Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
|
Введение 3-12
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
представлений молодежи о жизненном успехе 13-67
§ 1. Жизненный успех как социальный феномен 13-42
§ 2. Противоречия системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе 43-67
Глава 2. Основные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи в современной России 68-114
§ 1. Объективные и субъективные факторы формирования представлений молодежи о жизненном успехе 68-98
§ 2. Типология представлений молодежи о жизненном успехе 99-114
Заключение 115-120
Библиография 121-138
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
представлений молодежи о жизненном успехе 13-67
§ 1. Жизненный успех как социальный феномен 13-42
§ 2. Противоречия системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе 43-67
Глава 2. Основные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи в современной России 68-114
§ 1. Объективные и субъективные факторы формирования представлений молодежи о жизненном успехе 68-98
§ 2. Типология представлений молодежи о жизненном успехе 99-114
Заключение 115-120
Библиография 121-138
Приложение
Актуальность темы исследования. Трансформации базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во – первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успешности – неуспешности, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней.
Во – вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
В – третьих, существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации.
Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой – неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни.
Все это делает актуальной проблему жизненного успеха, а если быть точнее, проблему содержания представлений, изучению которой и посвящена данная диссертационная работа.
Проблема жизненного успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современной России. Однако особый интерес для нас представляет молодежь.
Интерес к данной группе традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о жизненном успехе у молодежи, мы изучаем и качественные характеристики данной социальной группы.
Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Анализ представлений молодежи о жизненном успехе в современной России, сущностных характеристик успеха в сознании различных категорий молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен жизненного успеха до настоящего времени еще не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. Работы, в которых осуществлялись попытки изучения успеха, малочисленны. В большинстве исследований рассматриваются отдельные аспекты и элементы данного феномена. Таким образом, концепция жизненного успеха требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько подходов к анализу жизненного успеха.
Социологический подход. К нему относятся работы В.И. Бакштановского, М. Вебера, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Согомонова, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова, в которых рассматривается сущность, структура успеха, специфика успеха молодежи. Работы, посвященные проблемам самоутверждения личности (Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой). Также к данному подходу следует отнести работы, предметом исследований в которых являются факторы формирования жизненного успеха (У. Бек, П. Бергер, Т. Веблен, Э. Гидденс, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Щюц).
Психологический подход (Дж. Аткинсон, О.Н. Арестова, Л.В. Бороздина, А.В. Глухарева, Л.М. Головина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин, О.Н. Родина, Г.В. Турецкая, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер). Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха
– уровне притязаний, мотивации достижения / избежания успеха, их детерминации и влияния на поведение индивида.
Культурно – антропологический подход. К данному подходу следует отнести работы Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гирца, Б. Малиновского, В. Тернера, Д. Шнейдера. В центре анализа находится культурная детерминация достижения успеха, социокультурные модели достижения успеха. Жизненный успех, таким образом, это жизненная стратегия личности, выстроенная в логике следования культурным образцам и идеалам.
Философский подход (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Е.В. Грунт, Р. Декарт, И. Кант, Л.Н. Коган, С. Кьеркегор, Т.Мор, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо). Жизненный успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе.
К отдельной группе работ следует отнести исследования, посвященные изучению молодежи как социально – демографической группы. Ее сущностные характеристики рассмотрены в работах И. Андреевой, Д. Аусубеля, Р. Бенедикт, В.М. Быкова, Ю.Р. Вишневского, С.Н. Воробьева, Н. Голубковой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М. Мид, Л. Новиковой, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, О.А. Раковской, З.В. Сикевич, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, С. Хола, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, Э. Шпрангера, С. Эйзенштадта и др.
в отдельную группу работ мы выделили исследования, посвященные проблеме ценностей: природы ценностей, сущностных характеристик, функций, классификаций ценностей; проблеме трансформации ценностей в современной России. Здесь следует отметить работы С.Ф. Анисимова, В. Брожика, В.А. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыги, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкого, Д.А. Леонтьева, Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорн, Т. Парсонса, Г. Риккерта, Я.А. Розина, У. Томаса и Ф. Знанецкого, В.П. Тугаринова.
