Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России

Работа №103168

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы23
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Трансформации базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности.
Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во - первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С одной стороны, успех субъективен, так как соотносится с личностными критериями успеха - неуспеха, с индивидуализацией своей личности в социальной среде. С другой стороны, успех объективен, так как обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением не быть изолированным от окружения, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней.
Во - вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
В - третьих, существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации.
Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой - неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни.
Все это делает актуальной проблему жизненного успеха.
Проблема жизненного успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современной России. Однако особый интерес для нас представляет молодежь.
Интерес к данной группе традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о жизненном успехе у молодежи, мы изучаем и качественные характеристики данной социальной группы.
Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Анализ представлений молодежи о жизненном успехе в современной России, сущностных характеристик успеха в сознании различных категорий молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен жизненного успеха до настоящего времени еще не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. Работы, в которых осуществлялись попытки изучения успеха, малочисленны. В большинстве исследований рассматриваются отдельные аспекты и элементы данного феномена. Таким образом, концепция жизненного успеха требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.
Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько подходов к анализу жизненного успеха.
Социологический подход. К нему относятся работы В.И. Бакштановского, М. Вебера, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Согомонова, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова, в которых рассматривается сущность, структура успеха, специфика успеха молодежи. Работы, посвященные проблемам самоутверждения личности (Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой). Также к данному подходу следует отнести работы, предметом исследований в которых являются факторы формирования жизненного успеха (У. Бек, П. Бергер, Т. Веблен, Э. Гидденс, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Щюц).
Психологический подход (Дж. Аткинсон, О.Н. Арестова, Л.В. Бороздина, А.В. Глухарева, Л.М. Головина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин, О.Н. Родина, Г.В. Турецкая, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе, М. Хорнер). Эти исследователи делают акцент на изучении психологической сущности успеха - уровне притязаний, мотивации достижения / избежания успеха, их детерминации и влияния на поведение индивида.
Культурно - антропологический подход. К данному подходу следует отнести работы Р. Бенедикт, Ф. Боаса, К. Гирца, Б. Малиновского, В. Тернера, Д. Шнейдера. В центре анализа находится культурная детерминация достижения успеха, социокультурные модели достижения успеха. Жизненный успех, таким образом, это жизненная стратегия личности, выстроенная в логике следования культурным образцам и идеалам.
Философский подход (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Е.В. Грунт, Р. Декарт, И. Кант, Л.Н. Коган, С. Кьеркегор, Т.Мор, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо). Жизненный успех рассматривается как решение проблемы смысла жизни и смысл жизни как выражение представлений об успехе.
К отдельной группе работ следует отнести исследования, посвященные изучению молодежи как социально - демографической группы. Ее сущностные характеристики рассмотрены в работах И. Андреевой, Д. Аусубеля, Р. Бенедикт, В.М. Быкова, Ю.Р. Вишневского, С.Н. Воробьева, Н. Голубковой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М. Мид, Л. Новиковой, Б. С. Павлова, В.Г. Попова, О. А. Раковской, З.В. Сикевич, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, С. Хола, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, Э. Шпрангера, С. Эйзенштадта и др.
В отдельную группу работ мы выделили исследования, посвященные проблеме ценностей: природы ценностей, сущностных характеристик, функций, классификаций ценностей; проблеме трансформации ценностей в современной России. Здесь следует отметить работы С.Ф. Анисимова, В. Брожика, В. А. Василенко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Г.Я. Головиных, А.В. Гулыги, В.Д. Диденко, О.Г. Дробницкого, Д.А. Леонтьева, Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорн, Т. Парсонса, Г. Риккерта, Я.А. Розина, У. Томаса и Ф. Знанецкого, В.П. Тугаринова.
Признавая значение отмеченных выше работ по жизненному успеху, стоит отметить, что в отечественной социологии изучение представлений молодежи о жизненном успехе необходимо продолжать, выявляя новые факторы формирования, противоречия и тенденции развития.
Используя названные научные труды, мы предлагаем один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее изучения в отечественной социологии определили цель и задачи диссертации.
Цель диссертационной работы состоит в изучении основных характеристик и противоречий развития представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Уточнить понятие «жизненный успех».
2. Выявить основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи и особенности их проявления в нескольких группах изучаемого объекта.
3. Исследовать влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения.
4. На основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
Объектом исследования выступила молодежь г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 30 лет.
Предметом исследования явились представления различных групп молодежи о жизненном успехе.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой работы являются труды современных отечественных и зарубежных психологов, культур-антропологов, философов, социологов, посвященных проблемам культуры, жизненного успеха, молодежи.
Выявление сущности и структуры жизненного успеха потребовало обращения к идеям современных отечественных и зарубежных исследователей (М. Вебера, Е.П. Никитина, А.Ю. Согомонова, Ю.В. Согомонова, Н.Е. Харламенковой).
В анализе молодежи теоретической основой явились идеи и концепции современных отечественных и зарубежных ювенологов (Д. Аусубель, Е.С. Баразгова, Р. Бенедикт, Ю.Р. Вишневский, С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М. Мид, В. Т. Шапко, С. Эйзенштадт).
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно - исторического, психологического, культурно - антропологического, философского подходов.
Системный анализ позволил раскрыть целостность феномена жизненного успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть жизненный успех молодежи как часть культуры общества в целом.
Сравнительно - исторический подход позволил выявить изменения в представлениях о жизненном успехе у молодежи, определить противоречия и тенденции их развития и трансформации.
Психологический подход позволил рассмотреть успех в его взаимосвязи с жизненными притязаниями личности, мотивацией достижения успеха / избежания неудачи.
Культурно - антропологический подход позволил изучить ценностную составляющую жизненного успеха.
Философский подход позволил раскрыть взаимосвязь успеха с целью жизни, смыслом жизни личности.
Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (факторный анализ, типологизация).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 2003 - 2004 гг. в г. Екатеринбурге. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью. Выборочная совокупность анкетного опроса: 509 человек - молодых людей г. Екатеринбурга. Способ организации выборки: выборка многоступенчатая - квотная, пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности, с последующим выравниванием по учебно - образовательным и профессионально - трудовым группам (квотные признаки - пол, возраст, место учебы, учебно - образовательная, профессиональная группа). Выборочная совокупность для глубинного интервью: 18 человек (6 школьников, 6 студентов и 6 представителей работающей молодежи); выборка - целевая.
Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в работе использовались данные исследований других социологов (Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко).
Научная новизна исследования.
1. Определено социологическое содержание понятия «жизненный успех», понимаемое как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
2. Выявлена иерархия жизненных ценностей, определяющих представления молодежи о жизненном успехе. Ведущими ценностями являются семья, материальное благополучие.
3. Выявлены особенности представлений различных групп молодежи о жизненном успехе, они характеризуются:
- у учащейся молодежи: превалированием критерия наличия хороших друзей, предпочтением способа поддержки друзей при достижении успеха;
- у студенческой молодежи: доминированием критерия удовлетворенности в интимной жизни, любви, предпочтением способов - образование, упорный труд, работа при достижении успеха;
- у работающей молодежи: превалированием критериев наличия счастливой семьи, детей, наличия высокого заработка, предпочтением таких способов достижения успеха в жизни как образование, упорный труд, работа.
4. Выявлены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе: противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений; противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
5. Выявлены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе и способах его достижения в современной России.
6. Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать две типологии представлений молодежи о жизненном успехе.
В соответствии с первой типологией выделены три типа молодежи: «самореализовавшийся рационалист», «частично реализовавшийся идеалист», «несамореализовавшийся иррационалист». Научно - практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции жизненного успеха молодежи и решения методологических проблем ее конкретно - социологического исследования;
- для систематизации понятийного аппарата социологического анализа жизненного успеха молодежи, разработки типологии;
- для получения эмпирической информации о представлениях молодежи о жизненном успехе и прогнозирования на этой основе тенденций их развития;
- при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи», «Социология жизненного успеха» для студентов социологических и культурологических специальностей.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на шестой международной научно - практической конференции «Социально - гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002), всероссийской научно - практической конференции, посвященной памяти В.Т. Лисовского, «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт - Петербург, 2002), всероссийской научно - практической конференции «Россия и регионы: новая парадигма развития» (Челябинск, 2002), пятой международной летней школе «Коммуникативные стратегии культуры: событие и его интерпретация в нарративе» (Новосибирск, 2002), научно - практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана, «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (Екатеринбург, 2003), двадцатой международной научно - практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003), всероссийской научной конференции «XIV Уральские социологические чтения» (Тюмень, 2003), на втором всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003), научно - практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана, «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004), двадцать первой международной научно - практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (Челябинск, 2004).
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедр теории и истории социологии и прикладной социологии факультета политологи и социологии Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в 10 научных публикациях.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы и приложения. Содержание работы изложено на 138 страницах, библиография содержит 247 наименований


