Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения

Работа №27511

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы193
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Основные подходы к изучению личностного становления в процессе
профессионального обучения 9
1.2. Влияние психодидактических условий, сдерживающих процессы
профессионально-личностного развития 17
1.3. Оптимизация условий формирования личности в процессе
профессиональной подготовки 31
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально значимых качеств в условиях традиционного и модульного обучения 44
2.1. Организация и методы эмпирического исследования психологических
аспектов модульного обучения 44
2.2. Особенности сформированности профессиональной направленности в
условиях модульного обучения 48
2.3. Показатели профессионально-личностной мотивации в условиях
модульного обучения 59
2.4. Исследование самоактуализации учащихся в условиях модульного обучения 67
2.5. Изучение социально-психологической комфортности учащихся в
условиях модульного обучения 81
2.6. Развитие профессиональных навыков в практико-ориентированной
деятельности учащихся 89
Глава 3. Психологическое обеспечение формирования профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения 106
3.1. Специфика психологического обеспечения модульного обучения 106
3.2. Исследование эффективности психологического обеспечения в
формировании профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения 109
3.3. Технология развития пространственного мышления у учащихся
строительной специализации 116
Заключение 125
Список литературы 128
Приложения 145
Приложение № 1 146
Приложение № 2 150
Приложение № 3 156
Приложение № 4 159
Приложение № 5 161
Приложение № 6 170
Приложение № 7 172
Приложение № 8 177
Приложение № 9 179
Приложение № 10 185
Приложение № 11 192

Актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество нуждается в компетентных специалистах различных профессий. Модульное обучение компенсирует эффективную подготовку таких специалистов по гибким мобильным планам и программам для учащихся с любым образованием, а также переквалификацию и дообучение временно не работающих граждан.
Модульное обучение является инновацией на российском рынке образовательных услуг. Модульная система обладает определёнными преимущества¬ми: 1) гибкостью, предусматривающей свободные вход и выход в систему - с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей, связанных с материально-временными возможностями; 2) ориентированностью на чёткое целеполагание. Вследствие этого применение модульного подхода в преподавании различных дисциплин как профессионального, так и общеобразовательного циклов представляется одним из перспективных направлений.
В зарубежной и отечественной литературе основное внимание сосредоточено на разработке дидактических аспектов модульного обучения, направленных на выработку практико-ориентированных навыков (А. Г. Казакова,С.Н. Постлетуэйт, Й. Прокопенко, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.). Чёткая разработанность технолого-методического компонента модульного обучения способствует его распространению в средней школе, профессиональном среднем и высшем обучении. Вместе с тем, несмотря на широкую распространенность модульной технологии в сфере образования, сегодня трудно говорить об её системной завершённости. Прежде всего, это выражается в недостаточном учёте разноуровневых психологических потенциалов в формировании трудовых навыков. Имеющиеся же попытки учитывания в практике модульного обучения психологических особенностей учащихся до сих пор носят фрагментарный характер (Н. В. Блохин, В. Г. Гульчевская, Н. П. Коваленко, А. Н. Ласточкин, С. М. Пономарёв, Г. М. Суворова).
Цель исследования: комплексное изучение условий эффективного обучения и психологического сопровождения процесса формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения.
Объект исследования: процесс формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения.
Предметом исследования выступает комплекс психодидактических условий, определяющих эффективность формирования в модульном обучении профессионально значимых качеств.
Общая гипотеза исследования. Формирование профессионально значимых качеств учащихся в модульном обучении может осуществляться более эффективно благодаря специфическим психодидактическим условиям, которые способствуют следующему:
- развитию профессионально-личностной направленности;
- формированию устойчивой мотивации профессиональных достижений;
- ориентации на самостоятельность в профессионально-личностном становлении;
- монотипности групповой направленности и форм совместной деятельности;
- формированию адекватной самооценки и высоких показателей профессиональной самоактуализации;
- регламентируемой и контролируемой индивидуализации обучения;
- полимодальности в восприятии материала;
- приобретению навыков деятельностного самоконтроля;
- психологической оптимизации профессиональной подготовки, базирующейся на индивидуальном плане обучения.