Признавая значение отмеченных выше работ по жизненному успеху, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение представлений молодежи о жизненном успехе необходимо продолжать, выявляя новые факторы формирования, противоречия и тенденции развития.
Используя названные научные труды, мы предлагаем один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее изучения в отечественной социологии определили цель и задачи диссертации.
Цель диссертационной работы состоит в изучении основных характеристик и противоречий развития представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Уточнить понятие «жизненный успех».
2. Выявить основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи и особенности их проявления в нескольких подгруппах изучаемого объекта.
3. Исследовать влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе.
4. На основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
Объектом исследования выступила молодежь г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 30 лет.
Предметом исследования явились представления различных групп молодежи о жизненном успехе.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой работы являются труды современных отечественных и зарубежных психологов, культур-антропологов, философов, социологов, посвященных проблемам культуры, жизненного успеха, молодежи.
Выявление сущности и структуры жизненного успеха потребовало обращения к идеям современных отечественных и зарубежных исследователей (М. Вебера, Е.П. Никитина, А.Ю. Согомонова, Ю.В. Согомонова, Н.Е. Харламенковой).
В анализе молодежи теоретической основой явились идеи и концепции современных отечественных и зарубежных ювенологов (Д. Аусубель, Е.С. Баразгова, Р. Бенедикт, Ю.Р.Вишневский, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М. Мид, В. Т. Шапко, С. Эйзенштадт).
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно – исторического, психологического, культурно – антропологического, философского подходов.
Системный анализ позволил раскрыть целостность феномена жизненного успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть жизненный успех молодежи как часть культуры общества в целом.
Сравнительно – исторический подход позволил выявить изменения в представлениях о жизненном успехе у молодежи, определить противоречия и тенденции их развития и трансформации.
Психологический подход позволил рассмотреть успех в его взаимосвязи с жизненными притязаниями личности, мотивацией достижения успеха / избежания неудачи.
Культурно – антропологический подход позволил изучить ценностную составляющую жизненного успеха.
Философский подход позволил раскрыть взаимосвязь успеха с целью жизни, смыслом жизни личности.
Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (факторный анализ, типологизация).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 2003 – 2004 гг. в г. Екатеринбурге. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью. Выборочная совокупность анкетного опроса: 509 человек – молодых людей г. Екатеринбурга. Способ организации выборки: выборка многоступенчатая – квотная, пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности, с последующим выравниванием по учебно – образовательным и профессионально – трудовым группам (квотные признаки – пол, возраст,место учебы, учебно – образовательная, профессиональная группа). Выборочная совокупность для глубинного интервью: 18 человек (6 школьников, 6 студентов и 6 представителей работающей молодежи); выборка – целевая.
Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в работе использовались данные исследований других социологов (Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко).
Научная новизна исследования.
1. Определено социологическое содержание понятия «жизненный успех» понимаемое как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
2. Выявлена иерархия жизненных ценностей, определяющих представления молодежи о жизненном успехе. Ведущими ценностями являются семья, материальное благополучие.
3. Выявлены особенности представлений различных групп молодежи о жизненном успехе, они характеризуются:
- у учащейся молодежи: превалированием критерия наличия хороших друзей, предпочтением способа поддержки друзей при достижении успеха;
- у студенческой молодежи: доминированием критерия удовлетворенности в интимной жизни, любви, предпочтением способов – образование, упорный труд, работа при достижении успеха;
- у работающей молодежи: превалированием критериев наличия счастливой семьи, детей, наличия высокого заработка, предпочтением таких способов достижения успеха в жизни как образование, упорный труд, работа.
4. Выявлены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе: противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений; противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
5. Выявлены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы – группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.
6. Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим, выделены три типа молодежи: «самореализовавшийся рационалист»,«частично реализовавшийся идеалист»,«несамореализовавшийся иррационалист». В основании второй типологии лежат такие признаки как: соотношение активности и пассивности в достижении успеха, субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
«конструктивист», «адаптивист», «конформист».
