Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ

Работа №28595

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы200
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
598
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-
преподавателей 13-28
1.2. Современные взгляды на реформу военного образования в России
начала XXI века 28-37
1.3. Формы организации учебного процесса и контроля знаний
студентов на военной кафедре 37-59
Выводы по первой главе 59-60
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА
ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ 61-135
2.1. Разработка информационной модели планирования учебного
процесса 61-91
2.2. Методика подготовки и программа становления преподавателя
военной кафедры 91-122
2.3. Методика военно-патриотического воспитания студентов на
военных кафедрах 122-134
Выводы по второй главе 134-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 140-150
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В настоящее время мобилизационная потребность в офицерах запаса составляет 57,6% численности Вооруженных Сил военного времени. Более 450 тысяч офицерских должностей на военное время укомплектованы офицерами запаса. Этим объясняется то значение, которое придается Министерством обороны России работе по накоплению мобилизационных ресурсов офицеров запаса.
В течение последних двух лет в запас уволено 83 тысячи офицеров, в том числе 26 тысяч младших офицеров. Анализ показывает, что, несмотря на возросшую общую численность офицеров запаса, количество офицеров, со-стоящих в запасе 1 разряда, продолжает сокращаться. С 1997 года их количество уменьшилось на 141 тысячу человек. Естественная убыль офицеров за¬паса 1 разряда уже не покрывается ни их подготовкой на военных кафедрах гражданских вузов, ни увольнением офицеров из Вооруженных Сил. Продолжается старение ресурсов офицеров запаса. Это в ближайшее время станет основной причиной увеличения естественной убыли. Таким образом, военные кафедры продолжают оставаться основным источником пополнения ресурсов офицеров запаса.
Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные Силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Решить эту задачу можно только при условии эффективного использования потенциала военных кафедр и органов военного управления.
Требования к качеству подготовки офицеров запаса в современных условиях постоянно возрастают.
При этом необходима реализация следующих требований:
- соответствие содержания обучения требованиям Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, которые конкретизируются в директивных документах, программах, квалификационных характеристиках военных специалистов;
- научная организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в полном объёме реализацию содержания военного обучения;
- глубоко продуманная система отбора и подготовки преподавателей военных кафедр, повышение профессионального педагогического мастерства преподавательского состава;
- установление «обратных связей», которые, с одной стороны, вооружают информацией о соответствии промежуточных и конечных результатов учебного процесса поставленным целям, с другой - дают возможность корректировать процесс военной подготовки.
Здесь требуется жёсткая увязка подготовки студента как военного специалиста и как гражданского специалиста - выпускника вуза. В обоих случаях необходима комплексная подготовка по всем предметам обучения.
Возрастающий объём научной информации при сохранении сроков обучения требует внедрения в учебный процесс более совершенных способов и средств обучения. Как показывает практика, внедрение в учебный процесс новых, более прогрессивных методик не только повышает качество, эффективность подготовки студентов, но и обеспечивает более глубокое воспитательное воздействие на студентов.
Эффективность учебного процесса напрямую зависит от качества средств обучения. Они должны быть научно и методологически обоснованными. Определённая часть средств обучения требует применения технических устройств. Технические устройства должны отвечать содержанию и характеру учебного процесса, способствовать специфике труда преподавателей и студентов.
Но какими бы совершенными ни были средства обучения, научный уровень военной подготовки определяется, и будет определяться преподавательским составом. Офицер-преподаватель был и остаётся главной фигурой учебно-воспитательного процесса. Он призван не только дать студентам глубокие идейно-теоретические, военные и специальные знания, но и сформировать у них морально-боевые и физические качества, психологическую готовность к боевым действиям.