1. Систематизировать теоретико-эмпирические работы по исследуемой проблеме.
2. Определить профессионально значимые качества, формируемые в условиях модульного обучения.
3. Провести сравнительное исследование формирования профессионально значимых качеств учащегося в условиях профессиональных традиционной и модульной форм обучения.
4. Разработать комплексную программу по оптимизации психологического со-провождения процессов формирования профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие теории и концепции:
- подходы и концепции программированного и модульного обучения (В. П. Беспалько, Н. В. Блохин, В. Г. Гульчевская, Н. П. Коваленко,Б. Ф. Скиннер, Г. М. Суворова, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене);
- концепции и положения инновационных образовательных технологий (Н. В. Басова, В. П. Беспалько, И. П. Волков, В. М. Кларин, Н. В. Кузьмина, Г. К. Селевко, Н. П. Фетискин);
- концепции и теории когнитивного развития (Н. П. Ансимова,П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е. Н. Корнеева, Ю. К. Корнилов,В. А. Мазилов, Ж. Пиаже, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская);
- концепции личности (А. Г. Асмолов, Р. Бёрнс, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Г. К. Селевко);
- концепции деятельностного подхода в развитии (Б. Г. Ананьев,A. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. В. Нижегородцева, С. Л. Рубинштейн, B. Д. Шадриков);
- теория системогенеза деятельности (В. Д. Шадриков);
- концепции, теории и положения личностного развития (Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин);
- концепции профессионально-личностного становления (Т. И. Данюшевская,Е. А. Климов, Ю. П. Поварёнков, Г. В. Резапкина, Н. В. Самоукина,Э. А. Фарапонова, В. В. Чебышева);
- теории становления учебных групп (А. Н. Лутошкин, Дж. Морено, В. Ф. Ряховский, К. Сишор, Л. И. Уманский).
Методология исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс следующих методов:
На теоретическом уровне: концептуальный анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; научная интерпретация и синтез эмпирических данных.
На эмпирическом уровне: констатирующий эксперимент, диагностические методы (анкетирование, тестирование), естественное невключённое наблюдение за учащимися, анализ продуктов их учебно-производственной деятельности, формирующий эксперимент с использованием авторской тренинговой методики «Кубики тетрамино».
В качестве методов обработки и интерпретации экспериментальных данных применялся качественный и количественный анализ. Статистические расчёты выполнялись с помощью компьютерной программы MS Excel 2000.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены профессионально значимые качества, формируемые при профессиональном обучении строительным специальностям.
- выявлены детерминанты, определяющие эффективное формирование профессионально значимых качеств в модульном обучении.
- модифицирована и апробирована методика по оценке сформированности профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения.
Теоретическая значимость работы состоит в следующем:
- разработана структурная модель личности будущего специалиста.
- осуществлена систематизация теоретико-эмпирических работ по исследуемой проблеме.
- определены основные психологические и педагогические условия эффективного формирования профессионально значимых качеств у учащихся в ходе профессионального обучения.
- обобщены концептуальные направления по оптимизации практико-ориентированной подготовки молодых специалистов в условиях модульного обучения.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в определении профессионально значимых качеств учащихся и изучении их сформированности этих качеств в условиях модульного обучения; в выявлении эффективности формирования профессионально значимых качеств у учащихся в условиях модульного практико-ориентированного обучения по сравнению с традиционными формами подготовки будущих специалистов; в выявлении обрат¬но-пропорциональной динамики процессов групповой интегративности в условиях модульной и традиционной форм обучения; в разработке и проведении практико-ориентированных тренинговых занятий, нацеленных на формирование таких профессионально значимых качеств, как профессиональная направленность, групповая интегративность и пространственное мышление; в модификации и апробации методики оценки такого профессионально важного качества учащихся, как пространственное мышление; в разработке и опытно¬экспериментальной апробации комплексной программы психологического со¬провождения модульного обучения. Применение программы психологического сопровождения может быть рекомендовано для включения в образовательный процесс профессиональных лицеев, реализующих технологию модульного обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается реализацией комплексного подхода, использованием взаимосвязанных исследовательских методик, а также корректным применением основных статистических методов обработки данных: описательных статистических показателей (среднее, стандартная ошибка, медиана, мода, стандартное отклонение, дисперсия выборки, эксцесс, асимметричность, интервал, минимум, максимум, уровень надежности), процентное представление данных, дисперсия, коэффициент корреляции Пирсона.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Модульные условия обучения являются продуктивными предпосылками формирования профессионально значимых качеств по сравнению с традиционными формами подготовки будущих специалистов. Практикоориентированная модульная подготовка специалистов в большей степени отражается на формировании устойчивой мотивации профессиональных достижений и проявляется в приобретении навыков деятельностной самостоятельности, самоконтроля, адекватной самооценки и профессиональной самоактуализации.
