Введение 3
ГЛАВА 1. Затраты и повышение конкурентоспособности предпринимательских
структур 9
1.1. Основные проблемы и пути повышения конкурентоспособности
предпринимательских структур 9
1.2. Место и роль затрат в конкурентоспособности предпринимательских
структур 23
1.3. Особенности управления затратами в предпринимательских структурах... 38
Выводы 51
ГЛАВА 2. Теоретические основы формирования и развития системы
стратегического управления затратами 53
2.1. Анализ и сравнительная оценка современных систем стратегического
управления затратами 53
2.2. Принципы построения и требования к системе стратегического
управления затратами в предпринимательских структурах 70
2.3. Построение модели системы стратегического управления затратами 88
2.4. Функции системы стратегического управления затратами на различных
стадиях процесса стратегического управления предприятием 94
2.5. Выбор стратегических альтернатив на основе системы стратегического
управления затратами 102
Выводы 111
ГЛАВА 3. Методические и организационные основы формируемой системы
стратегического управления затратами 113
3.1. Методика внедрения и организационного обеспечения системы
стратегического управления затратами 113
3.2. Экономическая целесообразность внедрения системы стратегического
управления затратами 134
Выводы 139
Заключение 140
Лигература 142
Приложения 153
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития российской и мировой экономики, такие как изменение потребительского спроса, глобализация рынков, сокращение жизненных циклов товаров и технологий, рост требований к их качеству, усложнение методов конку-рентной борьбы, носят объективный характер и ведут к усложнению ориентации предприятия во внешней среде.
В современных рыночных условиях для отечественных предпринимательских структур все большее значение приобретает проблема обеспечения их конкурентоспособности, причем на первый план выходит конкуренция не толь- ко в области товаров и услуг, но и в организации, и методах управления.
Наиболее серьезными проблемами в области обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур являются такие проблемы, как недостаточное развитие системы стратегического управления, обеспечивающей устойчивое развитие предпринимательских структур, и низкое качество управления затратами на отечественных предприятиях.
Самым перспективным путем повышения конкурентоспособности предпринимательских структур представляется формирование системы стратегического управления затратами, которая представляет собой одну из основных составных частей системы стратегического управления предприятием, обеспечивающей рациональный уровень затрат на всех этапах жизненного цикла товара и повышающей обоснованность стратегических решений.
Большой вклад в формирование теории стратегического управления внесли работы таких ученых, как Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс.
Среди трудов по проблеме построения системы управления затратами со стратегической направленностью (стратегическому управлению затратами, стратегическому управленческому учету, а также контроллингу), по отдельным
вопросам управления затратами, связанным со стратегическим использованием информации о затратах, следует отметить работы следующих ученых: Н.Г. Данилочкиной, В.Б. Ивашкевича, В.Г. Лебедева, В.С. Кабакова, В.П. Попкова,В.П. Кусгарева, В.Ф. Богачева, О.С. Бушуева, В.Ф. Палия, МА. Бахрушиной, Т.П. Карповой, О.Е. Николаевой, В.И. Ткач, Н.В. Валебникова, С.А. Николаевой, О.Н. Мельникова, А.Д. Шеремета, Т.В. Шишковой, К. Симмондаа, М Бромуича, А. Бхимани, Дж. Шанка, В. Говиндараджана, Р. Рослендера, Б. Лорд, П. Муна, Ф Л. Фитцджеральда, Р. Каплана, Д. Нортона, Дж. Иннза, X. Фольмута, А. Дайле, Э. Майера, К. Уорда, X. Блека, К. Друри, В. Кильгера, И. Клоока, X. Плауга, П. Рибеля, П. Хорвата, Ч. Хорнгрена, Б. Штайтмайра, Р. Вандер Вила, П. Друкера, Э. Майера, Р. Мана, Дж. Риса, Дж. Сигела, Д. Хана, Дж. Шима, Р. Энтони, Д. Миддлтона.
