Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Работа №27927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения особенностей эмпатии подростков и
возможностей ее развития 8
1.1 Понятие эмпатии в психологии и ее особенности в подростковом
возрасте 8
1.2 Возможности развития эмпатии в подростковом возрасте 18
2 Экспериментальное изучение особенностей эмпатии подростков и
возможностей ее развития 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов 26
2.2 Рекомендации для школьных психологов по развитию эмпатии в
подростковом возрасте 35
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А

В подростковом периоде особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия.
Широкий интерес к изучению проблемы эмпатии, и в частности эмпатии подростков, неугасающий в течение многих десятилетий продиктован огромной важностью этого механизма в развитии личности и нравственных чувств человека, общении. Развитие эмпатии особенно важно в период подростничества, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Противоречие в том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, однако, для подростков характерна и эмоциональная неустойчивость, что осложняет результативность данного процесса.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение особенностей эмпатии подростков и ее развития.
Объектом исследования выступает психологический феномен эмпатии.
Предмет исследования - особенности эмпатии подростков и возможности ее развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития эмпатии неоднороден: от очень высокого до низкого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, определив особенности эмпатии подростков и возможности ее развития.
2. Охарактеризовать возможности развития эмпатии в подростковом возрасте.
3. Провести диагностическое исследование для выявления уровня эмпатии в подростковом возрасте.
4. Составить рекомендации для школьных психологов по развитию эмпатии в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования особенностей эмпатии подростков и возможностей ее развития.
2. Эмпирические методы: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна и «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова);
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования являются научные подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию эмпатии (Меграбян А., Юсупов И.М. и др.); труды отечественных авторов по проблеме изучения эмпатии в подростковом возрасте (Голикова Ю.В., Пономарева М.А. и др.); представления о возможностях развития эмпатии (Кырова М.А., Кувалдина Е.А. и др.).
Экспериментальная база исследования предоставлена МБОУ «СОШ № 6 г. Лесосибирска» Красноярского края и МБОУ «Ярцевская СОШ № 12» с. Ярцево Красноярского края. В исследовании участвовали 50 человек в возрасте 13-14 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (сентябрь - декабрь 2015 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование концепции предстоящего исследования;
2 этап (февраль - март 2016 г.) - составление программы экспериментального исследования, подбор диагностического материала; проведение диагностического обследования;
Результаты исследования были представлены на конференциях и конкурсах разного уровня: Международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (Барнаул, 2015); 1Х Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы развития современной науки» (Махачкала, 2015); Международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири - науке России» (Красноярск, 2016);Внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2016). По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 3 статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы педагогами и школьными психологами в их профессиональной деятельности, студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,включающего 45 наименований, и приложений. В работе содержатся 2 таблицы. Общий объем работы составляет 51 страницу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе целью нашего исследования было изучение особенностей эмпатии подростков и ее развития. Мы изучили психолого¬педагогическую литературу по теме работы, определили особенности эмпатии подростков и возможности ее развития, провели диагностическое исследование для выявления уровня эмпатии в подростковом возрасте, а так же разработали рекомендации для школьных психологов по развитию эмпатии в подростковом возрасте.
Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Мы в своем исследовании опирались на понятие К.К. Платонова, который понимал под эмпатией «способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений» [23: 15].
Развитие эмпатии в подростковом возрасте напрямую связано с развитием личности и нравственных чувств человека. В этом возрасте интенсивно развиваются новые взгляды на жизнь и отношения между людьми, общение со сверстниками и родными. Именно в подростковом возрасте эмпатия достигает выраженности и является в дальнейшем стимулятором его поведения.
Процедуру экспериментального исследования уровня эмпатии у подростков, мы провели с помощью двух методик: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна и «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
Анализируя результаты, полученные по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, можно сделать вывод о том, что очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов) имеют 4 % подростков. Высокий уровень эмпатии (63-81 балл) по результатам обследования выявлен у 51 % подростков. Нормальный уровень эмпатии (37-62 балла) имеют 26 % подростков. Низкий уровень эмпатии (36-12 баллов) выявлен у 16 % испытуемых.