Научно – практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции жизненного успеха молодежи и решения методологических проблем ее конкретно – социологического исследования;
- для систематизации понятийного аппарата социологического анализа жизненного успеха молодежи, разработки типологии;
- для получения эмпирической информации о представлениях молодежи о жизненном успехе и прогнозирования на этой основе тенденций их развития;
- при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры»,«Социология духовной жизни», «Социология молодежи», «Социология жизненного успеха» для студентов социологических и культурологических специальностей.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на шестой международной научно – практической конференции «Социально – гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002), всероссийской научно – практической конференции, посвященной памяти В.Т. Лисовского,«Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт – Петербург, 2002), всероссийской научно – практической конференции «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2002), пятой международной летней школе «Коммуникативные стратегии культуры: событие и его интерпретация в нарративе» (Новосибирск, 2002), научно – практической конференции, посвященной памяти (Екатеринбург, 2003), двадцатой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003), всероссийской научной конференции «XIV Уральские социологические чтения» (Тюмень, 2003), на втором всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003), научно – практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана,«Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004), двадцать первой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (Челябинск, 2004).
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедр теории и истории социологии и прикладной социологии факультета политологи и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во – первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успешности – неуспешности, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней.
Во – вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
В – третьих, существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации.
Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой – неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни.
Все это делает актуальной проблему жизненного успеха, а если быть точнее, проблему содержания представлений, изучению которой и посвящена данная диссертационная работа.
Проблема жизненного успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современной России. Однако особый интерес для нас представляет молодежь.
Интерес к данной группе традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о жизненном успехе у молодежи, мы изучаем и качественные характеристики данной социальной группы.
Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Анализ представлений молодежи о жизненном успехе в современной России, сущностных характеристик успеха в сознании различных категорий молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен жизненного успеха до настоящего времени еще не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. Работы, в которых осуществлялись попытки изучения успеха, малочисленны. В большинстве исследований рассматриваются отдельные аспекты и элементы данного феномена. Таким образом, концепция жизненного успеха требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько подходов к анализу жизненного успеха.
Социологический подход. К нему относятся работы В.И. Бакштановского, М. Вебера, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Согомонова, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова, в которых рассматривается сущность, структура успеха, специфика успеха молодежи. Работы, посвященные проблемам самоутверждения личности (Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой). Также к данному подходу следует отнести работы, предметом исследований в которых являются факторы формирования жизненного успеха (У. Бек, П. Бергер, Т. Веблен, Э. Гидденс, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Щюц).
Психологический подход (Дж. Аткинсон, О.Н. Арестова, Л.В. Бороздина, А.В. Глухарева, Л.М. Головина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин, О.Н. Родина, Г.В. Турецкая, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер). Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха
– уровне притязаний, мотивации достижения / избежания успеха, их детерминации и влияния на поведение индивида.
Культурно – антропологический подход. К данному подходу следует отнести работы Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гирца, Б. Малиновского, В. Тернера, Д. Шнейдера. В центре анализа находится культурная детерминация достижения успеха, социокультурные модели достижения успеха. Жизненный успех, таким образом, это жизненная стратегия личности, выстроенная в логике следования культурным образцам и идеалам.
Философский подход (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Е.В. Грунт, Р. Декарт, И. Кант, Л.Н. Коган, С. Кьеркегор, Т.Мор, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо). Жизненный успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе.
К отдельной группе работ следует отнести исследования, посвященные изучению молодежи как социально – демографической группы. Ее сущностные характеристики рассмотрены в работах И. Андреевой, Д. Аусубеля, Р. Бенедикт, В.М. Быкова, Ю.Р. Вишневского, С.Н. Воробьева, Н. Голубковой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М. Мид, Л. Новиковой, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, О.А. Раковской, З.В. Сикевич, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, С. Хола, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, Э. Шпрангера, С. Эйзенштадта и др.
