УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
Введение 3
Глава 1. Методологические основы бюджетного федерализма в свете проблем местного самоуправления 11
1.1. Роль бюджетных ресурсов в системе управления развитием территории 11
1.2. Основные методологические аспекты бюджетного федерализма... .20
1.3. Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов
власти: зарубежный опыт 34
Глава 2. Местное самоуправление в бюджетной системе России 53
2.1. Этапы эволюции бюджетного федерализма в Российской Федерации 53
2.2. Основные аспекты формирования бюджетов местного
самоуправления 62
2.3. Законодательное обеспечение формирования финансовой
базы местного самоуправления 68
* 2.4. Методика оценки структуры, устойчивости местных бюджетов
и эффективности субфедеральной бюджетной политики 93
Глава 3. Анализ качественных характеристик местных бюджетов и оценка бюджетной политики в Новосибирской области 100
3.1. Особенности формирования доходов и структуры расходов бюджетов территорий 100
3.2. Анализ бюджетных коэффициентов муниципалитетов региона 109
* 3.3. Оценка субфедеральной бюджетной политики и ее влияния на
стимулы экономического развития территорий 116
3.4. Актуальные направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений в части увеличения наполняемости местных бюджетов 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Методологические основы бюджетного федерализма в свете проблем местного самоуправления 11
1.1. Роль бюджетных ресурсов в системе управления развитием территории 11
1.2. Основные методологические аспекты бюджетного федерализма... .20
1.3. Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов
власти: зарубежный опыт 34
Глава 2. Местное самоуправление в бюджетной системе России 53
2.1. Этапы эволюции бюджетного федерализма в Российской Федерации 53
2.2. Основные аспекты формирования бюджетов местного
самоуправления 62
2.3. Законодательное обеспечение формирования финансовой
базы местного самоуправления 68
* 2.4. Методика оценки структуры, устойчивости местных бюджетов
и эффективности субфедеральной бюджетной политики 93
Глава 3. Анализ качественных характеристик местных бюджетов и оценка бюджетной политики в Новосибирской области 100
3.1. Особенности формирования доходов и структуры расходов бюджетов территорий 100
3.2. Анализ бюджетных коэффициентов муниципалитетов региона 109
* 3.3. Оценка субфедеральной бюджетной политики и ее влияния на
стимулы экономического развития территорий 116
3.4. Актуальные направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений в части увеличения наполняемости местных бюджетов 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из особенностей государственного устройства на принципах федерализма является многоуровневое построение бюджетной системы. Бюджетная система страны является производной от ее административно-территориального устройства. За годы реформ в Российской Федерации произошли существенные изменения как в административно-территориальном устройстве, так и в бюджетной системе. Если взаимоотношения между центром и субъектами Федерации в настоящий момент законодательно урегулированы достаточно четко, то в отношениях между региона-ми и муниципальными образованиями существует множество нерешенных проблем, связанных, в первую очередь, с недостаточной проработанностью нормативно-правовых актов, регулирующих данный круг вопросов. На низовом уровне существует большое разнообразие и в организации местных органов власти, и в наделении их денежными фондами.
В настоящее время государственное бюджетное регулирование ориентировано главным образом на сбалансирование лишь федерального бюджета. При этом усиливается централизация доходов на федеральном уровне в ущерб региональному и особенно местному. В то же время местные бюджеты - это базовый уровень бюджетной системы, концентрирующий большую часть социально значимых расходов. Проблема реформирования межбюджетных отношений внутри субъектов Федерации приобрела особую остроту.
В этой связи разработка комплексного инструментария оценки структуры и устойчивости субфедеральных бюджетов, анализа влияния субфедеральных межбюджетных потоков на развитие территорий, предпринятая в настоящей работе, представляется актуальной.
Степень разработки проблемы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения и анализа работ отечественных и зарубежных ученых
Важному значению бюджетных ресурсов в системе финансовых ресурсов территорий посвящены работы В. Горегляда, А.Г. Гранберга, В.И. Клисторина,А.М. Лаврова, А.С. Маршаловой, П.А. Минакира, А.С. Новоселова, В.В. Рудько-Селиванова, В.В. Савалея, В.Е. Селиверстова, Р.И. Шнипера и др.
Теоретические аспекты бюджетного федерализма и проблемы совершенствования взаимодействия различных уровней власти рассматриваются в работах П. Кадочникова, В.И. Клисторина, В.Н. Лексина, С. Синельникова- Мурылева, И.В. Трунина, А.Н. Швецова, Л.И. Якобсона и др.
Роль средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий Российской Федерации находит отражение в работах К.Ю. Багратуни, О. Богачевой, Е. Бухвальда, Е.В. Бушмина, А.Г. Игудина, А.М. Лаврова, К.Э. Лайкама, В.Н. Лексина, А.К. Ляско, Н.С. Максимовой, В.Г. Пан-скова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, О.С. Пчелинцева, И.А. Пыховой, В.Е. Селиверстова, С.А. Суспицына, А.В. Улюкаева, В.Б. Христенко, А.Н. Швецова и др.
Анализу значимости института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства посвящены работы Л. Велихова,А.Г. Воронина, М. Глазырина, Г.В. Курляндской, В.Н. Лексина, Н.В. Львова,
А.С. Маршаловой, В.И. Матеюка, С. Митрохина, В.С. Мокрого, А.С. Новосело-ва, В.Г. Панскова, Л.И. Прониной, В.А. Рыжкова, О.А. Салова, А.И. Солженицына, А.Н. Швецова и др.
Вопросы регулирования межбюджетных отношений, их состояние и совершенствование в зарубежных государствах освещены в работах К.Ю. Багратуни, Т. Д. Веспера, Гамсахурдиа, А. Дейкина, Б. Зайделя, Г.З. Крылова, Н.И. Лариной, В.Н. Лексина, А.А. Лютенко, И.В. Трунина, К.Х. Третнера, О. Черковца, М.Ф. Чудакова, А.Н. Швецова, М. Шротена и др.
