ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1 АДАПТИВНОСТЬ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ. ................ 14
1.1 Обзор литературы............................................................................................. 14
1.2 Обоснование программы и метода исследований ....................................... 38
ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.....43
2.1 Характеристика предметной области исследования .................................... 43
2.2 Стратегия выработки решений ....................................................................... 52
2.3 «Семейно-генетический» уровень. Теория «психогенетики» К. Ч.
Тойча ................................................................................................................ 57
2.4 Атрибутивно-стилевой уровень. Теория М. Э. Селигмана.......................... 63
2.5 Психофизиологический уровень. Специальная теория
темперамента В. М. Русалова. ....................................................................... 72
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................................. 77
3.1 Техника построения генограммы. .................................................................. 77
3.2 Определение формально-динамических свойств
индивидуальности........................................................................................... 84
3.3 Метод определения атрибутивных стилей .................................................... 86
3.4 Формирование выборки................................................................................... 91
3.5 Общий алгоритм исследования ...................................................................... 94
3.6 Математические методы.................................................................................. 94
ГЛАВА 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................... 96
4.1 Построение и анализ генограмм..................................................................... 96- 3 -
4.2 Диагностика особенностей атрибутивных стилей..................................... 101
4.3 Измерение формально-динамических характеристик................................ 106
4.4 Межгрупповые корреляционные связи........................................................ 111
ГЛАВА 5 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА.
ТЕРАПИЯ................................................................................................................. 121
5.1 Обсуждение результатов диагностического этапа ..................................... 121
5.2 Комплекс индивидуально-психологических характеристик,
специфичный для адаптации к состоянию беременности....................... 126
5.3 Проектирование психологической коррекции............................................ 132
5.4 Особенности психотерапевтической работы с каждой группой............... 146
5.5 Результаты терапии........................................................................................ 154
ВЫВОДЫ................................................................................................................. 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................... 158
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 163
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования
Одна из принципиальных особенностей современной эпохи – напряженная социокультурная динамика. Быстрое развитие технологий на фоне
медленного изменения человеческого сознания обостряет проблему адаптивности человека в меняющемся мире.
Исследование адаптивности к процессу беременности – как частного случая общей проблемы адаптивности – становится особенно актуальным на фоне
демографического кризиса. По прогнозам до 2005 года в России на одну
женщину репродуктивного возраста придется в среднем 1,1 ребенка (это самый
низкий в мире показатель). Усугубляет положение негативная проекция
феномена увеличения «темпа жизни» на протекание беременности и здоровье
будущей матери, поскольку возрастание динамики является особо критичным
для процессов, имеющих стабильные характеристики.
Из множества физиологических систем человека, для которых исследованы частные закономерности развития адаптивных реакций, наименее
изученной остается, как это ни парадоксально звучит, репродуктивная система.
Сама по себе система репродукции является очень надежной, и по мере
эволюции смогла приспособиться ко многим факторам влияния среды
обитания. Однако, активное вмешательство человека в природу, стремительное
техническое развитие и социальные проблемы, связанные с мощной психоэмоциональной перегрузкой, создают предпосылки для патогенных воздействий на
все системы живого организма. Приспособительные реакции, вырабатываю- 5 -
щиеся тысячелетиями у множества поколений, не способны адекватно
реагировать на абсолютно новые для них воздействия, а функционально
целесообразные и стратегически успешные механизмы защиты не могут
выработаться в короткий срок и закрепиться генетически.
Анализ социологических и демографических данных за последние
10 лет показывает, помимо общего ухудшения здоровья россиян, следующие
негативные тенденции:
• Несмотря на серьезные успехи в развитии медицины и, в частности,
фармакологии, увеличилось (более чем на 15%) количество женщин, нуждающихся в стационарном наблюдении и лечении в период беременности.
• В крупных городах средний возраст «первородящей» женщины (без учета
мусульманского населения) вырос до 25 – 26 лет, тогда как биологически
оптимальным считается возраст 19 – 22 года.
• Современная медицина в состоянии помочь сегодня тем женщинам, которые
ранее были обречены на бесплодие вследствие серьезных соматических
проблем. Для этих случаев имеет место высокий процент осложнений в
родах и рождение ослабленных детей. При общем, критично низком, уровне
рождаемости ухудшается, таким образом, качество генофонда популяции в
целом.
