Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ)

Работа №28112

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы248
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
971
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы формирования и развития системы управления человеческими ресурсами на предприятии 11
1.1 Теоретические подходы к формированию и развитию системы управления
человеческими ресурсами на предприятии 11
1.2 Социально-экономические резервы повышения эффективности системы
управления человеческими ресурсами на предприятии: методологический аспект 30
1.3 Методические подходы к исследованию факторов эффективности системы
управления человеческими ресурсами на предприятиях 59
ГЛАВА 2. Особенности функционирования системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы 74
2.1 Экономические тенденции развития системы управления человеческими
ресурсами на предприятиях 74
2.2 Мониторинг структуры и интенсивности внутриорганизационной
мобильности человеческих ресурсов и резервов удовлетворенности трудом ...83
2.3 Факторы эффективности управления человеческими ресурсами на
предприятиях строительной сферы 108
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии 124
3.1 Типология систем управления человеческими ресурсами на предприятиях.. 124
3.2 Принципы и механизмы повышения эффективности системы управления
человеческими ресурсами на предприятии 139
3.3 Экономическая эффективность развития системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184
ЛИТЕРАТУРА 190
ПРИЛОЖЕНИЯ 205


Актуальность темы исследования. Современный этап общественного развития одновременно демонстрируя глубину, быстроту и неординарность масштаба и новизны перемен; натиск высоких технологий и капитала, выявляет их противоречивость. С одной стороны рыночные преобразования в сфере трудовых отношений создают благоприятную среду для активизации деятельности людей, с другой стороны сами по себе они не обеспечивают переход к более высокому типу занятости. Очевидно, что конкурентоспособность предприятий сегодня зависит исключительно от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Кроме того, обострение кадровой проблемы, вызываемой социализацией экономики, требует своевременного принятия таких мер, как: формирование устойчивого кадрового ядра, своевременная трансформация профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов адекватно конъюнктуре, формируется на внутреннем рынке труда и в соответствии с факторами внешней среды.
Стихийная либерализация рынка труда выдвигает необходимость формирования последовательной организационной политики и политики занятости, целенаправленного создания системы социальных амортизаторов, помогающих адаптировать предприятия и их систему трудоиспользования к различным экономическим изменениям. Одной из весомых задач в плане построения и развития успешно функционирующей системы управления человеческими ресурсами является комплексное изучение факторов её эффективности и социально-экономических резервов повышения эффективности использования человеческих ресурсов во внутриорганизационной системе управления. Руководство предприятий испытывает потребность в апробированном инструментарии исследования социально-экономических механизмов построения и развития эффективной системы управления человеческими ресурсами и проведения адекватных изменений, направленных на её совершенствование. Всё вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В области управления человеческими ресурсами накоплены обширные знания и практический опыт. Ещё на рубеже 18-19 в.в. многие ученые обращались к социально-психологическим аспектам эффективности производства и роста производительности труда (Р. Аркрайт, И. Баббедж, М. Болтон, Р. Оуэн, Сен- Симон, Ш. Фурье). В начале 20 в. заметный вклад в развитие представлений о гуманизации труда внесли зарубежные специалисты в области организации и управлении (Ф. Тейлор, П. Эмерсон, А. Файоль и др.). Представители прогрессивных идей среди отечественных ученых стали: К. Адамецки,
В.М. Бехтерев, Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. Основные подходы активизации деятельности работников, улучшения социальной среды на предприятиях разрабатывали представители школы «человеческих отношений»: М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисберг. Научное обоснование потребностей человека в трудовой деятельности и поведенческих стимулов дали И. Бернард, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт и др.
В числе отечественных ученых, внесших вклад в разработку теории управления человеческими ресурсами организации необходимо отметить: Е.Г. Антосенков, Б.Д. Бреева, М.А. Винокурова, Е.А. Горелова, А.З. Даданова, И.Е. Заславского, В.Г. Костакова, Л.А. Костина, А.Е. Котляра, А.Г. Новицкого, Р.В. Рывкину, Э.В. Саруханова, Н.М. Токарскую, О.А. Платонова.
Современные представления об управлении человеческими ресурсами отражены в работах известных ученых: А. П. Беляевой; И.В. Бушмарина; Д.Д. Вачугова; О.С. Виханского; А.П. Волгина; Б.М. Генкина, М.В. Грачева;
В.А. Дятлова; А.П. Егоршина; А.Я. Кибанова; Э.М. Короткова; Р.Л. Кричевского, А.А. Лобанова, А.Г. Поршнева; С.Д. Резника; В.В. Травина,Э. А. Уткина, Т.П. Фокиной; С.В. Шекшни; В.И. Шкатуллы.