Высоко оценивая вклад ученых в разработку данной проблемы, нельзя не отметить, что в работах перечисленных авторов недостаточно внимания уделяется вопросу формирования системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах как самостоятельной системы и вопросам эффективного использования ее при разработке и реализации стратегии предпринимательской структуры.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке системы стратегического управления затратами как одной из основных составных частей системы стратегического управления предпринимательской структурой, обеспечивающей формирование эффективной стратегии и ее реализацию с рациональными затратами.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
— выявлено соотношение затраты-конкурентоспособность, а именно: влияние уровня и структуры затрат на конкурентоспособность предприятия;
— проанализированы современные методы управления затратами, обеспечивающие повышение обоснованности стратегических решений и их реализацию;
— уточнено определение и раскрыта сущность понятия «стратегическое управление затратами»;
— дополнены принципы и требования формирования и функционирования системы стратегического управления затратами как состав¬ной части стратегического управления в предпринимательских структурах;
— определен состав и содержание функций системы стратегического управления затратами;
— разработана базовая модель системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах;
— разработана организационно-функциональная схема системы стратегического управления затратами;
— исследованы методы управления затратами, на основе которых может быть реализовано выполнение функций системы стратегического управления затратами, и предложены основные направления их использования;
— предложена методика внедрения и организационного обеспечения системы стратегического управления затратами;
— выявлены источники эффективности и предложен метод оценки экономических результатов функционирования системы стратегического управления затратами.
Объектом исследования выступают затраты, характеризующие деятельность предпринимательских структур различной организационно-правовой формы, занимающихся производством товаров и (или) оказанием услуг.
Предметом исследования являются научные и методические основы формирования системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах.
Теоретической и методологической основой исследования послужили идеи и концепции, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам стратегического управления, управления затратами, использования информации о затратах в целях стратегического управления, а также теории систем и теории организации. Также в диссертационном исследовании были использованы статистические и справочные данные, нормативные и законодательные акты РФ.
Научная новизна заключается в следующем:
— уточнено определение и раскрыта сущность понятия «стратегическое управление затратами»;
— дополнены принципы и требования формирования и функционирования системы стратегического управления затратами как состав¬ной части системы управления предпринимательской структурой;
— разработаны базовая модель и организационно-функциональная схема системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах;
— исследованы методы управления затратами, на основе которых может быть реализовано выполнение функций системы стратегического управления затратами, и предложены основные направления их использования;
— выявлены источники эффективности и предложен метод оценки экономических результатов функционирования системы стратегического управления затратами.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке требований и принципов построения системы стратегического управления затратами, разработке модели системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах, разработке методического и организационного обеспечения функционирования системы, которые могут быть использованы предприятиями в целях повышения своего конкурентного статуса.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методические результаты исследования были апробированы при реформировании системы управления ОАО «ЛОМО» и Центра Инновационных Технологий (филиал ОАО «НИИ ВС «СПЕКТР» холдинговой компании «Ленинец»),а также обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях студентов и аспирантов СПб ГУ ИТМО и СПб ГУ.
Результаты исследований используются в учебном процессе по специальностям «Менеджмент организации» (061100), «Прикладная информатика в экономике» (351400), «Национальная экономика» (060700).
По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 4,8 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его цель, объект, предмет и задачи, раскрыта научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Затраты и повышение конкурентоспособности предпринимательских структур» рассмотрены основные проблемы и пути повышения конкурентоспособности предпринимательских структур современной России, выявлены место и роль затрат как одного из основополагающих факторов повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики, исследованы особенности управления затратами в предпринимательских структурах на современном этапе.
Во второй главе «Теоретические основы формирования и развития системы стратегического управления затратами» проанализированы основные со-временные концепции построения систем стратегического управления затрата-ми; уточнено определение и раскрыта сущность понятия «стратегическое управление затратами»; дополнены принципы и требования формирования и функционирования системы стратегического управления затратами; определен состав и содержание функций системы стратегического управления затратами на различных стадиях стратегического процесса на предприятии; разработана базовая модель системы стратегического управления затратами; разработана организационно-функциональная схема системы стратегического управления за¬тратами; исследованы методы управления затратами, на основе которых может быть реализовано выполнение функций системы стратегического управления затратами, и предложены основные направления их использования.
