Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности 15
§ 1. Идея толерантности и ее развитие в истории политических учений — 16
§ 2. Роль этноконфессиональной толерантности в обеспечении мира и безопасности в современных условиях
§ 3. Механизм влияния этноконфессиональной толерантности на региональную безопасность
Глава II. Вопросы формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе
§ 1. Анализ конфликтогенных особенностей и причин этноконфессиональной напряженности на Северном Кавказе
§ 2. Развитие нормативно-правовой базы свободы совести и вероисповедания - важное условие формирования этноконфессиональной толерантности
§ 3. Совершенствование деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности—
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. Проблема безопасности извечно стояла перед человечеством как объективное условие выживания и развития, а политическая деятельность, направленная на ее обеспечение, относилась к приоритетной области работы органов власти и управления на всех этапах исторического развития. Реализация интересов безопасности различных государств и связанная с ней динамика политических отношений, как правило, сопровождались недоверием, обострением напряженности, нетерпимостью, агрессией, насилием, вооруженными конфликтами, гонкой вооружений и безудержным рос¬том вкладываемых в них ресурсов, что, однако, к гарантированной безопасности не приводило.
Вместе с тем, идеи обеспечения мира и безопасности, основанных на принципах взаимной терпимости, ненасилия, согласия, солидарности, дающих возможность выживать и развиваться в условиях социально-политической, экономической, культурной, расовой, этнической и религиозной неодинаковости людей в рамках государства или групп государств, не покидали людей. Вступая в третье тысячелетие, осознав все пагубные последствия революций и войн, пережив межрасовые, межнациональные, межэтнические, межрелигиозные и другие конфликты, сообщество мировых государств, многие политические лидеры все больше и больше приходят к выводу о том, что именно данный путь выживания становится в стратегическом плане более перспективным, именно утверждение идеалов терпимости, ненасилия, толерантности в отношениях между институтами политической власти, социальными, этническими и религиозными группами является необходимым условием обеспечения мира, безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества.
Проблема безопасности России, ее регионов и важного фактора ее обеспечения - формирования толерантности в социальных, межэтнических, меж-конфессиональных отношениях последовательно решается в ходе реформ, проводимых в стране. Она выступает основной доминантой содержания концептуальных документов политического руководства Российской Федерации, регламентирующих обеспечение национальной безопасности, устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. Однако многогранность самого феномена безопасности и острота ведущейся в обществе дискуссии об условиях и факторах ее обеспечения констатируют рост научного и практического интереса к данной проблеме и необходимость ее теоретического исследования. Особый интерес вызывает научный анализ безопасности тех регионов Российской Федерации, которые характеризуются нестабильностью ситуации, этноконфессиональным многообразием состава населения и, более того, находятся в зоне геополитических интересов ряда зарубежных государств. К таким регионам относится и Северный Кавказ, от стабильности и устойчивости развития которого в прямой зависимости находится уровень обеспечения безопасности всей Российской Федерации.Вышесказанные положения определили выбор как общего направления научной проблемы - региональной безопасности, так и конкретной темы исследования - этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.
Итак, актуальность диссертационного исследования избранной проблемы обусловлена следующими основными обстоятельствами.
Во-первых, произошедшими за последние десятилетия в стране и мире качественными изменениями в общественно-политической жизни людей, детерминировавшими объективную необходимость новой парадигмы обеспечения мира и безопасности в XXI веке, основанной на позитивном диалоге культур, цивилизаций, признания и терпимости многообразия этнических, конфессиональных традиций и ценностей. Она должна явиться альтернативой старой
Во-вторых, значимостью мира и безопасности на Северном Кавказе для Российской Федерации в контексте обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, защиты ее стратегических и геополитических интересов, сохранения своего влияния на весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию. Регион, включая акваторию Каспийского моря, занимает седьмое место в стране по запасам и пятое - по добыче энергоресурсов. В этноконфессиональном и культурном плане Северный Кавказ - это граница между христианским и мусульманским, славянским и тюркским мирами, где, по мнению профессора Гарвардского университета США С. Хантингтона, проходит «линия разлома между цивилизациями», куда перемещаются «основные очаги кризисов и кровопролитий». Однако ряд участников дискуссии, которая развернулась по статье американского ученого «Столкновение цивилизаций?», выпячивая и фетишизируя конфликтную составляющую ее содержания, не замечает заключительный вывод автора о том, что мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придется учиться сосуществовать со всеми остальными, который звучит гимном толерантности.
В-третьих, возрастанием роли политики в современных условиях глобализации и значимостью проявления высокой толерантности при принятии политическими лидерами решений, не допускающих роста напряженности и способствующих обеспечению безопасности в международных и внутриполитических отношениях.
В демократической политической системе фактор толерантности по обеспечению безопасности реализуется целенаправленной деятельностью субъектов политики по формированию у граждан умения жить вместе в едином политико-правовом пространстве в согласии, в соответствии с идеалами человеческого достоинства и социальной справедливости при всех национальных, религиозных и других различиях. При этом толерантность выступает в качестве принципа деятельности субъектов политики. В этой связи весьма актуальной задачей является научный анализ этноконфессиональной толерантности именно в регионе, с одной стороны имеющем богатый опыт совместного проживания народов с различными этническими и религиозными традициями, ценностями, и профилактики экстремизма в обществе, а с другой, характеризующемся высоким потенциалом конфликтогенности и «отягощенном» миграционными процессами. Такое исследование, рассматривающее особенности конфликтогенности и причины напряженности на Северном Кавказе и выявляющее основные направления формирования этноконфессиональной толерантности, а также механизм ее влияния на обеспечение безопасности в регионе, на наш взгляд, непременно представляет собой серьезный научный интерес и имеет практически-прикладное значение.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе не становилась еще предметом специального научного осмысления. В то же время имеется значительное количество научных исследований, освещающих отдельные аспекты исследуемой темы. Так, в истории мировой научной мысли анализ взаимодействия веротерпимости, этничности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества осуществлен в трудах: Ж. Бодена, М. Вебера, Вольтера, М. Ганди, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Дюркгейма, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиля.
Осмыслению вопросов этнического, религиозного, политико-правового бытия посвящены работы представителей отечественной науки - Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.И. Ленина, И.А. Новгородцева, В.С. Соловьева.
