Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Толерантность как фактор формирования межличностных отношений младших школьников

Работа №50988

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «межличностные отношения» 6
1.2. Толерантность как педагогический феномен 13
1.3. Процесс формирования межличностной толерантности у младших
школьников 22
Выводы по I главе 27
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Содержание и методика экспериментальной работы по
формированию толерантности как фактора формирования межличностных отношений младших школьников 29
2.2. Основные направления работы по формированию межличностной
толерантности младших школьников 35
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
межличностной толерантности младших школьников 41
Выводы по II главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Россия претерпела за последние годы кризис идейных и нравственных ценностей. Буквально в каждой социальной среде девальвация духовной значимости побудила возникновение отрицательных последствий. В нынешнее время дети все больше стали проявлять агрессию, злобу, враждебность. К сожалению, этому способствует множество причин. Неприязнь и эгоизм попадают в школьную среду через СМИ, прямое окружение детей и семью. Необходимо не упустить и тот факт, что наша страна сложно устроена по национальному и социально-классовому составу[3].
Современное общество очень нуждается в развитии толерантности. Сейчас ускоренно развивается поиск действенных методов обучения детей в духе толерантности. Для нашей многонациональной страны толерантное воспитание - злободневная проблема, которая имеет политическое и социокультурное значение[9].
Лишь толерантная личность, которая может разумно взаимодействовать с людьми, способна существовать в постоянно изменяющихся условиях современности, может определять стиль своего поведения, обдумывать свои действия и поступки. Для осуществления прав человека и мирного сосуществования нам нужна толерантность. Чтобы дети были подготовлены к толерантному взаимодействию, им нужно освоить навыки гибкого реагирования на дифференцированные социальные воздействия, уметь творчески подходить к решению социально-психологических задач и быть уверенным в себе и своих способностях и возможностях[4].
Толерантность в ребёнке необходимо начинать формировать как можно раньше. Дети - это наше отражение, они копируют поведение окружающих их людей, в особенности родителей. Азы толерантной личности начинают формироваться в кругу семьи. Но именно в школе осуществляется социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности[7].
Для того чтобы воспитать толерантность у детей у школы как социального института гораздо больше потенциала. Только в школьной среде у ребенка могут быть образованы гуманистические ценности и достижимая вероятность к толерантному поведению[8].
Цель исследования: изучить процесс формирования толерантности как фактора межличностных отношений младших школьников.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников
Предмет исследования: процесс развития толерантности как фактора формирования межличностных отношений
Задачи исследования:
1. изучить сущность и содержания понятия «межличностные отношения»;
2. рассмотреть «толерантность» в научной литературе;
3. изучить процесс формирования межличностной толерантности у младших школьников;
4. проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования. Процесс формирования межличностных отношений младших школьников будет более эффективным, если:
- организовать межличностное толерантное пространство;
- в процессе обучения будут использованы различные упражнения, игры, беседы, направленные на формирование межличностной толерантности младших школьников;
- внедрить программу тренингов по формированию межличностной толерантности, учитывая поликультурность нашей страны.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы в области в педагогики и в остальных пограничных науках, как философия, психология, культурология, социология.
Такие зарубежные и российские исследователи, как И.Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Л.С Выготский, В.А. Сухомлинский и другие, изучали толерантность, как принцип гуманистической педагогики в историческом психолого-педагогическом аспекте[5].
В российской науке и практике вопросы толерантности поднимаются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). В зарубежной литературе популярны исследования А. Маслоу, К Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта. С. Мадди[3].
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по вопросам изучения);
- эмпирические (тестирование, анкетирование);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Чистополь.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: « Толерантность как фактор формирования межличностных отношений младших школьников» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391) [51].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С точки зрения педагогики, толерантность являет собой сформированное или образуемое моральное качество, добродетель, комплексное личностное качество, родовое значимое свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в общественных отношениях, основополагающим свойством которого стало принятие права другого на отличие. Актуализация толерантности зависит от стараний самого человека, наличие у него социально активной позиции, подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и самовоспитания [2].
Таким образом, толерантность, в педагогическом аспекте, содержит в себе признание, принятие, уважение и понимание отличного, выражающееся в позитивном отношении к другому.
На основе теоретических положений по проблеме нашего исследования и выявленных противоречий был составлен проект опытно - экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения взаимодействовать со сверстниками, который включал себя констатирующий эксперимент и проект реализации педагогических условий гипотезы.
Данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности межличностной толерантности младших школьников.
Разработаны и экспериментально организованны мероприятия по формированию межличностной толерантности учащихся начальной школы.
Рассмотрены педагогические условия формирования межличностной толерантности у детей младшего школьного возраста.
Анализ современного опыта организации межличностного толерантного воспитания младших школьников показал, что многие ученики проявляют средний уровень межличностной толерантности, что говорит о том, что работа по формированию межличностной толерантности организована, учитель обеспечивает благоприятные педагогические условия для формирования межличностной толерантности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, мы считаем, что реализация данных педагогических условий послужит наиболее эффективному формированию толерантности у младших школьников.
В ходе работы нами достигнута поставленная цель исследования - изучить процесс формирования толерантности как фактора межличностных отношений младших школьников, были решены все поставленные перед нами задачи, гипотеза была экспериментально доказана и реализована.