Анализируя результаты, полученные по методике «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, мы сделали вывод о том, что очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов) имеют 34 % подростков. Высокий уровень (63-81 балл) эмпатии имеют 24 % подростков. У 24 % подростков выявлен средний уровень эмпатии (37-62 балла). Низкий уровень эмпатии (12-36 баллов) выявлен у 18 % испытуемых. Таким образом, уровень эмпатии представленной выборки неоднороден: от очень высокого до низкого, что полностью подтверждает нашу гипотезу.
Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод, что 18 % обследованных школьников имеют низкий уровень эмпатии.
В связи с этим нами разработаны рекомендации для школьных психологов по развитию эмпатии в подростковом возрасте. Условно эти рекомендации можно разделить на три блока: работа психолога с подростками, с учителями и родителями.
Задача психолога отслеживать динамику развития личностных характеристик, в том числе и диагностика уровня эмпатии. Уделять внимание развитию действенного компонента эмпатии у подростков. Разрабатывать совместную внеурочную деятельность подростков из разных классов. Больше времени следует уделять развитию способностей к состраданию у учащихся 13¬17 лет из разных классов. Уделять внимание влиянию гендерных стереотипов, принятых в обществе, на процесс развития эмпатии у представителей разного пола в процессе совместного обучения. Проводить интерактивные учебные и внеурочные занятия, на которых школьники смогут взаимодействовать друг с другом. Использовать такие виды арттерапии как библиотерапия, кинотерапия и др. Психологу необходимо познакомить подростков с такими понятиями, как эмпатия, толерантность, этикет и уважение. Донести до подростков суть эмпатии, что она заключается в понимании и принятии того факта, что все люди объединены чувствами.
Помимо работы с учащимися, психологу необходимо работать с учителями, чтобы они могли учитывать уровень развития эмпатии в учебно-воспитательном процессе. До учителей нужно донести информацию о том, что работе со школьниками, у которых уровень эмпатии высокий, необходимо выделять эмоционально-окрашенные аспекты изучаемого материала. Однако следует меньше создавать ситуаций, которые могут вызвать чрезмерную вовлеченность учащихся.
Кроме работы с подростками и учителями, немаловажной является работа в данном направлении с родителями. Работа может проводиться не только в форме совместных классных занятий, но и в форме беседы.
Работа с родителями ведется с целью повышения их психолого-педагогической компетентности по вопросу развития эмпатии у их детей подросткового возраста.
Для родителей необходимо проведение ряда консультаций, семинаров, бесед, в ходе которых должен быть изложен материал, где рассматриваются вопросы о важности развития эмпатии в психическом развитии ребёнка, как в социуме, так и в семье. Также родителям может быть предложен материал, в котором они имеют возможность познакомиться с конкретными играми, с помощью которых можно обучать детей нормам нравственного поведения.
Таким образом, цель, поставленная в выпускной квалификационной работе, достигнута, гипотеза подтверждена, все задачи решены в полном объеме.



1. Абрамова, Е. Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте / Е. Ю. Абрамова, А. П. Елисеева. - Москва : Изд-во ООО «Образование 3000», 2013. - 345с.
2. Ахмедзянова, А. Э. Влияние кинотренинга на развитие эмпатии /
А. Э. Ахмедзянова // Образование и саморазвитие. - 2009. - №15. - С. 186¬190.
3. Ахмедзянова, А. Э. Исследование влияния кинотренинга на развитие эмпатии / А. Э. Ахмедзянова // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2010. - № 2. - С. 17-24.
4. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов / Г. Ванершот // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера ; пер. с англ. - Москва : Когито-центр, 2005. - С. 52-78.
5. Власова, Т. В. Эмпатия: от психологии к феноменологии : учебное пособие / Т. В. Власова. - Владивосток : ДВГМА, 2000. - 84 с.
6. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 147-156.
7. Гаврилова, Т. П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии личности / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре / под ред. А. А. Бодалева. - Москва: АПН СССР, 2012. - С. 10¬11.
8. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и старшего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
10. Голикова, Ю. В. Психологические аспекты развития эмпатии у старшеклассников в / Ю. В. Голикова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 15-17.