Среди трудов современных зарубежных авторов известностью и авторитетом в области исследуемой проблемы пользуются исследования: Г. Алмонда, Ю. Андерсона, М. Гектора, Р. Даля, Дж. С. Милля, Т. Нейрна, К. Поппера, Д. Ротшильда, А. Смита, А. Тойнби, М. Уолцера, С. Хантингтона, О. Хеффе и ряда других авторов. Работы этих исследователей содержат как сравнительный анализ реализации принципа толерантности в различных типах политических систем, так и особенности и пределы терпимости, обусловленные необходимостью сохранения демократической системы. Особое методологическое значение в условиях реформирующейся России имеют такие современные этнополитологические теории, как учение «со-общественной демократии» А. Лейпхарта , «общинного характера структуры политики» Л. Пая , «теория справедливости» Дж. Роулза и др.
Весьма ценный и глубокоаналитический материал по исследуемой про-блеме содержится в работах: Р.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, А.К. Алиева, А.С. Асмолова, А.С. Ахиезера, Ю.В. Бромлея, К.С. Гаджиева, А.А. Гусейнова, Л.Н. Гумилева, Г.С. Денисовой, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, В.Н. Иванова, А.С. Капто, В.А. Лекторского, А.В. Малашенко, А.С. Панарина, Л.С. Рубан, А.П. Садохина, Е.И. Степанова, В.А. Тишкова,В.Р. Чагилова, В.В. Шалина и других исследователей. Авторы, наряду с теоретической разработкой этнополитических, социологических и конфликтологических проблем, анализируют специфику этнических, конфессиональных, миграционных и других процессов в постсоветском пространстве, предлагают субъектам политики собственное видение путей формирования установок толерантного сознания в российском обществе, достижения стабильности и безопасности.
Основополагающие положения обеспечения безопасности страны и регионов изложены в Конституции Российской Федерации (1993 г.), Законе РФ «О безопасности» (1992 г.), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.), Военной доктрине Российской Федерации (2000 г.), Послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года и других нормативных государственных документах. Методологические вопросы обеспечения безопасности разработаны в книге «Общая теория национальной безопасности» / Под общ. ред. А.А. Прохожева, в публикациях П.К. Гречко, С.Г. Киселева, А.А. Кокошина, Н.А. Косолапова,В.Л. Манилова и др. Политической безопасности посвящены работы Л.А. Кононова, Ю.Г. Романченко, В.В. Серебрянникова и др. Вопросы реформирования вооруженных сил и военной безопасности раскрываются в трудах А.Ф. Клименко, В.И. Лутовинова, С.А. Тюшкевича и др., опубликованных в журналах министерства обороны Российской Федерации «Военная мысль», «Ориентир». Вопросы религиозной, духовно-нравственной безопасности рассматривают Ю.Г. Носков, Р.Г. Яновский и др. Исследованию различных аспектов безопасности Северо-Кавказского региона посвящены работы М.А. Аствацатуровой,В.С. Белозерова, О.Н. Гундарь, Г.С. Денисовой, В.Д. Дзидзоева, В.И. Каширина, А.Ю. Коркмазова, Г.В. Косова, Т.Д. Мамсурова, А.Г. Масалова, О.С. Новиковой, С.В. Передерия, Л.Л. Хоперской, В.А. Шаповалова, В.К. Шаповалова и др.
Существенную помощь при исследовании отдельных вопросов диссертации оказали публикации ученых региона, материалы международных, республиканских и региональных конференций, ряд монографий и пособий, изданных в СГУ, других научных центрах. Практическую ценность в этом плане представляет коллективная монография «Толерантность и социальная безопасность», подготовленная учеными СГУ под руководством Н.П. Медведева8. От-давая должное авторам вышеназванных работ, необходимо отметить, что их исследования и публикации не охватывают всей проблемы этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности, а освещают лишь ее некоторые стороны. В них не ставилась задача цельного исследования проблемы, поэтому она не рассматривалась в широком плане.
Цель исследования - анализ этноконфессиональной толерантности как фактора формирования взаимопонимания и согласия между народами на Северном Кавказе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• исследовать развитие идеи толерантности в истории политических учений и обосновать ее консолидирующую, миротворческую роль в достижении терпимости и согласия между различными политическими, этническими и религиозными группами общества;
• раскрыть содержание этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности и особенности ее проявления в современных политических процессах в России;
• обосновать необходимость соблюдения принципа толерантности в деятельности субъектов политики для реализации ее как условия обеспечения мира и безопасности;
• раскрыть механизм влияния этноконфессиональной толерантности на региональную безопасность;
• осуществить системный и комплексный анализ конфликтогенных особенностей и причин напряженности в регионе в современных условиях;
• рассмотреть пути совершенствования деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности и профилактики экстремизма в целях обеспечения согласия, мира и безопасности на Северном Кавказе.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют, прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования: принцип
В диссертации в качестве методологической основы использовано научное наследие классиков политической науки, этнологии, этноконфликтологии, религиоведения, труды ведущих отечественных и зарубежных учёных по проблемам толерантности, ненасилия и согласия в контексте обеспечения мира и безопасности.
В работе осуществлен политологический анализ официальных государственных, ведомственных нормативно-правовых документов Российской Феде-рации, ее субъектов в составе Южного федерального округа, международных организаций, результатов социально-политических исследований, проведённых в регионе специалистами по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, материалы текущих архивов органов власти, регулирующих этноконфессиональные отношения и национально-культурных общин, периодической печати.
Научная новизна диссертационной работы выражается в следующем:
• с позиций междисциплинарного подхода исследовано развитие идеи толерантности в истории социально-политических учений;
• осуществлен системный анализ содержания этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности и особенностей ее проявления в современных политических процессах в России;
• определена сущность принципа этноконфессиональной толерантности как совокупности основополагающих положений, определяющих характер требований к деятельности субъектов политики в целях предупреждения насильственных конфликтов и обеспечения мира и безопасности;
• рассмотрен механизм влияния толерантности на обеспечение региональной безопасности, сущность которого заключается в нейтрализации источников
• осуществлен глубокий комплексный анализ конфликтогенных особенностей и причин напряженности в Северо-Кавказском регионе в современных условиях;
• определены основные пути совершенствования деятельности социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности и профилактики экстремизма в целях обеспечения мира и безопасности в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный уровень развития цивилизации предполагает переход от безопасности, основанной на нетерпимости, ксенофобии, ненависти, конфликтности и насилии, к обеспечению безопасности, основанной на толерантности. Этноконфессиональная толерантность как разновидность толерантности вообще выступает перспективным путем перехода к долгосрочной безопасности. Этноконфессиональная толерантность (как фактор обеспечения мира и безопасности) - есть феномен, отражающий характер взаимоотношений и социально-политической деятельности субъектов политики, в том числе социальных, этнических, конфессиональных групп и отдельных граждан, выражающийся в их терпимости, взаимопонимании и согласии, оказывающих существенное воздействие на состояние защищенности личности, общества, государства и его регионов от внешних и внутренних угроз.
