Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Работа №28236

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы174
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
843
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития творческих
способностей будущих учителей музыки 11
1.2. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в
историческом ракурсе 32
1.3. Композиция как средство музыкально-творческого развития 49
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К СОЧИНЕНИЮ МУЗЫКИ 88
11.1. Теоретические основы обучения будущих учителей музыки
композиции 88
11.2. Методика музыкально-творческого развития будущих учителей музыки
в процессе обучения композиции 107
11.3. Экспериментальное исследование музыкально-творческого развития
студентов в процессе обучения композиции 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
ЛИТЕРАТУРА 151
ПРИЛОЖЕНИЯ 167


Актуальность исследования. Актуальным требованием, предъявляемым к музыкально-педагогическому образованию, является подготовка творчески мыслящего специалиста, способного возвысить урок музыки до урока искусства. Творческая деятельность имеет огромное значение для воспитания человека, умеющего преодолеть стереотипность мышления, обладающего чувством собственного достоинства и развитым чувством самосознания. Причем активизация творческой деятельности учащихся зависит от целого ряда условий, основным из которых является готовность к ней самих учителей музыки!
Концепция преподавания музыки как живого образного искусства начала формироваться еще в 20-х годах прошлого столетия в работах Н.Я. Брюсовой,В.Г. Каратыгина, А. А. Шеншина Б. Л. и др. Причем Б. Л. Яворский и Б. В. Асафьев доказали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки. Неслучайно Б.В. Асафьев подчеркивал значимость воспитания музыкально-творческих навыков, мотивируя это тем, что каждый, кто ощутил радость творчества в какой-либо сфере искусства, будет в состоянии воспринимать и ценить все то хорошее, что делается в этой сфере.
Реальное воплощение данный подход нашел лишь в 70-е годы XX века в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, а затем и в работах Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и др. Именно Д.Б. Кабалевский обратил внимание на зависимость активизации творческой фантазии и творческой деятельности учащихся от уровня творческого развития учителя, включая развитие его музыкального вкуса и уровня его теоретической подготовки. Одним из эффективных средств развития музыкально-творческих способностей будущих учителей музыки является обучение композиции (как на предметах музыкально-теоретического цикла, так и на факультативных занятиях в рамках специализации по музыкально-досуговой деятельности). Именно приобщение к опыту композиторской деятельности способствует постижению логики построения музыкальных произведений, наиболее полноценному их восприятию, успешной профессиональной самореализации, активизации развития музыкального слуха.
Вместе с тем, в исследованиях уделяется недостаточное внимание развитию музыкально-творческих способностей студентов музыкально-педагогических учебных заведений. Противоречие между возможностью обучения будущих учителей музыки композиции (сочинению музыки) как эффективному способу музыкально-творческого развития и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы определило тему диссертационного исследования: «Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции».
Объект исследования - обучение будущих учителей музыки композиции на предметах музыкально-теоретического цикла.
Предмет исследования - процесс музыкально-творческого развития будущих учителей музыки на занятиях композицией.
Цель исследования- научное обоснование и разработка эффективных путей и методов музыкально-творческого развития будущих учителей музыки в процессе обучения композиции.
Задачи исследования:
1. Провести методологический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и музыковедческой литературы по исследуемой проблематике.
2. Выявить специфику приобщения к композиторской деятельности студентов музыкального отделения педагогического колледжа, определить объем и характер знаний, умений и навыков, необходимых для развития этой деятельности.
3. Разработать и экспериментально проверить систему методов, направленную на музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции.
— деятельность по сочинению музыки будет связана с углубленным изучением теории композиции (гармонии, полифонии, музыкальной формы, инструментовки), а также с другими видами музыкальной деятельности студентов - исполнительской и слушательской;
— сочинения, предлагающиеся для аналитической работы на предметах музыкально-теоретического цикла, будут рассматриваться в качестве образца для формирования замысла собственных сочинений;
— будут созданы условия, стимулирующие раскрытие творческой индивидуальности обучающихся музыкальной композиции, предусматривающие личностно-ориентированный подход; содержание учебного материала будет предусматривать возможность вариативности с учетом индивидуальных особенностей музыкального дарования будущего учителя;
— уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых будущими учителями музыки в процессе обучения композиции, будет соответствовать специфике данного вида музыкально-творческой деятельности в условиях современной педагогической практики.
