СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Природа коммуникативных свойств личности
1.1. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии 10
1.2. Система коммуникативных свойств в структуре личности 46
ГЛАВА 2. Социально-психологические факторы и коммуникативные свойства личности .
2.1. Формирование коммуникативных свойств личности 64
2.2. Факторы формирования коммуникативных свойств личности... 80
2;3. Методы и организация исследования факторов формирования
коммуникативных свойств личности 100
ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности..
3.1. Влияние фактора родительских отношений на формирование
мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе 125
3.2. Влияние фактора совместной деятельности на формирование
активности общения 135
3.3. Влияние целенаправленного обучения общению на развитие
коммуникативных свойств личности 144
Заключение 150
Библиографический список 156
Приложение
ГЛАВА 1. Природа коммуникативных свойств личности
1.1. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии 10
1.2. Система коммуникативных свойств в структуре личности 46
ГЛАВА 2. Социально-психологические факторы и коммуникативные свойства личности .
2.1. Формирование коммуникативных свойств личности 64
2.2. Факторы формирования коммуникативных свойств личности... 80
2;3. Методы и организация исследования факторов формирования
коммуникативных свойств личности 100
ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности..
3.1. Влияние фактора родительских отношений на формирование
мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе 125
3.2. Влияние фактора совместной деятельности на формирование
активности общения 135
3.3. Влияние целенаправленного обучения общению на развитие
коммуникативных свойств личности 144
Заключение 150
Библиографический список 156
Приложение
На современном этапе среда приобретает ведущее значение в деле формирования человека нового типа. Одним из ведущих показателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Значительный вклад в проблему развития личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и зарубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, М. Hoffman, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные ис-следования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так в известных концепциях нет однозначно¬го ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах фор-мирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на фе- менологию, классификацию этих свойств. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о коммуникативных характеристиках, чтобы обобщить основные концепции изучения коммуникативных свойств личности и определить наиболее существенные факторы формирования этих свойств.
Актуальность исследования обусловлена терминологической неопределенностью понятия коммуникативных свойств личности; необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности.
В данной работе под коммуникативными свойствами личности понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Сами свойства имеют социальное, природное и психическое происхождение и взаимосвязаны между собой. Это позволяет нам, на основе трудов В.В. Рыжова и В.А. Богданова, выделить условно из структуры личности системы этих свойств, коммуникативную структуру личности, стабильное целостное образование. Исходя из изложенного понимания коммуникативных свойств личности мы сформулировали цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в определении факторов формирования коммуникативных свойств личности, а также в выделении структуры коммуникативных свойств личности как сложного образования. Кроме того в диссертации была предпринята попытка установить связь между коммуникативными свойствами личности и некоторыми индивидуальными и социально-психологическими особенностями человека.
"Объектом исследования являются коммуникативные свойства личности.
Предмет исследования - социально-психологические факторы.
Для реализации цели исследования мы выдвинули следующие гипотезы:
1. У каждого человека имеется определенный уровень развития
коммуникативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения и выражается в наличии систем коммуникативных свойств личности, находящихся в определенных соотношениях друг с другом.
2. Эти системы свойств не являются непосредственно врожденными врожденными, а формируются в процессе развития человека. В связи с этим можно выделить основные этапы формирования этих свойств.
3. На формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы в их глубокой взаимосвязи.
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
систематизировать накопленные в психологической науке данные о состоянии проблемы возможностей человека в плане общения;
выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;
изучить факторы формирования коммуникативных свойств личности;
разработать методику определения уровня развития коммуникативных свойств личности;
выделить основные факторы и доказать их влияние на формирование коммуникативных свойств личности.
В исследовании принимало участие 272 человека от 8 до 45 лет.: -• Основное исследование проводилось на базе школы № 152 г. Новосибирска.
Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода.