2. В современных условиях этноконфессиональная толерантность вы-ступает как важнейший принцип деятельности субъектов политики. Его можно определить как совокупность основополагающих положений, определяющих характер требований к деятельности субъектов политики по формированию отношений между социальными, этническими, конфессиональными и другими группами людей, соблюдение которых способствует предупреждению насильственных конфликтов и обеспечению мира и безопасности.
3. Сформировавшийся в главных чертах в рамках западного либерализма, принцип этноконфессиональной толерантности не может являться универсальным принципом для всех субъектов политики без учета условий и специфики региона их деятельности. Поэтому в деятельности социально¬политических институтов по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе необходимо учитывать этноконфессиональные особенности и специфику конкретного региона.
4. Для Северного Кавказа - региона России, характерного конфликтогенностью, этническим многообразием и поликонфессиональностью, этноконфессиональная толерантность может явиться действенным фактором обеспечения мира и безопасности. Фактор этноконфессиональной толерантности на обеспечение безопасности воздействует, прежде всего, путем разрешения противоречий.
5. Механизм влияния толерантности на обеспечение безопасности, заключается в нейтрализации источников и причин антагонизма, чреватого возможными насильственными конфликтами и угрозами, и пресечении роста напряженности по «лестнице эскалации»: вызов - риск - опасность - угроза, что формирует терпимость и согласие между оппонентами упреждающими действиями субъектов политики на основе мониторинга показателей уровня толерантности- интолерантности.
6. Причины и источники обострения напряженности на Северном Кавказе, находятся, как правило, в социально-экономической сфере и объективно проявляются в малоземелье, последствиях репрессий, депортаций целых народов и проблемах последующей нереализованной реабилитации, восстановления их прав, критических социально-экономических условиях жизни, миграциях и т. д., способных оказаться конфликтогенной базой для субъективных интриг сторонников интолерантного, конфронтационного мышления и поведения. Сами по себе этническое многообразие и поликонфессиональность не выступают в качестве абсолютных причин конфликтогенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы и обобщения, полученные диссертантом в результате проведенного исследования, могут быть применены при разработке основ национальной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, использованы в учебном процессе в вузах при преподавании курсов политологии, религиоведения, этноконфликтологии, а также при разработке специальных и факультативных курсов.
Работа может быть полезна при реализации Федеральной целевой про-граммы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» для разработки научно-методических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом, поликонфессиональном Северном Кавказе, а также при выполнении мероприятий, осуществляемых в Ставропольском крае в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.).
Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти, взаимодействующими с религиозными и общественными организациями, участниками народной дипломатии и миротворческих миссий, представителями национально-культурных автономий и объединений, полномочными представительствами в регионах Российской Федерации в работе по реализации государственной национальной политики, гармонизации межнациональных отношений, формированию этноконфессиональной толерантности и достижению согласия среди населения.
Апробация работы осуществлена диссертантом в форме выступлений на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета, на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, в публикациях в сборниках научных трудов Ставропольского государственного университета и других вузов края, в выступлениях на научных конференциях:
• научно-практической конференции, посвященной 300-летию военного образования в России (Ставрополь, январь 2001 г.);
• межрегиональной конференции, посвященной десятилетию совместной деятельности Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского епархиального управления (Ставрополь, 2001 г.);
• Y межвузовской научно-методической конференции «Военное образование и пути его совершенствования» (Ставрополь, 2002 г.);
• межрегиональной научно-практической конференции «Современность и духовно-нравственное развитие личности» (Ставрополь, 2002 г.);
• 47-й конференции СГУ «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2002 г.);
• региональной научной конференции «Качество образования как социальная проблема» (Ставрополь, 2002 г.);
• 24-й научно-технической конференции филиала ВАТУ (Ставрополь, 2002г.);
• северокавказской научно-практической конференции «Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе» (Железноводск, 2002 г.);
• 25-й научно-технической конференции филиала ВВИА имени Н.Е. Жуковского.
Материал диссертации использовался при чтении вариативного курса «Россия в новой геополитической ситуации и проблемы национальной безопасности» в филиале Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и Северо-Кавказском государственном техническом университете.
По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом более пяти печатных листов.
Успешному формированию этноконфессиональной толерантности в образовательном процессе способствует реформа самой системы образования, важной чертой которой следует считать наличие и активное соперничество раз-личных парадигм образования. При этом как наиболее предпочтительный, и отвечающий вызову времени, которому предстоит сменить ныне действующую «просвещенческую» парадигму образования, исследователями рассматривается миротворческий тип, базирующийся на принципе неопределенности .
Новая ситуация нашла отражение в виде парадокса: «Залог прочного мироустройства в принятии неопределенности бытия!» , а современные социологи стали отмечать огромные трудности в представлении и описании общества ввиду его непрерывного усложнения.
Неопределенность, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их, нести за них ответственность, меняет жизненную ситуацию человека. «Поэтому, - считает В.А. Лекторский, - задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, выдвигается на одно из первых мест в процессе образования» .
Развитие принципа неопределенности автоматически способствует повышению статуса принципа толерантности, так как становится очевидным, что нахождение адекватных решений далее невозможно без диалога с другим чело-веком, группой, природой, обществом.
В понимании человеческой свободы происходят изменения, когда каждый принимает другого таким, какой он есть. Одновременно за взаимным при¬знанием следует взаимодействие, носящее характер взаимной деятельности, «в результате которой оба они изменяются» . Подчеркнем, что главным условием успеха взаимодействия является именно толерантность, которая начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью.
