Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ

Работа №27451

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы174
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
751
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-типологической недостаточности и психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии 13
1.2. Органическая недостаточность мозга как “почва” аномальной
личностной изменчивости 29
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих конституционально - типологическую
недостаточность высшей нервной деятельности и личности подростка 39
1.4. Психологические проблемы депривированных подростков 58
Глава 2. Материал, методы исследования и психологическая коррекция конституционально - типологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи
2.1. Организация и методики исследования 76
2.2. Конституционально ориентированная психологическая помощь
воспитанникам учреждений интернатного типа 92
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования и психологической коррекции конституционально-типологической недостаточности и/или личности у подростков, воспитывающихся без семьи
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический
анализ обследованных подростков 121
3.1.1. Анализ анамнестических данных 121
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости подростков, воспитывающихся в детском доме 123
3.2. Анализ результатов эффективности психологической специализированной
помощи подросткам, воспитывающимся без семьи 128
Заключение 138
Литература 142
Приложение 161


Сиротство как фактор внешнего воздействия разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с микросоциумом взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития (Т.А. Басилова, 1998; Л.Н. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; B.C. Мухина, 1991; Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, И.М. Лисина, 1982; A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990; Л.М. Шипицына, Е.А. Казакова, 2000).
Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (B.C. Мерлин, 1986; А.А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; Б.А. Сосновский, 1996; В.В. Белоус, 1999). Более адекватные или менее адекватные реакции личности на деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической личностной предиспозиции.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституционально¬континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н. Волоскова, 2001; В.Ф. Гнучев, 2001; В.И. Кривоконь, 2002; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
ориентированных психокоррекционных подходов к детям и подросткам.
Объективная психологическая регистрация закономерностей формирования конституционально-континуальной изменчивости личности невозможна без многоуровневой диагностики, без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д.Шадриков, 1982; Б.Ф.Ломов, 1994). Лишь после психодиагностики аномальной личностной изменчивости возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования: разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции подростков - сирот.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно - объектных отношениях.
Предмет исследования: конституционально - типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у подростков-сирот.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающихся без семьи.
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов защиты.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи подросткам - сиротам с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого - биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-психотипологической структуры личности, или появление признаков аномальной конституциональной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной детерминированности вероятностной психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена на восстановление конституционально-психологических механизмов компенсации и адаптации.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к психотипологической структуре индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами в виде психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); идея о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С. Выготский); концепция системного подхода в психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков); континуально¬генетическая концепция (А.В. Брушлинский); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко, К. Леонгард, Г.К. Ушаков); представление об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков); концепция пограничной аномальной личности (И.В.Боев, О.А. Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения (Н.Н. Волоскова; О.А. Минаева); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В . Боев, О . А . Ахвердова, Н.Н . Волоскова, 2002; Н . Н. Ерошенко, 2002; Э . М. Козлова, 2003; Н.А . Куксова, 2003;
Л.В. Лысенко, 2003), а также исследования по проблемам детского развития в условиях интернатного учреждения (А. Адлер, Ф .Б . Березин, Дж. Боулби, А.И. Захаров, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А. Маслоу, В.С. Мухина, А.А. Рояк, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фурман и др.).
Материал и методики исследования. В экспериментально¬психологическом исследовании приняло участие 156 подростков (88 юношей и 68 девушек) в возрасте 14-16 лет. Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, детских домов Ставропольского края в течение нескольких лет, что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов психокоррекции.
Для реализации поставленной цели и задач использованы следующие методы и методики психологического обследования: социограмма, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко (1987), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (В.Д. Менделевич, К.К. Яхин, 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин, 1976; И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала тревожности (Teulor J., 1953).
Используя принципы дифференциальной диагностики в конституциональной психологии, все обследуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД (1 группа - 44 подростка) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (2 группа - 77 подростков). Третью группу (контрольную) составили 35 условно здоровых воспитанников детских домов, соответствующих диапазону психологической нормы - акцентуации.
Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции сотрудничества в психологическом консультировании (К. Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н. Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); методе реконструктивной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации Н.Н. Ерошенко (2002), Э.М. Козловой (2003) и программу активной и пассивной арттерапии, разработанную Н.Н. Волосковой (2001) для подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического происхождения, адаптированную к настоящему контингенту испытуемых.
