Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере бюджета г. Благовещенска Амурской области)

Работа №27515

Тип работы

Диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы188
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования финансовых ресурсов муниципального образования и объективные предпосылки укрепления финансовой базы местного самоуправления 12
1.1 Место доходов бюджета и их значение для формирования
финансовых ресурсов местного самоуправления 12
1.2 Становление и развитие системы финансового обеспечения
самоуправления муниципального образования 36
1.3 Обоснование необходимости укрепления финансовой базы
местного самоуправления 65
ГЛАВА 2 Анализ доходов бюджета и их роль в формировании финансовых ресурсов местного самоуправления 79
2.1 Сравнительная характеристика доходов бюджета г.
Благовещенска и муниципальных образований Амурской области 79
2.2 Оценка процессов формирования доходов бюджетов
муниципальных образований Амурской области и их использования 89
2.3 Анализ сложившихся традиционных подходов к укреплению
финансовой базы муниципального образования г. Благовещенск 102
ГЛАВА 3 Нетрадиционные подходы в совершенствовании механизма формирования доходной части бюджета муниципального образования 117
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса формирования
доходов бюджета муниципального образования: традиционные и нетрадиционные подходы 117
3.2 Метод оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные
статьи расходов бюджета муниципального образования 142
Заключение 163
Список использованных источников 173


Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований является одним из важнейших условий становления действенного механизма самоуправления в регионах. Развитие системы муниципальных образований происходит в условиях сложного, малоизученного и противоречивого взаимодействия факторов, определяющих уровень, масштабы и динамизм социально-экономических процессов как в муниципалитетах, так и регионах и обществе в целом.
Перспективы социально-экономического развития муниципального образования напрямую связаны с уровнем финансового обеспечения конкретной территории. В сложившихся условиях экономического развития страны и дотационности большинства территорий РФ на первый план выдвигаются задачи эффективного управления финансовыми ресурсами территории, наращивания финансовых ресурсов, являющихся основным фактором реализации местного самоуправления. При этом весьма актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования.
В разное время в ряде работ отечественных и зарубежных экономистов исследованы проблемы функционирования бюджетов различного уровня и их роль в социально-экономическом развитии общества. Среди отечественных исследований можно выделить работы А.М. Александрова, А.М. Бирмана, Л.А. Велихова, О.В. Врублевской, В.В. Ковалёва, В.Е. Леонтьева, И.Х. Озерова, Л.П. Павловой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, Н.В. Фадейкиной и др.
Широко известны публикации и монографии современных специалистов в области финансового планирования и бюджета, таких как А . Г . Воронин, И.В. Горский, О.А. Гришанова, К.Н. Знаменская, Л.А. Коломиец, О.А. Киниченко, Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк, Б.Р. Пайкин, В.Е. Рохчин, Ю.А. Соколов, Е.В. Тишин и др. На позицию автора диссертации повлияли труды дальневосточных учёных, занимающихся проблемами функционирования бюджетных механизмов: Г.С. Зверева, В.И. Ишаева, Н.В. Кашиной, П.А. Минакира, Н.Н. Михеевой, В.А. Останина, Н.П. Радковской, Ю.В. Рожкова, И.М. Соломко, А.И. Фисенко и др.
Вместе с тем, нормативно-правовые акты Правительства РФ не всегда содержат практические механизмы для реализации поставленных в них целей. Поэтому существует потребность научного осмысления и разработки методик для использования этих актов на местном уровне управления. Таким образом, возникает необходимость выработки практических рекомендаций, новых, нетрадиционных подходов к формированию и использованию финансовых ресурсов территории, обоснованию мероприятий,способствующих укреплению финансовой базы местного самоуправления и рациональному использованию бюджетных средств на местном уровне.
Практической необходимостью в выработке новых, нетрадиционных подходов к укреплению финансовой базы муниципального образования обусловлен выбор темы диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования определены экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования.
Предметом исследования выступает механизм формирования доходной части бюджета муниципального образования, который обеспечивается традиционными и нетрадиционными подходами, направленными на повышение уровня самообеспечения муниципалитета.
Целью диссертационного исследования является анализ и разработка
— определить место понятия «доходы бюджета» с точки зрения его значения для формирования финансовых ресурсов местного самоуправления;
— оценить роль доходов бюджета в становлении и развитии организационно-правового механизма функционирования финансового обеспечения самостоятельности муниципального образования, начиная с дореволюционного периода до наших дней;
— раскрыть предпосылки укрепления финансовой базы местного самоуправления;
— оценить процессы формирования доходов бюджетов муниципальных образований Амурской области и их использования;
— провести анализ сложившихся традиционных подходов к укреплению финансовой базы муниципального образования г. Благовещенск;
— выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования доходов бюджета муниципального образования через традиционные и нетрадиционные подходы;
— обосновать использование показателя дуговой логарифмической эластичности в качестве метода оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования как дополнение к существующим методам финансового планирования для укрепления финансовой базы местного самоуправления и проанализировать с его помощь показатели бюджета г. Благовещенска.
Информационной базой явились статистические данные Госкомстата РФ и Амурской области, Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области; Финансового департамента Амурской области; Управления экономического развития и инвестиций администрации
Методологической основой диссертационной работы послужил системный подход к изучению вопросов, связанных с укреплением финансовой базы самоуправления муниципального образования. В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Применялись общенаучные методы и приёмы экономико-статистических исследований — методы системного и сравнительного анализа, обобщение, систематизация, метод ретроспективной оценки, экономико-математические методы анализа. В ходе исследования изучались теории, концепции, методологические подходы и методики по теме диссертационной работы.