Методологической основой исследования явились:
— взгляды педагогов - гуманистов XVI - XX веков на всестороннее развитие личности обучающихся (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистервег, М. Монтессори, Я. Корчак, Л.С. Выготский, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.);
— теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
— педагогические исследования по проблеме музыкального развития учащихся (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Л.Б. Бобылев, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.И. Литинский, А.А. Мелик-Пашаев, Г.М. Цыпин, Б. Л. Яворский и др.);
— психолого-педагогические исследования по проблемам формирования творческих способностей (Б.Г. Ананьев, А.Л. Готсдинер, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов и др.);
— музыкально-интонационная теория Б.В. Асафьева; музыковедческая, философская и искусствоведческая литература по проблемам творческого
- опыт преподавания композиции, отраженный в трудах М.Ф. Гнесина, О.А. Евлахова, Е.И. Месснера, А.Ф. Мурова, Г.В. Тихомирова, А.Б. Луппова, В.О. Усачевой и др.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, философской, музыковедческой и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; Государственного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня, программ преподавания музыкальных дисциплин в различных типах образовательных учреждений; научное изучение и обобщение передового педагогического опыта; ретроспективное изучение собственного педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; использование методов эмпирического наблюдения, анкетирования и социологического опроса преподавателей и студентов; проведение педагогического эксперимента, статистический анализ итоговых данных, изучение творческих работ студентов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
- Определено содержание и особенности обучения композиции студентов музыкального отделения педагогического колледжа - ориентация на тесную взаимосвязь изучения теории музыки и композиторской практики; на взаимодействие различных видов музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, слушательской); на приобщение к деятельности в других видах искусства и обогащение эстетического опыта.
- Выявлена технология работы над музыкальным сочинением в процессе обучения композиции будущих учителей музыки, включающая следующие этапы: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения, определение предполагаемой формы и исполнительского состава, поиск и отбор соответствующего тематического материала, выстраивание драматургического развития, шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения «творческий продукт».
- Разработана и экспериментально проверена методика музыкально-творческого развития будущих учителей музыки в процессе обучения композиции, включающая методы изучения теории композиции, приобщения к музыкально-аналитической деятельности и ее стимулирования.
- в обосновании необходимости и целесообразности включения в подготовку учителей музыки опыта освоения композиторской деятельности как эффективного средства их музыкально-творческого развития;
- в характеристике процесса приобщения будущих учителей музыки к композиторской деятельности; эта характеристика включает выявление особенностей построения содержания обучения композиции (взаимодействие различных видов музыкальной деятельности студентов - композиторской, исполнительской, слушательской; более тесную взаимосвязь освоения теоретических знаний и их применения в композиторской деятельности на предметах музыкально-теоретического цикла); определение методов изучения теории композиции и методов приобщения к музыкально-аналитической деятельности; выявление педагогических условий, обеспечивающих успешность вовлечения студентов в композиторскую деятельность; определение способов построения творческих заданий на освоение элементов композиторской техники (мелодики, ритмики, гармонии, полифонии, фактуры и т.д.); разработку уровней музыкально-творческого развития будущих учителей музыки, занимающихся композиторской деятельностью ("безынициативный", "стереотипно¬инерционный", "стереотипно-экспериментальный", "оригинальный");
- в возможности использования основных положений исследования для совершенствования теории и методики творческого развития будущих учителей музыки в процессе обучения по музыкально-теоретическим и исполнительским дисциплинам с целью повышения эффективности их профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке методик, составлении учебных программ и пособий, выработке педагогических приемов, связанных с обучением композиции как на музыкально-теоретических дисциплинах, так и на факультативных занятиях в различных учреждениях, связанных с музыкальной педагогикой: в вузах, музыкальных и педагогических колледжах, в музыкальных школах. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке Государственных образовательных стандартов профессионального
8 образования, а также включены в систему повышения квалификации учителей музыки. Разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс программа «Композиция на предметах музыкально-теоретического цикла», которая может послужить основой для введения соответствующего спецкурса в различные образовательные учреждения музыкальной направленности.