в отдельную группу работ мы выделили исследования, посвященные проблеме ценностей: природы ценностей, сущностных характеристик, функций, классификаций ценностей; проблеме трансформации ценностей в современной России. Здесь следует отметить работы С.Ф. Анисимова, В. Брожика, В.А. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыги, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкого, Д.А. Леонтьева, Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорн, Т. Парсонса, Г. Риккерта, Я.А. Розина, У. Томаса и Ф. Знанецкого, В.П. Тугаринова.
Признавая значение отмеченных выше работ по жизненному успеху, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение представлений молодежи о жизненном успехе необходимо продолжать, выявляя новые факторы формирования, противоречия и тенденции развития.
Используя названные научные труды, мы предлагаем один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее изучения в отечественной социологии определили цель и задачи диссертации.
Цель диссертационной работы состоит в изучении основных характеристик и противоречий развития представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Уточнить понятие «жизненный успех».
2. Выявить основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи и особенности их проявления в нескольких подгруппах изучаемого объекта.
3. Исследовать влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе.
4. На основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
Объектом исследования выступила молодежь г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 30 лет.
Предметом исследования явились представления различных групп молодежи о жизненном успехе.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой работы являются труды современных отечественных и зарубежных психологов, культур-антропологов, философов, социологов, посвященных проблемам культуры, жизненного успеха, молодежи.
Выявление сущности и структуры жизненного успеха потребовало обращения к идеям современных отечественных и зарубежных исследователей (М. Вебера, Е.П. Никитина, А.Ю. Согомонова, Ю.В. Согомонова, Н.Е. Харламенковой).
В анализе молодежи теоретической основой явились идеи и концепции современных отечественных и зарубежных ювенологов (Д. Аусубель, Е.С. Баразгова, Р. Бенедикт, Ю.Р.Вишневский, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М. Мид, В. Т. Шапко, С. Эйзенштадт).
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно – исторического, психологического, культурно – антропологического, философского подходов.
Системный анализ позволил раскрыть целостность феномена жизненного успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть жизненный успех молодежи как часть культуры общества в целом.
Сравнительно – исторический подход позволил выявить изменения в представлениях о жизненном успехе у молодежи, определить противоречия и тенденции их развития и трансформации.
Психологический подход позволил рассмотреть успех в его взаимосвязи с жизненными притязаниями личности, мотивацией достижения успеха / избежания неудачи.
Культурно – антропологический подход позволил изучить ценностную составляющую жизненного успеха.
Философский подход позволил раскрыть взаимосвязь успеха с целью жизни, смыслом жизни личности.
Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (факторный анализ, типологизация).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 2003 – 2004 гг. в г. Екатеринбурге. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью. Выборочная совокупность анкетного опроса: 509 человек – молодых людей г. Екатеринбурга. Способ организации выборки: выборка многоступенчатая – квотная, пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности, с последующим выравниванием по учебно – образовательным и профессионально – трудовым группам (квотные признаки – пол, возраст,место учебы, учебно – образовательная, профессиональная группа). Выборочная совокупность для глубинного интервью: 18 человек (6 школьников, 6 студентов и 6 представителей работающей молодежи); выборка – целевая.
Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в работе использовались данные исследований других социологов (Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко).
Научная новизна исследования.
1. Определено социологическое содержание понятия «жизненный успех» понимаемое как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
2. Выявлена иерархия жизненных ценностей, определяющих представления молодежи о жизненном успехе. Ведущими ценностями являются семья, материальное благополучие.
3. Выявлены особенности представлений различных групп молодежи о жизненном успехе, они характеризуются:
- у учащейся молодежи: превалированием критерия наличия хороших друзей, предпочтением способа поддержки друзей при достижении успеха;
- у студенческой молодежи: доминированием критерия удовлетворенности в интимной жизни, любви, предпочтением способов – образование, упорный труд, работа при достижении успеха;
- у работающей молодежи: превалированием критериев наличия счастливой семьи, детей, наличия высокого заработка, предпочтением таких способов достижения успеха в жизни как образование, упорный труд, работа.