Таким образом, исследования подтверждают, что в реализации принципа этноконфессиональной толерантности как фактора мира и безопасности на Северном Кавказе важную роль играют взаимодействие органов государственной власти (аппарат представительства Президента РФ в ЮФО, органы власти субъектов РФ, входящих в Округ, местного самоуправления) и институтов гражданского общества (семья, учреждения образования, воспитания и культуры, миротворческие неправительственные организации, национально-культурные общины, научные, общественные и религиозные объединения), и совершенствование их деятельности. Залогом результативности работы этих институтов выступают последовательное проведение толерантной государственной национальной политики на Северном Кавказе, учет интересов разных этнических и религиозных групп, планирование социально-культурных мероприятий, способствующих достижению согласия и гармонизации в этноконфессиональных отношениях, обеспечению мира и безопасности на Северном Кавказе.
Проведенное исследование подтвердило, что на рубеже тысячелетий, как результат осознания человечеством всех последствий войн, вооруженных конфликтов, принесших ему так много несчастий, возросло внимание мировой общественности, международных организаций, политического руководства Российской Федерации и ее регионов к проблеме безопасности и важному фактору ее обеспечения - этноконфессиональной толерантности. Негативный опыт межэтнических, межрасовых и межрелигиозных столкновений привело людей к выводу о том, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности - путь толерантности.
Фактическим подтверждением вышеотмеченных положений выступают следующие события:
а) на международном уровне:
• утверждение «Декларации принципов толерантности» специальной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.;
• толерантность признана «как идеал культурного разнообразия и как ключ к превращению жесткой конкуренции в сотрудничество, основанное на общих ценностях и целях» (53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998г.);
• определение формирования толерантности (наряду с построением плюралистического общества, верховенством закона и др.) важнейшим фактором обеспечения мира, безопасности и равенства возможностей человека в странах - участницах ОБСЕ (Хартия европейской безопасности от 19 ноября 1999 года, г. Стамбул);
б) на общероссийском уровне:
• разработка российскими учеными новой гуманитарной парадигмы развития России в XXI веке;
• принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»;
• участие России в создании «новой системы безопасности»;
в) на региональном уровне:
• охват ряда субъектов федерации, в том числе и на Северном Кавказе, мероприятиями, осуществляемыми в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.);
• увеличение количества научно-практических конференций, публикаций и других мероприятий по данной тематике.
Методологическую основу исследования этноконфессиональной толерантности составил ряд взаимосвязанных положений, отдельные из которых уже являются результатом научных исследований, а некоторые предложены автором для создания целостного подхода к анализу заявленной проблемы. Автор развивает подход к этноконфессиональной толерантности как фактору обеспечения мира и безопасности. С этой целью в диссертации идея и практика толерантности, ее содержательные параметры рассмотрены конкретно-исторически в политологическом ключе.
К признанию в качестве важного фактора мира и безопасности идея и практика толерантности прошли сложный путь становления, развития и научного конституирования. В своем содержании феномен толерантности предполагает этноконфессиональную доминанту и исследование посвящено именно этноконфессиональной толерантности.
Анализ исторического развития идей и практики толерантности показывает, что в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Римской империи их проявление выражалось в терпимости к иноплеменным богам и куль¬там. В Средневековье, наряду с религиозной нетерпимостью, гонениями против инаковерующих и свободомыслящих, христианство не полностью было лишено толерантности. Носителями ее были Ф. Аквинский, М. Падуанский и другие гуманисты, искавшие путь к религиозным диалогам и примирению.
В период Возрождения и Реформации развитие идей толерантности было связано с восстановлением достоинства человеческой личности, пересмотром и фундаментальных догматов католицизма, и европейского опыта религиозных войн и, как результат, признанием конфессионального плюрализма (Аугсбургский религиозный мир 1555 г. и Нантский эдикт 1598 г.). Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе. Он создал идейно-политическое пространство для появления и легитимного существования центра между возникавшими противоположностями. Таким центром стал либерализм, в его методическом, социально-функциональном смысле, а не в идейно-доктринальном значении.
Особую роль в развитии идей толерантности сыграло европейское Просвещение. Джон Локк, Вольтер и другие просветители потребовали фундаментальную свободу религий, аналогичную личностному праву на свободу. Их труды способствовали смягчению характера проводимой русским самодержавием этноконфессиональной политики внутри страны (Наказ Екатерины II от 30 июля 1767 г.). В последствии развитие первой русской революции тоже вы¬нудил царизм обнародовать указ о веротерпимости (17 апреля 1905 г.), содержащий ряд уступок неправославным подданным империи.
Утверждение в XX веке на политической арене ряда стран, в том числе и СССР, тоталитарных и авторитарных режимов сопровождалось отвержением идей толерантности. Это поставило религию в нашей стране в сложные условия, тем не менее возможность возрождения толерантности сохранилась. Во второй половине ХХ века к терпимости, к свободе совести наше общество побуждают внутренние и международные факторы. Под влиянием ООН и ее ответвлений проблема толерантности обретает новый смысл: те государства, которые не проявляют терпимости к различиям во взглядах и формах поведения, соответствующих принципам международных актов, определяющих права человека, рискуют оказаться в состоянии духовного остракизма. Все это дало толчок формированию идеологии и практики перестройки
Современный международный гражданско-правовой опыт регулирования этнических и религиозных конфликтов, процесс реформирования российского общества и ситуация на Северном Кавказе актуализируют толерантность и как результат взаимодействия представителей различных этнических и конфессиональных групп, и как его предпосылку, и как фактор обеспечения стабильности, мира и безопасности.
При анализе содержания толерантности автор обращается к рассмотрению ее структурных элементов: терпимости, согласия и ненасилия, получивших в работе достаточное освещение. Толерантность характеризуется как мышление и поведение, выражающиеся в проявлении терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Она предполагает право представителя каждого этноса и вероисповедания на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей. Недопустимо также отрицательное отношение к человеку только на основе его принадлежности к какой-либо национальной или религиозной группе.
Решая исследовательскую задачу рассмотрения этноконфессиональной толерантности в функциональном плане, диссертант подходит к ней как к принципу деятельности социально-политических субъектов, соблюдение которого выступает необходимым условием для предупреждения насильственных конфликтов и обеспечения мира и безопасности. При этом автор определяет безопасность как отсутствие противоречий, которые могли бы привести чело¬века или социальную систему к гибели. Суть деятельности субъектов обеспечения безопасности заключается в заблаговременном обнаружении противоречий и, не выпуская ситуацию из-под контроля, разрешении их на основе мирного диалога, достижения консенсуса, согласия, предотвращая тем самым эскалацию напряженности по «лестнице»: вызов-риск-опасность-угроза. Для достижения успеха здесь необходимы: наличие системы мониторинга динамики угроз, позволяющей достоверно прогнозировать развитие ситуации в интересах безопасности, приверженность самих субъектов обеспечения безопасности принципу толерантности, а также создание благоприятных условий жизнедеятельности людей, исключающих обострение конфликтов.