Достоверность исследования определяется его методологической базой, включающей психологические, педагогические и музыковедческие концепции, актуальные для разработки заявленной в диссертации проблематики; опорой на традиции отечественной системы композиторского образования; применением разнообразных исследовательских методов сбора информации, обработки и анализа полученных данных; многолетней опытно-экспериментальной работой автора исследования в музыкальных и общеобразовательных школах, лицее, педагогическом колледже, а также распространением опыта приобщения к композиторской деятельности учителей музыки в сфере профессиональной подготовки.
Этапы исследования:На первом этапе (1989-2000) изучался опыт работы преподавателей композиции в системе музыкальных и общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведениях; изучались педагогические условия, способствующие успешности раскрытия музыкально¬творческих способностей студентов; изучалась научно-педагогическая литература по теме исследования. В процессе педагогической практики разрабатывалась авторская программа преподавания композиции. На втором этапе (2000-2002) - проводился констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, а также контрольные срезы, определяющие уровень музыкально-творческого развития будущих учителей музыки в процессе обучения композиции; вырабатывались и апробировались теоретические и методические положения исследования. На заключительном этапе (2002-2004) анализировался, систематизировался и обобщался экспериментальный материал, который соотносился с теоретической платформой исследования, и литературно оформлялся текст диссертации.
База исследования.Основная работа по апробации результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по авторским программам в ДМШ № 3 г. Мурома, ДМШ № 43 им. Артоболевской г. Москвы, в музыкальной студии лицея № 1560 г. Москвы; в ходе педагогической практики в МГК им. П. И. Чайковского; в процессе педагогической деятельности и консультирования педагогов, ведущих композицию на предметах музыкально-теоретического цикла в Муромском педагогическом колледже, а также в семинарской работе методического кабинета Главного управления культуры г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание обучения композиции будущих учителей музыки, направленное на их музыкально-творческое развитие, основано на взаимодействии различных видов музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, слушательской и предполагает тесную взаимосвязь освоения теоретических знаний и их применения в творческой деятельности на предметах музыкально-теоретического цикла.
2. В основе музыкально-теоретических знаний, необходимых для приобщения будущих учителей музыки к композиторской деятельности, находятся понятия предметов теории композиции (гармонии, полифонии, музыкальной формы и др.) в объеме, необходимом для решения практических музыкально-творческих задач в процессе прохождения со школьниками той или иной учебной темы.
3. Методика музыкально-творческого развития будущих учителей музыки в процессе обучения композиции включает в себя систему методов, среди которых основополагающим является «комплексный метод», направленный на построение эффективного взаимодействия изучения музыкальной теории и творческой практики студентов. Другие методы связаны с изучением теории композиции и с аналитической деятельностью (метод сравнения в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом, метод аналитической реконструкции музыкального произведения и т.д.), с организацией практической музыкально-творческой деятельности (система творческих заданий, метод импровизации эскиза учащихся, метод личностного показа педагогом процесса композиторского творчества с комментарием своих действий и т.д.).
4. Определены этапы работы над сочинением будущих учителей музыки, как элементы педагогической технологии: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.