В настоящее время отсутствует система подготовки офицеров- преподавателей, впервые назначенных на эти должности. Такие офицеры- преподаватели, как правило, используют свой предыдущий опыт службы.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о подготовке офицеров запаса в гражданских вузах в настоящее время стал актуальным в связи с принятием новой военной доктрины, которая предполагает содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента и резерва офицеров запаса, а также в связи с экономическим состоянием государства. A. В. Барабанщиковым, В.Ф. Переваловым, О.В. Долженко, Ф.Ф. Кривда,B. Г.Колычевым, Г.А. Кабакович, С.Д. Морозовым, М.А. Гареевым, В.В. Марьиным, В.А. Болотовым, Г.Г. Бергом, Ю.С. Васютиным, С.П. Желтоб¬рюх, А.Ю. Лухновым и др.
По данным комплексных социологических исследований, проведенных в Уфимском государственном авиационном техническом университете, на начальный период службы в армии уровень подготовленности выпускников военных инженерных вузов достигает 35%, а выпускников военных кафедр гражданских вузов - 28%, но через год-полтора эти уровни выравниваются.1
Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военной подготовки студентов вузов, совершенствования форм и методов обучения, педагогического мастерства офицеров-преподавателей. Среди современных методов подготовки военных специалистов, основанных на достижениях психолого-педагогической науки, на военных кафедрах и в военно-учебных заведениях используется методика, разработанная профессором П.Я. Гальпериным, методы программированного и проблемного обучения в современной трактовке ученых П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Никандрова и др.
Традиционные методы обучения обеспечивают выполнение далеко не всех решающих психологических условий, лежащих в основе высокоэффективных методик подготовки студентов.
Возрастающий объем информации и ее сложность не позволяют при традиционных методах управления проводить глубокие исследования и использовать их результаты при организации учебного процесса на военных кафедрах.
Разработка проблемы педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие научно-методологических предпосылок для ее решения определили выбор темы нашего исследования.
Цель диссертационной работы состоит в изучении процесса педагогического управления подготовкой офицеров запаса на военных кафедрах.
Проблема заключается в необходимости оптимизации педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Объектом исследования является педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Предметом исследования является совокупность факторов и педагогических условий, которые обеспечивают оптимизацию педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
Гипотеза. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах будет оптимальным, если:
- определена сущность педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- проведен теоретико-методологический анализ основ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах;
- реализована концепция педагогического управления процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
1. Проанализировать исторические аспекты подготовки офицеров- преподавателей и современные взгляды на проблемы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
2. Обобщить педагогический опыт по вопросам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
3. Разработать и обосновать информационную модель планирования учебного процесса.
4. Обосновать концепцию подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на должности, и программу их подготовки.
5. Дать практические рекомендации по внедрению программного комплекса планирования учебного процесса на военной кафедре, методики подготовки офицеров-преподавателей, методики военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для разработки оптимальной модели подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов базовыми явились требования к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, изложенные в нормативно-правовых документах Российской Феде¬рации, концепции реформирования системы военного образования в Российской Федерации, военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 года № 706.
Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных за¬дач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
- анализ и обобщение нормативно-правовой базы, психолого-педагогической, методической литературы, периодических научных изданий, рабочих программ по подготовке офицеров запаса;
- педагогические наблюдения за процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов разных регионов Российской Федерации, бесе-
- экспериментальная проверка эффективности разработанной информационной модели планирования учебного процесса на военных кафедрах.
Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет с 1999 по 2004 годы.
Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001 гг.) - определение проблемы исследования и выявление его актуальности. В этот период анализировалось состояние подготовки студентов на военных кафедрах, количественные и качественные показатели по призыву их в Вооружённые Силы, изучалась психолого-педагогическая литература в целях определения методологии исследования, научного аппарата. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи исследования. На этом этапе была определена структура информационной модели планирования учебного процесса.
Второй этап - экспериментальный (2001-2002 гг.) - разрабатывалась методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры. В ходе эксперимента была подвергнута проверке гипотеза исследования, а также анализировались положения, программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, проводились беседы с офицерами запаса, окончившими военные кафедры и отслужившими, а также не служившими в Вооружённых Силах.
Третий этап - обобщающий (2002-2004 гг.) - осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы по первой и второй главам, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации.