В процессе исследования использовались методы общей психологии: наблюдение, опрос, беседы, проективные методики, тестирование. С целью определения уровня развития коммуникативных свойств личности нами был также разработан и применен опросник, содержащий вопросы, касающиеся разных сторон коммуникативного развития человека: эмпатии, коммуникативной уверенности, общительности, активности,коммуникативных способностей и некоторых характерологических свойств личности, необходимых при общении.
Обработка научных результатов была осуществлена с помощью методов статистической математики: корреляционный анализ, критерий хи- квадрат, критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:
представлены результаты системного теоретического исследования проблемы коммуникативных возможностей
личности, наработанных как в отечественной, так и зарубежной психологии;
рассмотрены системы коммуникативных свойств в структуре личности и раскрыта их взаимосвязь;
сформулированно определение коммуникативных свойств личности, под которым понимаются устойчивые особенности поведения личности в общении, значимые для ее социального окружения;
составлен опросник на определение уровня развития коммуникативных свойств личности;
выделены ведущие факторы формирования коммуникативных свойств личности;
экспериментально доказано влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе; фактора эффективности совместной деятельности на повышение активности общения и фактора целенаправленного обучения общению на повышение общего уровня развития коммуникативных свойств личности у детей из эмоционально-дистантных семей.
Теоретическое значение:
Разработка коммуникативной структуры личности позволяет создать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности.
Представленный в работе теоретический и экспериментальный материал является теоретической основой для последующих исследований коммуникативных свойств личности и разработки теоретических и практических подходов совершенствования коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание факторов формирования коммуникативных свойств личности позволяет управлять этим процессом в целях повышения уровня их развития, а также служит помощью в разработке диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми и взрослыми.
Апробация результатов исследования: .
Результаты, полученные в процессе исследования, частично внедрены в практику школьного психолога в целях диагностики и коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Материалы исследования неоднократно обсуждались на аспирантских семинарах кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета, а также докладывались на областных, региональных и межвузовских конференциях по психологическим и педагогическим проблемам 1998-2000 годов. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей школ, в практике психологического консультирования и обучающих тренингах.
На материалах исследования построены спецкурсы для родителей и педагогов.
Основные идеи и научные результаты отражены в пяти публикациях.
Положения выносимые на защиту:
коммуникативные свойства личности являются интегральным, относительно стабильным, целостным образованием и проявляются в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида. В своей взаимосвязи они образуют коммуникативную структуру личности, которая состоит из систем коммуникативных свойств личности, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;
развитие коммуникативных свойств личности проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм - основа данного свойства. Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой (или лицом);
на формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние две группы факторов: психологические и социально-психологические. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, интересами, способностями и т.д. Коммуникативные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека и их развитие мы объясняем внутренней структурой личности. Социально-психологические факторы показывают взаимосвязь коммуникативных свойств личности и среды, социальных общностей. В этом случае они выступают как опыт социальных отношений индивида. Сюда можно отнести своеобразие микросреды, индивидуальные особенности тех людей, С которыми индивид вступает в контакт;
существует зависимость между отношением родителей к ребенку и уровнем развития у него коммуникативных свойств личности. Взаимоотношения родителей и детей, обусловливая характер и способы удовлетворения потребности в общении и эмоциональном контакте, формируют исходный мотив ребенка. Уже к моменту обучения в школе у ребенка имеется определенный уровень развития активности и уверенности в себе;
развитие активности общения зависит от специальной организации совместной деятельности;
обучение общению по специально разработанной программе повышает уровень развития коммуникативных свойств личности.
Значительный вклад в проблему развития личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и зарубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, М. Hoffman, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные ис-следования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так в известных концепциях нет однозначно¬го ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах фор-мирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на фе- менологию, классификацию этих свойств. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о коммуникативных характеристиках, чтобы обобщить основные концепции изучения коммуникативных свойств личности и определить наиболее существенные факторы формирования этих свойств.
Актуальность исследования обусловлена терминологической неопределенностью понятия коммуникативных свойств личности; необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности.