4. Выявлены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе: противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений; противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
5. Выявлены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы – группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.
6. Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим, выделены три типа молодежи: «самореализовавшийся рационалист»,«частично реализовавшийся идеалист»,«несамореализовавшийся иррационалист». В основании второй типологии лежат такие признаки как: соотношение активности и пассивности в достижении успеха, субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
«конструктивист», «адаптивист», «конформист».
Научно – практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции жизненного успеха молодежи и решения методологических проблем ее конкретно – социологического исследования;
- для систематизации понятийного аппарата социологического анализа жизненного успеха молодежи, разработки типологии;
- для получения эмпирической информации о представлениях молодежи о жизненном успехе и прогнозирования на этой основе тенденций их развития;
- при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры»,«Социология духовной жизни», «Социология молодежи», «Социология жизненного успеха» для студентов социологических и культурологических специальностей.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на шестой международной научно – практической конференции «Социально – гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002), всероссийской научно – практической конференции, посвященной памяти В.Т. Лисовского,«Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт – Петербург, 2002), всероссийской научно – практической конференции «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2002), пятой международной летней школе «Коммуникативные стратегии культуры: событие и его интерпретация в нарративе» (Новосибирск, 2002), научно – практической конференции, посвященной памяти (Екатеринбург, 2003), двадцатой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003), всероссийской научной конференции «XIV Уральские социологические чтения» (Тюмень, 2003), на втором всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003), научно – практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана,«Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004), двадцать первой международной научно – практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (Челябинск, 2004).
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедр теории и истории социологии и прикладной социологии факультета политологи и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Подводя итоги диссертационному исследованию, следует сделать несколько основных выводов.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена жизненного успеха составляют психологический, культурно – антропологический, философский и социологический подходы. Каждый из этих подходов обладает собственными познавательными возможностями в изучении проблематики успеха. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть успех:
• во – первых, в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления личности об успехе и способах его достижения;
• во – вторых, в единстве целей достижения, способов достижения и результата достижения.
Это позволило классифицировать факторы на:
• факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе и
• факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
Таким образом, в диссертационном исследовании мы определяем жизненный успех как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
В работе делается акцент на том, что в жизненном успехе роль социальной группы значительно выше, нежели природные возможности личности – в этом и состоит сущность социологического подхода к проблеме.
Актуальным явилось изучение основных характеристик жизненного успеха в сознании молодежи, поскольку данная общность является и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность.
В своей работе мы рассматриваем молодежь как социально – дифференцированную группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, характеризующуюся процессом завершения этапа первичной и прохождением этапа вторичной социализации, и ведущие виды деятельности которой учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессионально – трудовая (для работающей молодежи) и досуговая.
В работе показывается, что формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России детерминированы господствующей в обществе системой ценностей.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена ценности составляют философский («значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции) и социологический подходы. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода к определению ценности. В соответствии с этим, ценность мы рассматриваем как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Эмпирический анализ проблемы позволил выявить такие основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи как:
• ориентация на прагматический успех, т.е. стремление обеспечить себе достойное социальное положение за счет материального благополучия: доминирование в сознании молодого поколения такого критерия успеха как материальное благополучие;
• превалирование модели достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий над моделью достижения успеха посредством помощи извне: предпочтение молодежью способов достижения успеха – образование, профессионализм, упорный труд, работа;
Выделены особенности проявления основных характеристик жизненного успеха молодежи в представлениях нескольких подгрупп объекта.
Успех в представлениях учащейся молодежи характеризуется:
• превалированием критерия наличия хороших друзей;
• ориентацией на достижения родителей / родственников, друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «молодежного» способа – наличие и поддержка друзей – для достижения успеха.
Успех в представлениях студенческой молодежи характеризуется:
• доминированием критериев удовлетворенности в интимной жизни, любви;
• ориентацией на достижения друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха –образование, профессионализм, упорный труд, работа.
