ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 13
1.1 ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ В 1992-1999 ГГ. 13
1.2 КРИЗИС НЕПЛАТЕЖЕЙ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ. 25
1.3 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕДЕНЕЖНЫХ СПОСОБОВ РАСЧЕТОВ ЗА ТЕКСТИЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ. 32
1.4 ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОК ХЛОПКА В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ. 46
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ. 54
2.1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. 54
2.2 АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАСЧЕТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. 63
2.3 РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 77
2.4 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ И БАРТЕРНЫМИ ПОТОКАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 84
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. 93
3.1 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 94
3.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ И БАРТЕРНЫХ ПОТОКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 13
1.1 ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ В 1992-1999 ГГ. 13
1.2 КРИЗИС НЕПЛАТЕЖЕЙ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ. 25
1.3 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НЕДЕНЕЖНЫХ СПОСОБОВ РАСЧЕТОВ ЗА ТЕКСТИЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ. 32
1.4 ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОК ХЛОПКА В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ. 46
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ. 54
2.1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. 54
2.2 АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАСЧЕТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. 63
2.3 РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 77
2.4 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ И БАРТЕРНЫМИ ПОТОКАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 84
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. 93
3.1 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 94
3.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ И БАРТЕРНЫХ ПОТОКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ
В связи с коренным изменением условий хозяйствования в РФ при переходе к рыночной экономике промышленные предприятия столкнулись с необходимостью самостоятельно обеспечивать не только производство, но и сбыт своей продукции. В условиях сокращения платежеспособного спроса и возникшей конкуренции с импортными товарами проблема сбыта приобрела первоочередное значение.
Важными являются проблемы поиска покупателей продукции, выбора оптимального ассортимента, построения сбытовой сети.
Однако отгруженная продукция еще не является реализованной. В условиях переходной экономики предприятия столкнулись с отсутствовавшей ранее проблемой возникновения безнадежных долгов, которые являются прямыми убытками и уменьшают прибыль предприятия от производственной деятельности. В связи с резким ускорением инфляционных процессов задержки в поступлении платежей от покупателей продукции также приводят к финансовым потерям для предприятия.
Годы реформ охарактеризовались кризисом неплатежей, в который оказались вовлечены предприятия практически всех отраслей, в том числе и текстильной промышленности.
Широкое распространение получили неденежные формы расчетов, в частности расчеты бартером и векселями, которые в ряде случаев (например, при использовании повторного бартера) фактически не являются расчетами, так как предприятие не получает от контрагента средств, позволяющих начать новый производственный цикл.
Таким образом, сегодняшняя экономическая действительность такова, что без тщательного планирования процесса расчетов с покупателями и постоянного анализа ситуации с поступлением средств от них предприятие будет неизбежно нести финансовые потери.
У предприятий возникает необходимость оценивать разнообразные коммерческие предложения покупателей, предусматривающие оплату продукции с использованием неденежных способов расчетов. Традиционные методы оценки прибыльности операций не учитывают специфики неденежных расчетов (в условиях различных цен на одну и ту же продукцию при расчетах бартером и денежными средствами прибыль, рассчитываемая традиционными методами, не отражает реального финансового результата предприятия).
Опыт практической работы автора с текстильными предприятиями РФ и стран СНГ свидетельствует о том, что на предприятиях данной проблеме уделяется недостаточное внимание.
Так, например, на большинстве предприятий отсутствует систематическая аналитическая работа в данной области, решения по отгрузке продукции принимаются на интуитивной основе, без учета их влияния на финансовое состояние и прибыль предприятия.
К тому же в отечественной науке недостаточно разработана методология планирования условий реализации продукции.
Поэтому возникла необходимость глубокого исследования накопленного отечественного и зарубежного опыта в области расчетов с покупателями, а также создания математических моделей и методик, и адаптации их к экономическим реалиям, сложившимся в РФ в настоящее время.
Современным проблемам управления процессом расчетов с покупателями продукции посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Перламутрова В.Л., Бунича П.Г., Линденбаума В.А., Лычагина М.В., Яковлева А., Аукуционека С., Карпова П., Mehta D., Stanford R. , Atkins J. и многих других. Исследованием данной проблемы применительно к текстильной отрасли занимались Ф.Ф. Бездудный и В.В. Симонов.
Следует отметить, что научных работ отечественных ученых, посвященных планированию условий реализации продукции, в настоящее время очень мало.