В третьей главе «Методические и организационные основы формируемой системы стратегического управления затратами» предложена методика внедрения и организационного обеспечения системы стратегического управления затратами, выявлены источники эффективности и произведена оценка экономической целесообразности внедрения системы стратегического управления затратами на предприятии.
В заключении изложены основные научные и практические результаты диссертационного исследования, а также сформулированы основные выводы и предложения.
Список литературы включает 124 наименования.
Данная работа направлена на формирование системы стратегического управления затратами как одной из основных составных частей системы стратегического управления предпринимательской структурой, обеспечивающей формирование эффективной стратегии и ее реализацию с рациональными затратами.
В результате проведенного исследования было выяснено, что повышение конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур находится в прямой зависимости от качества и эффективности управления затрата-ми. Анализ данной проблемы показал, что одним из путей ее решения является формирование системы стратегического управления затратами как одной из основных составных частей системы стратегического управления предпринимательскими структурами.
Анализ и сравнительная оценка научных работ, посвященных проблеме управления затратами в целях стратегического управления предпринимательскими структурами, свидетельствуют о недостаточном внимании, уделяемом данному вопросу в теории и на практике. Отсутствуют общепринятое понятие «стратегическое управление затратами», дающее представление о составе главных функций системы, полный и достаточный перечень принципов и требований построения системы стратегического управления затратами и, как результат, отсутствует целостная, научно обоснованная система стратегического управления затратами в предпринимательских структурах.
В диссертационной работе была раскрыта сущность и дано авторское определение понятия «стратегическое управление затратами», что позволило определить состав основных функций системы стратегического управления затратами.
Были дополнены принципы и требования формирования и функционирования системы стратегического управления затратами как составной части системы управления предпринимательской структурой, соблюдение которых позволяет обеспечить стабильное функционирование этого хозяйствующего субъекта.
В диссертации были разработаны базовая модель и организационно- функциональная схема системы стратегического управления затратами, учитывающие реорганизацию протекающих в предпринимательских структурах процессов, что позволяет сформировать адаптивную систему управления ими.
Были исследованы методы управления затратами, на основе которых может быть реализовано выполнение функций системы стратегического управления за¬тратами, и предложены основные направления их использования, что позволяет стратегически управлять затратами в действующих предпринимательских структурах.
В работе была предложена методика внедрения и организационного обеспечения системы стратегического управления затратами.
Были выявлены источники эффективности и предложен метод оценки экономических результатов функционирования системы стратегического управления затратами, что позволяет принимать решение о необходимости формирования системы в предпринимательских структурах и оценивать качество ее функционирования.
Основные положения и научные результаты, полученные в работе, могут быть использованы для решения комплекса задач по формированию системы стратегического управления затратами в предпринимательских структурах. Предложенные разработки могут быть легко адаптированы для применения в предпринимательских структурах любой сферы деятельности и любого размера.
Система стратегического управления затратами позволит существенно повысить конкурентоспособность предпринимательских структур за счет повышения объективности оценки деятельности отдельных подразделений и пред¬приятия в целом и за счет получения качественно нового набора стратегических альтернатив.
1. Богачев В. Ф., Кабаков В. С., Ходачек А. М. Стратегия малого предпринимательства. —СПб.: Корвус, 1995.—223 с.
2. Богачев В. Ф. Введение в предпринимательство. — СПб.: Балт. гос. техн, ун-т, 2003. — 80 с.:ил.
3. Дряхлов Н. И., Давыденко Н. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Социс. — М., 1996. — №6. —С. 120-125.
4. Кабаков В. С., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие. — СПб., 1996. — 73 с.
5. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. —М.: Наука, 1991. —106 с.
6. Корабельников В. М. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие. — СПб.: СПБГИЭУ, 2001. —145 с.
7. Крупанин А. А. Основы предпринимательства: Учебно-практ. пособие для экон. спец. — СПб.: СПбГИЭА, 1992. — 177 с.
8. Крупанин А. А. Основы регулирования предпринимательства.— СПб.: СПбГИЭА, 1998.—92 с.
9. Предпринимательство в конце XX века / А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. —М.: Наука, 1992. — 312 с.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Пер. с нем. —М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
11. ХизричР., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство / Пер. с англ, и общ. ред. В. С. Загашвили. —М.: Прогресс, 1993. —157 с.