Значительный задел в исследованиях проблем бюджетного федерализма создан за рубежом. Следует отметить работы таких ученых, как Э.Б. Аткинсон (А.В. Atkinson), И. Дукачек (I. Duchacek), Д.Н. Кинг (D.N. King), Р.А. Масгрейв (R.A. Musgrave), В.Э. Оутс (W.E. Oates), Дж.Ю. Стиглиц (J.E. Stiglitz), Тибу (С.М. Tiebout), Р.Л. Уотс (R.L. Watts), Д.Дж. Элазар (D.J. Elazar) и др.
Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов к обоснованию и оценке принципов и критериев укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований в рамках субфедеральной бюджетно-налоговой политики и выявление ее особенностей в концепции бюджетного федерализма.
В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
1) выявить особенности и основные принципы бюджетного федерализма с позиций укрепления местного самоуправления в бюджетной системе государства;
* 2) обосновать предложения по формированию системы бюджетного федерализма в Российской Федерации на основе анализа основных моделей межбюджетных отношений в федеративных государствах и учета положительного зарубежного опыта для российской практики в сфере укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований;
3) разработать подходы к формированию региональной бюджетной политики в РФ и выявить актуальные направления ее совершенствования
4) выявить условия формирования финансовой базы местного само-управления на основе анализа законодательства, регламентирующего деятельность местных органов власти;
5) разработать методику анализа формирования доходов и расходов местных бюджетов, включающую инструментарий расчета бюджетных коэффициентов и регрессионный анализ;
6) оценить степень бюджетной устойчивости и исследовать влияние субфедеральной бюджетной политики на развитие территорий с использованием предложенной методики на материалах Новосибирской области.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются бюджетные отношения между федеральным и региональным уровнями власти, а также бюджетно-налоговые отношения между регионом и входящими в его состав муниципальными образованиями. В качестве объекта исследования выступают муниципальные образования Новосибирской области (административные районы и города областного подчинения).
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по региональным социально-экономическим проблемам, зарубежному и отечественному опыту становления и развития бюджетного федерализма, вопросам регулирования межбюджетных отношений, проблемам местного самоуправления в федеративных государствах, официальные материалы, законодательные акты, нормативно-правовые документы, а также специальная и обще-экономическая литература. В ходе исследования использованы системный под-ход, компаративный и регрессионный анализ. При решении поставленных в исследовании задач задействованы экономико-математические, статистические, балансовые методы, конкретизированные в методике анализа структуры
Информационная база исследования. В качестве информационной ос-новы исследования использовались официальные статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Новосибирского областного комитета государственной статистики, Администрации Новосибирской области.
Научная новизна исследования. В рамках диссертационной работы получены следующие наиболее важные научные результаты, выносимые на защиту и определяющие научную новизну и значимость проведенного исследования:
1. В результате анализа законодательной базы и особенностей функционирования федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также на основе изучения зарубежной практики функционирования федеративных государств предложена структура организации управления и самоуправления на территории, а также выявлены параметры, определяющие способность поселения реализовать статус муниципального образования.
2. Предложена методика анализа структуры и устойчивости региональных и местных бюджетов с использованием разработанных бюджетных коэффициентов и применения агрегированных показателей разброса, позволяющих выявить тенденции изменения бюджетных характеристик.
3. Разработан методический подход к исследованию влияния субфедеральной бюджетной политики на стимулы экономического развития регионов и муниципальных образований.
4. На основе проведенного комплекса расчетов выявлены особенности формирования доходов и структуры расходов местных бюджетов (на примере Новосибирской области), и дана оценка влияния бюджетной политики выше-стоящих органов власти на стимулы экономического развития территорий.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных в диссертации подходов при разработке, реализации бюджетной политики и оценке ее результативности с позиции субфедеральных властей. Предложенная методика анализа региональных и местных бюджетов позволила осуществить группировку муниципальных образований Новосибирской области по удельному весу различных категорий доходов и направлений использования имеющихся бюджетных ресурсов. Кроме того, на основе использования данной методики было выполнено структурирование муниципальных образований Новосибирской области по степени их платежеспособности как в статике, так и в динамике
Разработанный методический подход к исследованию влияния на территориальное развитие субфедеральной бюджетной политики дал возможность охарактеризовать межбюджетные отношения на субфедеральном уровне с точки зрения преодоления асимметрии в бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также выявить наличие стимулов у муниципалитетов Новосибирской области к увеличению собираемых на территории области доходов.