Поэтому возникла как научная, так и практическая необходимость проведения исследования, посвященного теории и практике планирования процесса реализации продукции в современных экономических условиях.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации текстильной продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность текстильных предприятий;
- изучить масштабы применения коммерческого кредитования в отечественной промышленности в целом и текстильной отрасли в частности;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт управления процессом расчетов с покупателями продукции с использованием методов математического моделирования;
- описать процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия;
- предложить методологию управления денежными и бартерными потоками на текстильном предприятии в условиях современной российской экономики, позволяющую оценивать одновременно эффективность денежных и бартерных сделок;
- разработать математические модели, позволяющие производить процесс планирования условий реализации продукции, выбор оптимального плана отгрузок продукции потребителям и прогнозирование денежных потоков и бартерных поставок за отгруженную продукцию на научной основе;
Объект исследования
Объектом исследования являются крупные и средние предприятия хлопчатобумажной промышленности РФ и стран СНГ.
Предмет исследования
В качестве предмета исследования в работе выступает процесс планирования условий реализации продукции на предприятии текстильной отрасли.
Методика исследования
Научные положения и выводы основаны на изучении отечественной и зарубежной экономической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалов, полученные в процессе практической работы автора на текстильных предприятиях РФ и стран СНГ.
Достоверность научных положений и выводов подтверждается апробацией в управляющей компании текстильного холдинга.
В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности текстильных предприятий (ОАО «Ликинская мануфактура», ЗАО «Тиротекс», ЗАО «Московский ткацко-отделочный комбинат», ОАО «Текстильная фирма Возрождение»).
Для решения поставленных задач в работе применены различные математические методы (линейного программирования, имитационного моделирования). Оптимизационные и имитационные расчеты, а также обработка результатов проводилась с использованием специально разработанных программ на алгоритмическом языке программирования Visual Basic for Applications (VBA) в среде программного пакета Microsoft Excel.
Научная новизна работы
1. Разработана методология управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции текстильного предприятия в условиях переходной экономики.
2. Предложена математическая модель, использующая метод линейного программирования, позволяющая получить оптимальный план отгрузок текстильной продукции на основе анализа условий заявок потенциальных потребителей.
3. Предложена имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать поступление средств от потребителей за отгруженную продукцию.
4. Разработано информационное и программное обеспечение предложенных математических моделей на IBM PC.
5. Даны рекомендации по различным вариантам использования разработанных математических моделей при планировании процесса взаиморасчетов с потребителями текстильной продукции.
Положения, выносимые на защиту
В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Анализ изменений, произошедших в сбытовой деятельности промышленных предприятий при переходе к рыночной экономике.
2. Оценка масштабов применения неденежных расчетов в промышленности РФ.
3. Анализ различных видов неденежных расчетов с точки зрения их выгодности для предприятия.
4. Оценка масштабов применения коммерческого кредитования в российской промышленности.
5. Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых в области управления процессом расчетов с покупателями.
6. Методология разработки кредитной политики текстильного предприятия.
7. Методология управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях широкого применения неденежных форм расчетов.
8. Математическая модель выбора оптимального плана отгрузки продукции потребителям с использованием метода линейного программирования.
9. Имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать движение денежных и бартерных потоков по реализации продукции.
Практическая значимость работы
Предлагаемые в работе математические модели позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых в процессе хозяйственной деятельности по расчетам с потребителями текстильной продукции.
Использование предложенных математических моделей позволяет текстильным предприятиям сократить долю бартерных расчетов, оценить величину издержек, возникающих в результате использования неденежных форм расчетов, ускорить оборачиваемость активов, улучшить показатели ликвидности предприятия.
Публикации
Основные положения диссертационной работы опубликованы в четырех печатных работах и в четырех тезисах выступлений на научных конференциях МГТА им. А.Н. Косыгина и Димитровградского института технологии, управления и дизайна.
Структура работы
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 114 наименований. Работа изложена на 174 страницах машинописного текста, в том числе 145 страниц основного текста, 22 таблицы, 3 схемы, 1 рисунок и 9 приложений.
Первая глава "Новые явления в сбытовой деятельности текстильных предприятий РФ при переходе к рыночной экономике" посвящена анализу изменений, произошедших в сбытовой деятельности текстильных предприятий РФ при переходе к рыночной экономике. Рассматриваются только те изменения в сбытовой деятельности, которые непосредственно связаны с процессом взаиморасчетов с покупателями продукции.