Научная новизна исследования:
- впервые разработана информационная модель планирования учебного процесса на военной кафедре, основанная на применении автоматизирован-
- уточнены дидактические принципы по формированию педагогического мастерства преподавателя военной кафедры, разработана программа становления молодого преподавателя;
- предложена методика подготовки и программа становления преподавателя военной кафедры;
- разработана и внедрена методика военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре, уточнены сущность и задачи военно-патриотического воспитания.
Теоретическая значимость заключается в обобщении новых, современных методов и форм учебного процесса на военных кафедрах, определении оптимальных путей повышения качества обучения студентов, выработке методологии становления офицера-преподавателя, вновь назначенного на эту должность, разработке единой концепции военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Практическая значимость работы заключается в содержащихся в ней предложениях и рекомендациях по использованию информационной модели планирования учебного процесса на военной кафедре.
Предложенные в диссертационной работе система и программа подготовки преподавателей, методика военно-патриотического воспитания студен¬тов на военной кафедре позволяют повысить эффективность процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в соответствии с современными требованиями. Данная модель подготовки офицеров запаса, программы и методики могут быть использованы на военных кафедрах вузов Российской Федерации.
2. Информационная модель планирования учебного процесса, как составная часть всей системы подготовки на военной кафедре.
3. Система и программа подготовки офицеров-преподавателей, вновь назначенных на эти должности.
4. Методика военно-патриотического воспитания студентов на военных кафедрах.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплексных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов, достаточной репрезентативностью полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на совещании в отделе военного образования СКВО, на заседании Учёного совета Пятигорского государственного технологического университета, докладывались на второй научно-практической конференции «Взгляд молодёжи на современные информационные технологии» (Пятигорск, 2003), на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в методических рекомендациях для офицеров-преподавателей военных кафедр высших учебных заведений: «Методические рекомендации по формированию педагогического мастерства молодого преподавателя военной кафедры», «Современные формы учебного процесса и контроля знаний студентов на военной кафедре». На основе исследования реализуется методика становления офицера-преподавателя военной кафедры, методика военно-патриотического воспитания студентов Пятигорского государственного технологического университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем непосредственной организации учебной работы на военной кафедре.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,4 печатных листа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Военное обучение студентов на военных кафедрах является неотъемлемой частью вузовского курса образования и проводится в органическом единстве с их военно-патриотическим воспитанием и профессиональной подготовкой в высших учебных заведениях. Это обеспечивает подготовку на базе гражданских вузов офицеров запаса, отвечающих современным требованиям военного искусства и военной науки.
Комплекс качеств, который должен быть сформирован у студента, как будущего офицера запаса в процессе его военной подготовки в вузе, включает в себя морально-политические, профессионально-боевые, психологические и физические качества.
Опыт Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, результаты службы офицеров, призванных в Вооруженные Силы из запаса, свидетельствуют о целесообразности и экономической эффективности системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.
На основе современных достижений науки, технологии производства идет непрерывное обновление вооружения и военной техники, совершенствование ядерного и обычного оружия. В связи с этим усложняются задачи, стоящие перед военными кафедрами.
Поэтому вопросам подготовки офицеров запаса в гражданских вузах придается государственное значение.
Достижение целей учебно-воспитательного процесса на военной кафедре в значительной степени определяется тем, насколько полно преподаватели учитывают социально-психологические характеристики каждого студента и студенческой группы в целом.
Труд студента во многом специфичен. Он связан с нелегким процессом познания сложных закономерностей в различных видах наук, овладения навыками и умениями, необходимыми для будущей работы и военной службы. Активное стремление к общему со сверстниками участию в различных видах общественно-полезной деятельности - характерная особенность социально-психологического облика студента.
Особенностью студенческой культуры является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Преподавательскому составу военных кафедр необходимо иметь в виду еще одну особенность современных студентов. За послевоенные годы выросло три поколения людей, не знающих по личному опыту, что такое война. Вполне естественно, что жить в мире, пользоваться его благами для них является привычным состоянием. Маршал Советского Союза Н.В. Огарков по этому поводу писал «.недооценка угрозы современной войны, а вследствие этого беспечность, благодушие и успокоенность - опасное явление, чреватое тяжелыми последствиями».