Таким образом, в обнаружении и блокировании интолерантных, деструктивных начал в развитии противоречий и формировании справедливого социального порядка, утверждении климата терпимости на всех «этажах» социума - групповом, религиозном, этническом, региональном, национальном, автор усматривает роль этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности.
Формирование этноконфессиональной толерантности - долгосрочный, но перспективный путь обеспечения мира и безопасности. Его практическое осуществление связано с рядом противоречий и особенностей. Пример становления толерантности в лоне западной культуры, на основе западного либерализма не может быть универсальным для всех культур, без учета их специфики. В этой связи в реформируемой России и ее части - поликультурном Северо-Кавказском регионе - необходимо иметь в виду неблагоприятные для формирования толерантности особенности. Среди них: расколотость российской цивилизации («западники» - «почвенники»), ее молодость (относительно западной цивилизации), принадлежность к пограничному типу (где синтез различных культурных начал затруднен), манихейская доминанта ментальности и, наконец, обширный опыт насилия на всех уровнях социума, что объективно не способствует укреплению начал толерантности в обществе. Например, по данным социологических исследований число москвичей, выражающих нетерпимость в сфере этнических отношений, с1996 по 2003 год возросло более чем в два раза, а на Северном Кавказе появился даже новый вид фобии - «мигрантофобия». Поэтому формирование этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе, от стабильности которого в прямой зависимости
Проведенное исследование показало, что основные причины этноконфессиональной напряженности на Северном Кавказе обусловлены особенностями геополитического положения региона и социально-экономического уровня жизни людей. Они связаны с общим кризисом, охватившем страну, ошибками и недостатками в проведении национальной и кадровой политики, вмешательством преступных групп в решение социально-политических вопросов и объективно проявляются в малоземелье, критических условиях жизни, последствиях репрессий, депортаций целых народов и проблемах реабилитации, восстановлении их прав, а также в миграциях и т. д. Этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные для Северного Кавказа, сами по себе не являются причинами конфликтогенности.
Диссертационное исследование выявило прямую зависимость качества и эффективности формирования этноконфессиональной толерантности в обществе от совершенствования деятельности институтов государства (аппарат представительства Президента РФ в ЮФО, органы власти субъектов РФ, входящих в Округ, местное самоуправление) и гражданского общества (семья, учреждения образования, воспитания и культуры, миротворческие неправительственные организации, национально-культурные общины, этнические советы, научные, общественные и религиозные объединения). Складывающаяся система органов государственной власти, консолидирующая усилия руководителей Северо-Кавказских субъектов РФ, позволяет сплотить воедино мощности региона, инвестиции, помощь соседей и поддержку федерального центра в выполнении программы «Юг России» и решении ключевых задач региона. Положительную роль в этом деле сыграло создание представительства Президента РФ в Южном федеральном округе. Это позволило повысить оперативность политического управления, укрепить взаимосвязь и взаимную ответственность в системе «субъект - федеральный округ - федеральный центр»
Важным средством в деятельности институтов государства по формированию этноконфессиональной толерантности и профилактике экстремизма проявило себя развитие нормативно-правовой базы свободы совести и вероисповедания. Охватывая совокупность нормативно-правовых актов от Конституции РФ до решений местного самоуправления, конституционные принципы свободы вероисповедания и свободы совести вобрали в себя лучшие достижения современного правоведения и соответствуют нормам международного права. Они представляют собой важный шаг по пути реализации фундаментальных прав человека. Одновременно в республиках Северного Кавказа приняты нормативно-правовые акты, не вписывающиеся в федеральное правовое поле, но в целях профилактики экстремизма предусматривающие запрет на создание и функционирование организаций конкретного религиозного течения ваххабизма, а также на хранение и распространение материалов, содержащих пропаганду его идей.
Исследование показало, что степень реализации принципа этноконфессиональной толерантности в обществе определяют следующие критерии:
• реальное равноправие между представителями различных этносов, народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
• взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
• равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
• гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
• реальная возможность следовать традициям для всех культур, представ-ленных в данном обществе;
• свобода вероисповедания и неущемление прав представителей других конфессий;
• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
• отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между представителями различных вероисповеданий.
Все отмеченные показатели этноконфессиональной толерантности в той или иной степени оказывают влияние на состояние общества, способствуя снижению уровня имеющихся в нем напряженности, вызовов, рисков, опасностей, угроз и социальных страхов, выступая тем самым в качестве важнейшего фактора обеспечения мира и безопасности.
Проведенное исследование имеет определенное теоретическое и практическое значение.
В теоретическом плане результаты исследования позволяют расширить область научного применения понятия «этноконфессиональная толерантность», конкретизировать его объяснительные возможности в области этнополитической конфликтологии и политических процессов. Применительно к указанной научной области значение исследования состоит в раскрытии связей между этноконфессиональной толерантностью и обеспечением мирного диалога между представителями различных этнических и религиозных групп, конструктивного переговорного процесса между субъектами политических отношений на разных уровнях, нахождение консенсуса между переговорщиками, социальными общностями по несовпадающим вопросам, поиск политических союзников, дипломатия (особенно превентивные дипломатические действия), гибкая тактика в пред - и постконфликтных ситуациях и др.
Оцениваемые с этих позиций результаты исследования имеют практическое значение и могут быть применены при разработке основ национальной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, полезны при реализации Федеральной це-левой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» для разработки научно-методических основ формирования этноконфессиональной толерантности на полиэтническом, поликонфессиональном Северном Кавказе, а также при выполнении мероприятий, осуществляемых в регионе в рамках проекта № 2002/030-499 «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» (2002-2004 гг.). Результаты диссертационного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе:
1. Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия институтов государства и гражданского общества по вопросам обеспечения мира и безопасности. Этим целям могли бы послужить:
а) расширение полномочий и активизация деятельности Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО по достижению взаимопонимания, терпимости и согласия среди народов и конфессий, духовно-нравственному оздоровлению общества;
б) активное использование опыта и традиций народов Кавказа по разрешению конфликтов, механизма согласования интересов и достижения мира. Это эле-менты института гражданского общества: маслиата (примирения), старейшин, посредничества, куначества, аталычества, временные суды для разрешения споров и многое другое.