На основе анализа научных публикаций сделан вывод о том, что в настоящее время отечественные предприятия вынуждены уделять значительно большее внимание сбытовой деятельности, так как система оптовой торговли развита недостаточно.
Рассмотрены и классифицированы различные формы неденежных расчетов, выполнена оценка масштабов их применения в российской экономике в целом и в легкой промышленности в частности.
Проанализированы особенности проявления кризиса неплатежей в текстильной отрасли.
Рассмотрен вопрос о влиянии способов обеспечения предприятия хлопком на специфику его сбытовой деятельности и процесс расчетов с покупателями продукции.
Во второй главе "Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии" рассмотрен процесс расчетов с покупателями продукции, определено его место в сбытовой политике предприятия и взаимосвязь с другими элементами сбытовой политики.
Проанализированы масштабы применения коммерческого кредита в сбыте промышленной продукции, сделан вывод о существенном увеличении доли коммерческого кредита при переходе от плановой экономики к рыночной, что вызывает необходимость разработки данной проблемы.
Рассмотрены работы отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, сделан вывод о недостаточной разработанности анализируемого направления, отсутствии комплексных методик и математических моделей, позволяющих предприятиям планировать процесс поступления оплаты от покупателей, а также о неприменимости западных методик в российских условиях.
Рассмотрен процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия, предложена методология, позволяющая эффективно управлять денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях преобладания бартера в расчетах.
В третьей главе "Использование математических моделей для планирования условий реализации текстильной продукции" предложены математические модели, позволяющие формализовать процесс принятия решений по кредитной и дисконтной политике.
Предложенная математическая модель выбора оптимального варианта отгрузки продукции различным потребителям с использованием метода линейного программирования позволяет максимизировать денежные и бартерные потоки по реализации продукции. Для обеспечения сравнимости денежных и бартерных поступлений предлагается методологический подход, при помощи которого бартерные сделки приводятся к денежным, позволяющий учесть дополнительные издержки возникающие при использовании бартерных сделок.
Имитационная модель движения денежных и бартерных потоков по реализации продукции позволяет с использованием методов имитационного моделирования оценить наиболее вероятный объем поступающих денежных средств и других ресурсов за отгруженную покупателям продукцию.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.
Важными являются проблемы поиска покупателей продукции, выбора оптимального ассортимента, построения сбытовой сети.
Однако отгруженная продукция еще не является реализованной. В условиях переходной экономики предприятия столкнулись с отсутствовавшей ранее проблемой возникновения безнадежных долгов, которые являются прямыми убытками и уменьшают прибыль предприятия от производственной деятельности. В связи с резким ускорением инфляционных процессов задержки в поступлении платежей от покупателей продукции также приводят к финансовым потерям для предприятия.
Годы реформ охарактеризовались кризисом неплатежей, в который оказались вовлечены предприятия практически всех отраслей, в том числе и текстильной промышленности.
Широкое распространение получили неденежные формы расчетов, в частности расчеты бартером и векселями, которые в ряде случаев (например, при использовании повторного бартера) фактически не являются расчетами, так как предприятие не получает от контрагента средств, позволяющих начать новый производственный цикл.
Таким образом, сегодняшняя экономическая действительность такова, что без тщательного планирования процесса расчетов с покупателями и постоянного анализа ситуации с поступлением средств от них предприятие будет неизбежно нести финансовые потери.
У предприятий возникает необходимость оценивать разнообразные коммерческие предложения покупателей, предусматривающие оплату продукции с использованием неденежных способов расчетов. Традиционные методы оценки прибыльности операций не учитывают специфики неденежных расчетов (в условиях различных цен на одну и ту же продукцию при расчетах бартером и денежными средствами прибыль, рассчитываемая традиционными методами, не отражает реального финансового результата предприятия).
Опыт практической работы автора с текстильными предприятиями РФ и стран СНГ свидетельствует о том, что на предприятиях данной проблеме уделяется недостаточное внимание.
Так, например, на большинстве предприятий отсутствует систематическая аналитическая работа в данной области, решения по отгрузке продукции принимаются на интуитивной основе, без учета их влияния на финансовое состояние и прибыль предприятия.
К тому же в отечественной науке недостаточно разработана методология планирования условий реализации продукции.