На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы Российской Федерации в части разграничения доходов и увеличения наполняемости местных бюджетов: предложена структура организации управления и самоуправления на территории, позволяющая распределять функции управления и бюджетные ресурсы на различных уровнях территориальной системы; разработан комплекс мероприятии по разграничению налоговых доходов в пользу местных органов власти и ДР-
Основные положения и методические разработки использовались авто-ром в исследованиях, проводимых Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», по проекту «Городские жители и власти на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять»; в исследованиях, проводимых в соответствии с планом НИР ИЭО1111 СО РАН по теме «Теоретические основы региональной экономической и социальной политики»: «Бюджетная региональная политика и экономическое развитие регионов России» (2000), «Проблемы и задачи укрепления бюджетно¬го потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской и Иркутской областей)» (2001); в исследованиях, проводимых по грантам РГНФ «Субфедеральная экономическая политика в России: эмпирический анализ» (2000-2001), РФФИ «Экономическое развитие регионов в условиях мягких бюджетных ограничений» (2001-2002); молодежному гранту СО РАН «Роль института местного самоуправления в системе бюджетного федерализма» (2003-2004). Материалы диссертации использовались и используются при про¬ведении практических занятий по курсу «Математические модели экономики» на экономическом факультете Новосибирского государственного университета, при чтении курса «Экономика Сибири» и проведении практических занятий по курсу «Регионоведение» в Сибирской академии государственной службы, при чтении курса «Экономическое прогнозирование» в Сибирском университете потребительской кооперации.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на методологическом семинаре отдела территориальных систем ИЭО1111 СО РАН «Проблемы и задачи укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований», на 10 научно-практических конференциях и семи¬нарах, имеющих международный, всероссийский и межрегиональный статус: научная конференция «Современное общество» (Омск, 1999); международная Зимняя школа-семинар молодых экономистов Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ (Новосибирск, 2000); конференция молодых ученых «Региональная экономика России» (Москва, СОПС, 2000); семинар-тренинг региональных экспертных команд Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» (Санкт-Петербург - Пушкин, 2000); конференция молодых ученых, посвященная 100-летию со дня рождения М.А. Лаврентьева (Новосибирск, 2000); межрегиональная научно-практическая конференция «Темпы и пропорции социально-экономических процессов на российском Севере» (Апатиты, 2001); научно-методическая конференция «Теория и практика становления институтов рынка в постсоветской России» (Новосибирск, 2001); конференция молодых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, 2001); Summer University of Central European University, course “Intergovernmental Fiscal Relations and Local Financial Management”, Budapest, 2002 (Летний университет Центрального европейского университета, курс «Межбюджетные отношения и управление местными финансами», Будапешт, 2002); конференция «Региональная наука» (Москва, 2002); конференция молодых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, 2003).
Публикации. По теме исследования опубликовано 22 работы общим объемом 22 п.л.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего 25 таб¬лиц и 7 рисунков. Основной текст работы изложен на 153 страницах машинописного текста, включает 19 таблиц, 3 рисунка, библиографический список со¬
держит 218 наименований.
В настоящее время государственное бюджетное регулирование ориентировано главным образом на сбалансирование лишь федерального бюджета. При этом усиливается централизация доходов на федеральном уровне в ущерб региональному и особенно местному. В то же время местные бюджеты - это базовый уровень бюджетной системы, концентрирующий большую часть социально значимых расходов. Проблема реформирования межбюджетных отношений внутри субъектов Федерации приобрела особую остроту.
В этой связи разработка комплексного инструментария оценки структуры и устойчивости субфедеральных бюджетов, анализа влияния субфедеральных межбюджетных потоков на развитие территорий, предпринятая в настоящей работе, представляется актуальной.
Степень разработки проблемы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения и анализа работ отечественных и зарубежных ученых
Важному значению бюджетных ресурсов в системе финансовых ресурсов территорий посвящены работы В. Горегляда, А.Г. Гранберга, В.И. Клисторина,А.М. Лаврова, А.С. Маршаловой, П.А. Минакира, А.С. Новоселова, В.В. Рудько-Селиванова, В.В. Савалея, В.Е. Селиверстова, Р.И. Шнипера и др.
Теоретические аспекты бюджетного федерализма и проблемы совершенствования взаимодействия различных уровней власти рассматриваются в работах П. Кадочникова, В.И. Клисторина, В.Н. Лексина, С. Синельникова- Мурылева, И.В. Трунина, А.Н. Швецова, Л.И. Якобсона и др.
Роль средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий Российской Федерации находит отражение в работах К.Ю. Багратуни, О. Богачевой, Е. Бухвальда, Е.В. Бушмина, А.Г. Игудина, А.М. Лаврова, К.Э. Лайкама, В.Н. Лексина, А.К. Ляско, Н.С. Максимовой, В.Г. Пан-скова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, О.С. Пчелинцева, И.А. Пыховой, В.Е. Селиверстова, С.А. Суспицына, А.В. Улюкаева, В.Б. Христенко, А.Н. Швецова и др.
Анализу значимости института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства посвящены работы Л. Велихова,А.Г. Воронина, М. Глазырина, Г.В. Курляндской, В.Н. Лексина, Н.В. Львова,
А.С. Маршаловой, В.И. Матеюка, С. Митрохина, В.С. Мокрого, А.С. Новосело-ва, В.Г. Панскова, Л.И. Прониной, В.А. Рыжкова, О.А. Салова, А.И. Солженицына, А.Н. Швецова и др.
Вопросы регулирования межбюджетных отношений, их состояние и совершенствование в зарубежных государствах освещены в работах К.Ю. Багратуни, Т. Д. Веспера, Гамсахурдиа, А. Дейкина, Б. Зайделя, Г.З. Крылова, Н.И. Лариной, В.Н. Лексина, А.А. Лютенко, И.В. Трунина, К.Х. Третнера, О. Черковца, М.Ф. Чудакова, А.Н. Швецова, М. Шротена и др.
Значительный задел в исследованиях проблем бюджетного федерализма создан за рубежом. Следует отметить работы таких ученых, как Э.Б. Аткинсон (А.В. Atkinson), И. Дукачек (I. Duchacek), Д.Н. Кинг (D.N. King), Р.А. Масгрейв (R.A. Musgrave), В.Э. Оутс (W.E. Oates), Дж.Ю. Стиглиц (J.E. Stiglitz), Тибу (С.М. Tiebout), Р.Л. Уотс (R.L. Watts), Д.Дж. Элазар (D.J. Elazar) и др.
Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов к обоснованию и оценке принципов и критериев укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований в рамках субфедеральной бюджетно-налоговой политики и выявление ее особенностей в концепции бюджетного федерализма.