5. Педагогическими условиями, способствующими музыкально-творческому развитию будущих учителей музыки, являются: демократический стиль педагогического руководства, создание творческой атмосферы, установление сотруднических отношений со студентами, поддержание их инициативности, установка на объективность в оценке творческих работ студентов, координационно-содержательная деятельность преподавателя, обучающего студентов композиции в педагогическом коллективе как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом (согласование сроков прохождения учебных программ, репертуара, организация концертных исполнений творческих работ студентов и т.д.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В современной музыкальной педагогике творческая деятельность учителя рассматривается с двух сторон: как общепедагогическое руководство процессом обучения и творчества учащихся и как проявление его собственного музыкального творчества (в исполнительском, композиторском, исследовательском направлениях). Однако развитие собственного композиторского творчества учителей музыки тормозится ввиду недостаточной разработанности проблемы приобщения к этой деятельности.
2. Главными элементами содержания обучения композиции будущих учителей музыки являются знания по теории композиции и практический опыт композиторской деятельности, соответствующий его специфике в условиях современной педагогической практики. В содержание обучения также входят исполнительский и слушательский опыт музыкальной деятельности, а также опыт деятельности в рамках других искусств и жизненный опыт. Недооценивание любого из этих элементов приводит к односторонности в развитии творческой индивидуальности, что может быть преодолено на основе организации их тесного взаимодействия.
3. Успешность преподавания композиции зависит от следующих условий: требовательное отношение к студентам в сочетании с доброжелательностью; позитивная педагогическая установка на выявление достоинств в их работах и соблюдение принципов гуманистической педагогики; умение создавать творческую атмосферу на занятиях (в том числе воодушевляя и мотивируя студентов примером собственного творчества); целенаправленное расширение общего кругозора и музыкального тезауруса студентов; поэтапность формирования их музыкального языка; личностно-ориентированный подход, основанный на вариативном содержании учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов; координация действий преподавателей как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом с целью согласования сроков прохождения учебных программ, музыкального репертуара и оказания всесторонней поддержки в организации выхода творческих работ студентов на концертную сцену, а также сбалансированность применяемых ими методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.
4. Технология работы над сочинением будущих учителей музыки реализуется на следующих этапах: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.
5. Методику преподавания композиции составляет система методов, в которой основополагающим является «комплексный метод», направленный на построение эффективного взаимодействия изучения музыкальной теории и творческой практики учащихся. Остальные методы, реализуемые на занятиях, связаны: во-первых, с изучением теории композиции и аналитической Деятельностью (метод сравнения в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом, метод аналитической реконструкции музыкального произведения и т.д.), во-вторых, с организацией практической музыкально-творческой Деятельности (система творческих заданий, метод импровизации эскиза музыкального сочинения, метод совместной импровизации педагога и учащегося, метод сочинения и инсценировки детской оперы-сказки и т.д.) и в-третьих, с ее стимулированием (метод эмоционально-психологического раскрепощения учащихся, метод личностного показа педагогом процесса композиторского творчества с комментарием своих действий и т.д.). При этом необходима активная позиция самого преподавателя, обучающего студентов композиции, и умелое применение предложенных им методов, что, в совокупности, позволяет раскрыть творческий потенциал не у отдельных учащихся, а у абсолютного большинства.
В ходе данного исследования и апробации его результатов установлена актуальность разработки данного направления в современной музыкальной педагогике, однако требуется специальное изучение условий подготовки учителей музыки в области композиции для системы педагогических вузов.



1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - МГУ, 1999. - С. 250
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т. 2
6. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе //Процессы музыкального творчества. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 130. - С. 56-77
7. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
8. Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6-8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано»: Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 191 с.
9. Асафьев Б.В. Их было трое...(Из эпохи общественного подъема русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия). - Избр. труды. - М., 1954. - Т. 3. - С. 106-107
10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. - С. 211-365
11. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
12. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.- Л. - М.: Сов. композитор,1973. - 270 с.
13. Баскаков А. Н. Педагогические условия становления творческой личности преподавателя в современной школе //Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2001.
14. Бернандт Г.Б. С.И. Танеев: Монография /Под ред. Н. Юденич.- 2-е изд. - М.: Музыка, 1983. - 287 с.