Осложнения в процессе беременности могут быть вызваны множеством
экзогенных и эндогенных факторов. Генетические и негенетические причины
нарушений вынашивания плода были объектом изучения в многочисленных- 6 -
исследованиях. Существует, однако, большая группа таких случаев осложненной беременности, которые можно объединить термином «этиология неизвестна». Речь идет о «практически здоровых» (по медицинским показателям)
женщинах, у которых проблемы с вынашиванием беременности начинаются не
в связи с конкретным заболеванием, неблагоприятной экологией, наличием
стрессогенных факторов или социального неблагополучия.
Научная актуальность данной работы основана на необходимости исследования индивидуально-психологических особенностей адаптивности к
состоянию беременности в контексте высокой социокультурной динамики
современного общества.
Цель исследования: определение индивидуально-психологических особенностей адаптивности женщин к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию
беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию
беременности.
3. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.- 7 -
4. Разработать схему комплексного влияния «разноуровневых» характеристик
индивидуальности («семейно-генетических», атрибутивных, темпераментальных) на адаптивность к состоянию беременности.
Методические задачи:
1. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к
состоянию беременности.
2. Разработать методическое пособие «Тест на оптимизм» (на основе теста
ASQ М. Селигмана), характеризующее особенности атрибутивного стиля
объяснения человеком происходящих с ним событий.
Эмпирические задачи:
1. Выявить факторы психологического воздействия на схему онтогенеза на
основе комплексного применения теорий К. Ч. Тойча, М. Э. Селигмана, В.
М. Русалова;
2. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию
беременности.
3. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и
осложненных случаях.
4. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения
соматического состояния женщины при осложненной беременности.
Предмет исследования: комплекс устойчивых когнитивных и поведенческих паттернов поведения, истоки формирования когнитивных и поведенческих стратегий; соотнесение формально-динамических свойств с атрибутивными и «семейно-генетическими» характеристиками индивидуальности.- 8 -
Объект исследования: психологические, психофизиологические и психосоматические аспекты протекания беременности у 400 женщин в возрасте от
22 до 35 лет, из них:
• 300 пациенток отделения «Патологии беременности» Медцентра планирования семьи и репродукции г. Москвы в состоянии осложненной беременности различной этиологии;
• 100 женщин, наблюдавшихся по поводу беременности в женских консультациях г. Москвы с диагнозом «практически здорова», и родивших в срок, при
неосложненном течении родов, здоровых (по медицинским показаниям)
детей.
Гипотезы:
1. Индивидуально-психологический тип женщины определяется сочетанием
«разноуровневых» характеристик («семейно-генетических», атрибутивных,
темпераментальных), объективно значимых в условиях высокой социокультурной динамики.
2. Индивидуально-психологический тип женщины соотносится с характером
соматизации при осложненной беременности.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
Исследование строилось с применением системного подхода, основы которого в отечественной психологии были заложены выдающимися трудами Б.
Г. Ананьева, П. К. Анохина, Б. Ф. Ломова и В. С. Мерлина.- 9 -
«Семейно-генетический» аспект работы выполнен на основе разработок
– М. Боуэна, Ив. Бузормени-Надя. Ч. Тойча, А. А. Шутценберг и в соответствии с концепцией целостной индивидуальности Т.Ф. Базылевич.
Психофизиологический аспект исследования выполнен в русле научного
направления школы Теплова – Небылицына на основе специальной теории
темперамента, разработанной В. М. Русаловым.
Психосоматический аспект работы основан на исследованиях У. Кэннона, продолженных в работах Ф. Александера, Г. Аммона, К. Дернера и У. Плог.
Были использованы результаты исследования В. С. Толмачева по генетическим факторам риска невынашивания беременности.
В части, касающейся формирования жизненных стратегий и сценариев,
определения атрибутивных стилей были применены концепции Дж. Келли, М.
Э. Селигмана, развитые в блестящих работах К. А. Абульхановой-Славской, Л.
Н. Анциферовой.
В работе применены концепции К. Поппера, А. П. Хилькевича, Д. Халперн в области теории принятия решений.