Основной вклад советской, затем российской научной школы в области управления человеческими ресурсами состоит в разработке комплексного подхода к решению проблем оптимального использования работающих в различных отраслях экономики. Получил особое внимание социальный фактор развития экономики. Большое значение стали приобретать поведенческие факторы личностей работников, связанные с развитием таких социальных качеств, как инициатива, предприимчивость, ответственность. Серьезный вклад исследования внесли: в определение роли личности работника, познание его мотивационных установок и их формирования в соответствии с организационными целями; выявление основных социально-экономических резервов повышения эффективности деятельности предприятия. Современные теории, развиваемые в рамках управления человеческими ресурсами и повышения эффективности их использования на базе различных научных концепций, совершенствуются, пытаясь соответствовать современным взглядам и принципам эффекта.
Однако, следует отметить, что до недавнего времени в отечественной научной литературе отсутствовало изложение ценностей и методологии в области управления человеческими ресурсами. Сегодня стали появляться отдельные разработки в области управления человеческими ресурсами, включающие основные подходы к формированию общейконцепции и структуризации функционального разделения труда.
Целью диссертационной работы является обоснойание базовых принципов и механизмов повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами (в строительстве). Достижение поставленной цели определило решение следующих задач:
1. Изучение и обобщение теоретических и методологических подходов формирования и развития системы управления человеческими ресурсами на предприятии.
2. Классификация социально-экономических резервов повышения эффективности системы управления человеческих ресурсов предприятия.
3. Разработка методики исследования внутриорганизационных факторов эффективности управления человеческими ресурсами.
4. Анализ практики управления человеческими ресурсами на строительных предприятиях Пензенской области.
5. Выявление и оценка значимости факторов эффективности управления человеческими ресурсами на предприятии.
6. Типология моделей управления человеческими ресурсами на предприятиях.
7. Разработка системы принципов и механизмов повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии.
8. Оценка экономической эффективности реализации механизмов управления человеческими ресурсами на примере строительных предприятий.
В качестве объекта исследования выступают действующие системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы Пензенской губернии.
Предметом исследования являются закономерности функционирования системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы.
Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные и прикладные исследования в области управления в социальных и экономических системах, концептуальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом; теории организации, экономики труда, социологии, психологии, нормативно-справочная и статистическая информация.
В процессе решения поставленных задач использованы системный программно-целевые подходы, сравнительный и статистический анализ; методы аналогий и обобщения; логические, графические и компьютерные методы обработки информации; так же методы анкетного опроса, экспертной оценки, моделирования и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- выявлены тенденции развития системы управления человеческими ресурсами при смене концепций;
- сформирована структура управляющих, управляемых и результативных составляющих жизненного цикла управления человеческими ресурсами как социально - экономической системы;
-классифицированы резервы повышения эффективности управления человеческими ресурсами, способствующих развитию системы управления человеческими ресурсами и достижению конечных целей предприятия в целом;
- уточнены и обоснованы факторы эффективного управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы;
определены: значимость факторов эффективного управления человеческими ресурсами относительно результативности их труда на предприятии; количественные показатели корреляционной зависимости;
- разработаны принципы и механизмы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы;
дана оценка экономической эффективности внедрения принципов и механизмов современного управления человеческими ресурсами в общеорганизационную систему управления предприятием.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение полученных диссертантом результатов и разработок, позволит решать практические задачи совершенствования системы управления персоналом и будет способствовать развитию и более эффективному использованию человеческих ресурсов, что должно привести в свою очередь к достижению общеэкономических целей предприятия.
Теоретические и практические разработки нашли отражение в научно- исследовательских работах, выполненных кафедрой “Менеджмент” ПГУАС, в том числе в хоздоговорной теме “Управление социально-экономическими резервами повышения эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии” [2003-2004гг., № ГР 0120.0406662].
Разработанные рекомендации по повышению эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии реализованы в практике совершенствования системы управления человеческими ресурсами строительных предприятий Пензы и Пензенской губернии, таких как ОАО “Пензпромстрой”, ОАО “ПУС”, ООО “Новотех”.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цели и задачи исследования, определены предмет и объект исследования, отмечены научная новизна и практическая значимость работы. Кроме этого представлена структурно-логическая схема алгоритма исследования, по которой можно проследить последовательность и содержание основных этапов диссертационного исследования.
В главе I «Теоретические и методологические основы формирования и развития системы управления человеческими ресурсами на предприятии» отражены теоретические подходы к формированию и развитию системы управления человеческими ресурсами; определены основные социально- экономические резервы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами и современные методы их активизации, применяемые в организационной системе управления персоналом. В первой главе отражены методологические основы и методика исследования эффективности успешного управления человеческими ресурсами на предприятии.В главе II «Особенности функционирования системы управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы» представлены основные результаты исследования общеэкономических показателей практики управления персоналом; структуры и интенсивности движения человеческих ресурсов на предприятиях строительной сферы.
Вторая глава содержит результаты мониторингового анализа основных направлений повышения эффективности управления человеческими ресурсами; включающего оценку значимости и результативности факторов этой эффективности в системе управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы.