Поэтому возникла необходимость глубокого исследования накопленного отечественного и зарубежного опыта в области расчетов с покупателями, а также создания математических моделей и методик, и адаптации их к экономическим реалиям, сложившимся в РФ в настоящее время.
Современным проблемам управления процессом расчетов с покупателями продукции посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Перламутрова В.Л., Бунича П.Г., Линденбаума В.А., Лычагина М.В., Яковлева А., Аукуционека С., Карпова П., Mehta D., Stanford R. , Atkins J. и многих других. Исследованием данной проблемы применительно к текстильной отрасли занимались Ф.Ф. Бездудный и В.В. Симонов.
Следует отметить, что научных работ отечественных ученых, посвященных планированию условий реализации продукции, в настоящее время очень мало.
Поэтому возникла как научная, так и практическая необходимость проведения исследования, посвященного теории и практике планирования процесса реализации продукции в современных экономических условиях.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке подхода к планированию условий реализации текстильной продукции для достижения максимальной эффективности функционирования предприятия в условиях переходной экономики.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть изменения условий хозяйствования, произошедшие в российской экономике за годы реформ и выявить их влияние на сбытовую деятельность текстильных предприятий;
- изучить масштабы применения коммерческого кредитования в отечественной промышленности в целом и текстильной отрасли в частности;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт управления процессом расчетов с покупателями продукции с использованием методов математического моделирования;
- описать процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия;
- предложить методологию управления денежными и бартерными потоками на текстильном предприятии в условиях современной российской экономики, позволяющую оценивать одновременно эффективность денежных и бартерных сделок;
- разработать математические модели, позволяющие производить процесс планирования условий реализации продукции, выбор оптимального плана отгрузок продукции потребителям и прогнозирование денежных потоков и бартерных поставок за отгруженную продукцию на научной основе;
Объект исследования
Объектом исследования являются крупные и средние предприятия хлопчатобумажной промышленности РФ и стран СНГ.
Предмет исследования
В качестве предмета исследования в работе выступает процесс планирования условий реализации продукции на предприятии текстильной отрасли.
Методика исследования
Научные положения и выводы основаны на изучении отечественной и зарубежной экономической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалов, полученные в процессе практической работы автора на текстильных предприятиях РФ и стран СНГ.
Достоверность научных положений и выводов подтверждается апробацией в управляющей компании текстильного холдинга.
В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности текстильных предприятий (ОАО «Ликинская мануфактура», ЗАО «Тиротекс», ЗАО «Московский ткацко-отделочный комбинат», ОАО «Текстильная фирма Возрождение»).
Для решения поставленных задач в работе применены различные математические методы (линейного программирования, имитационного моделирования). Оптимизационные и имитационные расчеты, а также обработка результатов проводилась с использованием специально разработанных программ на алгоритмическом языке программирования Visual Basic for Applications (VBA) в среде программного пакета Microsoft Excel.
Научная новизна работы
1. Разработана методология управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции текстильного предприятия в условиях переходной экономики.
2. Предложена математическая модель, использующая метод линейного программирования, позволяющая получить оптимальный план отгрузок текстильной продукции на основе анализа условий заявок потенциальных потребителей.
3. Предложена имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать поступление средств от потребителей за отгруженную продукцию.
4. Разработано информационное и программное обеспечение предложенных математических моделей на IBM PC.
5. Даны рекомендации по различным вариантам использования разработанных математических моделей при планировании процесса взаиморасчетов с потребителями текстильной продукции.
Положения, выносимые на защиту
В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Анализ изменений, произошедших в сбытовой деятельности промышленных предприятий при переходе к рыночной экономике.
2. Оценка масштабов применения неденежных расчетов в промышленности РФ.
3. Анализ различных видов неденежных расчетов с точки зрения их выгодности для предприятия.
4. Оценка масштабов применения коммерческого кредитования в российской промышленности.
5. Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых в области управления процессом расчетов с покупателями.
6. Методология разработки кредитной политики текстильного предприятия.
7. Методология управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях широкого применения неденежных форм расчетов.
8. Математическая модель выбора оптимального плана отгрузки продукции потребителям с использованием метода линейного программирования.
9. Имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать движение денежных и бартерных потоков по реализации продукции.
Практическая значимость работы
Предлагаемые в работе математические модели позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых в процессе хозяйственной деятельности по расчетам с потребителями текстильной продукции.