В данной работе под коммуникативными свойствами личности понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Сами свойства имеют социальное, природное и психическое происхождение и взаимосвязаны между собой. Это позволяет нам, на основе трудов В.В. Рыжова и В.А. Богданова, выделить условно из структуры личности системы этих свойств, коммуникативную структуру личности, стабильное целостное образование. Исходя из изложенного понимания коммуникативных свойств личности мы сформулировали цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в определении факторов формирования коммуникативных свойств личности, а также в выделении структуры коммуникативных свойств личности как сложного образования. Кроме того в диссертации была предпринята попытка установить связь между коммуникативными свойствами личности и некоторыми индивидуальными и социально-психологическими особенностями человека.
"Объектом исследования являются коммуникативные свойства личности.
Предмет исследования - социально-психологические факторы.
Для реализации цели исследования мы выдвинули следующие гипотезы:
1. У каждого человека имеется определенный уровень развития
коммуникативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения и выражается в наличии систем коммуникативных свойств личности, находящихся в определенных соотношениях друг с другом.
2. Эти системы свойств не являются непосредственно врожденными врожденными, а формируются в процессе развития человека. В связи с этим можно выделить основные этапы формирования этих свойств.
3. На формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние как социальные, так и психологические факторы в их глубокой взаимосвязи.
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
систематизировать накопленные в психологической науке данные о состоянии проблемы возможностей человека в плане общения;
выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;
изучить факторы формирования коммуникативных свойств личности;
разработать методику определения уровня развития коммуникативных свойств личности;
выделить основные факторы и доказать их влияние на формирование коммуникативных свойств личности.
В исследовании принимало участие 272 человека от 8 до 45 лет.: -• Основное исследование проводилось на базе школы № 152 г. Новосибирска.
Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода.
В процессе исследования использовались методы общей психологии: наблюдение, опрос, беседы, проективные методики, тестирование. С целью определения уровня развития коммуникативных свойств личности нами был также разработан и применен опросник, содержащий вопросы, касающиеся разных сторон коммуникативного развития человека: эмпатии, коммуникативной уверенности, общительности, активности,коммуникативных способностей и некоторых характерологических свойств личности, необходимых при общении.
Обработка научных результатов была осуществлена с помощью методов статистической математики: корреляционный анализ, критерий хи- квадрат, критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые:
представлены результаты системного теоретического исследования проблемы коммуникативных возможностей
личности, наработанных как в отечественной, так и зарубежной психологии;
рассмотрены системы коммуникативных свойств в структуре личности и раскрыта их взаимосвязь;
сформулированно определение коммуникативных свойств личности, под которым понимаются устойчивые особенности поведения личности в общении, значимые для ее социального окружения;
составлен опросник на определение уровня развития коммуникативных свойств личности;
выделены ведущие факторы формирования коммуникативных свойств личности;
экспериментально доказано влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе; фактора эффективности совместной деятельности на повышение активности общения и фактора целенаправленного обучения общению на повышение общего уровня развития коммуникативных свойств личности у детей из эмоционально-дистантных семей.
Теоретическое значение:
Разработка коммуникативной структуры личности позволяет создать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности.
Представленный в работе теоретический и экспериментальный материал является теоретической основой для последующих исследований коммуникативных свойств личности и разработки теоретических и практических подходов совершенствования коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание факторов формирования коммуникативных свойств личности позволяет управлять этим процессом в целях повышения уровня их развития, а также служит помощью в разработке диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми и взрослыми.
Апробация результатов исследования: .
Результаты, полученные в процессе исследования, частично внедрены в практику школьного психолога в целях диагностики и коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности.
Материалы исследования неоднократно обсуждались на аспирантских семинарах кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета, а также докладывались на областных, региональных и межвузовских конференциях по психологическим и педагогическим проблемам 1998-2000 годов. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей школ, в практике психологического консультирования и обучающих тренингах.