Характер вооруженной борьбы и войны в целом во многом зависит не только от логики развития военного дела, военной мощи государства, но и от духовного фактора, под которым следует понимать состояние общественного сознания, морального самочувствия и готовности народа и личного состава Вооруженных Сил стойко переносить лишения, не утратив при этом воли к победе. Поэтому военно-патриотическое воспитание студентов на военной кафедре, как составная часть патриотического воспитания в масштабе государства является одним из основных элементов работы преподавательского состава военных кафедр.
1. Совершенствование системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах по нашему мнению должно вестись по следующим направлениям:
- формирование единой концепции подготовки, основанной на изучении и применении передовых форм и методов с широким использованием возможностей персональных ЭВМ, других технических средств обучения, приведённых в работе;
- применение автоматизированной системы управления на военной кафедре, которая позволяет при минимуме затрат обеспечить контроль за учебно-воспитательным процессом, своевременно реагировать на все происходящие изменения, формировать учебные планы кафедры, расписания занятий, проводить учёт и списание материальных средств с минимальной затратой времени на подготовку, корректировку и распечатку этих документов.
2. Полученная модель подготовки офицеров запаса основывается на требованиях существующих нормативно-правовых документов, но требует их корректировки в части применения современных форм и методов обучения с использованием новых информационных технологий при планировании учебного процесса, проведении всех видов занятий со студентами на военной кафедре. Также требуется более тесная координация и взаимодействие военной кафедры и других подразделений вуза.
3. Предложенные в работе формы и методы военно-патриотического воспитания могут быть использованы в практической работе офицеров кафедры.
4. При планировании всей работы на военной кафедре по нашему мнению необходимо учитывать уровень подготовки самих офицеров- преподавателей, использовать методику и программу, предложенные в диссертационном исследовании. Это позволит постоянно повышать педагогическое мастерство личного состава военной кафедры и тем самым качество подготовки студентов.
5. Использование предложенного в работе программного комплекса позволяет решать ряд задач, связанных с планированием учебного процесса, рассчитать и сохранить все необходимые данные в электронном виде, а также предусматривает получение необходимого пакета документации в виде учебных планов, расписаний занятий.
6. Приведённая в диссертационном исследовании программа позволяет создавать базу данных по личному составу военной кафедры, планировать служебную деятельность, вести контроль исполнения служебных документов, вести учёт оружия, боеприпасов и других материальных средств.
7. Результаты проведённого исследования позволяют использовать их в работе военных кафедр гражданских вузов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки офицеров запаса.
8. Выявлены направления дальнейшего исследования. Это разработка концепции и программного обеспечения всех изучаемых дисциплин на основе современных информационных технологий, дальнейшее совершенствование положений нормативно-правовой базы, а также переработка рабочих программ подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.96 г. № 61 - ФЗ
«Об обороне»: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996г. - М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 1996г. - № 23, ст. 2750.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: Принят Государственной Думой 6 марта 1998г.- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 1998г. - №13, ст. 1475.
4. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000г. № 706// Российская газета.- 2000. - 25 апреля.
5. Положение об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999г. № 1255- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 1999г. - № 47, ст. 5713.
6. Положение о военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2000г. №768- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации 2000г. - № 43, ст. 4238.
7. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002г. №352- М.: Собрание Законодательства Российской Федерации № 23, ст.2163.
8. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Акад. Проект., 2002. - С.21. Автоматизация проектирования вычислительных систем. Языки, моделирование и базы данных./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1979. - 463с.
9. Адибекян О.А. Социология и психология общественной среды. - Пятигорск: Автиздат, 1998. - С.12-15.
10. Актуальные проблемы военного образования в контексте историко-педагогического опыта. / Сборник научных статей. Выпуск 1. - Ставрополь: МО РФ, 1998. - 175с.