В главе III «Пути повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии» представлена разработанная диссертантом типологическая модель систем управления человеческими ресурсами, основанная на сравнении конкурирующих критериев организационной эффективности. Также предложена система принципов и механизмов повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии. В рамках предложенных рекомендаций представлен прогноз результативности работы предприятий строительной сферы при формировании и развитии эффективной системы управления человеческими ресурсами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ эволюции теории и концепций управления человеческими ресурсами позволил выявить современные подходы к формированию и развитию эффективной системы управления человеческими ресурсами на предприятии и определить основные социально-экономические резервы повышения конкурентоспособности строительных предприятий за счет повышения эффективности трудоиспользования.
2. Уточнены и конкретизированы определения основных понятий: «человеческие ресурсы», «резервы повышения эффективности использования человеческих ресурсов», «мобильность кадров», «факторы эффективности», определена терминология и дана общая характеристика системы управления человеческими ресурсами на предприятии. Обоснована актуальность разработки апробированного инструментария формирования социально-экономических механизмов построения и развития системы управления человеческими ресурсами и проведения адекватных изменений, относительно конъюнктуры на внутреннем рынке труда, в соответствии с факторами внешней среды и направленных на ее совершенствование.
3. Классифицированы основные социально-экономические резервы повышения эффективности использования человеческих ресурсов с целью формирования и развития эффективной системы управления человеческими ресурсами, учитывающей современные организационные, экономические, социальные и психологические методы управления.
4. Сформирована структурно-функциональная модель системы управления человеческими ресурсами с определением функциональных подсистем, функционирование которых подразумевает необходимость решения конкретных задач, способствующих повышению эффективности использования человеческих ресурсов и развитию трудового потенциала. В рамках этой модели разработана система взаимосвязей управляющей, управляемой и результативных элементов, составляющих основу жизнеспособности предприятия и эффективности его подсистемы использования человеческими ресурсами.
5. Выявлены особенности экономической ситуации и практики управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы Пензенской губернии на современном этапе развития, которые свидетельствуют о нестабильности экономического положения и неблагоприятной ситуации относительно структуры и интенсивности движения человеческих ресурсов, что, в свою очередь, подтверждает необходимость формирования и развития комплекса современных методов управления персоналом, достижения соответствия методов управления персоналом, достижения соответствия темпов интенсификации производства с эффективностью монетарных и немонетарных побудительных систем.
6. Отмечается нестабильность финансового положения; снижение уровня занятости; избыточный внешний оборот рабочих кадров; большой износ основных фондов, высокая стоимость продукции на предприятиях строительной сферы. Сдерживающее влияние на деятельность строительных предприятий в 2004г. оказывали: замедленный темп роста инвестиций в основной капитал, высокий уровень налогов, недостаточная результативность амортизационной политики, низкая мобильность и невысокий организационно-технический уровень производства, проблемы с внедрением современных наукоемких технологий, снижение производительности и качества труда, недостаток квалифицированных рабочих.
7. Мониторинг факторов эффективности использования человеческих ресурсов на предприятиях строительной сферы показал:
•На фоне высоких темпов реструктуризации строительной отрасли, существенных сдвигов в качестве работы строительных организаций пока не просматривается. Решение данной проблемы требует изменения кадровой политики, формирования эффективной организационной культуры, ориентированных на удовлетворение потребностей как самих рабочих, так и потребителей; на качество и инновации как в системе управления, так и в производственной сфере.
•На большинстве предприятий руководство не считает необходимым вырабатывать актуальные для современных условий «персонал - стратегии». Лишь 10% предприятий строительной сферы ставят перед собой задачу выработки определенных механизмов в области подбора и найма персонала, разработки специальных программ по организации привлечения и отбора рабочих кадров. Предприятия практически не пытаются удерживать работников, создавать для их работы лучшие условия, т.к. на рынке труда пока наблюдается избыток дешевой рабочей силы. Однако следует задуматься, что временные работники не способны раскрыть свой трудовой потенциал до конца, т.к. их профессиональные компетенции гораздо ниже квалифицированных специалистов, пытающихся удержаться на постоянном месте работы и составляющих кадровое ядро коллектива. К сожалению на предприятиях строительной сферы количество постоянных, ключевых рабочих кадров составляет 20-30% от общей численности занятых на производстве. 70-80% составляют контрактники и временные работники (на время подряда или сезона).
8. Разработана комбинация факторов эффективности использования человеческих ресурсов, наиболее актуальная в плане реализации в системе управления человеческими ресурсами на предприятиях строительной сферы. Дана оценка значимости и влияния обозначенных факторов на эффективность функционирования подсистемы использования человеческих ресурсов, в частности, такие результативные показатели этой подсистемы, как: усиление трудового потенциала; трудовая удовлетворенность и активизация трудовой отдачи со стороны работающих; рациональная степень мобильности человеческих ресурсов на предприятии. Установлены приоритетные направления в сокращении уровня нереализованности наиболее значимых факторов эффективности использования человеческих ресурсов в строительстве.