Основные научные результаты исследования:
1. Раскрытие сущности понятия «финансовые ресурсы муниципального образования» позволило рассмотреть понятия «финансовый потенциал муниципального образования», «бюджетный потенциал муниципального образования» с точки зрения возможности определения уровня бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления. Если финансовый механизм муниципального образования призван обеспечивать согласованное, сбалансированное и эквивалентное взаимодействие разных субъектов финансовых отношений в части образования и использования финансовых ресурсов, то основой формирования финансового потенциала муниципального образования является балансировка потребностей и ресурсов развития местного социально-экономического комплекса, что и легло в основу авторской модели формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования. Обоснование необходимости укрепления финансовой базы местного самоуправления позволило дать авторскую трактовку понятию «финансовая база местного
2. В результате проведённого анализа организационно-правового механизма функционирования финансового обеспечения самостоятельности муниципального образования (период с 1864 г. до наших дней) выявлено, что проводимое в настоящее время реформирование бюджетной и налоговой системы, связанное с уточнением бюджетного устройства РФ, проецируется на опыт самоуправления дореволюционных земств. Политику вышестоящих бюджетов к нижестоящим (проблема выравнивания бюджетной обеспеченности), как и в дореволюционное время, так и в настоящее, можно охарактеризовать фискальной, ограничивающей самостоятельность территории. Таким образом, сложившаяся система финансового обеспечения самостоятельности муниципального образования требует поиска альтернативных методических подходов, способных удовлетворить потребности муниципального образования в укреплении финансовой базы для осуществления местного самоуправления.
3. Проведён анализ финансового состояния бюджетов городов и районов Амурской области, сделан расчёт показателей самообеспеченности и дотационности муниципальных образований области. На основе анализа состава и структуры основных доходных источников в форме налоговых и неналоговых поступлений и поступлений из вышестоящих бюджетов определено влияние процесса формирования доходов бюджетов муниципальных образований Амурской области и их использования на формирование финансовых ресурсов с целью разработки новых, нетрадиционных подходов в совершенствовании основных направлений практической деятельности местных органов власти, направленных на укрепление финансовой базы местного самоуправления.
4. Уточнена схема последовательности принятия решений органом местного самоуправления по формированию финансового потенциала муниципального образования.
5. Разработана и внедрена авторская методика формирования, разработки и реализации целевых муниципальных программ, суть которой состоит в повышении обоснованности направлений расходования бюджетных средств, что позволяет влиять на укрепление доходной части местного бюджета.
6. Разработан и предложен в Думу г. Благовещенска проект закона «О статусе областного центра», обеспечивающий возможность увеличения доходной части муниципального бюджета в результате реализации прав областного центра как центра субъекта РФ применительно к российскому законодательству.
7. Обосновано применение метода оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования, суть которого состоит в выявлении приоритетных статей расходования бюджетных средств, то есть таких, расходы на которые увеличиваются большими темпами, чем темпы увеличения доходов бюджета, или продолжают расти при падении доходов. Предложенный метод прошёл апробацию на примере показателей бюджета г. Благовещенска.
Научная новизна результатов исследования заключаются в следующем:
— уточнён понятийный аппарат, адекватный разработке методических основ укрепления доходной части бюджета муниципального образования: дано авторское определение понятия «финансовые ресурсы муниципального образования», позволяющее учитывать особенности финансовых ресурсов с точки зрения выполнения функций, возложенных на муниципальные органы самоуправления; уточнено содержание таких понятий, как «бюджетный потенциал муниципального образования» и «финансовый потенциал муниципального образования», с учётом внесённых изменений в бюджетное и налоговое законодательство РФ; предложена авторская трактовка понятия «финансовая база местного самоуправления», позволяющая более целостно судить о содержании и сущностных характеристиках термина; раскрыты
— предложена и обоснована схема формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования, в основе которой лежит принцип балансировки потребностей и наличия ресурсов развития местного социально-экономического комплекса;
— предложена авторская схема последовательности принятия решений органом местного самоуправления по формированию финансового потенциала муниципального образования, которая позволяет при проведении анализа составляющих финансовой базы местного самоуправления выявлять возможности укрепления доходной части местного бюджета как через применение традиционных, так и нетрадиционных подходов;
— обосновано применение метода оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования, который позволяет рассчитать меру реагирования расходов (по статьям) бюджета муниципального образования на изменение доходов.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии научных аспектов организации системы формирования финансовых ресурсов муниципальных образований, включающих разработку методических подходов к построению и совершенствованию механизма укрепления доходной части местного бюджета через применение нетрадиционных подходов.
Практическая значимость работы заключается в доведении целого ряда теоретических положений и выводов по исследуемым проблемам до их конкретного решения и использования, а именно:
— разработанная схема последовательности принятия решений органом местного самоуправления по формированию финансового потенциала муниципального образования позволила выявить возможности укрепления доходной части местного бюджета с помощью применения традиционных и нетрадиционных подходов;
— в разработанной автором Методике формирования, разработки и реализации целевых муниципальных программ, утверждённой Постановлением мэра г. Благовещенска «О порядке реализации целевых муниципальных программ» от 30.04.2004 № 1 307, обоснованы основные принципы, общий порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ. Основным результатом внедрения указанной методики стало не столько введение единого порядка и требований при составлении муниципальных целевых программ, но и возможность «экономии» средств бюджета г. Благовещенска вследствие исключения на этапе разработки необоснованно завышенных и заявленных в муниципальных целевых программах расходов на отдельные мероприятия;
— предложен в Думу г. Благовещенска проект закона «О статусе областного центра», который позволит более эффективно решать финансовые вопросы осуществления государственных полномочий, делегированных муниципальному образованию г. Благовещенск;
— использование предложенного автором метода оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования позволяет обосновать влияние изменения величины источника формирования средств на отдельные направления их использования за исследуемый интервал времени. Результаты исследования и рекомендации автора по оценке влияния изменения уровня совокупных доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования используются Управлением экономического развития и инвестиций администрации г. Благовещенска при составлении бюджетных планов;
— отдельные теоретические и практические разработки автора использовались в учебном процессе на кафедре финансов и кредита Дальневосточного государственного университета по курсу «Особенности формирования регионального бюджета».
Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения её результатов на семинарах, посвящённых проблемам бюджетного планирования (Благовещенск, Администрация г. Благовещенска, 2003), 5-ой Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт - Петербург, 2003), Всероссийской научно-методической конференции «Макроэкономические проблемы современного общества» (Пенза, 2003), Всероссийской научно¬практической конференции «Реформа местного самоуправления и национальная безопасность России» (Москва, 2003).
