов, но требует их корректировки в части применения современных форм и методов обучения с использованием новых информационных технологий при планировании учебного процесса, проведении всех видов занятий со студентами на военной кафедре. Также требуется более тесная координация и взаимодействие военной кафедры и других подразделений вуза.
3. Предложенные в работе формы и методы военно-патриотического воспитания могут быть использованы в практической работе офицеров кафедры.
4. При планировании всей работы на военной кафедре по нашему мнению необходимо учитывать уровень подготовки самих офицеров- преподавателей, использовать методику и программу, предложенные в диссертационном исследовании. Это позволит постоянно повышать педагогическое мастерство личного состава военной кафедры и тем самым качество подготовки студентов.
5. Использование предложенного в работе программного комплекса позволяет решать ряд задач, связанных с планированием учебного процесса, рассчитать и сохранить все необходимые данные в электронном виде, а также предусматривает получение необходимого пакета документации в виде учебных планов, расписаний занятий.
6. Приведённая в диссертационном исследовании программа позволяет создавать базу данных по личному составу военной кафедры, планировать служебную деятельность, вести контроль исполнения служебных документов, вести учёт оружия, боеприпасов и других материальных средств.
7. Результаты проведённого исследования позволяют использовать их в работе военных кафедр гражданских вузов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки офицеров запаса.
8. Выявлены направления дальнейшего исследования. Это разработка концепции и программного обеспечения всех изучаемых дисциплин на основе современных информационных технологий, дальнейшее совершенствование положений нормативно-правовой базы, а также переработка рабочих программ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
Подобные работы
- Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1926-2024 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2025 - ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Цикл материалов о Военном учебном центре ТГУ для сетевого издания «Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021