12. Каморджанов Д. Р. Стратегическое управление предпринимательским потенциалом коммерческого предприятия : Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. экон, наук: (08.00.05) / Каморджанов Денис Рашитович;
ф [С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т]. —СПб., 2002. — 18 с.
13. Попков В. П., Балашов А. И., Мячин Ю. В. Обеспечение устойчивости раз- ft'
вития предпринимательских структур на основе инвестиционного планирования. — СПб.: Издательство «Нестор», 2004. —165 с.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2. — СПб.: Герда,2001. —447 с.
15. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2001.—679 с.
16. Заявление Председателя Правительства РФ М. М. Касьянова на пресс- конференции, посвященной итогам 2003 года. // Официальный сайт Правительства РФ. —Способ доступа: URL: http://www.e-govemment.ru/.
17. The World Competitiveness Yearbook. IMD, 2001.
18. The Global Competitiveness Report 2000, 2001-2002. World Economic Forum.
19. Федюкин И. Россию обходят. // Ведомости. — 30 октября 2003. — Способ доступа: URL: http://www.vedomosti.rU/newspaper/index.shtml72003/l0/30
20. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. и перераб. —М.: Институт новой экономики, 2002. —1280 с.
21. КомпанецИ. Н. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе организации предпринимательской деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон, наук : (08.00.05) / Компанец Илья Николаевич ; [С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т]. — СПб., 2003. —16 с.
22. Егоров Д. А. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на основе комплексно-комбинированного подхода: Автореф. дис. на со¬иск. учен. степ. канд. экон, наук : (08.00.05) / Егоров Дмитрий Александрович ; [Гос. ун-т управления]. —М., 2003. —30 с.
23. Берзинь И. Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 1997. —253 с.
24. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. — М.: РАГС, 2001. —223 с.
25. ДжаманМ. А. Развитие корпоративного управления.— СПб.: СПбГАУ,2001. —64 с.
26. Заруцкая В. В. Стратегическое планирование развития корпорации в условиях становления рыночных отношений в России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон, наук : (08.00.05) / Заруцкая Влада Валерьевна; [С.- Петерб. гос. ун-т экономики и финансов]. — СПб., 1999. —18 с.
27. Попков В. П., Семенов В. П. Экономика и организация инвестиций: Учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2001. —224 с.
28. Рассел Л. Акофф. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. —М.: Сирин, 2002. — 256 с.
29. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г. А. Краюхина. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 277с.: ил.
30. Друри К. Управленческий и производственный учет: Учебник/ Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. —1071 с.
31. Shank, J. К. (1989) Strategic cost management: new wine or just new bottles? Journal of Management Accounting Research (USA), Fall. 47-65.
32. Мескон M. X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.
33. Портер М. Э. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина.— М.: Международные отношения, 1993.— 895 с.
34. А. А. Томпсон, мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. с 9-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. —XX, 412 с.
35. Минцберг Г., Куини Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
36. Andrews, К. R., The Concept of Corporate Strategy — Homewood, IL: Irwin, 1980.
37. Westley, F. and Mintzberg, H. Visionary Leadership and Strategic Manage- ment. — Strategic Management Journal (10, 1989; pp. 17-32)
38. Prahalad, С. K. and Hamel, G. The Core Competence of the Corporation. — Harward Business Review (68, 3, May-June 1990; pp. 79-91)
39. Quinn, J.B. Strategic Change: Logical Incrementalism. — Sloan Management Review, Vol. 1, №20, Fall, 1978, pp. 7-21.
40. Mintzberg, H. Mintzberg on Management: Inside our Strange World of Organi¬zations - New York: The Free Press, 1989.
41. Greiner, L.E. Evolution and Revolution organization grow — Harward Business Review, July-August, 1979.
42. Hamel, G., and Prahalad, C.K. Strategic Intent—Harward Business Review, May-June, 1989.
43. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ, под ред. Ю.Н.Каптуревского. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
44. КарлофБ. Деловая стратегия / Пер. с англ.; Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. —М.: Экономика, 1991. — 239 с.
