Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности………………………………………………………………………6
1.1. Психология управления: ее объект и предмет……………………………...6
1.2. Психологическая характеристика субъекта управления…………………..9
Глава 2. Управленческая деятельность: мотивация, поведение и новые подходы к оптимизации…………………………………………………………20
2.1. Мотивация и поведение личности в организации………………………...20
2.2. Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности…………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это управленческие отношения людей.
Актуальность темы курсовой работы. Менеджеру, руководителю любого звена важно обладать хорошими коммуникативными навыками, учитывать индивидуальные особенности подчинённых для того, чтобы успешно направлять и руководить персоналом на любом, малом или крупном предприятии. В настоящее время менеджеру необходимо улучшать свои коммуникативные способности для того, чтобы эффективно управлять коллективом, повышать свой профессиональный уровень, вырабатывать индивидуальный стиль руководства организацией. Эффективное общение сверху вниз помогает подчиненным понимать, принимать и реагировать на все изменения в деятельности организации.
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.
Целью курсовой работы является раскрытие психологического содержания управленческой деятельности.
Задачами курсовой работы для достижения поставленной цели являются следующие:
изучение основных понятий психологического компонента управленческой деятельности;
раскрыть психологические закономерности управленческой деятельности;
изучить новые подходы к оптимизации управленческой деятельности.
Методологическая основа. Теоретические положения, выдвинутые в работах учёных: Ковалёва В.В., Арсеньева Ю.Н., Забродина Ю.М., Старобинского Э.Е., Шепеля В.М., Платонова Ю.П., Погореловой Т.В., Ревы В.С., Чернышева В.Н., Левина К., Коно Т., Басса Б., и разработанные в трудах: «Содержание деятельности руководителя», «Управление персоналом. Модели управления», «Психология личности и управление человеческими ресурсами», «Основы теории коммуникации», «Теория управления персоналом», «Деловое общение», «Деловая психология», «Эффективность труда управления персоналом», «Человек и персонал в управлении».
Управление организацией представляет собой сложную работу и особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому крайне важно выработать наиболее эффективный стиль управления людьми для улучшения взаимопонимания и общения в коллективе сотрудников.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая коммуникативность, стиль управления, психологическая компетентность руководящих кадров.
Анализ литературных источников позволил выявить и изучить важные характеристики общения, благодаря которым работающий человек движется вперёд по карьерной лестнице, осваивает новое, самореализуется. Необходимо отметить, что менеджеру нужны знания для самооценивания и самосовершенствования личности, иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми, знания психологических закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать их.
Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы 1980. 200 с.
2. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005.
3. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.:Наука, 2002.-345с.
4. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003.-145с.
5. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн.: Амалфея. 2008.
6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Речь, 2009.
7. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006. - 160 с.
8. Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. – К.: МАУП, 2009.
9. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: 2000.-140с.
10. Погорелова Т.В. Эффективность труда управленческого персонала – М.: Норма,2008
11. Практическая психология для менеджеров: учеб.пособие / М.А. Кириллов – М: Познание, 2006.-199с.
12. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008.
13. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Г.Л. Лаптева. – М.: Изд-во Инст. Психотерапии, 2002.
14. Райгородский Д.Я. практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: изд.дом Бахрах-М, 2001.
15. Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза: Пенз.гос.ун-т, 2003.
16. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». - 2009.
17. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д. «Феникс», 2007.-139с.
18. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М.: 2000.203с.
19. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 2008
20. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
21. Викторова В.С. 2010. Деловая психология [http://www.viktorova-ts.ru/page136/page249/index.html].
22. Платонов Ю.П. 2008. Содержание деятельности руководителя [http://www.elitarium.ru/2008/02/08/soderzhanie_dejatelnosti_rukovoditelja.html]