В соответствии с указанной целью потребовалось решение следующих задач:
1) выявить особенности и основные принципы бюджетного федерализма с позиций укрепления местного самоуправления в бюджетной системе государства;
* 2) обосновать предложения по формированию системы бюджетного федерализма в Российской Федерации на основе анализа основных моделей межбюджетных отношений в федеративных государствах и учета положительного зарубежного опыта для российской практики в сфере укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований;
3) разработать подходы к формированию региональной бюджетной политики в РФ и выявить актуальные направления ее совершенствования
4) выявить условия формирования финансовой базы местного само-управления на основе анализа законодательства, регламентирующего деятельность местных органов власти;
5) разработать методику анализа формирования доходов и расходов местных бюджетов, включающую инструментарий расчета бюджетных коэффициентов и регрессионный анализ;
6) оценить степень бюджетной устойчивости и исследовать влияние субфедеральной бюджетной политики на развитие территорий с использованием предложенной методики на материалах Новосибирской области.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются бюджетные отношения между федеральным и региональным уровнями власти, а также бюджетно-налоговые отношения между регионом и входящими в его состав муниципальными образованиями. В качестве объекта исследования выступают муниципальные образования Новосибирской области (административные районы и города областного подчинения).
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по региональным социально-экономическим проблемам, зарубежному и отечественному опыту становления и развития бюджетного федерализма, вопросам регулирования межбюджетных отношений, проблемам местного самоуправления в федеративных государствах, официальные материалы, законодательные акты, нормативно-правовые документы, а также специальная и обще-экономическая литература. В ходе исследования использованы системный под-ход, компаративный и регрессионный анализ. При решении поставленных в исследовании задач задействованы экономико-математические, статистические, балансовые методы, конкретизированные в методике анализа структуры
Информационная база исследования. В качестве информационной ос-новы исследования использовались официальные статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Новосибирского областного комитета государственной статистики, Администрации Новосибирской области.
Научная новизна исследования. В рамках диссертационной работы получены следующие наиболее важные научные результаты, выносимые на защиту и определяющие научную новизну и значимость проведенного исследования:
1. В результате анализа законодательной базы и особенностей функционирования федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также на основе изучения зарубежной практики функционирования федеративных государств предложена структура организации управления и самоуправления на территории, а также выявлены параметры, определяющие способность поселения реализовать статус муниципального образования.
2. Предложена методика анализа структуры и устойчивости региональных и местных бюджетов с использованием разработанных бюджетных коэффициентов и применения агрегированных показателей разброса, позволяющих выявить тенденции изменения бюджетных характеристик.
3. Разработан методический подход к исследованию влияния субфедеральной бюджетной политики на стимулы экономического развития регионов и муниципальных образований.
4. На основе проведенного комплекса расчетов выявлены особенности формирования доходов и структуры расходов местных бюджетов (на примере Новосибирской области), и дана оценка влияния бюджетной политики выше-стоящих органов власти на стимулы экономического развития территорий.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных в диссертации подходов при разработке, реализации бюджетной политики и оценке ее результативности с позиции субфедеральных властей. Предложенная методика анализа региональных и местных бюджетов позволила осуществить группировку муниципальных образований Новосибирской области по удельному весу различных категорий доходов и направлений использования имеющихся бюджетных ресурсов. Кроме того, на основе использования данной методики было выполнено структурирование муниципальных образований Новосибирской области по степени их платежеспособности как в статике, так и в динамике
Разработанный методический подход к исследованию влияния на территориальное развитие субфедеральной бюджетной политики дал возможность охарактеризовать межбюджетные отношения на субфедеральном уровне с точки зрения преодоления асимметрии в бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также выявить наличие стимулов у муниципалитетов Новосибирской области к увеличению собираемых на территории области доходов.
На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы Российской Федерации в части разграничения доходов и увеличения наполняемости местных бюджетов: предложена структура организации управления и самоуправления на территории, позволяющая распределять функции управления и бюджетные ресурсы на различных уровнях территориальной системы; разработан комплекс мероприятии по разграничению налоговых доходов в пользу местных органов власти и ДР-
Основные положения и методические разработки использовались авто-ром в исследованиях, проводимых Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», по проекту «Городские жители и власти на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять»; в исследованиях, проводимых в соответствии с планом НИР ИЭО1111 СО РАН по теме «Теоретические основы региональной экономической и социальной политики»: «Бюджетная региональная политика и экономическое развитие регионов России» (2000), «Проблемы и задачи укрепления бюджетно¬го потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской и Иркутской областей)» (2001); в исследованиях, проводимых по грантам РГНФ «Субфедеральная экономическая политика в России: эмпирический анализ» (2000-2001), РФФИ «Экономическое развитие регионов в условиях мягких бюджетных ограничений» (2001-2002); молодежному гранту СО РАН «Роль института местного самоуправления в системе бюджетного федерализма» (2003-2004). Материалы диссертации использовались и используются при про¬ведении практических занятий по курсу «Математические модели экономики» на экономическом факультете Новосибирского государственного университета, при чтении курса «Экономика Сибири» и проведении практических занятий по курсу «Регионоведение» в Сибирской академии государственной службы, при чтении курса «Экономическое прогнозирование» в Сибирском университете потребительской кооперации.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на методологическом семинаре отдела территориальных систем ИЭО1111 СО РАН «Проблемы и задачи укрепления бюджетного потенциала муниципальных образований», на 10 научно-практических конференциях и семи¬нарах, имеющих международный, всероссийский и межрегиональный статус: научная конференция «Современное общество» (Омск, 1999); международная Зимняя школа-семинар молодых экономистов Сибири, Дальнего Востока и стран СНГ (Новосибирск, 2000); конференция молодых ученых «Региональная экономика России» (Москва, СОПС, 2000); семинар-тренинг региональных экспертных команд Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» (Санкт-Петербург - Пушкин, 2000); конференция молодых ученых, посвященная 100-летию со дня рождения М.А. Лаврентьева (Новосибирск, 2000); межрегиональная научно-практическая конференция «Темпы и пропорции социально-экономических процессов на российском Севере» (Апатиты, 2001); научно-методическая конференция «Теория и практика становления институтов рынка в постсоветской России» (Новосибирск, 2001); конференция молодых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, 2001); Summer University of Central European University, course “Intergovernmental Fiscal Relations and Local Financial Management”, Budapest, 2002 (Летний университет Центрального европейского университета, курс «Межбюджетные отношения и управление местными финансами», Будапешт, 2002); конференция «Региональная наука» (Москва, 2002); конференция молодых ученых СО РАН, посвященная М.А. Лаврентьеву (Новосибирск, 2003).