Внедрение основных результатов исследования осуществлено в рамках работы Управления экономического развития и инвестиций администрации г. Благовещенска, а также при реализации образовательных программ по финансовым дисциплинам в ДВГУ (г. Владивосток).
Публикации. По результатам исследования опубликовано 10 работ общим объёмом 3,95 п.л., из них лично автором — 3,77 п.л.
Объём и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование изложено на 242 страницах текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературных источников из 188 наименований, 12 приложений. Работа иллюстрирована 13 таблицами, 16 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая теоретические и практические аспекты совершенствования и укрепления финансовой базы местного самоуправления, выделяя в них роль доходов местных бюджетов, а также, основываясь на результатах анализа практики планирования финансовых ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, мы установили, что применяемая в настоящее время система оценки финансовых ресурсов муниципальных образований (в частности, сложившаяся система оценки доходов и расходов бюджетов муниципальных образований Амурской области) недостаточно объективна и не учитывает нужды муниципальных образований, что приводит к снижению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Обладая правом самостоятельной координации действий в вопросах, касающихся собственного социально-экономического развития,муниципальные образования должны применять не только традиционные подходы в вопросе укрепления финансовой базы местного самоуправления, но и нетрадиционные, ориентированные на поиск новых возможностей для самоадаптации муниципального образования к условиям внешней среды.
На наш взгляд, категория «финансовые ресурсы» позволяет объективно оценивать финансовую самостоятельность муниципального образования. Под финансовыми ресурсами муниципального образования предлагаем понимать совокупность денежных средств, формируемых посредством определенного государством порядка аккумулирования определенной части стоимости национального дохода и распределяемых в соответствии с функциями и полномочиями, возложенными на муниципальные органы самоуправления.
Бюджет является важнейшей экономической категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Его можно охарактеризовать как объективно обусловленное звено финансовой системы, сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств,
На основе действующего российского законодательства доходы местного бюджета можно разделить на: собранные на территории муниципального образования (местные налоги и сборы, законодательно закреплённые доли федеральных и региональных налогов, имущественные доходы, средства самообложения граждан, часть прибыли муниципальных предприятий, часть доходов от оказания платных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, штрафы, зачисляемые в местные бюджеты, добровольные пожертвования, др.) и полученные из бюджетов других уровней (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов, субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов муниципальных образований, субсидии на осуществление отдельных государственных полномочий и иная финансовая помощь).
Осмыслению сущности понятия «финансовые ресурсы муниципального образования» способствует понимание различий между потенциально возможными финансовыми ресурсами и имеющимися в наличии. В связи с этим в работе уточнены понятия «бюджетный потенциал муниципального образования» и «финансовый потенциал муниципального образования».
Под бюджетным потенциалом муниципального образования нами понимается совокупность денежных средств, мобилизованная муниципальным образованием. Уровень мобилизации напрямую зависит от результата финансово-хозяйственной деятельности муниципального образования (его собственных возможностей). Те источники поступления денежных средств, которые в законодательстве относят к источникам поступления собственных доходов бюджета муниципального образования
Под финансовым потенциалом муниципального образования понимается совокупность бюджетного потенциала муниципального образования, потенциала целевых бюджетных фондов и муниципальных заимствований, направленная на решение вопросов местного значения.
Взаимосвязь понятий «доходы муниципального бюджета», «финансовые ресурсы муниципального образования», «бюджетный потенциал муниципального образования», «финансовый потенциал муниципального образования» показана в авторской схеме формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования, состоящей из двух блоков: «потребность местного социально-экономического комплекса в финансовых ресурсах» и «потенциальные финансовые ресурсы, предназначенные для развития муниципального образования».Основой формирования финансового потенциала муниципального образования является балансировка потребностей и ресурсов развития местного социально-экономического комплекса.
Схема наглядно отражает процесс формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования с точки зрения практического подхода к данному вопросу, определяет место финансового потенциала муниципального образования в данном процессе.
Обладание муниципальными образованиями правами, призванными регламентировать финансовые возможности территории, не означает обязательную их реализацию в практической деятельности, что ущемляет возможности органов местного самоуправления.
Для наиболее полного обоснования необходимости укрепления экономической базы местного самоуправления в работе рассмотрены основные финансовые права муниципальных образований, одним из которых является право на комплексное социально-экономическое развитие территории. Очевидно, что только за счёт собственных ресурсов муниципальные образования не в состоянии обеспечить полноценное развитие территории.
Экономическая база является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Она обеспечивает хозяйственную самостоятельность местных органов власти, служит удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, создаёт условия для его нормальной жизнедеятельности. В ней заложен экономический потенциал для преобразования хозяйственной жизни муниципального образования. Экономическая база тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием, обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления.
Экономическая база местного самоуправления строится исходя из нескольких групп отношений: отношений по поводу муниципальной собственности; финансовых отношений; отношений, возникающих по поводу имущественных прав муниципальных образований. Следует обратить внимание на тот факт, что законы в любом случае тесно увязывают отношения по поводу собственности и местных финансов. Это означает, что экономическая деятельность имеет неразрывную связь с финансовой деятельностью органов местного самоуправления. Связь эта имеет взаимообусловленный характер.
Финансовая база местного самоуправления связана с экономической базой и является её составной частью. Финансовая и экономическая базы являются взаимообусловленными элементами местного самоуправления, так как они представляют собой совокупность взаимосвязанных отношений, близких по сущности и значению.
Идея о необходимости объективного анализа и оценки возможностей муниципального образования должна строиться на разработке научного подхода к вопросу совершенствования традиционных и нетрадиционных направлений практической деятельности муниципальных органов власти, направленных на укрепление финансовой базы местного самоуправления.
При этом под традиционными и нетрадиционными подходами к укреплению финансовой базы местного самоуправления понимаются способы решения проблемы укрепления финансовой базы местного самоуправления, при которых проблема или задача рассматривается с различных взаимосвязанных сторон: экономической, правовой, организационной, технической, социальной и т.д.