45. Градов А. П. Стратегия экономического управления предприятием: принципы формирования стратегических решений: Учебное пособие. — СПб.: СПбГТУ, 1993.
46. Кустарев В. П., Варламов Б. А. «Формирование стратегии организации». Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации». — СПб.: СПб ГУ ИТ- МО, 2004. —34 с.
47. Кустарев В. П., Варламов Б. А. Методические указания к практическим работам «Стратегический менеджмент» (часть 2).— СПб.: СПбГУИТМО, 2004. —15 с.
48. Стенограмма круглого стола, организованного «Институтом “Восток- Запад”» и Фондом «Центр экономических исследований и распространения экономической информации “Открытая экономика”» в рамках открытой дискуссии «Будущее России: развитие глобальной конкурентоспособности». — Способ доступа: URL: http://www.3i.ru/.
49. Шувалова И. Карта российского консалтинга // Эксперт. — 2001. — №4. — С.77-88
50. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект /Пер. с англ, под ред. Я.В.Соколова. —М.: Финансы и статистика, 2000. — 416с.: ил. — (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту)
51. Вестник И11Б: Выпуск 4. Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие. —М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. — 176 с.
52. Стандарты бухгалтерского учета. ПБУ 1 - ПБУ 14 / издание третье, дополненное — СПб.: «Кадис», 2001. — 89 с.
53. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-марте 2003 года: Стат. сб. / С.-Петерб. ком. гос. статистики. — СПб.: Петербургкомстат, 2003.
54. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 2002 года : Стат. сб. / С.-Петерб. ком. гос. статистики. — СПб.: Петербургкомстат, 2003.
55. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 2001 года : Стат. сб. / С.-Петерб. ком. гос. статистики. — СПб.: Петербургкомстат, 2002.
56. Промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001 го-ду : Стат. сб. / С.-Петерб. ком. гос. статистики. — СПб.: Петербургкомстат,2002.
57. Промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской области : Стат. сб. /
С.-Петерб. ком. гос. статистики. — СПб.: Петербургкомстат, 2001.
58. Уильямсон О.И. Логика экономической организации. В кн.: Природа фирмы /Пер. с англ. —М.: Дело, 2001. —360 с.
59. Davis, S. &Meyer, С., Blur: The speed of change in the connected economy, Capstone, 1998.
60. The World in 1999, The Economist Publications, 1999.
61. Business Week, August 25,1997.
62. Michael E. Porter, Competitive Advantage. New York: Free Press, 1982.
63. Ковалев B.B., Соколов Я.В. Основы управленческого учета: Учебное пособие.—СПб.: ЛИСТ, 1991.
64. Управленческий учет: Учебное пособие по экон. спец. / Под ред.
A. Д. Шеремета. —М.: ФБК ПРЕСС, 2000. —510 с.:ил.
65. Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2002, —350 с.
66. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб, для вузов. — М.: Юристь, 2003. —618 с.
67. Мицкевич А. Управление затратами и прибылью.— М.: ОЛМА-ПРЕСС ИНВЕСТ: Институт экономических стратегий, 2003. — 192 с.
68. Котляров С. А. Управление затратами. Планирование. Калькулирование. Контроль. —СПб.: Питер, 2001. —160 с.
69. Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия. — М., 2004. — 218с.
70. Хамидуллина Г. Р. Управление затратами. Планирование. Учет. Контроль. Анализ издержек обращения. —М.: Экзамен, 2004. — 352 с.
71. Леготин Ф. Я., Леготин А. Ф. Управление затратами и ценообразованием. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон, ун-та, 1999. —287 с.
72. Мельников О. Н., Ларионов В. Г. Управление затратами: Учеб, пособие для студентов специальностей 060500 и 060800 / М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. ун-т прикладной биотехнологии, Каф. «Экономики и менеджмента». —М.: МГУПБ, 1998. —154 с.:ил.
73. Автоматизированное управление затратами на предприятии /
B.П. Кустарев, Л. И. Путинцев, Л. П. Беликова, В. П. Холоднова. Под общ. ред. В.П. Кустарева.— Л.: Машиностроение Ленингр. отд-ние, 1990.— 226 с.:ил.