9. Составлена типология моделей систем управления человеческими ресурсами на предприятиях. Обоснованы наиболее позитивные и негативные подходы и методы управления в рамках функционирования обозначенных систем. Определена успешность каждой из моделей управления человеческими ресурсами на определенном этапе жизненного цикла (становления, развития или выживания в кризисной ситуации) предприятий различной формации. Описание 8 обозначенных подмоделей систем управления человеческими ресурсами дано на основе характеристик 4-х основных моделей менеджмента: модели рациональной цели, модели социального менеджмента, модели внутренних резервов, модели открытой системы. Сформированная типология актуальных моделей управления человеческими ресурсами выстроена с использованием основ теоретического моделирования и приоритетности факторов, целей, принципов функционирования различных форм организационного управления; с учетом сложившихся вариантов экономического неравновесия.
Авторская типология включает: Маркетинговое управление; Стратегическое управление; Интегративное управление; Регламентное управление; Прагматическое управление; Бюрократическое управление; Корпоративное управление; Социально-мотивационное управление. Особенность каждой модели управления человеческими ресурсами характеризуется комбинацией конкурирующих критериев эффективности, актуальных на определенном этапе жизненного цикла системы управления. Основной акцент делается на реализацию модели социально-мотивационного управления, главной опорой в организации которой являются: социально¬психологические связи в группе, отражающие взаимопонимание и взаимоподдержку, взаимоуважение между руководством и персоналом предприятия; понимание миссии предприятия и патриотическое отношение со стороны работающих в ней. Данные результаты достигаются социальной программой работы с человеческими ресурсами, стилем управления, учетом человеческого фактора в управлении и мотивированием определенных вариантов поведения человека в системе совместного труда.
10. Разработана и предложена система принципов и механизмов повышения эффективности использования и развития человеческих ресурсов на предприятии. Включение человеческого фактора в систему управления предполагает внедрение принципиально новых методов управления, гибкого регулирования и современных изменений в организации производства. Социализация производства и повышение эффективности использования человеческих ресурсов строятся на основе таких принципов как: соответствие и непротиворечивость цели предприятия и персонал-стратегии; социальное партнерство; перспективность расстановки кадров, способствующей их росту; стабильность и равномерность нагрузки рабочих в течение рабочего периода; сменяемость места приложения труда; комфортность в работе и на рабочем месте; гибкость форм занятости; качественная сбалансированность рабочих мест и работающих; содержательность труда, безопасность; дифференцированность трудового потенциала.
11. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты способствуют выявлению социально-экономических резервов эффективного управления человеческими ресурсами на предприятиях; реализации механизмов эффективности использования работающих, что позволяет повышать конкурентоспособность и экономическую результативность предприятий строительной сферы.
12. Методические подходы и практические рекомендации, разработанные в диссертационной работе, приняты к внедрению на таких строительных предприятиях, как ООО «Новотех», ОАО «ПенЗпромстрой», включены в рекомендательные разработки хоздоговорной работы «Управление социально-экономическими резервами повышения эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии» (2003-2004гг. №ГР 0120.0406662).



1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2000. - 407с.
2. Алавердов А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда // Вопросы экономики. - 1999. - №12. - С. 120-124.
3. Алексеев Н. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 4.
4. Алехина О. Служба персонала: мифы и реалии // Управление персоналом.- 2000. - №9. - С. 54-57.
5. Андрюнин А.В., Коровкин А.Г., Парбузин К.В. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования движения населения и рабочей силы // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №2. - С. 97- 117.
6. Антосенков Е., Куприянова 3. Текучесть рабочих кадров в строительстве. Опыт экономико-социологического исследования. - Новосибирск: Наука, 1970.- 160с.
7. Асаул А.Н., Батрак А.В. Финансово-строительные группы - основа региональных строительных комплексов // Экономика строительства. - 1999. - №3.
8. Барышева А. Кнут как основное мотивирующее средство // Управление персоналом. - 1999. -№5. - С. 7-12.
9. Бекренев В. Ситуационные центры и социально-экономическое моделирование // Управление персоналом. - 2000. - №12. - С. 61-63.
10. Бергманн А., Паскье-Дорт Ж. Человеческие ресурсы в процессе перестройки и рационализации производства // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 4.
11. Букреев А.М. Резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия в новых условиях хозяйствования. Диссертация кан. наук. Воронеж: 1993. - 256с.
12. Бурмистров А., Трофимцева Н. Нематериальные стимулы - затраты или инвестиции? // Управление персоналом. - 2002. - №10. - С. 33-35.
13. Бутов Р. Мобильность кадров // Управление персоналом. - 2000. - №6. —С. 34-38.
14. Васильев В.М., Панибратов Ю.П., Резник С.Д., Хитров В.А. Управление в строительстве. — М.: Издательство ассоциации строительных вузов; СПб. ГАСУ, 2001.-352с.