1. Авидон С.В. Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ / С.В. Авидон. - Екатеринбург, 2012.
2. Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики / А.С. Арнольдов. - М., 2009.
3. Асмолов А.Г. Декларация принципов толерантности // Век толерантности / А.Г. Асмолов. - М., 2010.
4. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / А.Г. Асмолов. - М.,
2010.
5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015.
6. Батрак А.Я. Психологическое сопровождение экспериментального исследования // Формирование навыков толерантного поведения младших школьников / А.Я Батрак. - М.: ДРОФА, 2010.
7. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева. - М.: Вербум-М, 2013.
8. Бобинова С.В. Приемы воспитания толерантности / С.В. Бобинова. - М., 2014.
9. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Просвещение, 2100.
10. Век толерантности // Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2015.
11. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения / Социально¬политический журнал // Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / Н.Н. Гасанов. - М., 2009.
12. Горячев М.Д. Социальная педагогика: Хрестоматия / М.Д. Горячев. - Самара, 2013.
13. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ. высш. учебн. Заведений / О.С. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
14. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. С.К. Бондыревой. - М.; Воронеж, 2012.
15. Губина Т.Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока / Т.Н. Губина. - М., 2012.
16. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно¬нравственного воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009.
17. Декларация принципов терпимости: [утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года] // Культура мира: Документы. Библиография. М., 2009.
18. Кириллова И.Г. Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения / И.Г. Кириллова. - М., 2013.
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы / Г.М. Коджаспирова. - М., 2013.
20. Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия / О.А. Колобов. - Нижний Новгород, 2016.
21. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме / В.С. Кукушкин. - Ростов-на-Дону, 2012.
22. Левченко Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя / Е.Г. Левченко. - Красноярск, 2016.
23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.,
2011.
24. Немов Р.С. Психодиагностика / Р.С. Немов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
25.Обучение толерантности. Методическое пособие / под ред. Г.Л. Бардиер. - СПб.: Норма, 2014.
26.Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. - Новосибирск; М., 2017.
27. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М., 2011.
28. Педагогика: большая соврем.энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Соврем.слово, 2015.
29. Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир // Методическое пособие с поурочными разработками, 1 класс / А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012.
30. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
31. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков - Ярославль, 2013.
32. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности: Вопросы психологии / Л.И. Рюмшина. - М., 2012.
33. Сериков Г.В. Мир различий / Сборник упражнений для учащихся образовательных школ / Г.В. Сериков. - Воронеж, 2014.
34. Ситаров В.А. Педагогика и психология в образовательном процессе / под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2010.
35. Словарь иностранных слов / под ред. В.В. Бурцевой. - М., 2014.
36. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, ОД. Шарова. - М.: Генезис, 2010.
37. Социальная работа в России: прошлое и настоящее / под ред. М.И. Батя. - М., 2012.
38. Степанов П.А. Как воспитать толерантность? / П.А. Степанов // Народное образование. - 2011. - №9.
39. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей. - М., 2012.
40. Толерантность и согласие / под ред. В.А. Тишкова, Г.У. Солдатовой. - М., 2012.
41. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников - 2013. - №3.
42. Тупик С.Е. Формирование толерантного поведения у младших школьников / С.Е. Тупик. - М., 2010.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение 2011.
44. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: метод.материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2017.
45. Фопель К. Как научить детей сотрудничать / К. Фопель. - М., 2010. - Ч.
I.
46. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе / К. Фопель. - М.,
2012.
47. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. - М.: Юристъ, 2017.
48. Церенова О.А. Дидактические игры / О.А. Церенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
49. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. - М.: ВАКО, 2015.
50. Яшин М.Ю. Тренинг толерантности / М.Ю. Яшин. - М.: ИПП, 2011.
51. Сборник статей Международного педагогического портала «Солнечный свет»: режим доступа: https//solncesvet.ru/conference/, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