На материалах исследования построены спецкурсы для родителей и педагогов.
Основные идеи и научные результаты отражены в пяти публикациях.
Положения выносимые на защиту:
коммуникативные свойства личности являются интегральным, относительно стабильным, целостным образованием и проявляются в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида. В своей взаимосвязи они образуют коммуникативную структуру личности, которая состоит из систем коммуникативных свойств личности, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;
развитие коммуникативных свойств личности проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм - основа данного свойства. Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой (или лицом);
на формирование коммуникативных свойств личности оказывают влияние две группы факторов: психологические и социально-психологические. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, интересами, способностями и т.д. Коммуникативные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека и их развитие мы объясняем внутренней структурой личности. Социально-психологические факторы показывают взаимосвязь коммуникативных свойств личности и среды, социальных общностей. В этом случае они выступают как опыт социальных отношений индивида. Сюда можно отнести своеобразие микросреды, индивидуальные особенности тех людей, С которыми индивид вступает в контакт;
существует зависимость между отношением родителей к ребенку и уровнем развития у него коммуникативных свойств личности. Взаимоотношения родителей и детей, обусловливая характер и способы удовлетворения потребности в общении и эмоциональном контакте, формируют исходный мотив ребенка. Уже к моменту обучения в школе у ребенка имеется определенный уровень развития активности и уверенности в себе;
развитие активности общения зависит от специальной организации совместной деятельности;
обучение общению по специально разработанной программе повышает уровень развития коммуникативных свойств личности.
1. На основе системного анализа результатов исследовании коммуникативных свойств личности отечественными и зарубежными психологами нам удалось:
во-первых, создать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности. Выделить условно из структуры личности коммуникативную структуру, относительно стабильное целостное образование, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида. Коммуникативная структура личности состоит из систем коммуникативных свойств личности, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности. Коммуникативные свойства - это устойчивые характеристики особенностей поведения личности в сфере общения, значимые для ее исследовании коммуникативной структуры личности мы выделили следующие системы коммуникативных свойств личности: коммуникативная деятельность, коммуникативная мотивация, коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента, коммуникативные черты характера, коммуникатиные свойства личности, зависящие от воли, эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Все подструктуры находятся в тесной взаимосвязи и формируются в многообразных процессах общения, а также совместной деятельности под влиянием ряда социально¬психологических факторов;
во-вторых, выделить основные этапы формирования коммуникативных свойств личности. Развитие КСЛ проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм - основа данного свойства. Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой. Детерминантой перехода на новый этап развития также являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду;
в-третьих, выделить факторы формирования коммуникативных свойств личности. Коммуникативные свойства личности детерминированны как внутренними (психологическими), так и внешними (социально-психологическими) факторами. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, способностями и т.д. Коммуникативные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека и их развитие мы объясняем внутренней структурой личности. Социально-психологические факторы показывают взаимосвязь коммуникативных свойств личности и среды, социальных общностей. В этом случае они выступают как опыт социальных отношений индивида. Сюда можно отнести своеобразие микросреды, индивидуальные особенности тех людей, с которыми индивид вступает в контакт. Таким образом, на основе изученной психологической литературы, мы выделили наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникативных свойств личности: психологические и социально¬психологические. К психологическим факторам мы отнесли: фактор ВНД, мотивационный фактор, фактор способностей, фактор характера, фактор воли, фактор эмоций. К социально¬психологическим факторам мы отнесли: микросреду, как фактор (семья, ближайшее окружение) и макросреду (коллектив, социальное окружение). Причем, все отношения ребенка, вначале в семье, затем в детском саду и т.д. опосредуются деятельностным фактором. Деятельность - это связующее звено внешнего и внутреннего. И, в зависимости от этапа развития, активизируются разные ее составляющие (игровая, учебная, трудовая и т.д. деятельность).