Математическая статистика и графическая обработка результатов исследования проводилась с использованием персонального компьютера Pentium III, программного обеспечения фирм StatSoft (Statistica for Windows, release 5.0) и Microsoft (Windows 98, Microsoft Exel 97).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подростки, подвергающиеся длительному деструктивному воздействию неблагоприятных социально-стрессовых факторов в виде психической депривации, обнаруживают особое взаимосочетание конституциональных психотипологических характеристик, детерминированных конституционально¬типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
2. Сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция личности у подростков - сирот проявляется признаками дизонтогенеза психического развития, социальной дезадаптацией, искажением эмоционального реагирования, личностными и поведенческими нарушениями, обусловленными органической и конституциональной недостаточностью.
3. Подросткам с признаками аномальной личностной и поведенческой изменчивости, детерминированной конституционально - типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, необходима специализированная психологическая помощь для восстановления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность качественных и количественных показателей в конституциональном личностном континууме от диапазона психологической нормы - акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности, характерных для подростков, проживающих в детских домах. Экспериментально - психологические исследования обнаружили у подростков - сирот, относящихся к диапазону психологической нормы - акцентуации, признаки конституционально - типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, обуславливающие неустойчивую толерантность к деструктивным факторам социальной среды; для диапазона пограничной аномальной личности характерна сочетанная конституционально - типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и циклоидной структур личности и формированием патологического девиантного стереотипа поведения. Впервые разработан комплекс методов специализированной психологической помощи, включающий сочетание приемов психотерапии и психокоррекции в виде патогенетической (личностно-реконструктивной) психотерапии, активной и пассивной артерапии, музыкотерапии, которые в особенности адекватны конституционально - типологической эпилептоидной и циклоидной структурам личности и направлены на гармонизацию конституционально-типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, лежащим в основе патологического девиантного поведения и аномальных личностных переживаний подростков - сирот.
конституционально - типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. На эмпирическом и экспериментально - психологическом уровнях раскрыты интимные психологические механизмы, лежащие в основе психической депривации воспитанников детских домов. Доказано, что восстановление устойчивых конституциональных психологических механизмов защиты зависит от адекватности методов специализированной психологической помощи подросткам, воспитывающимся без семьи.
Практическая значимость исследования. Предложен стандартный набор психологических методов, доступных психологам и другим специалистам, которые позволяют объективизировать аномальную, конституционально обусловленную психотипологическую изменчивость у воспитанников детских домов. Разработанная экспериментально - психологическая диагностическая модель сочетанной конституционально - типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности как условия формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, воспитывающихся без семьи, может быть использована в практической работе психологов, клинических психологов и других специалистов детских домов и учреждений интернатного типа, при составлении индивидуального психологического профиля воспитанника. Разработана комплексная специализированная психологическая помощь, направленная на восстановление психологических механизмов компенсации и адаптации, что способствует нивелировке аномальных личностных и поведенческих расстройств в структуре патологического девиантного поведения, а также невротических нарушений у подростков-сирот.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико - методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально - психологического и психокоррекционного исследования, использованием стандартного комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки; значимостью полученных результатов при использовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации представлялись на 8-й Всероссийской научно - практической конференции «Образование в России: медико - психологические аспекты» (Калуга, 2002); 48 научно - методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003); 2-ой Всероссийской научно - практической конференции «Медико - биологические и психолого - педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2003); международной научно - практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Пенза, 2003); международной научно¬практической конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2003); Интернет - конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); международной научно - практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2004); международной научно¬практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2004), а также результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета.
Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 15 печатных работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия. Адекватность реакции личности на деструктивное воздействие социальных факторов зависит от степени выраженности конституционально - типологической недостаточности высшей нервной деятельности и психотипологической предиспозиции личности.
Дети, воспитывающиеся без семьи, испытывая разрушающее воздействие в виде психической депривации, обречены на глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития. Чаще всего эти дети и подростки испытывают целый комплекс факторов, внутреннего и внешнего воздействия, которые способствуют формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституционально - континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии.
Изначально «неполноценная биологическая почва» у подростков - сирот, взаимодействуя с деструктивными социально-стрессовыми факторами в виде психической депривации, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации, выражающиеся на феноменологическом и экспериментально - психологическом уровнях индивидуальной аномальной психотипологической изменчивостью.