Публикации. По теме исследования опубликовано 22 работы общим объемом 22 п.л.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего 25 таб¬лиц и 7 рисунков. Основной текст работы изложен на 153 страницах машинописного текста, включает 19 таблиц, 3 рисунка, библиографический список со¬
держит 218 наименований.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Важным направлением регулирования регионального развития является бюджетная политика, эффективное проведение которой обеспечивает рост объемов финансовых поступлений, направляемых на цели социально- экономического развития регионов. Превращение сложившейся бюджетной системы России в целостную, взаимосогласованную и сбалансированную по бюджетным ресурсам и межбюджетным потокам систему требует решения ряда # важных проблем, для поиска путей решения которых представляется полезным
изучение накопленного опыта других стран в области проведения бюджетной политики.
Проанализированы модели бюджетного федерализма и выявлены их достоинства в контексте возможного использования в российских условиях. Обоснована необходимость четкого разграничения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти при условии их относительной самостоятельности и обязательного обеспечения полномочий адекватными финансовыми ресурсами. Показано, что распределение доходных источников, в том числе и финансовой помощи из вышестоящего бюджета, должно осуществляться с учетом нормативных расходов и налогового потенциала территорий. Важным инструментом в обеспечении сбалансированности и самостоятельности бюджетов в долго¬срочном аспекте являются налоговые методы, причем и региональный и местный уровни власти должны располагать, по крайней мере, одним крупным на¬
логом, который должен полностью находится в их распоряжении.
Показано, что в условиях России было бы целесообразно ряд федеральных налогов (например, налог на прибыль и подоходный) разделять между уровнями бюджетной системы с использованием метода достраивания ставок, либо стабильных нормативов, тогда как ряд других (например, НДС, акцизы) -зачислять в федеральный бюджет с последующим частичным перераспределением между территориями в рамках установленных схем выравнивания.
2. Дана оценка предлагаемых Правительством РФ изменений системы бюджетно-налоговых отношений. Стержнем данных изменений является концентрация налоговых доходов на федеральном уровне и использование их, в первую очередь, для обслуживания государственного долга. Показано, что это приводит не только к сохранению, но и к еще большему усугублению проблемы перемещения социальных расходов на региональный и, особенно, местный уровни без надлежащего финансового покрытия. Остается необеспеченной бюджетная самостоятельность регионов и муниципалитетов, не решаются проблемы, возникающие в связи с необходимостью выделения различных типов
* муниципальных образований, а также нерационального расщепления федеральных налогов, при котором абсолютное большинство субъектов РФ относится к нуждающимся в финансовой поддержке.
Выявлено, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение налогового регулирования между бюджетным и налоговым законодательством и его закрепление в Налоговом кодексе. Представляется, что межбюджетное распределение налоговых доходов целесообразно установить в Бюджетном кодексе.
Показано, что сохранение практики формирования межбюджетных отношений на основе ежегодного пересмотра размеров поступлений большинства налогов в соответствии с Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, наносит ущерб формированию стимулов территории к наращиванию и эффективному использованию их налогового потенциала. Развитие межбюджетных отношений в части местных бюджетов должно быть ориентировано на
* формирование прочной финансовой базы, определяемой законодательством, закрепляющим правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Обоснована необходимость распределения налогов по нисходящей линии при условии закрепления за каждым уровнем власти своих налоговых доходов. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные не должно Яг предполагать их автоматического зачисления в бюджет соответствующего
• оценить структуру бюджетов как с точки зрения их обеспеченности доходами, получаемыми непосредственно на территории, так и с позиций зависимости от средств, передаваемых из бюджетов вышестоящего уровня;
• проанализировать возможности использования бюджетных ресурсов для выявления основных направлений расходования средств на территориях;
• исследовать устойчивость территориальных бюджетов посредством расчета бюджетных коэффициентов;
• выявить характер бюджетных ограничений на субфедеральном уровне, возможность проведения самостоятельной бюджетной политики региональными и местными органами власти;
• выполнить расчет характеристик неоднородности бюджетных показателей (таких как размах асимметрии, рассеивание, эксцесс рассеивания, стандартное отклонение, коэффициент вариации) до и после выделения средств из вышестоящего бюджета, который служит индикатором степени оправданности концентрации ресурсов на вышестоящем уровне с позиций выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, направленности федеральной и субфедеральной бюджетной политики;
• осуществить группировки территорий, во-первых, по уровню полученных и располагаемых доходов, и, во-вторых, по уровню центрированных значений данных показателей; подобные группировки позволяют выявить территории, оказывающие определяющее влияние на изменение показателей разброса с учетом повышенного стандарта бюджетной обеспеченности после перечисления средств из бюджета вышестоящего уровня;
• проанализировать зависимость межу размерами средств, поступающих в территориальные бюджеты из вышестоящих бюджетов и полученными доходами посредством оценки регрессионного уравнения, в котором зависимой переменной являются перечисления из вышестоящего бюджета, а независимой - налоговые и неналоговые доходы территории;
• оценить предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты, с помощью регрессионных уравнений, характеризующих зависимость увеличения располагаемых доходов территориальных бюджетов от роста их налоговых доходов.
4. Важной характеристикой разработанной методики является возможность анализа широкого спектра вопросов, касающихся структуры доходов и расходов, тенденций изменения различных бюджетных показателей, особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности, устойчивости бюджетов территорий. Методика позволяет также выявить, служат ли средства, передаваемые из вышестоящего бюджета органам власти нижестоящего уровня, целям выравнивания бюджетной обеспеченности; определить наличие и направления работы стимулов к увеличению налоговых доходов, аккумулируемых на территории, для муниципалитетов рассматриваемого региона. Получаемые с использованием предложенной методики результаты позволяют наметить возможные направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений.