При традиционных подходах к укреплению финансовой базы местного самоуправления способы решения проблемы связаны с воспроизводством действий, при котором поддержание последних обуславливается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом.
При нетрадиционных подходах к укреплению финансовой базы местного самоуправления способы решения проблемы должны быть ориентированы на поиск новых возможностей, действий для самоадаптации муниципального образования к условиям внешней среды.
Анализ становления и развития финансовой базы местного самоуправления в России (период с 1864 по настоящее время) показал, что земства периода 1864 — 1917 годов в своей деятельности опирались на довольно прочную материально-финансовую базу. Гарантиями их экономической независимости являлись: самостоятельно сформированный бюджет, право собственности, статус юридического лица, возможность осуществления самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. С 1917 по 1990 гг. доходная база местных бюджетов была крайне ограничена, она формировалась за счёт налога с оборота; платежей из прибыли предприятий и организаций местного подчинения (рентные платежи, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли); государственной пошлины; налога с доходов от демонстраций кинофильмов; местных налогов и других поступлений (налогового и неналогового характера). Становление собственно российской бюджетной системы совпало с началом радикальных экономических реформ и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации, что потребовало определения механизма межбюджетных отношений, решения вопроса выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и др.
В настоящее время финансовые ресурсы муниципальных образований планируются субъектами Российской Федерации на основе самостоятельно разработанных методик. В качестве оценки финансовых ресурсов используются данные по налоговым и неналоговым поступлениям, рассчитанные по муниципальным образованиям на региональном уровне. В сложившихся условиях нагрузка по бюджетному регулированию местных бюджетов возлагается на трансферты, выделение которых происходит в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Подобная практика способствует снижению финансовой самостоятельности местного самоуправления и заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты.
Проведённый анализ финансового положения бюджетов двадцати семи муниципальных образований Амурской области за период 2002 — 2004 гг. и проведённое сопоставление финансового положения бюджета г. Благовещенска с остальными бюджетами территорий Амурской области позволили судить о сложившейся системе формирования финансовых ресурсов муниципальных образований Амурской области. Сложившаяся тенденция к высокой дотационности муниципальных образований (за 2002 — 2004 гг. средний показатель дотационности составил 47%) объясняется не только низким налоговым потенциалом муниципальных образований и наличием большой величины дефицита бюджета, но и, прежде всего, слабой финансовой самостоятельностью муниципальных образований, вызванной сокращением местных налогов, зависимостью от устойчивых регулирующих налогов, ежегодно меняющимся налоговым законодательством.
На формирование финансовых ресурсов муниципальных образований оказывает влияние система оценки доходов и расходов бюджетов муниципальных образований Амурской области. Оценка доходов и расходов бюджетов муниципальных образований Амурской области производится на основе «Методики формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджета Амурской области на оцениваемый год». Автор диссертационного исследования провёл расчёты доходов и расходов бюджетов муниципальных образований Амурской области, а также дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. По величине относительного показателя «удельный вес собственных доходов (налоговых и неналоговых) муниципальных образований в собственных консолидированных доходах Амурской области» можно сделать вывод о том, что собираемые на территории г. Благовещенска доходы обеспечивают покрытие третьей части налоговых и неналоговых консолидированных доходов Амурской области. По проведённому анализу формирования бюджетов Амурской области и г. Благовещенска в 2002 — 2004 гг. доля остающихся в бюджете г. Благовещенска налоговых и неналоговых поступлений составила в 2002 г. — 29%, в 2003 г. — 29,3%, в 2004 — 25,3%. Таким образом, фискализация межбюджетных отношений между муниципалитетами и органом регионального управления предполагает целесообразность разработки методов совершенствования основных направлений практической деятельности местных органов власти.
Разработка научно обоснованной местной финансовой политики связана с определением задач стратегического и тактического характера. К стратегическим ориентирам деятельности органов местного самоуправления следует отнести задачи, связанные с деятельностью по формированию финансовой базы муниципального образования, организацией мониторинга финансового потенциала. К тактическим ориентирам деятельности органов местного самоуправления относят практическую реализацию конкретных мер, направленных на достижение цели укрепления финансовой базы местного самоуправления.
Местная финансовая политика как целенаправленная научно обоснованная деятельность органов местного самоуправления по созданию финансовой базы должна иметь чёткую последовательность действий, позволяющих принимать решения по формированию финансового потенциала муниципального образования. Исходя их этого, в диссертации предложена схема последовательности принятия решений органом местного самоуправления по формированию финансового потенциала муниципального образования.
Укрепление финансовой базы местного самоуправления связано, во- первых, с укреплением доходной части местного бюджета, во-вторых, с привлечением на территорию средств инвесторов. Среди основных направлений пополнения доходной части местного бюджета можно отметить следующие: систематическую работу по анализу и выявлению дополнительных возможностей пополнения бюджета за счёт его малодоходных статей, снижение удельного веса «затратных» статей бюджета; местную налоговую политику и др. Укрепление финансовой базы местного самоуправления может происходить путём установления взаимовыгодного сотрудничества органов местного самоуправления с внеструктурными формированиями, которые автоматически становятся участниками реализации местной финансовой политики. Данное сотрудничество может проходить по трём направлениям: привлечение дополнительных финансовых ресурсов из вне для решения проблем местного
В вопросе укрепления финансовой базы местного самоуправления вопросы экономики и права взаимосвязаны и совершенствовать один аспект, не затрагивая другой, невозможно. В связи с этим автором разработана и внедрена Методика формирования, разработки и реализации целевых муниципальных программ, позволившая рационально подойти к вопросу о целесообразности формирования потребности в бюджетных средствах на заявляемые программные мероприятия.
Уточнение бюджетного устройства Российской Федерации, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, необоснованно, что раскрыто в диссертационной работе, привело многие муниципальные образования к лишению субвенции на выполнение ими функции областного или краевого центра.