При разработке и подборе психотерапевтических воздействий применялись методики А. Бека, А. Эллиса, Н. Пезешкиана, Т. Ахолы, А. Фримена, Б.
Фурмана, Ф. Фарелли.
Методы исследования:
В качестве диагностических методов применялись: анкетирование, построение генограммы (с использованием авторских разработок выделения
паттернов долженствования), тестирование с применением «Теста на опти- 10 -
мизм», разработанного автором на основе АSQ М.Э. Селигмана, и ОФДСИ В.
М. Русалова, беседа, наблюдение. В исследовании применена стратегия
формирующего эксперимента. Изучение адаптивности к состоянию беременности осуществляется через целенаправленное формирование адаптивного
мышления с помощью специального комплекса психотерапевтических методик.
Информационная база исследования:
• Научные источники (данные и сведения из книг, журнальных статей,
материалов научных конференций) – см. список литературы;
• Статистические источники: Отчеты ВОЗ, региональные мониторинговые
доклады ООН – UNICEF, данные ежегодных отчетов Департамента Здравоохранения г. Москвы. Данные проекта «Коммерсант - рейтинг» с использованием сведений Bride’s Magazine UN Secretariat Department of economic and
Social Affairs Population Division.
• Статистическая обработка: валидизация «Теста на оптимизм» проводилась
по коэффициенту синхронной надежности с помощью критерия Кронбаха
(альфа). Межгрупповые различия определялись с помощью критерия Спирмена (T). Те же методы использовались при обработке данных ОФДСИ В.
Русалова. Межтестовые корреляции выявлялись по критерию Пирсона.
Сравнение темпераментальных и атрибутивно-стилевых характеристик у
различных групп испытуемых выполнялось с применением Т-критерия
Стьюдента.- 11 -
Научная новизна и теоретическое значение
1. Обоснован теоретический подход к комплексному выделению новой группы
факторов, не изучавшихся ранее в контексте адаптивности к состоянию
беременности.
2. В качестве предикторов течения беременности исследуются «разноуровневые» характеристики индивидуальности: «семейно-генетические», атрибутивно-стилевые, темпераментальные.
3. Выявлены специфические сочетания индивидуально-психологических
характеристик, которые могут являться фактором риска, затрудняющим
адаптацию женщины к состоянию беременности.
4. Определено соотнесение характера соматических осложнений беременности
с высокостатусными поведенческими стратегиями, тиражируемыми в трансгенерационных семейных передачах, и гипервалентными когнитивными
схемами индивида.
5. Показана связь уровня корреляционных связей между темпераментальными
и атрибутивными характеристиками со степенью соматических осложнений
при беременности.
6. Создано методическое пособие «Тест на оптимизм», разработанное на
основе АSQ М.Э. Селигмана и обладающее надежными психометрическими
показателями при определении особенностей атрибутивных стилей индивида.- 12 -
Практическая значимость исследования:
1. На основе определения индивидуально-психологических особенностей
женщин разработан и апробирован эффективный метод диагностики психологических факторов риска, затрудняющих адаптацию к состоянию беременности.
2. Предложен психокоррекционный метод фонового улучшения соматических
состояний с применением прикладных аспектов теории принятия решений.
3. Методы психологической коррекции были опробованы в Медицинском
Центре планирования семьи и репродукции, Институте Эндокринологии
РАМН, Региональном Объединении «Семья и здоровье».
4. Методы могут быть рекомендованы к применению в медицинских центрах и
консультациях, как в условиях стационара, так и при амбулаторном сопровождении беременности.
Апробация результатов исследования:
Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях лаборатории
«Психологии и психофизиологии индивидуальности» им. Небылицына ИП
РАН. По материалам исследования сделаны доклады на Международном
симпозиуме: «Личность и общество. Актуальные проблемы современной
психологии»; Всероссийском симпозиуме «Психологическая поддержка
инновационных процессов в транзитивном обществе»; Международном
конгрессе «Психология инновационного управления социальными группами и
организациями» и др. Теме работы посвящены 9 публикаций.- 13 -
Методы психологической диагностики и психотерапии, разработанные в
ходе исследования, успешно применяются для консультирования эндокринологических больных и беременных женщин в Региональном Центре «Семья и
здоровье».