специализированную психологическую помощь.
Специализированная психологическая помощь, основанная на концепции сотрудничества в психологическом консультировании, принципах лечебной педагогики, а также методах патогенетической техники психокоррекции, включающая программу активной и пассивной арттерапии, разработанную Н.Н. Волосковой (2001) для подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического происхождения и адаптированную к контингенту испытуемых помогла достигнуть позитивных личностных и поведенческих изменений у воспитанников детских домов.



3. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. - 1999. - № 1.- С. 39-48.
4. Адлер А.О. О нервическом характере. Изд. “Университетская книга”. - Спб. - М., 1997, 382 с.
5. Аксарина Н.М., Ладыгина Н.Ф. Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка // Педиатрия. - 1954., №3. - С. 10-16.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М: Наука, 1977.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: изд-во МГУ, 1969.
8. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975, с. 301.
9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. - М., Изд-во Института психотерапии, 1999. - 304 с.
10. Анцыферова Л.И. Психологическое ученье о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы //Психологический журнал. - 1980. - Т.1. - № 2. - С. 52 - 60.
11. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. № 1. - С. 6 - 19.
12. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология // Л.: Наука. 1975. с. 60.
13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.
14. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С . 28 - 40.
15. Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс. докт. психол. наук. - М., 1998. - с. 43.
16. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика
личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. - М., 1998. 154 с.
17. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. - 272 с.
18. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1997. - 50 с.
19. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М.,1998. - С.82-83.
20. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симс», 1995.
21. Бардышевская М.К. Особенности развития страхов у младенцев с недостаточностью поведения привязанности // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М., 1998. - С. 139-142.
22. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушении психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты:
24. Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопр. психол. - 1996.- №4.- С. 127-133.
25. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журн. невропатол. и психиатр. - 1974. - № 10.- С. 1538-1541.
26. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - М., Медицина, 1989. - 256 с.
27. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». М., 1993. - С. 161-165.
28. Белоус В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности. - Пятигорск, 1999, с. 35 - 59.
29 .Беспризорные и безнадзорные лети. Итоги общероссийского социологи¬ческого зондажа. М. Центр социологических исследований. МО РФ, 2002, 68 с.
30. Бобылева И.А. Семейный центр-форма патронатного воспитания // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. М.: 2002, с. 52-60.
31. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. - Ставрополь, 1999.
32. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь. 2001. - с. 380.
35. Брутман В. И. К феноменологии психических расстройств, возникающих в процессе вынашивания нежеланной беременности // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М., 1998. - С. 84-85.
36. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникополов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопр. психол. - 1994. - № 5. - С. 31-37.
37. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. - 1997. - № 6. - С. 38-48.
38. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые методические вопросы психиатрического изучения случаев отказов матерей от новорожденных // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. - М., 1994. - С. 20-21.
39. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции соци¬альной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: зашита, помощь, возвращение в жизнь.- М., 1998.
40. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. - 1970. - № 3. - С. 453 - 462.
41. Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001. - с. 215.
42. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией. Учебно-методическое пособие под ред. проф. И.В. Боева. - Ставрополь, 1999. - С. 120.
43 .Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. Дисс канд. пед. наук. - М., 1996.
44. Вострокнуток Н. В. Типология делинквентного поведения детей и
подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М.: Грааль, 1996.
45. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатол. и психиатр. - 1975. - № 9. - С. 1379-1383.
46. Выготский Л. С Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. - М.; Педагогика, 1983.
47. Выготский Л. С. Младенческий возраст // Вопр. детск. психол. - СПб, Союз, 1997. - С. 40-111.
48. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999. - С. 350.
49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., изд-во АПН, 1960. - С. 92.
50. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования России, 2002, № 16, с. 8 - 17.
51. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996, №3. с. 101 - 116.
52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
5 3 .Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - М.: Медицина, 1964. - 291 с.
54.Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., Медицина, 1977. - 272 с.
5 5 .Горьковая И.А. Проявление агрессивного поведения у делинквентных подростков // Дети и насилие. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.
58. Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1998. - 22с.
59. Гречаный С. В. Психическое развитие воспитанников домов ребенка, рожденных от матерей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом // Тез. докл. конф. «Мама - мой мир». - СПб, 20-24 ноября 2000г.- С. 115¬116.