11. Алгоритмы и методы проектирования АСУП// Сборник статей/ Институт автоматики. - 1976. - 105с.
12. Ананьев А.П., Хореев В.И. Модели и методы расчета организационных систем управления производством. - Рига, 1974. - 60с.
13. Андерсон Р. Доказательство правильности программ./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1982. - 168с.
14. Армия и общество// Сборник статей.- М.: Прогресс, 1990. - 431с.
15. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: Изд. ДОСААФ, 1988. - С.14-15.
16. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: ВШ, 1980. - 367с.
17. Арфеев В.Ю., Жадобин А.П., Петровский В.Н. Использование компьютерной техники для обучения войск: Зарубежный опыт// Военная мысль. -1997. - № 1. - С.76-78.
18. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 317с.
19. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: Научно-методическое пособие для преподавателей. - Армавир, АГПИ, 1989. - 139с.
20. Ащепков В.Т Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - 2-ое изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1997. - 143с.
21. Ащепков В.Т Теоретические основы и прикладные аспекты профадаптации преподавателей ВШ: Дис....докт. пед. наук. / АГУ. - Майкоп, 1997. - 355с.
22. Ащепков В.Т Профессиональная адаптация преподавателей // Высшее образование в России. - 1998. - №4. - С.67-72.
23. Ащепков В.Т Адаптация как педагогический и социальный феномен: синергетический подход // Матер. межд. НПК «Ценностные приоритеты общего и профобразования» 12-14 сентября 2000г. - Часть.1 - М.: МО РФ - РАО - МАНПО - МПГУ, 2000. - С.55-59.
24. Барабанщиков А.В. Психология и педагогика высшей военной школы. -
М.: Воениздат, 1989. - 365с.
25. Бардунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военных школах дореволюционной России во второй половине XIX- начале XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991. - 30с.
26. Бемер С., Фратер Г. MS Access для пользователей./ Пер. с нем. - М.: Бином, 1994. - 384с.
27. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем.- М.: Финансы и статистика, 1989.- 351с.
28. Буракова И.С. Формирование умений и навыков учебно-информационной и исследовательской деятельности учащихся: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.-Пятигорск, 2003.-30с.
29. Вейнеров О.М., Самохвалов Э.Н. Проектирование баз данных. - М.: Высшая школа, 1990. - 140с.
30. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. 832с.
31. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204с.
32. Воблый С.В. Профессионально-личностное самопознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного ВУЗа: Автореф..дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 19с.
33. Военно-патриотическое воспитание молодёжи: Проблемы и опыт. - М.: Патриот, 1991. - 211 с.
34. Военно-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза: Метод. рекомендации. - Киров, 1983. - 98с.
35. Волкогонов Д.А. Советский солдат. - М.: Воениздат, 1987. - 367с.
36. Волкогонов Д.А. Феномен героизма: (о героях и героическом). - М.: Политиздат, 1985. - 263с.
37. Вопросы воинского воспитания: Сборник статей. - М.: Воениздат, 1985. - 224с.
38. Высшее образование в России: очерки истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. - М.: Просвещение, 1995. - С.27.
39. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Под ред. И.Н. Шкадова. - М.: Воениздат, 1976. - 523с.
40. Гареев М.А. М.В. Фрунзе - военный теоретик: Взгляды М.В. Фрунзе и современная военная теория. - М.: Воениздат, 1985. - 448с.
41. Гареев М.А. Советская военная наука. - М.: Знание, 1987. - 62с.
42. Говоров В.Л. Воспитание молодёжи - наш главный фронт // Ориентир. -1998.- № 5. - С.5-7.
43. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь: СГУ, 1995. - 160с.
44. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дис..д-ра пед. наук. - СПб.: РГПУ, 1995. - 355с.
45. Горький М. О молодёжи. Сборник. - М.: «Молодая гвардия», 1974. - 352с.
46. Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. - 1994. - №4. - С.105-108.