2. Условия модульной и традиционной подготовки специалистов сопровождаются обратно-пропорциональной динамикой групповой интегративности (сплочённости) и форм совместной деятельности.
3. Психологическое сопровождение процессов модульного обучения в большей степени способствует целенаправленному формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов и оптимизации их профессиональной подготовки.
4. Тренинговые формы обучения, направленные на формирование базовых профессионально важных качеств, связанных с развитием пространственного мышления у учащихся строительного профиля, способствуют повышению у них оперативности в решении практико-ориентированных задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведённом исследовании рассмотрены актуальные вопросы формирования профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения профессии. Комплекс профессионально значимых качеств включает профессиональную направленность, сформированность представлений о психологических особенностях специальности, групповую направленность, мотивацию достижений. Данный комплекс профессионально значимых качеств формируется у будущих специалистов в условиях модульного обучения и связан с целым ря¬дом психологических проявлений: особенностями развития когнитивных процессов, протеканием эмоциональных процессов и формированием профессионального опыта. Исследование этих психологических параметров профессионально значимых качеств имеет в своей концептуальной основе работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, формированию личности учащегося, акмеологии развития профессионала и условиям формирования деятельностных навыков.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи, подтвердившие основную гипотезу. Проведённое диссертационное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Модульное обучение способствовало более эффективному формированию комплекса таких профессионально значимых качеств, как профессиональная самостоятельность и мотивация профессиональных достижений. Так, мотивация достижений в экспериментально-модульных группах перерастала с низкого диапазона в область средних показателей и отмечалась у 43,2 % учащихся, в то время как в традиционных группах это увеличение составило 33,0 %.
2. Полимодальность модульного обучения и ориентация деятельности на практическое исполнение навыков явились причиной того, что более половины учащихся ко второму году обучения решали профессиональные задачи на
3. Многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности учащимися способствовала постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением измерительного инструментария.
4. Реализация разработанной программы нами психологического сопровождения модульного обучения позволила повысить деятельностную эффективность. Включение учебных элементов, ориентированных на формирование профессиональных представлений, отразилось на повышении таких профессионально важных и профессионально значимых качеств как пространственное мышление и интегративные проявления профессионально¬личностной направленности. Например, повышение профессиональной направленности отмечено у 20,0 % учащихся модульных экспериментальных групп. А использование серии тренинговых форм обучения позволило улучшить показатели пространственного мышления у 36,4 % исследуемых экспериментальных групп.
5. Монотипно-деятельностная структура экспериментальных групп и разно-плановые деятельностные условия контрольных групп сопровождались разнонаправленной динамикой групповой сплочённости и форм совместной деятельности. У первых исследуемых отмечалось повышение уровня групповой сплочённости и усложнение форм совместной деятельности, а у вторых - наоборот снижение сплочённости и преобладание индивидуально¬совместной деятельности.
1. Необходимо разработать дополнительные учебные элементы, акцентирующие внимание учащихся на оптимальных психологических особенностях профессии.
2. Возможно приглашение передовиков-профессионалов, способных передать неформальный опыт - те особенности профессии, которые были пропущены составителями модульной программы по различным причинам.
3. Необходимо организовывать регулярные тренинги общения в модульных группах 1-го курса с целью повышения групповой сплочённости и снижения конфликтности в неформальных взаимоотношениях внутри группы.