15. Бобылев Л.Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях 1862-1917г. //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Науч.-практ. конференция: 17-21 ноября 1992 г. /Ред.-сост. Л.С. Дьячкова; РАМ им. Гнесиных.- М., 1994. - Вып.2. - С. 135-144
16. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1992. - 420 с.
17. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Изд. 2-е, доп. - Л.: Художник РСФСР, 1983, - 400 с.
18. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях /Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Сост. Апраксина О.А.- М.: Просвещение, 1990. - С. 5-16
19. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка М.: Просвещение, 1967.- 415 с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.
21. Волков А. Замысел как целенаправляющий фактор творческого процесса композитора //Процессы музыкального творчества: Сб. трудов. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 130
22. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
24. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Избр. психологические исследования. - М., 1956. - С. 449
25. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - С. 73
26. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах //Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1976. - Вып. 4. - 272 с.
27. Глебов И. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе //Вопросы музыки в школе. - М., 1926. - С. 50
28. Глухов Л.В. Московское Синодальное училище церковного пения: Дирижерско-хоровое образование России в деятельности В.С. Орлова (конец XIX - начало ХХ столетий). Историко-педагогический очерк. - Изд. ПГПУ. - 2001. - 71 с.
29. Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. - Музгиз. - 1941. - 206 с.
30. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания //Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987.
31. Гоноболин Ф.Н. Психология: Учеб. пособие /Под ред. Проф. Н.Ф. Добрынина. - М.: Просвещение, 1973.
32. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993. - 190 с.
33. Денисов Э.В. Проблема композиторского образования // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Научн.-практ. конференция: 17-21 ноября 1992 г. /Ред.-сост. Л.С. Дьячкова; РАМ им. Гнесиных. - М.,1994. - Вып.2. - С. 116-121
34. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Сов. композитор, 1986. - 206 с.
35. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. /Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1982. - С. 96-111
36. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение,1989.- 207 с.
37. Долгополова Л.М. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции. - М., 2001.
38. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2001. - 464 с.
39. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века: Учеб пособие. - М.: Музыка,
1994. - 144 с.
40. Евлахов О.А. Композитор и педагог: Статьи. Материалы. Воспоминания /Сост. А.П. Петров. - Л.: Сов. композитор, 1981.
41. Евлахов О.А. Проблемы воспитания композитора. - Л.: СК, 1963. - 131 с.
42. Иванова И. Мастера и ученики: Андрей Головин и ученики //Музыкальная академия. - 2002. - № 2 - С.25-27
43. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов. 1917 - 1927. - Л., 1969. - 306 с.
44. История русской музыки: Учебник. Вып.1. С древнейших времен до середины XIX века /Келдыш Ю.В., Левашева О.Е. /Общ. ред и предисл. А.И. Кандинского - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1990.- 431 с.
45. История русской музыки (в 10 т.). Том VI. - 50-60-е годы XIX века. - М.: Музыка, 1989. - 384 с.
46. Кабалевский Д.Б. Обучение и воспитание молодых композиторов //VII Международный музыкальный конгресс. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. - М.: СК, 1973. - С. 202-210
47. Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М.: СК, 1987.
48. Калужская Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами //Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1976. - Вып.4. - С . 80.
49. Кармин А.С. Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы //Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983.
50. Катунян М. И. Музыкальное образование //Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С . 361
51. Кириллина Л. Творческий процесс Бетховена в связи с теоретическими учениями XYIII века //Процессы музыкального творчества: Сб. трудов. - М.: РАМ им. Гнесиных,1994. Вып. 130. - С. 25-36
52. Кирконосова Е. От наброска и черновой рукописи (на материале нотно-рукописного архива Н.К. Метнера) //Процессы музыкального творчества: Сб. трудов. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 130. - С. 133-152
53. Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности /Историко-культурный и дидактический аспекты: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1995.
54. Коган Г.М. Избранные статьи. - М.: СК, 1972. - Вып.2. - 265 с.
55. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Музыка. - 1969.
56. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. - 367 с.
57. Козинская О. Ю. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (на материале уроков музыки и внеклассных занятий). - Саратов, 2001.
58. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 224 с.
59. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 167-168
60. Константинов Н.А., Медынский, Е.Н. Шабаева М.Ф. История педагогики: учебник для студ. пединститутов. Изд. 4-е, доп. и перераб.- М., Просвещение, 1974. - 447 с.
61. Корабельникова Л.З. Музыкальное образование //История русской музыки. - М.: Музыка, 1989. - Т.6. - С. 167-187
62. Корганов К. Т. Борис Чайковский: личность и творчество. - М.: Композитор, 2001. - 200 с.
63. Копылова А.В. Современная технология преподавателя искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя. - М.,2002.
64. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л., 1979. - С. 48
65. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования //Искусство в школе. - 2000. - №1,2,4.
66. Красильников И.М Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Дис. канд. пед. наук. - М., 1997.
67. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. - М., Библиотека журнала «Искусство в школе», Вып.8, 2002. - 96 с.
68. Красильникова М. С. «К вершинам музыкального искусства» //Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С. 50-53
69. Красильникова М.С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе: Дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 194 с.
70. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.
71. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 198 с.
72. Лапшин И.И. О музыкальном творчестве //Музыкальная психология: Хрестоматия. Сост. М.С. Старчеус. - М., 1992. - 210 с.
73. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //Принципы развития в психологии. - М., 1978. - С. 196-203
74. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. - 2-е изд., доп. - в 2х книгах, Книга 1. - Л.: Музыка, 1987. - 254 с.
75. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. - М.,1983. - Т.1. - С. 94
76. Литинский Г.И. Жизнь, творчество, педагогика: Сб. статей, воспоминаний, документов. - М.: Композитор, 2001. - 360 с.
77. Лосева О. Шуман-педагог? //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: Научн.-практ. конференция: 17-21 ноября 1992 г. /Ред.-сост. Л.С. Дьячкова; РАМ им. Гнесиных.- М., 1994. - Вып. 2. - С. 124
78. Луппов А.Б. Из опыта преподавания композиции //Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 144-147
79. Макаровская Ф. И. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания //Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка,
1975.
80. Мальцев С.М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика обучения: Дис. канд. искусств. - СПб, 1993.
81. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М., 1993. - 268 с.
82. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 76-82
83. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как оценивать художественное развитие ребенка? //Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С. 3-7
84. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. - М., 1995. - 124 с.
85. Месснер Е.И. Основы композиции. - М.: Музыка, 1968. - 503 с.
86. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. /Сост. М.А. Гурвич, Л.Г. Лукомский. - М., 1963. - 92 с.
87. Методические рекомендации по ведению класса композиции в музыкальной школе. - М.: Издан. метод. каб., 1983.
88. Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей. - Киев, 1982. - 16 с.
89. Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б. Л. Яворского. - М., 1981.
90. Московская консерватория (1866-1966). Автор, сост. и ред. Г.А. Прибегина. - М.: Музыка, 1966.
91. Московская консерватория (1966-1991). Автор, сост. и ред. Г.А. Прибегина. - М.: Музыка, 1991. - 240 с.
92. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений /Л.В. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2001. - 232 с.
93. Мун Л.Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: Дис. канд. пед. наук. - М., 2001.
94. Мун Л.Н. Творческая сущность импровизации в истории искусств и в музыкальном образовании младших школьников //Виды искусства и их взаимодействие: Пособие для учителя. - М.: 2001. - С. 55-77
95. Муров А.Ф. Практические советы начинающим композиторам: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1989.
96. Муха А.И. Процесс композиторского творчества /Проблемы и пути исследования: Дис. докт. искусств. - Киев, 1980.
97. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. - 465 с.
98. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение //Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып.1. - Ч. II. - М., 1991.
99. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.
100. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
101. Найко Н.М. Н.К. Метнер «Творческий процесс и его постижение» /на материале высказываний композитора /Сб. научных трудов. - М., 1992.
