Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корпоративная социальная ответственность и анализ ее влияния на территорию присутствия (на примере нефтегазовой отрасли)

Работа №9513

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
883
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 10
1. Теоретические основы формирования корпоративной социальной
ответственности 13
1.1 Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности 13
1.2 Основные международные и российские стандарты в области
корпоративной социальной ответственности 24
1.3 Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России 34
2. Анализ формирования корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 39
2.1 Краткая характеристика ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности 39
2.2 Анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия 46
3. Развитие местных территорий как основа реализации корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Томскнефть» 63
3.1. Роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной
ответственности и интересы территорий присутствия компании 63
3.2. Разработка мероприятий по развитию местных территорий присутствия
ОАО «Томскнефть» 73
4. Социальнаяответственность 83
4.1 Определение целей и задач программы КСО
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО 85
4.3 Определение элементов программы КСО 88
4.3.1 Программа по укреплению ответственности компании в качестве
представителя российского сообщества 88
4.3.2 Социальная программа 89
4.3.3 Экологическая программа 90
4.4 Определение затрат на программу 92
4.5 Ожидаемая эффективность программы КСО 93
Заключение 95
Список литературы 97

Актуальность темы исследования. В современном мире социальная ответственность бизнеса имеет важное значение во взаимоотношениях между компанией и ее стейкхолдерами. Компании соревнуются за места в рейтингах по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности, за право быть включенными в ведущие фондовые индексы устойчивости и социальные индексы. Все больше компаний в России и мире публикуют нефинансовую отчетность. Растет количество агентств, предлагающих рейтинги в области корпоративной социальной ответственности (далее КСО). В России за последние два-три года было создано более 7 рейтингов, оценивающих различные аспекты КСО.
КСО является показателем реального участия компании в решении социально-экономических проблем общества. В это понятие входит соблюдение организацией требований закона, морально-этических норм и исполнение обязательств перед широким кругом стейкхолдеров.
В настоящее время актуальным является вопрос оценки социальной полезности результатов деятельности организации. Без критериев оценки, характеризующих проявления корпоративной социальной ответственности, невозможно анализировать текущее состояние, делать прогнозы, невозможно сравнивать компании, управлять социально ответственной деятельностью. Отсутствие общих подходов к оценке КСО затрудняет планирование, учёт, контроль средств и мероприятий, связанных с обеспечением социальной ответственности.
Тем не менее, вопросы методов оценки КСО ввиду сложности и многоаспектности изучены недостаточно. Это определило актуальность темы исследования.
Исследованиям в области изучения комплексной оценки
корпоративной социальной ответственности посвящены работы Т.А.
Гороховой, Д.Г. Перекрестова, И.П. Поварича, В.А. Шабашева, Л.С. Шилова,
10
Н.Ю. Лапиной. Авторы выдвигают собственные методики добровольной оценки корпоративной социальной ответственности компаний в отдельных регионах с учетом местной специфики.
Цель исследования состоит в развитии концепции корпоративной социальной ответственности на основе углубления разработки её практических аспектов на примере ОАО «Томскнефть».
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность корпоративной социальной ответственности;
- изучить основные международные и российские стандарты в области корпоративной социальной ответственности;
- рассмотреть тенденции развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли в России;
- представить краткую характеристику ОАО «Томскнефть» и анализ стратегии корпоративной социальной ответственности;
- провести анализ социальной политики ОАО «Томскнефть» на территории присутствия;
- выявить роль стейкхолдеров в развитии и реализации корпоративной социальной ответственности и интересы территорий присутствия компании;
- разработать мероприятия в развитии местных территорий присутствия ОАО «Томскнефть».
Объект исследования - корпоративная социальная ответственность в нефтегазовой отрасли России.
Предметом исследования являются факторы и условия формирования корпоративной социальной ответственности, а также показатели, характеризующие результаты деятельности в сфере социальной ответственности компании, подходы и методы их оценки.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной, монографической и периодической литературе, материалах научных конференций, данные статистической отчетности ОАО «Томскнефть» ВНК за 2012-2014 гг.
В процессе исследования применялись такие методы научного познания как: диалектический, логический, исторический, системный, методы анализа и синтеза, сравнительно-аналитический, абстрактнологический и математический методы.
Цель и задачи исследования определили структуру данной работы, она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного анализа, необходимо подвести следующие итоги.
Следование принципам КСО в повседневной деятельности позволяет компаниям добиваться таких конкурентных преимуществ, как: привлечение креативных и компетентных кадров; улучшение системы управления нефинансовыми рисками, в первую очередь социальными и экологическими; умение мотивировать и сохранять опытных экспертов; достижение статуса надежного партнера, совершенствование репутации компании через этичное поведение и обеспечение доверия и как следствие расширение потенциальных возможностей и стабильный инвестиционный поток и пр.
В российской практике весьма популярным методом оценки КСО компаний является проведение опроса стейкхолдеров на степень их удовлетворенности и поиск информации о деятельности компании в открытых источниках. Как показал анализ, в российской практике мало используются комплексные интегральные показатели оценки КСО, требующие сложного математического аппарата и тщательного подхода к экспертной группе. Чаще используются упрощенные методики оценки, состоящие из небольшого количества показателей. Для полноты представления предложено объединять экспертные и комплексные методики оценок.
В работе предложена усовершенствованная методика самооценки деятельности компании на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». В 2013 году комитет РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике предложил проводить самооценку и представил методику, которая не содержит подробных рекомендации по самооценке. В работе предложено провести анализ соответствия бизнес-процессов организации по 87-ми пунктам рекомендаций стандарта. В большинстве случаев предлагается проводить проверки выполнения того или иного пункта соответствующим документом. Главное назначение самооценки - помочь применить принципы КСО во всех бизнес-процессах организации.
В работе предложен комплекс мер по совершенствования КСО компаний: разрабатывать политику компании в области КСО; в крупных компаниях создавать отделы по КСО и устойчивому развитию; использовать систему КПЭ в отношении топ-менеджмента компании и сотрудников соответствующих служб; проводить ежегодную оценку КСО и самооценку на соответствие стандарту ИСО 26000; проведение самооценки гармонизировать с составлением нефинансового отчета. Это позволит повысить качество социальной деятельности и эффективность социальных и экологических расходов компаний.
Таким образом, предложения по развитию методов оценки КСО направлены на обеспечение устойчивого развития компаний в современной российской экономике.