Структура и объем диссертации:
Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, заключения, списка
литературы и приложений.
Объем диссертации составляет 198 страниц. Список литературы включает
134 наименования. Работа содержит 1 таблицу, 8 рисунков, 6 приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для исследуемой выборки типы адаптивности/дезадаптивности к состоянию
беременности определяются корреляционными связями «разноуровневых»
характеристик», входящих в комплекс индивидуально-психологических
особенностей.
2. Специфические сочетания «разноуровневых» характеристик индивидуальности могут являться предикторами риска соматических осложнений в
динамике беременности.
По мнению академика С. Капицы, «демографический переход», то есть
переход к контролируемой рождаемости – это самый серьезный кризис в
истории человечества. Культурно – обусловленный переход к нуклеарной
семье, «отрыв от корней», привел к утрате модели материнства и отношению к
беременности и родам, как к исключительному и пугающему событию.
Стрессогенность восприятия ситуации беременности усугубляется за счет
пессимистичного стиля мышления, неумения принимать быстрые и адекватные
решения в условиях высокой «плотности» информационных потоков. В этих
условиях коррекция атрибутивного стиля, выработка навыков принятия
решений будут факторами, которые повышают как общую адаптивность
женщины к жизни в трансформирующемся мире, так и процесс адаптации к
состоянию беременности.
Многие авторы сходятся во мнении относительно важной роли конституционально-генетических факторов в развитии психосоматических расстройств.
Вместе с тем, появляются все больше исследований, акцентирующих стиль
семейного воспитания, «вертикального наследования» семейных стратегий в
возникновении дисфункциональных, дезадаптивных паттернов поведения на
фоне стрессогенных жизненных событий. Растет интерес к широкому кругу
проблем, связанных в частности с «вертикальной мобильностью» (изменением
образа жизни) в ситуации освоения человеком новых культурных полей и
определением роли темпераментальных характеристик при «подборе»
индивидуумом «новой среды».- 159 -
В предлагаемой работе обосновано выделение «разноуровневых» характеристик в структуре индивидуально-психологических особенностей. Обоснована важность выделения и изучения высокостатусных жизненных стратегий,
предъявляемых как адаптивные, в режиме «автоматического реагирования».
Показано, что эти стратегии формируются на базе «семейно-генетического
наследования» и особенностей атрибутивного стиля, который строится в
рамках опыта взаимодействия индивида со средой. Темпераментальные
характеристики при этом являются структурой, обеспечивающей фоновую,
базовую регуляцию поведения человека в различных условиях жизнедеятельности. Таким образом, при исследовании адаптивности к процессу беременности и сравнении осложненных и нормальных случаев следует учитывать три
фактора или, соответственно, три уровня индивидуальности: онтогенетически
значимые поведенческие стратегии; особенности атрибутивного стиля;
темпераментальные характеристики (формально-динамические свойства
индивидуальности).
В представленной автором схеме организации адаптивного взаимодействия индивида со средой определены варианты поведенческих реакций в
условиях неопределенности и соотносимость ресурсо-затратных способов
реагирования с формированием чувства беспомощности.
Разработанное в рамках проведения основного исследования методическое пособие «Тест на оптимизм» обладает надежными психометрическими
показателями и может применяться как диагностический инструмент при
определении особенностей атрибутивных стилей индивида в процессе- 160 -
психологического консультирования и при психотерапевтическом сопровождении соматических состояний различной этиологии. Авторский метод «структуризации модальностей» применим в психологическом консультировании при
выработке навыков поиска решения в проблемных ситуациях и взаимодействия
с социумом. Метод эффективен как средство для уменьшения левополушарного
доминирования и снятия стереотипического подхода к ситуации.
По итогам диагностики основной выборки было отмечено, что медицинские показатели, характеризующие наиболее тяжелое состояние здоровья,
сочетаются как с высоким уровнем пессимизма, так и с применением индивидом дезадаптивных поведенческих и когнитивных стратегий.