Успех в представлениях работающей молодежи характеризуется:
• превалированием таких критериев жизненного успеха как наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка;
• ориентацией на достижения друзей, коллег по работе в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха в жизни.
Выделены особенности представлений юношей и девушек об успехе в жизни.
Жизненный успех в представлениях юношей характеризуется: доминированием в сознании таких критериев успеха как признание окружающими, слава, наличие хороших друзей; предпочтением способа – поддержка друзей при достижении успеха.
Успех в представлениях девушек характеризуется: доминированием критерия душевного равновесия, гармонии; предпочтением способа личного обаяния, привлекательности при достижении успеха в жизни.
В работе выделены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе:
• противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений;
• противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
Эмпирический анализ проблемы выявил влияние следующих факторов на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.
Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы.
Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт достижения успеха.
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим выделены три типа молодежи:
• «самореализовавшийся рационалист» - 53%;
• «частично реализовавшийся идеалист» - 20%;
• «несамореализовавшийся иррационалист» - 27%.
В основании второй типологии лежат такие признаки как: условия достижения успеха (субъективная оценка), субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
• «конструктивист» - 19%;
• «адаптивист» - 53%;
• «конформист» - 28%.
Проведенный в диссертационном исследовании факторный и типологический анализ проблемы жизненного успеха позволил зафиксировать следующие тенденции развития феномена:
• тенденция замещения «профессионального» успеха «деловым» успехом;
• тенденция возрастания ориентации на собственные знания, умения, усилия в достижении жизненного успеха и снижения ориентации на помощь извне – доминирование индивидуализма в достижении успеха.
Мы признаем, что в рамках одного исследования невозможно охватить все проблемы жизненного успеха молодежи. Мы полагаем, что перспективными темами исследования могут стать:
• изучение представлений о жизненном успехе у молодежи в сравнении с представлениями других возрастных групп, в частности, с представлениями старшего поколения;
• изучение представлений о жизненном успехе на различных этапах развития личности молодого человека; изучение динамики представлений об успехе; актуальным является проведение лонгитюдного исследования;
• изучение влияния образовательной и профессиональной сред на формирование представлений молодежи об успехе и способах его достижения: изучение дифференциации представлений школьников, обусловленной специализированностью / неспециализированностью школы обучения; дифференциации представлений студентов в зависимости от уровня получаемого образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и т.д.;
• изучение влияния средств массовой информации (телевидения, радио, печати) на формирование представлений молодежи об успешном человеке в современной России; актуальным является проведение контент-анализа телевизионных передач, радио – передач, печатных изданий.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена жизненного успеха составляют психологический, культурно – антропологический, философский и социологический подходы. Каждый из этих подходов обладает собственными познавательными возможностями в изучении проблематики успеха. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть успех:
• во – первых, в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления личности об успехе и способах его достижения;
• во – вторых, в единстве целей достижения, способов достижения и результата достижения.
Это позволило классифицировать факторы на:
• факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе и
• факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
Таким образом, в диссертационном исследовании мы определяем жизненный успех как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
В работе делается акцент на том, что в жизненном успехе роль социальной группы значительно выше, нежели природные возможности личности – в этом и состоит сущность социологического подхода к проблеме.
Актуальным явилось изучение основных характеристик жизненного успеха в сознании молодежи, поскольку данная общность является и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность.
В своей работе мы рассматриваем молодежь как социально – дифференцированную группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, характеризующуюся процессом завершения этапа первичной и прохождением этапа вторичной социализации, и ведущие виды деятельности которой учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессионально – трудовая (для работающей молодежи) и досуговая.
В работе показывается, что формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России детерминированы господствующей в обществе системой ценностей.