2. Результаты системного изучения коммуникативных свойств личности позволили составить опросник на определение уровня развития эмпатии, коммуникативных способностей, коммуникативной уверенности, общительности и ряда характерологических свойств личности, необходимых в общении. Валидность опросника была проверена с помощью пилотажного исследования и методом компетентных судей. Достоверность результатов составила 92%.
3. Экспериментальное исследование факторов формирования подтвердило зависимость от них коммуникативных свойств личности. В результате проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:
- фактор родительских отношений играет исключительно важную роль в формировании коммуникативных свойств личности. По данным нашего эксперимента различные типы родительских отношений по разному влияют на развитие коммуникативных свойств личности. Отношение, определяемое нами как гармоническое, характеризуется сотрудничеством, согласованностью действий, эмоциональным контактом. Родители хорошо знают ребенка и воспринимают его таким, какой он есть. В такой ситуации поощряется инициатива и самостоятельность, благодаря чему у детей отмечается более высокий уровень развития коммуникативных свойств личности. В семьях с авторитарными отношениями нет настолько близкого эмоционального контакта. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, наблюдается большое количество запретов и приказов. Самостоятельная инициатива ребенка подавляется, поэтому наряду с уверенностью в себе отмечается несколько пониженный уровень развития активности. Тем не менее уровень развития коммуникативных свойств у детей в данных семьях остается достаточно высоким, но при условии, что ребенок принимает данного родителя. Если же происходит неприятие, то уровень развития КСЛ остается низким. Количество детей с низким уровнем развития коммуникативных свойств личности здесь в три раза выше, чем в семьях с гармоническим типом отношений. Гиперопекающее отношение говорит о близких эмоциональных связях с ребенком, излишней заботе, установлении зависимости от себя. Отсутствие требований не дает положительных результатов. Обстановка вседозволенности позволяет ребенку проявлять некоторую активность в сочетании с ярко выраженной неуверенностью, которое закрепляется впоследствии в реальном поведении ребенка. Уровень развития коммуникативных свойств у детей в данных семьях остается крайне низким. Отвергающее родительское отношение способствует усвоению негативного опыта отношений. Взрослого не интересует мир ребенка, проявляется беззаботность, иногда отмечаются случаи агрессии. Неудовлетворенная потребность в общении и эмоциональном контакте является основой низкого уровня развития коммуникативных свойств личности и неадекватности общения со сверстниками;
- уровень развития активности общения можно повысить путем правильной организации совместной деятельности. Исследования показали, что преодоление пассивности у детей из эмоционально-дистантных семей возможно через правильно организованную совместную деятельность, которая построена на основе общего интереса и переживании положительных эмоциональных отношений. Факт сближения с коллективом на основе эмоциональных переживаний является весьма существенным, в особенности по отношению к тем детям, чей уровень развития активности общения был низок. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что на основе интереса к совместной деятельности потребность в общении у детей с низким уровнем активности общения повышается. Эти дети, преодолевая замкнутость, начинают свободнее вступать в контакты и проявлять инициативу. Благодаря эффективности совместной деятельности, широта круга общения и сама активность общения становились тем выше, чем увлеченнее они относились к деятельности. Сдвиги в изменении активности общения сначала проявлялись в узком кругу общения со сверстниками. По мере нарастания опыта круг общения расширялся. Исследования показали, что воздействие на активность общения через ту или иную деятельность с целью преодоления пассивности и замкнутости является целесообразным. Как мы уже отмечали, в группы набирали детей из эмоционально¬неблагополучных семей и причины необщительности были связаны в большей степени с неправильным воспитанием в семье, вследствие чего в характере ребенка присутствовали некоторые отрицательные черты. Правильная организация совместной деятельности показала, что уровень активности общения можно повысить;
целенаправленное обучение общению является важным фактором коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности детей из семей с эмоционально-дистантными отношениями. В групповой работе удалось затронуть проблемы каждого ребенка, участвующего в занятиях. Уровень развития коммуникативных свойств личности повысился на 74,99 %. В значительной мере была развита способность к рефлексии, а также ряд других коммуникативных способностей: умение слушать, умение правильно излагать мысли и чувства, владение невербальными средствами общения и т.д. Дети стали более открыты, они активно участвовали во всем происходящем. Уровень эмпатии и общительности также повысился. Кроме того, удалось исправить многие негативные черты характера и закрепить положительные.