47. Грудинин И.А. Диалектика и современное военное дело. - М.: Воениздат, 1971. - 320с.
48. Данилов А.Е. Армия - судьба моя. - М.: Воениздат, 1990. - 62с.
49. Данченко А.М. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы. - Л.: Воен. академия связи, 1980. - 183с.
50. Дейт К. Введение в системы баз данных. / Пер. с англ. - М.: Наука, 1980.- 463с.
51. Дель Торо В., Паркер Сидней Р. Принципы проектирования систем автоматического управления / Пер. с англ. - М.: Машгиз, 1963. - 559с.
52. Дернер Д. Логика неудачи. - М.: Просвещение, 1997. - С.31.
53. Дерюгин Ю.И. Присягаем Отечеству. - М.: Молодая гвардия, 1984. - С.35.
54. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ/ Пер. с англ. - М.: Мир, 1991. - 252с.
55. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1990. - 190с.
56. Доманк А.С. Знаки воинской доблести. - М.: Патриот, 1990. - 132с.
57. Дудорин В.И. и др. Моделирование структур АСУ. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 168с.
58. Духов Б.И. Проблемы подготовки кадров в условиях проведения военной реформы// Вооружение. Политика. Конверсия.-1996. - № 1. - С.47.
59. Ефимов Н.Н. и др.Школа патриотизма и мужества. - М.: Воениздат, 1980.- С.3.
60. Ефимов Н.Н., Чернеев С.В., Григорьянц В.Г. Педагогические основы во-енной подготовки студентов в вузе. - М.: Изд. МГУ, 1986. - 311с.
61. Желтобрюх С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Ярославль, 2002. - 38с.
62. Жураковский В..и др. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.3-12.
63. Золотарёв В.А. Опыт и уроки Отечественной военной истории. - М.: «Арбидо», 1995. - 135с.
64. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986. - 160с.
65. Илюшин С.А., Собкин Б.Л. Персональные ЭВМ и их применение в учебном процессе. - М.: Изд. МАИ, 1992. - 55с.
66. Инженерная психология в военном деле. Под ред. Б.Ф, Ломова. - М.: Воениздат, 1983. - 224с.
67. Иоффе А.Ф. Персональные ЭВМ в организационном управлении. - М.: Наука, 1988. - 206с.
68. Исаев И.Ф. Мастерство преподавателя // Сов. педагогика. - 1991. - №7. - С.154-155.
69. Кабакович Г.А. Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах // Военная мысль. - 1995. - № 6. - С.65-73.
70. Каменев А.М. История подготовки военных кадров в России. - М.: Воен- издат, 1990. - С.24.
71. Кириллов В.В. Структуризированный язык запросов (SQLy-СПб.: ИТМО, 1994.- 80с.
72. Колпачев В.В. Военно-педагогическая мысль России в XVIII- начале XX веков. - Ставрополь: МО РФ,1994. - 274с.
73. Колычев В.Г. Истоки мужества: Подготовка молодежи к вооруженной защите Родины в 1918 - 1945 гг. - М.: Просвещение, 1985. - 159с.
74. Компьютеры и автоматизация инженерного труда// Сборник статей/ АН СССР. - М.: Наука, 1990. - 141с.
75. Кон И.С. Студенчество на Западе как социальная группа // Вопросы философии. - 1971. - № 9. - С.72.
76. Кривда Ф.Ф. Командирами не рождаются. - М.: Воениздат, 1987. - 230с.
77. Кузовкин В.В. Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса: Автореф. дис. .канд. псих. наук.- М., 2003.- 21с.
78. Лаптев Л.Г., Гатилов С.П. и др. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. - М.: Совершенство, 1998. - 480с.
79. Ленин В.И. О защите социалистического Отечества (сборник). - М.: Политиздат, 1969. - 240с.
80. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.14. - С.92.
81. Лизичев А.Д. Путь перемен, время действий. - М.: Воениздат, 1989. - 352с.
82. Лукас П. С++ под рукой / Пер. с англ. - Киев: Диа-Софт, 1993. - 176с.