60. Гречаный С. В., Хацкелъ С. Б. Патологические привычные действия у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама - мой мир». - СПб, 20-24 ноября 2000 г. - С. 100-102.
61. Губарева Л.И. Адаптационные системы организма в пре- и постнатальный периоды онтогенеза в условиях воздействия антропогенных факторов Среды. Дисс док. биол. наук. - Краснодар, 1999.
62. Гурьева В.А. Пролонгированные психогении у подростков и их влияние на формирующуюся личность // Социальная и клиническая психиатрия.- М., № 2, 1994, с. 31 - 35.
63. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980. - 272 с.
64. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Издательство Томского университета, 1994.
65. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001, № 5, с. 3-9.
68. Дубровина И.В., Лисина М.Я. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.
69. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Просвещение, 1990.
70. Еникополов С.Н., Брутман В.И., Радионова М.С., Черников В.А. Некоторые психологические особенности женщин, отказывающихся от новорожденных // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. - М., 1994. - С, 23-24.
71. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр, и мед. психол. - 1995. - № 1. - С. 55-63.
72. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М., Медицина, 1981. - 272 с.
73 .Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. - 1985. - №4. - С. 31-37.
74. Зезина М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / Педагогика, 2000, № 3, с. 58.
75. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива / Под. ред. Гаврилина А. В. - Владимир: ИУУ, 2002.- 188с.
76. Иовчук Н. М. Депрессивные и маниакальные состояния у детей и подростков (по данным зарубежной литературы) // Журн. невропатол. и психиатр. - 1976. - № 6.- С. 922-934.
77. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессия у детей и подростков. - М., Школа-пресс, 1999. - 80 с.
78. Иовчук Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование, 2001, №7, с. 185 - 189.
79. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб, Питер, 2000. - 512с.
80. Исаев Д.Н., Микиртумов Б.Е., Богданова Е.И. Сексуальные проявления у детей - симптомы нервно-психических расстройств // Актуальные проблемы психоневрологии детского и подросткового возраста. - М., 1976.- С. 83.
81. Исаев Д.Н., Попов В.Н. Влияние госпитализма на психическое состояние детей, воспитывающихся в психоневрологических домах ребенка // Вопр. охр. мат. - 1991. - № 1. - С. 38-41.
82. Исаченкова М.П. Синдром сверхценных образований в подростково¬юношеском возрасте. - Автореф. дисс.канд. мед. наук. - М., 1986. - 26 с.
83. Каган В.Е. Детский аутизм и психическое недоразвитие // Проблемы общего психического недоразвития. - Л., 1976. - С. 61- 67.
84. Калинина М.А., Козловская Г.В., Королева Т.Н. Депрессивные состояния в раннем возрасте // Журн. невропатол. и психиатр. - 1997. - № 8. - С. 8-12.
85. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990. - 567 с.
86. Кербиков О.В. Избранные труды. - М.: Медицина. - 1971. - 312 с.
87. Кириченко Е.И., Шевченко Ю.С., Бобылева Г.И. Психопатологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. - 1986. - № 10. - С. 1555-1560.
88. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников, 1998, № 4., с. 2-5.
89. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., Медицина, 1995. - 600 с.
90. Козловская Г.Б., Проселкова М.Е. Эмоциональные нарушения в условиях сиротства у детей раннего возраста // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. - М., 1994. - С. 55-57.
92. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журн. невропатол. и психиатр. - 1995. - № 5. - С. 48-52.
93 .Козловская Г.В., Горюнова А.В. Нервно-психическая дезинтеграция в раннем онтогенезе детей из группы высокого риска по эндогенным психическим заболеваниям // Журн. невропатол. и психиатр. - 1986. - № 10. - С. 1534-1538.
94.Козловская Г.В., Скобло Г.В. Состояние психического здоровья детей раннего возраста (клинико-эпидемиологическое исследование) // Журн. невропатол. и психиатр. - 1989. - № 8. - С. 1455-1451.
95 .Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1989.
96. Колупаев Г.П., Лакосина Н.Д. О закономерности формирования
психогенных нарушений на экзогенно-органической “почве” //
Психогенные (реактивные) заболевания на измененной “почве”. - Воронеж, 1982. - С. 169 - 171.
97. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб.: ИСПиП, 2000.108 с.
98. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
99. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитании, 2001.
100. Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: ИСПиП, 2000, 54 с.
101. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / Дефектология, 1990, №3, с. 12-16.