Принятые к внедрению предложения автора по разработке проекта закона «О статусе областного центра», приведут к более эффективному решению вопросов осуществления государственных полномочий, делегированных муниципальному образованию г. Благовещенск, а значит, и к укреплению доходной части местного бюджета.
Показатели, характеризующие финансовое состояние территории, являются неотъемлемой частью системы социально-экономического развития муниципального образования. Изучение состояния финансовой сферы муниципального образования возможно с помощью проведения бюджетного анализа. Нами предложено: уже существующие методы бюджетного анализа дополнить методом оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета муниципального образования. Суть данного метода состоит в выявлении приоритетных статей расходования бюджетных средств, то есть таких, расходы на которые увеличиваются большими темпами, чем увеличиваются доходы бюджета, или продолжают расти при падении доходов. Доказанная и предложенная автором логарифмическая зависимость между определёнными статьями расходов бюджета и его доходами предоставляет возможность сопоставить запланированные направления муниципальной социально-экономической политики и их действительную реакцию. Предложенный метод прошёл апробацию на примере показателей бюджета г. Благовещенска.
Использование предложений автора в практической деятельности позволит решить спектр проблем, возникающих в сфере финансового планирования и прогнозирования.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, М., 1998. № 31. Ст. 3823.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М: Инфра - М - Норма, 1997. 560 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. - Российская газета, 1998. № 148 -- 149; Парламентская газета, 2000. № 151 -¬152.
4. Европейская хартия местного самоуправления/ Офиц. перевод // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 36. Ст. 8271 -¬8278.
5. О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 гг.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г., № 862 // Собрание законодательства РФ. М, 1998. № 32.
6. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001г. № 584 // Российская газета, 2001. № 161 .
7. О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 г. и проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2003 год», параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 г. и перспективного финансового плана до 2005 года»: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2002 г. № 186 // Собрание законодательства РФ. М., 2002. № 14.
8. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета, 1997. № 189.
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 6.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета, 2003. № 202.
11. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 г.: Постановление Правительства РФ от 15.05.2001 №584 // Российская газета, 2001. № 161.
12. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ 2002 -- 2010 гг. Федеральная целевая программа: Постановление Правительства Р. Ф. от 11 октября 2001 г., № 717 // Собрание законодательства РФ. М, 2001. №43.
13. Письмо первого заместителя Министра финансов Т. А. Голиковой от 26.08.2003 №02-АЛ/1119.
14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области: Закон Амурской области от 23.10.1995, № 33-ОЗ (ред. 28.08.2002).
15. Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области: Закон Амурской области от 09.02.1999 (ред. 23.02.2001), № 131 - ОЗ // Амурская правда, 1999. № 37.
16. Устав (основной закон) Амурской области: Закон Амурской области от 13 декабря 1995 г. № 40-ОЗ // Амурская правда, 1995. № 295 --296.
17. О методике формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов и доли в областном фонде финансовой поддержки муниципальных образований на 2001 год: Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 16.11.2000 № 43/416.
18. О методике формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов,
19. О методике формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи из областного бюджета на 2003 год: Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27.11.2002 № 21/628.
20. О методике формирования межбюджетных отношений с территориями области для определения нормативов отчислений от регулирующих налогов, финансовой помощи из областного бюджета на 2004 год: Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27.11.2003 № 32/540.
21. Об утверждении Методики оценки налогового потенциала муниципального образования: Постановление Главы Администрации Амурской области от 29.05.2002 № 348.
22. О проекте закона Амурской области «О порядке наделения органов местного самоуправления Амурской области отдельными государственными полномочиями: Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 23 сентября 2004 г. № 41/431.
23. О проекте закона Амурской области «Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах органов местного самоуправления в Амурской области: Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 21 октября 2004 г. № 42/534.
24. Устав муниципального образования города Благовещенска: Решение Думы г. Благовещенска от 05.10.2000 , №133 (новая редакция) // Благовещенск, 1996. № 3.
25. О порядке разработки и реализации целевых муниципальных программ: Постановление мэра города Благовещенска от 30.04.2003 № 1307.
26. Годовой отчёт об исполнении бюджета г. Благовещенска за 1998 год: Приложение к решению Думы г. Благовещенска.
27. Годовой отчёт об исполнении бюджета г. Благовещенска за 1999 год: Приложение к решению Думы г. Благовещенска.
28. Годовой отчёт об исполнении бюджета г. Благовещенска за 2000 год: Приложение к решению Думы г. Благовещенска от 26 апреля 2001 г. № 2/8 // Благовещенск, 2001. № 24.
29. Годовой отчёт об исполнении бюджета г. Благовещенска за 2001 год: Приложение к решению Думы г. Благовещенска от 30 мая 2002г. № 21/72 // Благовещенск, 2002. № 24.
30. Об утверждении отчёта об исполнении бюджета г. Благовещенска за
2002 год: Решение Думы города Благовещенска от 26.06.2003 №35/77 // Благовещенск, 2003. № 28.
31. Об утверждении отчёта об исполнении бюджета г. Благовещенска за
2003 год: Решение Думы города Благовещенска от 24.11.2004 № 31/68.
Статистические материалы
32. Амурская область, города и районы: краткий статистический справочник/ Амуроблстат. Благовещенск, 2003. 148 с.
33. Амурский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. Амур. Обл.ком.гос.статистики. Амуроблкомстат. Благовещенск, 2000. 366 с.
34. Амурский статистический ежегодник: Стат сб./ Госкомстат России. Амур. Обл.ком.гос.статистики. Амуроблкомстат. Благовещенск, 2002. 368 с.
35. Амурский статистический ежегодник: Стат сб. / Госкомстат России. Амур. Обл.ком.гос.статистики. Амуроблкомстат. Благовещенск, 2004. 400 с.
36. Основные итоги социально-экономического развития г. Благовещенска за 2003 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел государственной статистики. Благовещенск, 1999. 86 с.
37. Основные итоги социально-экономического развития г. Благовещенска за 2002 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел государственной статистики. Благовещенск, 2000. 90 с.