4. Мастера обучения и воспитания обязаны оказывать авторитарное воздействие при организации и осуществлении коллективных общественно-полезных дел и проведении коллективных творческих дел в модульных группах, находящихся в самом начале процесса становления ученического коллектива.
5. Когнитивные процессы необходимо формировать и совершенствовать в ходе специально организованных занятий, тренингов, учитывающих полимодальность модульной технологии, её практико-ориентированный характер.
Мы полагаем, что выполнение настоящей работы внесёт определённый теоретический и практический вклад в разработку психологического инструментария, а также вопросов психологического сопровождения формирования профессионально значимых качеств обучаемых по модульной технологии. Вы-явленные закономерности формирования профессионально значимых качеств, по нашему мнению, могут быть реализованы как в уже существующих модульных учебных системах, так и во вновь создаваемых, в том числе, и в системе вузовского образования, с поправкой на возрастные и личностные особенности студентов.



1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - С. 27-117.1
2. Акимова Л. Д. и др. Методика преподавания строительных дисциплин / Л. Д. Акимова, Н. Г. Аммосов. - М.: Высш. шк., 1983. - 247 с.2
3. Акимова М. К. и др. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - М., 1984. - С. 23-25.3
4. Алёшина Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учебное пособие (спецпрактикум по социальной психологии) / Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 91-114.4
5. Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта: Руководство / Под ред. В. Грабала, мл. - М.: Психодиагностика, Т-13, 1973. - 46 с.5
6. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - С.187-249.6
7. Андреева Т. Е. Развитие речи младших школьников при использовании мо¬
дульной аудиовизуальной технологии обучения // Детство в эпоху транс-формации общества: Материалы Международной научно-практической конференции (Мурманск. 25-27 марта 2002 г.) / Отв. за выпуск
Л. С. Беляева - Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 2002. - Т. 2. - С. 47-48.7
8. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 2. - С. 3-17.8
9. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.9
10. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.10
11. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.11
12. Батракова С. Н. Воздействие личности педагога на учащихся в процессе обучения // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - С. 3-11.12
13. Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. Малярные и штукатурные работы. - М.: «Высшая школа», 1990. - 270 с.13
14. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.14
15. Беспалько В. П. Программированное обучение: дидактические основы. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1970. - 300 с.15
16. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Педагогика», 1989. - 192 с.16
17. Блохин Н. В. Дидактические условия разработки программ профессиональной подготовки безработных граждан на основе Модулей Трудовых Навыков // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. - Кострома: КГПУ, 1998. - С. 17-19.17
18. Блохин Н. В. Индивидуализированное обучение в модульной технологии // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: материалы международной научно-практической конференции. - Часть 1. - Кострома-Москва: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 2000. - С. 48-50.18
19. Блохин Н. В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1 / Отв. ред.: Н. П. Фетискин. - М.; Кострома: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 2002. - С. 24¬25.19
20. Блохин Н. В. Формирование профессионально важных качеств и навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения. - Дис. ... кан.