4. Проведенные исследования не исчерпывают всего многообразия проблемы коммуникативных свойств личности. Необходимы дальнейшие исследования, в которых должно быть уделено большее внимание коммуникативной структуре личности и особенностям развития коммуникативных свойств личности в зависимости от половых, социальных и профессиональных показателей.
во-первых, создать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности. Выделить условно из структуры личности коммуникативную структуру, относительно стабильное целостное образование, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида. Коммуникативная структура личности состоит из систем коммуникативных свойств личности, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности. Коммуникативные свойства - это устойчивые характеристики особенностей поведения личности в сфере общения, значимые для ее исследовании коммуникативной структуры личности мы выделили следующие системы коммуникативных свойств личности: коммуникативная деятельность, коммуникативная мотивация, коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента, коммуникативные черты характера, коммуникатиные свойства личности, зависящие от воли, эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Все подструктуры находятся в тесной взаимосвязи и формируются в многообразных процессах общения, а также совместной деятельности под влиянием ряда социально¬психологических факторов;
во-вторых, выделить основные этапы формирования коммуникативных свойств личности. Развитие КСЛ проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм - основа данного свойства. Критерием смены этапов служит смена ведущих деятельностей и деятельностно-опосредованных типов взаимоотношений с референтной, на данный момент группой. Детерминантой перехода на новый этап развития также являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду;
в-третьих, выделить факторы формирования коммуникативных свойств личности. Коммуникативные свойства личности детерминированны как внутренними (психологическими), так и внешними (социально-психологическими) факторами. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, потребностями, способностями и т.д. Коммуникативные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека и их развитие мы объясняем внутренней структурой личности. Социально-психологические факторы показывают взаимосвязь коммуникативных свойств личности и среды, социальных общностей. В этом случае они выступают как опыт социальных отношений индивида. Сюда можно отнести своеобразие микросреды, индивидуальные особенности тех людей, с которыми индивид вступает в контакт. Таким образом, на основе изученной психологической литературы, мы выделили наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникативных свойств личности: психологические и социально¬психологические. К психологическим факторам мы отнесли: фактор ВНД, мотивационный фактор, фактор способностей, фактор характера, фактор воли, фактор эмоций. К социально¬психологическим факторам мы отнесли: микросреду, как фактор (семья, ближайшее окружение) и макросреду (коллектив, социальное окружение). Причем, все отношения ребенка, вначале в семье, затем в детском саду и т.д. опосредуются деятельностным фактором. Деятельность - это связующее звено внешнего и внутреннего. И, в зависимости от этапа развития, активизируются разные ее составляющие (игровая, учебная, трудовая и т.д. деятельность).
2. Результаты системного изучения коммуникативных свойств личности позволили составить опросник на определение уровня развития эмпатии, коммуникативных способностей, коммуникативной уверенности, общительности и ряда характерологических свойств личности, необходимых в общении. Валидность опросника была проверена с помощью пилотажного исследования и методом компетентных судей. Достоверность результатов составила 92%.