5. Анализ структуры доходов местных бюджетов, выполненный на мате-риалах Новосибирской области, продемонстрировал низкий уровень их самостоятельности из-за отсутствия устойчивой доходной базы соответствующих бюджетов. Для большинства муниципалитетов более половины доходных источников приходится на долю безвозмездных перечислений. Отсутствие надежного механизма закрепления постоянных нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов обусловливает низкий уровень полученных доходов.
Уровень самостоятельности местных бюджетов оценивался посредством определения характера распределения доли полученных доходов в совокупных доходах бюджетов. Как показали выполненные расчеты, доля полученных до-ходов для большей части местных бюджетов Новосибирской области находится в пределах от 30 до 40%. Таким образом, существует большое количество муниципалитетов, бюджеты которых формируются за счет средств, не связанных с результатами экономических процессов на данной территории.
Для оценки устойчивости местных бюджетов особый интерес представляет доля безвозмездных перечислений из областного бюджета в совокупных доходах местных бюджетов региона. Подобный анализ свидетельствует о том, что около 80% муниципалитетов НСО существенно зависят от финансовых поступлений из областного центра при формировании доходной части их бюджетов. За рассмотренный период число муниципалитетов, доходы которых более чем наполовину формировались за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета, находилось на уровне 29-30 с некоторым уменьшением (до 23) в 1998 г. Модальным интервалом для доли безвозмездных перечислений являлся интервал 70-80%. С учетом того, что рассматривались полученные (т.е. налоговые и неналоговые) доходы, можно заключить, что такое положение нельзя назвать нормальным для федеративного государства, реализующего принцип бюджетного федерализма.
С целью анализа направлений использования средств местных бюджетов все расходы были сгруппированы в пять основных блоков. Для оценки структуры бюджетных потребностей рассчитано распределение доли расходов по четырем основным направлениям: государственное управление и правоохранительная деятельность, социальные расходы, хозяйственные расходы и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
6. Для диагностики местных бюджетов была предложена система бюджетных коэффициентов, расчеты с помощью которых продемонстрировали возможности их использования для характеристики состояния и динамики бюджетов органов местного самоуправления. В частности, бюджетные коэффициенты служат полезным инструментом для обоснования размеров выделяемой финансовой помощи местным органам власти из регионального бюджета. Кроме того, данные коэффициенты прозрачно высвечивают финансовую ситуацию в регионе, структуру бюджетов органов местного самоуправления, позволяя оценить платежеспособность муниципальных образований. Наконец, предложенный инструментарий бюджетного анализа дает возможность выявить тенденции изменения основных бюджетных характеристик.
7. Расчет и оценка показателей неоднородности полученных и располагаемых бюджетных доходов на душу населения представляется полезным для анализа складывающихся межбюджетных отношений на уровне «субъект Федерации - муниципальные образования».
Другим важным моментом бюджетного анализа является исследование соответствия между декларированной целью необходимости концентрации финансовых ресурсов в областном центре и целями выравнивания уровня социально-экономического развития различных муниципальных образований. Анализ показателей неоднородности уровня бюджетных доходов на душу населения подтверждает, что их значение после осуществления безвозмездных перечислений в целом уменьшается.
Выявление групп муниципалитетов, за счет которых происходит изменение агрегированных показателей разброса, требует определить, как меняется характер распределения доходов местных бюджетов с учетом безвозмездных перечислений. Оценка такого изменения показывает, что показатель среднедушевых доходов по территориям резко возрастает после распределения средств муниципальным образованиям Новосибирской области из регионального бюджета. Подобная ситуация является результатом высокой концентрации финансовых ресурсов на региональном (областном) уровне, что сопровождается острой нехваткой собственных средств бюджетов муниципальных образований НСО. За рассмотренный период происходит существенное увеличение абсолютного и относительного размера средств бюджетного регулирования в доходах местных бюджетов.
Центрированные значения полученных и располагаемых бюджетных до-ходов позволяют исключить влияние изменения среднего уровня бюджетных доходов и оценить изменение их распределения с учетом повышенного стандарта бюджетной обеспеченности. Расчеты показали, что увеличивается и число муниципалитетов с бюджетными доходами ниже среднего уровня, и число муниципалитетов с относительно наиболее высокими доходами. Однако, кривые Лоренца, построенные для МО НСО по каждому рассматриваемому периоду, свидетельствуют о том, что межрайонная дифференциация в результате перечисления средств муниципальным образованиям из областного бюджета сокращается.
8. Характеристики разброса и распределения полученных и располагаемых доходов позволяют сделать предположение о случайном, или не отвечающим целям выравнивания, характере безвозмездных перечислений из областного бюджета. Для тестирования этой гипотезы была оценена зависимость безвозмездных перечислений, поступающих в местные бюджеты, на душу населения от среднедушевых налоговых и неналоговых бюджетных доходов. Установлено существование статистически значимой отрицательной зависимости между рассмотренными параметрами для Новосибирской области за период с 1996 по 2002 гг. Следовательно, бюджетная политика в области направлена на выравнивание среднедушевых бюджетных доходов муниципальных образований.
9. Оценка эффективности действия стимулов к увеличению полученных налоговых доходов на местном уровне в рассматриваемом регионе осуществлялась по предельному эффекту увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты, т.е. по увеличению располагаемых доходов при увеличении налоговых поступлений в бюджет на 1 рубль. За рассмотренный период полученные зависимости оказались статистически значимы, оценка коэффициента а во всех регрессиях больше нуля. Это свидетельствует о том, что стимулы работают в направлении сохранения и развития налогового потенциала муниципалитетов Новосибирской области.