102. Кощавцев А. Г. Психосоматические (функциональные) нарушения пищевого поведения у детей первого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - СПб., 1996. - 22с.
103. Кощавцев А. Г. Расстройства сна и привязанности у детей второго полугодия жизни и их связь с факторами риска во время беременности // 5-я Международная конференция «Ребенок в современном мире: права ребенка». Тез. - СПб, 1998. - С. 37-40.
104. Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). - М., 1997.
105. Краснушкин Е.К. Избранные труды. - М: Медгиз, 1960. - 608 с.
106. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация группы социального риска. - Курган-Челябинск, 1995.
107. Кудеринов Т.К. Возрастная динамика юношеских психопатий. - Автореф.дисс.канд. мед. наук. - М., 1986. - 22 с.
108. Кулаков В.С. Органические психопатии в период пубертатного криза и их отграничение от непатологических девиаций личности. - Автореф. Дисс.канд. мед.наук. - М. 1977. - 18 с.
109. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. - 3-е изд. Пг., 1917.
110. Лангмайер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1994, с. 268 - 276.
111. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. - М., Просвещение, 1991. - 96 с.
112. Лебединский В.В. Искаженное психическое развитие // Детский аутизм. Хрестоматия. - СПб, 1997.- С. 55-76.
113. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. - 2-е изд. М., 1956.
114. Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978.
115. Лейтес Н.С. Опыт психологической характеристики темпераментов // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956.
116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 123.
117. Леонтьев А.Н. Избранные психологические соч. Т. 2. - М., Педагогика, 1983.
118. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 417.
119. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977. - 208 с.
120. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999. - С. 405.
121. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
122. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
123. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1973. - С. 22.
124. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. - с 413.
125. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. - М., 1998.
126. Мастюкова Е.М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перенатальным поражением мозга // Дефектология. 1977. № 5. - С. 33 - 38.
127. Матвиенко В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей / Стенограмма заседания Гос. думы от 3. 04. 02 / Официальные документы в образовании, 2002, № 13, с. 6 - 40.
128. Международная классификация болезней 10-го пересмотра.
Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб, Адис, 1994. - 303 с.
129. Мейер Л. Ф. Госпитализм детей грудного возраста. - М., 1914.- С. 11-14.
130. Мерлин В.С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку // Вопр. психологии, 1955, № 6.
131. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных отношений со взрослыми у детей первого года жизни, воспитывающихся в домах ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - Тез. докл. конф. - М.,1979. - С. 123-126.
132. Микадзе Ю.В. Методологические принципы анализа нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1991, 2.
133. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования
психических функций у детей // 1 Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб. докладов под ред. Е.Д. Хомской и Т.В. Ахутиной. - М., 1998.
134. Микиртумов Б.Е., Анисимова Т.И. О возможных причинах
дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная
конференция «Ребенок в современном мире». Тез. - СПб, 1998. - С. 32-34.
135. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: ТОО «Симс», 1995.
136. Мнухин С.С. О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого алиментарного истощения у детей // Журн. невропатол. и психиатр. - 1947. - № 6.- С. 75-77.
137. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего инфантильного аутизма или синдроме Каннера // Журн. невропатол. и психиатр. - 1967. - №10.- С. 1501-1506.
138. Мнухин С.С., Богданова Е.И., Герасимова Э.В. О «периодических» психозах у детей и подростков // Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л., 1965. Вып. 11. С. 231 - 237.
139. Москаленко В.Д. Наркомания и материнство. Сообщение 1. Неонатальный наркотический абстинентный синдром // Вопр. наркол. - 1991. - № 1. - С. 39 - 41.
140. Москаленко В. Д. Развитие детей, перенесших антенатально воздействие наркотиков // Вопр. нар-кол. - 1991. - № 3. - С. 42 - 44.
141. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр. психол. - 1994. - № 6. - С. 16-25.
142. Мухина В.С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспек¬тивная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. сост. В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991.
143. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Медицина, 1960. - 425 с.
144. Мясищев В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И.П. Павлова // Учен. записки. ЛГУ, 1954, № 185.
145. Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1959, т. 2.
146. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). - М.: Дом, 1994.
147. Норакидзе В.Г. Типы характеров и фиксированная установка. Тбилиси. 1966.
148.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1985. - С. 153.
149.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации специалистам. - М.: 2002, 84 с.
150.Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. - М., Медицина, 1996. - С. 159-160.