Данные, полученные автором при анализе генограмм, показали, что модели подавления адаптивных (для конкретной ситуации) реакций с заменой на
доминантные когнитивные и поведенческие схемы являются характерными для
наиболее тяжелых в соматическом плане случаев, анализируемых в данном
исследовании. То есть имеет место устойчивость аномалий, неосознанно
возникающих в силу сбоя механизма трансляции сценариев, в результате чего
позитивные сценарии сменяются негативными. Эксплицированная и осознанная, проработанная на уровне логической рефлексии, программа утрачивает
свою «силу». Вернее, человек обретает возможность выработать свое отношение к «наследию предков» и сознательно выбирает изменение или повтор в
своем жизненном сценарии.
В данном исследовании были определены индивидуальнопсихологические особенности женщин с осложненной беременностью, в- 161 -
контексте адаптации к внешней и внутренней динамике. Было показано, что
поведенческие стратегии, обладающие высоким онтологическим статусом,
тиражируются для женщин в исторических семейных вертикалях по женской
линии. В исследовании определено соотнесение уровня корреляционных связей
между темпераментальными и атрибутивными характеристиками со степенью
и характером соматических осложнений при беременности. Выявлены такие
сочетания «разноуровневых» характеристик индивидуальности, которые могут
являться факторами риска, затрудняющим адаптацию женщины к состоянию
беременности.
При выборе методик и техник психотерапевтического воздействия для
основной выборки был сделан обобщенный вывод: в динамике процесса
беременности нарастание ситуативного стресса, препятствующего нормальной
адаптации к этому состоянию проходит в три этапа: развитие интрапсихического конфликта; фиксация состояния приобретенной беспомощности; соматические проявления как средство реагирования на неразрешимую ситуацию.
Причем внутренний конфликт развивается из-за несрабатывания генетически
закрепленных генеральных стратегий поведения при предъявлении их в
изменившихся условиях функционирования.
Главная задача психотерапии для данной выборки заключалась, таким
образом, в работе по устранению состояния приобретенной беспомощности,
формировании адаптивных стратегий жизнедеятельности и приобретению
навыков принятия решений.- 162 -
Применявшиеся автором схемы и модели психотерапевтического воздействия оказались весьма эффективны, что определялось на основании изменений
в соматическом состоянии беременных женщин. Важно отметить, что вся
работа проводилась при активном взаимодействии с лечащими врачами.
Обобщая важность комплексного подхода к психологической поддержке
и сопровождению беременности, можно сказать следующее: проведенное
исследование позволяет создавать достоверные модели диагностики возможных нарушений адаптации к состоянию беременности и успешные версии
фоновой психологической коррекции при соматических осложнениях
различной этиологии.
В настоящее время представляется крайне необходимой государственная
программа системного сопровождения беременности, включающая совместную
работу медиков, психологов, социологов, и направленная как на обеспечение
нормальной адаптации к состоянию беременности (возможно, следует начинать
с планирования беременности), так и на патронаж в постнатал
Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. НОСТИ АДАПТИВНОСТИ ЖЕНЩИН К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИПсихологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 1999.
2. Акопович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск: Мысль, 1980.
3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Геррус, 2000.
4. Александров А. А. Современная психотерапия. СПб: Академический
проект, 1997.
5. Алипов В. И., Абрамченко В. В. Принципы физиопрофилактической
подготовки беременных групп высокого риска к родам. // Акушерство
и гинекология, 1986, №1 с. 23-37.
6. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000.
7. Анохин А. П. Изменчивость и наследуемость нейродинамических
характеристик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Дисс.
докт. психол. наук. М. 1987.
8. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека. Тенденции и перспективы исследований. М.: Москва, 1998.
9. Анохин П. К. Избранные труды. М.: 1974.
10. Ахола Ф. Консультирование, основанное на решении. СПб.: Речь, 2001.
11. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству:
выделение факторов, условий психологического риска для будущего
развития ребенка. // Синапс 1993, №4.
12. Беляев Д. К. Генетика, общество, личность. М.: Москва, 1989.- 164 -
13. Блазер А., Хайм Э. Проблемно-ориентированная психотерапия. М.: Класс,
1998.
14. Безрукова О. Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное
здоровье беременных женщин. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
15. Боровикова Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Яконцепции беременной женщины. Дисс. канд. психол. наук. М.:
МГУ,1998.