Теоретико – методологическую базу изучения феномена ценности составляют философский («значимостная», «оценочная», «интегративная» концепции) и социологический подходы. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода к определению ценности. В соответствии с этим, ценность мы рассматриваем как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Эмпирический анализ проблемы позволил выявить такие основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи как:
• ориентация на прагматический успех, т.е. стремление обеспечить себе достойное социальное положение за счет материального благополучия: доминирование в сознании молодого поколения такого критерия успеха как материальное благополучие;
• превалирование модели достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий над моделью достижения успеха посредством помощи извне: предпочтение молодежью способов достижения успеха – образование, профессионализм, упорный труд, работа;
Выделены особенности проявления основных характеристик жизненного успеха молодежи в представлениях нескольких подгрупп объекта.
Успех в представлениях учащейся молодежи характеризуется:
• превалированием критерия наличия хороших друзей;
• ориентацией на достижения родителей / родственников, друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «молодежного» способа – наличие и поддержка друзей – для достижения успеха.
Успех в представлениях студенческой молодежи характеризуется:
• доминированием критериев удовлетворенности в интимной жизни, любви;
• ориентацией на достижения друзей в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха –образование, профессионализм, упорный труд, работа.
Успех в представлениях работающей молодежи характеризуется:
• превалированием таких критериев жизненного успеха как наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка;
• ориентацией на достижения друзей, коллег по работе в стремлении к успеху;
• предпочтением «традиционных» способов достижения успеха в жизни.
Выделены особенности представлений юношей и девушек об успехе в жизни.
Жизненный успех в представлениях юношей характеризуется: доминированием в сознании таких критериев успеха как признание окружающими, слава, наличие хороших друзей; предпочтением способа – поддержка друзей при достижении успеха.
Успех в представлениях девушек характеризуется: доминированием критерия душевного равновесия, гармонии; предпочтением способа личного обаяния, привлекательности при достижении успеха в жизни.
В работе выделены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе:
• противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений;
• противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
Эмпирический анализ проблемы выявил влияние следующих факторов на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно – образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы: семья, учебно – образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.
Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы.
Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт достижения успеха.
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим выделены три типа молодежи:
• «самореализовавшийся рационалист» - 53%;
• «частично реализовавшийся идеалист» - 20%;
• «несамореализовавшийся иррационалист» - 27%.
В основании второй типологии лежат такие признаки как: условия достижения успеха (субъективная оценка), субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
• «конструктивист» - 19%;
• «адаптивист» - 53%;
• «конформист» - 28%.
Проведенный в диссертационном исследовании факторный и типологический анализ проблемы жизненного успеха позволил зафиксировать следующие тенденции развития феномена:
• тенденция замещения «профессионального» успеха «деловым» успехом;
• тенденция возрастания ориентации на собственные знания, умения, усилия в достижении жизненного успеха и снижения ориентации на помощь извне – доминирование индивидуализма в достижении успеха.
Мы признаем, что в рамках одного исследования невозможно охватить все проблемы жизненного успеха молодежи. Мы полагаем, что перспективными темами исследования могут стать:
• изучение представлений о жизненном успехе у молодежи в сравнении с представлениями других возрастных групп, в частности, с представлениями старшего поколения;
• изучение представлений о жизненном успехе на различных этапах развития личности молодого человека; изучение динамики представлений об успехе; актуальным является проведение лонгитюдного исследования;
• изучение влияния образовательной и профессиональной сред на формирование представлений молодежи об успехе и способах его достижения: изучение дифференциации представлений школьников, обусловленной специализированностью / неспециализированностью школы обучения; дифференциации представлений студентов в зависимости от уровня получаемого образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и т.д.;
• изучение влияния средств массовой информации (телевидения, радио, печати) на формирование представлений молодежи об успешном человеке в современной России; актуальным является проведение контент-анализа телевизионных передач, радио – передач, печатных изданий.
Подобные работы
- ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004 - Социологический анализ представлений студентов СФУ об успешности
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ КАК РЕГУЛЯТОРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ СТУДЕНТОВ
ТГУ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕЮ
СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Жизненный успех и позиция лидерства в сознании представителей различных поколений массового общества
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