102. Насонов Р. Как я не стал «нашим» или Беседы о проблемах композиторского образования //Музыкальная академия. - 1993. - № 4 - С. 60-65
103. Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980/81 - 1986; 1995). - М.: Композитор, 1997. - 160 с.
104. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
105. Никабадзе Л.В. Музицирование как основа музыкально-эстетического воспитания (на материале музыкальных студий Грузинской ССР): Дисс. канд. искусств. наук. - Тбилиси, 1987.
106. Новоселова Л.А. «...Хочу быть композитором» //Музыкальная
академия. - 1998. - № 1 - С. 78-80
107. Оннегер А. Я-композитор. - М., 1963. - С. 207
108. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2001. - 368 с.
109. Павлишин С. Арнольд Шенберг: Монография. - М.: Композитор, 2001. - 480 с.
110. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России. - 198. - 640 с.
111. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 190 с.
112. Песталоцци. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1988. - 224 с.
113. Пляченко Т.Н. Вокально-хоровая подготовка будущих учителей музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете: Дис. канд. пед. наук. - М., 1993.
114. Прихожан А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития. //Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997. - С. 341-345
115. Проблемы этики и эстетики //Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Под ред. (проф.) А.Н. Илиади. Вып. 2. - Изд. Ленинградского университета. - Л., 1975.
116. Программы специальных дисциплин теоретико-композиторского факультета консерваторий. - М., 1946.
117. Прокофьев С.С. Автобиография. - М.: Музыка, 1990.
118. Процессы музыкального творчества: Сб. трудов. - Вып. 130. - М., 1994. - С. 3-8
119. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений /Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 336 с.
120. Рапацкая Л.А. Проблемы развития культурологического направления в
отечественной педагогике искусства накануне нового тысячелетия //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы
Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 76-81
121. Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио: Методические рекомендации. /Сост. Морих И.Б. - Минск, 1980. - 19 с.
122. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки /Под ред. Н. Римской-Корсаковой. - СПб, 1911. - С. 75, 116
123. Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании. - Полн. собр. соч.: Лит. произведения и переписка. - М., 1983. - Т.2. - С. 209-210
124. Родионова Т.И. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ //Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка,1976. - Вып. 4 - С. 63-79
125. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672с., ил., Т. 2 - М-Я -1999. С. 441-443
126. Рубинштейн А.Г. Мысли и афоризмы. - СПб, 1903. - С. 9-10
127. Рубинштейн А.Г. О музыке в России. - Лит. наследие, Т.1. - М., 1983
128. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - С. 141-142
129. Рыбакова Е.Л. Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Л., 1991.
130. Рытов Д. Увидеть в ребенке творца: О проблеме развития творческих способностей музыкальной деятельности на народных инструментах //Искусство в школе. - 2000. -№ 4. - С. 43-49
131. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика //Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1976. - Вып.4;. - С. 19-22
132. Сапонов М. А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. - М.: Музыка, 1982.
133. Спутник учителя музыки /С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. - М.:Просвещение, 1993. - 240 с.
134. Соколов А.С. Музыкальная композиции XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. -230 с.
135. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999. - 816 с.
136. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов на Дону «Феникс», 2000. - 448 с.
137. Стравинский И.Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии. Л.: Музыка, 1971. - С. 224-226
138. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1997. -224 с.
139. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. - М.:Педагогика, 1990. - С. 13
140. Тевлина В.К. Творческий поиск учителя как необходимое условие проведение современного урока музыки //Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 14: Сб. статей /Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1979. - С. 32-36
141. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. -
2- е изд. - М.: Флинта, 1999. - 336 с.
142. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -
Известия АПН РСФСР № 11. - М.-Л., 1947.
143. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
144. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Изд.
Академия пед. наук РСФСР, 1961.
145. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. Ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.
146. Терентьева Н.А. Основы творческого музицирования: Учеб. пособие. - СПб: Образование, 1995. - 60 с.
147. Тихомиров Г.В. Мелодия и аккомпанемент /Беседы с самодеятельными композиторами. - М.: Сов. композитор, 1963, I беседа.