38. Основные итоги социально-экономического развития г. Благовещенска за 2000 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел государственной статистики. Благовещенск, 2001. 88 с.
39. Основные итоги социально-экономического развития г. Благовещенска
за 2001 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел государственной статистики. Благовещенск, 2002. 90 с.
40. Регионы России: информационно-статистический сборник: В 2 т. М.: Госкомстат России, 2001, том 2. 827с.
41. Республиканский, краевые, областные центры Дальневосточного Федерального округа. Стат. сб. Благовещенск: Амуроблстат., 2003. 127 с
42. Российский статистический ежегодник за 1994 — 2000 г. Статистические сборники: официальные издания. М.: Госкомстат России, 1995 — 2001.
43. Социально-экономическое положение Амурской области в 2000 г. в сравнении с другими регионами Дальнего Востока. Благовещенск: Амуроблстат, 2001. 148 с.
44. Социально-экономическое положение г. Благовещенска за январь-
декабрь 1999 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел
государственной статистики. Благовещенск, 2000. 67 с.
45. Социально-экономическое положение г. Благовещенска за январь-
декабрь 2000 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел
государственной статистики. Благовещенск, 2001. 69 с.
46. Социально-экономическое положение г. Благовещенска за январь-
декабрь 2001 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел
государственной статистики. Благовещенск, 2002. 68 с.
47. Социально-экономическое положение г. Благовещенска за январь-
декабрь 2002 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел
государственной статистики. Благовещенск, 2003. 69 с.
48. Социально-экономическое положение г. Благовещенска за январь-
декабрь 2003 г. / Амуроблстат. Благовещенский межрайонный отдел
государственной статистики. Благовещенск, 2003. 69 с.
49. Финансы Амурской области за 1995 — 2001 гг. Благовещенск: Амуроблстат, 2002. 70 с.
Книги и периодика
50. Абазова, М.Х. Формирование налоговой политики субъекта Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики): Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2002. 26 с.
51. Александров, А.М. Финансы социализма. М.: Финансы, 1965. 252 с.
52. Амурская область (природа, экономика, культура, история). Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд-ва, 1974. 464 с.
53. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов / А. Л. Коломиец // Налоговый Вестник. 2000. № 2. С. 3 — 6.
54. Бабич, А.М. Финансы: Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
55. Бабич, А. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: Юнити-Дана, 2000. 687 с.
56. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб. пособие Ч. 2. Новосибирск: АСДГ, 2004. 82 с.
57. Балабанов, А.И. Финансы: Учебник / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. СПб: Питер, 2000. 192 с.
58. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская. М.: Инфра-М, 1998. 222 с.
59. Берлин, С.И. Теория финансов: Учеб. пособие. М.: Приор, 2000. 256 с.
60. Бестаев, М. И. Налоговая политика как средство стимулирования региональной экономики/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Спб, 1999.
61. Бирман, А.М. Очерки теории советских финансов. Вып. 2. М.: Финансы, 1972. 233 с.
62. Бокарев, А. Г. Влияние налогов на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998.
63. Большая Советская Энциклопедия / Ред. А.М. Прохорова Т. 20. М.: Изд- во Сов. Энциклопедия, 1975. 608 с.
64. Большая советская энциклопедия / Ред. А.М. Прохорова. Т. 29. М.: Изд- во Сов. Энциклопедия, 1978. 640 с.
65. Большая советская энциклопедия / Ред. А.М. Прохорова. Т. 28. М.: Изд- во Сов. Энциклопедия, 1974. 616 с.
66. Большой экономический словарь / Под общ. ред. А.Н. Азрилияна. М.: Фонд правовая культура, 1994. 526 с.
67. Бондарь, Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении / Н.С. Бондарь, М.А. Чернышев. Р-н- Д, 1996. 247 с.
68. Бюджетные отношения: Регионы и местное самоуправление / В.И. Матеюк // Финансы. №11. С. 18 — 20.
69. Васильев, В.И. Местное самоуправление. М.: Б.и., 1999. 453 с.
70. Вахрин, П.И. Финансы: Учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нишитой. М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2002. 520 с.
71. Введение в экономико-математическое модели налогообложения: учебное пособие /. Д.Г. Черник. М.: Финансы и статистика, 2000. 256 с.
72. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука, 1996. 468 с.
73. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальных хозяйством / Ред. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. М.: Дело. 1998. 126 с.
74. Гензель, П.П. Система налогов Советской России. М., Л.: Экономическая жизнь, 1924.
75. Герасименко, Г.А. Земское самоуправление в России. М.: Б.и., 1990. 264 с.
76. Государственные и территориальные финансы / Под ред. Сергеева. Калининград: Б.и., 2000. 368 с.
77. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2003. 680 с.
78. Гришанова, О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. Иваново, 2005. 524 с.
79. Гришанова, О.А. Методы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации. Учебное пособие./ О.А. Гришанова, Ю.А.Соколов. Иваново: ИГХТУ, 2005.
80. Зверев, Г.С. Муниципальный бюджет, ориентированный на результат: подходы к управлению./ Г.С. Зверев, Ю.В. Рожков, М.В. Терский Хабаровск, 2004. 188 с.
81. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление./ В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. Р-н- Д: Феникс, 2001. 416 с.
82. Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России. Р-н-Д, 1998. 128 с.
83. Ишаев, В.И. Концепция развития Дальнего востока России (научный доклад на президиуме РАН). Хабаровск, 2001. 24 с.
84. Ишаев, В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1998. 180 с.
85. Кашина, Н.В. Использование налогового потенциала региона в системе государственного финансового планирования (на примере Амурской области): Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Хабаровск, 2001. 186 с.
86. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А.Г. Бирюков // Финансы. 2001. №4. С. 10 — 12.
87. Ковалёв, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. 388 с.
88. Ковалёв, В.В., Уланов А.А. Курс финансовых вычислений / В.В. Ковалёв, А.А. Уланов. М.: Финансы и статистика, 1999. 206 с.
89. Концепция межбюджетных отношений в регионе / В.И. Клисторин, В.Е. Селиверстов, С.А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 2001. № 3. С. 27 — 33.