Использование предложенных математических моделей позволяет текстильным предприятиям сократить долю бартерных расчетов, оценить величину издержек, возникающих в результате использования неденежных форм расчетов, ускорить оборачиваемость активов, улучшить показатели ликвидности предприятия.
Публикации
Основные положения диссертационной работы опубликованы в четырех печатных работах и в четырех тезисах выступлений на научных конференциях МГТА им. А.Н. Косыгина и Димитровградского института технологии, управления и дизайна.
Структура работы
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 114 наименований. Работа изложена на 174 страницах машинописного текста, в том числе 145 страниц основного текста, 22 таблицы, 3 схемы, 1 рисунок и 9 приложений.
Первая глава "Новые явления в сбытовой деятельности текстильных предприятий РФ при переходе к рыночной экономике" посвящена анализу изменений, произошедших в сбытовой деятельности текстильных предприятий РФ при переходе к рыночной экономике. Рассматриваются только те изменения в сбытовой деятельности, которые непосредственно связаны с процессом взаиморасчетов с покупателями продукции.
На основе анализа научных публикаций сделан вывод о том, что в настоящее время отечественные предприятия вынуждены уделять значительно большее внимание сбытовой деятельности, так как система оптовой торговли развита недостаточно.
Рассмотрены и классифицированы различные формы неденежных расчетов, выполнена оценка масштабов их применения в российской экономике в целом и в легкой промышленности в частности.
Проанализированы особенности проявления кризиса неплатежей в текстильной отрасли.
Рассмотрен вопрос о влиянии способов обеспечения предприятия хлопком на специфику его сбытовой деятельности и процесс расчетов с покупателями продукции.
Во второй главе "Управление процессом планирования реализации продукции на промышленном предприятии" рассмотрен процесс расчетов с покупателями продукции, определено его место в сбытовой политике предприятия и взаимосвязь с другими элементами сбытовой политики.
Проанализированы масштабы применения коммерческого кредита в сбыте промышленной продукции, сделан вывод о существенном увеличении доли коммерческого кредита при переходе от плановой экономики к рыночной, что вызывает необходимость разработки данной проблемы.
Рассмотрены работы отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, сделан вывод о недостаточной разработанности анализируемого направления, отсутствии комплексных методик и математических моделей, позволяющих предприятиям планировать процесс поступления оплаты от покупателей, а также о неприменимости западных методик в российских условиях.
Рассмотрен процесс разработки кредитной политики промышленного предприятия, предложена методология, позволяющая эффективно управлять денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях преобладания бартера в расчетах.
В третьей главе "Использование математических моделей для планирования условий реализации текстильной продукции" предложены математические модели, позволяющие формализовать процесс принятия решений по кредитной и дисконтной политике.
Предложенная математическая модель выбора оптимального варианта отгрузки продукции различным потребителям с использованием метода линейного программирования позволяет максимизировать денежные и бартерные потоки по реализации продукции. Для обеспечения сравнимости денежных и бартерных поступлений предлагается методологический подход, при помощи которого бартерные сделки приводятся к денежным, позволяющий учесть дополнительные издержки возникающие при использовании бартерных сделок.
Имитационная модель движения денежных и бартерных потоков по реализации продукции позволяет с использованием методов имитационного моделирования оценить наиболее вероятный объем поступающих денежных средств и других ресурсов за отгруженную покупателям продукцию.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.
Анализ опыта функционирования российских промышленных предприятий в условиях рыночной экономики показывает, что без применения научно разработанных методик управление процессом реализации продукции сопряжено с возможностью получения весьма значительных убытков из-за возникновения безнадежных долгов и задержек в расчетах.
В условиях бартерной экономики дополнительно возникает необходимость оценки прибыльности денежных и бартерных операций и контроля за своевременностью поступления различных ресурсов, необходимых предприятию для продолжения производственной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость решения научной задачи разработки комплекса методик и математических моделей, позволяющих эффективно управлять процессом расчетов с покупателями продукции.
В результате решения этой научной задачи в диссертационной работе разработаны:
1. Методика оценки сравнительной эффективности денежных и бартерных сделок;
2. Методика управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях преобладания неденежных форм расчетов;
3. Математическая модель выбора оптимального плана отгрузки продукции потребителям с использованием метода линейного программирования;
4. Имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать движение денежных и бартерных потоков по реализации продукции.