15. Вильховченко Э. Гуманизация труда и развитие человеческих ресурсов. // Человек и труд. — 1993. - №3.
16. Випслав Ю. Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // Российский экономический журнал. - 1997. - №9. - С. 23-29.
17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ. - 1995. - 415с.
18. Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров / отв. ред. Е.Г. Антосенков, З.В.Куприянова. - Новосибирск: Наука. - 1981. - 321с.
19. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). - М.: Дело. - 1994.
20. Волгин Н., Валь Е. ВИЛАР: мотивационная основа эффективного труда // Человек и труд. - 2000. - №4. - С. 75-79.
21. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. - Л.: Лениздат. - 1989. - 222 с.
22. Волкова К. А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие. Структура. Положения. Должностные инструкции. Справочное пособие. - М.: Экономика. - 1990. - 225с.
23. Вышегородцев М., Сиденко А. Трудовая миграция - стоит ли быть тревогу? // Человек и труд. - 2000. - №8. - С. 24-25.
24. Гимпельсон В. и др. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда) // Вопросы экономики. - 1997. - №2. -С. 32-45.
25. Глазл Ф., Ливехуд Б. Динамичное развитие предприятия. Как предприятия-пионеры и бюрократия могут стать эффективными / Пер. с нем. - Калуга, “Духовное познание”. - 2000 - 264 с.
26. Горелов Н.А., Бузановский С.М. Методологические вопросы управления трудовыми ресурсами на современном этапе: межвузовский сборник. - Л.: ЛФЭИ.- 1998.-315с.
27. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие для студентов экон. Спец, вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа. - 1989.-208с.
28. Грачев М.В. Управление трудом. Теория и практика капиталистического хозяйствования. Отв. ред. Н.А. Климов - М.: Наука. - 1990.
29. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД. - 1993.
30. Грачев М.В. Внутрифирменный механизм кадровой работы // Человек и труд. - 1994. - № 6.
31. Грейсон Дж. Мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. - М.: Экономика. - 1991.
32. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: «ЮНИТИ - ДАНА», 2003. - С. 548.
33. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия И Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №5. - С. 105-117.
34. Движение рабочих кадров в связи с техническим прогрессом в промышленности (на примере машиностроения и текстильной промышленности) / Под ред. А.С. Довбы - М. - 1968. - 241с.
35. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях (Теоретические и методические вопросы анализа текучести) / Под ред. Е.Г. Антосенкова. — М.: Экономика. - 1974. - 287с.
36. Джинджолия А., Михнева С. К вопросу о содержании и природе внутреннего рынка труда // Человек и труд. - 2002. - №9. - С. 39-43.
37. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. Пер. с англ. - М. - 1993.
38. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Высшая школа. - 1989.
39. Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. - М.: Дело. - 1996. - 272 с.
40. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. // Бизнес-образование, выпуск 1/96, С. 22-29.
41. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд-е. - Н. Новгород: НИМБ. - 2001г. — 720с.
42. Журавлев В.П., Одегов Ю.Г., Волгин н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2002. - С. 448.
43. Забродин Ю. От учета человеческого фактора к управлению человеческими ресурсами. // Человек и труд. - 1996. - №12.
44. Забродин Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов // Общество и экономика. - 1997. - №7-8. - С. 89-95.
45. Забродин Ю.М. Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной самостоятельной политики//Общество и экономика.- 2000. - №11-12. -С. 42.
46. Зайончковская X. Трудовая миграция: плюсов больше, чем минусов // Человек и труд. - 2001. - №11. - С. 34-35.
47. Закс С. Эволюционная теория организации. // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 1.
48. Иванцевич Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.-280с.
49. Игошина И.А., Крюков А.Н. Система SPSS и ее применения. // Материалы XXIX научно-технической конференции. - Пенза, 1997. - С. 64.
50. Изменение в мотивации труда в новых условиях. М.: НИИ труда. - 1992.
51. Исаенко А. Н. Новое в теории и практике управления персоналом. // США: ЭПИ. - 1993. - №3.
52. Исида X. Управление человеческими ресурсами по-японски // Менеджмент.- 1997.-№6.
53. Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. — Киев. - 1993.
54. Капелюшников Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросы экономики. - 1998. - №2. - С. 43-51.
55. Капиталистическое управление: уроки 80-х (М. В. Грачев, А. А. Соболевская и др.; под ред. А. А. Дынкина.) - М.: Экономика. - 1991.
56. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. Пер. со швед. - М.: Дело. - 1996. - 352 с.
57. Кашепов А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. - 2003. - №1. - С. 58-61.
58. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе. - 1993.
59. Кибанов А.Я. , Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ. - 1994.
60. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Учебник для вузов. - М., ИНФРА - М. - 1997.
61. Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом. - 2000. - №6. - С. 26-31.
62. Клопов Э. Вторичная занятость как форма социально - трудовой мобильности // Социологические исследования. - 1997. -№4. С. 34-48.
63. Козлов Н.В. Анализ и прогнозирование движения рабочих мест // Проблемы прогнозирования. - 1996. - №1. - С. 59-73.
64. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий, - Л. - 1978.
65. Коровкин А.Г. Согласование динамики вакантных рабочих мест и рабочей силы в России // Проблемы прогнозирования. - 1999. - №2. - С. 78-93.
66. Коровкин А.Г., Полежаев А.В. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы и анализ И Проблемы прогнозирования. -2002.- №4.-С. 134-148.
67. Коровкин А.Г., Полежаев А.В. Анализ динамики российского рынка труда с учетом затрат рабочего времени // Проблемы прогнозирования. - 2003. - №5.-С. 99-114.
68. Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента. - М.: ООО Издательско — Консалтинговое Предприятие «Дока», 2004г. -896с.
69. Корчагин В.П., Нарожная В.Л. Экономическая оценка ущерба от людских потерь // Проблемы прогнозирования. - 1998. - №5. - С. 109-120.
70. Котляр А. О субъектах и объекте рынка труда // Человек и труд. - 2003. - №5. - С. 30-32.
71. Кравченко А. И. Кто вы, Федерик Тейлор? О тейлоризме и его родоначальнике. // Социалистический труд. - 1990. - №6. - С. 96-100.
72. Кузнецов Ю. Развитие методологии менеджмента. //Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 4.
73. Кутепова Н. Специфика российского рынка труда // Человек и труд. -2003. -№5.-С. 42-44.
74. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - Москва. ОАО «Типография «НОВОСТИ». - 2000г. - 431 с.
75. Лапин А. Контуры региональной политики развития человеческих ресурсов // Человек и труд. - 2002. - №12. - С. 45-57.
76. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература. - 1999. - 320 с.
77. Левина С.Ш. Управление мотивацией труда хозяйственных руководителей (на примере строительства). Дис-ция кан. наук. - Пенза, 1994. - 198с.
78. Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации // Управление персоналом. - 2000. - №7. - С. 40-49.
79. Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов// Человек и труд. - 2002.-№2.- С. 78-85.
80. Макнамара Р. Некоторые штрихи к кадровой политике за рубежом // Управление персоналом. - 2000. - №7. - 48-51.
81. Маслоу А. Мотивация и личность. // Вестник Московского университета, 1991, серия 7. Философия. - №3. - С. 66 - 75.
82. Маусов Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления И Проблемы теории и практики управления. - 1995. - № 6.
83. Маусов Н., Ненадышин В. Персонал в обеспечении инновационной стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 5.
84. Менеджмент организации. / Под ред. проф. Румянцевой З.П. - М. - 1995.
85. Меркин Р.Н. Формирование экономических отношений в строительстве и их анализ // Экономика строительства. - 1998. - №7.
86. Меркин Р.Н., Балакин В., Кумыков М. Новые управленческие функции строительных организаций при переходе на рыночные отношения // Экономика строительства. - 1992. - № 10.
87. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. Под ред. Г.В. Осипова, М.: Изд-во "Наука", 1968.
88. Мишин А.К. В кадре - кадровые службы// ЭКО. - 1996 г. - №1. - С. 49-52.
89. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классическая концепция и новые подходы. - Казань, 1994.
90. Мкрчан Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. - 1999. - №9. - С. 28-42.
91. Мобильность рабочей силы при социализме: социально - экономический механизм регулирования / Под ред. К.И. Микульского. - М.: Наука, 1982. - 412с.
92. Молл Е. Подготовка профессионалов в области управления человеческими ресурсами // Управление персоналом. - 2000. - №12. - С. 57-60.
93. Монден Я. «Тойота». Методы эффективного управления (Сокр. пер. с англ.) - М.: Экономика. - 1989.
94. Монусова Г.А., Гуськова Н.А. Внутрифирменная мобильность и «закрытые» группы // СОЦИС. - 1996. - №2. - С. 13-18.
95. Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: Модуль 16. — (Модульная программа для менеджеров).- М.: «ИНФРА - М», 1999. - С. 280.
96. Морита А. Сделано в Японии (Пер. с англ.), - М. - 1990.
97. Московская А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости // Вопросы экономики. - 1999.- №11. - С. 49-57.
98. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов // Человек и труд. - 2001.-№9.-С. 23-49.
99. Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Информационная технология и управление предприятием. // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 1.
100. Население и трудовые ресурсы: Справочник / Сост. А.Г.Новицкий. — М.: Мысль. - 1990. — 398с.
101. Новаковская О. Человеческий капитал как объект управления // Человек и труд. - 2002. - №12. - С. 36-44.
102. Новолодская Г., Джинджолия А. Развитие человеческого капитала: новая модель // Человек и труд. - 2001. - №10. - С. 67-86.
103. Нордстрем К. А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге. - 2000г. — 271с.
104. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. — М.:Финстатинформ. - 1997. — 341с.
105. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Б.М.Генкин, Г.А. Кононова, В.И.Кочетков и др.; Под ред. Б.М.Генкина. - М.: Высшая школа. - 1996. -383 с.