1. Адизес, И.К. Управление жизненным циклом корпораций / И.К. Адизес; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 500 с.
2. Антонов, В. Влияние корпоративной социальной ответственности на бренд и деловую репутацию компании / В. Антонов, М. Кулибина // Маркетинг. - 2008. - № 5. - С. 66-76.
3. Батаева, Б.С. Корпоративное управление, корпоративная
прозрачность и корпоративная ответственность / Б.С. Батаева // Управленческие науки в современной России. - Том 1. - 2014. - № 1. - С. 3539
4. Батаева, Б.С. Роль фондовых рынков в совершенствовании корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности / Б.С. Батаева // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1 (45). - С. 28-33
5. Батаева, Б.С. Устойчивое развитие России: социальное качество роста / Б.С. Батаева // Экономические системы. - 2013. - № 2. - С. 15-18
6. Беляева, И.Ю. Корпоративная социальная ответственность:
учебник / И.Ю. Беляева, М.А. Эскиндаров; под. ред. И.Ю. Беляевой. - М.: КНОРУС, 2015. - 316 с.
7. Беляева, И.Ю. Развитие территории: возможности и
ответственность власти и бизнеса / И.Ю. Беляева // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 2 (112). - С. 6 - 10
8. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность:
эволюция концепции: монография/ Ю.Е. Благов. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. - 272 с.
9. Вавилина, А.В. Особенности и перспективы корпоративной
социальной ответственности в регионе / А.В. Вавилина // Современные корпоративные стратегии и управленческие технологии в России сборник научных трудов: в 3 частях. Москва, 2014. - С. 42-47.
10. Валькович, О.Н. Корпоративная социальная ответственность. Российский опыт: учеб. пособие / О.Н. Валькович, Л.И. Сланченко. - Краснодар, 2012. -230 с.
11. Г ончаров, С.Ф. Корпоративная социальная ответственность / С.Ф. Гончаров, Н.А. Кричевский. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 195 с.
12. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 403 с.
13. Грибцова, Т. Ю. Формирование стратегии корпоративной социальной ответственности: анализ альтернатив / Т.Ю. Грибцова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 90-97
14. Гришина, Т.В. Социальная ответственность в системе регулирования социально-трудовых отношений: автореферат дис... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Гришина Татьяна Васильевна. - М., 2011. - 48 с.
15. Дмитриев, В.А. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. - М.: Внешэкономбанк, 2011. - 56 с.
16. Жойдик, А.П. Методы оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса / А.П. Жойдик // Российское предпринимательство. - 2013. - № 6 (228). - С. 94-98
17. Жойдик, А.П. Оценка социальной ответственности бизнеса, основанная на международном стандарте ИСО 26000 / А.П. Жойдик // Научные труды Вольного экономического общества России. - Том 160. - 2012. - С.180-189
18. Жойдик, А.П. Рейтинг как инструмент количественной оценки корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс] / А.П. Жойдик // Управление экономическими системами: электронный научный
журнал. - 2015. - № (78) УЭкС, 6/2015. - Режим доступа:
http: //www.uecs.ru/component/flexicontent/items/item/3547
19. Жойдик, А.П. Социальный баланс как инструмент учета
корпоративной социальной ответственности на предприятиях с обособленными подразделениями [Электронный ресурс]. / А.П. Жойдик, Д.В. Лихачев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № (52) УЭкС, 4/2013. - Режим доступа:
http: //www.uecs.ru/regionalnayaekonomika/item/2077
20. Жойдик, А.П. Формирование нефинансовой отчетности в области корпоративной социальной ответственности, основанной на международных и российских стандартах и руководствах / А.П. Жойдик, Ю.В. Кузнецов // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 1 (108). - С. 139-144
21. Зарецкий, А.Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - Краснодар: КСЭИ, 2012. - 231 с.
22. Измайлова, М.А. Социальная ответственность образовательных организаций в условиях экономики знаний / М.А. Измайлова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 5 (37). - С. 130-133