3. Экспериментальное исследование факторов формирования подтвердило зависимость от них коммуникативных свойств личности. В результате проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:
- фактор родительских отношений играет исключительно важную роль в формировании коммуникативных свойств личности. По данным нашего эксперимента различные типы родительских отношений по разному влияют на развитие коммуникативных свойств личности. Отношение, определяемое нами как гармоническое, характеризуется сотрудничеством, согласованностью действий, эмоциональным контактом. Родители хорошо знают ребенка и воспринимают его таким, какой он есть. В такой ситуации поощряется инициатива и самостоятельность, благодаря чему у детей отмечается более высокий уровень развития коммуникативных свойств личности. В семьях с авторитарными отношениями нет настолько близкого эмоционального контакта. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, наблюдается большое количество запретов и приказов. Самостоятельная инициатива ребенка подавляется, поэтому наряду с уверенностью в себе отмечается несколько пониженный уровень развития активности. Тем не менее уровень развития коммуникативных свойств у детей в данных семьях остается достаточно высоким, но при условии, что ребенок принимает данного родителя. Если же происходит неприятие, то уровень развития КСЛ остается низким. Количество детей с низким уровнем развития коммуникативных свойств личности здесь в три раза выше, чем в семьях с гармоническим типом отношений. Гиперопекающее отношение говорит о близких эмоциональных связях с ребенком, излишней заботе, установлении зависимости от себя. Отсутствие требований не дает положительных результатов. Обстановка вседозволенности позволяет ребенку проявлять некоторую активность в сочетании с ярко выраженной неуверенностью, которое закрепляется впоследствии в реальном поведении ребенка. Уровень развития коммуникативных свойств у детей в данных семьях остается крайне низким. Отвергающее родительское отношение способствует усвоению негативного опыта отношений. Взрослого не интересует мир ребенка, проявляется беззаботность, иногда отмечаются случаи агрессии. Неудовлетворенная потребность в общении и эмоциональном контакте является основой низкого уровня развития коммуникативных свойств личности и неадекватности общения со сверстниками;
- уровень развития активности общения можно повысить путем правильной организации совместной деятельности. Исследования показали, что преодоление пассивности у детей из эмоционально-дистантных семей возможно через правильно организованную совместную деятельность, которая построена на основе общего интереса и переживании положительных эмоциональных отношений. Факт сближения с коллективом на основе эмоциональных переживаний является весьма существенным, в особенности по отношению к тем детям, чей уровень развития активности общения был низок. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что на основе интереса к совместной деятельности потребность в общении у детей с низким уровнем активности общения повышается. Эти дети, преодолевая замкнутость, начинают свободнее вступать в контакты и проявлять инициативу. Благодаря эффективности совместной деятельности, широта круга общения и сама активность общения становились тем выше, чем увлеченнее они относились к деятельности. Сдвиги в изменении активности общения сначала проявлялись в узком кругу общения со сверстниками. По мере нарастания опыта круг общения расширялся. Исследования показали, что воздействие на активность общения через ту или иную деятельность с целью преодоления пассивности и замкнутости является целесообразным. Как мы уже отмечали, в группы набирали детей из эмоционально¬неблагополучных семей и причины необщительности были связаны в большей степени с неправильным воспитанием в семье, вследствие чего в характере ребенка присутствовали некоторые отрицательные черты. Правильная организация совместной деятельности показала, что уровень активности общения можно повысить;
целенаправленное обучение общению является важным фактором коррекции уровня развития коммуникативных свойств личности детей из семей с эмоционально-дистантными отношениями. В групповой работе удалось затронуть проблемы каждого ребенка, участвующего в занятиях. Уровень развития коммуникативных свойств личности повысился на 74,99 %. В значительной мере была развита способность к рефлексии, а также ряд других коммуникативных способностей: умение слушать, умение правильно излагать мысли и чувства, владение невербальными средствами общения и т.д. Дети стали более открыты, они активно участвовали во всем происходящем. Уровень эмпатии и общительности также повысился. Кроме того, удалось исправить многие негативные черты характера и закрепить положительные.
4. Проведенные исследования не исчерпывают всего многообразия проблемы коммуникативных свойств личности. Необходимы дальнейшие исследования, в которых должно быть уделено большее внимание коммуникативной структуре личности и особенностям развития коммуникативных свойств личности в зависимости от половых, социальных и профессиональных показателей.
Подобные работы
- Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативной компетентности у подростков с помощью
социально-психологического тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья методами сказкотерапии (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