106. Павлуцкий А., Павлуцкая Е., Алехина О. «Обучающаяся организация» - будущее лучших компаний.//Управление персоналом. - 2001. - №3.
107. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. - М.: Высшая школа. - 1991.
108. Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №2. - С. 78-82.
109. Паффер Ш., Маккарти Д. Лидерство в управлении качеством // Менеджмент. - 1996. - № 3.
110. Петровская И. Проблемы социализации индивида в организации И Менеджмент. - 1998. - № 7.
111. Пиленцо Л. Рональд. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании. // Человек и труд. - 1993. - №2. - С. 101-103.
112. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний)-М. Прогресс, 1986.
113. Посадков Е. Стимулирующие системы: опыт и современная практика // Человек и труд. - 2002. - №4. - С. 76-80.
114. Потеряхин А. Обратная связь в управлении персоналом. // Проблемы теории и практики управления. — 1996. - №5.
115. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера; Пер. с англ, под ред. О.С. Виханского. - М.: Гардарики. - 2000. - 336 с.
116. Прокопенко И. Управление и развитие человеческих ресурсов — важнейшая задача экономики, переходящей к рынку // Человек и труд. - 1993. - №12.-С. 56-76.
117. Разумова Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики. - 2001. - №9. - С. 130-141.
118. Ракитская Г. Состояние и перспективы рабочего движения в России // Вопросы экономики. - 1995. - №6. - С. 19-23.
119. Райсдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №6. - С. 94-100.
120. Резник В.С. Принципы и механизмы управления человеческим потенциалом организации. Диссертация. - Саратов, 2002, 206 с.
121. Резник С.Д. Управление персоналом: Учебное пособие. - Пенза: ПГАСА. - 1999г.-340с.
122. Резник С.Д. Трудовые ресурсы в строительстве (Социально — экономические проблемы). -М.: Стройиздат. - 1982. — 183с.
123. Резник С.Д. Управление трудовыми ресурсами отрасли народного хозяйства (на примере строительства): автореф диссертации на соискание ученой степени доктора эк. наук. - Л.: 1989. - 38с.
124. Резник С.Д. Управление персоналом. Учебное пособие в двух книгах. -1996.-220 с.
125. Рекитар Я. Стратегические ориентиры экономического развития // Экономическая газета. - 1.01.2000. -№ 1.
126. Рекитар Я.А., Сидорова Н.А. Долговременные тенденции развития строительного комплекса (опыт ведущих зарубежных стран и некоторые выводы для России) // Экономика строительства. - 1999. - .№ 9. - С. 2-20.
127. Розанов С. Решение проблем занятости через переквалификацию // Управление персоналом. — 1999. - №2. - С. 41-43.
128. Розанова В. Человеческий фактор в предпринимательстве // Управление персоналом. - 1999. - №5. - С. 42-48.
129. Рубцов Л., Гагаринов В. Уровень оплаты и текучесть кадров: зависимость обратная // Человек и труд. - 2002. - №7. - С. 27-32.
130. Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - №6. - С. 35-43.
131. Рябушкин Т.В., Дадашев А.З. Трудовые ресурсы и эффективность производства. - М.: Знание. - 1981 - 128с.
132. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. - Минск.: Экоперспектива. - 1998. - 498с.
133. Самыгин С.И., Зайналабидов М.С. и др. Основы управления персоналом: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Фонике, 2001. - С. 480.
134. Саруханов Э.В., Томилов В.В. Управление трудовыми ресурсами в условиях интенсификации строительного производства. - Ленинград: Стройиздат, 1991.- 191с.
135. Семенов А. Механизмы управления создания рабочих мест // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №5. - С. 76-81.
136. Семенов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. — Казань: Изд - во Казанск.уч-та, 2004. - С. 184.
137. Семенов А. Гибкая занятость как историческая тенденция // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №8. - С. 142-151.
138. Семеркова Л.Н. Регулирование текучести и стабилизация рабочих кадров на предприятиях строительной индустрии: автореф диссертации на соискание ученой степени доктора эк. наук. - Л.: 1987. - 16 с.
139. Силин А.Н. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. - Тюмень: Изд-во "Вектор Бук". - 1995. - 234 с.
140. Скавитин А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров // http://e-management.webservis.ru
141. Скавитин А.В. Практические подходы к определению структуры выбытия работников предприятия / Материалы 59-ой ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов Иркутской государственной экономической академии. Иркутск ,2000.
142. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учебное пособие. -М.: ГАУ. - 1994.
143. Современный словарь иностранных слов. — 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.,
2001. -742 с.
144. Соборева И. недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому // Человек и труд, 2003. - №6.
145. Старобинский Э.Е. Некоторые штрихи в кадровой политике за рубежом // Управление персоналом. - 2000. - №7. - С. 50-53.
146. Субботина М.В. Стратегия управления персоналом, // Справочник по управлению персоналом, 2004. - №3.- С. 64-75.