148. Тихомиров Г.В. Элементы композиторской техники /Беседы с самодеятельными композиторами. - М.: Музыка, 1964, - II беседа. - 33 с.
149. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. - М.: 1998. - 220 с.
150. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию?
(критический очерк экспериментальной эстетики). - М.: Искусство, 1988. - 208 с.
151. Торшилова Е.М. Творческие возможности типов эмоционального и рационального в эстетическом восприятии школьников //Творческое развитие
152. Торшилова Е.М. Ценностные ориентации современных школьников //Вестник РАО, 2001.
153. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. - М.: Искусство.1989. - 144 с.
154. Усачева В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: Дис. в виде научного доклада канд. пед. наук. - М.,2002.
155. Усачева В. О. Учитель сочиняющий //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 224-228
156. Ускова Д.Н. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта //Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001.
157. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.
158. Халабузарь П.В., Попов В.С., Добровольская Н.Н. Методика музыкального воспитания: Учеб пособие. - М.: Музыка, 1989. - 175 с.
159. Хиндемит П. Мир композитора //Сов. Музыка. - 1963. - № 5.
160. Холопов Ю.Н. Задание по гармонии. - М.: Музыка, 1983. - 287 с.
161. Холопов Ю.Н. Композиция //Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 264-265
162. Холопов Ю.Н. Чему учат в Джульярде //Российский музыкант. - 1992. - № 8 (1162).
163. Холопова В.Н Музыка как вид искусства. /Учеб. пособие для студ. конс. и муз. училищ. - 2-е изд. - М.: НТЦ Консерватории. -1994. - 260 с.
164. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. - СПб: Изд. «Лань», 2001. - 496 с.
165. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб: Алетейя, 2001. - 320 с.
166. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.
- М.: Сов. Композитор, 1988. - 384 с.
167. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пединститутов по спец. № 2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение,1984.- 176 с.
168. Чайковский П.И. О композиторском мастерстве /Избр. отрывки из писем и статей. М., 1952. - С. 53
169. Чайковский А.В. Такие конкурсы интересны и полезны //Музыкальная академия.-2001. - № 1.
170. Шебалин В.Я. Литературное наследие: Воспоминание. Переписка. Статьи. Выступление. - М.: СК, 1975 . - 280 с.
171. Шебалина А. В.Я. Шебалин: Годы жизни и творчества. - М.: Сов. композитор, 1990. - 302 с.
172. Шеломов Б. И. Детское музыкальное творчество на русской народной на основе: Методологическое пособие для педагогов детских музыкальных школ.
- СПб.: Композитор, 1997. - 224 с.
173. Шиповская Л.П. Музыкальное творчество / Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 81-84
174. Шишова О.А. Развитие творческих способностей детей в условиях школы искусств //Молодые голоса: Сб. научно-исслед. работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М.: МГОПУ. - 1998. - С. 211-214
175. Школяр В.А. Методология музыкального образования: реальность и перспективы развития//Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 84-88
176. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. - М.: Флинта, 1999. - 88 с.
177. Школяр В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 16 с.
178. Школяр Л.В. Школа Кабалевского в педагогике искусства//Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 10-15
179. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 18 с.
180. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося- музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале работы в классе фортепиано): Дис. канд. пед. наук. - М., 1998.
181. Шостакович Д.Д. Беседа с молодыми композиторами //Советская музыка, 1955. - № 10, С. 16
182. Шнитке А.Г. На пути к воплощению новой идеи //Проблема традиций и новаторства в современной музыке /Сост. А.М. Гольцман. - М.: СК, 1982. - С. 104-107
184. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
185. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: «Флинта», 1997. - 224 с.
186. Ярошевский М.Г. Творчество //БСЭ. - 3-е изд. - М., 1976. - т. 25. - С. 331-332
187. Merriam Alan P. The Anthropology of Music. - Noithwestern university press. - Evanston, 1964. - 358 p.
188. Homo musicus. Альманах музыкальной психологии '99. - М., 1999. - 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