11. Гущина, У. В. Развитие эмпатии у детей / У. В. Гущина // Концепт. - 2015. - №10. - С. 256-260.
12. Джрназян, Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Джрназян Левон Нубарович. - Тбилиси, 2008. - 162 с.
13. Долгова, В. И. Феномен эмпатии в психологических исследованиях /
В. И. Долгова, Е. В. Мельник,Н. М. Петрова // Концепт. - 2015. - №. 31. - С. 86-90.
14. Карягина, Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии / Т. Д. Карягина // Общение-2006: на пути к энциклопедическому знанию : материалы международной конференции. - М.: Психологический институт РАО, - 2013. - С. 373-380.
15. Карягина, Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 4. - С. 50-74.
16. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии :дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Карягина Татьяна Дмитриевна. - Москва, 2013. - 175 с.
17. Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке / А. В. Ковалевская // Пшхалопя. -2013. - № 2. - С. 10-24.
18. Коробкова, В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением / В. Е. Коробкова // Психология: проблемы практического применения: материалы
II междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 96-102.
19. Кырова, М. А. Особенности эмпатии у современных подростков / М. А. Кырова, Е. А. Кувалдина // Концепт. - 2015. - № 32. - С. 36-40.
20. Мазуренко, Я. А. Теория решения изобретательских задач / Я. А. Мазуренко // Философия образования. - 2011. - Т. 35. - № 2. - С. 118¬123.
21. Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2004. - С. 62-71.
22. Пашукова, Т. В. Эмпатия как компонент общения / Т. В. Пашукова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре. - Москва: АПН СССР, 2012. -С. 62-63.
23. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография / М. А. Пономарева. - Минск:Бестпринт, 2006. - 76 с.
24. Роджерс К. Эмпатия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - Москва:ЧеРо, 2002. - С. 428-430.
25. Сергунова, Ю. В. Позиционный анализ эмпатии / Ю. В. Сергунова. - Москва : МГППУ, 2009. - 73 с.
26. Соников, А. П. Механизмы эмпатии / А. П. Соников // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. ст. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1999. - С. 89-95.
27. Сутурина, Ю. В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности / Ю. В. Сутурина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113.
28. Тютяева, О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста :автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Тютяева Ольга Вячеславовна. - Ярославль, 2012. - 26 с.
29. Формирование личности старшеклассника: учеб.пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: Педагогика, 2003. - 470 с.
30. Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов: учеб.пособие / Н. А. Щербакова. - М.: МОДЭК, 2006. - 236 с.
31.Этчегоен, Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - №1. - С. 61-64.
32. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты) :дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / ЮсуповИльдарМасгудович. - Санкт-Петербург, 2001. - 252 с.
Электронные ресурсы
33. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru
34. Взгляды Нэнси Айзенберг[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihologia.biz/razvitiya-akmeologiya-psihologiya/vzglyadyi-nensi- ayzenberg-25012.html
35. Гуссерль, Э. Картезианские размышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/gusserl/0/
36. Краткий словарь психоаналитических терминов и понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychoanalyse.ru/idea
37. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docpsy.ru/testy/diagnostika-motivatsii/5058- metodika-diagnostika-urovnya-empatii-i-m-yusupova.html
38. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/3-0- praktikum-dioemp.htm
39.Особенности проявления и развития ценностно-смысловой эмпатии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elibrarv.ru/item.asp?id=19525445
40. Прокофьева, Н. Б. Кинотерапия как инструмент личностного развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoterapia.info/theoretics- cinematherapy/method-of-kinoterapia
41. Процесс формирования эмпатии у подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00127389_0.html
42. Ситяева, С. М. Психологические особенности эмпатии подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/dow/56179330.pdf
43. Тренинг как развитие эмпатических способностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sv-sidorov.ucoz.com
44. Троицкая, Е. А. Концепция эмпатии в зарубежной психологии конца XX - начала XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-empatii-v-zarubezhnoy-psihologii-kontsa-xx-nachala-xxi-veka
45. Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/981/981003.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