147. Сурков С., Тятенков О. Влияние фактора времени на мотивацию сотрудников организации // Управление персоналом. - 2002. - №11. - С. 67-69.
148. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: 1992.
149. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие/ Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.- 240с.
150. Токарская Н.М. Региональные аспекты управления трудовыми ресурсами. Иркутск. - 1976. — 208с.
151. Травин В.В., Магурам М.И.,Курбатова М.Б. «Управление человеческими ресурсами: Модуль IV. - М.: Дело, 2004. - 128 с.
152. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело. - 1995.-332с.
153. Трошина С. Рабочая сила // Управление персоналом.-2000.-№6. - С. 32-33.
154. Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // социологические исследования, 2000. - №2.
155. Трудовые ресурсы СССР /под ред. Л.А. Костина. — М.: Экономика, 1979. -304с.
156. Уотерман Р. Факторы обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1988.
157. Управление трудовыми ресурсами: справочное пособие / Под ред. Л.А.Костина. -М.: Экономика. - 1987. - 143с.
158. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Марра Р и Шмидта Г. - М.: Из-во МГУ. - 1997. - 247с.
159. Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 453 с.
160. Управление человеческими ресурсами в России и СНГ: сегодня и завтра / Материалы международной конференции - выставки, // Управление персоналом, 1998, №6.
161. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. Кибанова А.Я. -М.: ИНФРА-М, 1999.-С.512.
162. Управление - это наука и искусство. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. Сборник сост. Г.Л. Подвойский - М.: Республика, 1992.
163. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996 - 204 с.
164. Фаворо О. Внутренние и внешние рынки // Вопросы экономики. - 1997. - №10. - С. 96-99.
165. Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с франц. - М.: Контролинг, 1992.
166. Франк Эгон, Пудак Торстен. Консультационные фирмы и отбор человеческого капитала // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №1.-С. 101-112.
167. Хализов С.С., Пак Ю.Е. Планирование труда в строительстве. - М.: Стройиздат, 1985.-231с.
168. Ханс Йобст Плайтнер. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №2. -С. 71-77.
169. Хант Д. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. - М.: ЗАО «ОЛИМП - БИЗНЕС», 1999. - 359 с.
170. Хентце Й., Каммель А. Минимизированное по ресурсам производство: европейский опыт. // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 3.
171. Хиценко В. Самоорганизация и менеджмент.// Проблемы теории и практики управления. - 1996. - №3.
172. Центр Социологического и Экологического Анализа, Виртуальный университет. Социальные различия и неравенства // http://sharh.freenet.uz/sharh.htm
173. Чемеков В. Стратегические цели компании: мотивация персонала // Человек и труд. - 2002. -№9.
174. Чепуренко А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях И Вопросы экономики. - 2001. - №4. - С. 110-116.
175. Чернейко Д. Рынку труда необходим действенный регулирующий механизм // Человек и труд. - 2001. - №6. - С. 98-101.
176. Шаститко А. Неполные контракты: проблемы определения и моделирования // Вопросы экономики. - 2001. - №6. - С. 80-84.
177. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации/ Учебно-практическое пособие. - М.: «Бизнес-школа «Интел -Синтез». - 1996. - 300 с.
178. Шекшня С. Эффективное управление персоналом современной компании // Менеджмент. - 1996. - № 4.
179. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 3-е, перераб. и допол. - М.: ЗАО “Бизнес- школа “Интел-Синтез”, 1998. — 403с.
180. Шепель В. Стимулирование труда - «архимедов рычаг» в работе с персоналом // Управление персоналом. - 1999. - №5. - С. 25-28.
181. Щербакова А.В., Хрусталев Б.Б. Формирование системы оценки эффективности деятельности строительных предприятий. - Пенза: ПГУАС, 2003.
182. Щукин В. Компанию покидает ценный специалист. Удерживать или расставаться? // Человек и труд. - 2001. - №11. - С. 73-75.
Экономика предприятия / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юнити. - 2001.-718с.
183. Эркки Асп. Культура предприятия в меняющемся мире: от статики к динамике, от жестких технологий к гибкости // Персонал - Микс. - 2003. - №2. -С. 115-118.
184. Янг В. Microsoft Office 2000 для Windows. Издательский дом «Вильямс».- 2002. - 326с.
185. David E. Guest. Human Resource Management and Industrial Relations. Journal of Management Studies. September 1987.
186. Edgar H. Schein. Organizational Culture and Leadership. Jossey - Bass Publishers. San Francisco - London, 1986.
187. French W. ThePersonnel Menedjement Process: Human Resourses dministration. Boston, 1970. P.46.
188. Grant V., Smith G. Personnel Administration and Industrial Relations. L., 1969. P.I.
189. Tead O., Matgalf H. Personel Administration: Its Principales and Practica., 1926, P.2.
190. Waldrop M.M. Complexity: Life of Chaos. - New York: Simon and Schuster, 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