90. Королёва, Н.В. Проблемы формирования доходов регионального бюджета: Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М, 1997. 182 с.
91. Краткая химическая энциклопедия./ Ред. кол. И.Л. Кнунянц и др. М.: Изд-во Сов. Энциклопедия. Т. 5, 1967. 1184 стб.
92. Леонтьев, В.Е. Финансы, деньги, кредит и банки: Учеб. пособие / В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2002. 384 с.
93. Методы анализа бюджетов / Г.К. Лапушинская // Финансы. 2001. № 9. C. 18 — 20.
94. Местные налоги и сборы. М.: Госфиниздат, 1942 — 1949.
95. Мураховская, Е.С. Налоговое регулирование формирования финансовых ресурсов территории: Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Спб, 1997. 184 с.
96. Михеева, Н.Н. Региональная экономика и управление./ Н.Н. Михеева, С.Н. Леонов. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 124 с.
97. Михеева, Н.Н. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. 400 с.
98. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1996. 176 с.
99. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований / М. Глазырев, В. Королёв // Экономист. 2000. № 7. С. 53 — 60.
100. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин, Е.В. Тишина, К.Н. Знаменская. М.: Муниципальная власть, 2000. 486 с.
101. Методика расчётов налогового потенциала / Н.В. Кашина // Финансы.2001. № 12. С. 35 — 36.
102. Муниципальный менеджмент/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк Г.Б. М., 1997. 263 с.
103. Муниципальный финансовый менеджмент. Опыт построения отечественной модели. М.: Б.и., 1999. 132 с.
104. Налоги. Словарь-справочник. М.: Инфра - М, 2000. 240 с.
105. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования / Н.В. Кашина // Финансы. 2002. №2. С. 30 — 32;
106. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования / Н.В.Кашина // Финансы. 2002. №2. С. 30 — 32;
107. Налоговое администрирование / И.А. Перонко, В.А. Красницкий // Налоговый Вестник. 2000. № 9. С. 23 — 24.
108. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений / И.В. Горский // Финансы. 1999. № 6. С. 27 — 30.
109. Насырова, В.И. Налоговый потенциал и его реализация в системе налоговых доходов региона (по материалам Республики Татарстан): Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Казань, 2002. 17 с.
110. Новая методика распределения трансфертов / В. Христенко, А. Лавров // Финансы. 2001. № 3. С. 3 — 7.
111. Некоторые вопросы правового регулирования налогов в европейских странах / И.Д. Черник // Налоговый Вестник. 2002. № 2. С. 12 — 14.
112. Обзор Амурской области за 1890 год. Благовещенск: Тип. Т-ва Д.О.Мокин и Ко, 1891. 19 с., 8 прил.
113. Обзор Амурской области за 1895 год. Благовещенск: Тип. Канцелярии Военного Губернатора Амурской области , 1896. 66 с.
114. Обзор Амурской области за 1897 год. Благовещенск: Тип. Т-ва Д.О.Мокин и Ко, 1899. 44 с., 8 ведомостей.
115. Обзор Амурской области за 1899 год. Благовещенск: Тип. Т-ва Д.О.Мокин и Ко, 1900. 45 с., 8 прил.
116. Обзор Амурской области за 1903 год. Благовещенск: Тип. «Амурской газеты», 1904. 58 с.
117. Обзор Амурской области за 1906 год. Благовещенск: Тип. Т-ва Б.С. Залесский и Ко, 1908. 58 с.
118. Обзор Амурской области за 1909 год. Благовещенск: Электротип. Войск. Прав. Амур. К. войска, 1910. 54 с., 25 прил.
119. Обзор Амурской области за 1911 год. Благовещенск: Тип. Войск. Прав. Амур. К. войска, 1912. 56 с.
120. Озеров, И.Х. Основы финансовой науки: вып. 1: Учение об
обыкновенных доходах. Курс лекций, читанный в С-Пб и Моск. ун-х. М.: Тип. Т-во И.Д. Сытина, 1911. 544 с.
121. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства / А.Б. Пискарев, А.Л. Коломиец // Налоговый Вестник. 2000. № 10. С. 18 — 20.
122. О понятиях налогового и финансового потенциала / А.Л. Коломиец,
A. Д. Мельник // Налоговый вестник. 2000. № 1. С.3 — 5.
123. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе / А.Л.Коломиец, А.Д. Мельник // Налоговый вестник.2000. №3. С. 5 — 8.
124. Останин, В.А. Финансы: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГУ,2001. 164 с.
125. Основы современного муниципального управления / А.Г. Гладышев,
B. Н. Иванов, С.Б. Мельников В.И. Патрушев. М.: Б.и., 2000. 198 с.
126. Основы налогообложения и налогового права: учеб. пособие. / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Е.Г. Ткачева. М.: Инфра - М., 2001. 192 с.
127. Очерки начального образования в Амурской области. Б.М., [1911] 40 с., 8 прил .
128. Официальный сайт Министерства финансов РФ // www.minfin.ru
129. Официальный сайт Ассоциации сибирских и дальневосточных городов // www.asdg.ru
130. Павлова, Л.П. Финансы местных органов управления капиталистических стран. М.: Финансы, 1977. 128 с.
131. Петти, У. Трактат о налогах и сборах. СпБ: Петраком, 1993. 154 с.
132. Пигу, А.С. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. 454 с.
133. Поляков, Н.А. Технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб, 2000. 30 с.
134. Поралло, Е. В. Формирование и развитие налогового механизма субъектов РФ (на примере Ростовской области): Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Р-н-Д, 1999. 188 с.
135. Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: Б.и., 1995. 189 с.
136. Постовой, Н.В. Муниципальное право России. М.: Юриспруденция, 2000. 352 с.
137. Правовая защита доходов местного бюджета / Ю. Пудров // Финансы.2002. №6. С. 20 — 23.
138. Приамурье. Факты, цифры, наблюдения. Приложение к отчету общеземской организации за 1908 год. М.: Городская типография, Тверская, 1909. 922 с.