21. Блохин Н. В. Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук - Ярославль: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 1999. - 24 с.21
22. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития лично¬сти. - М.: «Наука», 1981. - С. 257-284.22
23. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука»,1981. - С. 159-177.23
24. Боровиков В. П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. - М.: КомпьютерПресс, 2001. - 301 с.24
25. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 6-10.25
26. Брушлинский А. В. Субъект: мышление учение воображение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - С. 365-387.26
27. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: «Высшая школа», 1991. - 207 с.27
28. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка // Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 161-165.28
29. Гавриличев В. Е. Межпредметные связи как одно из условий систематизации знаний учащихся СПТУ // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль, Изд-во ЯрГУ 1982. - С. 55-60.29
30. Галковская И. В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в
системе модульного обучения. - Дис. . кан. пед. наук. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. - 200 с.30
31. Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 73-77.31
32. Гласс Дж. и др. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. - М.: «Прогресс», 1976. - 496 с.32
33. Гогунов Е. Н. и др. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: «Академия», 2000. - 288 с.33
34. Гольдин И. И. Проблемное обучение в профессионально-технических училищах. - М.: Высш. школа, 1979. - 101 с.34
35. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы // www.ipkpro.aaanet.ruили gulcha@mail.ru- от 18 февраля 2003 года.35
36. Гурова Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач // Вопросы психологии. - 1969. - № 5. - С. 76-89.36
37. Гусев А. Н. и др. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. - М.: Смысл, 1997. - С. 212-248.37
38. Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука», 1981. - С. 284-305.38
39. Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 36-47.39
40. Дружинин В. Н. Психология трудовой деятельности // Психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 396-399.40
41. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - С. 74-111.41
42. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление). - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.42
43. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Под ред. В. Н. Панферова. - Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.43
44. Ерошенко А. А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учащихся ПТУ в зависимости от овладения мастерством // Вопросы психологии. - 1981. - № 3. - С. 49-57.44
45.Забродин Ю. М., Новиков В. В. Психологическое управление производственной организации: Книга для советского менеджера и практического психолога. - М.: Хозрасчётный консультационно-внедренческий центр по социальным и экономическим вопросам, 1992. - С. 193-197.45
46.Закон РФ об образовании. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 48 с.46
47.Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - С. 222.47
48. Иваненко В. П. Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских. - М. Высш. школа, 1980. - 48 с.48
49. Иванова Н. Л., Чернявская А. П. Изучение интересов личности в целях подготовки учащихся к выбору профессии // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 126-130.49
50. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. - М.: “Просвещение”, 1984. - С. 302¬316.50
51. Иноземцева В. И. Система отношений и взаимоотношений учащихся ПТУ // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 131-136.51
52 .Исакович Е. Г. Общая методика разработки и научного обеспечения модульных структур обучения специалистов // Сборник научно-методических мате¬риалов для разработки и внедрения модульных структур обучения специалистов / Под ред. Проф Е. Г. Исаковича. - М.: Госстандарт России, 1997. - С. 7.52
53. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 150-223.53
54. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир: Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского, 1972. - С. 144-176.54
55. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задач // Вопросы психологии. - 1970. - № 5. - С. 122-130.55
56. Казакова А. Г. Модульное обучение. М.: ИПК СК, 1997. - С. 3-35.56
57. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.- Кострома: Костромской государственный университет, 1996. - С. 81-108.57
58. Карпов А. В. Когнитивные и регулятивные процессы в структуре деятельности // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 5-19.58
59. Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. - Ярославль: ЯГУ, 1991. - 153 с.59
60. Кашапов Р. Р. Типология личности, или Какие мы разные. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2002. - 320 с.60
61. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: Че- Ро, 2000. - С. 140-143.61
62. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.62
63. Ковалёв А. Г. Психология семейного воспитания. - Мн.: Народная асвета, 1980. - С. 50-79.63
64. Коваленко Н. П. Модульная технология обучения студентов педагогического колледжа // www.ito.edu.ru- от 18 февраля 2003 года.64
65. Колесова С. В. Модель органичной системы модульного обучения // Сибирский учитель. - 2001. - Сентябрь-Октябрь. - № 5. - или // www.edu.nsu.ru- от 5 февраля 2003 года.65
66. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. - Ярославль: ЯГПИ,1993. - С. 3-22.66
67. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. Учебное пособие под редакцией Е. М. Ивановой - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 120 с.67
68. Крайний Я. МОТ строит знания из модулей // Биржа труда. - 1999. - № 6. - Ст. 14. - или // www.pressa.spb.ru- от 18 февраля 2003 года.68
69. Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально¬технического обучения. - Женева: Пер. с нем., рукопись, 1998. - 2-я ред. перевода. - 200 с.69
70. Крупская Н. К. О профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы. - М.: «Высшая школа», 1974. - С. 57-105.70
71. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: «Просвещение», 1976. - 303 с.71
72. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. - С. 150-151.72
73. Куприянов Б. В. Феноменологический анализ понятия «педагогическая технология» // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы меж-региональной научно-практической конференции. - Ч. 1. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. - С. 58-60.73
74. Кучинская Е. В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя. - Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М.: Изд-во Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1995. - 28 с.74
75. Ласточкин А. Н. Интегративно-модульное обучение химии на подготовительном отделении педвуза. - Дис. . кан. пед. наук. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 165 с.75
76. Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 273-293.76
77. Лемхенас Х. Краткий русско-литовский словарь. - Каунас: Госполитнаучиздат, 1957. - 276 с.77
78. Леонов С. Чего в Интернете не бывает // Компьютерра. - 2001. - № 41. - С. 9-10.78
79. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 175-188, 206-230.79
80. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. - М.: «Педагогика», 1975. - С. 134-155.80
8 1 .Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. - 1981. - № 3. - С. 79-88.81
82. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 3-22.82
83. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - С. 289-331.83
84. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.84
85. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. - М.: Высш. школа, 1979. - 157 с.85
86. Малашенкова В. Л. Модульное обучение как средство развития педагогов в системе повышения квалификации. - Дис. . кан. пед. наук. - Омск: Омский гос. пед. унив., 1997. - 189 с.86
87. Маркова А. К. Психология профессионализма - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 310 с.87
88. Маркова А. К. Пути исследования мотивации школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 47-59.88
89. Маслов А. В. Социально-психологические проблемы становления специалиста-выпускника профессионального училища: Дис. . канд. психол. наук. - Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 1998. - С. 15-140.89
90. Матвеев А. В. Психологический анализ трудовой деятельности в целях профессионального обучения // Проблемы индустриальной психологии: Сб. на¬уч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 115-125.90
91. Международное техническое совещание-семинар “Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки” 28-30 октября 1997 года (тезисы докладов). - М.: МОТ, 1997. - С. 23.91
92. Мерлин В. С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 128-139.92
93. Методические рекомендации по организации процесса обучения Модулям Трудовых Навыков в учебных группах для переподготовки незанятого населения высвобождаемых работников. - Кострома: Управление образования Администрации Костромской области, 1996. - 34 с.93
94. Модульное обучение / Словарь.ги // www.dictionary.fio.ru- от 5 февраля 2003 года.94
95. Модульное обучение / Центр "КарелНОК" // www.nord.net.ru- от 18 февраля 2003 года.95
96. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология отношений. - М.-Воронеж: ВГУ, 1995. - С. 48-55.96
97. Начальное профобразование по Шотландской методике в Чувашии / ИА ВолгаИнформ // www.volgainform.ru- от 18 февраля 2003 года.97
98. Немов Р. С., Шестаков А. Г. Сплочённость как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. - 1981. - № 3. - С. 113-118.98
99. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.99
100. О региональных центрах модульного обучения // Письмо Федеральной службы занятости России от 19 июля 1996 г. № Х-3-24-1889.100
101. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.101
102. Орёл В. Е. Теоретические и прикладные аспекты проблемы целеобразования в психологии // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 32-47.102
103. Основы инженерной психологии / Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.; Под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Высш. шк., 1986. - 448 с.103
104. Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - 108 с.104
105. Отчёт: “Разработка модульных учебных программ в Кыргызстане”. Описание процесса развития разработки учебных программ на модульной основе по профессии “Аппаратчик мукомольного производства” //
www.mlsp.bishkek.gov.kg- от 18 февраля 2003 года.105
106. Патс П. А. Воспитание инициативы и самодеятельности учащихся. - М.: Профтехиздат, 1962. - 48 с.106
107. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластёнина. - М.: “Просвещение”, 1986. - С. 90-107.107
108. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова при уч. М. С. Эпштейна. - М.: «Работник просвещения», 1929. - Т. 1. - С. 534-539.108
109. Платонов К. К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Структура и развитие личности. - М.,1986. - С. 122-141.109
110. Платонов К. К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. - М.: «Высшая школа», 1966. - 224 с.110
111. Поварёнков Ю. П. Общая характеристика кризисов профессионального пути личности. // Психотехнологии в социальной работе. Сб. под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 1999. - С. 167-177.111
112. Поварёнков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.112
113. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, Е. Н. Корнеева, В. А. Мазилов и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: «Просвещение», 1990. - 142 с.113
114. Пономарёв С. М. Реализация модульного принципа в системе дистанционного образования // www.hse.nnov.ru- от 5 февраля 2003.114
115. Попов Д. Е. Эволюция технических воззрений и технических идей. - Кострома: Изд-во КГСХА, 2000. - С. 130.115
116. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - С. 8-28, 157-209.116
117. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - С. 283-425.117
118. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. - М.: «Педагогика», 1975. - 208 с.118
119. Проблемы индивидуальности в детской психологии / Т. Б. Кабанова- Климина. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2000. - С. 5-57.119
120. Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - 168 с.120
121. Проблемы психологии образования. Сборник статей / Под ред. А. А. Вербицкого. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 132 с.121
122. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э. А. Фарапоновой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.122
123. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2-х т. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Т. 2. - С. 19-20.123
124. Психология / Сост. А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ИЦ «Академия»; ИЦ «Кафедра», 1998. - 96 с.124
125. Психология / Учебник под ред. А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. - С. 33, 45.125
126. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 480 с.126
127. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. - С. 3-76, 138-212.127
128. Психология труда. - М.: «Профиздат», 1979. - 216 с.128
129. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального само-определения для подростков. - М.: Генезис, 2000. - С.94-98.129
130. Романова Е. С. и др. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. - М.: МГПИ, 1990. - 142 с.130
131. Ростковский В. С. Кто и когда стал «отцом кибернетики» // Техника - молодёжи. - 2000. - № 6. - С. 10-11.131
132. Рубинштейн С. Л. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - С. 23-32.132
133. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической
теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 200-209.133
134. Рубинштейн С. Л. Способности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 20¬39.134
135. Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система. - Дис. . канд. пед. наук. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1996. - 213 с.135
136. Рутман Э. М. Отражение настройки на скорость и точность при реакции выбора в характеристиках сенсорных потенциалов // Вопросы психологии. - № 2. - 1978. - С. 133-136.136
137. Рябова Л. Ю. Модульное обучение как основа методической самоподготовки учителя физической культуры. - Дис. . кан. пед. наук. - СПб.: НИИ ФК. - 159 с.137
138. Самоукина Н. В. Проблема активности личности в профессиональном самоопределении // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 141-151.138
139. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии - М.: Народное образование, 1998. - С. 3-100.139
140. Сергиенко Е. Безработные хотят учиться // Биржа труда. - 1998. - № 1. - Ст. 1. - или // www.pressa.spb.ru- от 18 февраля 2003 года.140
141. Смирнова М. Ф. Применение уточнённой диагностики интересов путём коррекции шкальных оценок // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 136-141.141
142. Советский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1980. - С. 1058.142
143. Соловьёва В. А. Мотивация деятельности: методические материалы. - Кострома: КГПУ, 1998. - 24 с.143
144. Соловьёва В. А. Профконсультационная работа в школе. - Кострома: КГУ,1999.- 20 с.144
145. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 5. - С. 54-65.145
146. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,2000.- 544 с.146
147. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. - СПб.-М., 1994. - С. 120¬121.147
148. Суворова Г. М. Инновационные технологии обучения и программное обеспечение в курсе «Экология 9» модуль «Урбоэкосистема Ярославля» // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. - Кострома: Изд-во Костром¬ского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 1999. - С. 51-54.148
149. Суворова Г. М. Модульное обучение как технология // Информационная «копилка» опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания. - http://dlc-gw.edu.yar.ru- от 5 февраля 2003.149
150. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.150
151. Тарасов Г. С. Формирование «психологической общности» и «уникальности» личности в процессе воспитания // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука», 1981. - С. 235-256.151