23. Канаева, О.А. Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов / О.А. Канаева // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - 2013. - № 2. - С. 133138
24. Канаева, О.А. Социальная политика российских компаний 2.0: новая версия для устойчивого развития (Часть 1) / О.А. Канаева // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2 (50). - С. 132-136
25. Коротков, Э. М. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов [и др.]; под ред. Э.М. Короткова. - М.: Юрайт, 2013. - 445 с.
26. Костин, А.Е. Корпоративная ответственность и устойчивое развитие / А.Е. Костин. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, 2013. - 80 с.
27. Мартынов, А.С. Независимая оценка эколого-энергетической эффективности предприятий России и Казахстана - методика, организация, представление и использование рейтингов [Электронный ресурс] / А.С. Мартынов // Независимое экологическое рейтинговое агентство АНО НЭРА. - Режим доступа: nera.biodat.ru/press-room/agency_news/2009-10-07/doklad.doc
28. Международные стандарты оценки МСО 2011 г. [Электронный ресурс] / Ред.: И.Л. Артеменков, Г.И. Микерин, С.А. Табакова, М.А. Федотова, Ю.В. Школьников // Сообщество специалистов-оценщиков СМАО. - Режим доступа: smao.ru/files/dok_novosti/2013/perevod_mco.pdf
29. Никитина, Л.М. Алгоритм выбора инструментов для оценки корпоративной социальной ответственности / Л. М. Никитина, Д.В. Борзаков // Управленческие науки. - 2014. - №3 (12). - С. 24-28.
30. Остапенко, Г.Ф. Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие / Г.Ф. Остапенко. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 112 с.
31. Перекрёстов, Д.Г. Социально ответственный бизнес: проблемы оценки вклада в развитие территории присутствия / Д.Г. Перекрёстов, И.П. Поварич // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-1. - С. 254-257.
32. Псарева, Н. Ю. Механизмы социальной защиты работников в условиях банкротства / Н. Ю. Псарева, Т. А. Тхоржевская // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 04. - С. 147-150
33. Псарева, Н.Ю. Оценка уровня развития корпоративной социальной ответственности / Н.Ю. Псарева // Сборник докладов научной конференции «Управленческие науки в современном мире». - Том 1. - М.: Изд.дом «Реальная экономика», 2015. - С. 268-272
34. Рекомендации по проведению самооценки организации деятельности компании в соответствии с принципами социальной ответственности на основе положений международного стандарта ISO 26000:2010», РСПП, 2011. [Электронный ресурс]. Комитет РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике. - Режим доступа: http://www.gosman.ru/content/142(l).pdf
35. Сапрыкина, О.А. Методические подходы к оценке результативности корпоративной социальной ответственности и ее учетноаналитическому обеспечению / О.А. Сапрыкина // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2, Ч. 2. - С. 384-394
36. Стрижов, С.А. Корпоративная социальная ответственность в условиях кризиса / С.А. Стрижов // Социология власти. - 2012. - № 2. - С.93 - 97
37. Шабашев, В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики: монография / В.А. Шабашев, Д.Г. Перекрестов, И.П. Поварич. - М: Издательский дом «Академия Естествознания», 2011. - 216 с.
38. Шаповаленко, В.Г. Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество бизнеса / В.Г. Шаповаленко // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 4. - С. 139-146.
39. Шаховой, В.А. Социальное развитие и социальная ответственность как условия эффективного менеджмента предприятия / В.А. Шаховой // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2008. - № 4. - С. 152-165.
40. Шокола, Я.В. Кому что ближе. Корпоративная социальная ответственность в восприятии покупателями // Креативная экономика. - 2013. - № 7 (79). - С. 14-17.
41. Шокола, Я.В. Эволюция факторов развития корпоративной социальной ответственности в условиях российской рыночной экономики // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. - 2013. - № 5. - С. 162-164


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