1. Важным направлением регулирования регионального развития является бюджетная политика, эффективное проведение которой обеспечивает рост объемов финансовых поступлений, направляемых на цели социально- экономического развития регионов. Превращение сложившейся бюджетной системы России в целостную, взаимосогласованную и сбалансированную по бюджетным ресурсам и межбюджетным потокам систему требует решения ряда # важных проблем, для поиска путей решения которых представляется полезным
изучение накопленного опыта других стран в области проведения бюджетной политики.
Проанализированы модели бюджетного федерализма и выявлены их достоинства в контексте возможного использования в российских условиях. Обоснована необходимость четкого разграничения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти при условии их относительной самостоятельности и обязательного обеспечения полномочий адекватными финансовыми ресурсами. Показано, что распределение доходных источников, в том числе и финансовой помощи из вышестоящего бюджета, должно осуществляться с учетом нормативных расходов и налогового потенциала территорий. Важным инструментом в обеспечении сбалансированности и самостоятельности бюджетов в долго¬срочном аспекте являются налоговые методы, причем и региональный и местный уровни власти должны располагать, по крайней мере, одним крупным на¬
логом, который должен полностью находится в их распоряжении.
Показано, что в условиях России было бы целесообразно ряд федеральных налогов (например, налог на прибыль и подоходный) разделять между уровнями бюджетной системы с использованием метода достраивания ставок, либо стабильных нормативов, тогда как ряд других (например, НДС, акцизы) -зачислять в федеральный бюджет с последующим частичным перераспределением между территориями в рамках установленных схем выравнивания.
2. Дана оценка предлагаемых Правительством РФ изменений системы бюджетно-налоговых отношений. Стержнем данных изменений является концентрация налоговых доходов на федеральном уровне и использование их, в первую очередь, для обслуживания государственного долга. Показано, что это приводит не только к сохранению, но и к еще большему усугублению проблемы перемещения социальных расходов на региональный и, особенно, местный уровни без надлежащего финансового покрытия. Остается необеспеченной бюджетная самостоятельность регионов и муниципалитетов, не решаются проблемы, возникающие в связи с необходимостью выделения различных типов
* муниципальных образований, а также нерационального расщепления федеральных налогов, при котором абсолютное большинство субъектов РФ относится к нуждающимся в финансовой поддержке.
Выявлено, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение налогового регулирования между бюджетным и налоговым законодательством и его закрепление в Налоговом кодексе. Представляется, что межбюджетное распределение налоговых доходов целесообразно установить в Бюджетном кодексе.
Показано, что сохранение практики формирования межбюджетных отношений на основе ежегодного пересмотра размеров поступлений большинства налогов в соответствии с Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, наносит ущерб формированию стимулов территории к наращиванию и эффективному использованию их налогового потенциала. Развитие межбюджетных отношений в части местных бюджетов должно быть ориентировано на
* формирование прочной финансовой базы, определяемой законодательством, закрепляющим правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Обоснована необходимость распределения налогов по нисходящей линии при условии закрепления за каждым уровнем власти своих налоговых доходов. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные не должно Яг предполагать их автоматического зачисления в бюджет соответствующего
• оценить структуру бюджетов как с точки зрения их обеспеченности доходами, получаемыми непосредственно на территории, так и с позиций зависимости от средств, передаваемых из бюджетов вышестоящего уровня;
• проанализировать возможности использования бюджетных ресурсов для выявления основных направлений расходования средств на территориях;
• исследовать устойчивость территориальных бюджетов посредством расчета бюджетных коэффициентов;
• выявить характер бюджетных ограничений на субфедеральном уровне, возможность проведения самостоятельной бюджетной политики региональными и местными органами власти;
• выполнить расчет характеристик неоднородности бюджетных показателей (таких как размах асимметрии, рассеивание, эксцесс рассеивания, стандартное отклонение, коэффициент вариации) до и после выделения средств из вышестоящего бюджета, который служит индикатором степени оправданности концентрации ресурсов на вышестоящем уровне с позиций выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, направленности федеральной и субфедеральной бюджетной политики;
• осуществить группировки территорий, во-первых, по уровню полученных и располагаемых доходов, и, во-вторых, по уровню центрированных значений данных показателей; подобные группировки позволяют выявить территории, оказывающие определяющее влияние на изменение показателей разброса с учетом повышенного стандарта бюджетной обеспеченности после перечисления средств из бюджета вышестоящего уровня;
• проанализировать зависимость межу размерами средств, поступающих в территориальные бюджеты из вышестоящих бюджетов и полученными доходами посредством оценки регрессионного уравнения, в котором зависимой переменной являются перечисления из вышестоящего бюджета, а независимой - налоговые и неналоговые доходы территории;
• оценить предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты, с помощью регрессионных уравнений, характеризующих зависимость увеличения располагаемых доходов территориальных бюджетов от роста их налоговых доходов.
4. Важной характеристикой разработанной методики является возможность анализа широкого спектра вопросов, касающихся структуры доходов и расходов, тенденций изменения различных бюджетных показателей, особенностей выравнивания бюджетной обеспеченности, устойчивости бюджетов территорий. Методика позволяет также выявить, служат ли средства, передаваемые из вышестоящего бюджета органам власти нижестоящего уровня, целям выравнивания бюджетной обеспеченности; определить наличие и направления работы стимулов к увеличению налоговых доходов, аккумулируемых на территории, для муниципалитетов рассматриваемого региона. Получаемые с использованием предложенной методики результаты позволяют наметить возможные направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений.
5. Анализ структуры доходов местных бюджетов, выполненный на мате-риалах Новосибирской области, продемонстрировал низкий уровень их самостоятельности из-за отсутствия устойчивой доходной базы соответствующих бюджетов. Для большинства муниципалитетов более половины доходных источников приходится на долю безвозмездных перечислений. Отсутствие надежного механизма закрепления постоянных нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов обусловливает низкий уровень полученных доходов.