16. Брехман И. И. Введение в валеологическую науку о здоровье. М.: Мысль,
1998.
17. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к
ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, №7,
с.38 – 47.
18. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Речь, 2000.
19. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.
20. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Москва, 1987.
21. Волков В. Г., Садкова Ю. С., Шабалина Н. В. Индивидуальнопсихологические особенности беременных с угрозой выкидыша //
Акт. вопросы трансфуз. и клин. мед.: матер. н-п. конф. Киров: НИИ
гематол. и перелив. крови по итогам работы в г. Киров, 1995, с. 74-75.
22. Гилинский М. А. Механизмы эмоциогенной регуляции адаптационных
процессов. Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1994.- 165 -
23. Гостев А. А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы
человека. М.: ИП РАН, 1998.
24. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.: Класс, 1997.
25. Дашков И. М. Отражение в разно-уровневых характеристиках человека
индивидуальной вариативности гетерохроматина (психогенетический
аспект). Дисс. канд. психол. наук, Ленинград, 1986.
26. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. СПб.: НИПИ им.
Бехтерева В. М. 1997.
27. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.
28. Зденек М. Развитие правого полушария. Минск: Поппури, 1997.
29. Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000.
30. Захаров А. И. Ребенок до рождения. С-Пб.: Союз, 1998.
31. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999.
32. Иванов Н. В. Психонейрогинекология и акушерство. Харьков,1984.
33. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики в русской речи. М.:
УРСС, 2002.
34. Каган. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.:
Москва, 1974.
35. Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд.
психол. наук. СПб, 1998.- 166 -
36. Кочубей Б. И. Влияние генотипа и среды на формирование индивидуальных особенностей ориентировочной реакции человека. Дисс. канд.
психол. наук. М., 1983.
37. Костандов Э. Л. О физиологической основе сознания и бессознательных
психических явлений. М.: // Вестник АН СССР, 1986, № 8 с. 17 – 26.
38. Ладенко Н. Г. Направления изучения рефлексии. М.: Москва, 1980.
39. Лефевр В. А. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе. // Межд.
научно-практ. междисципл. журнал: Рефлексивные процессы и управление, 2001, №1, с. 34-46.
40. Лефевр В. Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003.
41. Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении российских и
американских традиций. М.: Смысл, 1998.
42. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Психосоматический больной на приеме
у врача. СПб.: Санкт-Петербургский НИИ им. Бехтерева В. М., 1996.
43. МакМалин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
44. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.:
Эпидавр, 1998.
45. Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики эмоциональных расстройств. М.: Медицина, 1973.
46. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:
Москва, 1986.
47. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.- 167 -
48. Московский психотерапевтический журнал //спец. выпуск по когнитивной психотерапии, №4, 2001.
49. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных
различий. М.: Наука, 1976.
50. Перинатальная психология и медицина. Мат. Межд. конф. Иваново, 2001.
51. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику;
исследование форм репрезентации в обыденном сознании, М.: МГУ,
1983.
52. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания, М.: МГУ, 1988.
53. Под ред. Бека А. и Фримена А. Когнитивная психотерапия расстройств
личности, СПб.: Питер, 2002.
54. Под ред. Петрова В. В. Язык и моделирование социального взаимодействия. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна, 1998, с.317-381.
55. Под ред. Карвасарского Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.:
Питер Ком, 1998.
56. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина,
1996.
57. Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.:
Эдиториал УРС, 2000.
58. Пузько В, Ушакова Е. Кризис материнства как ценности в современном
мире. // Моск. Психотерп. журнал, №3, 2002.
59. Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека. // Вопросы
психологии, 1972, №2, с. 178 – 187.- 168 -
60. Равич-Щербо И. В., Марготина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика,
М.: Аспект Пресс, 1999.
61. Рудина Л. М. Проблема психотерапии осложненной беременности в связи
с феноменом увеличения «темпа жизни». Мат. Межд. конф. Личность
и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома 2000, с. 112 – 114.
62. Рудина Л. М. Формирование конструктивного мышления как повышение
адаптивности индивида в современном мире. Мат. Всерос. научнопракт. конф. Молодежная политика Российской федерации: проблемы
и перспективы, М. 2000, с.121.