83. Лухнов А.Ю. Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей ввузов: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 37с.
84. Лушников А.М. Военно-учебные заведения России в 1861-1941 гг.: Дис. докт. ист. наук. - Ярославль, 1998. - С.42.
85. Майерс Г.Д. Надежность программного обспечения/ Пер. с англ. - М.: Мир, 1980. - 360с.
86. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М-Л.: Педнаука, 1948. - 294с.
87. Макаренко А.С. Соч. - Т.7. - С.298-299.
88. Мамиконов А.Г. Методы разработки АСУ. - М.: Энергия, 1973. - 336с.
89. Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. - М.: Наука, 1983. - 184с.
90. Мамиконов А.Г., В.В. Кульба, А.Б. Шелков Достоверность, защита и резервирование информации в АСУ. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 304с.
91. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.3. - С.2.
92. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах./ Пер. с англ. - М.: Мир, 1980. - 660с.
93. Марьин В.В. Военно-патриотическое воспитание в современной России: Проблемы, задачи, пути решения.- Ставрополь, ООО ИПП «Росс», 2001.¬212с.
94. Марьин В.В. Некоторые аспекты военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современной России: Дис. . канд. пед. наук 13.00.01/ Академия информационных технологий в образовании, науке и курортологии. - Пятигорск, 2000.- 232с.
95. Машинная графика и автоматизация конструирования./ Пер. с фр. - М.: Мир, 1987. - 269с.
96. Медведев Г.П., Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация-важная проблема педагогики высшей школы // Сов. педагогика. - 1969. - №3. - С.64-71.
97. Медведев С.А. Формирование педагогического мастерства преподавателя факультета военного обучения при гражданском ВУЗе: Автореф..дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 18с.
98. Мельник А. Почему произошла подмена идей российской революции.// Независимая газета. - 2001. - 19 января.
99. Мерецков К.А. На службе народу. - М.: Высшая школа, 1984. - 456с.
100. Методические рекомендации по подготовке начинающих преподавателей в ВУЗах ВВС / Под ред. Л. Степанюка. - Самара, 1996. - 36с.
101. Морозов С.Д. Военное образование в России на рубеже XIX- XX вв. // Военно - исторический журнал. - 1998. - № 5. - С.83-91.
102. Мухтаров Н.Х. Психологическая готовность советской молодежи к за¬щите Родины. - СПб.: Знание, 1987. - С.31-33.
103. Оптимизация структур данных в АСУ / Мамиконов А.Г., Ашимов А.А. и др.- М.: Наука, 1988. - С.32.
104. Орлов А.А. Формирование педагогического мышления. - М.: Сов. Педагогика, 1990. - С.9-11.
105. Острём К., Виттенмак Б. Системы управления с ЭВМ/ Пер. с англ. - М.: Мир, 1987. - 480с.
106. Отечественные военные реформы XVI-XX веков. - М.: «Арбидо», 1995. - 197с.
107. Паврозин А.В, Ащепков В.Т. Адаптация гражданских преподавателей к специфике военных вузов как педагогическая проблема. - Армавир: АВАИ, 2001. - 14с.
108. Панагута Л., Косна А. Тренажеры, средства имитации и моделирования боевых действий сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. - 1993. - № 4,5. - С.31-36.
109. Патриотическое и интернациональное воспитание воинов: Содержание, формы, методы. Сб. ст./ сост. А.Н. Размазнин. - М.: Воениздат, 1987. - 192с.
110. Паттерсон Л., Шарльворс Д. и др. Использование HTML 4/ Пер. с англ. - СПб.: Изд. дом «Вильямс», 1998. - 384с.
111. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544с.
112. Перевалов В.Ф. Офицерский психологический практикум. - М.: Знание, 1991. - 62с.
113. Плеханов В.Ф. К берегу мужчин. - М.: Воениздат, 1990. - 208с.