2. В публикациях анализирующих этноконфессиональные отношения и процессы на Северном Кавказе, как правило, делается акцент только на конфликтности, напряженности, дезинтеграции, распаде и т. п.
3. Мир и безопасность начинается с взаимопонимания, терпимости, согласия, толерантности, через духовность, культуру. Решению задачи формирования этноконфессиональной толерантности как фактора мира и безопасности могло бы способствовать создание общекавказского культурного центра- накопителя и распространителя богатого опыта культурного и духовного обмена, а также эталона достойного и разумного сочетания традиционных устоев Запада и Востока, присущего менталитету Кавказа на протяжении тысячелетий.
4. На Кавказе сошлись все крупнейшие мировые конфессии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура кавказских народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидным является тот факт, что без учета всех особенностей и своеобразия религиозных феноменов практически невозможно строить диалог культур, невозможно их сотрудничество и формирование толерантности в целом. Необходимо раскрыть мощный потенциал мира, справедливости, гуманизма и согласия, которые несут в себе религия и конфессиональные общины Северного Кавказа, прежде всего, наиболее распространенные, влиятельные и авторитетные в этом регионе: ислам и православие.
5. Кавказ - уникальный географический и геополитический центр формирования культуры, «солнечное сплетение культур, этносов, многообразия различных народов» (Ю.А. Жданов). Это культурное соцветие имеет богатый опыт миротворчества, совместных акций деятелей культуры, литературы и искусства, проведения взаимных дней, недель и декад культуры, нынешние фестивали искусств «Мир-Кавказу» и т.д., вносящих неоценимый вклад в дело мира и безопасности на Северном Кавказе. На наш взгляд, следовало бы поддержать предложение об учреждении в Южном федеральном округе РФ ежегодной премии за большой вклад в дело обеспечения мира на Кавказе.
1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. - М., 1994.
2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь: СГПИ,1983.
3. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. В.А. Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х ч. - Ч.2. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.
5. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
6. Авксентьев В.А., Шнюков В.В. От реактивности к аналитичности // Этнические проблемы современности. Вып. 7. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
7. Авшалумова Л.Х. Воспитание молодежи в духе толерантности как фактор решения межрелигиозных и межэтнических проблем // Госу-дарство и религия в Дагестане. Информ. - аналит. бюллетень № 1. Махачкала. Изд-во Дагпресс, 2002.
8. Алиева А.Х. Культура мира, толерантность - пути предупреждения экстремизма на Северном Кавказе // Воспитание культуры мира - важнейшее условие этнополитической стабильности на Северном Кавказе: Материалы научно практической конференции «Мир- Кавказу». - Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2000.
9. Алиев А.К. Воспитание культуры мира - важнейшее условие этнополитической стабильности на Северном Кавказе // Материалы науч-
10. Алиев М. Согласие. Социально-философский анализ. М.: Республика, 2001.
11. Аналитический отчет по материалам социологического и социально-психологического исследования проблем толерантности во взаимо-действии мигрантов и принимающего общества в Краснодарском крае / Автор и составитель В.Н. Петров. - Краснодар: КГУ, 2002.
12. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
13. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // МЭМО. 2000. № 10.
14. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). - Ростов-на-Дону - Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002.
15. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов на /Д. - Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2000.
16. Ахиезер А. Мифология насилий в советский период (возможность рецидива) // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
17. Ахиезер А. Проблемы государственной власти в России. Статья YIII . Центр власти и центр духа IIРубежи. 1996. № 9.
18. Бабин И.А. Геополитика и культура мира как факторы обеспечения
безопасности. Автореферат дисс. канд. политических наук.-Ставрополь, 2001.
19. Байрамова Л. Концепт "конфликт": лингвокультурологический анализ // Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». М., 1997.
20. Баранов Е.Г. Нациопатия - источник конфликтов IIОбщественные науки и современность. 1996. № 6.
21. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Изд. 2-е, доп. М., 1999.
22. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.
23. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. - М.: Международные от-ношения, 1998.
24. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Напечатано в Финляндии, 1993.
25. Богомолов А. С. Детерминизм, спонтанность и свобода в философии Демокрита // Вопросы философии. 1982. № 3.
26. Богомолов В. Кортунов С. Кавказская стратегия Вашингтона // Международная жизнь. 1999. № 1.
27. Большой Наказ, статьи 494, 496 // Полн. собр. законов Росс. Империи. Собр. Первое, 1767-1769, СП б, 1830. Т. 18.
28. Бородкин Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. 1997. № 2.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
30. Варзанова Т Религиозная ситуация в России (по данным социологических опросов) // Русская мысль. 1997. 13 марта.
31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс,1990.
32. Вестник миротворческой миссии на Северном Кавказе. Вып. № 1. - Пятигорск, 1998.
33. Власть обратилась к корням // Российская научная газета. 2003. 20 августа.
34. Войтенко А.Н. Звездные войны за ширмой религиозной свободы // Все об исламе. 2002. № 8.
35. Вольтер Трактат о веротерпимости // Собр. соч.: В 3-х т. -Т. 2. / Пер. с франц. - М.: Литература РИК Русанова, «Сигма-Пресс», 1998.
36. Воронцова Л., Филатов С. Татарское евразийство // Дружба народов.1998. № 8.
37. Всеобщая декларация прав человека. Принята ООН 10 декабря 1948 г. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Междунар. Отношения,2001.
38. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном Кавказе. - Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002.
39. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.
40. Гараджа В.И. Переосмысление // На пути к свободе совести. -М.: Прогресс, 1989.
41. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.
42. Геополитика и безопасность. Словарь основных понятий и определений. М., 1998.
43. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства царского и гражданского // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1970.
44. Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. № № 1, 2. -Махачкала, 2002
45. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. М., 2001.
46. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М.: Политиздат, 1987.
47. Гудков Л. Комплекс «жертвы». Особенности массового восприятия россиянами себя как этнонациональной общности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.1999. № 3.
48. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Фонд «Мир Л.Н. Гумилева», - М.: Изд-во «Институт ДИДИК», 1997.