63. Рудина Л. М. Оптимизм, как принципиальная психологическая составляющая инновационной деятельности. Мат. Всерос. симп. Психологическая поддержка инновационных процессов в транзитивном обществе, М. 2001, с.67.
64. Рудина Л. М. Психо-социальные технологии в адаптационной терапии
эндокринных нарушений различной этиологии. Мат. Межд. конгр.
Психология инновационного управления социальными группами и
организациями, Кострома, 2001, с. 143-145.
65. Рудина Л. М., Тест на оптимизм. Методическое пособие под ред.
Русалова В. М. М.: Наука, 2002.
66. Русалов В. М., Рудина, Л. М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью. // Психологический журнал, т. 25, №6, 2003.- 169 -
67. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических
различий. М.: Москва, 1979.
68. Русалов В. М. Природные предпосылки индивидуального поведения как
фактор становления индивидуальности человека. М.: Наука //Журнал
высшей нервной деятельности, т. 39, вып. 3, М.: 1989, с. 403 – 414.
69. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории
индивидуальности человека. М.: Наука, // Психологический журнал,
1986, т.7, №4, с. 23 – 35.
70. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности, методическое пособие, М.: ИП РАН, 1997.
71. Селигман М. Э. П. Как научиться оптимизму. М.: Персей, 1997.
72. Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания.
М., Ин-т психологии РАН, 1996.
73. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ,1998, с.
141-217.
74. Тойч Дж. М., Тойч К. Ч. Второе рождение. М.: ВНИТЦ, 1998.
75. Тойч Ч. К. Духовный разум. М.: ВНИТЦ, 1998.
76. Тойч Ч. К. Немедицинский подход к лечению болезней. М.: ВНИТЦ,
1998.
77. Толмачев В. С. Генетические факторы риска невынашивания беременности. Дисс. докт. мед. наук, Алма-Ата, 1986.
78. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства,
М.: Медицина, 1986.- 170 -
79. Уолен С., ДиГусепп Р. Уэсслер Р. Рационально-эмотивная терапия. М.:
Институт гуманитарных знаний, 1997.
80. Фарелли Ф., Брандсма Дж. Провокационная терапия. Екатеринбург:
Екатеринбург, 1996.
81. Федорова О. Е. Иммунологические взаимоотношения организмов матери
и плода при нормальном и осложненном течении беременности. Дисс.
канд. мед. наук. М.: МНИИ Педиатрии АМН СССР, 1983.
82. Филиппова Г. Г.Материнство и основные аспекты его исследования в
психологии // Вопросы психологии, 2001, №2, с. 22 – 37.
83. Филиппова Г. Г. Психология материнства Учебное пособие. М.: Институт
психотерапии, 2002.
84. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
85. Хилькевич А. П. Решение проблем в науке, технике, практической
деятельности. М.: Наука, 1999.
86. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума М.:
ПЕР СЭ 2002.
87. Черников А. Генограмма и категории анализа семейной жизни. М.:
Ресурс. // Психологическая консультация, 1998, №1, с.110 – 125.
88. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы, М.: //
Психологический журнал, 1980, т.1 №3, с. 89 – 96.
89. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и
супружеской терапии. М.: Класс, 1997.
90. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.- 171 -
91. Шутценбергер А. А. Синдром предков. М.: Изд. Ин-та Психотерапии,
2001.
92. Эйдемиллер, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПБ.:
Питер, 1999.
93. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Москва, 1984.
94. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы
корректирующего консультирования. СПб.: Б.С.К., 1997.
95. Ainsworth M. D. S. at al. Patterns of attachment. А psychological study of
strange situation. Erlbaum, NY: Hillsdale, 1988.
96. Alford D. & Beck F. The integrative power of cognitive therapy. NY:
Psychotherapy, 1997, 27(2), p. 250-254.
97. Aronson E. How to change behavior. NY: McGrawHill, 1991.
98. Bacal H., Newman K. Theories of Object Relations: Bridges to Self Psychology. NY: Columbia University Press, 1999.
99. Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. NY: IU Press, 1976.