Уровень самостоятельности местных бюджетов оценивался посредством определения характера распределения доли полученных доходов в совокупных доходах бюджетов. Как показали выполненные расчеты, доля полученных до-ходов для большей части местных бюджетов Новосибирской области находится в пределах от 30 до 40%. Таким образом, существует большое количество муниципалитетов, бюджеты которых формируются за счет средств, не связанных с результатами экономических процессов на данной территории.
Для оценки устойчивости местных бюджетов особый интерес представляет доля безвозмездных перечислений из областного бюджета в совокупных доходах местных бюджетов региона. Подобный анализ свидетельствует о том, что около 80% муниципалитетов НСО существенно зависят от финансовых поступлений из областного центра при формировании доходной части их бюджетов. За рассмотренный период число муниципалитетов, доходы которых более чем наполовину формировались за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета, находилось на уровне 29-30 с некоторым уменьшением (до 23) в 1998 г. Модальным интервалом для доли безвозмездных перечислений являлся интервал 70-80%. С учетом того, что рассматривались полученные (т.е. налоговые и неналоговые) доходы, можно заключить, что такое положение нельзя назвать нормальным для федеративного государства, реализующего принцип бюджетного федерализма.
С целью анализа направлений использования средств местных бюджетов все расходы были сгруппированы в пять основных блоков. Для оценки структуры бюджетных потребностей рассчитано распределение доли расходов по четырем основным направлениям: государственное управление и правоохранительная деятельность, социальные расходы, хозяйственные расходы и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
6. Для диагностики местных бюджетов была предложена система бюджетных коэффициентов, расчеты с помощью которых продемонстрировали возможности их использования для характеристики состояния и динамики бюджетов органов местного самоуправления. В частности, бюджетные коэффициенты служат полезным инструментом для обоснования размеров выделяемой финансовой помощи местным органам власти из регионального бюджета. Кроме того, данные коэффициенты прозрачно высвечивают финансовую ситуацию в регионе, структуру бюджетов органов местного самоуправления, позволяя оценить платежеспособность муниципальных образований. Наконец, предложенный инструментарий бюджетного анализа дает возможность выявить тенденции изменения основных бюджетных характеристик.
7. Расчет и оценка показателей неоднородности полученных и располагаемых бюджетных доходов на душу населения представляется полезным для анализа складывающихся межбюджетных отношений на уровне «субъект Федерации - муниципальные образования».
Другим важным моментом бюджетного анализа является исследование соответствия между декларированной целью необходимости концентрации финансовых ресурсов в областном центре и целями выравнивания уровня социально-экономического развития различных муниципальных образований. Анализ показателей неоднородности уровня бюджетных доходов на душу населения подтверждает, что их значение после осуществления безвозмездных перечислений в целом уменьшается.
Выявление групп муниципалитетов, за счет которых происходит изменение агрегированных показателей разброса, требует определить, как меняется характер распределения доходов местных бюджетов с учетом безвозмездных перечислений. Оценка такого изменения показывает, что показатель среднедушевых доходов по территориям резко возрастает после распределения средств муниципальным образованиям Новосибирской области из регионального бюджета. Подобная ситуация является результатом высокой концентрации финансовых ресурсов на региональном (областном) уровне, что сопровождается острой нехваткой собственных средств бюджетов муниципальных образований НСО. За рассмотренный период происходит существенное увеличение абсолютного и относительного размера средств бюджетного регулирования в доходах местных бюджетов.
Центрированные значения полученных и располагаемых бюджетных до-ходов позволяют исключить влияние изменения среднего уровня бюджетных доходов и оценить изменение их распределения с учетом повышенного стандарта бюджетной обеспеченности. Расчеты показали, что увеличивается и число муниципалитетов с бюджетными доходами ниже среднего уровня, и число муниципалитетов с относительно наиболее высокими доходами. Однако, кривые Лоренца, построенные для МО НСО по каждому рассматриваемому периоду, свидетельствуют о том, что межрайонная дифференциация в результате перечисления средств муниципальным образованиям из областного бюджета сокращается.
8. Характеристики разброса и распределения полученных и располагаемых доходов позволяют сделать предположение о случайном, или не отвечающим целям выравнивания, характере безвозмездных перечислений из областного бюджета. Для тестирования этой гипотезы была оценена зависимость безвозмездных перечислений, поступающих в местные бюджеты, на душу населения от среднедушевых налоговых и неналоговых бюджетных доходов. Установлено существование статистически значимой отрицательной зависимости между рассмотренными параметрами для Новосибирской области за период с 1996 по 2002 гг. Следовательно, бюджетная политика в области направлена на выравнивание среднедушевых бюджетных доходов муниципальных образований.
9. Оценка эффективности действия стимулов к увеличению полученных налоговых доходов на местном уровне в рассматриваемом регионе осуществлялась по предельному эффекту увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты, т.е. по увеличению располагаемых доходов при увеличении налоговых поступлений в бюджет на 1 рубль. За рассмотренный период полученные зависимости оказались статистически значимы, оценка коэффициента а во всех регрессиях больше нуля. Это свидетельствует о том, что стимулы работают в направлении сохранения и развития налогового потенциала муниципалитетов Новосибирской области.
Подобные работы
- УКРЕПЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)(08.00.05 )
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на примере бюджета г. Благовещенска Амурской области)
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Доходы муниципального бюджета: нетрадиционные подходы к укреплению финансовой базы местного самоуправления
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование финансового механизма формирования и распределения доходов и расходов бюджета муниципального образования (на примере Гандичевского сельсовета)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2019 - СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция статуса главы муниципального образования в России в 2000-2020 гг
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Система мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании (на примере г. Набережные Челны МАУК «ДК КАМАЗ»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