49. Гундарь Е.С. Толерантность как условие предотвращения экстремизма // Качество образования как социальная проблема: Материа¬лы регион. науч. Конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
50. Гундарь О.Н. Политическое лидерство. Социально-философские проблемы. - Ставрополь, 2001.
51. Гундарь О.Н. Толерантность как императив современного мира // Качество образования как социальная проблема: Материалы регион. науч. Конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
52. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.
53. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: МГУ, 1974.
54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 гг. осуществ-ленного под ред. Проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Прогресс- Универс, 1994. Т.4.
55. Декларация об основных принципах государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе // Материалы северокавказского Межнационального совещания 29 января 1999 го-да в г. Ессентуки.
56. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений. Принята ООН 25 ноября 1981 г.
57. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // http://www.dspace.ru/html/1280.index.html.
58. Дело Лебедя будет продолжено // Аргументы и факты Северного Кавказа. 2003. № 16.
59. Демидов А. И. Ленинская критика теорий стихийности и современность. М., 1984.
60. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №1.
61. Дхаммапада. (Перевод с пали и комментарии В.Н. Топорова). - М.: Изд-во вост. лит., 1960.
62. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Подписана 4 ноября 1950 г., для РФ вступила в силу 5 мая 1998 г.;
63. Законы Ману. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
64. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце Х1Х столетия. М., 1970.
65. Заявление об основных направлениях деятельности миротворческой миссии на Северном Кавказе // Вестник миротворческой Миссии на Северном Кавказе. Вып. № 1. -Пятигорск, 1998.
66. Заявление участников // Материалы Международной конференции религиозных деятелей Кавказа в г. Ставрополе, 4-7 октября 1993 г.
67. Заявление участников организационного заседания Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе // Материалы заседания Совета от 15 ноября 2001 г. Г. Ставрополь.
68. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СП б, 1995.
69. Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1999. № 4.
70. Иммиграционный кодекс Ставропольского края // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. -1997 - №1-2 (31-32).
71. История Татарии в документах и материалах. М., 1937.
72. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д.Ю. Арапов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001.
73. Казанцев В.Г. О взаимопонимании, мире и межнациональном согласии в Южном федеральном округе // Северный Кавказ: Региональная еженедельная газета. 2000. Август. № 29.
74. Капто А. Толерантность в контексте концепции «культуры мира» // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
75. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. № 1.
76. Капто А.С. Толерантность в контексте концепций «Культуры мира» // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
77. Кинг М.-Л. Есть у меня мечта: Избранные труды и выступления. - М.: Наука, 1970.
78. Клименко А.Ф. Особенности новой Военной доктрины // Военная мысль. 2000. № 3.
79. Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования. 1994. № 4.
80. Кодин М. Общественные объединения // Наука. Политика. Предпринимательство. 1997. № 2.
81. Коков В.М. Религия добра и созидания // Северный Кавказ. 1999. № 45.
82. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов // Высшее образование в России. 2000. № 2.
83. Колонтаевская Е. Дело Лебедя живет и побеждает // Ставропольская правда. 2003. 15 апреля.
84. Конституция Российской Федерации. -М., 1996.
85. Коран: Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой / Гл. ред. д-р М. С. Аль Рошд. - Москва - Дамаск: «Аль Фуркан», 1995
86. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы и их специфика на Северном Кавказе: Автореферат диссертации доктора социол. наук. - Ставрополь, 1997.
87. Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М.: Изд-во МОСУ, 2002.
88. Королев В.И. О состоянии государственно-конфессиональных отношений на Северном Кавказе // Через диалог религий к прочному ми-
89. Косов Г.В. Формирование толерантности на дисциплинах гуманитарного блока // Качество образования как социальная проблема: Материалы регион. науч. конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ,2002.
90. Косолапов Н.И. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // МЭМО. 1992. № 11.
91. Коцонис А.Н. Греки в полиэтнической семье кавказских народов. Москва-Кавказ. Диалог культур. М., 1999.
92. Кузнецов В.Н. Культура безопасности как диалог цивилизаций и новая безопасность XXI века // НАВИГУТ. 2000. № 2.
93. Кузнецов В.Н. Основы социологии культуры безопасности // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
94. Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. № 2.
95. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001.
96. Курдюмов С.П. Законы коэволюции социальных систем, человечества и природы / Всероссийский Форум "Миллион друзей". Сборник материалов научно-практической конференции в Нижнем Новгороде 13-14 октября 2000 г. М., 2001. .
97. Лаврентьева Л.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся: целостный подход // Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002 г.). -Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
98. Лезвина В. Единое пространство - единые задачи // Ставропольская правда. 2003. 28 июня.
99. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6.
100. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов на / Д., 1994.
101. Локк Дж. Опыт о веротерпимости // Соч. в 3-х т.: Т. 3 / Пер. с англ. и лат; Ред. и сост., авт. Примеч. А.Л. Субботин. - М.: Изд-во «Мысль», 1988.
102. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Соч. в 3-х т.: Т. 3 / Пер. с англ. и лат; Ред. и сост., авт. Примеч. А.Л. Субботин. - М.: Изд-во «Мысль», 1988.
103. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
104. Магомедов А.А. Толерантность и семья // Качество образования как социальная проблема: Материалы регион. науч. конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
105. Магомедов А.М. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Дагестан // Государство и религия в Дагестане. Информационный бюллетень № 1. -Махачкала, 2002.
106. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика.1999.№ 4.
107. Матвеева Т.М. Неправительственные организации в механизмах за-щиты прав человека. М., 1997.
108. «Махабхарата». - Ашхабад, 1961. -Кн. XII.
109. Медведев Н.П. Социология. Политология. Геополитика / Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. - Ставрополь,2000.
110. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят ООН 16 декабря 1966 г.
111. Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. - М.: ОАО Авиаиздат, 2001.
112. Моисеев Н.Н. О механизмах самоорганизации общества и месте Разума в его развитии // Социально-политический журнал. 1993. № 8.
113. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Социально-политический журнал. 1995. № 5.
114. Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации // Миграция. - 1997.- № 3.
115. Мшвениерадзе В.В. Размышления о власти // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
116. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. 70 000 слов и выражений. -М.: «Сов. Энциклопедия», 1969.
117. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1.
118. На пути к толерантному сознанию / Отв. Ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.
119. «Национальность - феномен более существенный, чем казалось...» // Человек. 1990. .№ 6.
120. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. - М.: Академия, 2000.
121. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев И.А. Социально-философские этюды. Антология. - М.,
1997. Новикова О.С. Об особенностях этнического экстремизма / Этнические процессы накануне XXI века. - Ставрополь, 1998.
122. Нужны ли указатели к храму? // Ставропольская правда. 2002. 27 декабря.
123. Ньюком Т. Исследование согласия // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
124. «О безопасности» Закон РФ // Ведомости съезда народных депутатов РФ. 1992. № 15.
125. Обращение духовных лидеров Адыгеи // Все об исламе. 2003. № 9.
126. Одинцов М.И. Конституционно-правовые гарантии свободы совести и вероисповедания в России // Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе: Материалы Северокавказской научной конференции (г. Железноводск, 25-26 сентября 2002 г.). - Пятигорск, 2003.
127. «О Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе и первоочередные мерах по ее реализации»: решение северокавказского Межнационального совещания // Материалы северокавказского Межнационального совещания 29 января 1999 года в г. Ессентуки.
128. «О плане первоочередных действий Губернатора Ставропольского края на 2002 г.»: Постановление Губернатора Ставропольского края от 16 мая 2002 г. № 223 // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. Т. 1. 2002. № 6 (96).
129. «О пресечении незаконной миграции в Ставропольский край»: Закон Ставропольского края // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2002.- № 7(97).
130. «О признании утратившими силу Закона Ставропольского края «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определения на постоянное место жительства в Ставропольском крае, Закона Ставропольского края «О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определения на постоянное место жительства в Ставропольском крае» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. - 2000 г. - № 2 (68).
131. «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный за-кон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (В редакции Федеральных законов от 26 марта 2000 г. № 45-ФЗ, 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ и 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ).
132. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1994. Передерий С.В. О некоторых проблемах становления федерализма в современной Рос-сии / Северный Кавказ: проблемы региональной безопасности. - Пятигорск, 2000.
133. Полн. Собр. Зак. РИ. Собр. Второе, 1830. -СП б, 1831. Т. 5, 31. Отд. 1-е.
134. Положение о Межконфессиональном миротворческом Совете при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе // Материалы заседания Совета от 15 ноября 2001 года. Г. Ставрополь.
135. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. Тишкова В.А. -М., 1999.
136. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.
137. Рекомендация ПАСЕ «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе». Текст принят 24 апреля 2002 г.
138. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник. Составитель: К.М. Ханбабаев. - Махачкала, 2001.
139. Россия и Латинская Америка: цивилизации пограничного типа и модернизация (независимый теоретический семинар). // Рубежи. 1997. № 8-9.
140. Россия и мир ислама // «НГ-Сценарии. Электронная версия приложения к «НГ». 1998. № 1 от 28 января.
141. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России. Петроград,1917. Часть 3.
142. Рязанцев С. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. - Ставрополь; Изд-во СГУ, 1999.
143. Садохин А.П. Этнология. - М., 2001.
144. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод. ст. - М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
145. Салмин А.М. Религия, плюрализм и генезис политической культуры Запада // Ретроспективная и сравнительная политология. - М., 1991. Вып.1.
146. Свод законов Российской империи. Изд. 1896 г. - СП б, 1896. Т. XI. Ч.1.
147. Серебрянников В.В. От воинственности к миролюбию // Социс.2002. № 5.
148. Сидоренко П.Н. О духовно-нравственной парадигме воспитания // Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002 г.). -Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
149. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989.
150. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. - Изд. 4-е. -М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
151. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. СП б: Дуэт, 1994.
152. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию / Отв. Ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.
153. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.,1998.
154. Соловьев Э.Ю. Права человека в политическом опыте России // Реформаторские идеи в социальном развитии России. - М.: ИФ РАН, 1998.
155. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны (1944 г.) // Россия и современный мир. - 1999. - №3.
156. Социальные и межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения в регионе. - Махачкала, 1998.
157. Социология межнациональных отношений в цифрах. М.: ИСПИ РАН, 1999.
158. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.
159. Степин В. О философии ненасилия: (От культа силы к диалогу и согласию) // Общественные перемены и культура мира. - М.: Весь Мир, 1998.
160. Сторожевая башня. 1992. 1 января; 2002. 1 января.
www.watchtower.org
161. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М.,1996.
162. Тишков В. Культура толерантности в России // Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: ИЭ и А РАН, 2002.
163. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Культура мира и демократии. М., 1987.
164. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность, взаимопонимание и согласие. М., 1997.
165. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. -М., Воронеж, 2002.
166. Толерантность как основа социальной безопасности / Под ред. Н.П. Медведева. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
169. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1.
170. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629.
171. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Политические исследования. 1999. № 3.
172. Философия любви. М., 1990. Т. 1.
173. Философские науки. 1991. № 12.
174. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001.
175. Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе со-вести. М.: Прогресс, 1989.
176. Хадисы Пророка. Перевод и комментарии И. В. Пороховой / Гл. ред. д-р М.С. Аль Рошд. - Москва-Дамаск: «Аль Фуркан», 1419 по Хид¬жре.
177. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
178. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
179. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М. , 1996.
180. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. № 12.
181. Хоперская Л.Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? / Под ред. А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., 1999.
182. Хоперская Л. Управление этническими сообществами в Ростовской области // Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. - М.:ОАО «Авиаиздат», 2001.
183. Хорос В. Г. Проблемы формирования гражданского общества в Рос-сии и мировой опыт // Проблемы общественного развития. 1998. № 1.
184. Чагилов В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации: Монография. - Невинномысск: НИЭУП, 2002.
185. Червонная С.М. Тюрко-исламские народы Северного Кавказа: проблемы культурной общности, политической консолидации, мусуль-манской солидарности. - Москва-Кавказ. Диалог культур. - М., 1999.
186. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. - М.: Междунар. Отношения, 1988.
187. Что впереди: катастрофа или... // Рабочая трибуна. 1999.11 июня.
188. Шалин В.В. Толерантность. - Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.
189. Шаповалов В.А. Регион и регионоведческие исследования / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -Москва-Ставрополь, 2000.
190. Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность. 1994. №4.
191. Шубкин В., Иванова В. Страхи на постсоветском пространстве: Рос-сия, Украина и Литва // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 3.
192. Ariel Cohen. U.S. Policy in the Caucasus and central Asia // http: // www. Microsoft. Com / ru.