100. Bowen M. Family therapy in clinical practice. N. Y. Jason Aronson, 1978.
101. Bowlby J. A Secure Base: Parent-child attachment and healthy human
development. London: Basic Books, 1998.
102. Bulitko V. K. A Method of Sequential Approximations of problem of Choice.
NY: Oxford University Press, 2002.
103. Collins W. A., Real S. J. Adult attachment, working models and relationship
quality in dating couples. // Journal of Personality and Social Psychology,
1999, 58, 644-663.- 172 -
104. Dahl H. Frames of mind. NY: Springer, p. 51-56, 1998.
105. Dahlbender R. W. at al. The Connected Central Relationship Patterns. //
Psychotherapy Research 1999, 8, p. 408-425.
106. Emde R. Individual meaning and increasing complexity. // Developmental
Psychology, 2002, 28, p. 347-359.
107. Ferro T., Verdeli H. et al. Screening for depression in mothers bringing their
off-spring for evaluation or treatment of depression. // American Journal of
Psychiatry, 2000, №3, vol. 157.
108. Feynman R. What do you care what other people think? NY: Bantam, 1989.
109. Finke R. A. Creative cognition: Theory, research and applications. Cambridge,
MA: Bradford, 1992.
110. Fonagy P. at al. The predictive specificity of the Adult Attachment Interview
and pathological emotional development. // The Analytic Press, 1995, p.
233-278.
111. Frost R., Heinberg R. at al. A comparison of two measures of perfectionism.
Pers. Individ Differens, 1993, vol. 14, p. 119-126.
112. Gardner H. To open minds. NY: Basic Books, 1989.
113. Gick M. L. Analogical problem solving. Cognitive Psychologist 12, 1980, p.
306-355.
114. Greenberg R. P. & Bornstein R. F. The dependent personality. Journal of
Personality Disorders 2, 1988, p.126 – 135.
115. Greeno J. G. The structure of memory and the process of solving problem.
Belmont, CA: Wadswort, 1991.- 173 -
116. Haslett B. Communications: Strategic action in context. NJ: Hillsdale, 1997.
117. Hennesey B. A. Creativity and learning. Washington, DC: NEA, 1991.
118. Janis I. L. Decision making: a psychological analysis of conflict, choice and
commitment. NY: The Free Press, 1979.
119. Kagan J. Change and continuity in infancy. NY: J. Wiley, 1981.
120. Kendler K. S., Kessler et al/ The prediction of major depression in women:
toward an integrated model //American Journal of Psychiatry, 1993, vol.
150.
121. Leventhal H. The integration of emotion and cognition. NJ, Erlbaum, 1982, p.
121-156.
122. Little L. W. Problem solving, critical thinking and communication skills. NY:
Longman, 1991.
123. Malatesta C. Z. The role of emotions in the development and organization of
personality. NY, Macmillan, 1996, p. 1-56.
124. McCauley J., Kern D. E. et al. Clinical characteristics of women with a history
of childhood abuse // JAMA. 1997, vol. 227.
125. Mozer U., Zeppelin I. Cognitive-Affective Processes. NY: Springer, 1991.
126. Neustadt R. E. Thinking in time: The uses of history for decision makers. NY:
The Free Press, 1986.
127. Popper K. Logic of scientific discovery. N. Y.: «Prentice-Hall», 1968.
128. Quinton D., Rutter M. Parenting breakdown: The making and breaking of
intergenerational links. VT: Gower, Brooksfield, 1998.- 174 -
129. Seligman M. & Johnson J. A cognitive theory of avoidance learning. Washington, DC: Winston-Wiley, 1973.
130. Seligman M. What you can change & what you can’t: The ultimate guide to
self-improvement. NY: Knopf, 1994.
131. Shtreshefsky P. &Yarrow L. J. Psychological aspects of a first pregnancy and
early postnatal adaptation. N.Y., Raven Press Publ., 1973.
132. Sutcliffe J. The complete book of relaxation techniques. NY: People’s Medical
Society, 1994.
133. Teutsch J. M. Your right to reflect health: mental and spiritual healing
principles. @ C. K. Teutsch, 1997.
134. Witkin H. A., Oltman P. I. Cognitive style // Internat. J. of Neurol