152. Теплов Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 262-272.152
153. Технология модульного обучения / Великий Новгород // www.fio.novgorod.ruили KobSN@adm.nov.ruили KolNI@adm.nov.ru- от 18 февраля 2003 года.153
154. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высшее образование в России. - №4. - 1993. - С. 119.154
155. Тишкевич М. А. Критериально-ориентировочная диагностика мышления школьников // Детство в эпоху трансформации общества: Материалы Международной научно-практической конференции (Мурманск. 25-27 марта 2002 г.) / Отв. за выпуск Л. С. Беляева - Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 2002. - Т. 2. - С. 90-93.155
156. Туник Е. Е., Жихарева Ю. И. Тест интеллекта Слоссона. - СПб.: НИИХ СПбГУ, 1999. - С. 47-54.156
157. Уманский В. С. Применение технических средств обучения в учебном процессе средних профтехучилищ. - М.: Высш. школа, 1979. - С. 98-148.157
158. Фарапонова Э. А., Гереке Р. Психолого-педагогические аспекты развития трудовых умений при решении задач в процессе трудового обучения // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - С. 40-45.158
159. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьников // Вопросы психологии. - № 4. - 1978. - С. 158¬164.159
160. Фетискин Н. П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности: Учебное пособие. - Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1990. - С. 18-20.160
161. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - С. 5-7.161
162. Фетискин Н. П., Пискарёва И. Е. Краткий словарь по педагогической инноватике (с отраслевым библиографическим указателем). - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. - 108 с.162
163. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. -М.: Изд-во политической литературы, 1972. - С. 336.163
164. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. - М.: Просвеще¬ние, 1988. - 207 с.164
165. Фридман Л. М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования // Проблемы психологии образования. Сборник статей / Под ред. А. А. Вербицкого. - М.: Исслед. центр проблем качества под¬готовки специалистов, 1992. - С. 80-98.165
166. Фридман Л. М., Буй Ван Хуэ. Об одной методике диагностики учебной деятельности. // Вопросы психологии. - № 2. - 1978. - С. 129-132.166
167. Цукарь А. Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. - 144 с. - З. 69, 70, 75, 109, 121.167
168. Чебышева В. В. Некоторые психологические особенности подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. - № 2. - 1978. - С. 12-22.168
169. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. - М.: Высш. школа, 1983. - 239 с.169
170. Чекмарёв В. В. Экономические проблемы сферы образования. - Кострома, Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. - Ч. 1. - С. 180-181.
171. Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. - Дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1996. - 320 с.171
172. Чувашская Республика. В училищах республики внедряют Шотландскую методику модульного обучения - 27 ноября 2001 // www.teacher.fio.ru- от 5 февраля 2003 года.172
173. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М.: «Логос», 1994. - 320 с.173
174. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: «Наука», 1982. - 184 с.174
175. Шевелёва Н. Л. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических кадров. - Дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 169 с.175
176. Шевчук В. Ф. Структура ошибочных действий и их классификация // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - С. 67-72.176
177. Шепелев А. М. Как построить сельский дом. 6-е издание. - М.: Росагропромиздат, 1991. - С. 154-373.177
178. Шестакович Л. Н. Психологические предпосылки успешного овладения профессией учащимися профтехучилищ // Вопросы психологии. - № 1. - 1980. - С. 148-153.178
179. Шешин М. М., Поварёнков Ю. П. Анализ целеполагания в условиях соревновательной деятельности // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 88-98.179
180. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - С. 3-209.180
181. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения // Советская педагоги¬ка. - № 1. - 1990. - С. 55-59.181
182. Юцявичене П. А. Создание модульных программ // Советская педагоги¬ка. - № 2. - 1990. - С. 55-60.182
183. Яблоков М. В эстафете поколений участвуют белки // Техника - молодёжи. - 1999. - № 9. - С. 46-47.183
184. Якиманская И. С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития уча¬щихся / Под ред. З. И. Калмыковой. - М.: «Педагогика», 1975. - С. 156¬205.184
185. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: «Педагогика», 1980. - 240 с.185
186. ПРИРОСТ - Орган з сертифкацп систем якост // www.prirost.udc.com.ua- от 18 февраля 2003 года.186
187. Berufsausbildung plus Weiterbildung // Ihre beruflische Zukunft. - 1999. - 7. Ausgabe. - Heft 13. - S. 10-11.187
188. Goldschmid B., Goldschmid M. L. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. - 1972. - № 2. - P. 16.188
189. Inside Ford, ABB und so weiter // Fit (Das Magasin der Berufinformationzentrum). - 2002. - 6. - S. 5-7.189
190. Lietuvos svietimo koncepcija // www.smm.lt- от 6 февраля 2003.
191. Noch mal auf die Shulbank // Ihre beruflische Zukunft. - 1999. - 7. Ausgabe. - Heft 13. - S. 8-9.191


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