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Галюк А.Д. Влияние образовательной среды на формирование
представлений молодых людей о жизненном успехе. // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - с. 184¬186
2. Галюк А.Д. Жизненный успех: проблема поиска смысла жизни. // Россия и регионы: новая парадигма развития. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. В 5 частях. - Челябинск, 2002. - Ч.5 - с. 78-81
3. Галюк А.Д. Образовательная среда как фактор формирования
достижительной мобильности старшеклассников.// Социально -
гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации. Материалы VI Международной научно - практической конференции. - Екатеринбург, 2002. - с. 117-120
4. Галюк А.Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. // Мировоззрение как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2002. - с. 255-258
5. Галюк А.Д. Статическая и процессуальная теории жизненного успеха. // Социология в российской провинции: перспективы развития. В 5 частях. - Екатеринбург, 2003. - Ч.4 - с. 261-267
6. Галюк А.Д. Жизненный успех как феномен: подходы к анализу. // Социология в российской провинции: перспективы развития. В 5 частях. - Екатеринбург, 2003. - Ч.1 - с. 129-135
7. Галюк А.Д. Жизненный успех как показатель адаптации личности к информационному обществу. // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития. Материалы XX Международной научно - практической конференции. В 5 частях. - Челябинск, 2003. - Ч.5 - с. 294-295
8. Галюк А.Д. Жизненный успех как самоутверждение личности. // XIV Уральские социологические чтения. Сборник материалов конференции. - Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. Ун-та, 2003. - с. 135-136
9. Галюк А.Д. Перспективы социологического анализа феномена жизненного успеха молодежи. // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. В 3 томах. - М.: Альфа - М, 2003. - Т.1 - с. 226-227
10. Галюк А.Д. Представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения. // Кросс - культурные и гендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодежи. В 3 частях - Екатеринбург, 2004. - Ч.2 - с. 230-234
11. Галюк А.Д. Влияние объективных факторов на феномен жизненного успеха молодежи. // Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти. Материалы XXI Международной научно - практической конференции. - Челябинск, 2004. - Ч. 4. - с. 239-246


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