114. Положение о системе профессионального становления начинающих преподавателей и «Школе педагогического мастерства Армавирского военного авиационного института» / Под ред. к.в.н., доц. Линника А.П. - Армавир: АВАИ, 2000. - 19с.
115. Попков В.А. Дидактика высшей школы. - М.: Академия, 2001. - 130с.
116. Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации // Сборник научн. тр. - М.: АПН СССР, 1985. - 160с.
117. Проблемы обучения военных специалистов в системе профессионально¬го образования для восполнения кадровых и мобилизационных ресурсов МО РФ и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба / Матер. Всерос. (межвед.) конференции 2-7 декабря 2002 г. - СПб.: БГТУ, 2003. - 248с.
118. Раш К.Б. Во славу Отечества. - М.: Патриот, 1990. - 136с.
119. Романов А.Н. Автоматизированные системы управления боем. - М.: Изд. ДОСААФ, 1976. - С.32.
120. Самообразование и самовоспитание преподавателей военно-учебных заведений / Под ред. А.Н. Клюева. - М., 1978. - 157с.
121. Свод военных постановлений 1869 г. - СПб., 1896.
122. Селье Г. Стресс жизни. - М.: Прогресс, 1956.
123. Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М.: Воениздат, 1986. - 253с.
124. Скальский И.В. Компьютеризированный учебник в системе тактической подготовки// Военный вестник. - 1994. - № 5. - С.52-54.
125. Скородумов И.А. Профессия - Родину защищать. - М.: Изд. ДОСААФ, 1986. - С.21-25.
126. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Высшее образование, 2001. - С.52-53.
127. Солоницин В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Автореф..дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 20с.
128. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: 1957. - С.271,277.
129. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 37с.
130. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Педнаука, 1973. - С.14.
131. Сушанский А. Духовные основы воинского воспитания // Ориентир.- 2000.- № 4. - С.58-60.
132. Табунов Н.Д. Категории этики и и воспитание воинов. - М.: Воениздат, 1966. - 208с.
133. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. - М., 1984. - 345с.
134. Тухачевский М.Н. Избранные произведения. Т.1. - М.: Воениздат, 1964.- С.44-46.
135. Устинов Д.Ф. Служим Родине, делу коммунизма. - М.: Воениздат, 1982.- С.112-113.
136. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - М.: Педнаука, 1950.- 622с.
137. Флорес А. Структуры и управление данными/ Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 319с.
138. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Прогресс, 1990. - 448с.
139. Фрунзе М.В. Избр. произв. - М.: Воениздат, 1965. - С.246, 247.
140. Фрунзе М.В. Избр. произв. - М.: Воениздат, 1977. - С.164-165.
141. Хвелл К., Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608с.
142. Черкасов Л.В. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив. - М.: Воениздат, 1984. - 118с.
143. Черкашин Н.А. Есть в русском офицере обаянье. - М.: Патриот, 1992. - 364с.
144. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание. - М.: ДОСААФ, 1985. - 94с.
145. Шварце Х., Хольгрефе Г. использование компьютеров в регулировании и управлении/ пер. с нем. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 174с.
146. Шкадов И.Н. Кадры Советской Армии и Военно-Морского Флота. - М.: Воениздат, 1977. - С.23, 44
147. Щедрин Г.И. Верность присяге. - М.: Изд. ДОСААФ, 1985. - С.14.
148. Щербаков Э.Л. Психология для преподавателя. - Краснодар: КГТУ, 1996.
149. Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф..дис. д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1994. - 41с.
150. Эвристическое образование - 4 / Матер. IV рег. НПК 26-27 марта 2001 г. в г. Ставрополе. - Ставрополь: МО РФ - СГУ, 2001. - 147с.
151. Юдин В.В. Педагогическая технология. - Ярославль: ЯГУ, 1997.
152. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1992. - 105с.
153. Юсупов Ф.М. Педагог, ищущий новое // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.53-59.
154. Jane's Defence Weekly. - V.713. - 1990. - № 14.
155. Military Technology (приложение). - 1988. - № 2. - P.23-28, 35-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