151.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии, 2001, №4, с. 39 -52.
152.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии, 2001, № 3, с. 79-90.
153. Павлов И.П. Полн. собр. соч., т. 3, кн. вторая, с 69.
154. Палей И.М., Пшеничников В.В. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента // Вопр. психологии, 1955, № 5.
155. Петрусенко О.В., Бобылева И.А., Зотова Н.А., Сусцева Т.В. Лакинский детский дом // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. - М., 2002, с. 60 - 68.
156. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., “Просвещение”. 1969.
157. Пивень Б. Н. Сочетанные формы психической патологии. Новосибирск: “Наука”. Сибирское предприятие РАН. 1998. С. 78.
158. Платонов К.К. Теория и методы // В кн.: “Личность и труд”. М., “Мысль”, 1965.
159. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из
неблагополучных семей//Педагогика, 2000, № 1, с. 47-51.
160. Попеску-Невяну П.Г. Опыт исследования типовых особенностей высшей нервной деятельности человека // Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
161. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред.
Байбородовой Л.В. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1997. - 196 с.
162. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.
163. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства. - М., 1991, с. 223.
164. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. - 1982. - №2. - С. 80-86.
165. Проселкова М.Е. Формирование психопатологической структуры симптоматики у детей в депривационных условиях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М., 1998. - С. 100-101.
166. Проселкова М.Е., Козловская Г.Б., Башина Б.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста // Журн. невропатол. и психиатр. - 1995. - № 5. - С. 52-58.
167. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., Педагогика, 1990.- С. 5-11.
168. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб., 1996.
169. Пластинина Т.А. Ребенок должен жить в семье // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н.П. - М., 2002, с. 68-73.
170. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991, с. 159.
171. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб, Москва - Харьков - Минск, 2000.
172. Расчетина С.А. Защита прав ребенка на жизнь как историческая проблема / Дети улицы. Часть III. Сборник материалов. - СПб.: 2001, с. 4 - 12.
173. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. - М., 2002.
174. Родители - в ответе за воспитание детей. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Шипицыной Л.М. - СПб.: ИСПиП, 2002.
175. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000.
177. Симпсон Т.Н. Шизофрения раннего детского возраста. - М.: Медгиз, 1948. - 134 с.
178. Скобло Г.Б., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч .- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М., 1998.- С. 101-102.
179. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 1995. - № 3. - С. 134-150.
180. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. - 1999. - № 1. - С. 105-117.
181. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1997.
182. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Семья Г.В. - М.: Полиграфсервис, 2001. - 480с.
183. Сухарева Г.Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте // Вопр. педол. и детск. психоневрол. - М., 1925. - Вып. 2. - С. 157.
184. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
185. Терновская М.Ф. Детский дом № 19 ЦАО города Москвы как уполномоченная служба органов опеки и попечительства // Патронатное воспитание в России на современном этапе / сост. Иванова Н. П. - М., 2002, с. 9-16.
186. Терновская М.Ф., Дзугаева А.3., Иванова Н.П., Лопатина В.И. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми (сборник материалов) - М.: Квадрум, 2000. - 136 с.
187. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1995. - С. 146 - 154.
188. Ушаков Г.К. Пограничные нервно - психические расстройства. - М., 1987.
189. Фрухш Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тез. докл. конф. - М., 1979. - С. 115-116.
190. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987. - С. 185 - 200.
191.Чепурных Е. Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан // Патронатное воспитание в России на современном этапе. / Сост. Н. П. Иванова. - М., ЦХС, 2002, с. 2 - 5.
192.Чепурных Е.Е., Бухман Е.В., Володина И.Н. и др. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. / Под науч. ред. Н.П. Ивановой. - СПб.: «Образование и Культура», 2001. - 120 с.
193.Чечет В. Альтернатива социальному сиротству// Народное образование, 2001, №9, с. 105-108.
194. Шевченко Ю.С. Патологические привычные действия у детей и подростков и принципы их терапии с позиций концепции психического дизонтогенеза // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992., Т. 2.- №1.- с. 11-21.
195. Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. - СПб.: ИСПиП,1997.- 43с.
196. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб, 1997. - С. 24-25.
197. Щелованов Н.М. О воспитании в домах младенцев // Вопр. мат. и младенч. - 1938. - № 3. - С. 15-22.
198. Щереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В. и др. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. - М., 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