Особенность оценки эффективности социальных программ состоит в том, что если результаты могут быть оценены в течение определенного периода времени, то оценка результатов возможна только после завершения программы. В числе наиболее острых проблем социальной сферы чаще всего упоминается проблема недофинансирования как уже имеющихся, так и разрабатываемых программ. При этом забывается, что, несмотря на актуальность этой проблемы, финансирование - всего лишь ресурс, необходимый для достижения конечного результата - снижения социальной напряженности в обществе, повышения благосостояния и экономической самостоятельности нуждающихся семей. Непрозрачность бюджетов и исключительное внимание к ресурсам можно отнести к наиболее серьезным факторам, влияющим на эффективность политических решений и способность муниципалитетов улучшить качество социальных услуг. Даже если фактические результаты обслуживания или оказания социальной помощи известны муниципальному учреждению, социальному работнику или сотруднику службы занятости, органы управления, как правило, не требуют от них отчета и, следовательно, платят не за результат, а в лучшем случае за процесс или - в худшем - за демонстрацию процесса.
Одним из доступных инструментов изменения сложившейся ситуации и переключения внимания на результативность бюджетных расходов является оценка социальных программ. Оценка не только привлекает внимание муниципальных органов управления к диагностике достигнутых результатов и полученного эффекта (как качественными, так и количественными методами), но и совершенствует аналитическую базу, повышает культуру муниципалитетов. Она позволяет задавать правильные и своевременные вопросы, развивать аналитические подходы к решениям о расходовании бюджетных средств и разработке или корректировке социальной политики.
Таким образом, внутрифирменные социальные программы являются основным элементом мотивации персонала.
В России традиционно больше внимания уделяется вопросам корпоративной социальной ответственности бизнеса как помощи социально уязвленным слоям населения, другими словами, как спонсорство и меценатство. Актуальность проблемы наблюдается в том, что постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность предполагает собой не только благотворительность.
Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по-своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания среди российских бизнесменов, не дает компаниям быть по-настоящему социально ответственными. Отечественные исследователи и зарубежные отмечают, что главным в понятии социальной ответственности должна быть добровольность вклада в социальную сферу, вне рамок определенного законом минимума. Данное исследование также актуально, т.к в нем представлена попытка проанализировать соответствие перспективных для бизнеса направлений социальной ответственности и реальных ориентаций российского бизнеса.
Ведение социально-ответственного бизнеса помогает избежать перерастания социальных проблем в кризис, который может негативно сказаться на работе компании.
Спектр международных моделей корпоративной социальной ответственности определяется в первую очень дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.