139. Проблема реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления / В.С. Мокрый // Финансы. 2001. № 6. С. 3 — 5.
140. Проблемы формирования, использования и развития экономической базы муниципальных образований в условиях местного самоуправления / Б.Р. Пайкин, О.А. Киниченко // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 1996. С. 86 — 91.
141. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании / М. И. Яндиев // Финансы. 2001. № 4. С. 12 — 14.
142. Раевский, С. Управление стабилизации и развитием экономики региона. Дальнаука, 2000 213 с.
143. Райсберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: Инфра - М., 1999. 479 с.
144. Региональные особенности местного управления и самоуправления./ В.Г. Игнатов, В.И. Хрипун, А.В. Понеделков, А.М. Старовтин. Р-н-Д, 1997. 200 с.
145. Рекшан, И. Ю. Экономический потенциал самоуправления города: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб, 1993. 161 с.
146. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления / Л.И. Пронина // Финансы. 2001. № 11. С. 14 — 16.
147. Риккардо, Д. Начала политической экономики и податного обложения. М.: 1908; М.-Л..: 1929; М.: 1935. 288 с.
148. Рохчин, В.Е., Филиппов А.Н. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: Методология разработки концепции и механизм ее реализации / В.Е. Рохчин, А.Н. Филиппов. СПБ, 1996. 117 с.
149. Сабанти, Б.М. История финансов России. Л.: ЛФЭИ, 1985. 78 с.
150. Сабанти, Б.М. Учение о финансах в советской науке: Учеб. пособие. Л.: ЛФЭИ, 1986. 84 с.
151. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Л.- М.: Полиграфкнига, 1935. 589 с.
152. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы / С.В. Разгулин // Налоговый вестник. 2002. № 7. С. 15 —17.
153. Справочник по прикладной статистике / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледерман. Т.1. М.: Финансы и статистика, 1990. 172 с.
154. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. материалов. М.: Первый печ. двор, 1999. 377 с.
155. Трунин, И. История развития бюджетной системы и межбюджетных отношений в России. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: CEPRA, 2001.
156. Управление экономикой в регионе и муниципальных образованиях / В.К. Зубкова, Л.В. Гордеева, А.Н. Николаев. Саратов, 2000. 164 с.
157. Фадеев, В. И. Муниципальная служба в Российской Федерации. Российская академия наук. М.: Б.и., 2000. 171 с.
158. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. А.П. Ковалева. Р-н- Д: Феникс, 2001. 480 с.
159. Финансовая энциклопедия / Ред. И.А. Блинова, А.И. Буховецкого М.: Государств. Изд-во, 1924
160. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. т. 4. 815 с.
161. Финансовые проблемы местного самоуправления / В.А. Рыжков // Финансы. 2001. №2. С. 8 — 10.
162. Формирование налоговой базы регионов в переходный период. / И.А. Перонко, Н.Г. Вишневская // Налоговый вестник. 2000. № 7. С. 18 — 22.
163. Финансы. Учебник./ Под ред. Проф. В.В. Ковалева. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 512 с.
164. Финансы: Учебник / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 256 с.
165. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Юрайт-М, 2001. 504 с.
166. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М., 1997. 576 с.
167. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2002. 512 с.
168. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, И.А. Архипова. М.: Проспект, 1999. 389 с.
169. Финансовая энциклопедия / Ред. И.А. Блинова, А.И. Буховецкого М.: Государств. Изд-во, 1924.
170. Финансовая база местного самоуправления / А. Барский, А. Данков, М. Микулин // Вопросы экономики. 1999. № 3. С. 33 — 42.
171. Финансовый анализ и планирование / И.Т. Балабанов // Финансы и статистика 2000. № 12. С. 184.
172. Финансовое прогнозирование: теоретические аспекты / С.В. Большаков // Финансы. 1999. № 10. С. 53 — 55.
175. Ширкевич, Н.А. Местные бюджеты. М.: Финансы и статистика, 1991. 128 с.
176. Широков, А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации.: (Введение в муниципальное управление): [учеб. Пособие для вузов по экон.спец.]. М.: Муницип. власть, 2000. 302 с.
177. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ / Под ред. П.А. Минакира, Н.Н. Михеевой. Хабаровск: ДВО РАН, 1998. 262 с.
178. Экономический анализ как элемент управления финансовыми ресурсами территории / И.В. Лазарева // Финансы 2001. № 3. С. 8 — 9.
179. Экономический рост и налоги / И.В. Горский // Налоговой обозрение. 1999. № 1. С. 3 — 14.
180. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1972 — 1980.
181. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М,2002. 376 с.
182. Barro, Stephen M. State Fiscal Capacity: An Assessment of Measurement. Report prepared for the U.S. Department of Policy Development and Research April 1984 // http:// www.iet.ru/special/cepra/otsenka/left.htm/.
183. Barro, Stephen M. State Fiscal Capacity Measures: A Theoretical Critique // Chapter 3 in H. Clyde Reeves (ed.). Measuring Fiscal Capacity. Oelgeschager, Gunn and Hain in association with the Loncoln Institute of Land Policy. Boston, 1986 р. // http:// www.iet.ru/special/cepra/otsenka/left.htm/.
184. Berd, Richard M. and Enid Slack. Equalization: The Representative Tax System Revisited// Canadian Tax Journal, July - August, 1990 // http:// www.iet.ru/special/cepra/otsenka/left.htm/
186. Courchene, Thomas J. RNAS Equalization: Evaluation. // Capter 5 in Equalization Payments: Past, Present and Future, Ontario Economic Council Special Research Report. Federal-Provincial Relations Series. 1984b // http:// www.iet.ru/special/cepra/otsenka/left.htm/
187. Smart Michael Taxation and Deadweight Loss in a System of Intergovernmental Transfers // Canadian Journal of Economics, February 1998. // http:// www.iet.ru/special/cepra/otsenka/left.htm/
188. Yenser B., John C., Reform of the YDR Tax System// 47thCongress, Leningrad, August, 1991


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