Кроме того, в диссертации получены следующие практически важные научные результаты:
- проанализированы применяемые в настоящее время российскими промышленными предприятиями виды неденежных расчетов и издержки, связанные с их применением;
- предложен подход, позволяющий оценивать неденежные формы расчетов не по формальным экономическим признакам, а по размеру дополнительных издержек, возникающих при их использовании.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы и рекомендации:
1. Планирование условий реализации продукции должно осуществляться в обязательном порядке.
2. Планирование условий реализации продукции необходимо осуществлять исключительно на научной основе, с использованием аппарата математических моделей, позволяющих оценить эффективность принимаемых решений до момента их практической реализации.
3. Несмотря на неблагоприятную общеэкономическую ситуацию, предприятие должно стремиться к сокращению доли бартера в расчетах путем разработки специальной программы действий, включающей различные управленческие и коммерческие решения.
Таковы основные результаты исследования, проведенного в диссертации.
Практическая реализация основных положений и идей диссертации, в частности адаптация разработанных математических моделей к специфике конкретных предприятий, по мнению автора, окажет положительное влияние на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятий текстильной промышленности.
Автор отмечает, что разработанная им проблема планирования условий реализации продукции является одной из составных частей процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия, в связи с чем предложенные математические модели могут быть эффективно использованы только в том случае, когда руководство предприятия совершенно четко осознает необходимость профессионального подхода к управлению финансами и в других экономических аспектах деятельности организации (например, управление затратами, налоговое планирование и т.д.) и предпринимает для этого соответствующие действия.
Автор считает также, что разработанные им в ходе работы над диссертацией рекомендации и предложения должны регулярно уточняться по мере изменения условий хозяйственной деятельности промышленных предприятий РФ.
В условиях бартерной экономики дополнительно возникает необходимость оценки прибыльности денежных и бартерных операций и контроля за своевременностью поступления различных ресурсов, необходимых предприятию для продолжения производственной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость решения научной задачи разработки комплекса методик и математических моделей, позволяющих эффективно управлять процессом расчетов с покупателями продукции.
В результате решения этой научной задачи в диссертационной работе разработаны:
1. Методика оценки сравнительной эффективности денежных и бартерных сделок;
2. Методика управления денежными и бартерными потоками по реализации продукции в условиях преобладания неденежных форм расчетов;
3. Математическая модель выбора оптимального плана отгрузки продукции потребителям с использованием метода линейного программирования;
4. Имитационная математическая модель, позволяющая прогнозировать движение денежных и бартерных потоков по реализации продукции.
Кроме того, в диссертации получены следующие практически важные научные результаты:
- проанализированы применяемые в настоящее время российскими промышленными предприятиями виды неденежных расчетов и издержки, связанные с их применением;
- предложен подход, позволяющий оценивать неденежные формы расчетов не по формальным экономическим признакам, а по размеру дополнительных издержек, возникающих при их использовании.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы и рекомендации:
1. Планирование условий реализации продукции должно осуществляться в обязательном порядке.
2. Планирование условий реализации продукции необходимо осуществлять исключительно на научной основе, с использованием аппарата математических моделей, позволяющих оценить эффективность принимаемых решений до момента их практической реализации.
3. Несмотря на неблагоприятную общеэкономическую ситуацию, предприятие должно стремиться к сокращению доли бартера в расчетах путем разработки специальной программы действий, включающей различные управленческие и коммерческие решения.
Таковы основные результаты исследования, проведенного в диссертации.
Практическая реализация основных положений и идей диссертации, в частности адаптация разработанных математических моделей к специфике конкретных предприятий, по мнению автора, окажет положительное влияние на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятий текстильной промышленности.
Автор отмечает, что разработанная им проблема планирования условий реализации продукции является одной из составных частей процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия, в связи с чем предложенные математические модели могут быть эффективно использованы только в том случае, когда руководство предприятия совершенно четко осознает необходимость профессионального подхода к управлению финансами и в других экономических аспектах деятельности организации (например, управление затратами, налоговое планирование и т.д.) и предпринимает для этого соответствующие действия.
Автор считает также, что разработанные им в ходе работы над диссертацией рекомендации и предложения должны регулярно уточняться по мере изменения условий хозяйственной деятельности промышленных предприятий РФ.
Подобные работы
- ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
(НА ПРИМЕРЕ АО «БТК ГРУПП»)
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНТРАЛОГИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020