74. Bromwich, М. and Bhimani, А. (1994) Management Accounting: Pathways to Progress, Chartered Institute of Management Accountants.
75. Tomkins, C. and Carr, C. (1996) Editorial in Special Issue of Management Ac-counting Research: Strategic Management Accounting, Management Account-ing Research, 7(2), pp. 165-167.
76. Innes, J. (1998) Strategic Management Accounting, in Innes. J (ed.). Handbook of Management Accounting. Gee. Ch. 2.
77. Cooper, R. and Kaplan, R.S. (1988) Measure costs right: make the right deci-sions, Harvard Business Review, September/ October, pp. 96-103.
78. Simmonds, K. (1981) Strategic management accounting. Management Account¬ing. 59(4), pp. 26-29.
79. Simmonds, K. (1982) Strategic management accounting for pricing: a case ex-ample. Accounting and Business Research. 12(47), pp. 206-214.
80. Bromwich, M. (1990) The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets, Accounting, Or¬ganisations and Society, 1, pp. 27-46.
81. Lord, B. R. (1996). Strategic management accounting: the emperor's new clothes? Management Accounting Research, 7(3), pp. 347-366.
82. Варламов Б. А. Управление затратами как основная часть стратегического планирования И Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Выпуск 7. Проблемы экономического и гуманитарного образования в техническом вузе / Под ред. В.И. Подлесных. — СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2003. — С.44-50.
83. Simmonds, К. (1986) The accounting assessment of competitive position, Euro¬pean Journal of Marketing. Organisations and Society. 12(4), pp. 357-374.
84. Ward, K. (1992) Accounting for marketing strategies, in Management Account¬ing Handbook (ed. C. Drury), Butter-worth-Heinemann, Ch. 7.
85. Porter, M. (1985) Competitive Advantage, New York, Free Press.
86. Miles, R. E. and Snow, С. C. (1978) Organizational Strategies, Structure and Process, New York, McGraw-Hill.
87. Simons, R. (1987) Accounting control systems and business strategy. Account¬ing. Organizations and Society, 12(4), pp. 357-374.
88. Ittner, C. D., Larcker, D. F. and Rajan, M. V. (1997) The choice of performance ft
measures m annual bonus contracts, The Accounting Review. 72(2). pp. 231-255.
89. Shank, J. K. (1989) Strategic cost management: new wine or just new bottles? Journal of Management Accounting Research (USA), Fall. 47-65.
90. Bromwich, M. (1990) The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets, Accounting, Or¬ganisations and Society, 1, pp. 27-46.
91. Roslender, R. (1995) Accounting for strategic positioning: Responding to the crisis in management accounting, British Journal of Management, 6, pp. 45-57.
92. Maisel, L. S., Performance Measurement: The Balanced Scorecard Approach, Journal of Cost Management, Summer 1992, pp. 47-52.
4» 93. McNair, C. J., Lynch, R. L., Cross, K. F., Do Financial and Nonfmancial Per¬
formance Measures Have to Agree?, Management Accounting, November 1990, pp. 28-35.
94. Adams, C., Roberts, P. You Are What You Measure (Manufacturing Europe 1993, Sterling Publications Ltd, 1993), pp. 504-507.
95. Kaplan, R. S. and Norton, D. P. (1992) The balanced scorecard: measures that drive performance, Harvard Business Review, Jan-Feb, pp. 71-79.
96. Kaplan, R. S. and Norton, D. P. (1993) Putting the balanced scorecard to work, Harvard Business Review, September-October, pp. 134-147.
97. Kaplan, R. S. and Norton, D. P. (1996) Using the balanced scorecard as a strate- gic management system, Harvard Business Review, Jan-Feb, pp. 75-85.
98. Kaplan, R. S. and Norton, D. P. (1996) The Balanced Scorecard: Translating startegy into action, Harvard Business School Press.
99. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. —М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, — 320 с.:ил.
100. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.
101. Джон К. Шанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. —СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. —288 с.
102. Porter, М.Е. Competitive Strategy. New York: Free Press, 1980.
103. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник.— 3-е изд., испр. —М.: Дело, 2002. —392 с.
104. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: ПИТЕР, 1999.
105. Варламов Б. А. Стратегическое управление затратами и стратегический процесс на предприятии// Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России. // Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. д.э.н., проф. Смирнова С. Б.— СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. — С.119-125.
106. Основы построения АСУ/ Под ред. В. И. Костюка: Учебное пособие для вузов. —М.: «Сов. радио», 1977. — 304 с.
107. Джонсон Р. и др. Системы и руководство (теория систем и руководство системами) / Пер. с англ. —М.: Советское радио, 1974.
108. Прикладная общая теория систем : В 2-х кн. / Дж. ван Гиг; Пер. с англ, под ред. [и с предисл.] Б. Г. Сушкова, В. С. Тюхтина. —М.: Мир, 1981.
109. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. — М.: Финансы, 2003. — 496 с.:ил., портр.
110. Кустарев В. П., Варламов Б. А. Стратегическое управление затратами предприятия // Теория и практика управления социально-экономическими системами: Тезисы докладов научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 16 февраля 2001 г.).— СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2001. —С.54-56.
111. Варламов Б. А. Калькуляция затрат по видам деятельности как один из основных инструментов стратегического управления затратами// Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: Тезисы док-ладов научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2001 г.). — СПб.: Изд-во СПб ЦБНТИ, 2001. — С.71-72.
112. Варламов Б. А. Анализ затратообразующих факторов — ключ к эффективному управлению затратами // Современные технологии: Сборник научных статей / Под ред. профессора С. А. Козлова.— СПб.: СПб ГИТМО (ТУ),
2001. —С.342-347.
113. Варламов Б. А. Целесообразность или соотношение стратегии предприятия и системы управления затратами // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Выпуск 2. Новые направления гуманитарной составляющей технического образования / Гл. редактор В. Н. Васильев. — СПб.: Изд-во СПб ГИТМО (ТУ), 2002. — С. 113-116.
114. Варламов Б. А. Соотношение стратегического позиционирования и процесса построения системы управления затратами // Труды СПб ГИТМО (ТУ)
ft' (Санкт-Петербург, 24 января 2002 г.).— СПб.: Изд-во СПб ГИТМО (ТУ),2002. —С.43-44.
115. Варламов Б. А. Разработка функциональной системы калькуляции себестоимости // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов в условиях транзитивной экономики современной России. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. / Под ред. д.э.н, проф. С. Б. Смирнова— СПб.: Изд-во «НЕСТОР», 2002. — С.51-53.
116. Варламов Б. А. Нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия // Актуальные проблемы менеджмента в России на современном эта- пе: резервы экономического роста и социального прогресса. Тезисы докладов научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5 декабря 2002 г.). — СПб.: ОЦЭ и М, 2003. — С.62-63.
117. Кустарев В. П., Варламов Б. А. Теория бизнес-систем и стратегическое планирование // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Выпуск 7. Проблемы экономического и гуманитарного образования в техническом вузе / Под ред. В. И. Подлесных. — СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2003. — С.31-38.
118. Мильнер Б. 3. Теория организации: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999. —477 с.:ил.
119. Coase, Ronald Н. «The Nature of the Firm», in Coase, Ronald H. (ed.), The Firm, the Market, and the Law, Chicago, University of Chicago Press, 1937, pp. 33-35.
120. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Адрилияна. — 2-е изд., доп. и перераб. —М.: Институт новой экономики, 1997.
121. Кныш М. И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. — СПб., 2000.
122. Варламов Б. А. Стратегическое управление затратами: базовый инструментарий // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России. // Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. д.э.н., проф. Смирнова С. Б. — СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. —С. 112-119.
123. Кустарев В. П., Варламов Б. А. Сбалансированная система показателей эффективности предприятия как инструмент стратегического планирования И Научно-технический вестник СПб ГУ ИТМО. Выпуск 12. Проблемы гуманитарного и экономического образования в техническом вузе/ Под ред. О. В. Кузьминой, В. И. Подлесных. — СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2004. — С. 29-32.
124. БодиЗ., Мертон Р. Финансы. / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. —584 с.:ил.